Материал был размещен на сайте narval-sail.ru, прекратившем работу. Частично восстановлен с помощью web.archive.org.



Навигация 2009. "Арго" на Сахалине

Навигацию 2009 года можно назвать исторической: в этом году состоялся тест-драйв "Арго" и опыт длительного парусного похода не на катамаране, а на килевой яхте. Наши планы претерпели изменения: изначально планировался поход на Курильские острова. Планы пришлось изменить в самом начале навигации, из-за моих заморочек на последней (уже бывшей) работе.

Зато на Сахалине удалось побывать дважды, причем во второй заход мы простояли там больше месяца - ставили лодку на зимовку. В итоге маршрут выглядел так: со 2 по 25 июня мы совершили переход из Находки до порта Корсаков, с южной стороны острова, и вернулись во Владивосток. С 11 по 20 июня частично сменившимся экипажем лодку перегнали обратно на Сахалин.

Июнь 2009 г, Находка - Корсаков (Сахалин) - Владивосток.
Экипаж, основные данные и дневник похода. Автор - А.Мызников

Заметки:

Японское море и пролив Лаперуза

Сахалин

Остров Монерон

"Арго", впечатления после похода

Килевая яхта vs катамаран. Субъективно


Фото: Д.Лекай, А.Ерзин, М.Костин, А.Мызников, А.Синицын



Июнь 2009: аргонавты на Сахалине

Автор - Алексей Мызников

Экипаж

Олеся Ильина (Олеся, Капитан)
г. Новосибирск, 29 лет
Судовая роль: Капитан судна, организатор похода.

2) Ядрышников
Александр (Парутчикгирой)
г.Новосибирск, 29 лет
О себе: любитель разного рода авантюр туристического характера, таких как
переплывание Обского моря на матрасе с зонтиком вместо паруса, путешествия
автостопом по России и прошлогодний трип по индии в одиночку с залезанием в
гималаи на 4600 без снаряги. Музыкальные пристрастия и собственный талант специфичны и
признаны только узким кругом зрителей. Чувство юмора тоже есть

3) Алексей Ерзин (АлексЕ, ЕАА),
г. Москва, 30 лет
Судовая роль: кок
О себе(из резюме): программист.
Личные качества: умение работать в коллективе, способность проявить
инициативу, усердие, честность, скромность.
Увлечения/хобби: чтение, фотография, туризм

4) Вячеслав Лебедев (СлаваЛ, Полковник, Ротмирович, Каземирович)
г. Москва, 44 года
Судовая роль: Боцман, механик, связист, рулевой.
О себе: Полковник запаса, имею свой катамаран типа "Простор".
Практика плаваний: Селигер и подмосковные озера, практически все выходные
прошлого сезона. Свой Простор разгонял на порывах до 19,8 км/ч по GPS.
Ныряю с аквалангом и без.
5) Дмитрий Лекай (Дима, Митяй)
г. Москва, 39 лет
Судовая роль: Фото- и видеооператор, рулевой.
О себе: Могу фото-видео; работаю фотокором. Рулить немножко (права ГИМС ВП,ВВП,МП),
походный опыт кое-какой есть, снаряга тоже.
Имею катамаран Тайфун.
На Белом море впервые увидел ПАРУСНЫЙ
КАТАМАРАН (уже потом понял, что это был Альбатрос) с алыми парусами, гордо
прошествовавший мимо нас, упиравшихся рогом и веслами на сплавной четверке,
как мимо стоячих. Тогда я этим и заразился. И болезнь, как видно,
прогрессирует.

6) Михаил Костин (Миша, Миха)
г. Москва, 39 лет
Судовая роль: ремонтник, специалист по связям с
общественностью, макроэлектроник.
О себе: Туристический опыт практически с детства. А с 1990 года и по сей
день Белое море на байдарке каждый год в среднем по полтора месяца. Там же
занимался дайвингом.
Парусный опыт - хожу на таймень-3, под парусом, пару раз в одиночку.
Есть небольшой опыт на катамаране и яхте на "Московском море".
С моторами общаюсь неплохо. Ремонтные работы могу выполнять практически
все, за исключением микроэлектроники.

7) Мызников Алексей, (АлексМ, Я)
28 лет
г. Омск
Судовая роль: психолог, лингвист, видеооператор.
О себе: Парусный опыт - с детского сада ходил на парусных байдарках в турпоходы в
основном по рекам Омской области, там и постигал науку паруса.
Основные интересы: парусные походы, горный туризм, альпинизм, кайтинг.
Личностные характеристики: Характер спокойный, добрый. К людям немного
критичен, но единомышленникам готов отдать заключительную (альпинисты как и
летчики не говорят "последнюю") рубаху. Соблюдаю субординацию, но отстаиваю
свои интересы. Обучаться предпочитаю в бою, или в условиях приближенных к
боевым. Со скуки читаю техническую(читать приключенческую) литературу. Верю
в судьбу и удачу.



Краткое описание маршрута:



г. Находка - пос. Рудная пристань - бух. Штормовая (пос. Великая Кема) - г.
Корсаков (о. Сахалин) - о. Монерон - пос. АмГУ - о. Путятина - г. Владивосток.
Сроки 02-25 июня 2009 г.
Протяженность - около 1200 морских миль.
Яхта "Арго", тип ЛЭС35, 1982 года постройки.



Пролог:
Из нас семерых четверо попали в экипаж в результате виртуального знакомства, поэтому многие не были знакомы между собой. В каждом из моих предыдущих походов были участники из интернета, но опыт этого года считаю самым удачным. К удивлению автора данной статьи, мы ни разу не поимели на борту чего-либо, что он мог бы назвать психологическим межличностным
конфликтом незнакомых индивидуумов в замкнутой среде обитания в экстремальных
условиях бытия. О.И.

Встречаемся в аэропорту Владивостока. Поездка на микроавтобусе по местам
боевой славы Славы. 3 часа до Находки. Пьем пиво. Заселяемся в гостиницу,
типа хауз. Приходит капитан Олеся. Вечером застолье. Парутчик пытается
выпить весь спирт сразу.



31.05
Затариваемся продуктами. Тетка на рынке пытается отговорить нас от мяса и
впарить нам колбасу.

01.06
АлексЕ, он же ЕАА, на завтрак жарит яичницу в барской кастрюле. Хозяину
гостиницы это не нравится. Он утверждает что в кастрюле варят, а не жарят.
Леха доливает воды и продолжает невозмутимо жарить. Барин заставляет
использовать микроволновку. Леха ставит кастрюлю в микроволновку и пытается
её запустить. Барин "спокойно, доходчиво, по-русски" объясняет как пользоваться. Через
некоторое время Леха пытается взорвать микроволновку нажимая на все кнопки
подряд. Барин остается крайне не довольным.
К вечеру собираемся на яхте "Арго". Огромная. Синяя. Сделали весла из фанеры
на тузик. Вечером парутчик поет "высокодуховные" интелектуальные песни. Я, он же АлексМ, неудачно пытается
ему помочь. Спим красиво на яхте в яхт-клубе.

День 1 (02.06)

Вышли из яхт клуба по узкому форватеру шириной 1.5 метра, вдоль берега с
левого борта с разворотом на 360гр. Идем на дизеле. Внизу в каюте дышать
невозможно. Поставили паруса. Ветер свежий, встречный. Раздуло
волну.
АлексМ поймал морскую болезнь по всем правилам. В каюту ни ногой. EAA
выглядит так, как будто его колбасит от общего переохлаждения, что-то типа
простуды (позже оказалось - несоблюдение режима). На палубу не выходит.
Готовит жрать. На румпеле Слава тренирует коровий оверштаг(оверштаг через
фордевинд). Сгущается туман.
В вечернюю-ночную вахту выходят АлексМ и капитан. Ставят рекорд скорости
14.5 км/ч. Волны практически нет. Яхта идет как трамвай по рельсам. Крутой
бейдевинд. АлексМ засыпает на руле. Приходят на помощь СлаваЛ и Митяй. Рифим
грот. Утро в тумане. Капитан требует коктейль "Черный сноубордист" (черный
чай с водкой). Прилетел дятел. ("Какой-то оборваный подбитый маленький
птица"). Кто-то его поклевал. Дает взять себя в руки. Улетать не собирается.
Все в обвязках и спасиках.

День 2 (03.06.09)
Ветер чуть слабее. Волны меньше. СлаваЛ, он же Полковник, продолжает
тренировать коровий оверштаг. ЛехаМ не спускается в каюту. ЕАА не
поднимается на палубу. Миша не выходит из форпика.
Койки закрепили так: Парутчик и ЕАА ахтерпик, справа по борту и слева
соответственно, Митяй и Полковник каюта, остальные форпик.
АлексМ рулит в гордом одиночестве. Яхта идет сама
заданным курсом, если выставить руль.
К обеду жизнь налаживается, все вылезают из кают. Видимость хорошая.
Идем в лавировку вдоль берега. На обедоужин амлет "Арго" (яичница, помидоры,
рожки). Вечереет. Снова туман. Идем по gps.
Темнеет. Штилеет. Заводим дизель. Чем выгоняем всех на палубу. Зябко. Дует
небольшой попутняк. Глушим дизель, ставим паруса.

День 3 (04.06.09)
Идем под дизелем. Туман. Поворачиваем в 300м от берега. Дрыхнем на палубе.
Часто попадаются корабли. Подул легкий попутный ветерок.
Решили заправить дизель. Залили одну канистру. Попробовали залить вторую.
Выливается назад. Все равно залили. Оказалось внутрь яхты. Весь день
мыли трюмы. Шли на бабочке, потом бакштагом.
Ветер слабенький. Вечером совсем стих. Запустили дизель. На палубе мерзко.
Моросит дождь. В форпике при открытой форточке-люке замечательно. АлексМ
весь день продрых, разбудили ночью, рулил в бейдевинд до утра. Скорость 8-11
км/ч.
Ночные вахты: Митяй, Полковник, ЕАА, потом Капитан, АлексМ, ЕАА.

День 4 (05.06.09)
Ветер встречный усилился. Вначале в свежий с барашками, потом в легкий
шторм. Зарифили грот. Затем убрали геную, поставили стаксель-блейд. Этого
оказалось мало, то есть много. Убрали грот. Пару раз
ушли под воду с головой. Нос тяжелый. Волны
большие, ветер сильный. Барашки. Волны гуляют по палубе. Пошли под дизелем в
Рудную Пристань. Задраили люки. Митяй, АлексМ, Олеся, Парутчик остались
наверху, остальные внизу в каюте. Зашли в бухту. Вышли на связь с портом. Разрешили пришвартоваться к пирсу рядом с
кораблем. Вечером чинили парус. Блейд урезали до штормового стакселя, уменьшили
площадь до 6м. Посидели с командой "Kavaler Ovo".

День 5 (06.06.09)
Весь день шили стаксель. Вечером отметили это дело. Залезли на маяк. Как
здесь оказывается красиво. Внизу в заливе кекуры - 2 скалы-пальца в воде.

Ветер сильный. Ясно. Переставили яхту вглубь залива. Корабль из Ольги, который
должен был прийти и встать на наше место не пришел из-за плохих
метеоусловий.
Слава спел песню "Ой-да". Митяй и АлексМ пошли гулять. Вытолкали местную
иномарку из песка на пляже. Все грязные. Заработали пиво и йогурт. Живем в пожарном домике.

День 6 (07.06.09)
Моросит дождь.
Ветер чуть тише. Мерзко. Отчалили. Испытали новый стаксель. Выдержал. Дождь.
Ветер средний. Волна. Решили поставить геную. Сняли стаксель. Генуя порвана.
Снова поставили стаксель. Весь день рифили и разрифляли грот. Мокро.
Лавируем. Скорость маленькая.
Ночью на вахте АлексМ сильно мерз, так как был мокрый. Волны небольшие.
Ветер средний. Встречный. Под утро ветер стих. Завели мотор. Согрелись. Все
вещи просушили. В 6:00 АлексМ(я) сдал вахту, в тепле отрубился: "Спал как
младенец. Хорошо. Тепло."

День 7 (08.06.09)
В каюте невыносимо жарко от дизеля. Все кто внизу переползают в форпик. Там
открытый люк. Здорово. В 12 дня подул попутный ветер. Солнце. Красота.
Обедаем овсянкой, сваренной Славой на улице. Поем песни. Хочется ананасов.
Недалеко от Великой Кемы кинули якорь. Ну и тяжелый же он. Называем его
уважительно Адмирал Иваныч. Высадились на берег на тузике. Слава и Парутчик пошли за рыбой. Пожгли костер. Принесли 3 рыбины. Не сезон.
Чуть не искупались в прибое когда отчаливали. Устроили праздничный ужин по
поводу рыбы, окончания прибрежного плавания и отплытия на Сахалин поперек
Японского моря. Штиль.


Ужин удался на славу, благодаря Славе. Вышла луна. Звезды. Первый раз с
начала путешестия ясное небо. Подняли якорь.
Потянул легкий южный бриз. АлексМ поиграл на гитаре. Ляпота. Держим курс 30
градусов к лунной дорожке. В середине ночи раздуло. Галфинд. В 7 утра сдали
вахту Славе и Диме.

День 8 (09.06.09)
12:00 Сломался румпель. Наложили шину. Примотаи веревками. Работает.
Раздуло волну. Идем под одной генуей. Ветер усилился. Оставили один
штормовой стаксель. 10 м/с. Волна 2-3м. Весь оставшийся день и всю ночь.
АлексМ от ужина отказался. Болтает как надо. Мокро. Холодно. Волна
перехлестывает через корму.

Сухой одежды не осталось, потому что попутняк и дизель не включаем. 200 км в
сутки делаем. Скорость 10 км/ч. (по ощущениям практически попутный шторм
посередине Японского моря).

День 9 (10.06.09)
Ветер стих. Волны остались. Завели дизель. Просушились. Солнце. Переставили
геную. Видим Японию и остров Монерон. Шли весь день на дизеле. К вечеру
подошли к маяку в проливе Лаперуза. Погранцы по рации объяснили, что
Ко'рсаков - это Корса'ков. Отметили вхождение в Охотское море. Всю ночь шли
на дизеле по практически ровной воде.

Сломался руль в очередной раз. Закипел дизель. Ребята, что устанавливали
дизель, не затянули хомут патрубка охлаждающей жидкости. Долили воды.
Завелись.
Починили руль. 2 раза. Сейчас стоит уже 4-я версия румпеля. Но ломается в
разных местах, не там где чинили.

День 10 (11.06.09)
Корсаков. Ясно. Связались с местными яхтерами по
сотовому. Встали на якорь. Ждем прилива чтобы зайти. Прилив в 6:30 утра.
Яхту посетил Саша (директор яхт-клуба). В яхт-клубе стоят на воде наш
одноклассник "Океан" и "California Dreamer"(Side Marina). Голубая яхта -
мечта. Местные яхтсмены говорят, что она участвовала в кубке Америки. На
берегу стоит ЛЭС35 "Анива". Дождь.

День 11 (12.06.09)
Спим. В 10 часов Олеся уехала в Южно-Сахалинск к погранцам за пропуском. Слава, Дима и Миша пошли за сваркой чинить румпель. Я и Парутчик набрали воды в колодце у злой собаки. ЕАА-кок сварил обед - рассольник с банки
огурцов, найденной на яхте. Подключили магнитолу. Врубили Круга. У Сани
поперла рыбалка, таскает одну за одной.

День 12 (13.06.09)
Ходили в город. Вечером были крабы. Общались с местным обществом: Василий Иваныч - 70 летний капитан, Дима с яхты California
Dreamer, рыбак, команда яхты "Анива".

День 13 (14.06.09)
Лирическое отступление. После того, как 70-летний капитан-Иваныч, утверждая
что он гораздо лучше запоминает отчества, обозвал Полковника Каземирычем,
последнего стали мучать кошмары: "Парутчик, якорь тебе ....! Ты куда курс
держишь.", - периодически выкрикивал спящий Ротмирович, мирно спящему
неподалеку Парутчику на стоянке в бухте Сахалина.
Еле встали в 7:30. Прилив 8:50. Пытаемся завести дизель. Не заводится.
Парутчик оборвал ногой шнур на кнопке. Слава с помощью ножа завел.
Пытаемся выйти из марины. Яхта стоит на месте. Киль уперся в ил. Врубили газ
на полную. Потихоньку стала двигаться. Нас провожают грустным взглядом
матросы Californii.
Ветер попутный. На руле Полковник, потом Митяй, Капитан и к
вечеру АлексМ. Раздувает. Ставим штормовой стаксель. Дождь. Зябко.
Погода классифицируется так: терпимо, зябко, мерзко, погано, ужасно. В основном
между мерзко и погано.
АлексМ: "Летняя ночь. Сидим с Парутчиком в кафе на берегу лазурного моря.
Белоснежная яхта в марине слегка покачивается на волнах под мириадами звезд.
Услужливый молодой гарсон только успевает принимать заказы. Ветер
шепчет на ушко нежную музыку(через дырку в капюшоне). Заказываем омаров,
молодого осьминога и шампанского. Приносят чай с сухарями."
Полковник ночью подрывается с криком пожар.

День 14 (15.06.09)
На завтрак яичница Монерон с фирменной сервировкой от Полковника, который
сегодня невероятно похож на попа. Наконец тот самый Монерон. Ветра нет, так
что дизель. Ночью под дизелем Парутчик, Миша, Олеся устроили дискотеку.
Идем вдоль острова. Прошли бухту с домиками. Нерпы. Встали в роскошной
бухте. Водопад, гроты, нерпы.
Спустили шлюпку, пошли на гору. В середине пути все по очереди передумали.
АлексМ остался один. Взял у Славы рацию, пошел на вершину. На вершине связь.
Так как нас могли подслушивать пограничники, сменили позывные. "Баклан, я
гнездо".

Туман. На другой стороне лежбище морских коров-сивучей. Шум, рык стоит, с
вершины слышно. Видно бухту с домиками, там хороший причал. Остальной народ
ходил смотреть сивучей вблизи. Понравилось. Решили переставить яхту в
цивилизацию.

Переставили. Стоять нельзя. Но можно (1200 руб в день цена с человека за
разрешение поставить палатку, оформляется в Корсакове). Договорились, что у
нас экстренная стоянка, сломался дизель, под которым мы вошли в бухту.
Встали к пирсу. Рядом чудный скалодром. Тупики - птицы такие. Птичий базар.
Чайки.

День 15 (16.06.09)
Утро ленивое. В обед попытались сунутся погулять по острову. Нас поймали,
сказали чтобы не шлялись дальше причала, потому что нет пропуска и вообще,
чтобы валили отсюда.
Поплыли на шлюпке. В грот. 20м. Потом обошли вокруг скалы. Насобирали мидий.
Получили взбучку от капитана за опоздание. Пришел местный. Сказал что ночью
придет корабль и лучше нам убраться. Убрались в соседнюю бухту.
Устроили праздник по поводу радушного приема на Монероне. Завели дизель.
Мидии. Блинчики. Гитара. Магнитола. Дискотека.
Колбасились до 3-х ночи.

День 16 (17.06.09)
Солнце. Легкий ветер. Кофе. Пошли вокруг острова Монерон. Увидели грот. Спустили шлюпку. Красный камень.
Длина грота 60 метров. Водопад в гроте. Заканчивается узкой щелью. За ней
еще один зал, но шлюпка не проходит.

Доплыли до котиков, морских коров-львов-сивучей. Спустили шлюпку. АлексМ, АлексЕ,
Митяй, Слава пошли вокруг острова сивучей. Страшно.
"Кто-нибудь знает повадки морских львов?", "Они агрессивные?"
Подходим близко. Здорово. У сивучей паника и они бросаются под шлюпку.
Вода прозрачная и мы видим их огромные спины под нами. Вонь стоит
невыносимая. То ли нам страшно, то ли им.
Через некоторое время осмелевают котики. Начинают игриво атаковать.

Второй заход Миша, Парутчик, Олеся.
Тепло. Пообедали. Котики играют с нашим якорным буем.
Вечером встали в ту же бухту.
Местный сказал, что котики кусают лодки. Миша, Алексы, Олеся пошли погулять
на берег на водопад. Взошли на вершину и траверсом спустились до маяка.
Слава и Митяй насобирали 20 кг мидий. Парутчик караулил яхту. Все чистят
мидии. Рис.

День 17 (18.06.09)
Штиль. Пытаемся уйти с Монерона. Получилось только запустив дизель.
Загораем. Солнце. Бывает в жизни счастье.. Легкий бейдевинд. Почти закат в
воду. Читаем МППСС-72 весь день.

День 18 (19.06.09)
Колбасит лодку. Ветерок бейдевинд. Завели дизель на холостых подзарядить
аккумулятор. Музыка. Еда весь день либо сильно переперчена, либо пересолена.
Говорят такое бывает от неразделенной любви. Готовит наш бессменный кок-ЕАА.
Учим испанский, собираемся в Калифорнию.
"Ancla a mi culo!" (Анкла а ми куло) - универсальное морское выражение.
"Salvense quien puede" (Салвенсе куэн пуэде) - спасайся кто может.
"Гуапо чика бессаме мучо, порфавор!" - так знакомится с испанками.
Макарена переводится так: О порадуй свое тело Макарена, потому что твое тело
создано, чтобы радовать его, Макарена, оооо Макарена.
Юнона и Авось - это корабли.
Дизель не заводится, сел аккумулятор. Сменили курс. Плывем к берегу по
кратчайшему, в Амгу. Скорость 10 км/ч. Погода терпимая.
При подходе к берегу ночью в тумане и при полном отсутствии видимости
стих ветер. Шли враскачку 3 км.

День 19 (20.06.09)
АМГУ.
По мнению капитана Митяй, Миха и Слава встали на якорь в 5-ть утра "через
жопу".
По этому поводу Олеся всё утро напевала добрую песенку:
"Порвать на
свастику ребенка,
Не каждый сможет, потому что
Ребенок прочный, и к тому же,
Кричать умеет дюже громко!
Вот кошка, та другое дело,
Помягче будет и полегче.
А чтоб зверюга не орала..."
Митяй, Парутчик, Слава в
гидраче поехали на берег за аккумулятором.
Прибой преодолеть - проблема. По пояс в воде. Приперли огромный аккумулятор
с берега под честное слово. Завели. Отвезли назад. Мокрые, но счастливые
выливают воду из сапог.
Купили хлеба, пряников и сигарет. Ветра чуть-чуть. Завели дизель.
Говорят, что с утра на шлюпке приезжали испанки с Амгу, но к сожалению Педро
их проспал.

День 20 (21.06.09)
Сыро. Ночью лил дождь. Молнии. Далеко. Шли под дизелем, так как ветра не
было совсем. Пару раз пытались ставить геную. Безуспешно. День точно такой
же промозглый как и ночь. Парутчик организовал ансамбль. Слава и в
особенности Митяй зажигают неподетски. Штаг, пару свистков в одном рту,
пустые банки.
Ночь. АлексМ и Миша по очереди засыпали за рулем.
Туман. Тени на тумане.

День 21 (22.06.09)
Попутный ветер с утра ленивый. Поставили бабочку. Всю ночь сочиняли сценарий голливудского боевика
"Калифорния - яхта мечта" - про яхту-убийцу в стиле "Очень страшное кино",
"Доказательство смерти", "Машина убийца", "Пункт назначения 2".
"Ты сюда не ходи, туда ходи. Гик башка попадет совсем мертвый будешь."
Яичница. Туман. Разминулись с
"Надеждой". Спали, рулили. Устроили Жм-сешн. Группа "Штиляги" - стильно
играют в штиль на духовых и ударных инструментах.
Придумывали коктейли на основе абрикосового киселя и брусничной настойки.
Ставили спинакер. Грязный, маленький, но все-таки спинакер.

День 22 (23.06.09)
Ночью пошел дождь. Потом стало сухо и ветер стих. Творчество не перло. Под
утро задул бейдевинд. Миша упражняется в управлении яхтой. Повторяя повороты
по нескольку раз. За матроса у него мегатерпеливый капитан.
Распогодилось. Потом снова затянуло очень плотным туманом. По связи нас
вызвал "Художник Н.К.Рерих".
"Сухогруз маломерному судну в координатах ... Мы идем с вами пересекающимся
курсом". В теории конечно мы парусное судно, и он должен нам уступить. А на
практике мы значит маломерное. Усмирив гордость, сменили галс. Идем на
скалы. Видимость нулевая. 3 км до мыса по жпс. ...Долго "художник" еще пугал
нас горном в тумане. За 300м до предполагаемых по жпс рифов сменили галс.
Солнечно. Бейдевинд. Яхту валяет. Зарифились и поменяли геную на стаксель.
Стало полегче. Видно всю береговую линию до Поворотного. Кучевые облака.
Некоторые черные, с ветром. Идем под грота-дизелем.

День 23 (24.06.09)
Ночью зашли в бухту острова Путятин. Звезды. В темноте встали на якорь в километре
от берега по жпс. Легли спать. Спалось замечательно. Утро чудное. Жаль
проспали рассвет. Бухта наикрасийвейшая. Полумесяцем. И закрыта островом.
Переставили яхту в 30м от берега. Выпустили шлюпку, промеряли глубину
самодельным лагом. Жарко. Искупались с борта в море. Пошли гулять.
Остров обитаем. Долго не могли выбрать дорогу. Потом вспомнили, что забыли
деньги. Приплывала береговая охрана на катере. Спрашивала документы. Сказали
есть. Они поверили.
-Запрещенные орудия промысла есть?
-Чего? (Миша)
-Понятно.
И уплыли.

Пошли в деревню. Встретили могильщиков, выползающих из контейнера на
кладбище. Четверых, тяжело стоящих на ногах.
-Где магазин?
-Пойдете по дороге, долго, потом повернете на пр.. на пр.. на прямо.
У магазина сидели пили пиво. Нас догнал гробокопатель Женя. Слава обещал угостить
его пивом, если он расскажет про остров. Женя рассказал, что умерла мать и много
хоронит последнее время. На острове много интересного и он может показать.
Но рассказать не может. Служил в строительных войсках. Даже дали подержать
автомат. Отдыхающих много бывает. Ассортимент в магазине богатый. Но сейчас
не сезон. Сезон в июле-августе.
Пошли искать лотосы. Озеро нашли, лотосы нет. Тоже не сезон. Капитан позвонил
по сотовому, поинтересоваться куда мы пропали. Сказал, что нас ждут на
берегу брюнетка, блондинка и девушка в красных труселях.
К нашему искреннему удивлению по дороге к берегу мы их встретили. Но они
общаться с нами почему-то не стали.
Жгли костер. Пели песни.

День 24 (25.06.09)
Вышли в час ночи. Преодолели прибой. Ночью шли под парусом попутняком. И
под дизелем, когда ветер стихал. Прошли мимо острова Аскольда. Олеся, Митяй на руле.
Когда рассвело, АлексМ шел по Босфору на дизеле. Босфор - пролив между
островом Русским и материком.
Утро солнечное. Попили чай. Задул легкий ветерок. Спустили тузик.
Покрутились вокруг тузика на яхте, поснимали кино. Остановились в яхт клубе МГУ - "Фесма"(Невельского).
АлексЕ, АлексМ, Олеся пошли гулять по городу Владивостоку. Город отличный. Солнечно. Узкие улочки.
Холмы. Дома. Вплотную друг к другу. Дворов нет. Только маленькие дворики для
парковки машин. Окна первого этажа смотрят в окна шестого. Современные
многоэтажики соседствуют с маленькими старыми частными домиками. Детей не
видно, зато много молодежи. Были в музее на подводной лодке. Правду Визбор
сказал, где в самом прямом смысле слова, на сигарах атомных ракет, ребята
спят, поют, едят варенье. "Паллада" стоит на якоре.
Залезли на холм. Пошел дождь. Спустились на фуникулере -
диагональном трамвае. Зашли в итальянское кафе. Где оставили много денег за
мало еды. Зато выглянуло солнце. В кафе встретили
Парутчика и Полковника. Кексы на морском вокзале классные продают. И
милкас - молочная газировка. Девушки красивые, много. Архитектура
разнообразная: старые, новые, классические, частные, высотные. Яхт много
разных.
Вечером ушли на праздничный ужин на пляж.


Эпилог
Юнона и Авось - это корабли!
Всё!

Фотографии любезно предоставлены Дмитрием Лекаем

МАМ(С), 2009

Японское море и пролив Лаперуза

Знакомство с Японским морем для меня началось еще в 2006 году, во время похода на катамаране из Владивостока до Советской Гавани. Сейчас, через три года, море показалось совсем другим - в основном в силу сезонных различий. Катамаранный поход 2006 года проходил в июле-августе при устойчивой солнечной погоде и слабом ветре. Туман был всего несколько раз - по утрам в заливе Петра в начале похода. Погода портилась глобально два раза, первый раз когда наш маршрут совпал с периферией тайфуна - его пержидали в Рудной пристани и второй - во время стоянки в Светлой, когда прошел циклон с материка. В последние дни, уже в августе, мы два или три раза сталкивались со свежим (порядка 10 м/с) встречным ветром, его пережидали на берегу. В 2006 мы почти каждый день видели косаток; вечерами, в штиль, они плюхались на поверхности воды, похоже глушили рыбу. Небо по ночам было звездным, по нему часто скользили метеориты. Каждый день мы могли любоваться чистыми восходами. Много штилевали и шли под мотором. Море тогда показалось мне веселым и солнечным.

В этом году, в июне, оно было совсем другим.
Первые 4-5 дней похода мы шли при устойчивом встречном NO. Лавировка продолжалась практически круглые сутки со скоростью 4-7 узлов. Брали рифы каждый день, а на подходе к Сахалину около суток шли под одним штормовым стакселем при попутном SW.

Туманы в июне держались большую часть времени, берег мы могли видеть недолго, только проходя очередной мыс. Туман по плотности был ничем не лучше того, что мы видели в районе Шантар в прошлом году, но по ощущениям имел другую структуру. На Шантарах полосы тумана присутствуют над морем постоянно, их носит ветром в любую погоду. Выходя из очередной туманной полосы, попадаешь в зону с хорошей видимостью. В Японском море все было более глобальным: если мы шли в тумане, то он был везде. Однажды ночью в районе Тернея мы шли при полном штиле в особенно плотном молоке: в какой-то момент я увидела за бортом какое-то близкое движение. При рассмотрении движущаяся фигура оказалась тенью, которую я отбрасывала НА ТУМАН от фонаря рулевого!

Туман: Охотское море ... и Японское

За весь июньский поход, продолжавшийся 25 дней, мы только один раз видели чистый закат - уже перед финишем, когда подходили к острову Путятина, недалеко от Находки. Там же мы впервые за много дней увидели звездное небо и смогли снять зимние куртки и даже искупаться: проснувшись утром на рейде возле острова, мы обнаружили вокруг что-то вроде Адриатики - пляж с желтым песком, бирюзовую воду, развесистые кусты и прочие южные атрибуты, о существовании которых к тому моменту уже начинали забывать.

Закат в заливе Петра Дневка на о. Путятнина
Во втором походе этого года, в июле, было намного теплее и намного кислее. Теплые вещи доставались раза два за весь переход. Несколько дней подряд стоял штиль - грустно моторили и даже выклянчили в Пластуне у рыбаков еще 70 литров соляры (на выходе имели около 250). Туманы бывали, и довольно сильные, но их продолжительность заметно сократилась - плохая видимость чаще ограничивалась утренними часами.

Когда до крайней южной точки Сахалина оставалось около 100 км, мы попали в переднюю часть циклона, шедшего со стороны материка. До этого всю ночь летели под одной генуей в галфинд, постепенно раздувало. К утру ветер зашел до крутого бейдевинда и продолжал крепчать: в районе полудня нам пришлось отклониться влево от генерального курса и уходить в Татарский пролив под одним штормовым стакселем, чтобы убраться с пути циклона. При этом была довольно высокая волна (около 3 м), постепенно перешедшая в зыбь, скорость ветра на порывах была больше 15 м/с. Отдельные гребни опрокидывались в кокпит. Времени потеряли немного: на следующий день мы входили в залив Анива на Сахалине.

Во время циклона

Еще запомнились на море светящиеся искры в кильватерной струе: при вылавливании ведром светляки оказываются коричневыми слизистыми пузырями; светиться они начинают при резком встряхивании (или при наезде на них лодкой :).

Косаток мы в этом году не видели ни одной. Во время перехода на Сахалин встретили стаю дельфинов. Это были бодрые животные, темные с белыми полосами на плавниках, хвосте и боках. В стае их было около десятка, все они живо заинтересовались нашей лодкой (мы в тот момент шли под парусом) и минут сорок ныряли вокруг, мелькая плавниками. Мы могли видеть, как они по очереди проплывают на небольшой глубине под лодкой. Тогда же появились киты. Мы увидели длинные спины с маленькими острыми плавниками и фонтаны воды над ними. Всего их было двое. Поскольку они подошли вплотную к дельфинам, мы сначала решили, что это косатки (у самок косаток плавники небольшие) и мы сейчас увидим кровавую драму. Но дельфины их не боялись и спокойно плавали вокруг, из чего мы решили, что все-таки имеем дело с китами. Киты, слава богу, нырять под лодку не стали, помаячили невдалеке, фыркнули на прощание фонтанами и исчезли в тумане. Дельфины через какое-то время ушли за ними.

Пролив Лаперуза, который сахалинские яхтсмены считают местом неприятным из-за течений и частых перемен погоды, встречал нас каждый раз по-разному. В первый раз заходили почти в штиль, который за несколько часов сменил 5-балльный юго-запад с высокой зыбью, и при полной видимости: после двухдневного перехода через море мы одновременно могли видеть мыс Крильон - южную оконечность Сахалина, самый северный из японских островов и остров Монерон, расположенный примерно в 50 милях на северо-запад от Крильона.

Но позже при прохождении пролива Лаперуза оба раза задувало довольно свежо. Обогнув Крильон по пути на Монерон мы почти всю ночь колбасились на крепком востоке, ночью даже сменили грот на штормовой стаксель.

В целом во время нашего июньского пребывания на Сахалине и в районе Лаперуза погода показалась довольно мерзкой: солнце светило не дольше одного дня: такие удачные дни выпали на первый заход на Сахалин и, что оказалось особенно здорово, во время стоянки на острове Монерон. Во время первой стоянки на Сахалине мы два дня наслаждались ливнем с ветром, сменявшимся моросью, которая снова перерастала в ливень. Такая погода с небольшими вариациями стояла в 2009 весь июнь; по словам местных, лето выдалось более поздним и дождливым, чем обычно.

В июле Солнечный Остров Сахалин оказался намного более солнечным: не считая нескольких дней, пока проходил заколбасивший нас циклон (на улицах Корсакова, по словам местных, случился целый потоп), стояла тихая погода и было довольно тепло. Август мы пробыли в Корсакове на берегу залива Анива, готовя лодку к зимовке. Август оказался самым тихим месяцем - в заливе большую часть времени был штиль или локальные ветра суточного характера. Штормило за весь месяц только два раза, каждый раз береговая полоса оказывалась завалена горами морской капусты (которая потом оставалась там гнить и вонять) и дарами моря в виде дохлой рыбы, старых покрышек и ржавых обломков непонятных агрегатов. В начале августа на острове ожидались тайфуны с Филиппин, но прогнозы не подтвердились - по крайней мере до середины сентября. В сентябре погода уже начинает портиться: чаще бывают штормовые ветра северной и восточной четвертей.

Штиль в заливе Анива ...и шторм в заливе Анива

Сахалин

На Сахалине за лето мы побывали дважды; причем все - впервые. В залив Анива мы заходили поздно вечером - уставшие, после двух дней довольно свежей погоды и со сломанным румпелем, который мы временно отремонтировали шиной на водницких скрутках. В заливе было тихо и спокойно, светила идиллическая луна. Фарватер оказался довольно оживлен.

Портовые краны Корсакова стали видны уже на рассвете. И Сахалин начал нас удивлять. Сначала мы увидели огромные газовые танкеры, стоящие на рейде за Южным портом. Размерами они и удивили :) Далее на север весь рейд был заполнен разнокалиберными кораблями - в основном рыбаками, но были и военные. Над одним из последних завис вертолет, с которого по тросу спускались человечки - учения, не иначе. А мы пошли на север, в местный яхт-клуб, с которым предварительно договорились по телефону. По телефону же нам сказали координаты рейда напротив марины, где предстояло стоять до следующего утра - ждать прилива.

Там мы узнали, где находится Кладбище погибших кораблей. Оно находится в районе Северного порта города Корсаков. Брошенные корабли торчали из воды по всей береговой линии. Особенно поразил здоровый, думаю более 50 метров в длину, корабль с кучей надстроек, имевший вид вполне рабочий - не считая того, что борта были покрыты ржавчиной, а на палубе росла трава. Как потом рассказали местные, корабль стоял на рейде, и по какой-то причине в баках не оказалось топлива - видимо, продали :) Когда ударил навальный шторм, оказалось невозможно его перегнать на наветренную сторону залива - в итоге якоря поползли и корабль насадило на мель - так хорошо, что потом несколько буксиров не смогли его стащить. Так и стоит... Мы очень хотели на него сплавать и полазить, но на надувном тузике не решились.

Ну, это - лирическое отступление. Подойдя к намеченной точке напротив предполагаемой марины, мы не увидели ни ковша, ни мачт - ничего из того, чего можно было бы ожидать, только особенно плотное скопление все тех же ржавых раскореженных плавсредств. Как оказалось, они и образовывали ковш для яхт - две мачты мы рассмотрели, подойдя почти вплотную к первым железным обломкам перед входом в ковш. Сам ковш тоже впечатлил. В этом районе максимальная высота прилива 1.4 м, в квадратуру может падать до 1 м. Глубина даже в отлив больше нашей паспортной осадки, но дно сильно заилено. На отливе яхты стоят килями в иле, выйти можно только по большой воде. Причем если высота прилива не максимальна, приходится прорубаться в иле, врубив движок на полные. Заход без движка (было один раз, когда сели аккумуляторы) - отдельная песня. Килевых яхт мало - из относительно больших, кроме "Арго", еще два наших систершипа ЛЭС-35 и 50-футовая американская "California Dreamer". В общем и целом, поначалу Сахалин показался нам местом крайне неуютным и совсем не солнечным - лил беспросветный проливной дождь, погода удручала.

А потом мы познакомились с местными яхтсменами, которые уже были наслышаны о прибытии лодки с материка со сломанным румпелем. Не сказать, что это совсем в диковинку, хотя под парусом туда чаще приходят японцы. Как бы там ни было, но местные ребята здорово нам помогли. Повезло здорово - у Михаила, капитана одной из двух ЛЭСок, имеется свое производство. металлопрофиль и сварка. поэтому возможность починить румпель образовалась сразу. На следующий день мы нагрянули в гараж Михаила и сделали себе новый румпель из ядреного 4-миллиметрового П-образного профиля. Думаю, теперь румпель - это деталь "Арго", которая сломается в самую последнюю очередь. Великая благодарность кэпу "Анивы" от аргонавтов!

Перед отплытием сахалинцы устроили нам торжественный ужин с морепродуктами, которые были принесены в ведрах. Экипаж в высшей степени заценил дальневосточное гостеприимство. Вообще говоря, после двух дней стоянки среди ржавых кораблей мы стали находить это место во всех отношениях правильным! Благодаря благожелательному отношению, с которым нас там встретили, вписались мы хорошо. Настолько, что я решила оставить в Корсакове впоследствии лодку на зимовку. Не последними здесь правда были экономические и географические соображения.

Второй раз в этом сезоне мы пришли на Сахалин уже в конце июля. Погода сильно отличалась: зашли мы туда после очень мокрого циклона, по словам местных улицы Южносахалинска были затоплены водяными потоками, кое-где по проселкам смыло мосты. Мы в это время огребали в проливе Лаперуза и потоков не застали. Но после, когда циклон ушел, хорошая погода установилась на какое-то неимоверно долгое время. Весь август, за исключением двух-трех дней, был солнечным и адски жарким. Несколько дней из-за жары были даже сорваны работы по постройке кильблока: делать что-либо на улице оказалось нереально. Сентябрь был примерно таким же, только лучше - немного спала жара, по ночам иногда становилось довольно прохладно. Шторм по случаю циклона за сентябрь был только один.

В Корсакове мы задержались больше чем на месяц - с конца июля до 10 сентября. Все это время мы занимались постановкой лодки на зимовку. Думаю, в нормальном режиме все можно было бы сделать раза в два быстрее, но тут возникает островная специфика. На Сахалине никто никуда не торопится, а во время путины, как мне кажется, жизнь во всех прочих сферах замирает и откладывается на потом. Но о путине нужно отдельно. Но надо сказать, кубометр самого банального бруса, предназначенного для постройки кильблока, мы ждали две недели - вот просто тупо ждали, тусовались на лодке, ходили по берегу и проникались спецификой. Сначала с непривычки от многочисленных "потом-потом" рвало башню, а потом ничего, удалось замедлиться до нужного темпа. Процесс постройки (делали сами) протекал довольно весело, поскольку вызывал интерес всех рыбаков, тусовавшихся здесь же, на базе. Они ходили к нам на экскурсию и с интересом спрашивали, чего это мы такое строим, домик, да?

Корсаков

И о рыбе. Рыба - это сахалинское все. Когда идет на нерест горбуша - а она заходит в маленькие речки по всему побережью - большая часть взрослого, а также мелкого населения бросает дела и начинает вдохновенно заниматься браконьерством. Количество рыбы может отличаться в разные годы, максимальное количество рыбы случается раз в четыре года. 2009 пришелся как раз на такой пик, и нерест совпал с нашим вынужденным матрасничаньем в яхт-клубе. Поэтому весь этот беспредел удалось рассмотреть в подробностях. Во время нереста устье речки Корсачки кипело. У речки постоянно толпились детишки, которые рыбачили очень незамысловатым способом. Снасти у них представляют собой грузик с растопыренными крючками на длинной леске. Эти штуки просто закидывались в бурлящую чачу - результатом каждого броска была рыба. Там же тусовались собаки, они тоже рыбачили.

Рядом с нашей стоянкой располагалась база легальных рыбаков. У них все было по-взрослому: невод километра три длиной стационарно крепился на пятидесяти якорях. Каждый якорь сварен из стального уголка и весит от пятидесяти до нескольких сотен килограммов. В заливе приличные приливные течения, к тому же бывают шторма, поэтому сети крепят усердно. Тем не менее в разгар путины у них раз снесло и перепутало все сети - нечсколько дней потом они сидели без рыбы и по нескольку часов в день распутывали образовавшуюся мотню.

Мимо рыбаков мы почти каждый день топали по осушке в Корсаков, и в итоге замечательно с ними подружились. Начало дружбе было положено посредством нескольких банок кофе и бутылок крупы, оставшихся у нас с похода и валявшихся невостребованными. Эти нехитрые дары оказались очень уместны. Когда мы в свою очередь попросили у них рыбки покушать, то получили ответный подарок - килограмм пятьдесят красноперки (горбуша тогда еще не шла). С тех пор рыба на "Арго" не переводилась, как позже и икра, которую я даже научилась солить.

Кроме неизбежной горбуши, море богато различной экзотикой. На нашей же базе регулярно выгружался с рыболовного судна гребешок. Выгружался он краном и увозили его на грузовике. Ловятся там также крабы, крупные креветки (чилим) и прочие радости.

Еще некоторые впечатления с Сахалина:

Там почти ничего нет. А то, что есть, ужасно дорого. Особенно дорого стоят убитые японские машины, йогурты и прочие молочные продукты, а также мясо (хотя коровы там есть), овощи и фрукты, японское пиво (в полтора раза дороже чем в Ашане), а также, как мы выяснили, работы по судовой электропроводке. Японских и корейских товаров не больше, чем в Новосибирске, и они, кажется, не дешевле.

Японцы за тот небольшой срок, который Сахалин им принадлежал, построили на острове узкоколейную дорогу, по которой бегают смешные ретро-вагончики, и некоторое количество ковшей-укрытий для судов (настоящих, бетонных). Нам остров по времени принадлежит гораздо дольше. Мы до сих пор пользуемся узкоколейной железной дорогой (на севере, правда, пристроили ветку стандартной ширины) и японскими ковшами - теми, которые сами же не взорвали. У японцев на юге Сахалина рос виноград - в заливе на солнечном склоне до сих пор можно различить ступени бывших виноградников. У нас там не растет ничего - говорят, климат не годится. Это при общей тенденции к гипертрофии у диких растений. Чего стоят одни сахалинские лопухи!
Увы, описывать Сахалин в патриотических красках не получается.

Особая тема - это природа. Наше знакомство с Сахалином ограничилось, к сожалению, только малекньким пятачком на юге - собственно городами Корсаков и Южносахалинск. Вообще остров замечателен широкими диапазоном климатических поясов. На юге преобладает светлый лиственный лес, заросли с огромными лопухами, местами - родная сибирская сосна и ровные травянистые поля, очень похожие на среднюю полосу России. На севере все совсем другое: там тундра, растет ягель и живут олени. Это всего 1000 км, но - сказывается влияние Охотского моря. Мы дотуда не добрались: максимум я видела Сахалин в его северной части через Амурский лиман во время нашего предыдущего похода на Шантарские острова.

Берег в том месте, где мы стояли, довольно противный - сильно заиленный, осушка покрыта толстым слоем выброшенной морской капусты и всякой фигней - старыми покрышками, обрывками сетей, неопознанными кусками кораблей. Но дальше по побережью есть хорошие песчаные пляжи и просто красивые дикие места - все это еще предстоит изучить.

В целом, основное впечатление от Сахалина - его некоторая отстраненность. Вроде и Россия, но какая-то другая, другое оформление жизни и другие люди, другое к этой самой жизни отношение. Надо думать, на Курилах этот эффект еще более выражен. Посмотрим.

Монерон

Направляясь с Сахалина во Владивосток, мы по совету местных яхтсменов сделали небольшой крюк и зашли на остров Монерон. Монерон для корсаковцев - это что-то вроде Боровских островов на Обском море для наших новосибирских туристов, хороший поход выходного дня. Остров расположен со стороны Японского моря недалеко от западного побережья Сахалина, расстояние от Корсакова около 100 морских миль по морю. Вот что говорит по его поводу Википедия:

Монерон — остров в Татарском проливе в 43 километрах от юго-западного побережья Сахалина. Площадь острова около 30 км?. Длина с юга на север составляет 7,15 км, ширина 4 км. Протяженность береговой линии около 24 км. Восточные и западные берега скалистые, крутые (до 200 м). Остров вулканического происхождения, высшая точка гора Старицкого (439,3 м). Вокруг острова расположены небольшие скалистые островки — Пирамидальный, Красные, Восточные и др.

Климат муссонный, большое влияние на климат оказывает тёплое Цусимское течение. Крупнейшие водотоки — река Усова (длина 2,5 км) и река Монерон (длина 1,5 км). Ряд водопадов.

Лесистость 20 % (в основном берёза и ольха).

Имеются гнездовые колонии морских птиц, обитающих в основном не на самом острове, а на островках и скалах, окружающих его, что связано с приникновением на остров хищных млекопитающих (лиса, соболь). Наибольшую численность имеют чернохвостая чайка и тупик-носорог. Также обитают северная качурка, уссурийский баклан, берингов баклан, тихоокеанская морская чайка и др. На отдельных участках берега устраивают лежбища сивучи и нерпы. (с)

Забавно, как гипотетические точки в GPS с муссонным климатом и двадцатипроцентной лесистостью выплывают из-за горизонта в реале. И превращаются в прибрежные скалы, над которыми белыми хлопьями кружатся чайки. На камнях лежат огромные сивучи, а в высоком распадке над морем шумит водопад. Вода здесь, в отличие от мутного залива Анива, фантастически прозрачная, при глубине больше 10 м уже отчетливо видны камни и полосы водорослей на дне.

Переход на Монерон из Корсакова занял у нас чуть меньше суток. Рано утром мы бросили якорь в северной части острова в бухте Калагераса. Несмотря на прочитанные ранее отчеты, я ожидала, что Монерон - всего лишь маленький филиал Сахалина. Возможно, так оно и есть, но - что мы видели на Сахалине? Портовые краны и грязную осушку Корсакова. Вполне возможно, что где-то дальше, в заливе Анива или за его пределами, есть места такие же красивые. Берег бухты скалами спускался к воде. Выше он переходил в симпатичное зеленое кудрявое плато - казалось, по нему можно дивно гулять. На камнях возле воды лежали толстые сардельки-нерпы. Правда, после того как мы спустили тузик, они куда-то исчезли, причем сделали это очень быстро для таких тучных и неуклюжих созданий.

Потусовавшись немного в бухте Калагераса, мы ушли стоять в полуразрушенный японский ковш, где и пробыли весь следующий день. Еще один день мы потратили на экскурсию по острову - мы обошли его кругом на яхте, устроили заплыв в пещеры на тузике и запечатлели лежбище сивучей на фото и видео. С погодой нам крайне повезло, учитывая, что весь июнь с неба постоянно что-то лилось, а переход от мыса Крильон до Монерон мы сделали под штормовыми парусами: однако два дня, пока мы стояли на острове, было солнышко и, что особенно удивительно, штиль - настолько, что даже сорвалась фотосессия "Арго" на ходу под парусиной.

Основные монеронские впечатления:

1. Население

На южной стороне острова есть маяк и метеостанция. Мы туда не
Туристический комплекс
заходили, но, насколько я поняла, и на маяке и на станции постоянно живет обслуживающий персонал. Кроме того, возле ковша с восточной стороны расположена тур. база с живописными деревянными домиками. Когда мы заходили на Монерон в 20-х числах июня, сезон еще не начался и база стояла пустая. Мы обнаружили там только довольно негостеприимных сторожей, и бригаду из Средней Азии, которая очень лениво что-то строила. Персонал занимался тем, что катался возле берега на моторке. Все они жили в будке возле японского ковша. В сезон, как нам сказали местные, с Сахалина приезжают толпы отдыхающих - помимо дорогих домиков в турбазе, они поселяются в палаточных лагерях неподалеку. Но никаких следов прошлогодних туристов мы не встречали; напротив, остров показался очень чистым, на берегу валялось только то, что было выброшено морем. Здесь были неимоверно перепутанные сети и канаты с разноцветными буйками (перед несколькими я не смогла устоять и притащила их на "Арго"), неизбежные резиновые разноцветные китайские тапки (перед ними устояла), что-то вроде холодильника и нечто, похожее на деревянный сундук со старинного корабля (его мы бы утащили, если бы лодка не была так далеко, а сундук не такой тяжелый. Также попытались открутить с него симпатичное колечко, но не смогли)

2. Стоянка, разрешение

Остров Монерон является природным парком, но каковы условия его посещения, осталось не совсем ясным.

В Южно-Сахалинске находится управление парком, являющееся одновременно, как я поняла, офисом туристического комплекса. Сторожа с базы потребовали от нас разрешение (подозреваю, из-за того, что на корме "Арго" значилось название далекой Находки), которого у нас не было. Нам сообщили, что стоимость пребывания на острове составляет 1200 руб (!) с человека (!) в сутки (!), и разрешение выдается после оплаты этой суммы в Южно-Сахалинске. Нет, это не за проживание на базе, это просто за пребывание на острове. Может быть, конечно, что-то напутали, хотя сахалинские цены никогда не перестают удивлять. Интересно, что разрешение с нас требовали на правах управления природным парком, хотя документального подтверждения полномочий мы не дождались. В ходе общения стало ясно, что разрешение нам нужно только если мы будем стоять в ковше возле базы (вообще говоря, единственное укрытое место на острове) - встав на рейде в соседней бухточке, мы автоматически освобождались ото всех претензий и могли свободно гулять по острову. Но в итоге нас оставили стоять с условием, что если приедет начальство, мы притворимся потерпевшими серьезную аварию. К слову, начальство позже появилось, и против нашего пребывания ничего не имело.
Говорят, это могила самурая

По словам корсаковских яхтсменов, они оформляют разрешение только если везут на остров коммерческих клиентов. Когда приходят сами, экипажем, нигде не отмечаются. В этом весь Сахалин - многие вопросы решаются сугубо на пальцах.. Иногда это даже бывает удобно.

Что касается стоянки с точки зрения лоции, то - ахтунг! Вокруг Монерона разбросано много скальных островков и камней, в том числе подводных. Ходить вблизи острова нужно очень осторожно. Якорная стоянка неплохая на севере в бухте Калагераса, там даже есть маленькая нычка среди скал по размеру как раз на лодку типа "Арго", но мы не решились туда заходить, кругом камни. Хотя разведать при желании можно. Ковш, как я уже писала, находится с восточной стороны острова возле группы надводых скал, которые образуют естественную защиту. Ковш, естественно, был построен японцами. Наши догадались его зачем-то взорвать, что сделало часть его непригодной для стоянки. С западной стороны острова много подводных камней, убежища там нет (с точки зрения килевой яхты, для катамарана проблем со стоянкой не будет).

3. Природа

Остров фантастически красив. Впечатляет огромный водопад недалеко от турбазы, к нему ведет по берегу тропинка. Местами по берегу выходят скалы, сложенные столбиками - такие встречаются и на Курилах, на Кунашире есть мыс Столбчатый, полностью сложенный такой породой. На прибрежных скалах много морских птиц.

Штурмовые группы сделали несколько радиальных вылазок с места стоянки - на локальный пупырь, на гору Старицкого, а также сплавали на тузики в пещеры, куда можно зайти только с воды, и к лежбищу сивучей. Плато, казавшееся с воды ровным лужком, де-факто оказалось поросшим гигантскими лопухами в человеческий рост, продираться через них наверное надо с мачете. Кроме того, все перекопано окопами времен, вероятно, Второй Мировой. Особенно запомнился подъем к старому каменному мосту, идущему над водопадом. Когда-то через мост проходила дорога, но сейчас он ведет в заросли мегалопуха - в обе стороны, дорога заросла.

Пещеры, в которые мы заходили на тузике, представляют из себя высокие гроты, открытые в сторону моря, с каменными сводами. Самая большая из обнаруженных нами пещер была около 20 м в длину - та ее часть, в которую можно было зайти на тузике. Дальше расщелина уходила вглубь, но у нас не было не спелеоснаряги не спеликов, чтобы посмотреть что там дальше. Камни внутри красноватого цвета - похоже, на них растет какой-то лишайник. Ощущения внутри пещеры очень интересные - когда плывешь на лодке с фонарем.

А основная фишка острова - это, пожалуй, сивучи.

К ним мы подходили и пешком, и на лодке. Сивучи лежат на камнях недалеко от берега. Основных лежбищ на момент нашего захода было два, оба по западной стороне острова. Зверюги очень громкие, лежбище легко найти по реву. Ревут они постоянно. Кроме того, вблизи от них стоит плотное амбре - проще говоря, они, пардон, воняют. Особенно сильное впечатление производят самцы: они раза в три крупнее самок. Взрослые самцы весят до полутора тонн, они возвышаются горами жира. Вся шкура у них покрыта шрамами и свежими ранами, поскольку они постоянно чинят разборки между собой.

На лежбище, помимо сивучей, есть другая разновидность ластоногих. Это морские котики - гибкие, изящные и шустрые звери. Они являют разительный контраст с ленивыми и неповоротливыми сивучами. Насколько мы могли судить, сивучи предпочитают лежать на камнях, иногда ссорясь между собой и постоянно вопя. Выстрел из ружья в воздух, предпринятый нами из любопытства, сподвиг сивучей подорваться и двинуться на несколько метров в сторону моря, но не более того. Колония очень быстро успокоилась и снова разлеглась по местам. Людей они тоже не боятся. Котиков же мы видели только в воде: там они весело крутились, плескались, кувыркались и махали ластами.

На второй день пребывания на Монероне мы встали напротив лежбища на якорь и снарядили тузик в экспедицию к сивучьим камням. Надо сказать, экспедиция получилась с хорошим содержанием адреналина. Сначала тузик преследовали котики: они крутились вокруг - а при всей кажущейся веселости, зверюги они очень крупные и с хорошими клыками. При приближении к камням всполошились уже сивучи. Они стали кидаться в воду, причем самки сразу уходили от лодки, а самцы.. ну, наоборот. Первая партия рассказывала, что одна из этих махин поднырнула под лодку - а весил он, я полагаю, больше, чем вся лодочка вместе с ее экипажем. Наша партия, вторая, не стала доводить до такого - мы струсили раньше и, не дойдя до берега, повернули назад к лодке, сопровождаемые насмешливым ревом. Котики плескались вокруг и разве что не хватали за весла. Потом котики уделяли нам внимание все время, пока мы стояли на якоре - а у нас был там обед. Они стайкой плавали вокруг яхты, иногда ныряли под нее или играли с буйком от якоря. По-моему, им было весело. Одним словом, зверь на Монероне непуганый.

Обратили внимание - у некоторых сивучей нанесены номера, по ощущениям - нанесены каленым железом через всю спину. Надо думать, наука ими интересовалась? У многих животных на шеях кольца, сначала мы решили. что это ошейники. Местные потом рассказали, что это кольца от унесенных рыболовных сетей, животные цепляют их на шеи. Потом кольца остаются и режут им шею - вплоть до смертельного исхода. Жуть..

И, рассказывая о природе Монерона, нельзя не упомянуть о мидиях, как о ее неотъемлемой части. Мидий ребята насобирали на прибрежных камнях. Мидии были очень крупные и их было много - кажется, килограмм 10. Потом мы их чистили всем экипажем под руководством Славы. А потом Слава изготовил из них неимоверный ужин - мидии тушеные в соусе и плов с мидиями. Этот ужин послужил достойным апогеем на сказочный остров Монерон.

Арго

По результатам походов, которые были проведены в этом году на "Арго", можно говорить о первых впечатлениях о лодке - самой по себе и в сравнении с катамараном. Корпус, мачта, такелаж и прочее - все, что касается ходовой части, что называется хор. сост. Есть дефекты, неизбежные для деревянной лодки, построенной более 20 лет назад, но ничего критичного. Придется поменять паруса - родные лавсановые растянуты и прилично поюзаны, а также заменить старые лебедки.

Ходовые качества произвели хорошее впечатление: честно говоря, ожидала меньшего. Наши темпы продвижения были очень невысокими: от 60 миль в сутки при лавировке до 80-100 при попутном ветре. Но лодка могла бы выдавать больше: ее гоночные возможности больше моих амбиций. Но мы старались максимально беречь матчасть: учитывая, что лодка, прямо скажем, не новая, а мы шли на ней впервые - кто его знает, что может не выдержать.. Матчасть ломается гораздо раньше, чем становится страшно - этим правилом я старалась руководствоваться. В июне, в самые первые дни, пришлось идти против свежего норд-оста, четко в морду: в течение суток он менялся от 3 до 5-6 баллов, и большую часть времени мы шли под второй полкой рифов, которую можно было бы и отдать. Рифы часто брались, просто потому что не хотелось идти с большим креном во время ужина или вечером на всякий случай - чтобы не устраивать аврал среди ночи. Вторая полка хороша еще и тем, что при ней грот проходит под бакштагами: соответственно, с ними не нужно работать, и количество людей, необходимых для поворота оверштаг, сокращается до двух или, при слабом ветре, до одного.

Вообще организация бегучего такелажа заслуживает отдельного упоминания. Яхта проектировалась в советское время и для советских яхтсменов, которых должно быть много. Для поворота оверштаг их нужно трое: один на руле, один на бакштагах и один на шкотах. Аналогично при постановке парусов и взятии рифов: фаловые лебедки установлены на мачте, поднять парус из кокпита невозможно. Это будет переделываться. Но что поделаешь - лодка точилась скорее под гонки, нежели под походы. Очень большой, широкий кокпит - туда может влезть много советских яхтсменов, но при этом все зашкоченно, сидеть приходится между лебедок. На следующий год планируется организовать проводку несколько иначе, чтобы освободить больше посадочных мест. Придется также предусмотреть какие-то палубные грузовые емкости - под якоря, швартовы, соляру и т.д. - пока что палуба совершенно голая, все, включая якорь, приходится таскать из каюты - прямо скажем, неудобно.

С нутрянкой все аналогично - помимо суровой внутренней отделки, выполненной в мрачных тонах, основная проблема - это внутренняя планировка каюты. Здесь все также сделано для советских яхтсменов, которые, помимо хорошей коллективной организации, должны обладать следующими качествами: занимать очень мало места, иметь очень-очень мало личных вещей, уметь скрючиваться, сокращаясь в длину в два раза и в таком положении готовить еду и справлять биологические надобности, а в идеале - вообще не нуждаться в пище и в гальюне. ЛЭС-35 проектировалась на восемь человек, но, честно говоря, так и не поняла, где эти восемь человек должны ехать - если что четверо постоянно находятся на палубе. Мы ходили в июне всемером, в силу хорошей туристической закалки и позитивного настроя команды проблем не было, но все же - тесновато.. Имхо пять-шесть человек - оптимум. Восемь - возможно, но только на небольшой переход (корсаковцы, ходя на аналогичной лодке в близкую Японию, ухитряются набиться туда и вдесятером). Во время июньского перегона нас было четверо - проблем с местом не было, но здесь возникает физическая напряжность: двое постоянно заняты управлением на палубе, в некоторых случаях (взятие рифов, постановка на якорь)

Лодка широкая и места по идее много, но расходуется оно крайне неоптимально, находясь внизу, постоянно испытываешь тесноту. В штатный гальюн я помещаюсь с трудом, а человек вышесреднего роста, пожалуй, только стоя. Решено было приобрести выдвижной биотуалет, а родной сортир демонтировать и использовать как склад. Перед камбузом можно стоять только согнувшись, так как он загнана в корму от рубки и находится под палубой - видимо, он будет перенесен в нос. Кроме того, придется полностью поменять проводку - родная была сделана как попало и в условиях похода быстро пришла в негодность. В общем, чтобы сделать жизнь в каюте удобной, придется поработать с отделкой.

Еще одна фишка "Арго" - это мотор. Штатный 20-сильный дизель был давно снесен кем-то из предыдущих владельцев лодки. Вместо него поставлен 60-сильный монстр от японского автопогрузчика, надо сказать, на удивление экономичный. Его достойным довершением служит винт - нифига не складной трехлопастной, от моторного ботика. Все это великолепно возит лодку против любого катаклизма. Но есть два нюанса. Во-первых, дизель не выдает меньше 4-5 узлов в принципе, малого хода удается добиться только своевременным переключением на нейтраль/реверс. Но рычаг реверса находится в каюте, на самом дизеле. На ходу дизель, естественно, орет, так что человек, стоящий на рычаге, не может слышать что ему командуют от румпеля - еще одному приходится дежурить на входе в каюту и передавать команды вниз. Когда мы впервые заходили в "Семь футов" во Владивостоке и неслись между рядами катеров, у каждого из которых бампер стоил больше чем моя лодка, хехе.. В общем, мои нервы несколько раз не выдерживали и я тупо глушила дизель - это можно сделать и от румпеля. К концу похода ход удалось настроить так, что минимальная скорость стала приемлемой, но все же больше, чем мне бы хотелось..

Еще один специфический пункт - система его охлаждения: там стоит стандартная автомобильная радиаторная система. Радиатор направлен в каюту. С одной стороны, это дает огромный бонус, особенно при плавании в холодных водах: через полчаса работы дизеля каюта просыхает, а воздух в ней нагревается. Это особенно ценишь, спустившись вниз после мокрой и холодной ночной вахты.. Но, с другой стороны, при долгих переходах под мотором постоянно ехать в такой бане напряжно. Очень скоро от жары находиться внизу становится невыносимо, разве что в форпике с открытым люком. Поэтому на следующий год планируется альтернативная система охлаждения от забортной воды, по типу судовых дизелей - разумеется, сохранив возможность переключаться на радиаторное охлаждение, холодных вахт никто не отменял.

Килевая яхта vs катамаран. Немного философии

До этого года все мои походы проходили на разборном парусном катамаране, а яхтенный опыт ограничивался гонками по ВВП в экипаже и прогулками на яхтах моих друзей. Килевая яхта всегда была в замыслах; вопрос о ее приобретении окончательно решился после похода на Шантарские острова.

К 2008 году вес моего катамарана с мотором достиг 300 кг; при походной загрузке он превышал полтонны. В экипаже было три человека: втроем мы могли выкатить его на пологий берег только после предварительной разгрузки и с большим трудом. Катамаран паковался в шесть-девять упаковок, перевозился газелью и желдорэкспедицией. При этом мои географические интересы прочно обосновались на Дальнем Востоке: в результате все хозяйство ездило через пол-страны туда и обратно, на что уходила заметная часть походного бюджета. При этом амбиции постепенно становились яхтенными и, несмотря на доводки катамарана, его мореходность за ними не успевала.

Но - рассуждения рассуждениями, а было еще и так: я, проклиная все на свете, впаре с парнишкой из команды метеора тягала двух-трехметровые кули с костями "Гоблина" через все три палубы метеора, разделенные высокими порогами и узкими дверцами, и дальше - по крутой лестнице на набережную хабаровского речного вокзала. И тогда перед моим мысленным взором возникла белоснежная яхта, стоящая у пирса. На нее, конечно же, можно шагнуть в белых штанах прямо с самолета, а сэкономленные на желдорэкспедиции деньги пустить на отделку салона красным деревом. Должно быть, я перенапряглась, таская кули, но как бы то ни было, яхта рисовалась моему воображению и раньше - может быть, во время похода по Японскому морю, недалеко от деревни Самарга, когда при усилении ветра до 10 м/с в мордотык и при встречной крутой волне пришлось экстренно высаживаться на берег - а ведь это был не шторм, а вполне штатный для того времени года ядреный восток! а может быть, я видела ее и позже - когда посреди 50-километрового перехода на остров Беличий на горизонте начали собираться нехорошие облака.. Но так или иначе, осенью друзья из Приморья присватали мне ЛЭС-35 - деревянную лодку ленинградской постройки 1984 года выпуска, но в боевом состоянии. Отказаться я не смогла, несмотря на нагрянувший к тому моменту кризис.

В этом году было немного грустно смотреть на приморские берега с борта "Арго" - знакомые по прошлому походу, со многими интересными местами, но плохо совместимые с двухметровой осадкой. Тогда мы парковались беспроблемно; правда, беспроблемность была только относительной, на многих участках вытащить катамаран на берег в сколько-нибудь свежую погоду невозможно. С другой стороны, переход на Сахалин и даже просто вдоль Приморского побережья в июне представляется невозможным - мы слишком часто встречались с условиями - не штормовыми, штатными для этого района в начале лета и в то же время превышающие границы мореходности катамарана (разумеется, я могу говорить уверенно только о моем катамаране).

Походные впечатления

Походы субъективно от катамаранных не отличаются, ощущения те же. Из плюсов на порядок бОльшая мореходность, яхта идет в штатном режиме тогда, когда на катамаране начинается борьба за выживания, плавно перетекающая в аварийную выброску, и комфорт, который на катамаране доступными мне средствами недостижим - можно нормально спать, переодеваться, быстро сушить одежду, готовить почти в любую погоду. Это очевидно, но приятно ощутить в реале - например, наблюдать из теплой сухой каюты, как волна перекатывается со внешней стороны прозрачного палубного люка. Или уплетать макароны с сыром, приготовленные относительно без усилий на трехметровой зыби. Главное не ставить тарелку на стол :)

Минусы не менее очевидны. Прежде всего, нужно не забыть, что под тобой болтается два метра чугуна. И отсюда основная проблема - невозможность свободно обследовать берег и необходимость ограничиваться закрытыми якорными стоянками. Хотя, вообще говоря, процесс причаливания-отчаливания проблематичен и на груженом катамаране. На следующий год появилась мысль взять одну-две надувные байдарки, чтобы иметь возможность высаживаться в любом месте и устраивать дотошные радиальные вылазки в таких правильных местах, как Монерон или мыс Анива, не говоря уж о Курильских островах, где с закрытыми стоянками в принципе негусто.

В общем, ничего нового...