Отчет о парусно-туристическом походе по Белому морю в 2009 г.

Составил Гущенко Юрий, капитан катамарана М761 "Адреналин"(yguschenko<собака>yandex.ru).
Вычитка, редактирование, разнообразные советы - Малышев Василий, Купцова Наталья.

Экипаж

Гущенко Юрий - капитан, рулевой
Малышев Василий - штурман, главный моторист
Купцова Наталья - матрос, кок


Судно

Катамаран 13м2 "Адреналин", постройки верфи братьев Успенских, номер на парусе М761

Навигационное оборудование

Garmin GPSMap 60c, заламинированные морские карты.
Бинокль БПЦ-15.
Компас ГК-1 и GPS JJ-Connect Navigator 100. Не использовались.

Прочее оборудование


Палатка Limerick 4 - 1 шт.
Спальники, коврики - 3 шт.
Тренога для котла - 1 шт.
Гермомешки 160л - 1шт, 60л - 2 шт, 40л - 1 шт, 5л жесткая - 1 шт.
Сеть рыболовная 30м - 1 шт.
Перемет 20м*10крючков - 1 шт.
Удочка поплавочная - 1 шт.
Спиннинги - 2 шт.
Топор - 1 шт.
КЛМН - по числу членов экипажа.
Ремкомплект.

Маршрут

Г. Онега - о.Кий - м. Ворзогорский - Кушерека - дер. Унежма - о. Хедостров - о. Кондостров - о. Мягостров - о. Разостров - г. Беломорск - м. Выгнаволок - о. Русский Кузов - о. Большой Топ - о. Соловецкий - о. Большой Заяцкий - г. Рабочеостровск

Дата Расстояние, км (из них под мотором) Ходовое время, чч:мм Средняя скорость, км/ч Курс Сила ветра, баллов Погода Конечн. пункт
15.07.2009 13,2 (4) 2:15 5,9 Бейдевинд 1-4 Дождь о.Кий
16.07.2009 0 0 0 Дневка 0 Переменная облачность, временами дождь о.Кий
17.07.2009 22,4 (5) 10:35 2,1 Бейдевинд 2-7 Дождь, гроза, ночью шторм м. Ворзогорский
18.07.2009 45,9 12:15 3,7 Галфвинд 2-4 Облачно, временами дождь Кушерека
19.07.2009 37,6 (2) 6:40 5,6 Бакштаг, Галфвинд, Бейдевинд 1-3 Ясно, затем пасмурно д. Унежма
20.07.2009 33,4 4:50 7,0 Фордевинд 2-6 Пасмурно, затем ливневый дождь, шторм о. Кондостров
21.07.2009 0 0 0 Дневка, шторм 0 Переменная облачность о. Кондостров
22.07.2009 105,2 (10) 17:10 6,1 Фордевинд 1-3 Ясно г. Беломорск
23.07.2009 63,8 (40) 11:20 5,7 Бейдевинд, затем штиль 0-3 Ясно о. Русский Кузов
24.07.2009 45,8 (20) 12:45 3,6 Штиль, затем галфвинд-бейдевинд 0-3 Ясно о. Соловецкий
25.07.2009 52,1 15:00 3,5 Бейдевинд-галфвинд-бакштаг 2-4 Пасмурно г. Рабочеостровск
Всего дней 11; Ходовых 9; Дневок 2 419,4 (81); Ср. 46,6 92:50; Ср. 10:20 4,5 - - - -

Трек


Соседние переходы отделены цветом

Описание

Деление на даты весьма условно - большинство переходов заканчивалось далеко за полночь. Поэтому одним днем в этом отчете считается промежуток между вылезанием экипажа из спальников и заползанием обратно.

13-14 июля, день 0. Москва - г. Онега. Заброска.

Как все предыдущие годы никто не божился, что "это последний поход, когда все собираем в последний день", все повторилось в точности - сборы в спешке, что-то забыто, что именно - выясним на месте. Как позже оказалось, забыли или не нашли термос, солнечные батареи, дрель, бинокль и часть шмоток. От катамарана, к счастью, взяли всё.


Три вокзала.

Погрузка в паровоз прошла штатно, за исключением того что Вася объявился за полчаса до поезда, а злобная тетка в багажном отделении отказалась выдавать нам багажные билеты без багажа. Совет стаи решил - пес с ней, не хочет - не надо. И так сядем. Сели. Прочие пассажиры сперва выразили недоумение - а где же, собственно, поедем мы. Гора хлама и вправду выдалась впечатляющая. Тем не менее за час-полтора все благополучно было распихано по полкам и рундукам и наконец раскупорили по банке холодного пива. Мы наконец едем. На Белое море.


Обозерская.

Прибыв на ст. Обозерская, где у нас была запланирована пересадка, выяснилось, что ждать поезда Архангельск-Обозерская-Онега, на который мы купили билеты еще в Москве, нет необходимости - существует дизель местного значения до Онеги, отходящий через полчаса после прибытия поезда Москва - Архангельск с того же пути. Попробовали вернуть билеты на ночной поезд Архангельск - Онега... Вкратце - НИКОГДА не пользуйтесь банковской картой при покупке билета на поезд. Нам удалось добиться только бесплатных билетов на дневной дизель.


На этом едем дальше.

В поезде мы спросили телефон Онежского такси, сейчас к сожалению утраченный, и вызвали небольшой грузовичок на вокзал на время нашего прибытия. Вылезши, мы узрели VW-Transporter. Погрузили вещи, и попросили водителя отвезти нас "к какому-нибудь пляжу недалеко от города". К сожалению, "недалеко" по Онежским меркам оказалось порядка 20 километров. Плюсом было то, что вся наша веселая компания оказалась далеко от города, и сразу на море, а не на реке. Минусом - то что надо было назавтра ехать за продуктами обратно в Онегу.

Таким образом, прибытие состоялось на 12 часов раньше запланированного, вечером 14 июля. Так как был вечер, комарья вылезло дикое количество. Долго мы не протянули - залезли в палатку и завалились там спать.

15 июля, день 1. Г. Онега - о. Кий.

Проснувшись, порешили следующее: Вася с Наташей едут в Онегу, где приобретают продукты и недостающий инвентарь, а я собираю катамаран. Продпартия отчалила, то ли на автобусе, то ли на попутке - сейчас не помню. Я же принялся греметь железяками к, наверно, неудовольствию спящих соседей по пляжу. Коих было уже немало.

Когда у меня наконец оформилась рама ката и я начал подкачивать баллоны,один из проснувшихся соседей подошел ко мне с целью поинтересоваться, что же это я такое конструирую. Получив исчерпывающий ответ, мужик завосхищался, попросил обязательно позвать его и детей на наш отход. Также сказал звать его если нужна будет помощь. В свою очередь я сказал, что наш отход он точно не пропустит, ибо состоится он нескоро, а насчет помощи - спасибо, позову на установку мачты. Если б я знал, что это только начало...

Стоило мне накачать баллоны, мужик пришел опять. Начал любопытствовать уже про детали. Я, было, грешным делом подумал, что он желает чем-нибудь поживиться, т.к. всё снаряжение осталось рядом и в палатке. Однако гнать его не стал - все равно я тут один, а портить отношения с аборигенами не хотелось. Чуть позже, правда, выяснилось, что мужик тоже не местный - приехал из Плесецка с семьей на море, на драндулете системы "Волга". Работает трактористом в какой-то деревне под этим самым Плесецком. Денег платят, но мало. Впрочем, кроме как работникам колхоза и космодрома, никому не платят вообще. За такими разговорами мы с ним собрали мост и поставили мачту. Мужик отвалил готовить еду, я же принялся за трамплин и такелаж.

Вот тут-то и началось паломничество отдыхающих. По всей видимости, туристы-парусники почему-то предпочитают стапелиться в Беломорске и Кеми, совершенно упуская из виду Онегу, хотя доставка сюда даже менее напряжна чем по Ленинградской ветке РЖД за счет сверхдлинных стоянок поездов, позволяющих не торопиться при погрузочно-разгрузочных работах. Соответственно, парусный катамаран тут в новинку. За день ко мне подошли около двух десятков человек с просьбами сфотографироваться на фоне, объяснить что это такое, рассказать куда мы идем, наконец просто прокатить. Многие предлагали помощь. Больше всего меня поразили два парня слегка гоповатой наружности с кучей пива. Вот от них-то расспросов и предложений помощи я точно не ожидал. Под конец всей этой эпопеи у меня возникла навязчивая идея повесить на кат табличку "Поморский коч. Историческая реконструкция. Фотография 50 рублей".

Такого стапеля у меня отродясь не было.


Кат собран.

Собрав кат я принялся ждать продовольственную партию. За этим делом меня и застал давешний мужик, пришедший предложить мне поесть. Отказаться не получилось, т.к. готовили оказывается еще и на меня. Не успел я приняться за еду как прибыл из Онеги оставшийся экипаж с едой, водой и прочими полезностями. Спешно доел, принялись собираться.

В.М. Отчаливание этот перец так и не застал, поскольку к этому времени был уже в стельку пьян, и лежал около своей палатки, заботливо накрытый тряпкой.


Погода портится...

Согласно закону мирового свинства, к моменту нашей готовности к отходу появился неслабый ветер, нагнало тучи, и, в довершение всех бед, случилась малая вода. До этого по водоемам с приливами-отливами никто из экипажа не ходил, поэтому такой природный катаклизм был нам в новинку. Оказалось - весьма неприятная штуковина - создает отливные полосы шириной до нескольких километров, противнейшие течения, с коими нам еще не раз придется столкнуться, и, наконец, сулои. Единственный обнаруженный, но неиспользованный плюс - предельно простая рыбная ловля как сетью, так и переметами. Удочка становится как бы и не нужна.

Наконец к 8 вечера мы перетаскали кат и вещи поближе к воде, нагрузились, и принялись отчаливать. Ветер, естественно, был навальным и весьма сильным. Мало того, глубина в 30м от берега едва достигала 2 метров, что не позволяло полностью опустить шверт. Это же обстоятельство создавало волну в 1-1.5 метра, временами обрушивавшуюся на трамплин. Однако и мы не лыком шиты. Добавляли желания уйти отсюда воспоминания о вчерашних комариках, коих на Кий-острове не ожидалось. Каким-то образом ничего не сломав, не оторвав и не потеряв нам удалось отойти и мы пошли в сильный бейд против метровой волны на Кий-остров. Естественно, через час пути ветер выключили, оставив зыбь. Посмотрев на GPS, говоривший о том, что до острова 4км, я поставил мотор, подозрительно быстро его завел, и мы поехали на остров. Там обнаружилась неплохая стоянка, хоть и подзамусоренная. Мы вытащили туда кат, привязали его покрепче, и залегли спать. Назавтра запланировали осмотр острова и перетряхивание барахла.

16 июля, день 2. О. Кий. Дневка.

Проснулись не настолько поздно, насколько хотелось бы - мимо прошлепала группа туристов. Решив что это какие-то особо ранние спортсмены, и больше нам никто не помешает, мы попробовали заснуть. Ага, как же. За первой группой последовала вторая, а вскоре наш эрзац-лагерь огласился звонкими женскими голосами. Пришлось вылезать. Оказалось, наша стоянка находилась на единственном на острове пляже на который, естественно, ходили все обитатели местного пансионата. А в том месте где стоял кат были самые густые заросли неких "лечебных" водорослей, также пользовавшихся популярностью у курортников. Одним словом, даже если бы мы встали на главной пристани пансионата, народу было бы меньше.

Вниманию тех кто захочет последовать нашему примеру и встать на острове, но не повторить при этом нашей ошибки предлагается следующая схема:


Красным обозначены места наибольшего скопления людей - пляж на котором мы стояли и собственно пансионат. Желтая точка на территории пансионата - бар, зеленая - магазин. Зеленой чертой обозначен пролив, разделяющий остров на две части и осыхающий только в малую воду. Зеленая точка на меньшей части острова - оборудованная стоянка.

Соответственно, на западной части острова народу меньше чем на восточной в разы. Также там отсутствуют такие морально разлагающие факторы как близость бара и магазина. Имеется хорошо оборудованная стоянка, нередко к сожалению занятая отдыхающими. Одним словом, желающие уединиться - налево, пообщаться - направо.

Следует также отметить что к острову, как и к подавляющему большинству стоянок следует подходить в полную воду. Подойдя же в малую, вы рискуете большую часть времени заниматься тасканием вещей и катамарана с места на место. Также следует здесь отметить тот факт, что к Кий-острову нет приглубых подходов(кроме главного причала, но он не в счет), соответственно отход без мотора в любой мало-мальский навальный ветер становится проблемой из-за мгновенно возникающего прибоя и невозможности опустить шверт.

Мы, однако, отвлеклись.

Сготовив в столь экстремальной обстановке завтрак и употребив его, экипаж отправился на осмотр острова. Перечислять здесь список имеющихся там достопримечательностей, думаю, особого смысла не имеет, посему просто отправлю читателя на посвященный этому ресурс.


Крестовоздвиженский Собор.

После осмотра собора мы отправились к еще одной местной достопримечательности.


"Хм... Магазин..."

Кстати о достопримечательностях такого рода. Наш нынешний маршрут оказался на них крайне небогат - магазины были только в Онеге, на Кий-острове, в Беломорске и на Соловках. Может по это и немало, но между Кий-островом и Беломорском было около 150 километров и ни одного магазина. Поэтому лодка была основательно нагружена провизией. Место пива занимала пресная вода, коей мы старались иметь на борту не менее 40 литров, ибо мало ли что.

Однако, покуда магазин был рядом, пиву можно было уделить должное внимание, чем мы и занялись. Чуть позже, в ходе прогулок по острову был обнаружен самый настоящий бар, в коем был телевизор и целых 3 сорта пива, но временами не было света. В нем собиралась вся молодежь(да-да, была и молодежь) пансионата. Мы, естественно, тоже не преминули туда заглянуть. За осмотром острова как-то незаметно пролетел день. Нагрузившись пивом в баре, мы отправились в лагерь. И тут наше внимание привлекла Шахматная Доска. Шахматы такого размера лично мне никогда не встречались. В случае особо (не)удачного хода оппонента его можно было убить любой фигурой на месте.

Естественно, мы не преминули сыграть пару партий. За ними как-то незаметно подкралась ночь. Поскольку питерские белые ночи и рядом не валялись с местными, контроль за временем утрачивается начисто. Чуть-чуть темнеет только на два часа, с 2 до 4. Все остальное время можно хоть читать.


Партия за звание чемпиона острова.

На завтра запланировали тронуться в сторону Унежмы.

17 июля, день 3. О. Кий - м. Ворзогорский.

Сегодняшний подъем получился более спокойным, чем вчерашний. И неудивительно - небо оказалось подзатянутым тучками, периодически накрапывал дождик.

Собрав лагерь, мы перетащили катамаран к воде(малой, естественно), и принялись таскать вещи к нему, периодически отвлекаясь на подтаскивание катамарана к берегу ввиду начинавшегося прилива. Прокляли приливы и отливы. Поклялись впредь следовать их графику(Во время нашего визита полная вода была в 4 утра и вечера, малая соответственно в 10 утра и вечера. Очень "удобно".).

Наконец отвалили. Обогнув западную оконечность острова и порадовавшись хорошему галфу наше суденышко вместе с нами бодро поехало в сторону Ворзогор. Однако наша радость была недолгой - вскоре на горизонте показалось характерное облачко и послышались не менее характерные раскаты. Быть громоотводом никому не хотелось, и мы развернулись обратно на Кий, в направлении бара...

К бару успели вовремя. Гроза как раз нас почти догнала. Однако в баре был перерыв. Пошли к магазу. Там тоже был перерыв. Сели ждать прохода грозы и открытия бара или магаза под дождиком. Скучно. Дождались бара, сели там пережидать усилившийся дождь. Катамаран поставили прямо перед баром, чтобы наблюдать за ним из окна и периодически подтаскивать. Грозы шли одна за другой, поэтому кат подтаскивали раза 3-4, а всего в баре провели около часа. Наконец нам это осточертело и мы под мотором против метрового наката вышли в море.

В ходе постановки паруса я упустил наверх конец грота-фала. Пришлось лезть за ним на краспицу. Много бы я отдал, чтобы со стороны взглянуть как я ловил с качающейся мачты этот самый фал пока Вася удерживал лодку носом к ветру мотором. Наконец фал был пойман, парус поставлен, и мы пошли в бейд к Ворзогорам.

Когда до м. Ворзогорский осталось всего несколько километров, я прозевал мощный шквал. Вода вокруг мгновенно покрылась барашками, а кат сделал попытку задраться на баллон. Пришлось привестись и быстренько зарифиться. Вслед за шквалом прямо на нас пошло большое темное облако с очень нехорошим белым валиком по нижней кромке и не более хорошими зигзагами молний за ним. Решили немедленно идти в глубину залива, к берегу, в полный бейд. Увалились и понеслись. Где-то в километре от берега ветер начал подло стихать. Стало ясно что без мотора от грозы нам не уйти. Мотор в свою очередь считал что мы прекрасно обойдемся без его помощи, и заводиться наотрез отказывался. А гроза-то все ближе! Уже решив взяться за весла мы вдруг почувствовали характерные удары шверта о дно. Как это так?! До берега не меньше 500 метров! Тем не менее, глубина оказалась не больше метра, и постоянно убывала. Мы слезли с ката и с максимально возможной скоростью потащили его к берегу. Где-то в ста метрах от оного кат наконец лег на грунт. Мы оказались на громадном отливняке.


"И как это он тут оказался?"

Впрочем, в такую погоду лучше быть где угодно, только не на воде.


На оном отливняке оказалось очень много "целебной" грязи, местами до колена. Обматерив в очередной раз приливы и отливы, мы принялись таскать вещи на берег.


Однако, вовремя пристали.

Дров на стоянке не оказалось(да и вообще место было весьма паршивое), пришлось ходить за ними через болотце в ближайший лесок. Наконец натаскав дров и разведя костер мы принялись готовить еду, греться и сохнуть. И, конечно же, обсуждать, что же делать дальше. Полная вода ожидалась в 4 утра. Задача была не проспать таковую, посмотреть какой будет ветер, и по этим данным решить, отходить нам, или вытаскивать кат на берег. А пока легли спать, привязав кат ко всем крупным бульникам и поставив будильник на 2 часа ночи.

18 июля, день 4. М. Ворзогорский - Кушерека.

Проснулся я от непонятного ощущения чего-то мокрого на лице. Открываю глаза - на мне практически лежит палатка, дрожащая от дикого ветра. Вскакиваю - Вася уже не спит и смотрит на это дело. На часах 1:30. Быстро одевшись мы с ним вышли...

Вылезая из палатки мы получили по порции песка в физиономии. Мокрый песок, взметаемый ветром был повсюду - на зубах, в глазах, в одежде. Песок с дождем просто летел параллельно земле. Палатка лежала, прижатая ветром, дуги каким-то чудом еще не сломались. Громадный пень, положенный нами в костер уже почти прогорел. Моря видно не было, но за свистом ветра угадывался грохот прибоя. Идти против ветра было очень тяжело, а по ветру можно было даже не напрягать ноги - ветер нес тебя сам.

Такой ветер я видел только однажды на Онеге. Но тогда не было прилива, и кат был вытащен на берег. Кроме того он там длился минут 20, а тут - уже пару часов, и заканчиваться не собирался.

Посозерцав все это безобразие, мы растянули палатку, сложили в нее все вещи, доложили в костер пару бревен, привязали кат к еще одному бульнику, и полезли в палатку ждать прилива. Было совершенно очевидно, что идти куда-либо в утреннюю полную воду с таким ветром - безумие. Будильник на 3 часа поставили чисто на всякий случай - сон сняло как рукой.

3 часа - без изменений - дикий ветер, прилива нет.

В 3.40 я вылез из палатки оценить обстановку. Проморгали прилив! Кат уже был на воде, на натянутых веревках! Мгновенно одевшись мы с Василием побежали навстречу приливу за катамараном. Отвязав его от камней, мы, напрягая все силы начали толкать лодку к берегу против ветра. Я как-то и не думал, что катамаран без парусов способен создавать такое сопротивление. Наконец кат был вытащен к хорошо заметной границе прилива. Наша же взмокшая парочка села ждать. Те два бревна, что мы положили в костер накануне уже опять прогорели. Взамен их положили кучу мокрых бревен, вытащенных прямо с полосы отлива. Однако на таком ветру и они начали гореть! Мы сложили костер метровой высоты из таких бревен. Стоять от него можно было только в нескольких метрах. Вещи от воздействия ветра и этого костра сохли моментально. Дождавшись наконец максимума воды мы загрузили кат камнями во избежание его взлета, добавили на него еще тяжеленное бревно, и, наконец, залегли спать в палатку...

С утра обнаружилось, что ветер значительно ослаб, костер опять-таки прогорел, но, что самое главное, ветер немного зашел к северу и стал возможен отход. Собравшись, мы стали ждать вечернего прилива. Который не замедлил наступить. Не опуская полностью шверта, мы отошли в бейд от берега, затем сменили галс, и пошли в точку чуть севернее м. Ворзогорский. Кстати, пока мы до него шли, мыс был переименован в м. Ворзогорн, в честь известного южноамериканского коллеги. Это название за ним закрепилось до конца похода.

Наконец обогнув сей мыс, мы максимально остро пошли в направлении м. Важен-наволок, противоположной точки губы Нименьга. Сама губа очень мелководная, из-за этого в ней вода очень мутная, а волна очень короткая и противная. Как раз против такой нам и пришлось идти. Кат постоянно кидало, средняя скорость несмотря на хороший ветер получалась мизерная.

Однако, относительная идиллия долго продолжаться не могла. После очередного удара волны весь кат вздрогнул от характерного "Блямс!" лопнувшего металла. Я начал лихорадочно осматриваться в поисках места, откуда таковой мог раздаться, однако Вася принялся меня успокаивать - дескать, это шверт от удара волны сменил угол атаки на противоположный(есть в нашей лодке такая конструктивная особенность подвески шверта - при смене галса шверт автоматически перекладывается на небольшой угол, чтобы поднимать лодку на ветер. Сопровождается это легким толчком и характерным звуком). Я, однакож, не успокоился - слишком сильно лодка вздрогнула...

Предчувствие меня не обмануло - случайно взглянув на крепление задней балки, я увидел дырку вместо болта крепления узла стыка этой самой балки и стрингера. Он лопнул. В принципе неисправность критичной не была, если бы не одно "но" - в случае выхода балки из узла крепления - а это было возможно из-за сильных изгибающих нагрузок на мост лодки - эта самая балка уперлась бы в баллон и на следующей волне неизбежно бы его пропорола. Недолго думая, я отдал Васе руль, он повернул к берегу, а я лег на стрингер и стал удерживать балку от выпадения из стыковочного узла.


До берега мы дошли уж очень быстро - уперлись швертом в дно где-то в километре от такового. Был отлив, следовательно, если мы не хотели остаться на кате на отливняке, следовало чиниться прямо на воде, оттаскивая лодку вслед за отливом. Пока я претворял сие решение в жизнь, Вася изображал потерпевшего крушение.


Снимок сей сделан в направлении берега, дабы читатель мог понять, на каком расстоянии от оного мы находились.
Глубина, повторюсь, не более полуметра.

Починившись, мы приопустили шверт, и понеслись в граничащий с галфом бейд прочь от берега, периодически цепляя этим самым швертом за мели.

Однако, через некоторое время стало ясно, что ветер дует, как, к сожалению, почти всегда, точно нам навстречу, вставленный на скорую руку болт опять лопнул, а мотор, как, тоже к сожалению, обычно, не заводится. Мы решили идти в дер. Кушерека, указанную на карте с целью постоять на реке, а также с тайной надеждой, что в самой деревне есть магаз.

Само собой, наши желания по времени совпали с малой водой. Глубина в сотнях метров от берега была сантиметров 10. Однако мы небезосновательно решили, что по руслу реки можно будет подойти к берегу.


Бурлаки на Кушереке

По дороге мы разглядели на берегу костер, а чуть позже увидели людей и пару лодок, ходящих по отливняку. Я пошел выяснить, а где же тут, собственно, Кушерека, и как туда попасть. Люди оказались местными рыбаками и рыбачками, ловили камбалу, и очень опасались рыбинспекции, постоянно спрашивая, а не инспектор ли я. На мой резонный вопрос - а что, у вас инспекторы на таком ходят, рыбаки отвечали - а кто его знает. Вдруг. На вопросы про Кушереку рыбаки отвечали следующее: 1) пройти можно только в полную воду; 2) магаза нет и не было, и вообще в деревне живет 5-10 человек, и то только летом; 3) русло - вооон тааам, куда эти пятеро пошли.

Поглядев на это самое русло, угадывавшееся по ручейку на отливняке, мы поняли, что в малую воду о заходе нечего и думать. Однако, прилив уже начался, и ждать нам оставалось не более двух часов. Ожидание мы решили скрасить путем употребления коньяка и всяких консервов. Для защиты от начинавшегося дождя растянули на гике тент, заякорились, и залезли под тент чтобы переодеться и согреться.

Через полтора-два часа наконец удалось согреться, прилив набрал силу, и мужская часть экипажа повела катамаран в русло. Оно оказалось крайне заболоченным. Кат пришлось вести по воде, местами окунаясь в нее по пояс. Единственное что радовало - течение в реке тоже подчинялось законам приливов-отливов, и нас гнало приливом вверх по реке.

Поражало обилие всяческой водоплавающей дичи - утки, гаги, кулики, какие-то черные птицы с оранжевыми клювами - все это чирикало, свистело, крякало и летало вокруг нас. Периодически из близлежащих камышей выскакивали выводки птенцов, ведомые мамашами. Будь у нас ружье, нам был бы обеспечен годовой запас еды. Думается, правда, что духу стрелять во всю эту красоту ни у кого бы не хватило.

Тем временем мы поднимались все выше и выше по реке, а болота не кончались. Пройдя уже около 4 километров на общем зеленом фоне растительности наконец показались коричневые срубы и серые крыши домов. Однако, на пути к деревне легло непреодолимое препятствие - гранитная скала поперек русла. Поскольку ни сил ни желания через нее перетаскиваться не было, прямо на ней мы и встали. Встав же, принялись выливать воду из сапог, развешивать вещи для просушки и готовиться отходить ко сну. Времени было 7 часов утра...


Кажется, кто-то намочил ноги...

Уже залезая в палатку, мы заметили, что вода поднялась настолько, что направление течения в порожке, образованном нашей скалой, изменило направление на противоположное, и от скалы над водой остался небольшой участок, которого впритык хватило для палатки. Если бы мы пришли сюда на час-полтора позже, практически без проблем можно было бы дойти до самой деревни. Непонятно правда, зачем.

19 июля, день 5. Кушерека - д. Унежма.


Единственное место для стоянки(начало отлива)

Проснувшись, мы повылезали из палатки и наконец осмотрелись. Место для стоянки, выбранное нами, оказалось единственным не-болотом на всю округу. Удивительно, что в этом мегаболотище было относительно немного комаров. Дрова - великая проблема, палатку тоже можно было поставить только на камне.

После завтрака Вася и я отправились в деревню за водой и с целью вообще посмотреть, что же она из себя являет. Встретили там местных жителей - трех старушек, набиравших дрова для печки в поленнице. От них мы узнали, что из постоянным населением деревни они, собственно, и являются, постоянно живущих мужчин нет. Только те, кто приезжает летом из города. Электричества тоже нет - обрезали, дескать линию содержать невыгодно. Воду в колодце нам брать не советовали, сказали что в реке лучше.

В общем, впечатление от посещения этой некогда большой, имевшей около 40 дворов, деревни осталось весьма тягостное.

По возвращении к лагерю я подтянул все части катамарана, экипаж собрался, и мы двинулись обратно к морю, опять-таки по течению. Пока собирались, мимо прочапала весело ржущая группа местных(скорее всего, из Онеги) "турЫстов", половина коих уже была сильно нетрезва. Собственно, эта нетрезвая часть и имела к нам какие-то дела, но какие именно выяснить мы не удосужились.

Выйдя из русла, мы поймали легкий галф, за мысом обещавший стать фордаком, и поехали. Солнышко, тепло, хорошо... Расслабившись, мы упустили спасжилет, лежавший на трамплине. Развернулись, догнали, пристегнули, и поехали дальше. За мысом повернули, ветер действительно стал попутным, и неспешно пошли к Унежме.

Постепенно ветер из попутного опять стал галфом, небо затянуло облаками, стало прохладно. Мы в ответ на эти козни утеплились. Когда же показалась сама Унежма, местный Нептун учинил самую главную подлянку - сменил ветер на легкий мордотык с небольшой зыбью. Попытки остро лавироваться успеха не имели - зыбь устремляла значение средней скорости на экранчике GPS к магической отметке "0". Попытки завести мотор окончились тем же - он как всегда считал, что мы и без него прекрасно обойдемся. Попробовали погрести - безрезультатно, того самого легкого ветерка вполне хватало, чтобы каждый гребок продвигал лодку не более чем на 20 сантиметров вперед. В итоге мы увалились до полного бейда, и начали нарезать короткие галсы, тем не менее приближавшие нас к заветной цели.

Полутора часов подобных извращений нам хватило чтобы достичь желанного берега в желаемой точке. Как всегда в отлив, что означало трудоемкий марафон по переносу вещей на берег и последующие многочисленные подтаскивания ката к берегу вслед за приливом. Впрочем, ко всему этому народ, кажется, успел привыкнуть...

Пока мы разминались, к нам подошла группа людей, гулявших в малую воду по отливной зоне. Это оказались туристы, приехавшие в Унежму на лето. Среди них оказалась Елена Федосеева, путешественница, ведущая сайта http://www.isles.ru/, и большая любительница этой самой Унежмы. Собственно, чтобы не приводить здесь описание Унежмы, адресую читателя к очень красивому описанию Елены.

Пообщавшись, поужинав(опять же, ужин - понятие условное, поскольку на часах было 4 утра) и отогревшись мы завалились наконец спать. Осмотр деревни - завтра.

20 июля, день 6. Д. Унежма - о. Кондостров.

Наутро решили двумя партиями сходить на осмотр Унежмы. Первым пошел Вася, мы же с Наташей остались мыть посуду и потихоньку собирать вещи. за время Васиного отсутствия я успел слазить на гору в поисках сотовой связи. Ее там не нашлось, как и везде в окрестностях Унежмы.



Через некоторое время первая партия экскурсантов в лице Васи вернулась в лагерь. Теперь осматривать деревню пошли я и Наташа. Вася же объявил войну нашему мотору и принялся его перебирать.

Унежма

Бывший склад




Церковь


Про Унежму уже столько всего в интернете и не только понаписано, что придумать что-нибудь новое весьма затруднительно. Посему в нашем описании ограничусь фотографиями.

К нашему возвращению Вася уже почти закончил первый(но, увы, далеко не последний) раунд битвы с мотором. Также ему отдали мешок рыбы проходившие мимо рыбаки, приехавшие в Унежму на лето. Вещи были почти собраны, приближалась полная вода. Посему мы быстро дособрались и отвалили в свежеющий галф сторону Хедострова, видневшегося на горизонте.

Близ Хедострова с нашим экипажем впервые за всю мою парусную практику случилось то чего я сильно опасался, но избегнуть этого мне было не суждено...

Уже находясь где-то в 10 километрах от берега мы увидели вдалеке катер (второй и последний до Беломорска. Первый видели на Кушереке), идущий в сторону Онеги. Мы решили, что это рыбаки и даже не взглянули на него в бинокль. Катер же через некоторое время изменил курс и пошел на нас. Тогда Вася наконец взял в руки бинокль и осмотрел его, так сказать, вблизи. Ничего криминального он не заметили даже на этом этапе. Только лишь когда катер подошел к нам метров на пятьдесят, сбавил ход, описал вокруг нас полукруг, а из его матюгальника раздалась команда "Лечь в дрейф!", я понял, что это не что иное как ставшая притчей во языцех среди всех катамаранщиков Государственная Инспекция по Маломерным Судам, она же ГИМС. Итак...

Встреча с ГИМС

Повинуясь приказу из громкоговорителя я обезветрил паруса и встал носом к ветру. Катер на малом ходу подошел поближе. В нем сидели три здоровых мужика в камуфляже. Один из них приказал нам следовать за ними к Хедострову, очень кстати находившемуся метрах в двухста от нас. Катер развернулся и пошел туда малым ходом. Мы, соответственно, за ним.

В трех метрах от берега Вася увидел дно и (привыкши к мутной воде вблизи коренного берега) спрыгнул, чтобы аккуратно вывести кат на пляж. Каково же было наше удивление, когда он "нырнул" по самую грудь. Вода вдали от берега оказалась поистине кристальной чистоты. И температуры. Вылезши на берег, Вася немедленно начал принимать меры к самоcогреву и обсушиванию. Я же уныло поплелся к катеру, держать ответ перед свеженарушенным законом.

Здесь следует заметить, что о том что, мол, "парусники ГИМСу неподотчетны", я был прекрасно осведомлен. К сожалению эта "отмазка" нам не подходила - мотор, предательски болтавшийся на транце не оставлял нам шансов.

Итак, я подошел к катеру. Мужик, представившийся, кажется, Сергеем, оказался аж главным инспектором ГИМС по г. Онега. Он же и начал задавать мне всякие неудобные вопросы вида "Где ваш регистрационный номер?", "Есть ли документы на судно?", "Есть ли документы на мотор?", "Почему находитесь так далеко от берега?", "А хоть паспорт у вас есть?" и далее в том же духе. Получив от меня на эти вопросы ответы вида "Нету", "Не регистрируют", "Этот мотор старше меня - какие документы?", "Потому что нам надо на Кондостров", мужик не удивился, но, что меня удивило, перешел с официального тона на более, что ли, теплый.

Уже после нескольких минут общения стало ясно, что денег с нас эти люди вытрясти не желают, да и вообще просто выполняют свою работу, причем, должен отметить, качественно. Мы с инспектором полностью перешли на неформальный тон общения. Инспектор поинтересовался моими предыдущими парусными достижениями. Выяснив что в моем послужном списке Белое море числится не первым, он и еще один мужик, бывший его помощником расспросили меня (без, отмечу, "штрафного" подтекста) о нашем снаряжении. Покритиковали только отсутствие морской рации, т.к. мобильная связь в этих краях надежностью отродясь не отличалась. Через некоторое время к нам подключился переодевшийся Вася. Он, в свою очередь, поспрошал инспектора откуда они идут, не та ли эта полоска на горизонте - Кондостров, и все в том же духе. Под конец мы сравнили свои карты с имевшимся у инспектора комплектом, убедились в достаточной свежести и точности наших, и благополучно разошлись.

Инспектор, уходя, посоветовал нам от берега далеко не уходить. В чем-то он конечно был прав - в 10-20 километрах от берега, случись что, быстро до берега не доберешься. А водичка-то холодная...

По поводу же наших многочисленных нарушений - инспектор "для галочки" выписал протокол "Управление незарегистрированным судном", дописал туда "Направить для рассмотрения по месту жительства", сказав при этом что он ввек не дойдет. На момент написания этих строк - не дошел. Также сказал, что мотор без документов он конфисковывать не будет, хотя по идее обязан. "Все же Белое море - это вам не какая нибудь пресноводная лужа" - сказал он.

Одним словом, мое первое общение с ГИМС оставило только положительные воспоминания.


Распрощавшись с сотрудниками ГИМС, мы отвалили в сторону Кондострова, рассудив, что до него не больше чем до берега, поэтому совет инспектора в полной мере нами выполняется. Тем более, он не уточнял, какого именно берега следует держаться. Может, Двинского.

По ходу движения ветер начал быстро свежеть. Появилась волна. Я до последнего не отдавал команды рифиться - хотелось подобраться поближе к Кондострову. Пройдя Коткано, пришлось-таки взять рифы - волна была уже больше метра, а временами и до полутора. Стало некомфортно - холодные гребни волн стали захлестывать трамплин. Ветер усилился, появились полосы пены. Однако, поскольку этот ветер был попутным, мы быстро долетели до Кондострова и выбросились в начинающийся шторм на пологий песчаный берег. Думаю, упоминать что это произошло в середине прилива нет нужды. Ежевечернему марафону "перетащи вещи и кат" в очередной раз был дан старт.


Радуга на Кондострове

В соседней бухте Вася заметил около десятка мачт. Посмотрели в бинокль - это оказались яхты-участники Соловецкой (Беломорской?) регаты, укрывавшиеся в бухте. Однако теперь ветер изменял направление и они в срочном порядке эвакуировались на другую сторону острова. Паруса они ставить не рисковали - только под моторами.

В.М. При наблюдении такой картины с суши, когда рядом костёр и палатка, появляется мысль о превосходстве мелкосидящего лёгкого катамарана (который за 5 минут вытаскивается на берег) над яхтой, вынужденной искать укрытия и не имеющей возможности пристать к берегу.

Пока мы перетаскивались, ветер и волны усилились настолько, что нам пришлось утащить кат с пляжа почти в лес, привязать и привалить его камнями, чтоб не возомнил себя планером. В лагере пришлось закрыть костер от ветра тентом, иначе он моментально прогорал даже будучи сложенным из бревен. Палатку поставили в лесу - ветер до нее не доставал.

Вечерняя программа: уха из корюшки, жареная камбала, коньяк, разговоры. Спасибо коку. Самый вкусный ужин за весь поход.

21 июля, день 7. О. Кондостров. Штормовая дневка.

Проснувшись, мы было обрадовались ослаблению ветра. Однако не тут-то было - он просто зашел с W до NW, таким образом остров закрывал от него нашу стоянку. Копая же пескожилов на отливняке я ощущал на себе его силу в полной мере.


Добыча пескожилов

Сегодня явно никуда не пойдем.

Вася ушел на осмотр острова. Нашел он там много разных разностей. Вот их фото:



Некое строение

Родник

Старый фундамент>

Дорога и остатки пристани

В.М. На Кондострове, как выяснилось позже, раньше был достаточно большой скит Соловецкого монастыря, затем большое отделение Соловецкого УСЛОН. Сейчас остатки цивилизации угадываются по сохранившимся массивным каменным фундаментам домов, каменной дороге, ведущей от места, где они когда-то стояли, к полуразрушенному каменному причалу, осколкам кирпича и искусственным полянам в лесу. На острове есть колодец с чистейшей пресной водой, причём вода там практически у поверхности и находится он верхнем(!!) краю небольшого холма. Координаты N 64 11.844’ E 036 38.100’

Я накопал пескожилов, применить коих не успел из-за начавшегося прилива. Сходил через отливняк на остров перед нашей бухтой. Там, кстати, в отличие от основного острова, имелся "Мегафон". Полюбовался там на прибой, от которого наша бухта была с этой стороны надежно закрыта. Вернувшись устранил мелкие поломки по кату. Тоже немного пошатался по острову.

День пролетел незаметно.

22 июля, день 8. О. Кондостров - г. Беломорск.

Проснулись с настроем на переход. После быстрых сборов отошли в сторону о. Плоский Прогонный. Ветер наших настроений само собой не разделял - был полнейший штиль. Мы, однако, не унывали - разделись и стали загорать на кате. Постепенно появился легкий 1-2х балльный фордачок, и мы поползли.

Здесь перед нами наконец предстало то Белое море, каким я его запомнил в 2004 году, когда я с Васей был на Соловках с байдаркой. Вода была настолько прозрачной, что, хотя до дна было 6-8 метров, было ощущение, что достаточно протянуть руку чтобы сорвать растущие на дне водоросли. Желание искупаться было непреодолимым, правда, лишь до тех пор, пока желающий не опускал руку в воду - она была ледяной. Периодически невдалеке от нас выныривали нерпы. Вокруг летали уже морские птицы - гаги и чайки. Светило солнышко, на небе были лишь небольшие белые облачка. Дул легкий ветерок, было тепло. Мы проплывали мимо небольших островков с птичьими базарами. Слегка журчала рассекаемая штевнями баллонов вода. Это было прекрасно.

Однако, Нептун не мог так долго нас баловать. Здесь он впервые устроил нам новое испытание - приливное течение. Проходя между двумя островами мы заметили, что, хотя за нами по-прежнему оставался след из пузырьков, свидетельствовавший о том что мы движемся относительно воды, относительно островов же мы оставались на месте. Вскоре заметили небольшие водовороты около прибрежных камней. Нас не пускало в пролив течение. Пришлось раскочегарить мотор, который подозрительно быстро завёлся. Его мощности к счастью хватило на то чтобы пройти между островов. На открытой воде течение отсутствовало.

Так, иногда под мотором, в основном же под парусом, коротая время разговорами и чтением, мы подошли к Мягострову, нашей сегодняшней цели. И тут главштурман выдал фразу дня - "А слабо дойти за сегодня до Беломорска?". Была задета капитанская честь - конечно же не слабо. Было решено отобедать сухпайком и чаем из термоса прямо на ходу, дабы не терять время на разведение костра и приготовление пищи. До Беломорска по GPS было более 60 километров.

По дороге проплыли мимо разбитого катера на каменной отмели одного из островов и зашли на Разостров, дабы посмотреть куда идет гроза, появившаяся перед нами. Не успели мы причалить, как Вася указал рукой на деревья - "Смотри, какой зяблик". С одиноко стоявшего дерева взлетел здоровеннейший орел, и скрылся в лесу. (Тут следует отметить, что Вася любую неизвестную ему птицу величал зябликом).

Гроза шла перпендикулярно нашему курсу, поэтому мы решили ее не опасаться. Мы покинули симпатичную бухточку и отправились дальше к Беломорску.

Появились каменные гряды, проходы через которые были плохо заметны в опускающихся на море сумерках. До Беломорска оставалось 15 километров. Постепенно стала ощущаться близость крупного населенного пункта - на воде появилась непонятная пена, от которой чем-то очень неаппетитно несло. На берегах появились покосившиеся полусгнившие навигационные знаки без единого огонька. В той стороне, где по мнению GPS находился Беломорск, маячили какие-то трубы, но по-прежнему не было ни одного огонька. Общий пейзаж был весьма и весьма мрачен.

Наконец, находясь в пяти километрах от берега, мы узрели огоньки города. Однако, путь к ним нам преградил каменный волнолом. В поисках прохода пошли вдоль волнолома в бейд. Наконец обнаружился проход и мы вошли в него. И тут стало ясно, какой ошибкой был подход к городу в отлив - вся масса воды, скапливавшаяся в прилив за волноломом, и постоянно пополняемая рекой Выг, в отлив устремлялась через узенькую щель в волноломе, через которую мы и пытались сейчас пробиться. Мотор не завелся, и мы, сменив галс, пошли к ближайшему берегу, видневшемуся за волноломом. По ощущениям, скорость относительно воды была около десяти км\ч. Однако неумолимый GPS высвечивал на своем экранчике число 2.5...

Схема подхода к Беломорску. Красным обозначены волноломы. Белая стрелка - направление ветра. Тонкая зеленая линия - наш курс. Желтая точка - место нашей стоянки.

В конце концов, через полтора часа, наша троица, вымотанная переходом, сошла на берег. Побит рекорд по переходам – 105км! Развели костер, выпили для сугреву по 50 грамм. Уставшие организмы утроили эту дозу, и мы практически сразу полезли в спальники, успев лишь сходить к стоявшему невдалеке портовому крану.

Полный осмотр этого крана, как и пересечение заливчика с целью похода в магазины Беломорска, естественно, оставили на завтра.

23 июля, день 9. Г. Беломорск - о. Русский Кузов.

Проснувшись, я и Василий первым делом отправились на портовой кран - никто из нас на такой штуковине не был, хотелось изучить. Подходя узрели на нем надпись "Собственник - Ленинградская Железная Дорога."


Я первым делом полез на самую верхотуру - на стрелу. С нее открывались превосходные виды.




Гавань Беломорска

Беломорканал

Вася же тем временем лазил по внутренностям крана.


В кабине

Механизмы

Кабина

Острова, пройденные нами вчера, тем временем затягивало туманом.

Тумана , впрочем, можно было не опасаться - нам предстоял еще поход по Беломорским магазинам, а затем выход из гавани против прилива. За это время туман, по нашему мнению, должен был рассеяться.

Облазив кран, позавтракав и собравшись, мы выползли в сторону Беломорска, правя на лодочные сараи. Гавань, пересекаемая нами, оказалась мелкой, с затопленными брёвнами и заросшей всякими водорослями, цеплявшимися за шверт. Когда мы пришвартовались, Вася уехал на такси за бензином для мотора, Наташа ушла за продуктами, я же остался стеречь кат, смотреть на который немедленно прибежала стайка детей.

Где-то через час экипаж воссоединился, и мы отправились к выходу из гавани. Приливное течение оказалось настолько сильным, что мотор, будучи раскочегаренным почти до полного газа, еле двигал кат к выходу. Мы пришли к выводу что скорость течения составляла около 9 км\ч.

Выйдя наконец из Беломорской гавани, мы вырубили мотор, и пошли в лавировку к м. Выгнаволок, за которым по идее можно было бы идти уже в попутный бейд. Подойдя к оному мысу, мы поняли две вещи. Первое - надо срочно утепляться. Хоть в Беломорске и светило солнышко и мы ходили в футболках, здесь был явно не Беломорск. Второе - попутного бейда не будет, а будет лавировка, в которую до Кузовов нам не дойти. А если не дойдем сегодня, то времени на Соловки у нас не останется, и идти в ту сторону вообще потеряет всякий смысл.

За такими разговорами нас застали трое ребятишек, гнавшихся за нами на велосипедах по побережью. Они осмотрели наш кат и сказали, что три дня назад, тут собирался "такой же, только больше". Я спросил у них, не запомнили ли они его номера или названия. Номера не запомнили, а вот название - да. "Котоярви". Очень обидно было - я давно хотел посмотреть на "победу техники над разумом". Однако в этот раз не судьба.

Отойдя, мы заметили идущий под мотором параллельным курсом какой-то катамаран с четырьмя мужиками на борту. Мы попробовали пойти в бейд, это не удалось. Тогда Вася завел наш "железный фордак", и мы стали постепенно обгонять этих мужиков. Ветер постепенно стих до полного штиля, и нам ничего не оставалось кроме как идти до Кузовов под мотором до тех пор пока не включат ветер, или же пока мы до них не дойдем так.

Мотор, естественно, скучать не давал. По дороге он несколько раз заглох. Вася перебирал его не отходя от кассы, то есть прямо на транце. Фраза ночи(да-да, переход опять затянулся за полночь): "Никогда бы не подумал, что буду посреди Белого моря, в белую ночь, когда вокруг меня будут летать гаги и плавать белухи, перебирать этот долбаный мотор!".

Наконец из сумерек слева от нас выплыли силуэты Кузовов. Здесь разгорелся нешуточный спор. Вася предлагал идти прямо на Соловки, раз уж мотор так хорошо работает. Я же, в свою очередь, отстаивал идею идти на Русский кузов, заночевать там, а на Соловки идти завтра, ибо если мотор все же вздумает сломаться на этом переходе ночью, наше положение будет весьма незавидным. Кроме того все замерзли и устали, кроме Василия, который с периодичностью в 20 минут чинил и заводил мотор. В конце концов и он сдался, хоть и не уверовал в мою правоту, и мы пошли на Кузова. Мотор, естественно, заглох, и заводиться все-таки отказался. Оценили правильность решения идти на Кузова.

Когда было уже светло, мы, частично под парусом, частично под веслами, а под конец уже и проводкой, дошли до какой-то бухты, на берегу которой имелась стоянка. Обессиленные, мы поставили палатку, и залегли спать. На Соловки - завтра. Время на часах - 5 утра...

24 июля, день 10. О. Русский Кузов - о. Соловецкий.


Русский Кузов

Проснулись когда солнце уже вовсю припекало. Напротив нас в той же бухте обретались местные рыбаки на деревянном баркасе с каютой и печкой. Был полнейший штиль. На небе не было ни облачка. Кузова при солнечном свете оказались красивейшим местом, с чистейшей водой, гранитными скалами и многочисленными проливами и заливами. Ветра соответственно тоже не обещалось. Решили идти под мотором, который после получасового разговора на повышенных тонах и с применением показательных репрессивных мер (на дне Белого моря навсегда остались отдельные выкинутые туда детали) Василий всё-таки завёл.


Мотор, как обычно, скучать не давал. На треке видна характерная "лавировочная" пила. на самом же деле, на участках где мы двигались по направлению к Топам нас двигал мотор, а где от них - во время заводок мотора - достаточно сильное отливное течение, создаваемые которым водовороты мы неоднократно уже замечали.




Моторист за делом

Наконец, после того как мотор в очередной раз заглох, разозленный Вася поклялся, что он к этому мотору больше не притронется. Это событие застало нас где-то в километре от о. Большой Топ. До которого нам удалось добраться более чем через через час при помощи какого-то рахитичного попутного ветерка.


Вид с маяка на Топе

Лампочка

Посидев немного на Топах, совет экипажа постановил выдвигаться в сторону Соловков. Ветерок был все той же силы и направления, поэтому быстрым этот переход быть не обещал. Зато, пока мы шли, совсем рядом с нами резвилась белуха.


"Вот это белое - это белуха"

Наконец ветер посвежел, и катамаран поехал со скоростью около 7 километров в час к Кремлю.


Уже в двухста метрах от пристани, ветер стал для нас из галфа встречным. Лавироваться было невозможно, так как было мелко. Мотор не работал. Пришлось вытащить весла и прогрести эти самые двести метров против ветра. Наконец мы добрались до берега и пошли с Наташей осматривать Кремль. Вася не пошел, поскольку был тут в прошлом году.





Внутренний двор кремля

Часовня

О Соловках уже написано столько, что писать что либо еще смысла нету. Однако, хотелось бы остановиться на одном неочевидном моменте.

Дело все в том, что я на Соловках, как уже упоминалось, был не в первый раз. В 2004 году мы с Василием приплыли на Соловки на теплоходе и привезли с собой байдарку, на которой прошли внутренними каналами к западной части острова, а затем вдоль берега дошли обратно к Кремлю. Стоило нам сойти на берег, как к нас подошел какой-то местный мужик и сказал, что нам надо зарегистрироваться в лесничестве. "Опять будут драть деньги", подумали мы, тогда еще студенты. Но, тем не менее, пошли. Мужик нас проводил. В лесничестве нам выдали карту острова и бумажку по которой можно было сходить самостоятельно на некоторые экскурсии, в том числе на о. Заяцкий, объяснили где можно стоять и находиться, а где нельзя, проходимы ли те или иные внутренние каналы, и, в довершение всего разрешили оставить рюкзаки на время осмотра Кремля. Денег не взяли.

Местное население проявляло к нам недюжинный интерес - не денежный, человеческий. Нас спрашивали, надолго ли мы сюда прибыли, куда собираемся идти, что смотреть, где жить.

После обхода Соловков у на байдарке у нас появилось из-за опоздания на теплоход лишних полдня. Их мы провели гуляя по острову - чистому, почти безлюдному. Нас пустили в местный кинотеатр(им служил гостиничный конференц-зал), не посмотрев на то что к гостинице где он находился мы не имели никакого отношения. Наконец мы смогли договориться с каким-то катером, бывшим на пристани, куда немонастырским катерам еще разрешали приставать, о доставке нас в Кемь.

В общем, как читатель уже наверное догадался, речь у нас пойдет о контрастах...

Выйдя в поселок, я удивился в первый раз. Пока удивление было приятным - почти на всех домах стояли антенны спутникового телевидения, на многих - пластиковые окна. Уровень дохода местного населения явно вырос. Однако, это же местное население перестало радоваться гостям, ввиду их обилия, и стало смотреть на них, увы, лишь как на источник денег.

На острове, даже поздно вечером, появились толпы туристов, живущих как в "кемпинге" неподалеку, так и в гостиницах. За кемпинг имелась немалая плата, порядка полутора сотен рублей с носа в день. За которую человек, решивший там пожить, получал лишь место для палатки и трактор с дровами. Туалета там кстати не было, так что о степени "заминированности" близлежащего леса говорить не приходится. У Василия, вынужденного в прошлом году там остановиться, остались о нём самые «тёплые» воспоминания. Замусоренность поселка тоже выросла, к сожалению, в разы.

Самостоятельные экскурсии тоже отменили. Особенно обидно было узнать это на Заяцких островах, откуда нас вытурил некий "начальник охраны". Об этом инциденте позже будет рассказано подробнее. Наше позднее прибытие не позволило нам посетить лесничество, однако из расспросов мы выяснили, что всяких разрешений там уже давно не дают.

К монастырской пристани запретили подход немонастырских судов. Монастырские же в основном возят буржуев за немалые деньги(1500р с обывательского носа), для местного населения оставлена некая квота, всяким же "левым" товарищам вписаться на теплоход весьма затруднительно.

Подобный подход я кое-где уже видел. Два года назад. На Валааме. К сожалению, за 5 лет Соловки почти пришли к тому же. Осталось лишь выселить местное население и построить чью-нибудь резиденцию (типа скита «всех СВЯТЫХ» на Валааме, в коем там находится дача Путина). После этого все различия исчезнут.

Грустно это.

Подивившись на все это, мы пошли обратно к Васе. Он за время нашего отсутствия от скуки перебрал мотор, дополнив его запчастями с местной автомобильной свалки. К сожалению, мотор лучше заводиться не стал. Мы отвалили со слабым попутным ветерком мимо светящегося сотней огней круизного теплохода во тьму, на южную часть острова, чтобы быть поближе к Заяцким островам, куда мы собрались сходить завтра по дороге в Кемь. Наташа решила встать завтра в 8 утра, чтобы получше осмотреть Кремль. Ну-ну.

25 июля, день 11. О. Соловецкий - г. Рабочеостровск.

Проснулись часов в 11 от голосов проходящих мимо людей. Наташа в Кремль, естественно не попала.

Бывшее ночью безлюдным место днем превратилось в проходной двор. По берегу несмотря на пасмурную погоду бродил всякий люд, с воды один раз подошли рыбаки и проверили свои сети, из которых, как нам удалось разглядеть в бинокль, вытащили несколько некрупных камбал.

Наконец вышли в сторону Заяцких островов. Подойдя ближе к ним увидели на пристани парус. Это вселило в нас надежду на то что мы сумеем посмотреть на имеющиеся там каменные лабиринты. Блажен кто верует...


Остовы кораблей. Заяцкие о-ва.

Пристань на Бол. Заяцком. Белый столбик в правой части снимка - тот самый парус.

Подойдя к пристани, мы увидели отходящий от берега "Тайфун" с двумя моторами. Перекинувшись с его экипажем парой фраз мы выяснили что они из Питера, на Соловки еще не ходили, а также что "Катамараны форева!". Не успев воткнуться на их место, мы увидели торопящегося к нам мужичка в синей униформе. Почуяли недоброе. Предчувствие нас к сожалению не обмануло.

Сей мужик представился начальником охраны острова. Сказал, что на остров он нас не пустит, ибо не положено. На предложение "договориться" он сказал что получает хорошие деньги и рисковать ими не намерен. На вопрос, а каким же образом осмотрели остров предыдущие катамаранщики, он ответил что просто их не заметил. У него же мы спросили, а есть ли сейчас теоретическая возможность посетить остров без экскурсии. На этот вопрос нам был дан отрицательный ответ.

Отойдя от пристани, экипаж в полном составе дружно принялся выкладывать весь свой матерный словарный запас в адрес тех дельцов, которые превратили архипелаг в очередной объект "цивилизованного турЫзма".

Тем временем утренний ветерок окреп, появилась волна, против которой мы и пошли в сторону Кузовов. На подходах к ним угодили в сулой, образованный столкновением приливного течения и разогнанной ветром волны. До этого никто из нас в сулои не попадал. Это оказалось самым противным следствием приливно-отливного режима. В то время как на остальной акватории волна была не больше полуметра, здесь хаотично возникали полутора-двухметровые валы. Самым же нехорошим в ситуации было то, что имевшегося ветра не хватало на то чтобы преодолеть приливное течение, вновь и вновь несшее нас в этот сулой. Мотор заводить даже и не пытались.

Болтанка продолжалась около полутора часов, пока ветер наконец не усилился до легкого посвистывания в вантах. Тогда нам наконец удалось обойти тройку безымянных островков, преодолев течение. Сулой тоже кончился и со скоростью порядка 10 километров в час катамаран понес нас к Кеми.



Тем временем на море опустились сумерки, а за ними и ночной холод.
"На улице не май месяц! Там хуже - июль!"

"Однако да. В следующий поход возьмем холодильник. Днем для пива, ночью - для тепла."

В темноте обогнули Якостров и пошли на фордаке по фарватеру вдоль берегов Рабочеостровска, мимо декораций к фильму «Остров» и полуразрушенных лесопилок, периодически подкидываемые невесть откуда берущимися метровыми волнами. Как-то незаметно пришло осознание того, что этот переход - последний, что завтра мы разберем лодку и поедем вдаль от этого ледяного, сурового, безлюдного, но в тоже время такого красивого и бесконечно синего моря к Москве со всеми ее проблемами, пробками и толпами народа. Стало грустно. За этими мыслями нас и застал отлив. Мы с Васей слезли с ката и повели его к берегу по убывающей воде. Наконец катамаран сел на мель.


Последняя стоянка.

Разведя костер и поставив палатку мы порешили назавтра отправить Васю с Наташей в Кемь за машиной и для утрясания вопроса с билетами, а я же должен был остаться разбирать кат. Вася также собрался посетить полузаброшенную воинскую часть в Кеми.

26 июля, день 12. Г. Рабочеостровск, Кемь. Отъезд.

Наутро мне первым делом пришлось вспомнить похождения барона Мюнхаузена, который в снегопад привязал лошадь к торчащей из-под снега палке, а на утро увидел её болтающейся на крыше городской ратуши. Сиречь искупаться. Дело было в том что вечером я привязал кат к доске вбитой в землю. Я решил что местное население использует эту доску для привязывания лодок. Утром же доска скрылась под водой и катамаран оказался на полутораметровой глубине в 30 метрах от берега.


Купание. Единственное и вынужденное.

Мы собрались и перешли от места нашей ночной стоянки к разведанному вчера месту - скопищу лодочных сараев. Там был хороший спуск к воде и площадка для разборки. Вася с Наташей помогли мне вытащить кат и собрать вещи. После чего они укатили, а я остался крутить порядком подзакисшие от соли гайки.

За 5 часов я, не особо торопясь, расправился с катамараном. Позвонил Наташе, сказать, чтобы приезжала за мной с машиной. Когда она приехала, я был несколько обескуражен. Машина оказалась полупикапом Mitsubishi L200. Платить за две ездки я был не настроен, а за одну, как мне подумалось, все не влезет. Однако бодрый мужик выбравшийся с водительского места моего пессимизма не разделял. "Да у нас тут такое на "Оке" возят!" - изрек он, и мы принялись за погрузку. Действительно влезло.

Мужик сей оказался весьма интересным собеседником. По дороге на вокзал в Кеми он рассказывал нам о истории города, о том чем таковой живет сейчас, о святых отцах, а также о том чем оные тут живут. Под конец он сказал что в принципе за небольшие деньги он готов покатать нас по городу и рассказать еще чего-нибудь. Однако у нас, к сожалению, были дела.

На вокзале я первым делом взял пивка. Вторым же делом я сдал в багаж наш злополучный мотор, втайне надеясь что он потеряется во чреве багажного отделения, мне за него дадут компенсацию, и все будут довольны. Однако он все-таки доехал. Третьим делом я обзавелся билетами на перегруз, для отмашки от проводников. Однако проводник попавшийся нам оказался редкостным уродом. О нем будет рассказано ниже.

Наконец к нам, жарящимся на солнышке, прибыл Вася из воинской части, в коей ему весьма понравилось. Фотографии у него из-за особенностей фотоаппарата не уцелели, о чем мы все сильно сожалели.

К вечеру в конце концов появился наш поезд, Мурманск-Адлер. К его прибытию мы подготовились, перетаскав все вещи к предполагаемому местонахождению нашего вагона. Расчет оказался точен, и дверь 12-го вагона остановилась точнехонько напротив нашей кучи хлама. Однако тут возникло препятствие. Проводник. Мужик с характерным грузинским говором. И этим самым своим говором он орал на всю платформу что наши длинномеры он ни за что на свете в вагон не пустит. Хоть вагон и был купейным и у нас было выкуплено целое купе, его это ничуть не волновало и он продолжал орать. Мы тем временем молча метали мимо него остальной хлам. За пять минут(из пятнадцати) до отхода поезда, когда у меня уже созрело решение отправить двоих на этом поезде с основной кучей барахла, а самому поехать с длинномерами на каком-нибудь другом, проводник выложил свое требование - два ведра морошки. Кажется, по 800(от 200 до 700, в зависимости от жадности продавца и времени до отхода поезда. - В.М.) рублей каждое. К этому моменту каждый из нас был готов собственноручно отрубить ему голову тупым топором. Пришлось соглашаться. Длинномеры были погружены, поезд тронулся.

В.М. Пару слов о дополнительнем поезде Мурманск-Адлер. Контингент – преимущественно мамаши с сумасшедшими детьми, причём последние носятся по всему вагону, разламывая и сшибая всё, что попадается на пути и ломясь во все купе, с 6 утра до 12 ночи, мамаши же тихо выпивают за отпуск, пофигистично взирая на отпрысков. Редкие попытки проводников навести порядок, приводят, в лучшем случае, к 10-минутному перерыву. Ехать пришлось с закрытой и ЗАПЕРТОЙ дверью!

Поздно вечером следующего дня мы были на Курском вокзале, а ночью уже дома.

Поход закончен.

Резюме

Поход удался, несмотря на столь малое количество дней на него отпущенных. Мы получили опыт похода по морю. Осмотрели основные достопримечательности, правда недостаточно подробно. Познали на своей шкуре что такое приливы и отливы. В очередной раз убедились в неубиваемой конструкции своей лодки. Да и просто хорошо отдохнули.

Выводы

Мотор

Мотор должен быть надежен! Всякое старье и отечественных мастодонтов следует использовать исключительно как якоря, а лучше сразу сдавать в цветмет, чтоб неповадно было. Может кому-то и нравится годами доводить всякие "Салюты" и "Ветерки" до надежности судового двигателя, чтобы они потом в критическую минуту все равно отказывали. Может кого-то, как и меня, душит жаба(неоднократно проклятая - В.М.) отдавать много зеленых президентов за железяку, которая 11 месяцев в году будет пылиться в гараже\на балконе\под кроватью. Я все же утвердился во мнении, что отправляясь на серьезный водоем следует брать с собой серьезный мотор, а не конструктор "очумелые ручки".

Мотор должен быть достаточно мощным. Процитирую тут человека из конфы:
"ИМХО в "большую парусную жопу" да и вообще в жопу любых размеров и назначений вляпываться, по возможности, не стоит. Но если уж попал, то желательно иметь под рукой наиболее мощное средство супротив нахождения там."
Вот эта самая фраза полностью отражает мое собственное мнение. Посему всякие косилки также следует оставить либо для покоса газонов, либо, если уж очень чешутся руки, для Мосморя. Дальше я бы с ними все-таки не сунулся.

Лодка

Все-таки чисто спортивный корабль для туризма не очень подходит. Отсутствие на нашем ходовой рубки сильно напрягало, особенно к концу похода. Теперь буду думать, как, и можно ли вообще, приделать к нему ходовую рубку. Кроме того, нашим баллонам не хватает объема в носовой части - даже при максимальном смещении груза и экипажа назад в сильный ветер носы начинают уходить под воду. При этом становится не по себе и ухудшается управляемость. Сказывается отсутствие анодировки некоторых частей - даже после опрыскивания перед сборкой всех таких деталей силиконовой водоотталкивающей смазкой, при разборке пару стыков я разъединил лишь слегка на них попрыгав.

Другой, однако, все равно нет, не предвидится, и не слишком-то и хочется.

Средства связи

Мобильники, будь они хоть трижды герметичны, здесь могут и не помочь - далеко не везде есть сотовая связь. Инспектор ГИМС советовал нам обзавестись либо морской рацией, либо спутниковым телефоном.

Время

Для похода такой протяженности типичного двухнедельного отпуска совершенно недостаточно. Многое остается неувиденным, выходить приходится в такую погоду, в какую в другой ситуации наверно не вышел бы. Причем это касается как сильного ветра, так и полного отсутствия такового. Приходится ехать не на тех поездах на которых хочется, а на тех, на которых придется. Все это портит общее впечатление от похода.

Маршрут

Маршрут однозначно рекомендуется к прохождению всем, кому надоели дикие толпы турЫстов и местного населения. От Кий-острова до Беломорска мы встретили всего две моторки, население Кушереки и яхты на Кондострове. Больше никого мы не видели. Неплохие стоянки, главное подходить к ним в прилив и избегать коренного берега с его огромными отливняками. Красивая природа, чистая, хоть и холодная, вода, полным-полно разной живности. Хорошая заброска и вполне стандартная и изученная выброска. Что еще надо?



Конец.