Вадим Ракитин

Прощание с «Торопыгой»

А времени было в обрез для только небольшого походика. Две недели с заездом-отъездом - это только при совсем уж благоприятных обстоятельствах дойти до Кандалакши или хотя бы до Пояконды. Маршрут начался, как и в прошлом году в Кеми.

Снаряжение:

Переделанный катамаран «Простор». Звать «Торопыга». С передней палубой. Фрегатовские повлавки под обтекатели, старенький лавсановый грот с одним рядом рифов, стаксель, штормовой грот 4,5 кв., вращающиеся шверты, в качестве вспомогательного движителя - мотор Tohatsu-2,5, навешивается на съемный транец, установленный на кормовой балке.

Общее снаряжение: легкая палатка «Эдельвейс-2», спальные мешки, самонадувные коврики, легкие непромокаемые костюмы из мембранной ткани, штормовые комбинезоны, газовая горелка.

Навигация и средства связи: шлюпочный компас, простейший GPS, мобильные телефоны, комплект карт побережья - скачанная  2–х километровка и 1-километровый атлас Северо-Запада Карелии. Время на маршруте – 12 - 24 августа.

Состав участников:

Вадим Ракитин, капитан, бортмеханик и по совместительству слегка штурман, и неунывающий Павел Демченко, старпом, матрос и вдохновитель нарушения режима.

Общее пройденное расстояние (по курсу)

около 270км, из них под мотором 60км, что для кораблика подобных размеров и походных свойств с учетом погоды и стремительно прогрессирующей вялости участников вполне удовлетворительно.

Прогноз погоды с самого начала был не особо обнадеживающий, но и не совсем плохой. На 12 августа, день заезда обещались кратковременные дожди и 10-12°С, затем 13-15 тепла уже без дождей при юго-восточном ветре 5-7 м/с. Прогноз прогнозом, а действовать зачастую приходится по обстановке, которая зачастую вынуждает в море держать нос по ветру. Это значит, что всерьез рассматривался запасной вариант с приходом в Онегу. Как известно опытным беломореплавателям, промежуточных пунктов съема с маршрута в обе стороны предостаточно. Если бы с погодой не повезло бы уж совсем, поматрасничали бы невдалеке от Кузовов с Соловками и уезжали бы из той же Кеми или Беломорска. Но обо всем по порядку.

С погодой не повезло, но не так чтобы уж совсем. Все по сезону. Редкий день температура поднималась выше 10°С, вдувало время от времени до 15-17 м/с, но ненадолго, но сильного и длительного дождя не встретилось, а длительный встречный и сырой штиль почти в самом конце (на трое суток) был преодолен частично под мотором.

12 августа. 3 ночи. Под холодным кратковременным обещанным дождем вылезаем из поезда. Катамаран нас ждет уже в Рабочеостровске, с собой только общее снаряжение. Пока добывали машину и везли барахло по размокшей дороге, пока выковыривали эту машину из разлившегося ручья, пока закупали продукты, ставили под дождем палатку и отмечали начало какого-никакого, а все-таки похода,  прошло пол-дня. Но к трем часам дня дождь почти прекратился, и процесс сборки стартовал. Нельзя сказать, что зима прошла в бездельи, но несколько дырок сверлить таки пришлось. Стоять долго с палаткой на побережье не хотелось, по рассказам местных жителей весь берег неподалеку раньше был лагерным.

К утру 13 августа и собрались, и упаковались в первом приближении. Отход в 5 утра. Спать хочется, ветер попутный, 3-5 м/с, температура  за бортом и сверху и снизу 8-10 градусов, на борту, как всегда в начале похода, градус существенно выше. Первый переход – о.Студенцы, совсем рядом. Недосып взял свое, да и упаковаться и настроить лодку неплохо бы. Остановка в любимом месте в маленькой бухточке в узком проливе на песчаном мини-пляже.

14 августа. Поздний подъем. Идем между островами. Дует так крепко (правда, частично с берега) что решили идти под маленьким гротом. Все равно тоска. Волна небольшая, но все кипит, дождя нет, а все равно в воде, ветер срывает пену и в нас плюется водяной пылью.

Ждем.

Ход - веселый-превеселый, галфинд, но только раззадорились пройти подольше, как пошел отрываться ликпаз на палубе. Несильно, но он ведь и дальше пойдет. В общем, в 5 вечера уже на берегу. Ткнулись на стоянку в прилив. О.Чернецкий.

Ветер к вечеру совсем озверел и швырнул положенный на борт катамаран с расшнуровонной для ремонта палубой практически через мачту. Конструкция выдержала. Кроме одного руля.

15 августа. Прилив проспали. Место, в которое ткнулись, оказалось не лучшим для беспрепятственного выхода, поэтому ушли только около 16 часов. Полдня пускали слюни на берегу, пока дул ходовой плотный южак. Досталось только несколько часов хорошего хода. Первый раз не холодно. Дошли до о. Высокая Луда, рядом с Поньгомой. Ткнулись в берег, спасаясь от грозы. Первое глубокое место, поэтому сразу после грозы – первый раз за спиннинг. Треска уже ждала. 2 шт. за 10 минут, одна явно крупнее килограмма. Ну и хватит.

А стоянка – прекрасная, удобный выход в проливе между островами.

16 августа. Почти полное отсутствие ветра. Так, небольшая рябь на воде, время от времени полный штиль. То стоим, то дергаем мотор, когда надоест, то глушим и немного ползем под парусами. Топливо может еще понадобиться. Зашли в Поньгомскую губу, в Поньгому, пополнили запас продуктов. Мобильной связи уже нет. Очень удобные стоянки по берегам. Первые за время, прошедшее с начала похода собратья по разуму – несколько катамаранных групп и одиночных катамаранов по обоим берегам. Не холодно, но сыро, погода и график движения не располагает к длительному общению. После нескольких часов, потраченных на заход в магазин, двинулись дальше. Какой – то бейдевинд все же получился, добрались до о. Хенной. Все вовремя – только закончили с установкой лагеря и ужином, пошел дождь.

17 августа. Дождь всю ночь и утро. Половину дня стоим. В середине дня вышли и в слабый попутный ветер добрались до м. Каменный. К вечеру – дежурный штиль. Вдоль берега – сплошные мели, заросшие водорослями. При использования мотора каждые несколько минут приходится лезть  рукой в воду и снимать намотавшиеся на винт пучки салата. Надоедает довольно быстро. Ветер за ночь окреп и зашел на северо-восток. Начал плюхать прибой.

18, 19 августа. Ветер - уже совсем север, даже с легкой примесью запада. Редкое на выбранном маршруте преодоление относительно открытого пространства, около 12 км. Холодно, явно меньше 10°C. Несильный, 2-3 балла ветер с моря и несоответствующая ветру полутораметровая волна. Спокойно дошли до м. Соломенный. Волна и ветер начали усиливаться, поэтому решили попробовать пройти длинным проливом между островами (?) Никонов и Олений. Вроде бы при выходе из пролива есть осыхающий порог, но насколько он сейчас высох? Но в море сейчас тоже делать нечего, ветер усилился до 5-6 баллов. Прошли под парусом через узости при неслабом встречном отливном течении, которое здесь, в проливе, опаздывает на час. Места живописнейшие. Достигли порога почти без приключений, только пару раз забравшись не туда, куда нужно. Действительно осыхающий.

Но и, похоже, не особо и намокающий. Видна узкая протока с камнями, байдарку в прилив провести можно. До открытого моря рукой подать. Там грохочет и несет водяную пыль. Ждем прилива. Дождались. Да, байдарку действительно провести можно. С катамараном сложнее. Волок примерно на 1км по крупным камням. В море все равно нечего делать, да и тут невесело. Ветер все крепчает, того и гляди дождь пойдет. Повернули обратно, уже под мотором, по большой воде легко вышли к южной оконечности Никона, встали под ветром на одном из островков. Снова вовремя. Гроза. Всю ночь шторм и весь следующий день тоже, север-северо-восток, при всем при этом проливной дождь. Осадков 40-50мм.

20 августа. К утру ветер почти полностью пропал. Холодно. С графиком движения все уже ясно, о Пояконде с Кандалакшей можно забыть. Пора думать о съеме, но не сразу. Зашли в Гридино, не для съема, далековато до станции, захотелось согреться. Ветра как не было, так и нет. Далеко не ушли, заночевали километрах в 5. Напарник сидит на руле, ругается и хочет домой. Спасибо ему за долготерпение.

21 августа. Первое за последние несколько дней солнечно-туманное утро. Неописуемая красота атмосферного оптического явления и относительно тепло. 1-2 балла с юга с утра, 2-3 к 12 ч. и далее по восходящей.

Первый на что-то похожий переход. Решили сниматься в Чупе. Последний участок открытого моря, волна успокоилась, идем вдоль высокого берега 8-9 км/час, иногда 12-15, иногда 4-5, обозревая живописнейшие пейзажи: скалы, то пологие, то не очень, каменистые галечные осыпи и через каждые 3-5 километров удобные для остановки песчаные или галечные лагуны. Островов нет совсем. Практически ненаселенные места, попадаются только промысловые избы с отсутствием видимых признаков обитания. Вот бы где устроить дневку, но приходится торопиться, время поджимает. Стали попадаться тюлени. Но достаточно осторожные, близко не подходят, да и немного их по сравнению с участками моря южнее или восточнее Соловецкого архипелага.

 Обогнали вяло перемещавшуюся в нашем направлении крупную белуху, прошли от нее в нескольких метрах, но интереса никакого не вызвали. Позировать передельфиненный недокит не пожелал, шел себе в нескольких десятках сантиметров от поверхности, раз в несколько минут всплывая и испуская характерный храп.  Комфортно дошли до м. Жемчужный, что сразу за Шараповым и тут снова ливень, на этот раз уже на воде. Тут мы уже закрыты островами, можем идти, несмотря на погоду. Стоянок полно, но Чупа уже недалеко, места прикрыты от штормов, поэтому все засижено и временами благоустроено вплоть до элементов ладшафтного дизайна. Моторки, надувнушки, байдарки, яхты, несмотря на конец сезона. Парусно-разборно-надувных никого нет. Сезон заканчивается.

22,23 августа. Штиль. Горючего впритык. Если совсем не подует, то и не хватит. Связь появилась только километрах в 30 от Чупы, на какой-то верхотурине.

Временами под парусом, временами под мотором, но добрались до Полунга, это в 10-12км от Чупы. В случае чего можно сняться и отсюда. Чупская губа вдалеке от моря приятного впечатления не произвела. Опять ночной ливень.

24 августа. Попутный ветер 2-3 балла, 2 часа – и мы в Чупе, рядом с причалом бывшего то ли яхтклуба, то ли турбазы. Крейсерские яхты разных типов (замечены фолькботы, переделанный Дракон и Конрад-30).

Кто-то стоит на якоре, кого-то вытаскивают и грузят в прицеп. Нам не до того. Дождя нет, успеваем все высушить и разобрать. Катамаран по приезде в Москву поменяет владельца. Машина, станция Лоухи, поезд.

25 августа.Отъезд. Ночь. До свидания, море!

Резюме. Маршрут широко известен и популярен, местность живописнейшая, не скучнее кемских шхер, Кузовов и Анзера и явно интереснее побережья Б.Соловецкого, так что, вперед, ребята!