Вадим Ракитин

Первый поход "Негордого". Онега, Свирь, Ладога.

Из предисловия издателя.

Как сказал бы Клод Ванье
Здесь почти что все - ВРанье

События, описанные в настоящем сочинении, никогда не происходили в действительности и вряд ли когда-нибудь произойдут, поскольку географические названия, упомянутые в тексте, не имеют отношения ни к одному из известных истинной науке мест... Корабль с таким названием не значится, и никогда не значился ни в одном Императорском Адмиралтейском Реестре. Персонажи явно вымышленные....сходство с реальными уважаемыми людьми может быть только случайным... никому не известные авторы - явно не дворяне, похоже, даже не придворные барды, а необразованные простолюдины, судя по представленным ими низкопробным, полным плагиата балладам и висам, жаждущие обрести известность хоть таким образом.

Ни природных ландшафтов, ни волн, ни животных, якобы встреченных авторами, просто не существует в природе, не говоря уже о странных приборах и механизмах и инженерных сооружениях, упоминающихся в сочинении. Упоминаемые в сочинении нецивилизованные племена воинственных, алчных и свирепых гимсов и погранцов обитают совсем в других краях, известных истиной науке под названием Теплые Офисы. Думается, сие сочинение следует считать или плодом нездорового авторского воображения, затуманенного излишними винными возлияниями, или, что видится наиболее правдоподобным объяснением, вдыханием едкого дыма запрещенных в нашем государстве сильнодействующих трав... будем же снисходительны.

Мне кажется, нужно сие сочинение просто прочитать (или не читать вовсе, поскольку единственная часть, заслуживающая внимания читателей, -  это предисловие издателя) и оставить на совести его сочинителей, подобно сочинениям небезызвестных мистификаторов далекого будущего Марго Поло и Америго Веслуччи.

Бартоломео фонт Дега Шиш Седьмой,

действительный член Ученого Собрания Королевского Литературно-Географического Общества, Придворный Историк и Летописец Императорского Двора Государя Императора Алкаша 122 дробь 36г, и да будут Его речи в сенате всегда, подобно его августейшей бороде, столь же великолепны, темны и витиеваты, и да осветит его блистательная лысина, обрамленная императорской короной, дорогу к Истине и Процветанию всем подвластным  и пока еще неподвластным Империи Великих Алкашей народам.

...как судно назовешь, так оно и поплывет.

Неизвестный автор.

 

...А у нас спокон веков

Нет суда на дураков!

Еще один неизвестный автор.

 

Наконец-то уезжаем!

Собственно говоря, время для подобного путешествия не очень-то и подходило - поздновато, осень на носу, есть вероятность залезть в осенние шторма. Но время выбиралось рабочими обстоятельствами, осень осенью, шторма штормами, но в поход хочется, поэтому решено было стартовать, тем более возможностей для съема на выбранном маршруте предостаточно. Не вполне была ясна обстановки на Свири, а именно возможности шлюзования. Что ж, всегда есть возможность либо сняться в Подпорожье, если все совсем нехорошо, либо уйти обратно в Онегу, если есть еще несколько дней.

Итак, мы стартовали, поучаствовав перед этим без особого успеха в ВВР, но основательно проверив и по возможности подготовив наш "Негордый". 14 августа - отъезд из Москвы. Сразу начались мелкие накладки. Год выдался очень напряженным, времени на подготовку не хватало. Снаряжения очень много, и по весу, и по объему, отъезжающих - мало, нужно решать обычную дилемму, что все ж таки нужно, а что не очень. Часть теплых вещей, гермоупаковок и инструментов показались лишними. Насчет теплых вещей и инструментов оказалось все правильно, насчет гермоупаковок не совсем.

Часть карт из инета открыться не захотели, подробные современные карты на разных руках, пришлось довольствоваться частично старыми, практически без должной координатной привязки, частично все ж-таки скачанными и распечатанными. Собственно, карты нужны были только на Свири и Ладоге, поскольку в разные годы кэп облазил практически всю Онегу, за исключением лишь обводного канала и южного берега от Вытегры до Вознесенья. Недавно подаренные LPD рации не были вовремя прошиты на речной диапазон, значит, придется при прохождении шлюзов импровизировать. Фотоаппарат в последний момент не захотел фотографировать, о чем впоследствии было жалко, особенно в шторм.

Подготовка, снаряжение, оборудование.

Маршрут был понятен довольно давно. По рабочим обстоятельствам и при скромном бюджете сначала выяснилось направление: север европейской части России. Здесь пришлось выбирать из трех вариантов. Выбор зависел в основном от времени старта и имеющегося времени. Первый, он же тот, который состоялся. Еще один - Белое море, что-то наподобие большого кольца от Кеми или Беломорска отмели из-за недостаточного запаса времени и задолго понятных сроков прохождения, не раньше середины августа. Вторая половина августа на Белом море год назад не очень располагала к переходам.

Был и еще один, тоже вполне интересный. А именно: сплавиться по р.Онега от Каргополя до Онежского залива, затем пройти вдоль Карельского берега до Кандалакши. Но заброска до Каргополя предполагает довольно большую автоперевозку от железной дороги, поэтому и этот маршрут не состоялся. Хотелось, конечно, большего, но на Сибирь старпома не удалось завести, а совсем уж дальняя поездка могла состояться только при обстоятельствах, подобных чуду: например, внезапно свалившемуся наследству или нежданной спонсорской помощи, что почти то же самое.

Экипаж состоялся из двух человек.

Вадим Ракитин - кэптен, бортмеханик, штурман, кок

и неунывающий Павел Демченко - старпом, боцман, он же матрос. За неимением в походе фотоаппарата портреты взяты из прежних походов.

Старпом и боцман не имели полного представления о плавсредстве, то есть, конечно, ходили на нем и даже один раз участвовали в сборке, но это было довольно давно. Поэтому основная подготовка судна и снаряжения, как обычно, легла на плечи кептена. Катамаран "Негордый" - есть "Тайфун" 2-х летней выдержки, 13 м.кв. лавировочных парусов, штевневые корпуса, "стрижанутый" грот. В условиях Подмосковья ему посчастливилось выдержать достаточно серьезные ветра, и перенести несколько мелких поломок, вследствие чего все сломанные детали были заменены. Но длительных переходов, не говоря уж о волнах и штормах, ему видеть не пришлось.

Хотя многочисленные отчеты и говорили о живучести Ветров и Тайфунов, все же некоторый элемент неизвестности присутствовал. Тем не менее, наличие в экипаже всего двух человек с достаточно легким снаряжением - это не нагрузка для "Тайфуна". Во второй половине августа погода на среднем Севере довольно неустойчивая, здесь никакая лоция и метеорологическая статистика - не помощники. Поэтому, кроме основных парусов, был взят штормовой грот 4,2 м.кв. и кливер, почти генуя, на встречные штили 6,5 м.кв. Естественно, небольшой вспомогательный моторчик "Tohatsu-2,5", без него груженому немелкому катамарану на Свири делать нечего, если только стоять.

Были установлены на всякий случай настоящие ходовые огни, и совсем  уж дань моде - легкосъемная ходовая рубка. Эх, жаль, нет фотографий, удобная получилась штучка! Поднимается-гасится на передней палубе за несколько секунд, единственный недостаток оказался, что в погашенном состоянии воду вовнутрь она пропускает. Но это не есть дефект концепции или конструкции, а скорее, следствие некоторого скупердяйства и торопливости  при ее изготовлении.

Простейший GPS, простейшие рации LPD-диапазона, легкая 2-х-местная палатка, газовая горелка с ограниченным запасом топлива к ней, "вампирчик" для подзарядки аккумуляторов, что в условиях отсутствия фото-теле-репортажей оказалось вполне достаточно для подзарядки мобильников. Естественно, спальники, сапоги, непромоканцы, теплые вещи (как оказалось, в некотором избытке даже после некоторой утряски), гермоупаковки, спасжилеты, швартовые, якоря (обычный и плавучий), термоса, 0,75 и 1,0 л.

Из внесенных в конструкцию и проводку такелажа изменений следует упомянуть удлиненные вперед на 30 см центральные стрингера и дополнительную переднюю балку, на которой разместился погон галсового угла перекливера-недогенуи, а также дополнительные талрепы на ромбовантах, что позволяло относительно легко менять пузо грота за счет прогиба мачты. Диаметр тросов на вантах, пауке и оттяжках шверта изменений не претерпел, хотя на оттяжки шверта просится что-нибудь потолще, чем то, что стоит (3 мм), поскольку за два года катаний эти самые троса и рвались.

Дневник

Итак, 14 августа - отъезд. Поезд. Вечером - Медгора, везем на двух местных машинах барахлишко в Лавас-губу, примерно 7 км от станции. Погода - сойдет, сухо, не холодно, хотя по прогнозу обещался дождь.

15 августа, утро. Начало стапеля довольно скоро омрачилось неслабым дождем, плавно перешедшим в приступ радикулита у кэпа. Стало ясно, что стапель затягивается, но одновременно сбываются давние, самые смелые кэповы мечты, а именно: кэп вяло перемещается, охая и матерясь, или лежит, отдавая указания старпому, боцману и матросу, которые и пытаются стапелиться в перерывах на дождь и на согревающее лечение. Тем не менее, стапель в этот день практически завершен. Осталась заправка горючим и закупка провианта.

16 августа. На несложную, казалось, задачу, осложненную удаленностью от искомых заправочно-продуктовых мест, придирками и ворчанием кэпа относительно радикулита, кривого стапеля и таких же настроек, наличия большего, чем хотелось бы, количества ненужных вещей и отсутствием некоторых нужных, ушло больше чем полдня. Перед самым выходом выглянуло солнце, и на правое плечо кэпа приземлилась (приплечилась?) бабочка-адмирал.

Только в 17 часов зашли на заправку в Медгору, на городской пляж. Заправка от берега оказалась не очень близко.

На сегодня - явно достаточно телодвижений. Поэтому курс - на ближайшую к югу шхеру, чуть меньше 10 км. Место знакомое, когда-то в этой лагуне останавливались. Кто-то в самом удобном месте уже стоит. Ладно, попросим позволения постоять рядом.

 Давно, видно, из цивилизации никого не встречал, ведь сезон, можно сказать, кончается. Весьма толковый оказался парень, походил в свое время и по Онеге, и по Свири, и по Ладоге, правда, не без приключений...

17 августа. Льет, как из ведра. Ветер - северо-запад, одно хорошо, что не холодно. Льёт с ночи и весь день. Нет, сегодня не идти. Ходовую рубку, которую можно использовать на берегу и как хозблок, не ставили, а наша основная палатка становится достаточно вместительной только для уже хорошо упакованных туристов, что случится с туристами только дня через два после первого выхода. Нужно будет подумать о замене на трехместную. Отдельный  коллективный тент-навес в условиях предстоящего жесткого графика движения, скорее роскошь, чем предмет первой необходимости. Короче говоря, что не убрано, то намокло.

Делать особенно нечего. Ждем погоды.

 

Отказался, сославшись на то, что времени у него достаточно, и еще месяц-другой, и он непременно починится и куда-нибудь отсюда уплывет…

18 августа. Наконец-то выход на маршрут. Можно сказать, начало отсчета. Солнца нет, но нет и дождя. Подсушившись, насколько возможно, в 11-50 выходим, прощаемся с гостеприимным хозяином шхеры, который, по его словам, собирается сниматься только в ноябре... Ну что же, каждому свое, дуракам - приключения, нансенам - зимовка. Прямо по классику.

 Дует 3-4 балла с запада, что соответствует нашему крутому бакштагу. Бодро просвистели до п-ва Ажефа, где в уютной песчаной бухте и пообедали. Так же бодро к вечеру вдоль западного берега Повенецкого залива добежали до Пальюка, где ветер отошел к северу и пошел на усиление. К Мегострову в условиях приближающейся темноты и усиления ветра зачем-то не пошли, а пошли на подветренную сторону Палеострова, где в результате больше часа искали приличную стоянку. Видимо, сработало воспоминание, что когда-то на одном из островов здесь прямо с берега удачно ловили палию. Что-то, конечно, нашлось, но вставали уже в почти сумерках, ругая себя за излишнюю осторожность, лень и не вовремя возникшие рыболовные воспоминания. Ветер с запада отошел на северо-северо-запад, усилился, насколько мог, а к утру пошел дождь.

19 августа. Шторм, дождь, вынужденная дневка. Но не холодно. Если направление ветра не сменится, выбираться нам из этой дыры в лавировку через мели. А вот вам за вашу тупость и жадность вместо палии хариус.

20 августа. Дождь кончился, 5-6 бальный ветер - нет. На всякий случай рифим грот. У стрижанутого грота рифление - не самый приятный момент. К тому же расстояние между палубой и парусом сильно уменьшается, поэтому оспасжилетенный старпом старательно раз за разом застревает в шкотах при оверштагах. Но лавируем. Выйдя на открытую воду из Пальюков, видим небольшой проход в косе. Опять лень-матушка взяла свое. Рифленая лавировка в спасжилетах изрядно надоела, решили попробовать пройти, если не пройти, то провести через мель.

Летим галфвинд, иногда бакштаг, под заполоснутым зарифленным гротом и полным стакселем, GPS-навигатор на порывах в серфинге показывает 22, 25 и больше км/час. На этом переходе навигатор зафиксировал максимальную за весь поход скорость - 37,3 км/ч, но, думается, это глюк, или кэп слишком ерзал и махал руками с GPS-ом. Причина для ерзанья и размахивания руками была. Выяснилась забавная особенность, связанная с наличием транца под подвесной мотор. На крупной, на этом переходе иногда до полутора метров, попутной волне с гребнями на большой скорости этот самый транец цепляет воду, и фонтан, накрывающий раз за разом рулевого с головой, добавляет острых ощущений. Правда, расстояние, пройденное в этих условиях, вряд ли превышало 3-4 км.

Да, выяснилось, действительно, есть подобие прохода, но навальный ветер, но прибой, но камни. Ткнулись в километре ниже по ветру в берег. С чего начали утро, к тому и вернулись. Снова предстоит лавировка. Бухта - симпатяга. Черника, брусника, малина. К сожалению, плотно засижено и загажено, но мы здесь временно. Ветер только усиливается, однако уже солнце, и чуть позже должно подстихнуть. Так и случилось. В результате на Меге мы на два дня позже, чем могли бы быть. Стояли бы, несмотря на шторм, где-то на островах напротив Пяльмы или Пудожгорского.

21 августа. Ранний подъем. Пора расхлебывать собственную глупость. Выходим примерно в 8-30. Дует все тот же северо-запад, но уже 3-4 балла, да и за Мегом и Челмужской косой полно островов, и волне пока негде разгуляться. Довольно комфортно, попивая чаек и похрустывая сухарями, идем то 8-10, то 10-12 км/час. Пробуем тащить блесну, но ход все-таки великоват. К двум часам подошли к д. Песчаное. Зашли в магазин (далеко!), докупили немного продуктов. Вечером - стоянка в Оров-губе, в лагуне с прозрачными соснами, беломошником и песчаным пляжем.

Могли бы пройти чуть дальше, хотя бы до скалы и лагуны Пертищи, но ладно, и здесь неплохо. Здесь, среди гальки и песка, кэпу когда-то попадались каменные топоры, скребки, грузила и наконечники то ли стрел, то ли острог... В лагуне - неплохая яхтенная стоянка, поэтому чуть позже из-за мыса появляются и пользователи стоянки, две яхты, довольно крупные, зашедшие сюда на ночь. Названия, тип и класс не определил, далековато, экипаж на берег не сходил.

22 августа. Тепло. Не меньше 20оC в тени. Бреемся, купаемся. 0-1 балла, все тот же северо-запад. Ползем 2-3 км/ч. Останавливаемся, где хотим, отдыхаем, ловим хариуса. Иногда попадается, но нам много и не надо. В пляжном режиме пришли под вечер к Лосьим островам.

 

23 августа. Все тот же самый полуштиль плюс пляж. Кое-как оказались напротив Шальского. Тут немного подуло, и к вечеру, пройдя мимо Шальских островов (симпатичные с озера места, но бывшие каменоломни) и мыса Бесов Нос оказались на Гуриях. Деревьев маловато, но стоянка довольно удобная, причем можно высадиться с любого направления. Кое-где встречаются наскальные рисунки, конечно, не как на Б.Носу, но все же. Хариус брать не захотел, но все равно место понравилось.

24 августа. Подъемы теперь все ранние, и выходы не позднее  9-30. Идти вахтами, похоже, можно, но что-то не хочется.

Напротив Муромского озера и одноименного монастыря попали в 2-х часовой штиль. От береговой полосы пляжа к этому времени мало что осталось, впереди с десяток км непричальной монастырской земли, поэтому чуть было не завели мотор. Ветер тут же испугался и принялся нас двигать. К Вытегрскому берегу подходили уже в метровую волну. На входе в Волго-Балт на якорях стоит с десяток разных барж. По пути обогнали идущую под одним гротом яхту, похоже на фолькбот. Обводным каналом, грозящим изобилием хищной рыбы, старпом идти не захотел ("бензину не хватит, а грести я не буду, да и спиннинг твой достал"), кэпу после лосося тоже уже не так хотелось размахивать спиннингом, поэтому ткнулись на накате в намывной песчаный бруствер, который тянется почти по всему южному побережью Онеги.

Стоянки здесь безопасные, но по большей части неинтересные, хотя встречаются и исключения. В канал со стороны озера на узкой лодке проникнуть можно, на катамаране - проблематично. Протоки и рукава вроде бы есть, но много упавших деревьев, пробовать не стали (щуки, подумалось кэпу, водятся и в этих рукавах, чему тут же нашлось подтверждение) и пошли открытым участком. Сильно заболоченное Мегрское же озеро тоже отделено от Онеги песчаным бруствером.

25, 26, 27 августа. Пески, мели, сильный накат и западно-северо-западный ветер 4-5 баллов. Лавировка, иногда удаются длинные галсы. Днем 26 при подходе к Вознесенью - неожиданный штиль. Проболтавшись часа два, все же дернули мотор, что на самом деле правильно, так как фарватер здесь раздваивается, а кораблей ходит много.

Пересекли сложный участок на моторе, а к берегу подходили уже при нормальном боковом ветре. После дозаправки (а на всякие там штили, маневры и рыбалки литра три из десяти все-таки ушло) и похода по магазинчикам (продукты, блесенки взамен утраченных) встали на первом более-менее пригодном месте на Свири. Мест для приличной стоянки на первых речных 10 км немного. Течение в верхней Свири - 1,5-2 км/ч, фарватер извилист, только успевай уклоняться от проходящих круизных теплоходов и барж. Как ни странно, знания, когда-то полученные при сдаче на права, как-то начали пригождаться.

Потихонечку разобрались в предназначении буев, створов и знаков, означающих препятствия, но все равно фарватер весьма неширок и извилист, а появление крупных судов непредсказуемо, если только радио слушать на речном диапазоне и иметь лоцию под рукой. Так что движение под парусом в этой части Свири маловероятно. Ниже - да, есть отдельные участки реки достаточной ширины и протяженности, разливы. Но в целом можно сказать, что первая половина Свири была пройдена в основном под мотором.

Решили поблизости найти-таки приличное и пригодное для гуляния по лесу и рыбалки место и устроить дневку и кренгование. Пора и "Негордый" осмотреть повнимательнее. Место в нескольких километрах нашлось. Дневка получилась, но опять как-то без прогулок по лесу и рыбалки. Утром 27 пошел дождь, который продолжился до вечера. Катамаран, правда, осмотра удостоился. До кренгования дело так и не дошло.

28 августа. Сырой встречно-штилевой день. Нужно подбираться к первому шлюзу, который в Подпорожье. После первых километров впечатление от реки к этому долгожданному моменту улучшилось. И живописно, и почему-то кораблей стало меньше попадаться. Со стоянками, правда, не очень просто, но это происходит по известному закону под вечер, когда пора останавливаться, а идти вахтами по-прежнему не хочется.

Но рубка уже стоит, и легко разместиться при дожде или ночевке в ней, не ставя палатку на берегу. Правда, следует отдать должное размерам шпаций (в данном случае, расстоянию между балками) у "Тайфуна". Вдвоем спанье получается некомфортным, так, терпимо, и только. Мешает негоризонтальность палубы и подмачтовая балка. Впрочем, это было ясно и с самого начала...

Для вахт - да, то, что нужно, для перекуса там, приготовления пищи на ходу или укрытия под дождем - тоже да. Опять же, как вместилище для разного полезного барахла - тоже. Тем не менее, палатку ставить негде, и ночуем, приткнувшись к берегу, в рубке, на борту.

29 августа. Подпорожье. Утро. Туман долго висит, густой такой. Пока туман - никого не шлюзуют. Наконец, мгла рассеивается, проступает солнце. У причала перед шлюзом - круизный т/х "Генерал Лавриненков". Место для маломерок - совсем небольшой причал справа, прямо перед входом в шлюз. Речного диапазона у нас нет. Вахтенные "Лавриненкова" оказались не слишком любезными. Послали, в общем, к диспетчеру. Пришлось знакомиться с диспетчершей и брать у нее телефончик. Воспользоваться им толком не удалось, т/х уже пополз шлюзоваться.

Кэп пообещал шлюзу не задерживать круизера, и поскакал вприпрыжку (остатки радикулита) к "Негордому", ну и никого в результате не задержал. Рым был указан уже, как в старые добрые времена, по матюгальнику. Впрочем, шлюз ненамного шире и длиннее теплохода, поэтому выбор рыма был произведен фактически по умолчанию. Итак, первый шлюз есть! Всем спасибо за отсутствие канители.

После Подпорожья пошли населенные пункты, где и были сделаны подобающие столь долгожданному событию покупки. Вечер того же дня, встречный ветер, но пока не до паруса. Мы - у Свирьстроя, в нескольких километрах от нижнего шлюза. Наверное, можно было, и попытаться его пройти, время еще было. Но рисковать возвращением на несколько километров мы не стали, тем более что место для стоянки в этот раз нашлось как-то с легкостью, в разливе по левому берегу.

30 августа. Не  торопимся. В 10 с небольшими минутами - мы на лубочной стоянке круизных турфирм, совсем рядом со шлюзом. Медведи, гармони, сувениры, туристы с т/х "Россия". Охрана местечка начинает нас гнать, но мы и сами уйдем через несколько минут. Общение с вахтенными -  нет проблем.

Что, хотите с нами шлюзоваться? Что, рации нет? Да как же вы так, бедолаги. Ой, а куда это вы собрались? Приозерск или Питкяранта? молодцы. А откуда? А, вот откуда. Молодцы. Ну а на Валаам? Что, времени мало, всего неделя, если только случайно на Валаам забредете? Ну, так вот вам рация. Да не держи ты ее у самого уха, когда слушаешь, и не пытайся проглотить, когда говоришь, и губами по казенному прибору не шлепай. Что, это шлюз? Ой, да, это шлюз, а вы-то кто? А, "Негордый". А, с "Россией". А ваши размерения? Ну, тогда 12-30. Что, телефон? Пожалуйста.

Начала шлюзования, тем не менее, пришлось немного подождать, стоя у причала для маломерок и помахивая пивом проходящему из шлюза навстречу другому круизеру, "Николаю Бауману”.12-50, и мы отшлюзованы. Чуть больше 20 км от Лодейного поля, в основном уже под парусами в лавировку (сильный встречный ветер, под мотором пришлось бы весь запас топлива расходовать), кораблей почему-то немного попадается, и стоянка под угрозой скорого дождя. Угроза оказалась вполне выполненной. Первую половину следующего дня пришлось провести на берегу.

31 августа, 1 сентября. Встречный ветер, запад 5-6 баллов, на отдельных протяженных участках на неширокой реке - вполне ощутимая встречная волна, похожая на терку, с гребнями и пеной, сдуваемой ветром. Оба дня зарифленными ломимся в лавировку. Немного помогает течение. За день проходим чуть больше 30 км. Стоят километровые столбы, показывающие расстояние от Москвы (интересно, от какого пункта, уже как-то забылось) - 1120, 1130. 1140, и частые буи, по которым видно, как мало остается до Ладоги – 15 буев, 13, 10. Как-то незаметно образуется ода знакам судовой обстановки. Блин, опять непонятно что вышло, ну когда же попрет нетленка!?  Нетленка, ау! В ответ только баржа: У-У-У-У-У! Обойдетесь без нетленки. Вот вам.

Заходим за продуктами в Доможарово, затем в Свирицу. В Свирице начинается обводной канал, но нам туда не надо. Собственно, здесь начинается и Ладога. Буи по номерам еще убывают, но, собственно, Свирь уже закончилась. Думая, что завтра мы пойдем вдоль западного берега на Приозерск, в поисках стоянки проходим всю  южную часть камышовой и негодной для стоянки Свирской губы и выходим в Волховскую. Там накат, и мы останавливаемся на Волковском мысу. Место так себе, ни дров (газ уже экономится), ни красот, сплошная засиженность от возможности легкого проезда на автомобиле. Но озеро открывается во всей его красе и объеме. Нам, собственно, того и надо.

2,3 сентября. Ветер немного стих и подвернул к ю-з. Выходим около 10-00. Решили пока не идти западным берегом. 3-4 балла, ю-з, крупная спокойная волна с нечастыми барашками, достаточно комфортный ход 10-12 км/ч под стакселем и зарифленным гротом. Ветер постепенно немного усиливается, волна - соответственно вместе с пройденным расстоянием. По правому берегу остается Олонец, который совсем и не на берегу, а почему-то название прицепилось. Отрывок из забытой оперы:

Н-да... А начиналось вроде  весело. С нетленкой всегда так. Заказываешь одно, присылают что-то совсем другое.

 Достаточно легко по прямой проходим до ничем не примечательной стоянки на песчаном восточном берегу. Утром движение продолжается. но уже ветер и волна успели подрасти. Так что на обед подходим к берегу, пройдя очередные 30 км по прямой. Через час после повторного выхода ветер прекращается почти совсем. и приходится последние километры после 2-х часового болтания на зыби идти под мотором, но выходим уже на финишную прямую маршрута. Стоянка находится не с первого тыка, и даже не со второго, берега уже не песчаные, а галечные, с частыми валунами, поросшие камышом, и приличное (визуально) издалека место оказывается, как правило, очередным болотом, хоть и с деревьями. При наличии прибойного наката выйти завтра будет непросто.

4 сентября. А вот и накат, разбивающийся о частые подводные валуны. Присмотрев относительно безопасную водную тропинку, выходим на зарифленном гроте и весле вместо руля, ни разу не стукнувшись. В километре от берега уже вполне весело, сплошные барашки и волна под два метра. Во впадинах ничего не видать, кроме соседних гребней. Дальше - еще веселей. Но грот зарифлен, стаксель скручен, полный бакштаг, 14-17 км/ч, в режиме серфинга, естественно, больше 20. Идти, правда, до следующего мыса всего с десяток километров, но по открытой воде. На затылке глаз нет, поэтому несколько раз пропускаем крупные волны не совсем так, как хотелось бы. В ритм волнующемуся водоему у кэпа опять прорезается внутренний голос.

То ли неполное знание фольклорного оригинала, то ли очередной фонтан из-под транца за шиворот заставляет кэпа внутреннюю песню прервать, повернуть мористее и пройти километра 3 в полный бейдевинд, против волны, на ветер, к острову... Вот когда высота волны действительно воспринимается адекватно! Но зато с ней можно зряче работать, уваливаться, уклоняясь от гребней, и приводиться, если сбежать уже не представляется возможным.

Хочется отметить, что кроме порций брызг от наветренной скулы, на палубу в этом режиме лишней воды не попадает. Чего нельзя сказать о даже переделанном "Просторе", с которым бывало так, что из воды и пены торчали только головы экипажа и мачта. Так идти можно, и идти довольно долго, если нет опасений за прочность плавсредства. Даже жалко становится, что фотоаппарат отсутствует (на "Просторе" такие мысли в подобных обстоятельствах не возникали, было просто страшно).

Опасений за прочность "Негордого" как будто нет, но до Валаама - километров тридцать, одним галсом, до Приозерска - восемьдесят, да еще стоянки искать, да и просто сниматься пора, если так дальше пойдет, можно запросто дня три в это время года просидеть не там, где хотелось бы, просто пережидая осенний шторм. Уходим в длинную губу, в проход между островами, собственно, почти напротив Салмы, к началу Ладожских шхер.

Пролетаем к бывшей паромной переправе, 17-20 км/ч на одном зарифленном гроте практически уже без волны. После предварительного просмотра проносимся под ЛЭП ближе к берегу. Посредине, скорее всего, тоже бы прошли, но как-то выяснять на собственном опыте не захотелось. Еще полчаса в поисках стоянки, и мы на берегу. Всего 2 часа на воде, а все равно больше 30 км. Ищем место посимпатичнее для дневки где-то между Валаамом и Питкяранта, там сушимся, рыбачим, бреемся.

5 сентября. Утро. Дневка на малом Дальнем острове. Место вполне достойное, узкий и глубокий закрытый проход между островами, мелкая галька. Очень милый остров, стоянки есть, но по сравнению с заавтомобиленными материковыми берегами - сама первозданность. Ветер вроде подстих. Похоже, первая настоящая полная дневка намечается. Что могли, высушили. Гермы, они, конечно, да, но все равно отсыревает барахлишко…

6 сентября. Дождь, шторм, наверное, самый сильный за все время похода. Волны обегают остров уже с двух сторон и сталкиваются посреди пролива. Линия галечного пляжа меняется буквально на глазах. "Негордый" несколько раз затаскивается выше и выше, потом принимается кардинальное решение - полностью разгрузить и унести на травку.

Все, никакого Валаама и Приозерска. Нет, сегодня не пойдем и на съём, хотя и рядом совсем, не больше 10 км. Все равно не высушиться. Трех лишних дней у нас уже нет. Зато старпом находит каменное рыболовное грузило с аккуратной круглой дырочкой посредине.

7 сентября. Дождь притих. Снова сушимся, бреемся перед цивилизацией, 14 часов с минутами - в ближайшем к станции месте, пригодном для съема, правый берег губы, около первых лодочных гаражей, с километр, не доходя до автомобильного моста. С ходу сушим запасные паруса, веревки, разбираем и укладываем большую часть катамарана. Поплавки не успевают высохнуть до очередной порции небесной влаги. Берем билеты на завтра, 20-25, до Лодейного поля. Почему-то сразу не приходит в голову отправить основной груз багажом. Это на следующий день аукнется.

8, 9 сентября. Дождь. Несильный, с перерывами, но хватает, чтобы ничего не делать и ждать его окончания.

Дождались, собрались, уложились, поезд, едем. Час ночи, 9 сентября - Лодейное. Выгрузка, ожидание, поезд примерно 10-00, стоянка 5 минут, багажное отделение как-то не очень хочет у нас принимать вахту "Лучше мы вам поезд на вашу платформу подадим". Спасибо, это несколько облегчает дело. Естественно, запихивать все наше барахло пришлось в несколько вагонов, как в старые добрые времена. Сплошные перегрузки... Тем не менее, ничто не оставлено, едем, 23-00 - Москва. Пока на первом месте - усталость от обратного пути со всеми его потаскушками (в смысле погрузочно-разгрузочных эпизодов). Впечатления и воспоминания будут позже... Поход окончен.

Разбор полетов

Прекрасный маршрут! При более благоприятных обстоятельствах, когда теплее и светлее, например, летом, все то же самое можно было сделать, потратив времени на несколько дней меньше, т.е. основательно отдохнув на дневках. Собственно, жаль, что Ладожских шхер мы почти не видели.

Южные части Онежского и Ладожского озер, хотя по-своему, и симпатичны, и интересны, но все же довольно однообразны. Собственно, и Свирь вполне живописна, хотя и мало пригодна для перемещения под парусом. Подножный корм и рыба в разумном количестве встречались всюду, где в них была нужда. Проблем с местными службами не возникло ни разу.

Про шлюзование я все уже рассказал. На переходах и на стоянках никто не потревожил, правда, сезон уже практически заканчивался, да и мы вели себя достаточно адекватно, в соответствии с правилами хорошего морского тона на маршруте. То есть на рожон не лезли, паруса, когда надо, убирали, в узостях и на сложных фарватерах мотор заводили, спасжилеты иногда одевали, в непосредственной близости никому из серьезных кораблей курс не пересекали. При подходах к населенным пунктам и при встречах с местными жителями ничего, кроме приветливого понимания и желания помочь. Может, конечно, не совсем сезон был. А, скорее всего, дело в природной искренности и доброжелательности всех, с кем довелось встретиться, как говорится, не в мундире и без галстука.

Погода. Думается, погода была самая, что ни на есть, типичная для этих мест и этого времени года. Хотя конец августа - начало сентября бывает совершенно разное. Бывало примерно в этих же краях и продолжение лета со слабыми, близкими к штилю ветрами и температурой за 20оC, бывало и холоднее, и дождливее. Пожалуй, так устойчиво-ветрено, но при этом не холодно (днем 12-20оC, ночью 8-12), с нами случилось впервые. Так что можно сказать, что с погодой почти повезло, тем более, что в основном ветер был попутный.

Теперь о снаряжении.

"Тайфун", как было уже сказано, зарекомендовал себя плавсредством, приличным во всех отношениях. Можно сказать, ни одной серьезной поломки, а несерьезные даже вспоминать не стоит. Саморазборности тоже почти не было отмечено. После длительного хода под мотором лучше не полениться и проверить все резьбовые соединения и талрепы. Ну и естественно, время от времени приходилось крутить гайки в узлах соединения стрингеров.

По сравнению с "Просторами" это - так, мелочи жизни. Один раз при ходе в лавировку на короткой крутой волне и с частой сменой галсов обнаружилась свободно болтающаяся подветренная ванта, слетело заводное кольцо, а затем и палец у вант-путенса. Ситуация многим известная, достаточно часто повторяющаяся, хотя и каждый раз неожиданная и не слишком приятная. Ну что тут можно сделать? Выбрать втугую грота-шкоты, и не менять галс до устранения неисправности или заведения дополнительного крепления. А вообще-то в походе невредно иметь дополнительные оттяжки, дублирующие вант-путенсы.

Не слабое звено, не сигнализирующий о приближении песца элемент (как у Перегудова), а полноценные веревочные талрепы. Установка открытых талрепов на ромбовантах тоже полезная штука оказалась. Меняли прогиб мачты достаточно регулярно. Единственные достаточно серьезные недостатки, кроме веса и неудобства рифления, это, конечно, моторный транец и расстояние между балками, не позволившее серьезно улучшить обитаемость. Про фонтаны из-под транца я уже упоминал. Придется что-то придумать. Еще можно сказать об отсутствии протектора на днище баллонов, что, скорее всего, сократит срок их пригодности, о нежелании сеточных шпигатов заниматься своим сливным делом, об отсутствии втулок на шверте для крепления кронштейнов оттяжек.

Мотор. 2,5 л.с. хватило во всех ситуациях, в какие мы попадали, кроме, быть может, очень сильного встречного ветра на Свири. Мы не пробовали. Скорее всего, и здесь бы вытянул, но топливо решили экономить. Думается, запас мощности не помешал бы. Расход топлива в среднем получается  – 1 л/ 7,5-8 км. Несколько раз мотор накрывало гребнем волны или фонтаном из-под транца, заводился после этого, как ни в чем не бывало. Обычной длины дейдвуд все-таки коротковат. На спокойной воде все нормально, но на зыби уже проблемы.

Дополнительные паруса. Ни штормовым гротом, ни большим кливером на слабые ветра по причине случившейся погоды воспользоваться не пришлось. Ни штормовали по-настоящему, ни разу, ни со встречными штилями не боролись. Несколько раз пользовались основным стакселем, как штормовым. С помощью закрутки можно легко изменять его площадь. Будучи аккуратно и плотно закручен, стаксель не теряет своих основных качеств, будучи собран более, чем на половину. Конечно, остроты хода в лавировку это не добавляет, но оверштаг проходить легче.

На будущее можно сказать, что большое количество запасных и дополнительных парусов имеет смысл возить с собой. Ну, во-первых, как-то уверенней себя чувствуешь с запасом, во-вторых, могли бы и пригодиться, в-третьих, будь на судне еще один член экипажа, ему сразу бы нашлось занятие. Геннакер или спинакер - наверное, все-таки нет, в длительном походе для корабля, близкого к "Тайфуну" по условиям для экипажа, думается, это роскошь. Большой кливер или генуя, думается, полезнее и универсальнее. Но это, конечно, дело вкуса и условий плавания... Нам в этот раз достались в основном сильные стабильные ветра, что и ожидалось. Именно расчет на подобные условия и определил количество и качество основного парусного вооружения.

Ходовая рубка на передней палубе - действительно полезная примочка. То, что получилось (2,30х1,35х0,90) вполне вместительно, быть может, высоту следует уменьшить сантиметров на 10-15, из соображений уменьшения паразитной парусности и чтобы дать спокойно работать стакселю. Хотя на лавировке рубка и так кладется, а на полных курсах и галфвинде помех стакселю нет. Примененная конструкция - и крепкая, и легкая, и устойчивая. Вполне ухватиться можно и опереться всем своим весом.  Правда, вдвоем, не говоря уж о троих, на ходу спать затруднительно. Сидеть, скрываясь от дождя и ветра, попивая что-нибудь приятное и горячее - запросто, даже втроем. Спать комфортно - одному.

Нужно немного подумать дополнительно о приготовлении горячей пищи на ходу. Когда волна небольшая, то готовится на обычной газовой горелке. Когда качает, желание готовить пропадает и приходится довольствоваться тем, что в термосах, т.е. супом или кашами, чаем и бутербродами, грубо говоря, на один нормальный прием и один-два перекуса, в общем, часов на 6-7 автономии, когда тепло и комфортно, и на 4-5, когда холодно или напряженно. Для "Простора", даже основательно переделанного, да, думаю, и для любого судна подобных измерений и качеств, эти временные пороги сдвигаются в сторону уменьшения, по меньшей мере, на час.

Средства навигации, связи, устройства для подзарядки.  В основном, пользовались GPS-навигатором, в основном не для навигации, а фиксации пройденных расстояний и иногда для определения скорости. Сложных навигационных задач решать не пришлось, местоположение было понятно и по имеющимся картам с достаточной степенью точности. LPD-радиостанции Midland с дальностью связи 5 км иногда включались, но ни разу в пределах видимости никого из разборно-надувных не было да и вообще мало было встреч с собратьями на переходах в этом году… Соответственно, речники болтают на другом диапазоне. Пригодились один раз при посещении диспетчерской шлюза, для разговора между собой.

В остальном, игрушка оказалась достаточно интересная, особенно, когда кому-нибудь нужно было сходить до ветра и рассказать другому, как там обстоят дела. Оба прибора для подзарядки не подвели, хотя взятых заряженных аккумуляторов и батареек практически хватило.

Вахтами идти было можно, но цель такая не ставилась. Ходовые огни были установлены и готовы к работе все время, но попользоваться ими не пришлось. Хотя, наверное, они, равно как и выставленные напоказ при прохождении Свири спасжилеты сыграли свою роль, поскольку нами никто не заинтересовался.  С учетом, можно сказать, почти оптимальной для сезона ветров и погоды форсировать продвижение не понадобилось. Для любителей вахт можно порекомендовать южные моря или корабли побольше.

Как наш "Тайфун" превратить во всепогодный крейсер (а заодно и в конкурентоспособного гонщика), я пока не знаю, но знаю, что буду думать и думать над этим... А в целом можно сказать - "Негордый" не подвел, я им горжусь и рад, что в свое время сделал такой выбор.

Вместо эпилога

Ну что можно сказать о потраченном отпуске?  Что он оправдал возложенные на него ожидания. Не очень сложный в целом маршрут, если не считать протяженности и не очень большого имевшегося в нашем распоряжении времени. Онега понравилась больше, чем Свирь или Ладога, в первую очередь, меньшей населенностью и засиженностью. Хотя и Свирь, и Ладога по-своему хороши.

К тому же на лучших местах Онеги мы были (север и восточное побережье от Челмужей до Гуриев плюс шхеры Уницкой и Лижемской губы), а в лучших местах Ладоги (северные и западные шхеры) почти что нет. В остальных местах Ладоги и пейзажи и берега достаточно живописны, но однообразны. На материке практически в любую точку можно подъехать на машине, что накладывает отпечаток на природные красоты. Засиженность, стихийно и нестихийно возникшие на побережье поселки и мусорные свалки, присутствуют на Ладоге всюду.

Умом эту характерную особенность наших отдыхающих не понять... Рыбалка тоже была лучше на Онеге. Из того интересного, что есть на Ладоге, на Онеге нет только тюленей (или нерп, кому как нравится назвать ладожских ластоногих). Ну и оборонительные сооружения времен второй мировой, на Ладоге и Свири, конечно, монументальнее. Вот, собственно, и все. Маршрут пройден, сезон завершен. Теперь долгими осенними и зимними вечерами можно неторопливо дооснащать и достраивать свой кораблик, а заодно и планы на будущее.

Новый сезон уже не за горами!

Сухой остаток:
График движения, координаты стоянок.

16 авг. 6,5 км, 7,5 км, стоянка напротив М.Горы 62о49,660'N, 34о32,900'E

18 авг. 31 км, (по-в Ажеф), 24 км, стоянка - небольшой остров рядом  с Палеостровом, 62о34,601'N, 34о15,472'E

20 авг. 24 км, стоянка - Мегостров, южный мыс, 62о34,436'N, 35о21,740'E

21 авг. 51 км (напротив д. Песчаное), 9 км, стоянка - м. Оровнаволок, 62о33,297'N, 35о25,361'E, координаты приблизительные (взяты на подходе).

22 авг. 27 км, стоянка - малый Лосий о-в., 61о52,607'N, 35о47,845'E,

23 авг. 38 км, о-ва Гурьи, 61о38,010'N, 36о05,996'E,

24 авг. 65 км, стоянка - южный берег Онежского озера. рядом р.Вытегра, напротив оз. Великое, 61о04,530'N, 36о10,289'E

25 авг. 29 км, стоянка - южный берег Онежского озера на траверсе Мегрского оз., 60о56,092'N,  35о51,363'E

26 авг. 22 км, Вознесенье, Онежская часть закончилась (334 км), затем 18 км, стоянка 61о02,305'N, 35о15,922'E

27 авг. Иванькостров, дневка.

28 авг. 67 км, стоянка - рядом - д.Хевроньино, 10 км от Подпорожья, 60о58,331'N, 34о22,052'E

29 авг. 48 км, стоянка в устье р. Яндоба, перед п. Свирьстрой. 60о51,071'N, 33о47,193'E

30 авг. 36,3 км, стоянка напротив н/ж д. Ручьи, 60о41,902'N, 33о20,221'E

31 авг. 27 км, стоянка по правому берегу, последняя на Свири, рядом Н. Шоткуса, 60о32,748'N, 33о07,085'E

1 сент. Свирская часть (223 км)  закончилась. Переход 36 км, Ладожское озеро, стоянка - Волховская губа, м. Стороженский, 60о32,613'N,32о37,534'E

2 сент. 70 км, стоянка - за п-овом Ильинский, между р.Олонка и р.Видлица, 61о01,692'N, 32о35,742'E

3 сент. 41 км, п-ов Салми, 61о17,988'N,31о49,945'E

4 сент. 31 км через пролив между п-овом Салми и о. Мантсинсаари, стоянка в бухте на материке, п-ов Ууксалонпя, 61о26,804'N, 31о34,711'E, затем о-ва Дальние (Варпарасет), 61о28,782'N, 31о30,506'E

5,6 сент. О-ва Дальние (Варпарасет), дневка.

7 сент. 10 км.  Финиш, антистапель,  61о33,808'N, 31о28,109'E, Ладожская часть - 160 км. Всего по курсу пройдено 717 км, из них под парусом 542 км, из них в лавировку – 124 км, под мотором - 175 км, из них около 20 - на Онежском и Ладожском озерах, остальное - на Свири