Алексей Стецко

ОНЕГА 2008

Немного истории

Являясь счастливым обладателем катамарана «Простор», с 1999г. я сумел выбраться  на воду всего три раза. Первый раз на озере Селигер, как раз в 1999г., в пятницу приобрёл катамаран, а в субботу он уже покачивался на водах озера Рясивое. За время пребывания на берегах этого озера, соединяющегося  протокой с Селигером, экипажем, состоящем  из меня, жены Татьяны, дочери Саши и спаниэля Борьки было сделано четыре вылазки на «большую воду» к островам Хачин и Удомля общей протяженностью километров 110-130.

После чего катамаран был благополучно засунут на чердак, где и пролежал в пыли до 2007 года. А в 2007 году к нам в компанию пришел трудиться катамаранщик с 30 летним стажем Сергей, мы с ним быстро нашли общий язык и уже летом отправились на берега Онежского озера в район поселка Шальский. Но маленький отпуск, неблагоприятная для парусных походов погода и отсутствие на моем плавсредстве мотора, не позволили мне уйти дальше Лосьих островов. Имея такой печальный опыт, я приобрёл моторчик Хонда с воздушным охлаждением и стал с нетерпением ждать следующего сезона. И вот он настал!

Район плавания

Так как побывать на Онеге и не посетить Кижи — нонсенс, посчитали нужным, во что бы то ни стало добраться до сего чуда света. Прошлогодний опыт был учтен и дабы не идти по большой воде, решили добираться до Кижей из поселка Великая губа, по водам одноименного Онежского залива. Так как он худо-бедно изолирован от большой Онеги островами, нами взращивалась надежда, что воды этого залива будут достаточно спокойны и приключениями не грозят.

Мы ошиблись, но об этом позже. Далее маршрут должен был проходить по достаточно спокойным водам меж островами и мысом разделяющем Великую и Уницкую губу, после осмотра Кижей и плавания в Онежских шхерах, ставилась задача забраться как можно дальше в Уницкую губу и тем же маршрутом вернуться назад.


Схема маршрута.

Состав флотилии и экипажи

Катамаран самодельный без названия, длина 7 м, ширина 3м.

Капитан Сергей и разнополая палубная команда из четырех человек.

Катамаран типа «Альбатрос»

Капитан Михаил.

Катамаран типа «Простор»

Капитан я, Стецко Алексей и палубная команда из двух вегетеръянцев, брата с сестрой, и спаниэля Стивы.

График переходов

День

Дата

Участок маршрута

Км.

Под мотором

Км.

Ход.

Время

Ч.мин.

Скорость

Км/час

1-2

13-14.07

Москва-пос.Великая губа

 

 

 

 

3

 

Сборка судна

 

 

 

 

4

16.07

Великая губа-Кижи

22

 

3.5

6.5

 

 

Кижи-остров Букольников

8.5

8.5

1

8.5

5

17.07

стоянка на Букольникове

 

 

 

 

6

18.07

Остров Букольников-бухта ур.Пески

19.3

10

4

5

7-8

19-20.07

Стоянка в Песках

 

 

 

 

9

21.07

Ур. Пески-остров Букольников

19.3

10

4.5

4.5

10

22.07

Остров Букольников-Великая губа

30.5

17

4

8

10-11

22-23.07

Великая губа -Москва

 

 

 

 

Дневник

13 июля. Старт из Москвы.

Экипажи стартовали раздельно, Сергей с Михаилом выехали еще 12, я же зная скорость сборки Сергеевой посудины решил выехать на день позже и не ошибся. Дорога от Москвы до городка Пудож пробежалась довольно быстро, часов за 10 после непродолжительного совещания экипаж решил воспользоваться благами местной цивилизации и остановился на ночлег в местной гостинице, как оказалось это вполне удобно, и что любопытно гостиница была заполнена жителями ближайших областей перемещающимися по своим делам и решившими не гнать в ночь по дорогам.

14 июля.

Выехали из Пудожа около 8 утра надеясь, что оставшиеся как было обещано Сергеем 250 км. пролетим мухой, но не тут то было. Дорога до Медвежьегорска была еще сносной. Но вот дальше

началось что то ужасное, дорога от Медвежьегорска до Великой губы состояла из кусков с нормальным покрытием длинной 50-100 метров и кусков состоящих из битого либо полностью отсутствующего асфальта длинною до километра. Средняя скорость движения составляла 15-20 км,/час. Хотя местные водилы ухитрялись скакать по такому покрытию со скоростью раза в три четыре большей, видимо они знали выверенный путь.

Часа в три дня добрались до места сборки, находящемся чуть в стороне от поселка в местности называемой «Больница», больница там действительно была, в виде бревенчатого двухэтажного остова, вокруг лепились дома аборигенов.

15 июля

Суда были окончательно собраны. Освоен новоприобретенный моторчик.



16 июля

После продолжительных сборов караван тронулся в путь. При отчаливании ветер был встречным, потому, что бы ни путаться в прибрежных камышах отчалили под моторами. На выходе из бухточки направление ветра стало более благоприятным, юго-восточным. Это позволило лавировать и идти бейдевиндом практически до северной оконечности Кижей, а вдоль острова только левым галсом.

    Причалили слева от основного дебаркадера в маленькой бухточке, как раз под три катамарана.

Старожилы онежских походов остались при судах, новички отправились на экскурсию по чудному острову. Запрет на посещение архитектурного музея собаками, вызвал бурный протест со стороны

четвероногого члена экипажа, будучи привязанным к мачте Стива скандалил часа полтора, после чего успокоился и заснул.

 



Налюбовавшись красотами и нагулявшись, любознательные члены экипажей вернулись на суда, и флотилия отправилась дальше. Для более безопасного и скорейшего прохода фарватера решили идти до Букольникова по моторами и парусами. Переход был успешно завершён и под вечер суда пристали к одному из мысов острова Букольников.

Разбили лагерь, решив простоять на острове денёк другой.

 

18 июля

Спокойное плавание по внутренним водам успокоило капитана «Простора» т.е. меня и способствовало проявлению определённой халатности. Нагретые солнцем и почти не погруженные в воду поплавки катамарана, при похлопывании производили впечатление надутых вполне достойно и я решил стартовать, не подкачивая их.  И всё шло замечательно, Сергей пошёл впереди, я посередине каравана, Михаил замыкающим. В пути караван растянулся, а рации, захваченные из Москвы благополучно покоились в одном мешочке.

Экипажи старожилов занялись на ходу рыбной ловлей, меняя курс как заблагорассудится.

Мне пришлось метаться вслед за ними, и когда катамаран Сергея вдруг скрылся в камышах

между мыском и Калгоостровом, я последовал за ним. И тут случилось непоправимое, что-то лопнуло-крякнуло, один шверт выскочил наружу, второй застрял в перекошенном креплении. В камышах были камни!  Но это были ещё цветочки. Когда вышли на открытую воду и суда более менее сблизились, оказалось (нам это было не заметно), что правая составная балка моего катамарана подломилась в месте стыка.

Увлеченный маневрированием, я не заметил, что поплавки глубже севшие в воду под весом груза и экипажа остыли, воздух сжался, жесткость баллонов стала недостаточной. На спокойной

воде Губы Соломенной это было не страшно, но когда катамаран вышел через протоку на открытую воду, тут и началось.

Во первых, волны, во вторых еще более низкая температура воды, всё это привело к тому, что поплавки совсем ослабли, надуть их на ходу было невозможно, добраться до берега становилось всё проблематичней, поплавки просто всплывали рядом с балками. Тут хочется вспомнить «добрыми словами» конструкторов «Простора», за их решения по скреплению разборных балок поплавков и крепления поплавка только центральным ликпазом.

Но соратники были рядом и поспешили нам на помощь.

   После несложных маневров катамаран Сергея подошёл на расстояние достаточное для броска линя. Я приготовился его ловить, но бравые спасатели первым делом бросились снимать на фото наше бедственное положение, а уж потом брать нас на буксир. Куда, правда делись эти фотки непонятно.



Мы благополучно пристали к каменистому берегу, и было решено катамаран разгрузить, экипаж перевести на другие суда, накачать до предела поплавки и продолжить плавание.

Часа через полтора, при благоприятном ветре и под мотором мы достигли цели этого перехода -бухту рядом с урочищем Песчаная.

Где мы и остановились, как полагали не надолго, но у погоды свои планы, и  мы там задержались на три дня в ожидании погоды. Судно я починил с помощью двух поленьев отесанных топором и забитых в поплавковую балку.

На один день к нам заходили гости, Павел Куценко со-товарищи,

изучал его «Простор», но решил как Ленин, «что мы пойдем другим путем».

Правда новые поплавки для катамарана заказал там же, где и он, в Нижнем. Надеюсь их опробовать  в сезоне 2009.

21 июля

Отпуск подходил к концу только у меня, а потому флотилия разделилась, и утром 21-го, несмотря на не очень благоприятную погоду мой «Простор» отправился в обратный путь в одиночестве.

Ветер был встречный и поэтому весь путь по открытой воде прошли под мотором. Меж островов удалось наоборот пройти под парусами и даже на веслах, потому как подвела «Honda». На завтра правда выяснилось, что это не  «Honda» подвела, а я затянул сапун на бензобаке.

Тем не менее мы добрались до стоянки на Букольникове, где и переночевали.

22 июля

Это самый интересный день из всего плавания, начинался он, правда, обычно, погода стояла замечательная, ветер средний, дул с благоприятных направлений. До Кижей добрались быстро, где под мотором где под парусами. Но когда подходили к северному окончанию острова,

я заметил за спиной маленькую черную тучку. Это меня насторожило, я решил не искушать судьбу и запустить мотор.

Это было верное решение, потому что как только мы вышли на открытую воду Губы Великая, тучка нас догнала. Но это уже была не тучка, она закрыла всё небо, начался косой противный дождь, ветер гнал с большой Онеги волну см. 80, а то и в метр высотой. Но нам деваться было некуда, что бы причалить, надо было идти поперек волны, на это я не решился.

А просто с помощью мотора зафиксировал корму катамарана на вершине волны и удерживал его в таком положении до конца перехода. Тут я, конечно, немного вру, таких волн было несколько, но пересаживался я не более трех четырех раз.

К обеду вдрызг промокнувшие прибыли в пос. Великая Губа. Я попросил у аборигенов ножовку, мне дали бензопилу, и я с её помощью разобрал катамаран. Часов в пять, собравшись, мы двинули в сторону Москвы. Я надеялся в этот же день добраться до Вологодской области, но в очередной раз судьба выкинула сюрприз, на подъезде к Пудожу я заметил в темноте несколько машин стоявших вдоль обочины и мигающих аварийкой.

Зачем, почему я не понял сразу, но дикий удар в зоне заднего моста и все признаки спущенного колеса мне подсказали, зачем они мигали. Они как и я пробили резину на славных карельских дорогах. Это приключение заставило остановиться в окрестностях Пудожа и заночевать в палатке.

Наутро, починив колесо, мы двинулись в путь и вечером были в Москве.