Волго-Балт

При попытке придумать какое-нибудь «эдакое» название для этого рассказа, я всё время вспоминал название книги В. Голованова, а именно «…Оправдание бессмысленых путешествий».

Действительно, ещё на стадии планирования, плавание «Котоярви»  2008 года вызывало удивление у коллег мореплавателей. Ну да, Онежское озеро, это понятно. Туристская Мекка, сосновые боры на песчаных берегах, рыбалка, грибы и всё такое.  Но на кой чёрт Волго-Балт? Для московских яхтсменов, путешествующих по Онеге, участок от Москвы до Вытегры принято считать наказанием, эдаким неизбежным злом, отнимающим драгоценное отпускное время от конечной цели –плавания по Онеге. Но у нас было всё наоборот. Онега была на втором месте, а главная цель плавания – именно Волго-Балтийский водный путь. Зачем? Попробую объяснить.

Впервые отправившись в парусное путешествие в 1994 году, мы прониклись мыслью, что Белое море, которое открылось нашим глазам, это не просто удобный для отдыха водоём, но и огромная морская дорога, которая может привести путешественника практически в любую точку земного шара. Выйдя из Горла можно повернуть на восток и дойти до сказочно далёкого Берингова моря и Аляски. А если повернуть на запад, то можно увидеть Скандинавию,  Норвежское море и Гренландию. Это чувство «дороги» присутствовало и в наших последующих плаваниях.

А вдруг, относительно недавно, пришло понимание, что эта великая морская дорога проходит совсем близко от нашего дома, и мы раньше просто её не замечали. Слышали, конечно, что «Москва – порт пяти морей», но осознание этого удивительного факта пришло лишь в 2008 году. И конечно, сразу захотелось пройти эту дорогу если не «до конца», то хотя бы «от начала».

Предполагаемое путешествие условно состояло из двух частей - первой и второй. И если с первой всё было понятно сразу (Москва – Онега), то дальнейшие планы постоянно менялись. Тут были следующие варианты:

  1. Идти из Онеги в Питер и закончить в Кронштадте.
  2. В Повенце войти в Беломоро-Балтийский канал и закончить в Беломорске.
  3. Вернуться обратно в Москву.

В итоге, остановились на третьем варианте, но возвращаться решили не прямо в Москву, а в Иваньковское водохранилище. Такой финиш имел дополнительные бонусы.

Появлялась возможность растянуть парусный сезон вплоть до поздней осени, перекатать на катамаране наших многочисленных друзей, далёких от парусного туризма. А также, вообще отказаться от поезда и багажного вагона, ограничившись для всех переездов дружеской «Газелью». Ну и конечно, побороздить пресловутое Московское море тоже хотелось.

Часть первая, перегон «туда»

Разумеется, собирать лодку было бы удобнее на Московском море, но стартовать хотелось именно из Мосвы. Облазив весь южный берег Химкинского водохранилища, я набрёл на маленькую яхтенную стоянку, которая оказалась яхт-клубом МАИ. Будучи сам выпускником МАИ я довольно быстро договорился с земляками по  «Альмаматери» о месте сборки. Для того, чтобы избавиться от привычной нам неприятности – трёхдневного аврала по сборке катамарана, это мероприятие решили растянуть на двое выходных. первые, мы собрали «центроплан» и каюту а на следующие, дособирали лодку до конца. В промежутке я успел отработать ещё одну рабочую неделю.

 Что было приятно: на сборку лодки мы приезжали как на работу, после чего ночевали по домам. Маёвские яхтсмены оказались ребятами приветливыми и помогли нам скатить катамаран на воду. Председатель яхтклуба Андрей Маслов научил, как правильно по времени проходить участок до Дубны. У них сложилась такая схема: выходить надо вечером, засветло пройти Клязьминское, Учинское и Икшинское водохранилища и остановиться на ночёвку перед 6-м шлюзом КИМ. Тогда, первой половины следующего дня вполне достаточно, чтобы пройти все шлюзы и во второй – выйти в Волгу.

В предстоящем плавании планировалось аж 4 смены экипажа. Постоянный состав, это только я и моя жена Ольга. Остальные участники менялись на разных этапах пути. На прохождение первого участка до Дубны мы пригласили Беликовых, Саню и Лёлю. Саня раньше ходил этот участок на яхте и как единственный специалист по ВВП был назначен капитаном.

 Стояла ужасная жара и начиная с Клязьминского водохранилища мы постоянно купались.

Судов попадалось немного, лишь изредка нас обгоняли моторные яхты. В канале от них вставала мелкая но противная волна, которая многократно отражаясь от стенок образовывала стоячие волны.

 Вечером мы остановились в пределах видимости 6-го шлюза и по телефону спросили у диспетчера, какие у нас перспективы на завтра. Он попросил у нас номер телефона и обещал вызвать с утра, как только появится возможность отшлюзоваться. Спать пришлось недолго, в 4-30 нас разбудил телефонный звонок. Вместе с нами в камеру щлюза вошла яхта-четвертьтонник «Ольга». У яхтсменов была рация и мы договорились, что дальше будем шлюзоваться вместе с ними.

Как и обещали маёвские яхтсмены, после обеда мы встали на якорь напротив набережной г. Дубны. Здесь предстоял первый пересменок.  А ещё в Дубну нас на машине приехал проводить наш старый друг Егор. В ожидании смены мы взяли его на борт и отошли от судового хода попить пива ня якоре.

   

Тут случился классический грозовой шквал. Небо мгновенно почернело и хлынул проливной дождь. Тент над салоном толком поставить не успели и в первые же минуты промокли до нитки. Вдобавок, наш 12-кг плуг не выдержал очередного порыва ветра, и сорванный с якоря катамаран понесло на судовой ход. Пока заново заводили якорь, позвонила вторая смена. Мы предложили им переждать ливень на вокзале. Дождавшись окончания катаклизма, мы приняли на борт новую смену: наших с Ольгой детей студенческого возраста Насти и Вани, а также их товарища Петю. Затем, попрощавшись с Беликовыми и Егором, которые на машине уехали в Москву, пошли дальше.

На участке до разлива Рыбинского водохранилища мы шли вниз по матушке Волге и считали старинные русские города: Кимры, Кашин, Калязин, Углич, Мышкин. В Угличе вышли на экскурсию и пока посменно гуляли по городу,

Пережили ещё один такой же грозовой шквал. Рядом с теремом, где зарезали Димитрия молния ударила в берёзу, ободрав ствол снизу доверху от коры (см.фото). В Мышкине посетили замечательный музей Мыши и местный политехнический музей под открытым небом.

 

Следует упомянуть, что в качестве навигационного пособия, кроме атласа ВВП мы активно использовали легендарную книгу Мошковского «На яхте от Москвы до Онежского озера». Перед каждым переходом Ольга вслух зачитывала очередную главу и тогда проходящие мимо наших бортов виды воспринимались как иллюстрации к этой замечательной книге.

Основной разлив Рыбинки пересекли за один день, остановившись не доходя Череповца на днёвку. Несмотря на испортившуюся погоду много купались и собирали грибы. На следующий день Череповец нас встретил многочисленными цветными дымами комбината «Северсталь».

 Перед входом в нижнюю Шексну в очереди стояло несколько судов с металлоломом. Здесь проходит граница двух гидроузлов: КИМа и Волго-Балт-а. Весь дальнейший участок до Белого озера представляет собой огромный разлив Шексны с узким извилистым судовым ходом. Вода вроде бы большая, но даже с нашей осадкой эти просторы недоступны. Стоит отойти от судового хода на 10 метров, как рули начинают цеплять многочисленные затопленные пни. Удивительно, но за столько лет этот искусственный водоём так и не стал природным. Там всё время не покидает ощущение, что лодка идёт не по воде, а по суше, только эта суша покрыта тонким слоем воды. Впрочем, всё то же самое можно сказать и про основной разлив Рыбинского водохранилища.

 От Череповца поднялись до 7-8 шлюза Волго-Балта, затем до Белого озера, пересекли его и вошли в Ковжу. На Белом озере попали в некое подобие шторма. Волны

были невысокие, но очень крутые. Ветер разогнало такой, что под конец перехода мы оставили один грот на 2-м рифе. При этом, периодически скорость переваливала за 22 км/ч и пару раз мы зарывались поперечиной в волну.

 В Ковже переночевали у причала местного рудокомбината под грохот грейферов, которыми всю ночь грузили сухогрузы. Вода в Ковже, как и обещал Мошковский была цвета «кофе без молока». Не то, что пить, но и палубу мыть не хочется. Мест для стоянки там очень мало. Поэтому мы постарались пройти участок до Вытегры без остановок.

к 6-му шлюзу «Вытегорского кошмара», как прозвали этот участок яхтсмены, пришлось зайти в диспетчерскую для регистрации. Очень приветливая женщина, диспетчер шлюза записала наши данные и дала нам телефоны всех оставшихся шлюзов, с 5-го по 1-й. Для удобства мы присоседились к попутному «РТ-шнику» (речной толкач) и вместе с ним спустились до Белоусовского водохранилища.

 

Подойдя к 6-му шлюзу «Вытегорского кошмара», как прозвали этот участок яхтсмены, пришлось зайти в диспетчерскую для регистрации. Очень приветливая женщина, диспетчер шлюза записала наши данные и дала нам телефоны всех оставшихся шлюзов, с 5-го по 1-й. Для удобства мы присоседились к попутному «РТ-шнику» (речной толкач) и вместе с ним спустились до Белоусовского водохранилища. Все берега здесь были завалены брёвнами, в обе стороны проходили лесовозы. Последний, (и 1-й по номеру) шлюз мы прошли поздно ночью, в нарушение всяких правил шлюзования. Впотьмах по электронной карте в навигаторе с трудом нашли стоянку. А наутро прошли оставшиеся 13 километров Вытегры и  увидели Онежское озеро.

Погода была отличная, поставив все паруса мы двинулись в направлении Петрозаводска. Прошли раздел Вытегорской и Онежской воды, отчётливо видимую линию, по одну сторону которой коричневая вода Вытегры, а по другую – кристально чистая Онежская. В этом месте, чтобы не нарушать традиции, описанной Мошковским, достали ружьё и два раза пальнули в небо, салютуя Онеге.

До Петрозаводска дошли за две ходки, с промежуточной остановкой  в Заячьей губе. Стоянки на этом берегу очень обжитые, если не сказать засиженные. Кроме нас в заливе было ещё 2-3 компании с машинами, надувными моторками и палатками. В Петрозаводске остановились в местном яхтклубе. Приняли нас довольно приветливо, стоянка за 2 дня обошлась в 300 руб. На территории яхтклуба подивились на местные корабли, стоящие в кильблоках на берегу. Чего тут только не было! Полный комплект разной экзотики от торпедного катера до маленькой подводной лодки.

Здесь у нас был запланирован следующий пересменок. Всех троих детей отправили домой, а взамен приняли двух новых членов экипажа – Катю и Андрея, родителей уезжающего матроса Пети и наших старых друзей. Они катались по Карелии на машине, и одним из этапов их путешествия было плавание на «Котоярви» из Петрозаводска в Медвежьегорск. Провожая на вокзал детей, не торопясь погуляли  по Петрозаводску. Город очень понравился.

Часть вторая, Онега.

Ночевали в марине, уже в новом составе. Под вечер познакомились с командой тверской яхты «Андора» посидели друг у друга в гостях. Капитан «Андоры» Андрей и матрос Сергей оказались очень гостеприимными хозяевами, ввиду чего отплытие на следующий день пришлось отложить до обеда. Наконец, придя в боеготовное состояние, мы в новом составе вышли из марины и направились в сторону Шардонских островов. С погодой нам везло, ветер был слабый, но стабильный и ближе к вечеру мы встали с подветренного берега самого южного острова архипелага. Тут был небывалый урожай земляники и все разбрелись пастись по острову.

Стоило нам расслабиться, погода начала портиться. Ветер неожиданно зашёл на 180 градусов с переходом через штиль и стал разгонять волну, прямо в бухту, где мы стояли. Когда мы приняли решение отходить, ветер уже был нешуточный. При попытке подтянуться за заведённый при швартовке якорь, нас таки сорвало и понесло на камни, обратно в бухту. К счастью, мотор был уже заведён, но все-таки напоследок мы сильно ударились о торчащий камень правой скулой.

На ночёвку остановились в закрытом проливе между Шардонскими островами. Ночью заштормило уже не на шутку. Следующий день пережидали на островах и отмечали день военно-морского флота. Переждав шторм, на следующий день покинули Шардоны и пошли на восток. Погода была «нашей», волна на 4 балла и свежий ветерок в бакштаг. Шли на всех парусах.

Дальше наш путь неминуемо проходил через Кижи, и раз уж так получалось, решили там тоже «отметиться». Остановились у берега, прямо напротив Преображенской церкви. Пока Андрей и Катя ходили на экскурсию, нас погнали служители музея. Оказывается, в Кижах можно стоять только на гостевом причале рядом с портом. Оно и понятно: из порта можно попасть в музей только через КПП, заплатив за экскурсию. Показалось, что в Кижах за последние 20 лет ничего не изменилось. Лишь в Преображенскую церковь теперь вообще не пускают. Обойдя комплекс музея, и убедившись, что «всё на месте», отошли на другой остров архипелага и устроили основательную рыбалку. Погостив на островах, отправились на север.

На первую ночёвку остановились на западном берегу Онеги в небольшой бухточке между Баб- и Варнаволоками. Чуть позже, туда подошёл ял с разрезным фоком. Оказалось, компания москвичей держит в Петрозаводске два яла и приезжают каждый год путешествовать по Онеге. Народу там было человек 8, в т.ч. несколько детей. Впоследствии оказалось, что двое из команды яла работают в том же корпусе МГУ, где строился «Котоярви» и через месяц я встретился с ними в лифте по дороге в мастерскую!

   

При входе в Повенецкий залив мы пошли восточным берегом мимо Хедострова. Удивительно, он оказался очень похожим  на хорошо известный нам Хедостров  в Онежском заливе Белого моря, с той лишь разницей, что Онежский Хед весь опутан колючей проволокой. Кроме Хеда там ещё несколько вытянутых невысоких острова, и на самый длинный из них,  о. Заячий мы высадились прогуляться.  А ближе к вечеру встали на ночёвку  в Ижгубе.

   

Погода стала портиться идти в дождь не хотелось, и на следующий день устроили днёвку. Собирали грибы и тщетно пытались наловить рыбы. Через два дня 3 августа встали на городском пляже Медвежьегорска для очередной смены экипажа. Сильно похолодало, температура воды упала до 9 градусов. На городском пляже – ни души, лишь из пустого летнего кафе слышалась музыка.

Андрей с Катей поехали за своей машиной в Петрозаводск и дальше – в Питер, а им на смену приехали: моя сестра Юля, отец и … дочка Настя. Ей надоело торчать в Москве, и она увязалась с тёткой и дедом обратно на «Котоярви».

 Обратный путь до Петрозаводска отличался от предыдущего этапа лишь местами стоянок. Для разнообразия мы пошли не через стрелку восточных островов, а вдоль западного берега озера. Делали остановки  на Сал-острове и Ажепнаволоке. Там ещё раз встретились со знакомым нам ялом. Уже другая команда перегоняла его обратно в Петрозаводск.

   

 Был на этом этапе любопытный эпизод.

В районе о. Еловец мы шли по электронной карте Блю-Чарт, обходя с севера крупную мель. Я сильно удивился, увидев прямо посередь этой мели теплоход-сухогруз. Сначала заподозрил, что врёт Блю-Чарт, и принял несколько южнее. Эхолот сразу начал ругаться и пришлось вернутся обратно на курс. Подойдя поближе, мы обнаружили, что грузовик под названием «Загорск» наглухо сел на мель, высоко задрав нос. С кормы уже отходил катер, видимо, чтобы завести якорь. Навстречу нам по фарватеру прошёл ещё один  грузовик «Кировск», как две капли воды похожий на «Загорск». Он зашёл в корму своему брату-близнецу и стал его стаскивать. Чем кончилось, мы узнали позже: уже на обратной дороге, в середине Ковжи нам навстречу прошёл… «Загорск», целый и невредимый.

Дальше опять были Кижи и Шардоны, на которых опять пережидали шторм. В Петрозаводске проводили Юлю с Настей, и заночевали в марине. Ночью разбудил страшный топот на палубе. Оказалось, местные портовые крысы привычно перебрались по швартову к нам в гости и бандитствовали на камбузе. Пришлось всё попрятать по рундукам, после чего незваные гости потеряли к нам интерес.

Часть третья, обратный перегон.

10 августа, не самым ранним утром мы вышли из марины и двинулись в обратный путь. Сроки наших отпусков уже поджимали и обратный путь мы гнали без остановок сё светлое время. Онегу проскочили очень быстро, поймав напоследок истинный парусный кайф – стабильный ветер  в галфвинд под прикрытым от волны берегом. Шли со средней скоростью 10 узлов, без всякой нервотрёпки и под всеми парусами.

Мой отец, гидротехник по профессии, млел от пробегающих по бортам гидротехнических сооружений. Весь вытегорский гидроузел строили его однокашники-гидротехники. В камере одного из шлюзов, любовно щупая стенку, он вдруг выдал: «Поднасрал тут Степаныч с бетоном, приеду, пожалуюсь!»

 

В Ковже прозевали сумерки и остановились на ночёвку в устье маленькой мелкой речушки. Только уселись попить чайку, мимо по судовому ходу прошёл пассажирский теплоход. Вдруг, вода из-под нас устремилась в Ковжу, опустив «Котоярви» на брюхо. Обратный вал был ужасен, якорь как пробку вырвало из глины и нас вышвырнуло прямо на кусты и поваленные деревья. Поняв, что тут жить не получится, выпутали такелаж из веток и впотьмах переставились в речку Тумбу, зайдя вглубь чуть не на километр.

Белое озеро опять встретило нас высокой волной и, на этот раз, встречным ветром. Решили против ветра не бодаться и обойти озеро с северо-запада по обводному каналу. При входе в обводной канал с трудом разминулись с плотоводом, тащившим плот с брёвнами. А в самом канале прямо посередине обнаружили ещё один плот, но уже без буксира. К счастью, его не успело развернуть ветром поперёк канала, иначе нам пришлось бы возвращаться.

 Сам канал выглядит как абсолютно ровная прорезь шириной метров 30. Сделан он в виде ломаной линии из прямых как струна отрезков. Видимо, изначально строился для проводки плотов. В канале шли на моторе и перед нами постоянно взлетали цапли и утки. Вообще, канал оказался прибежищем для огромного количества водоплавающей птицы. В районе села Н. Мондома (не доходя Белозёрска) мы вышли через прорезь в озеро и с удовольствием оттянулись на парусах, благо после обходного манёвра с каналом  сразу попали в зону комфортного мореплавания. А дальше опять начались огромные поля затопленных кустов с узким обставленным фарватером.

Проходя с. Топорня решили зайти в начало Северодвинской шлюзовой системы.

 И правильно сделали! Топорнинский гидроузел, вызвал чувство глубокого восторга у всей команды. После современных бетонных шлюзов Волго-Балта две крохотные деревянные камеры и ворота с ручными затворами производили впечатление игрушечных. Весь гидроузел состоит из двух шлюзов, №2 и №3. А №1…затопило при строительстве Волго-Балта. При этом нумерацию остальных шлюзов менять не стали. Чтобы побольше узнать про этот музей под открытым небом, мы с Ольгой сходили пообщаться к начальнику гидроузла. Видя наш неподдельный интерес, начальник растаял и с удовольствием прочёл нам краткую лекцию по устройству и работе системы.

К сожалению, деревянные сооружения этого старейшего водного пути  постепенно приходят в негодность, из-за чего за последние 10 лет,  грузооборот снизился почти в 10 раз. Все шлюзы требуют ремонта, отдельные участки канала совсем обмелели и практически стали несудоходными. Впрочем, сильные мира сего периодически вспоминают про Северодвинскую систему, и даже обещали в ближайшие годы провести капитальный ремонт.

Мы, конечно, хотели зайти в Кириллов. Но, к сожалению, воды в этом году было мало и управление СШС запретило отдельно шлюзовать маломерки. Ждать попутного теплохода у нас не было времени, поэтому пришлось идти дальше. Зато, напоследок удалось посмотреть, как из системы в Волго-Балт шлюзуют «ОС-ку».

Перед Рыбинкой решили заглянуть в Череповец. Сам город вполне симпатичный и благополучный, если бы не вид с Рыбинского водохранилища! Огромные дымы комбинатов, всех цветов радуги вздымались в небо и пологой петлёй опускались обратно вниз, прямо на жилую часть города. Ну просто Мордор из «Властелина колец»!

В Рыбинку вышли в сумерках, надеясь проскочить её за ночь. Затея оказалась неудачной, и запутавшись в огнях буёв и встречных судов мы ушли с судового хода и переночевали под прикрытием мелких островков. К вечеру следующего дня вошли в Волгу, погуляли по вечернему Мышкину и встали под Угличем. А ещё через сутки , 17 августа мы пришвартовались у причала яхт-клуба «Ои-Яи» в Дубне. Большое плавание длиной почти 2700 км. подошло к концу.

 Но история имела продолжение. «Котоярви» до середины октября  приютил яхт-клуб в 1-м техническом заливе (рядом со ст. Большая Волга),  и каждые выходные, в самом разном составе, мы отправлялись в маленькое плавание выходного дня.

 

 Доселе знакомые лишь понаслышке  географические названия, такие как Могильный, остров «Б», Крапива-Малина приобрели вполне реальные очертания. Дважды нам с удовольствием удалось погостить на Шевнице в компании «сталинистов». Не забыли и «Московскую Тортугу» (Крапиву –Малину).

Итого:

А здорово получилось. На протяжении всего путешествия, упомянутое выше «чувство дороги» было главной движущей силой. Мы были полноправными участниками этого водяного дорожного движения наряду с танкерами, сухогрузами и «пассажирами», членами этой большой корабельной семьи.

Самый красивый участок пути, это Волга до Рыбинского разлива. Сама Рыбинка произвела не очень приятное впечатление. За десятки лет этот затопленный участок суши так и не стал озером, и вряд ли когда станет. Участок от Череповца до Белого озера похож на Рыбинку, но вполне сохранил очертания реки. Несмотря на огромное количество затопленного леса там есть довольно живописные места, особенно в устьях впадающих речушек. Белое озеро производит впечатление искусственного водоёма, из-за своей круглой формы и одинаковой во всех местах глубины.

Проходя Белое озеро, следует держать ухо востро! Малые глубины и довольно большой разгон порождают крутые высокие волны. Оба раза при пересечении мы попадали в весьма свежую погоду. Участок с Ковжей – Вытегрой довольно однообразный, реки похожи на искусственный канал. Там очень сложно со стоянками, поэтому места ночёвок стоит выбирать заранее.

Само Онежское озеро, как мне показалось, сильно изменилось за  последние 15 лет. Увы! Не в лучшую сторону. В связи с повальной автомобилизацией населения все берега теперь активно посещаются автотуристами. Как следствие – все наиболее живописные места превращены в помойки. Рыбы стало существенно меньше. По мнению местных, рыбу погубил наплыв дешёвых китайских сетей. Действительно, везде вдоль берега валяются обрывки сетей, причём самых мелких размеров. В общем, после северных морей Онега кажется излишне обжитым местом, причём обжитым не хозяевами а гостями.

Следует добавить несколько слов об организационно - технической части плавания.

Надувной парусно-моторный катамаран «Котоярви», спущенный на воду в 2002 году использовался в прежние годы для длительных путешествий в северных морях. Представляет собой разборный катамаран с размерениями  8,5 х 4 метра, вооружен тендером с общей парусностью 41 м2. Оснащён спальной каютой на 6 человек, камбузом и гальюном.

Катамаран постоянно находится в межсезонной доработке. К плаванию 2008 года была произведена следующая модернизация:

  1. Замена двигателя (Mercury 9,9 4-х так.) и моторной рамы.
  2. В кокпите и салоне палубная сетка была заменена фанерной палубой.
  3. Был добавлен ещё один рундук в салоне.
  4. На камбузе добавилась электрическая помпа для забортной воды.
  5. В каюте появился газовый обогреватель.
  6. Появилась новая навигационная система, состоящая из картплоттера Garmin GPS Map 182 и румпельного автопилота Raymarin ST 1000+.
  7. Был изготовлен новый тент в салоне, взамен старого.

Для прохождения шлюзов КИМ был заключён договор с администрацией канала. С управлением Волго-Балта было достаточно пообщаться по телефону, там правила не такие строгие как в КИМ,  и договор заключать не пришлось. Прохождение по КИМ для маломерок бесплатное, в Волго-Балте на обратной дороге было заплачено 300 рублей. Несмотря на то, что правила запрещают шлюзовать надувные суда, никаких проблем у нас не было. Естественно, мы не афишировали своё надувное происхождение.

В качестве навигационных пособий использовались 2 и 3ч1 тома Атласа Единой Глубоководной Системы. Оба тома были без корректур, 2005 года выпуска. Впрочем, для нашего судна это оказалось неважным. Дополнительно, навигатор был оснащён электронными картами на весь маршрут. На участки:  Рыбинка и Онежское озеро удалось найти родные Гарминовские карты BlueChart, остальные участки были представлены самодельными «нарисуйками», найденными на различных сайтах в Интернет.

Для связи с диспетчерами шлюзов мы использовали мобильный телефон. Видимо, вблизи всех шлюзов установлены ретрансляторы, и связь всегда была уверенной для любых операторов мобильной связи. Телефоны диспетчеров КИМ мы узнали в центральной диспетчерской, а на Волго-Балте первый же диспетчер дал нам телефоны всех оставшихся шлюзов. В принципе, по ЕГС правильнее ходить с рацией речного диапазона, хотя можно без неё и обойтись.

Лукомский Илья
2009 год              
kotoyarvisobakalist.ru