Валентин Синельников

Вторая Уральская регата
19-27 09.09


Не Кубок Америки, конечно, но команде с наградами уезжать с регаты всегда приятнее, чем без. Даже и за третье место.

Побывал тут на Второй Уральской регате - шкипером.

В общем, несмотря на некоторые организационные недочеты, впечатления по окончанию очень положительные. Еще около ста человек впервые в своей жизни побывали в мире парусов, и увезли массу эмоций. Надеюсь, большей частью - позитивных.

Уральцы организовывают две довольно интересные морские любительские регаты, (включая Банзай) на крейсерских чартерных яхтах. Кроме шкипера, в экипаже, как правило, остальные в первый раз оказываются на парусной лодке в море.


Утомительный перелет до Стамбула, не менее утомительная экскурсия по городу, бесплатно предоставленная Турецкими авиалиниями. Был здесь неоднократно, поэтому особо за гидом не ходил. Храм Софии – вскользь, Голубую мечеть внутри не видел, - как не зайти. Площадь на месте ипподрома, с её колоннами, традиционные жареные каштаны, и кукурузные початки. Весьма достойный обед на третьем этаже ресторана «Тамара». Поднимаясь от ресторана к голубой мечети, видим улочку, напоминающую улицу из фильма «Бриллиантовая Рука», где путана Никулина заталкивает в одну дверь, а выскакивает он из другой. «Руссо туристо – облико морале». Чуть дальше находим магазинчик, напротив которого по очереди поскальзываются на банановой кожуре герои фильма. Знаем, что фильм снимали в Баку, но настроение резко повышается.

Часовой перелет до Даламана, два больших, и один маленький автобус до Гечека.

Яхты для регаты стоят в новой марине, которая рядом со Скопея мариной. Уже темно. Палуба влажная после дождя, носки у всех мокрые, но никто не обращает на это внимания, настолько устали. Кое-какие продукты на яхту закуплены организаторами (спасибо большое!), быстро пьем чай, слегка отмечаем прибытие, и валимся спать.

Организаторы регаты обещают роскошный ужин в ресторане, в Мармарисе, но мы-то в Гечеке! Дневной переход почти в пятьдесят миль не является чем-то выдающимся, если не выходить после обеда, и не пытаться хоть немного пройтись под парусами, чтобы объяснить команде, в первый раз оказавшейся в море, хотя бы основные принципы.

У меня на лодке три девушки, и три молодых человека. Итого, - одна пара (парень с девушкой) знакомы друг с другом, остальные видят друг друга чуть ли не впервые. Все – начальники. Забавно.

Лавируемся до выхода из залива Фетхие, потом еще немного, потом заводим движок, паруса сворачиваем. Лодочка шустро скользит навстречу все усиливающимся волнам. Две девочки чувствуют себя хорошо, одна – плохо. Несколько раз спрашивает, далеко ли до Мармариса. На самом деле, очень далеко. Лезет под леерами на корму. Заставляю надеть спасжилет, пристегиваю. Помаявшись часок, уходит спать. Еще часок поспав, посещает санузел, потом появляется наверху. Волна идет уже очень приличная, лодка иногда днищем плашмя ударяется об воду, от форштевня летят фонтаны на палубу. Ребята затаскивают укачанную девушку на нос, там ей, как ни странно, легче. Она стоит в обнимку с закрученной на штаг генуей несколько часов подряд, обдаваемая фонтанами соленой воды, провожая взглядом солнце, в его безудержном стремлении к горизонту.

Честно говоря, думал, девушка останется в гостинице, в Мармарисе, до конца регаты, но не тут-то было! Юля получила свою порцию положительных эмоций от этой поездки.

Ирина увидела дельфина. Даже больная Юля заинтересовалась, но дельфин затерялся в мелькании волн, так что у остальных членов экипажа закрались сомнения по поводу его реальности. В дальнейшем, стоило Ирине что-то заметить, привлекая общее внимание, сразу возникала фраза: «А дельфина там нет?»

Часа два шли в темноте. Справа моргает маяк на вершине острова, за которым милитари зоун. Из глубины бухты сходящимся с нами курсом движется странное созвездие ходовых огней. Несколько позже становится видно две яхты – одна буксирует другую под мотором. На первой горят навигационные огни, ходовой огонь, и круговой 360, на второй – навигационные, и ходовой. Чувство де жавю. Примерно это я уже видел на прошлогодней регате. Сомнений нет – это наши.

Прыгаю в салон и ставлю один из своих любимых концертов: «X&Y» группы Coldplay. В темноте, под звездным небом, звучит потрясающе. Прослушав песен пять, решаю перемотать на «Green eyes», но тут меня чуть не убивают: «ОСТАВЬ ЭТО!» Оказывается, все заворожено слушали. Ну что ж, приятно, что любимая музыка нравится кому-то еще.

Ночью от штевня брызги слева - красные, справа – зеленые. Небо – в блестках звезд, вершины гор на берегу - в плотном тумане. Мармарис выползает россыпями огней из-за островов на входе в бухту. Пришел я сюда, практически, по памяти. Яхта досталась с комплектом карт до Екинчика, и с расстроенным картплоттером, который не реагировал на нажатие, практически,  ни одной кнопки. На следующий день я его настроил, сбросив установки на заводские. Перед выходом, турок в марине, понажимав кнопки, сообщил, что именно в данный момент проблема со спутниками, и поэтому глючит процессор плоттера. Я решил, что, теоретически, это возможно, и отложил разборки «на потом». Поэтому на первом переходе пришлось довольствоваться картинкой со стилизованным изображением лодочки, и, от силы, двумя милями обзора во все стороны.

В марине впервые швартуюсь не на какой-нибудь там причал M, или N, как обычно, на Marmaris Race Week, но на С, рядом с самым берегом,  прямо напротив ресторана, где уже звучит музыка, и суетятся организаторы.

В ресторане хорошо. Мяско, рыбка, все дела. Кальмары в кляре, опять же. Вино всякое-разное.

Все немного  потухшие, после перехода, но постепенно классная музыка с живым саксофоном всех заводит, и начинаются танцы. На саксе виртуозно играет девушка. Она же неплохо поет, на пару с мужчиной. Собственно, они двое – это и есть вся группа. Русскоговорящие. Репертуар – от Аллы Пугачевой до Boney M.

На следующий день гоняем по магазинам, закупаем продукты, кое-какие вещи. Парней обязал купить яхтенные перчатки, девушкам – покупка перчаток - на их усмотрение. Завтракаем тут же, рядом с яхтой – салатики, омлетик, туркиш кофе.

Судейское судно – гулет. Гонка - от выхода из мармарисской бухты почти до бухты Бозук Койу, где опять вечером обещан ресторан. Судейское задержалось в марине, лодочки разбрелись по морю в районе точки старта. Ну а потом, как в анекдоте про черепах – прилетает гулет, бросает створный знак, отходит в сторону, и дает старт. Встречное течение 2,5 узла, встречный ветер, - что еще нужно для полного счастья. Многие, и мы, в том числе, стартовали с большим опозданием. Часть лодок уходит к берегу, часть – ищет счастья в море, мы держимся посерединке. Все как обычно. Шкоты, накрученные на лебедку против часовой стрелки, утопленная ручка. Ближе к финишу ветер порывистый; кто бы на гика-шкотах поработал…  Видим головку флота, и странные маневры гулета (потом выяснилось, что они уронили кранец, и возвращались за ним). Идущему впереди Вадику Корюкову приходится закладывать лишний галс. Финишируем пятыми.

Бухта с ресторанами хороша. Крепость на входе, высокие горы кругом. Иринка замечает на склоне козлов, кричит: «Козлы!» Козлов мы видим, но, переглянувшись, спрашиваем: «Где? Нет там никаких козлов …и дельфина твоего тоже не было.»

«Вы козлы…» - резюмирует Ирина.

Ночуем на муринге. Впечатление от ресторана плохое. Просили лэмб чопс, принесли лэмб кебаб, да еще холодный и невкусный. Мы не барагозили, а вот в других экипажах с местными рестораторами дело дошло чуть не до рукоприкладства.

Пастурма под вискарик, с вечера – это сила. Сильнее только холодненький айран с утра…

Угощаем айраном соседей. В соседях в этот раз оказалась яхта Корюкова (погоняло «Михалыч»). Мы сдружились лодками, одалживая и даря друг другу всякую полезную мелочь – нитки, иголки, скотч. У Вадика экипаж честолюбивый, все мужики (компания «Высотка»), но, как они сами про себя говорят – «офисный планктон». На первой гонке грот они несли с открытыми стопорами, по-честному сбрасывая-подбирая, и сейчас переживают непривычные мышечные боли. Нас они прозвали «Шуба». Прозвище для яхты, на мой взгляд, не совсем удачное, но прилипло.

Погода в этот день отличается от среднестатистической. Предполагалась короткая лавировка до островов, и длинная гонка по ветру. За ночь ветер сменился на восточный, причем, обычно, начинает раздувать после одиннадцати, а тут – с утра метелило, после одиннадцати начало стихать.  Во второй гонке стартуем гораздо удачнее. Старт по ветру. Разгоняемся вдоль стартовой, одновременно с сигналом пересекаем линию, и по инерции выкатываемся впереди всего своего дивизиона. Желтый дивизион уходит под берег, синий уходит в море, в надежде поймать чего-то там. А ветер, обнадежив слабыми порывами, умирает совсем. Около часа вертушечный лаг показывает 0,0, GPS – 2,5 узла. Мы, тем не менее, медленно, но верно обходим несколько яхт из своего и желтого дивизиона, и оказываемся ближе всех к знаку, который предполагается огибать.

Уже видим знак, с надетым на него ярким спасжилетом, и судейский гулет рядом. Подходит слабенький галфвинд…

…И тут гонку отменяют. Девчонки у меня ревут, парни показывают «факи» в разные стороны – еще бы, - они несколько часов страдали под солнцем, удерживая хлопающий стаксель на весу, при помощи отпорного крюка, крепких слов,  и своих тел. Лидеры желтого дивизиона тоже недовольны, ругаются в эфире. Могли бы сократить гонку, и принять финиш на марке, но все уже заводят движки, и разворачиваются в сторону Екинчика, где предполагается следующая стоянка.

В море слушаем, кроме Coldplay, Ивана Купалу и Rammstein. Но брендом лодки стала группа Morcheeba – у нас MP3-диск, на котором не хватает только последних альбомов.

В Екинчике уже приличная марина, встречают, ставят в очередь, указывают, куда встать. Наш флот забил практически все остающиеся свободными к вечеру  места.

Но количество ошвартованных яхт – частных, и различных чартерных компаний - поражает. Белорусы путешествуют флотом из пяти лодок, взятых в Санчартере. Нашу лодку ставят к береговому причалу. Соседние лодки на мурингах, а нам не хватило, просят отдать якорь. На ходу объясняю парням, что делать, бегаю с носа на корму. Впечатление такое, что якорь «не взял» - сколько ни выбираю цепь – она идет со слабиной. Дима плывет вдоль цепи, и сообщает, что якорь лежит на боку. Ныряет, поправляет. Включаем лебедку. Дима в восторге. Якорь, на его глазах, попрыгав по песку, врезается лапами, и глубоко зарывается в грунт.

Бежим на берег, занимать очередь в душ.

Ресторан на горе – выше всяких похвал. Привозят тележку с винами, дают пробовать. То же самое – со стартерами. Морепродукты привозят следом, предлагают выбрать рыбку, которую приготовят тут же, указанным способом. Выбираем большого сибаса, просим сделать «под солью». Огромная тарелка (на всех) с морским ассорти - гриль разлетается моментально, а я наконец-то получаю нормально приготовленный «лэмб чопс».

С утра у всех экскурсия вверх по реке Дальян, от черепашьего пляжа до ликийских гробниц. Я не еду – я там уже был, все видел. Отдыхаю.

Ушли на экскурсию далеко не все. Некоторые яхты разбрелись по окрестным бухтам, - кто рыбачит, кто купается, кто тренируется.

После обеда – короткая гонка. Буем для огибания назначается довольно большой корабль, стоящий неподалеку на якоре, створ выставляется между гулетом и острым мысом. Две петли. Ветер – от среднего, до очень слабого. Стартуем в серединке. Впереди – заруба. Звук удара, крики. Хорошо, что нас там нет! Вадик рубится с тринадцатой лодкой, а нас явно взялась опекать четырнадцатая – приползает откуда-то, садится на нос. Приятно – видят в нас соперника. Для экипажа, расположившегося на нашем буе – развлекуха. Стоят вдоль бортов, смотрят сверху вниз, кричат чего-то, - болеют, наверное. На финишной прямой четырнадцатую яхту прокатываем. Финишируем пятыми. Как бы пригодилось вчерашнее «первое место»!

В этот день проходят еще «веселые старты». Организаторы устраивают эстафету-заплыв, синхронное плавание, и шоу под названием «дед Мазай и зайцы». Участвуют по одному человеку от каждой лодки. Довольно весело все это. Побеждает наш, «синий» дивизион.

Вечером ресторан снова. В этот раз у меня - Биф стейк велл дан.

На следующий день гонка от Екинчика до западного мыса на входе в бухту Фетхие. Ночевка предполагается в Сарсала-бэй. Там, по словам организаторов,  для нас уже готовят вкусную баранину. Стартуем одними из последних, но зато с приличной скоростью. Прессуем четырнадцатую лодку на старте, чтоб сильно не выпендривались, еще кого-то прижимаем под высокую скалу левого берега, и вырываемся на оперативный простор. Идти за флотом – смысла нет, поэтому сразу откидываемся влево. Влево – это курс в глубину бухты, практически на устье реки Дальян. Все выскребаются мористее, и мы тоже меняем галс, идем левым - навстречу остальным лодкам.

На правом галсе приближается Игорь Котенев. Ему уступать нам - смысла никакого нет, но я, на всякий случай, спрашиваю. Ну нет, конечно, ответ отрицательный. Ладно, говорю, попросишь, Игорь, хлеба, в голодный год. Тут же приходится пропустить еще одну лодку.

Следующий галс у нас правый, и обе лодки, которые я пропускал, теперь проходят довольно далеко за кормой. Хорошая примета!

Опять иду влево, в глубину бухты. И тут ветер начинает заходить. Решаю больше галс не менять, и получается хорошо. Наш флот как будто разворачивает с заходом ветра. И те яхты, которые были в верхнем левом углу - оказываются впереди, и уже вырезаются на выход из бухты. Причем бейдевинд идет довольно полненький такой, временами до галфвинда. Мы находимся в нужном месте, и начинаем отрываться. Все заходы ветра стараюсь отработать парусами, и постепенно ухожу вперед. Сначала лица людей становятся неразличимы, затем и лодки становятся все одинаковыми, непонятно, кто где идет. Яхты разбредаются.

Впереди только Новодережкин на своем новом Фёсте, но это без комментариев – у него здесь конкурентов нет. Рядом держится головка желтого дивизиона, но они и стартовали на пять минут раньше. Народ у меня ликует – еще бы, наконец-то мы идем первыми.

А первыми идти тяжело – гулет на том месте, где он должен находиться, не видно. Поэтому иду мористее.  Сумбур вносят непонятные переговоры по радио – судейское говорит, что дистанция сокращена до острова, но остров часть флота уже прошла, да и остров, как на ладони – гулет там не спрячешь, гулета там нет! Возвращаться, что-ли? Бред полный.

Хорошо, в переговоры вклинивается Новодережкин, берет инициативу на себя, говорит, что он финишировал, находится в точке финиша, и начинает принимать остальные яхты. Многие его не видят, так как в точке финиша несколько яхт, некоторые под мотором. В эфире – бардак полный.

Мы Новодережкина видим, но нам теперь приходится «падать» из моря, теряя скорость. Финиш уже совсем рядом, но тут видим Вадика Корюкова, выскребающегося от берега. Он еще позади,  но у него лучше курс, скорость больше, и он финиширует на полкорпуса впереди нас, на дистанции в 20 миль…

Чувствуя, как мы расстроены, «Михалыч» вызывает нас, и спрашивает, что привезти из Гечека. Заказываем консервы тунца и курицу. Корюков уходит в Гечек, остальные лодки через узкий пролив уходят в Сарсала-бэй, и швартуются у симпатичного ресторана.

На берегу между соснами висит сетчатый гамак, и девушки с регаты устраивают фотосессию (в купальниках) с этим гамаком. Уже на второй день это действо произвело бы огромное впечатление на мужскую часть участников, а теперь, через неделю, для многих это почти невыносимо…

Яхта «Михалыч» приходит почти в темноте. Долго пытается влезть сначала с одной стороны дощатого причала, битком забитого яхтами, потом притыкается с противоположной. Парни торжественно вручают наш «заказ» - из Гечека. Денег гусары не берут ©.

В ресторане такой наплыв клиентов явно бывает редко. Единственный официант сбивается с ног, но, в общем-то, ждем недолго. Баранина, приготовленная в казане, под красное вино - бесподобна.

Утро. Еще один день глубокой лазури моря и неба. Еще один день парусов.

Гонка от места стоянки до острова, загораживающего вход в бухту Гечека, с лавировкой в узком проливе между островами. Опять, уже привычная короткая предстартовая процедура; пытаюсь занять выгодное место в стартующей группе – у берега, но меня туда не пускают. Разворачиваюсь, пытаюсь пройти по корме яхту, преградившую дорогу, - опять не пускают, вплоть до того, что приводят в корму судейского гулета. Пока разворачиваюсь, звучит гудок – старт открыт. Пересекаю стартовую линию последним. Ну все, меня разозлили. Можно идти выше флота, и я иду выше, хотя особого смысла в этом нет – можно попасть в ветровую тень острова, и там надолго зависнуть. Но особо и выбора нет, начинаю резаться. Прокатываю арьергард, по инерции пролетаю безветрие под островом, и оказываюсь под кормой у Вадика Корюкова, стартовавшего первым в нашей группе. Неплохо. Вадик с недоумением оглядывается. Тут приходит встречный ветер из пролива, «Михалыч» раньше подбирает паруса, и немного отскакивает. Начинается интенсивная лавировка в проливе. Тут же крутится еще одна лодка нашего дивизиона и лидеры желтого дивизиона. Смотрятся схождения-расхождения лодок, и повороты у самых камней довольно страшно, и судейское просит по рации относиться к гонке «без фанатизма». Какое там! Все уже закусились, выбрав себе соперника.

Из пролива выскакиваем на простор залива Финикие. Здесь, до огибания мыса хороший такой бакштаг, а после мыса – 100% полный фордак. На идущей рядом яхте желтого дивизиона девушки в купальниках в очень эротичных позах придерживают гик. Окликаем шкипера, и спрашиваем, как он выдерживает. Парень молодой, москвич.

«Они меня вдохновляют,» - отвечает философски, глядя вдаль.

Ветерок слабеет, а у нас получается катиться немного быстрее, чем у остальных. Проезжаем Вадика. Не выдерживаю, поворачиваюсь назад, и спрашиваю, чего привезти из Гечека. В ответ – тишина.

Опять очень долго идем впереди всего флота. Позади кто-то начинает искать счастья слева, кто-то - справа. Оно, может, и выгодней, но у нас особого выбора опять нет – идем прямо на координаты финиша, считаем мили до него. Солнце палит нещадно, пот заливает глаза, но расслабляться нельзя – Корюков идет по корме, пытаясь закрыть ветер, и несколько лодок очень опасно продвигаются слева. На финише Вадик подсобрался, и опять нас немного объехал. Также слева проскользнула четырнадцатая лодка Олега Пузанова – шкипера из Перми, но мы их считаем, мы опять вторые, а значит, в общем зачете – третьи. До второго места не хватило совсем чуть, но Корюков, в принципе, недосягаем.

В бухте Гечека до сдачи яхт время еще есть – мы идем заправляться, потом долго купаемся в чистой бухте на якоре, слегка отмечаем удачный расклад небольшим количеством (еще швартоваться) вискарика, - под вкусный обед, с подаренными окорочками и тунцом.

Ближе к вечеру яхты начинают стекаться в марину. Теперь уже стоянка крайняя (на этой регате).

Ну, и как финишный аккорд – на соседней яхте включили музыку, и пара – парень с девушкой, весьма профессионально, и очень долго, танцуют что-то вроде танго на пирсе. В лучах заката выглядит волшебно. Прошу, умоляю видеооператора Стаса (ГТРК) снять эту сцену и вставить в конце фильма о регате, но Стас отвечает, что устал, камеру только упаковал, и оставил на гулете, гулет далеко, и все такое… В общем, танца этого в фильме не будет.

All inclusive превратил человека обратно в обезьяну ©

Оставшийся день до вылета всех участников регаты размещают в отеле Letoonia в Фетхие. В автобусе гид сообщил, что у нас будет супероллинклюзив, то есть в любое время дня и ночи можно есть, пить, и выпивать в неограниченном количестве. «Вот тут они и попали,» - комментирует кто-то. По дороге нас завозят на кондитерскую фабрику, где можно не только купить разные вкусности, но еще и просто ходить, и все пробовать. Этим, собственно, я и занимаюсь. Оказывается, все эти приколюхи разноцветные (пахлава, рахат-лукум, и т.п.) в свежем виде гораздо вкуснее!!!

Много раз ходил на яхте мимо этого отеля, и все думал – кто же там отдыхает? Уж очень красиво со стороны смотрится череда пляжей с водяными спиральными горками и домики-грибочки, утопающие в пальмовых листьях. Отель расположен на полуострове, со всех сторон окружен морем, имеет четыре бассейна, множество баров, и еще кучу достопримечательностей, милых сердцу простого обывателя. Виски, Кампари, и другие спиртосодержащие жидкости, действительно, наливают круглосуточно, и в неограниченных количествах, так что Котенев Игорь выразил желание разбить палаточку в кустах, и остаться тут жить.

Участников регаты – довольно большой процент от общего количества постояльцев, все уже перезнакомились, поэтому ходим, киваем, улыбаемся друг другу, устраиваем совместные посиделки в барах, и лежбища на пляжах.  Ни дать, ни взять – пионерский лагерь. Оставшуюся ночь многим не спится – ночь пролетает до утра, в поисках приключений. Я же ухожу спать.