Ладога 2010
С юга на запад противусолонь

(путевые заметки)



Лодка Фрези Грант-18 «Забава». Маршрут по Ладожскому озеру с 19 июля по 18 августа 2010 года. Стапель недалеко от мыса Осиновец, антистапель – в бухте Владимирской. Шли против часовой стрелки. В качестве основы при планировании маршрута использовал данные, указанные в справочнике «GPS координаты стоянок и важных точек Ладожского озера» (http://iv70.narod.ru/IV2/GPS_lattoka/GPSLad.htm). Спасибо огромное составителям! Однако высокий уровень ладожской воды в этом году внес некоторые коррективы.

В период урагана 30 июля стояли в Питкяранском заливе, поэтому не пострадали, лишь в час ночи резко задуло и зашумели деревья.

В общей сложности прошли около 700 км, включая три рейса на Валаам. Поделюсь некоторыми впечатлениями – может, кому полезны будут, особенно новичкам.

1. Планировал начать маршрут у мыса Морье, но проехать по берегу не удалось. Хотя на картах показана дорога до мыса вдоль берега мимо пос.Ладожское озеро, но ее там не оказалось. Перед поворотом к станции шоссе упирается в закрытые ворота, за которыми то ли лагерь детского отдыха, то ли еще какое лагерное образование. Вдоль железной дороги также проехать не удалось, пришлось стапелиться в километре от Осиновецкого маяка на берегу (N60 06.410 E31 04.814) – там есть несколько удобных съездов к воде. И заночевать можно (фото 0).


Фото 0. Стапель недалеко от Осиновецкого маяка.

2. Вопреки некоторым отзывам бывалых парусников, плавание по южной части Ладоги оказалось совсем не скучным. И на о.Кареджи было любопытно посмотреть (фото 1-4), и стоянки вполне приличные попались.

 
Фото 1. Маяк Кареджи


Фото 2, 3, 4. На о.Кареджи

На северо-западном берегу полуострова, расположенного между бухтой Петрокрепость и Волховской губой, между м.Песоцкий Нос и о.Киревядь,  есть достаточно длинный песчаный участок, поросший поверху соснами. Стоянка (N60 11.477 E31 39.524) живописна (фото 5, 6). Можно сходить, полюбопытствовать на обводной канал. Но берег открыт ветру и волне. Мы стояли в достаточно спокойную погоду. При навальной волне отходить было бы непросто. Планировал ночевку на о.Киревядь, но вода была высокой, и чаек много. 


Фото 5,6

От этого места до полуострова, расположенного между Волховской и Свирской губой,  приходиться идти сначала вдоль низких берегов, почти наглухо закрытых травой (наверное, в непогоду здесь  будет некомфортно). Потом - по открытой воде Волховской губы. Нам повезло, было солнечно, жарко, и половину дня ветерок. Вторую половину дня шли на моторе, и берега Ладоги какое-то время не были видны в мареве. 70-ти километровый переход закончился в двенадцатом часу ночи.

Берег между м.Вокрушевский и м.Черный также вполне пригоден для комфортных стоянок. А южнее м.Черный (N60 26.356 E32 39.992) – так вообще роскошный пляж с соснами (фото 7). К сожалению, мелко, как в Юрмале. Сильно цвела вода.


Фото 7.

3. На участке от м. Стороженский до устья Обжи имеются по крайней мере 2 места, достаточно удобные для остановки.

Первое – остров Песчаный недалеко от устья Свири (в 2007 году с комфортом стояли там с байдарками). Но в этом году уровень воды был повышен, и возможно, там было бы сыровато. Второе – на северной границе Свирского заповедника (N60 41.581 E32 52.126, фото 8). Между этими точками берег Свирской губы занят заповедником.


Фото 8.

На этой стоянке убедились воочию, сколь сильно меняется берег при высоком уровне ладожской воды. На фото 9-10 показаны два камня, у которых в 2007 году мы жгли костер и загорали.


Фото 9,10. Сравнение уровней воды

4. При подходе к устью Олонки хотели встать на о.Гач, руководствуясь координатами точки (N61 00.316 E32 34.134), указанной в одном из отчетов. Этой стоянкой воспользоваться не пришлось – из-за высокой воды с лодки место причаливания разглядеть не удалось (метров на 20 подошли), а ближе подходить наугад не хотелось – волна к тому времени и ветер разгулялись. Пришлось уйти на песчаный пляж севернее устья Олонки (N61 04.042 E32 35.341). А там увидели любопытные обломки какого-то достаточно древнего судна (фото 11, 12). Недавно в утреней телепередаче было сказано, что их выбросило штормом в прошлом году, и возраст их не менее полутораста лет. Трудно представить себе силу этого шторма, если учесть, что половина корпуса лежит на суше метрах в 15 от кромки берега.


Фото 11, 12.

5. В 2008 году в зал.Руоколахти (на о.Мантсинсаари) видели приличный песчаный пляж с достаточно широкой полосой сухого берега (фото 13). В этот сезон высокая вода почти вплотную подобралась к береговым деревьям, за которыми оказались болотистые заросли. У южного края залива, в 100 м от м.Тсирханиеми нашли достаточно удобное место для стоянки (N61 18.853 E31 35.836) - небольшая бухточка с песком, но костер на камнях (фото 14).


Фото 13, 14.

7.  На Валаам в этот сезон ходили три раза – с востока, севера и запада.

При подходе с востока остановились на ночевку в бухте о.Байонного (N61 24.360 E31 06.953, фото 15). В указанном выше справочнике GPS-координат эта стоянка была отмечена как N61.24.364 E031.06.943 с пояснением «Самая хорошая стоянка». Действительно, местечко замечательное по живописности, оборудованности и чистоте.

Когда дневали на о.Гранитном (восточное побережье архипелага, N61 23.749 E31 01.059) – были обеспокоены визитом милиционера и двух лесников (на моторке), которые весьма настойчиво потребовали покинуть неразрешенное место стоянки. Оказалось, по Карелии запрет на стоянки и костры в лесах был объявлен аж с 13 июля. Пришлось утром следующего дня сниматься.


Фото 15, 16

В следующее посещение Валаама остановились в зал. Петровскинлахти (N61 24.052 E30 57.104) на официально разрешенном месте стоянок – 110 р.с носа за ночь, подвозят дрова и есть туалет типа сортир (фото 16). Сюда же позднее причалил табор рижских парусников, на 3-х лодках в количестве более 20 чел. Рижане оказались нашими, советскими J, и полночи пели песни Визбора, Высоцкого, Розенбаума (фото 17 - 19).



Фото 17, 18, 19.

8. В GPS-справочнике была отмечена стоянка на о.Кугрисари. В одном из отчетов вычитал, что на нескольких соседних островах остались следы радиационного загрязнения. Поскольку шел в третий раз на Валаам с запада, решил сократить время и переночевать здесь. Оказалось, что на о.Хейнясенмаа разместилась небольшая база, по виду слегка похожая на стоянку военных ( где-то рядом с точкой N61 13.907 E30 24.233), а о. Кугрисаари опоясан знаками с хорошо видными издалека символами радиационной опасности. Дело к вечеру, волна и ветер приличные, и никакого желания искать на таком берегу пристанище не стало. Рванули на о.Рахмансаари. Северный берег этого острова представляет собой вогнутую бухту с берегом, усыпанным галькой и не очень крупными камнями. Самое удобное место – недалеко от поклонного креста, в западном краю бухты (N61 19.093 E30 24.580, фото 20, 21). Там нет больших камней в воде. Чем ближе к другому краю бухты – тем больше этих камней.


Фото 20, 21. На о.Рахмансаари

9. На выходе из Якимварского залива есть остров Юкансаари, который нам очень помог вечером 4-го августа, когда пришлось срочно прятаться от грозовой тучи. Спрятались: сильно вдуло, бабахал гром с ливнем и градом. На острое две удобных стоянки– одна со стороны материка, практически полностью закрытая от непогоды, с небольшим пляжем (N61 27.598 E30 23.187, фото 22,23). Места хватит на 2 палатки и 2 лодки. От этого места тропинка ведет на другой берег острова. Там стойбище рыбаков с фундаментально устроенной землянкой и небольшой бухточкой (фото 24, 25), открытой с моря. Рыбаков в этот раз не было.



Фото 22 — 25.

10. Есть интересное местечко у западного берега о.Орьятсаари, в узком проливе (N61 36.685 E30 52.910). В старые-стародавние времена от скалы откололся огромный кусок, образовав крохотную бухточку. С отколовшегося куска открывается живописный вид (фото 26, 27, 28, 29).


Фото 26 — 29.

Фото 30.  11. На пристани о.Коневец висит доска с правилами посещения, где черным по белому указан запрет на стоянки и разжигание костров. Мы пришли к острову с севера, доски этой не видели и с чистой совестью встали на мысу (N60 51.684 E30 35.724, фото 30). Следов от палаток на этом мысу достаточно много, как  и следов от костров. Вечером по грунтовой дороге со стороны монастыря подъехала машина, на нас посмотрели, развернулись и больше не беспокоили. В последующие два дня эта машина неоднократно моталась в сторону мыса, на котором стоит заброшенная в прошлые годы военная база. Однако теперь база не совсем заброшена: когда я по той же грунтовой дороге добрался пешочком до ее территории, из кустов вылез приличного вида рыболов с велосипедом и веско мне объяснил, что территория эта закрыта, занята неким предприятием, и находиться посторонним здесь запрещено. Похоже, наши ученые ядерщики совместно с военными решили навести порядок, и это правильно. Но, через несколько лет может оказаться, что весь коневецкий берег действительно будет закрыт для посещения «дикими» туристами L.

12. Время отпуска истекало, поэтому  антистапель решил устроить недалеко от Коневца во Владимирской бухте. Уходить на песчаные пляжи бухты не хотелось, так как прогноз обещал к вечеру штормовую погоду. Единственное пригодное для стапеля место  (N60 50.145 E30 27.547) оказалось вплотную с частной территорией: домом и двором рыбака-предпринимателя. Хозяин не возражал, и лодку мы разложили прямо на его лужайке. Друзья из Питера добрались до нас на машине без особого труда.

Андрей Ефимов