Парусный катамаранный поход

Беломорск – Соловки – Беломорск  июль 2008г.

Судно: Катамаран Бриз Микро 1 шт.

Экипаж: 1 человек, он же капитан, он же матрос.

Средства навигации и ориентировки: GPS навигатор Garmin с закладкой карты. Карта Белого моря 2км. Подзорная труба.

Это мой второй поход на Белое море на катамаране Бриз Микро. Первый, в прошлом году до Кузовов, дал возможность оценить возможность превращения Бриза  в походный катамаран и внести определённые изменения в конструкцию, которые никоим образом не меняют его основных характеристик (грузоподъёмности).

Отъезд из Твери 12.07.08. Дорога до Беломорска без приключений; по сравнению с прошлым годом хорошего асфальта стало больше. По мере продвижения к северу цены на бензин растут. В Карелии в пределах 27р за литр. Приятно поражает старательность в несении службы и принципиальность Карельского ГАИ, что дало возможность привезти домой штрафную квитанцию. Но это и даёт положительные результаты.  На карельской трассе, несмотря на две полосы движения, почти не видел серьёзных аварий, а скоростной режим выдерживается аккуратнее, хотя машины с московскими номерами и здесь «впереди России всей».

В Беломорск приехал 13го вечером. Здесь есть  платная автостоянка в этом году 80 руб. за сутки. Свободных  мест не было. Пришлось ждать до утра 14-го. За ночь спокойно собрался, упаковался.

Вышел при хорошей погоде и умеренном ветре в бакштаг правым галсом.

Шёл вдоль берега до Шуйострова, где и сделал первую стоянку. Место примечательно обилием «золотого» корня  (Радиолы розовой), как впрочем,  почти на всех островах этой зоны. Простоял здесь два дня немного «акклиматизировался». Вечером через два дня взял курс на Кузова. Ветер не менялся, так и шёл правым галсом (бакштаг, галфвинд). На Русском кузова встал на то же место, что и в прошлом году.

В первые дни с погодой повезло, катамаран использовался в качестве сушилки. Сразу оценил возможность уборки парусов. При порывах ветра нет опасности обнаружить судно на боку или что хуже перекатывющимся по пляжу.

 На северо-западном мысу Русского Кузова  удобная стоянка, хоть и на самом берегу, но достаточно закрытая от ветров. Осушка мыса в отлив не большая (вода далеко не уходит), в прилив берег песчаный удобно причаливать.  Пресная вода в ручейке из болотины, или на скалах. Здесь простоял дня четыре. Пытался, как в прошлом году ловить камбалу на осушке сеткой, но рыбы мало, а тины и водорослей много. Сетку приходилось долго чистить, правда пожарить хватало.

Как то вечером к ужину подошёл лис ( в смысле животное) и не пугливый или очень голодный, так я его накормил  пловом. Так котелок на двоих и съели.

От Кузовов стартовала Соловецкая  парусная регата. От Немецкого Кузова в сторону Соловков вышло около 25-30 яхт. Причём первые вышли под грозу, очень красиво смотрелись.

Погода достаточно стабильная, хотя и пасмурно. 20-го в ночь ушёл на Соловки. Ветер слабый. До Олешина правый бакштаг, дальше прямо на Соловки правый галфвинд. Дошёл часов за 6. При постоянном слабом ветре и фиксированном руле  удавалось подремать, т.е. лодка не требовала постоянного к себе внимания. Румпель фиксируется не намертво, резиновым автомобильным жгутом. Причалил в километре  правее входа в Соловецкий порт, приблизительно напротив недавно построенного пансионата. Отсюда достаточно короткая дорога между гаражами к магазинам. В 8 утра первый открывается. Прогулялся около Кремля, посмотрел порт, док, который заполнялся водой из выше лежащего озера, затарился Балтикой №7. А поскольку один, то много не погуляешь, катамаран с вещами не оставишь надолго.

Часов в 10 пошёл обратно. Весь обратный путь левым галсом (бейдевинд и галфвинд), с тем отличием от перехода на Соловки, что при совершенно ясном небе  ветер довольно свежий, умеренное волнение до 4 баллов много «барашков». Волны около 1-1,5м но некоторые экземпляры  ближе к Кузовам, где наслаивается приливное течение, до 2х. Катамаран вел себя не плохо, не требовал больших усилий для удержания курса, хотя думаю носовые рассекатели были бы в самый раз.

Надо отдать должное запасу прочности: несмотря на срезанные четыре шпильки, разболтанности рамы на волне или подвижности поплавков не наблюдалось. А поскольку заднюю часть кокпита я застилаю досками (сидеть так удобнее) провисание трамплина было минимальное.

Под рифлёным гротом и стакселем дошёл за 4 часа до Коловаров ( рекомендовали посмотреть эти красивые острова).

Между северным и южным Коловарами есть изба. Пресная вода в ручье (может пересыхать) на северной стороне острова или в лужах вдоль берега и на скалах.

Два дня гостил на Коловарах, оттуда в обратный путь с трёхдневной стоянкой на острове Равлуда. Это немного восточнее Шуйострова. Здесь гладкие каменистые берега (лбы) полого уходят в море. Много плавника, нет проблем с водой, есть морошка. Вот только погода стала портиться.

24-го ушёл в ночь к Беломорску. Всю ночь шёл галсами при «встречном штиле»  лишь часам в 8 – 9 утра ветер немного усилился, что дало возможность войти в порт и подняться против течения. Тут и грянул дождь и лил во время всего антистапеля, и погрузки. Дождь сопровождал меня почти до границы Ленинградской области и отстал только под Питером.

О катамаране: изначально это действительно прогулочный катамаран, он же пляжный, он же надувной матрас и т.д. Однако в ходе некоторых переделок он приобрёл некоторые черты судна походного на котором я второй год пытаюсь ходить по Белому морю.

 

На фото «Бризёныш» с рифлёным гротом и стакселем после перехода Соловки –Коловары.

Было сделано к этому походу: передний козырёк, защищающий от волны и служащий небольшим багажником для нетяжёлых вещей.

По опыту прошлогоднего похода, не уверовав в гнущуюся и якобы сбрасывающую ветер мачту, сделал возможность гасить грот на ходу. Для этого мачту, закрепил  топовым штагом на регулируемом шпрюйте и топовыми вантами, оставив при этом штатные трубки – откосы. Для удобства работы со шкотами грота и стакселя и чтобы гик по голове не бил, удлинил мачту на 0,5м поставив на топе блоки для подъёма грота и стакселя. Хорошо бы на основании мачты прикрепить кулачковые или клиновые стопора для грот и стаксель фала, но пока обошёлся утками.

Грот одевается на мачту с помощью сегарсов, сделанных из парашютной стропы и пришитых к передней шкаторине грота, в которую для жёсткости пропущена также парашютная стропа. Нижние сегарсы разрезные, расстёгиваются (для обхода крепления штатных откосов при взятии рифов). Таким образом, грот при необходимости может быть спущен прямо на ходу, достаточно просто травить грота фал. Кроме того, по нижнему шву состыковки полотен грота сделаны люверсы, а по углам боуты с люверсами.

Получилась возможность брать рифы примерно на 1/3-1/4 площади паруса. Гик также пришлось удлинить на 20см, кроме того, для жёсткости вставил в гик пластиковую водопроводную трубку (она проходит изгиб гика). При спущенном гроте шкотовый конец гика берётся на топенант. При этом гик не падает на палубу и более того служит перекладиной через которую в случае дождя перебрасывается полиэтилен и закрепляется по бортам. Кокпит получается  закрытым от дождя, но это только на стоянке. Добавлен стаксель на 1,5 квадрата, что заметно улучшает управляемость на острых курсах, а в случае сильного ветра, при спущенном гроте, стаксель может быть основным парусом обеспечивая ход и управляемость катамарана. Ограждение кокпита оставлено прежним из металлопластиковых водопроводных  труб (хвала Российской сантехнике!).

Последние переделки: заменены все четыре шпильки рамы на сквозные болты 10 мм с круглыми шляпками рымболтами, поскольку на переходе Соловки – Кузова при волне все четыре были сломаны или срезаны.

Время сборки и разборки катамарана несколько увеличилось. Вес стал больше примерно на 10кг.  И тем не менее по основным параметрам это остался Бриз - Микро неподотчётный ГИМСу.

Юра. Тверь, 2008г.