С мечтою о крейсере

Наш маршрут:
Кандалакша – Умба – Карельский берег - Чупа

Путешествие совершено группой туристов г. Москвы, г. Самары, г. Боровичи

Время проведения путешествия – с 4 июля по 21 июля 2008 года.

Состав группы:

Чвёрткин Лёша –  руководитель похода, капитан катамарана,  автор дневника;
Яковлев Дмитрий –  старпом капитана,  штурман,  на все руки мастер, рулевой, фотограф;
Иванова Олеся – заведующая всем хозяйством, кок, матрос-рулевой.

Мария – условная девушка, условно ехавшая внутри  палатки на катамаране.
Появилась там по распоряжению капитана, чтобы неповадно было подминать палатку, во время лазания по катамарану. На фотографиях Мария находится внутри палатки и улыбается Вам.


Фото 1. Это бравые мы! Слева – направо: Лёша, Дима, Олеся.

Катамаран: «Простор» с обретённым в последний день похода именем   «Марио».

Наш маршрут

Ходовой день

Дата

Участок

Расстояние (км)

1

8.07

Кандалакша – Берег (Радиалка)

10

2

10.07.-11.07

Берег (Радиалка) – Камень Медвежий

40

3

11.07-12.07

Камень Медвежий – Мыс Гремучий

10

4

14.07-15.07

Мыс Гремучий  – Умба (мыс Турий)

50

5

15.07

Умба (мыс Турий) – Остров1 Карелии (пересечение Кандалакшского залива)

50

6

16.07

Остров1 Карелии – Остров2 Карелии (шторм)

10

7

17.07-18.07

Остров2 – Чупа

40

Всего

 

 

200

В двух словах о  походе (для тех, кто спешит):  неделя дождей (из двух недель похода);   сделали из Простора крейсер;  попадалово при пересечении Кандалакшского залива;   проверка Простора мощным штормом.

Предыстория

Скорее даже послесловие. Ибо пишется это в холодный зимний вечер, когда, кажется, что  до следующего похода ближе, чем от предыдущего. Но о следующих походах напишем потом, а сейчас речь о путешествии 2008 года.

И вот я после трехлетнего перерыва решил тряхнуть стариной и отправиться в хороший поход. Трехлетний перерыв был связан с защитой кандидатской диссертации – это один год. На другой год у меня и Ленки родился сын, Елисей, тоже прибавилось забот, было не до похода. На следующий год я приобрел катамаран Простор, что, естественно не убавило забот J, и мы семьёй около месяца жили на Московском море в палаточном лагере. И вот три года прошли, и я так всех извёл своим нытьём и жалобным поскуливанием, а также сравнением любой водной поверхности с Белым морем, что на семейном совете было решено меня, как образцового мужа и отца, и, как в мультфильме про Бонифация, «примерного льва» -  отпустить на каникулы!

Маршрут я выбрал очень серьёзный. Но времени на поход у меня было мало: две недели + приезд-отъезд. Не хотел надолго расставаться со своими. Кроме того -  катамаран Простор, который надо было укреплять по всем осям! И ещё вставал вопрос о команде. Ну, и хотелось реализовать свою давнюю мечту – поставить на катамаран палатку и сделать  крейсер. Из Простора, так из Простора.

Теперь о выделенном жирным поподробнее.

По поводу маршрута я решил схитрить. Изначальный вариант маршрута даже называть не хочу, поскольку он был сильный и по протяженности не меньше 500 км. И, несмотря на объективные причины изменений в маршруте, мне перед ребятами немного неудобно, что соблазнил их в том числе серьёзностью и большой категорией сложности, а вышло-то наоборот. Серьёзности и сложности, конечно, хватило с горкой, но километраж – явно подкачал. А схитрить я решил так – до сих пор радуюсь своей хитрости, хотя она совершенно не сработала. Направление маршрута с севера на юг, или с юга на север определять в последний момент, когда из прогноза будет ясно направление ветров на ближайшее время. Это была первая хитрость. Вторая – ещё хитрее.

Выбрать на эти 2 недели похода время, когда в Карелии и на Кольском всегда хорошая, солнечная погода. Из года в год. Уже много лет. И тогда мы делаем крейсер и идём на нём белыми днями и ночами. Ах, как хорошо это у меня на бумаге получалось! Просто загляденье!

…Старожилы Кольского на 6-й день проливных дождей, говорили нам, сердобольно угощая рыбой, что такой погоды в это время, они не видели никогда! Но, я пока набивал эти строки, подумал, а может нам и повезло, что погода не пустила нас к Горлу, ведь, как показали события, моря нам и тут хватило.

Из-за плохой погоды маршрут приходилось менять практически ежедневно. Типичная картина – Лёша, то есть я, сидит на камушке и пристально смотрит в карту. Потом с криком «Эврика! я придумал достойное продолжение путешествия» радуется вплоть до следующего дня. На другой день картина повторяется.

Тут надо перейти к катамарану Простор, который я планомерно укреплял. Баллоны от «Красного солнышка» - в 2 раза дороже, чем у Фрегата, но уже проверенные в сплавных походах и прекрасно себя показавшие в этом. Ну, железяки укрепил, подмачтовую потолще купил. Стаксель.  Была готова к применению передняя балка, для укрепления конструкции и хранения вещей, но, взвесив все «за» и «не за», остановился на варианте с деревянной частью рамы, что увеличивало вес, но снимало нагрузку с подмачтовой балки. Кроме того, я же планировал большой переход и такой элемент сплавного катамарана внушал мне уверенность в завтрашнем дне. Потом, в серьёзных испытаниях, я об этом не пожалел.

Теперь о команде. Впервые (кстати в этом походе  очень многое было впервые) я был руководителем у незнакомых доселе мне людей. Обычно один человек, а то и все три – мне знакомы, а тут – второй раз в жизни вижу. И они меня, как ни странно, тоже. С другой стороны, впервые у меня был выбор команды. Нескольким людям я отказывал, несколько людей, увидев маршрут (и меня J), отказывались идти, но реально удалось собрать замечательный коллектив за месяц до похода, и ещё последние дни перед походом я был вынужден писать послания тем, кто тоже хотел идти со мной в поход, отлично для этого подходил, но было поздно. Я в шоке! Такого никогда не было.

Забавно ещё то, что впервые за всю свою жизнь в походе я был самый старший. Обычно я был самым младшим и вот тут на тебе!

Ну, и про крейсер. Его создание и обкатка планировались в самом походе. Была подготовлена палатка, на даче (на садовом участке) был возведен катамаран. Заночевать на борту, в палатке я попробовал уже на севере. Впервые в походе применял газовую горелку. Оказалось, что очень хорошо к горелке типа плита с одной конфоркой подходит складные экраны, обычно втыкающиеся в землю и стоящие полукругом вокруг  костра. Их втыкающиеся штыри прижимают стальной конфоркой, и пластинки экрана нежно охватывают котелок.  Единственное, под плиту на катамаране надо класть что-то большое и плоское. Мы клали запасной шверт.

Напоследок перед дневником,  несколько слов о мерах безопасности, которые были предприняты нами. Они были серьёзны.

Первым пунктом идут мощные баллоны, с ликтросом и боковыми петлями, за которые баллон привязан к корпусу.

Вторым пунктом назовем штормовой руль – всегда готовое к применению катамаранное весло с резиновыми жгутами наготове. В случае  поломки рулей  за пару минут устанавливался штормовой. Система была опробована прилично лет назад в сплавных походах, в том числе по Белому морю в сложную погоду.

Третьим пунктом идут два запасных баллона – от сплавной двушки, тоже двухслойные, бронебойные из «Красного солнышка». Они у нас ехали внутри палатки. И так и проехали, но зато у меня нет седых волос.

Четвертым пунктом идёт деревянная рама на носу катамарана,  из-за особенности крепления – резина от камер – балками можно было усилить любую часть катамарана. Во время пересечения это тоже придавало уверенности.

Пятым пунктом идёт большое количество запасных частей конструкции, например перья рулей, шверты, элементы крепления балок к коробам и т.д. 

Как ни странно наиболее опасной была ситуация, вызванная применением гидрокостюмов. Я перед каждым походом вроде помню, что не стоит их в штатной ситуации надевать. Но почему-то – забываю и одеваю снова. Когда нам посчастливилось 10 часов в гидрике (поскольку ливень) грести, то, сняв их на берегу, у меня было реальное ощущение, что сейчас помру. Видно не дышит организм, а надо ему это!

Ну, пожалуй всё. Слово дневнику, который, кстати, заполнялся каждый день. Курсивом  в нём показаны фразы, дописанные после похода по свежим воспоминаниям.

Дневник самого сложного на сегодняшний день моего похода.  С самым большим попадаловом. С самой лихой погодой! Ну, всё-всё! Слово тебе – дневник. Хранитель моих мыслей! Мой немой собеседник! Свидетель моих радостей и слёз! Ну, хватит уже! J

Дневник похода

4.07. День отъезда. У похода есть начало…

План такой: вызов такси на 22-00. Прибытие в 23-00. Прибытие Олеси в 23-30. Взвешивание вещей. Возврат родителей за забытыми вещами. В 1-00 отбытие…

Посмотреть по инету погоду на неделю.

6.07. День 1. Стюардесса по имени Жанна…

Только что приехали в Кандалакшу в 8-45. В поезде были обслужены проводницей по фамилии Попа. Гора вещей, пугавшая нас в Москве – в Кандалакше на фоне гор выглядит гармонично. Ребята пошли покупать продукты. Я договорился, что нас отвезут на двух машинах к «хорошему месту» с пляжиком. Поглядим…

16-43. Максимальная вода в заливе. Нас привезли к действительно хорошему месту, где, правда, стоят несколько машин. По моему хитроумию, мы перенесли наши вещи через неглубокую речку-ручей, и теперь мы совсем одни. Идёт стапель. Укрепляем кат. Идём пить чай.

Важный момент. Когда достал из упаковки мачту, то увидел, что в месте крепления вант и штага к мачте сломались две из шести заклёпок, видимо в ходе перевозки. Поскольку подобраться внутрь мачты инструментом невозможно, то я придумал гениальную штуку. У меня в ремнаборе оказались гаечки в виде трубочек в сантиметр длиной. Ну, так вот, я взял ветку, расщепил её на конце, вставил туда гайку и ветку засунул в мачту. Удивительно, но удалось не только завинтить винт, но и затянуть на нем гаечку. На это, правда, ушло около часа. Но я увидел насколько слабые тут заклёпки и старался в ходе похода нагрузки на ванты не давать.

7.07.  День 2-й  - Полгода плохая погода…

Вчера собрали кат – это хорошо. Но сегодня с 6-00 – это мы влипли. Ветер штормовой и дождь весь день проливной! Ёшки матрёшки! Все в хорошей экипировке поэтому держимся в хорошем настроении. Думаю, сегодня уходить не удастся. Вчера рыбак нам говорил: «Если вам удастся зайти за этот остров, то там есть рыба». Мы таки не можем зайти за этот остров. Весь день cмотрели в море, где нехилые волны и мясорубка. Деревья на берегу гнутся, но я такое уже проходил и не сунусь туда. Ожидание тяжелое. Кажется, что неделю сидим под дождем.


Фото 2. Вот таким приколом удается избежать сдачу проводов в металлолом.

Пример тягостности ожидания. Я - достаточно уравновешенный человек -  сушу  над костром любимую красную бейсболку  с нарисованным драконом над козырьком. Олеся говорит: кстати, в Китае, чтобы наладилась погода, сжигают изображение дракона. При этих словах я бросаю бейсболку в огонь, она сгорает. Все в шоке.


Фото 3. Катамаран собран. На мне ещё красная кепка.


Фото 4. Когда мы зайдём за остров – это будет прекрасно!
- Нет, это будет чудесно!
- Нет, это будет прекрасно!

8.07.  День 3-й По бушующим морям…

Но вот всё готово,  и мы, подняв стаксель, вышли  в сторону острова, за которым море.


Фото 5. Первая загрузка. Табор уходит в море.

Ветер в проливах был сносный (по шкале сносности  J -  без барашков. Тихонько вышли за остров и при слабом попутном ветре – под стакселем (чтобы все привыкали)  - пошли. Иногда ветер совсем стихал, и мы думали о гроте. Но я сказал товарищам, что мне что-то не хочется ставить грот. Заодно мы тренировали ребят в рулении.  У них получалось хорошо. И тут вдруг началось!


Фото 6. Сверху вода, снизу  вода, - везде вода!

Ветер стал усиливаться, волны тоже.  Мы делали 6 км/час на стакселе на перегруженном кате. По таким волнам! Скоро вокруг стало такое же мясо, как и вчера. Ребятам не было страшно. Я же иногда с неподдельным «восторгом» наблюдал, как корма баллонов скрывалась полностью вместе с коробами под волной.  А на другой волне перо руля полностью выходило  из воды. Было очень холодно. Лил дождь. А мы всё летели по волнам! Волны вслед разевают рты – это про нас! Пели прикольную песню во время гальюна – «У прохожих на виду». На мачту пыталась сесть птичка, но не смогла – нашу мачту бешено болтало. А волны всё больше. И увидев мыс, мы решили сразу за ним высадиться. Прибойная волна была почему-то небольшой, и мы ринулись на камни у бухты. Налетели на камни. Сильно било стаксель. Еле удалось свернуть его на штаг. Он меня чуть не прихлопнул.

Место лесистое со следами мишки. Все промокли и замерзли жутко. Развели костер из мокрых деревяшек. До этого поставили палатку.  Всё это было в 23-40.  и до 2-30 сушили вещи без ужина. Наконец съели ужин в 5-00. И вот пишу дневник. Хряпнули для сугреву. На борту, кстати, тоже хряпнули два раза. Сейчас надо спать.

Улучив минутку в палатке уточнения пишу.

1. По сравнению со вчерашним – всё ваще круто. Вышли, прошли в сложную погоду. Во многом испытали кат.

2. Вспоминая мои Наполеоновские планы – возникают сомнения – сумеем ли. Но надо узнать погоду и переходы делать в хорошую.

3. Завтра по плану 100 км – это как?

4. Но с другой стороны (далее почерк теряет разборчивость и сходит на нет, слышно невнятное бормотание, переходящее в храп).

9.07. День 4-й. Позвони мне, позвони!..

Подходит к концу четвертый день нашего похода. День полный неожиданностей и сомнений. Начну с того, что проснулись мы поздновато – я в 13-00, ребята в 17-00. Вчера сидели долговато. И ещё каждый сознался, что, когда услыхал при просыпании стук дождя о палатку, то закрывал глаза и спал дальше. Я с голоду с 13- по 17 часов утащил бутер с салом. Воодушевление от вчерашнего перехода сменяется тяжелым раздумьем, как проходить 100 км и спать на борту с такой погодой как-то не вяжется.

После завтрака в 19-00 решил звонить в Москву для прогноза погоды. Позвонил Лене. Она сказала, что информацию продиктует мне в 1-00 ночи. После этого стал планировать запасной вариант с Карелией. Посушили палатку на катамаране. Кат после вчерашнего в хорошем состоянии. Тьфу, тьфу, тьфу. На родном стакселе отлично шел. Вечером посидели у костра, попели песни, поскольку дождя почти весь день не было. Был только сильный ветер.


Фото 7. Отставить коптить капитана!

Это, конечно, счастье, когда нет дождя. Узнал про губчатые свойства белого мха. Под вечер. Ещё вечере в 24-00 вдруг вышло солнце! Это первый раз в этом походе. Вдруг ребята захотели пойти в радиалку на гору. В ходе проводов при попытке включить мою симкарту в Олесин мобильник, начались сбои техники. До 24-40 пытались восстановить связь.


Фото 8. В идеале палатка должна стоять так.

Дима прогрел симку на костре, и связь была восстановлена. Тут же прошел сеанс связи с передачей важнейшей информации о погоде. Сразу в ходе летучки решили идти по Кольскому а не по Карелии. И переход планировать на воскресенье, когда будет солнечно.


Фото 9. Сушим симкарту на костре.

И вот сейчас сижу на базе. На часах 1-23.


Фото 10. Гору охраняют полчища гнусных насекомых.

Ребята пошли в небольшую радиалку на 2 часа (как они думают). Там за старшего Дима. Вообще суммарный опыт команды достаточно большой. Олеся отлично ведёт хозяйство и готовит еду. Дима нормально штурманит и, главное, он как сплавник усилил кат и очень сильная боевая единица. При сходе на берег не успеешь оглянуться – лагерь стоит, костер горит, вещи сушатся. Очень оперативная и сильная у меня команда. И, главное, очень весёлая! Столько смеха я не слышал никогда. Обычно 2 человека смеются, а третий ухмыляется. У нас всё иначе – все смеются постоянно. И от того хорошо! Пока народ гуляет, мне смело можно съесть хлеб с салом. Поставил и укрепил на катамаране палатку. Попел.


Фото 11. Вид с горы.

Цитата дня: Ребята в 8-00 пришли из радиалки, тихо ложатся в палатку. Я уже давно сплю.

Олеся – Во сколько будем вставать?
Дима – Посмотрим, во сколько Лёша встанет;
Из спальника мой хитрый голос -  И я посмотрю.

10.07 - 11.07. День 5-й. Я вас люблю, мои дожди…

Проснулись в 13-00. Полдня была хорошая погода. Мы в хорошем настроении готовимся к выходу. Вчера, пока ребята гуляли в гору (и покорили её), я сделал вариант палатки. Внутри полиэтилен, сверху тент. Ждем вечернего прибытия воды в 23 часа. И тут началось. Начался дождь. Забегая вперёд скажу, что он закончился только через 30 часов. Пока был дождь, и не было воды в море, мы поиграли в карты. И ждали, пока дождь утихнет. Но он всё шел, и в 23-30 мы отчалили от берега, одев гидрики – мы с Олесей сухие, а Дима – мокрый.


Фото 12. Вот на эту гору ребята вчера забрались!

На море штиль, и мы начали грести. А дождь всё лил. Мы обошли остров, потом мыс, потом ещё один мыс. Было холодно, поэтому с бОльшим удовольствием гребли, чем рулили. Уже дождь мало замечали, хотя он был приличный. Попробовали гальюн на новом месте (на носу ката). Очень хорошо пошел. Грести было тяжеловато, часто меняли руки – перелезая на другой борт. Иногда ловили ветерок, но с палаткой пока нелады. Приходилось лазить через Марию – так мы прозвали девушку, условно спящую в палатке. Мы этой Марии всё лицо истоптали.

И, в конце концов, в палатку попала вода. И было объявлено команде, что мы не справились с задачей и испытуемый погиб! На следующий день она, конечно, снова ожила. J


Фото 13. Попутчики. – Держитесь правее, а то между баллонов пропустим!

А мы всё шли и шли. Качали наши мышцы. Так я знакомил ребят с парусными походами.  И так мы гребли 10 часов. Когда увидели мыс, до которого хотели дойти, то до него ещё было часа 4 хода. Причалили раньше.  Уже все сильно подмерзли и устали.


Фото 14. Где грань?

Причалили на какой-то камень с мелким лесочком, где редко ступала нога человека. На берегу вдруг всем стало так холодно!!! Зубы у всех стучат. Разгрузились, затащились на берег. Дождь льёт! Ребята поставили палатку, вместе разжигали костёр. Береста и дрова промокли. Костер не хотел быть. Но всё же разожгли. Стали готовить еду на горелке и переодеваться. Я, когда снял гидру, так и провалялся в палатке 30 минут, отходняк, однако. На берегу инициативу отдаю ребятам. Они хорошо организуют лагерь. Делают это по-своему, а мне не принципиально, Главное, чтобы покушать готовили поскорее.

Эти дожди все графики сбивают. Когда же будет погода? Крайние условия мы уже видели – шторм и штиль. Неплохо бы походить в нормальных условиях. В тяжелом настроении ложимся спать. Как я скучаю по Ленусе! Моей женушке! И сынишке моему – Елисеюшке! Только теперь я понимаю,  как Леночка ухаживает за мною в походе. Вот сейчас ботинки у меня мокрые, а приходится лезть босиком в ледяную воду на улице, чтобы сушить коврик у костра. А у ребят своя сейчас сушка. Нужна хорошая погода! Ложимся спать. На часах 13-00. Спокойной ночи. 40 километров прошли.

11.07 – 12.07  День 6-й. Шаг вперёд и два назад…

Проснулись в 20-00. Слышим идёт дождь. Цитата:

Дима (бодрым голосом) : «Так! Сейчас выйдем из палатки. Надо встать. Помыть посуду. Собрать мокрые дрова. Развести костёр, о нет! нет!»  - и прячется с головою в спальник. И это Дима – самый стойкий из нас!

И дальше мы спали и проснулись в 24-00. Завтрак в 2-00 ночи. Геркулесовая кашка в 2 ночи – прикол! В 5-00 мы пили в палатке за погоду. Дождик мелкий, иногда прерывается. По прогнозу сегодня в 10-00 должно быть без дождя. Мы этого ждем, как манны. Мы стойко выносим тяготы, но столько дождя – это перебор!


Фото 15. Морщит – не морщит?

С утра (наше утро 2-3 ночи) состояние получше и атмосфера в коллективе тоже. Но при плохой погоде всегда тяжело. Боюсь, маршрут придется менять. Времени мало. Идём мало. Дождя много. Сегодня часов в 10 планирую выйти…

Вот вышло солнце второй раз за поход. На берегу видели характерные следы от медведя в 50 метрах от палатки.

Цитата: «Дима, видел ту большую кучу – Это не я!»

 Собираемся. Начались сборы. На часах 9-15. Вода к камушку всё прибывала, и катамаран почти не пришлось тащить к воде. В палатке на катамаране – вода. Вынули полиэтилен и всё просушили. Пошли на зарифленном гроте и стакселе. Первый раз немного шли нормально – без шторма и без штиля. Ветер стал встречный. Мыс стал быстро удаляться и, подняв все паруса, я  залез в палатку, чтобы сделать её пригодной для жизни. Выглядело это приблизительно так: я сказал: «Ну что, ребята, теперь рулите сами, а я пошёл в палатку!»    Залез я внутрь – и это чудо! Абсолютно балдёжное ощущение. Это счастье! Это крейсер! Я там переоделся – при входе снял мокрое. Положил под полиэтилен. Ребята в первый раз сами управляли судном. Дима всё просёк и был за главного. Прямо по курсу был берег и через 15 минут надо было делать поворот оверштаг и уходить направо, чтобы, обогнув, его уходить налево за мыс. Удивляло то, что поставив шверт, судно не шло ближе к ветру, а лишь замедляло ход.

Пока я был в палатке, ребята раз 7 сделали оверштаг, и постепенно приближались в мысу. Но из-за встречной волны эти повороты стали бесполезными – мы просто чертили линию туда и обратно. И тогда я сделал ошибку. Решив идти на веслах, мы предварительно на парусах пошли направо и перед поворотом налево, убрали паруса. Надо было это делать при очередном подходе носом к берегу. А так пока мы убирали паруса, пока рассаживались по местам, встречные ветер и волны отнесли нас к точке, где мы были 4 часа назад. Пришлось браться за вёсла всерьёз и лишь после 3 часов изнурительной гребли мы пришли в ту точку, где мы недавно были. И мы погребли вдоль берега к мысу. К чести команды должен сказать, что не только ребята меня не убили за эту ошибку, но я не услышал ни одного слова упрёка или недовольства.

Тяжело это было при встречном ветре. Но вот мы видим белую пену от прибойных волн, бьющих о мыс. Очень красиво, громко, и очень не хочется туда попасть. И стали мы огибать мыс. Гребли мы хорошо и шли близко от прибоя – метрах в 20. Но в какой-то момент увидели, что стоим на месте, а при ослаблении гребли нас несёт назад. Это встречные волны делали своё чёрное дело. И тогда я сказал – поворот. И пошли назад, где на самом мысу между прибойными волнами мы увидели улово. Куда и пронырнули, лишь пару раз задев камушки.

И вот мы пристали к берегу. Я кинул якорь с носа. Корму мы привязали к берегу (дереву), и стал думать, как быть дальше. Хочется идти дальше, но нет возможности. Прошли сегодня километров 10. Разгружать кат неохота. Но оставлять так его нельзя – вода уйдёт. Тогда я решил так – кат разгружаем, и выносим. А вещи не разбирать – только поставить палаты белотряпочные, а гермы и сумки должны быть готовы к погрузке, и тогда за час мы соберемся и выйдем в любую воду – прилив, отлив. Так мы и порешили. И вот лагерь готов. И мы, впервые не разводя костёр, приготовили рис и тушенку на горелке, и, поев, и выпив для сугреву, пошли спать.


Фото 16. Война – войной, а красота спасет мир!

Странное ощущение – вроде маршрут не делаем, но такой кажется удачный день! Впервые понял, что это реально – крейсер! Что ребята могут без меня управлять катом в штатном режиме. Что лишь бы была погода, и мы её не упустим. Сделаем достойный ход.

Перед сном провел ТО ката. На центральной балке на крепежах отвинтился один винт и пропал. А 2 других ослабли. Винт заменил, остальные подкрутил. Это из-за того, что я одну верёвку от штага привязал к центральной балке, а на место её крепления в стопор поставил стаксель-шкот. Это надо исправить, а то на балку расшатывающая идет нагрузка. Зато баллоны в месте встречи со швертовыми колодцами – без потертостей. Хотя от швертов толка пока нет.  Может, в случае перехода колодцы отвинчу.

13.07.  День 7-й (суббота) Гляжу я на небо, тай думку гадаю…

Вот неделя, как мы на севере…Проснулся в 14-00 под звуки дождя. Ночью просыпался под  гром прибоя, думал – наш кат уже в Кузомени. Да-а-а! С погодкой повезло! За неделю 3 ходовых дня. Один в шторм, другой в штиль, третий под парусами, но на одном месте без продвижения вперёд. Единственное что успокаивает – когда было хорошо с погодой? При пересечении Горла была погода та ещё! Думаю свой отчёт назвать «Сага о необходимости мотора». Но это следующий этап, а сейчас как-то надо решать. Конечно, поход удачный и приносит море радости, но надо и маршрут делать.


Фото 17. Пишу те строки, которые Вы сейчас читаете.

Но тут пришла в голову гениальная мысль. Раз до Кузомени ещё 120 км, а мы тут бултыхаемся по 10 км в день, то нафиг нам такая Кузомень. Ведь вчера ребята здорово шли, летели под всеми парусами, когда ветер не встречный. Просто надо ждать погоду и выходить от мыса Турий  к Карельскому мысу и потом к Соловкам. На этом настаивает и пример крайнего моего похода – долго шли вдоль берега, а переход сделали отменный! Об этом гениальном решении рассказал команде. Олесе в принципе маршрут не критичен, ей просто нравится на севере. А вот Диму и меня беспокоит куцый поход и всё удаляющаяся Кузомень. Пишу эти строки в палатке. Льёт дождь. За 8 дней только один был наполовину без дождя. Да-а-а! Погодка! Сейчас все спим и ждем изменений погоды. Но новый вариант маршрута меня вдохновляет. Ведь главной целью было сделать крейсер. Так и надо идти в крейсерской плавание! Всем пока…


Фото 18. Осень наступила. Листики опали.


В результате в рабочем виде палатка выглядит так.

…Третий раз за неделю вышло солнце. Сейчас 19-30. Встаю и иду его смотреть…

…Сейчас 23-48. Хотим заложить большой галс на Карелию. Уже скоро полная вода. Мы торопимся. Собираем лагерь. Покушаем и в путь.

14.07 – 15.07 День 9-й и 10-й. Любо, братцы, любо! Любо, братцы, жить!...

Начнём с 9-го. Нет слов, чтобы достойно описать дела и приключения последних 2-х дней. Слова тут бессмысленны! Но я всё же попробую. Нас спасут факты. Факты и только факты.

До этого момента мы шли 3 перехода за неделю пути. 1день - попутный шторм, 2-й день – штиль, 3-й день – обучение парусному делу + неудачное противодействие встречной волне.


Фото 20. Беломорская русалка.

И мы, ожидая по прогнозу улучшения погоды, решили идти в крейсерское плавание. То есть пойти туда, куда будет позволять ветер – в Карелию,  так в Карелию, вдоль Кольского – тем лучше.

И вот, дождавшись полной воды, обнаружив лёгкий встречный ветер, мы в 5-00 отчаливаем. Я наладил свою ДжиПиЭску, чтобы видеть реальное наше движение. На борту я слишком увлекся вглядыванием в ДжиПиЭс, и на волне меня укачало. Я влез в палатку, чтобы разобрать там вещи. При этом меня укачало ещё больше, и я лёг поспать. Начался попутный лёгкий ветерок, и ребята весело рулили. Я из-за морской болезни тяжело поспал пол часа и решил попробовать горелку в палатке. Чай я там вскипятил, но чуть не помер от газа и духоты – голову просунул в дверь и при моем состоянии, стоящий рядом котелок с морской капустой чуть меня не доконал запахом. Кстати, мы решили, что погода и море улыбнутся нам тогда, когда мы воспользуемся её дарами – морской капустой. Кстати, в походе через Горло это тоже сработало. J

Вскипятив чай, я согрелся. Попили чайку. Я вылез из палатки.


Фото 21. Лучше всего шлось, когда я в палатке, а ребята рулят.

И так под попутным ветерком и иногда капающим дождем мы шли всё вперёд и вперёд вдоль Кольского берега. На борту мы по очереди поспали часа по 2. Погода всё улучшалась, а ветер всё усиливался. Уже днём к нам подошли местные рыбаки и попросили хлеба для закуски. Мы им дали сухари. Через полчаса они подошли снова и угостили нас рыбой.


Фото 22. Изометрия с вырезанной четвертью.

Когда Дима спал и надо было рифить грот, у нас вышел казус. У Олеси не хватило сил, чтобы спустить парус наполовину, поскольку курс был полный и грот был наполнен ветром. Я полез к мачте и стал со всей силы тащить грот вниз. Не поддается. А ветер и волнение всё сильнее. И я так дёрнул, что немного стала падать мачта – верёвка вышла из стопоров и задержалась за узел. Потом я увидел, что грота-фал был закреплен за балку… Освободив его, я спокойно спустил грот и поставил стаксель. И под ним мы шли на груженом кате – 6 км/час. Мы ведь говорили, дайте нам погоду, и мы её не упустим.


Фото 23. Наш спецназ – Дима.

Острова и берега мелькали слева по борту.  А мы всё шли и шли. И вот перед нами бухта, где лежит Умба.  Мы берём правее и идём в сторону мыса Турий, но не сильно срезаем залив, ведь волнение приличное, всё море в барашках. И перед нами висит вопрос – как быть дальше? Решаем пополнить запас пресной воды и без ночевки, без отвязывания вещей идти в Карелию.


Фото 24. Капитан на мостике!


Фото 25. Слева остается Умба, прямо – мыс Турий.


Фото 26. И ненакрашенная страшная, и накрашенная.

Пересечение порядка 45-50 км, смотря в какую точку прийти. Пристали до Туриева мыса на остановку. Катамаран поставили на якорь. К этому моменту мы были в море 18 часов. Развели костер, ребята пошли за водой и покупать рыбу у рыбаков, а я лёг спать на кат. Погрелись у костра. На всё это плюс жарка рыбы ушло 4 часа.


Фото 27. Впервые в походе были и рыба и свой рыбак в команде!

После этого мы сели в катамаран и пошли в сторону Карелии.

15.07. День 10-й. С нашим атаманом не приходится тужить!

Отчалили в 5-00 и идём в Карелию. Ветер слева бейдевинд – в левую бровь. После одного часа сна на катамаране – я уже другой человек. Бодрый и весёлый. Так дальше вахтами шли мы на два мыса. До одного 45 км, до другого 54 км. Их, конечно не видно. И вот мы шли и шли, делясь планами на будущее. Светит и греет солнце. А как мы его ждали! И мы держим слово – используем погоду на все 100. Поспала Олеся, поспал Дима.


Фото 28.  - Держим курс в открытое море!

Я увидел, что появились барашки, и захотел зарифить грот от греха подальше. Спустив наполовину парус, я увидел, что верхняя часть грот-фала  где-то 50 см оторвана и исчезла!??! То есть вообще пропала! Тогда же я увидел, что на передней балке слева (она же подмачтовая центральная) сломались крепежи винтов (внутри балки) и их осталось 3. Когда я зарифил грот, то увидел, что идём мы четко в Кандалакшу! Понятно, что можно пойти обратно – встречный ветер станет попутным и мы дойдем на зарифленном гроте. Но уже видна Карелия – до нее где-то 25 км. Пошли под полным гротом и родным стакселем, но при этом, не давая судну разогнаться. Приводясь на прорывах.

Особое спасибо Олесе! Она в это время тягостных раздумий и чуть не охватившего меня уныния, четко и уверенно действовала, в результате чего, мы вновь взяли курс на мыс, до которого оставалось около 25 км. В этот момент я подумал, что худший момент перехода позади, но я ошибался.

Через несколько часов (на часах было около 13-00) я решил будить Диму, чтобы покушать (герма была в палатке) и завалиться спать. По жаре у меня слипались глаза. Он вышел из палатки и вдруг штиль, жаривший нас последние 2 часа, сменился всё усиливающимся ветром. Мой сон отменяется. И тут началось. Четко от берега, куда нам надо приплыть, пошла крупная, 1,5 – 2 метра, крутая волна. На волнах барашки. Как быть? Идти против волны и ветра мы не можем. Идти вдоль берега – это подставлять борт волнам и подвергать большой нагрузке кат. Идти обратно на Кольский? Собрали совет стаи. Решили идти вдоль берега, как раз посередине Кандалакшского залива, стараясь иногда подставлять скулу под волны. И началось. Через полчаса я понял, что у катамарана есть шанс разобраться на воде, и надо срочно принимать меры по безопасности. Опасности были такие:

  1. -  сильная боковая волна терла баллоны о швертовые колодцы, (там поставлены протекторы из сидушек, но они уже все в сквозных дырах и на каждой волне раздается душераздирающий скрип);
  2. - постоянно отвинчиваются винты крепления балок к коробам, и их нужно постоянно подкручивать;
  3. - в 2-х местах винты уже балки не держат. Передняя балка слева и задняя балка справа. Там сорвало внутри балочный крепеж винтов, то есть заменить винты на ходу невозможно. Задняя балка подвержена огромной нагрузке именно  справа, все волны обрушиваются прямо на неё. При каждой волне она немного  вращается вокруг своей оси то в одну, то в другую сторону! То есть остальным винтам жить не долго, соседний винт уже не завинчивается!

Сильные наши стороны:

  1. Впереди мощная деревянная рама не даст сломаться конструкции на носу.
  2. Отменные баллоны (спасибо Красному Солнышку), несмотря на трение об острые  швертовые колодцы, на них нет никаких потертостей.
  3. Отличная бравая весёлая команда со сплавным и парусным опытом.

Задачи:

  1. Усилить катамаран и перевести его в подобие сплавного, главное усилить заднюю балку справа, все нагрузки там, а осталось всего 3 винта;
  2. Поставить немного парусов, чтобы идти вдоль залива, подставляя не только бок, но и нос для встречи гряды волн.

Наши действия:

  1. Вытащили шверты и отвинтили швертовые колодцы. Убрать их совсем не вышло, но мы их сдвинули к центру ката, и при любом колбасенье, когда один баллон уходил вниз, а другой взлетал вверх, баллонов колодцы не касались.
  2. Попросил Диму, шикарно связавшего нам переднюю раму катамарана, слазить на корму и намертво привязать верёвкой баллон (за петли), короб и балку в месте их стыка.
  3. Подвинтили винты, которые можно было подвинтить.
  4. Накормили капитана (все уже поели вначале шторма) рыбой, сухарями и чаем из термоса.

Наши меры подействовали!

После нескольких часов борьбы со стихией (при этом мы продвигались в сторону от Кандалакши четко посередине залива со скоростью 4 км/час, шли на стакселе и чуть-чуть приподнятом гроте), стихии мы стали неинтересны, и она стала ослабевать. Когда шторм совсем закончился, мы были счастливы! Честно скажу, я не был уверен в благоприятном исходе дела. Но у нас в случае ухудшения ситуации был вариант идти обратно на Кольский в Умбу. Это на попутном ветре и волне, на стакселе, без нагрузок. Но хотелось завершить пересечение, и мы переупрямили шторм.

Прямо на борту, пока всё свежо, отметили наше избавление. Но недосып + стресс + жара + спиртное, так мне ударили по голове, что я, пользуясь околоштилевой погодой,  отдал управление Диме и пошел спать! Моя очередь! Поставили палку палатки, убранную во время шторма, я туда влез. Боже! Как там хорошо и уютно! Я моментально уснул и проснулся через 2 часа другим человеком! Сон – великая штука! Дима тоже немного поспал под солнышком на улице, и рулила Олеся. За эти дни они стали морскими волками. Так и сыплют терминами и не робеют в шторм. Единственное, они со смехом укоряли меня, что в самый разгар шторма я им сообщил: «Кстати, здесь все винты отвинчиваются, и вообще в первоначальном варианте серия катамаранов сразу называлась «Катапульт».

Больше всего я удивляюсь, что выдержали рули. У нас был наготове штормовой руль – весло, привязанное к задней балке резиной, но выдержали эти. Кроме того, у нас были запасные баллоны от двушки, на случай разгерметизации части баллонов. Узкое место оказалась задняя балка, потеряв которую, мы лишались всего ката. Но на крайний случай был ещё вариант переноса одного из передних деревьев на корму, и конструкция была бы сохранена в гибком виде. Конечно, вопросы к конструкции и, главное, к конструкторам есть.

Но шторм позади, и мы тихой сапой в штиль и лёгкий ветерок дошли до замечательных по красоте островков Карельского берега. Долго выбирали место для стоянки на каменистом острове. Но выносить кат было некуда, одни обрывистые камни кругом. Разгрузив вещи, пошли отмечать ужином наше пересечение и  2-х дневный крейсерский переход. Сегодня были на воде 20 часов, вчера 18 часов. Круто! Есть где готовить, есть, где спать. То есть реально вышел крейсер! Конечно, дико не хватает мотора! Гребем ежедневно для подхода, для отхода, для согрева, для штиля. Вот и в этот раз, вроде шли под парусом, но часа 4 погребли.


Фото 29. Это мы сразу после 20 часового пересечения Кандалакшского залива

В довершении крейсерских штучек, поставил катамаран на якорь, чтобы прилив-отлив не тёрли о камень, и мы пошли спать. Вот так! Скоро окончание похода. Спешим насладиться севером в хорошую погоду.


Фото 30. Катамаран ночует на якоре.

16.07.  День 11.  Нас не догонят!!! Новый шторм!

Мы только что пришли из шторма. Из такого шторма! Волны отдельные явно больше 3-х метров (были и больше 4-х). На момент его начала мы оказались в море – делали большой галс и шли параллельно берегу. Судя по всему были километрах в 5-6. Встречный ветер усилился, и я понял, что надо идти к берегу. Под стакселем и маленьким куском грота мы летели, как под мотором. За нами лежали белые полосы, а сзади огромные каскады волн. О высоте можно было судить по тому, что была реальная угроза свечки нашему 5-ти метровому кату. Рулил Дима и  делал это отменно! Он по моему предупреждений и иногда самостоятельно грамотно подставлял волнам корму. Длился это аттракцион 1 час. Когда мы причалили, то были счастливы. Вылетели на остров, где поели, попили и сейчас идем спать. С момента нашего утра прошло 24 часа. На часах 20-36. Это самый серьёзный шторм, в моей практике. Просто чем дальше, тем прикольней. Маршрут не делаем, но поход супер!!!!!!! Все молодцы!

Теперь после сна обо всём по порядку. Проснулись мы в 20-00 и  предполагали в 5-00 отход от берега. Время было, и я чинил нашего раненого друга, катамаран (палатку на катамаране, гик, винты). У Димы круто пошла рыбалка, и он наловил чуть не ведро рыбы, причем весьма крупной. У нас не еда, а салонные деликатесы. Набрали водички – в карманах она коричневая. Видно торфяная. Как шутили ребята – мы везём 20 литров чая, всю ночь не спали, а кипятили. Конец шутки.


Фото 31. Все мы  - люди душевные и  атмосфера в коллективе была отличная.

Для спасения маршрута мною был предложен новый план – путь до Куземы – это 150 км. 3 наших перехода. Но у ребят кончается отпуск, и я попросил их взять по 1 дню отгула. Они согласились, но это предел.

Отчалили мы в 8-00 и пошли под лёгким встречным ветром галсами. Обходили острова. Я пошел спать. Ребята рулили. То был штиль, то ветерок исполнял заходы. То опять возвращался. Перед этим мы на борту вскипятили воду и попили чай. Конечно, делать это надо не в палатке, а на улице (на борту). Прошло время. Я взял управление катом и держал курс вдоль берега на дальний мыс, но получалось идти параллельно берегу (была дымка и расстояние казалось до берега небольшим, но сейчас я понимаю, там было километров 5-6. Виднелись вдали, у берега идущие навстречу ветру, явно под мотором,  два катамарана).

И в этот момент стали происходить вещи, которым я не придал значения. Теперь-то я понимаю, что это были сигналы приближающегося шторма. К нам вдруг стали прилетать насекомые – пчелы, шмели,  и т.п. Дима это так описывал, очень точно, по-моему: «Прилетает пчела, вцепится в катамаран, как будто говорит – лучше прибейте меня, но туда я не полечу!» Их невозможно согнать. Не улетают и всё тут! Я лично скинул за борт 3 пчелы и 1 шмеля. Дима – 1 шмеля и 2 пчел.

Я, видимо, что-то почуял, поскольку при небольшом усилении ветра сказал поворачивать к берегу. На удивленные взгляды друзей ответил – после вчерашнего перехода хочется сегодня, чтобы было без штормов. Но без штормов не обошлось.

Через минут 30 ветер стал усиливаться и началось. Волны и ветер всё больше. Волны были Очень большие. Причём каскадом по 3-4 штуки. К тому же короткие для их высоты, и если встать боком, то шансы остаться на плаву были бы ниже средних. С каждой волной нас несло вперёд вверх кормой несколько десятков метров. Олеся надо мной подтрунивала: «Лёша, помнишь,  в городе ты говорил нам, что высокие волны – ничего страшного, как на горочку въезжаешь, как с горочки съезжаешь Ну, и где эти пологие горочки???!!!».

Ещё в первые минуты шторма я спросил Диму: «Как ты думаешь, нас скорее кильнёт через нос или через корму». Ребята потом часто припоминали мне мои методы успокаивать команду во время шторма. После чего  мы сели на корме, чтобы не дать себя кильнуть через нос. Баллоны, кстати, отменные – в волну не зарывались. Что интересно, такой, гораздо больший шторм, чем вчера, давал на катамаран гораздо меньшие нагрузки. Баллоны не терлись о швертовые колодцы. Рама не скрипела. Винты не болтались. Просто, мы шли на попутной волне. Единственное, я смотрел всё время назад, а Дима, который смотрел и вперёд иногда, говорил, что баллоны более чем  на треть своей длины зависали над 4-х метровой пропастью. И, я думаю, при этом могли быть нагрузки на места соединения коробов. Но звуков и виду эти элементы не подавали.

При вопросе ребят, что бы мы делали, встреться нам такие волны на переходе, я сказал, что делали бы тоже самое, что и сейчас. Летели бы на попутных волнах.

Ну а сегодня летели мы по этим волнам к берегу в течение часа… Со скоростью 8 км/час. То есть далековато я сделал заход на галс.  Когда же берег стал ближе, мы выбрали остров, за который зайти. Но этого сделать не смогли, из-за каждого острова дул сильный встречный ветер. Волны ближе к берегу значительно уменьшились. На одном островке нашли тихую заводь шириной 3 метра. И я туда на хорошей скорости, обходя камни, завел катамаран, чем вызвал у ребят респект. Но ребята-то каковы! Дима рулил в шторм идеально! Олеся участвовала в управлении катом и любовалась штормом.

И вот пристали мы к островку озёр. На нём повсюду болотца, озерки и лужицы. А вокруг них – кустики морошки. И вообще нет комаров!!! Поели, потом поставили палаты, поспали часов 14, как у нас принято. И вот теперь будем идти, когда вода придет, и наш кат, стоящий в раскоряку на берегу, будет на воде. Да! Мы счастливы, что удрали от шторма, что живы и полны планов! Но маршрут летит, как фанера над Парижем. Пойдём сегодня в крейсерский переход.

Сейчас 12-46. Ребята пожарят рыбу, мы позавтракаем и пойдём.

15-28 Поели рыбки с кофе, поиграли на гитаре, погуляли по острову. Скоро вода дойдет до ката и мы пойдем в … Чупу… До неё 35 км. Ветерок попутный.

17.07 - 18.07. День 12. О, Рио-рио! Звуки прилива!..

Вечер того же дня. Наш вечер - это реально 8-34. Пишу сии строки в палатке в 260 метрах от Чупы в лесочке. Сегодня мы покинули распрекрасный остров без комаров и на попутном ветре при светящем солнце, замечательно шли, потягивая пиво. И это было прекрасно. Мысленно прощаемся с этим дивным краем. Увидели недалеко тюленя. При этом я сказал: «Что это там за фигня на море болтается?» Ребята как начали смеяться. Говорят: «Наверное,  именно это подумал тюлень, глядя на нас».

Вдруг неожиданно после 1,5 лет раздумий дали имя катамарану. Назвали его Марио – это хитросплетение из Марии, которая едет в палатке, и из «рио» - которое хотел я. И вышел такой мачо по имени Марио. Главное, он отзывается на имя, хлопает парусами, после чего ускоряет свой бег. Это не шутка – достаточно сказать «Разговаривай, Марио!» и он тут же начинал свой разговор журчанием воды. Ему понравилось это имя. И тут – удивительное рядом – мы под попутным ветром прошли всю Чупу-губу. Планируя походы, я всегда с ужасом смотрел на эту 35-км-ую кишку, где при встречном сильном ветре можно неделю простоять. Под конец, правда, пошел дождь, пропал ветер. Но мы напоследок с удовольствием погребли. И вот мы у Чупы.


Фото 32. – Чупа, сэр!

При выгрузке на берег, как обычно события развиваются так. Команда, достаточно дисциплинированная на катамаране, на берегу представляет собой неуправляемую казачью вольницу.Сейчас, когда все поели и попили, вновь воцарился миролюбивый лад и порядок. Ребята выпили кофе, чтобы не заснуть (не спали 20 часов), и пошли покупать билеты – это их идея. Я советовал им сначала поспать. Но инициативу глушить не хочу. На катамаране Марио они же меня слушаются – и это главное.

Поход завершается. Впереди ещё антистапель, машина, поезд, дом. Выводы все после. Сейчас срочно спать....

…Вот на часах 13-00. Ребята пришли из Чупы и рассказывают вот что. Не зря их тянуло до сна купить билеты. Кассы там открываются раз в день по непонятному расписанию. И если бы они пошли после сна, то билеты не достали бы вообще. Ведь воскресенье – выходной. Взяли билеты на 1 час ночи на 21 июля. И договорились с машиной. Короче у нас 2 дня на антистапель, надо договориться  с моторкой. Если что, можно сделать двушку катамаран и дойдём до дороги, где нас подберет машина.

Короче, ребята  сынтуичили, проявили здоровое упрямство и мы теперь с билетами. Купили молока, хлеба черного. Ребята не спали 26 часов. И теперь ложатся спать с чувством выполненного долга.

18.07.  День 13.  В нашу гавань заходили корабли…

День у нас, как обычно, начинается ранехонько – в 24-00 мы были все на ногах, кушали геркулесовую кашку, а в 5-00 уже пили пиво у костра, ели горбушу и пели песни под гитару.  Потом на 3 часа прилегли (дневной сон типа) и, встав в 10-12 часов, я стал делать антистапель, а ребята пошли в Чупу договариваться с лодкой, затем в магазин и, главное, наладить связь с Родиной – подзарядить мобилу и выйти на связь.

Дней 10, как нет связи, и домашние волнуются. Погода теплеет. Давление 1011 ГПа, (для тех, кто понимает J, небо голубое, солнце – золотое. Надеюсь помыть баллоны в ручье метрах в 200 от нас где-то в лесу и успеть их просушить. Доедаем продукты, дожигаем газ. Пустая банка газа так рванула в костре, что эхо прокатилось над Чупо-градом и лесом, и вернулось к нам обратно.


Фото 33. Культурненько, с картиною.  Внизу слева плитка и экран – идеально подходят друг другу.

Вечером была веселуха. Наехали к нам в гости местные чупинцы и чупинки. И с ними весело провели время. Был там один такой «морской волк», как его все называли, так приехала его жена «морская волчица» и отдубасила своего малохольного супруга. Чуть не досталось и Олесе от этой ревнивицы. После этого я сказал ребятам, чтобы они при местных изображали влюбленную парочку, так всем местным понятнее и спокойнее. J

Погода была хорошая вчера и сегодня. Антистапель и сбор вещей идет хорошо. С песнями, с пивом. Ещё  - в море выловили большой портрет Маркса! Теперь у нас своя картинная галерея – на дереве.

Цитата: «Морской волк» о пойманной им рыбе: «Эта рыба была больше, чем она есть!!!»

19.07. День 14. А всё кончается, кончается, кончается…

Сегодня пообщался с группой из 2-х москвичей. Они на резиновой лодке ходили по озерам. Они оказались в нашей теме, спросили – идём мы на Ветре или на Тайфуне? Оказалось, что они друзья Александра Хазацкого. Передал привет. Вот на часах 19-40. Будем готовить рыбу, кушать  и пойдём напомним лодочнику о нас, а то он сегодня в 10-00 утра приехал – перепутал. Как бы не перепутал сейчас. Покушали мы сегодня икру зубатки. Получилось вкусно, но солоновато.

Опять цитата: Я (слыша вдали звуки, мечтательно): «Это журавли… или собаки…»

Снова цитата: Я, одеваясь перед городом, говорю ребятам: «Если Вы не против, я одену рубаху, которая меня немного полнит и пахнет плесенью».

Самое приятное то, что последние два дня только и разговоров, как о следующем совместном походе. Ребята подбивают меня на Байкал 2009, но мне хочется взять с собою и Леночку с Елисейкой, так что, наверное,  поближе что-нибудь придумаем. Эти разговоры  - главная оценка этого похода!

Затем за пол часа до назначенных сроков приехала за нами моторка и старый рыбак, похожий на пирата, ловко хватая по 2 рюкзака, помог нам загрузиться в лодку и к причалам и лодочным гаражам. Там мы повидали наших старых знакомых чупинцев. Через 1,5 часа, проведенных в компании милой собачки, мы встретили водителя с машиной, погрузились и приехали на вокзал. Там постоянно количество групп увеличивалось и пошел ливень. Мы хряпнули, чтобы убрать с лица нотки интеллигентности, мешающие общению с проводниками. Но тут произошло вот что. За 2 минуты до прибытия поезда (он был уже виден) сообщили, что он подойдет к другой платформе. Мы ринулись перетаскивать груз. Чуть не вмерли от прыти. Последние 2 короба я переносил уже перед носом поезда. Потом, смачно выругавшись от радости, что успели, стали загружать вещи сначала в наш вагон, а большую часть в тот, который был ближайшим. Потом в течении часа распихивали вещи – и таки распихали.  И в поезде до 4-00 тихо, но смачно отмечали окончание похода. Сейчас мы поспали, скоро будем кушать. Разговорились о парусных походах с другими туристами.

А нас беспокоят следующие думы. Интересно, как мы справимся в Москве в 4-00 со всеми вещами вдвоём с Олесей? Ведь Дима выходит раньше на пол суток.

Цитата, последняя в этом дневнике: Я звоню Ленке, чтобы узнать получится ли у моих родственников встретить нас. Закончил разговор. Ребята (с томительным нетерпением в голосе, встретят нас или не встретят): «Ну, что говорит?». Я (мечтательно): «Целует!!!»

Выводы

Выводы всегда скоропалительны, сомнительны и в конечном итоге неправильны

В.И. Ленин …. или А.С. Пушкин, не знаю точно.

  1. Крейсер (или полукрейсер) из Простора получился, но большие пересечения делать на нём не стоит.
  2. Ходить без мотора по Белому морю можно, но на большой километраж рассчитывать не приходится. Поэтому лучше иметь мотор.
  3. Команда была практически идеальная. Ещё сильнее улучшить атмосферу можно было бы, более активно используя готовку еды на катамаране. И делать это четко по расписанию, а не когда голодные, ибо это чувство обманчиво.
  4. Очень понравилось ощущение, когда лежишь в палатке на катамаране, а ребята управляют судном. Это у нас было рабочее положение – когда капитана нет на палубе, то катамаран хорошо обычно шел. Единственное, очень холодно вылезать из палатки на улицу, и хочется ехать в палатке и дальше.
  5. Две недели для похода, конечно маловато. Месяцок – в самый раз. Надеюсь, в будущем…

  6. Приобрели многие полезные навыки, например, лазания, как бандерлоги, по катамарану.

  7. Настоящее удовольствие получил в последний день плавания, когда шли при боковом ветерке вдоль берега, огибая островки.  Для этого - катамаран подходит идеально.

  8. С учетом большого перерыва с момента моего предыдущего похода, считаю этот поход вполне достойным возвращением к любимому делу.