Двадцатая научно-спортивная экспедиция
Смоленского спортивно-экспедиционного клуба
«Викинг-Нево»

 

Экспедиция 2008 года явится итоговым этапом в прохождении смоленскими путешественниками пути «из варяг в греки». Пройдя морской этап  по Балтийскому морю, СЭК «Викинг-Нево» завершит путь длиной в четыре тысячи километров, начатый в 1988 году.  Во время экспедиции будет вестись сбор материала для полнометражного фильма и книги о современных викингах, их достижениях в судостроении и мореплавании.

Время проведения экспедиции -  июль 2008г.

Этапы маршрута экспедиции:  

СМОЛЕНСК – ВЫБОРГ- перевозка катамарана «Смоленск» и участников экспедиции автотранспортом.

ВЫБОРГ - КОТКА-ХЕЛЬСИНКИ-СТОКГОЛЬМ - морской переход на катамаране.

Стоянка в СТОКГОЛЬМЕ, сбор материала о Шведских викингах.

СТОКГОЛЬМ - ХЕЛЬСИНКИ-морской переход на катамаране.

Стоянка в ХЕЛЬСИНКИ, сбор материала о Финских викингах.

ХЕЛЬСИНКИ-КОТКА-морской переход на катамаране.

Стоянка в г. КОТКЕ, участие в ДНЯХ МОРЯ и выставке деревянных судов.

КОТКА-ХАМИНА - морской переход на катамаране.

Мастер класс по рыбной ловле на спиннинг Арво Рейонена - члена клуба «Викинг-Нево» с 2000года.

ХАМИНА-ВЫБОРГ - морской переход на катамаране. Стоянка в г. ВЫБОРГЕ, сбор материала о Российских викингах.

ВЫБОРГ-СМОЛЕНСК - перевозка катамарана «Смоленск» и участников экспедиции автотранспортом.

Экспедиция проводится Смоленским спортивно-экспедиционным клубом Викинг-Нево».

Капитан: Сухорученков Сергей Васильевич – председатель Совета СЭК «Викинг-Нево», яхтенный капитан, руководитель девятнадцати экспедиций 1988-2007г.г.

Помощник капитана: Пряжевский Максим Викторович- участник

Штурман: Петрусев Владимир Владимирович-капитан второго ранга, инженер- штурман ВМФ

Матросы: члены СЭК «Викинг-Нево», спортсмены-яхтсмены, спонсоры.

Каждый участник экспедиции может пройти этап, соответствующий его морской подготовки и имеющемуся времени. Длительность этапов 7-10дней.

Вопросы по участию в экспедиции решать с Сухорученковым С.В.

214013 г. Смоленск ул. Воробьева 6/7, тел 8 4812 6644345, тел сот: 8 903 8903248, факс 84812 599212,
e-mail viking-nevo@yandex.ru, сайт клуба http://viking-nevo.narod.ru

 

 

Предыстория экспедиции 2008г

Уже второе десятилетие смоляне на парусных судах вдали от родных мест, будь-то акватории озер Ладожского, Онежского, Ильмень, Балтийского, Черного, Азовского морей искренне удивляют  местных жителей, знакомых с географией. Как вы тут? Спрашивают они. Ведь у вас же нет мало-мальски большого водоема. А походы смолян последних лет на парусниках за пределы Российских рубежей приводят в восторг даже опытных яхтсменов.

Уже с 1988-1990 годов смоленские путешественники начали принимать  участие в крупномасштабных водных экспедициях. Первой из них была Всесоюзная комплексная экспедиция «Нево».

Во время водных переходов обследованию подверглась наименее изученная северная часть речной магистрали Ладога – Волхов – Ильмень – Ловать. За три года работы экспедиции Нево в комплексной программе Викинг в составе 18 маршрутных групп совместно со смоленскими путешественниками приняли участие ученые нескольких университетов, институтов, исторических музеев. Представители семи городов страны (102 участника экспедиции) – археологи, историки, гидрологи, географы, спортсмены, туристы, журналисты и кино-фото документалисты прошли разными путями 11020 километров.

На трассе передвижения было обследовано 323 археологических памятника эпохи Древней Руси VIII-XII веков, из них около 50 открыто экспедицией. Под руководством научного руководителя экспедиции, доктора исторических наук Г.С. Лебедева, учеными Ленинграда, Киева, Новгорода и Пскова была впервые создана археологическая карта пути из варяг в греки. В ходе проведения экспедиции родилось новое понятие в исторической науке – навигационная археология.

Российско-Норвежская экспедиции 1991-1992г. «Путь на восток».

Экспедиция началась с конференции на острове Когува (Эстония). Во время конференции норвежец Свейн Эрик ОЯ, окончивший школу судостроителей в Хардангере, начал постройку рыболовецкой лодки, типичной для западной части Норвегии. После окончания конференции строительство лодки было продолжено в Старой Ладоге. В постройке активное участие приняли члены клуба Викинг-Нево. Александр Насонов в точном соответствии с чертежами в древних норвежских источниках сделал черпак для отлива воды из лодки.

Интернациональный экипаж на Смоленском яле Дир и норвежской лодке Эрнинге 6 июля отправились против течения Волхова в Новгород. Далее лодки были перевезены в Смоленск.

После посещения Гнездова, где участники экспедиции встретились с археологами и от которых узнали о последних находках времени викингов, Эрнинге и Дир отправились в путь по Днепру на встречу с норвежским кораблем Havorn.

Две ветви экспедиции соединились в районе поселка Речица (Белоруссия).

Удачно преодолев низовье Днепра и Черное море, экспедиция финишировала в Стамбуле.

 

Проект Рус

В 1977 году у острова Лапури в Финском заливе была обнаружена древняя ладья викингов. Корпус судна достаточно хорошо сохранился, что позволило, в результате подводных археологических изысканий, сделать план и конструктивное описание его остова. Размеры ладьи: длина – 12 м, ширина – 3 метра.

В 1992-93 гг. на острове Реплот в Ботническом заливе Финским исследователем мореплавания викингов Фредриком Койвусало была построена его полномасштабная копия. Этому судну было дано имя Рус (русами называли викингов арабы). Проект был осуществлен как морской археологический эксперимент. Поэтому в ходе его реализации для  изучения техники судостроения и мореплавания викингов все было сделано по аналогии с 10 веком. Так, например, вручную были выкованы гвозди, свиты волосяные канаты, из шерсти соткана ткань для паруса и выделаны лосиные шкуры, на которых спали члены судовой команды. Даже съестные припасы на судне были те же, что и в эпоху викингов.

Летом 1994 года было совершено длительное плавание по Балтийскому морю. Из-за поломки руля у побережья Латвии судно, к сожалению, потерпело крушение. Весь этот проект и его драматический финал описаны в книге Проект Рус (изд. в 1996 по-шведски, по-фински и по-английски).

Зимой 1995-96 была построена новая копия. Новое судно было освящено именем Хеимлoса Рус (Heimlosa Rus) и спущено на воду летом 1996. После этого оно обошло под парусами такие страны Европы, как Финляндия, Швеция, Германия, Англия, Франция. Летом 1998 г. поход продолжился – было завоевано Средиземное море (Италия, Греция, Турция).

В 1999 году к проекту подключились смоляне. Из турецкого порта Инеболу интернациональный экипаж пересек Черное море, обогнул Крымский полуостров, пересек Азовское море по реке Дон поднялся до Ростова.  Это путешествие продолжилось летом 2000 года  по рекам Дон и Волга до Астрахани. Из Астрахани судно было доставлено по суше в российскую Карелию, в Выборг. А Летом 2001 корабль возвратился в Финляндию.

Вообще же экспедиция, обозначенная как "морской археологический эксперимент", максимально приближена к реалиям 10 века. Путь, проделанный "Бездомным Русом" за пять лет – это полная викинговская кругосветка, поскольку охватывает весь известный на то время цивилизованный мир.

 

Экспедиция 2002 года «От истока Днепра»

Почти три недели потребовалось участникам экспедиции для преодоления 500 километрового маршрута. 20 студентов и школьников города Смоленска приняли участие в большом международном экологическом проекте.

Выводы участников экспедиции не только сенсационные, но и уникальны, так как результаты экспедиции, обнародованные через ее отчет и СМИ по существу являются единственным источником данных о современным экологическом состоянии р. Днепр на протяжении ее Российской части.

Основной угрозой для Днепра в его истоке является интенсивное строительство газопровода Ямал – Западная Европа. Нет сомнения, что качать Российский газ за рубеж очень выгодное предприятие и в настоящее время дело дошло уже до шестой трубы. Буквально в 200 метрах от истока Днепр рассекает набитая тяжелой техникой дорога, ширина которой в ряде мест достигает 50 метров, а глубина колеи от колес тягачей одного метра. Естественно, что это грубое наказание еще только, только вышедшему из «колыбельки» ручейку. Труба же, в которую чужеземцы-строители пытались направить воды Днепра уложена небрежно – выше уреза воды.

Одним из главных факторов загрязнения Днепра в верхнем течении является бытовой мусор, оставляемый людьми после посещения реки. Впечатление от вида прекрасных берегов омрачает огромное количества набросанных пластиковых бутылок и полиэтиленовых пакетов. Несовершенство очистных и ливневых сооружений пос. Верхнеднепровский, Дорогобужа, Вязьмы и Смоленска являются предпосылками экологической катастрофы для великой русской реки.

Экспедиция 2003 года
Ro i Osterled - На веслах на восток

Норвежско-русская экспедиция. Двадцать дней потребовалось интернациональному экипажу, чтобы пройти участок пути из варяг в греки от Великого Новгорода до Санкт-Петербурга. 26 июня на старт российско-норвежской экспедиции по древнему водному пути вышли 4 традиционные норвежские лодки (одна из лодок – уменьшенная копия 10-метрового корабля викингов Гокстад), парусно-моторная шхуна Былина из Новой Ладоги (капитан Владимир Голубков) и экспедиционная шлюпка Дир смоленского клуба «Викинг-Нево».

Все организаторы, участники и высокопоставленные гости экспедиции отметили ее большое социальное, культурное, историческое и практическое значение.

 «РУСИЧ» историко-культурная экспедиция

В середине июня 2004 года  стартовала историко-культурная  экспедиция «Русич» по северному участку средневекового пути «из варяг в греки». Участники экспедиции на парусно-моторной ладье «Былина» прошли  по Ладожскому озеру, реке Неве,  Финскому заливу, Балтийскому морю  646 миль (1196 километров) от истоков государства российского, от первой его столицы – Старой Ладоги к столице Финляндии – Хельсинки. Экспедиция 2004 года ставила перед собой культурные, спортивные, экологические цели:

Участники экспедиции: члены смоленского спортивно-экспедиционного клуба «Викинг-Нево»,  учащиеся и педагоги ново ладожского Центра туризма и парусного спорта.

С февраля 2005 года Смоленский спортивно-экспедиционный клуб «Викинг-Нево» ведет строительство разборных парусных судов: катамаранов, тримаранов, яхт.

В строительстве принимают участие школьники и студенты под руководством опытного корабела с тридцатилетним стажем судостроения Юданова А.В. Разборные парусные  суда наиболее эффективные в условиях Смоленской области плавательные средства, позволяющие:

1.     Проводить тренировочные занятия по парусному спорту.

2.     Участвовать в парусных регатах разного ранга: областных, республиканских, международных.

3.     Проводить туристические походы и экспедиции, дальние спортивные плавания.

4.     Участвовать в международных фестивалях и праздниках.

Компактность в разобранном виде позволяет перевозить эти суда на лодочном прицепе на любые расстояния к месту начала экспедиций и соревнований. Они легки в переноске и удобны в хранении. В постройке используются материалы, реализуемые в торговой сети.

Спуск первого  катамарана «Нево» был осуществлен в воды оз. Бакланово 28 мая 2005 года.

Использование разборных парусных судов открыло для Смоленских энтузиастов - спортсменов и путешественников  новые перспективы. Уже в первый год  эксплуатации  парусников Смоляне добились значительных успехов. На Ладожской регате, в конце июня 2005 года в пос. Березово, экипаж в составе Ольги Титовой и Юрия Крючкова,  на тримаране «Три в одном» занял первое место!

 В 2006 году яхтсмены «Викинг-Нево» подтвердили свое возросшее  мастерство не только успешным участием в парусных регатах, но и уникальным морским  походом  в Финляндию. На катамаране «Нево» Сергей Сухорученков и Юрий Крючков преодолели  открытым морским пространством путь от Выборга до Котки, приняли участие в «Днях Моря», самом большом морском фестивале в Финляндии. Впервые в истории Смоленское судно вышло за Российские рубежи, «прорубив окно в Европу».

2007 год стал не менее результативным для смолян. В Ладожской парусной регате второе место, в Верхневолжской – пятое. По итогам сезона СЭК «Викинг-Нево» награжден дипломом федерального агентства по физической культуре и спорту за развитие парусного спорта и туризма в России.

К настоящему времени клубом уже построены и находятся в эксплуатации шесть разборных парусных судов: два катамарана, три тримарана, яхта. 

Неплохие условия для тренировок созданы за последний год созданы на озере Акатовское. Оборудован причал, построены эллинг для хранения судов, беседка для отдыха спортсменов, туалет.  

6 декабря 2006 года члены СЭК «Викинг-Нево» приступили к строительству парусного крейсерского  катамарана  «Смоленск»  длиной двух корпусов по 6,5метра, общей парусностью 20 метров, экипажем 7-8 человек, с  неограниченным регионом плавания.

К настоящему времени Смоленский спортивно-экспедиционный клуб «Викинг-Нево» является организатором девятнадцати научно-спортивных экспедиций, девять  из которых международные.

Первая экспедиция  стартовала 10 июля 1988г. от стен Смоленского Кремля. С тех пор экспедиции проводились ежегодно, являясь большой школой патриотического и историко-культурного воспитания молодежи. Смолянами пройдены водные пути от Балтийского моря до Черного, более 11000 км по территориям России, Белоруссии, Украины, Эстонии, Латвии, Литвы, Турции, Финляндии.

К рекордным достижениям смолян относится переход через два моря: Черное и Азовское, прохождение реки Днепр от истока до устья. И где бы ни пролегали маршруты смоленских путешественников, они всегда достойно представляли Смоленщину, ни в чем, не уступая зарубежным участникам.

За заслуги в экспедиционной деятельности СЭК «Викинг-Нево» награжден Российским Географическим обществом медалью Пржевальского; Федеральным агентством по физической культуре и спорту дипломом за развитие парусного туризма в России.