Материал восстановлен с archive.org, 2025 г.

Белое Море - отчёт о путешествии

Отчет о путешествии на парусных разборных катамаранах в районе Белого моря
по маршруту Кандалакша – Кемь.
Июль-август 2010 года. Катамараны «Ален» и «Варга».
Александр Протас, Дмитрий Романов

A. Общие сведения
01. Цели путешествия
02. Сроки путешествия
03. Катамараны
04. Экипаж
05. Краткая характеристика района
06. Схема путешествия
07. Снаряжение

B. Описание путешествия

C. Выводы

D. График движения

E. Ссылки

01. Цели путешествия

Основных целей было две – проверить и обкатать только что приобретенный катамаран Sibcat-20(новый) и катамаран «Тайфун» (немного подержанный), которые сменили «Альбатрос» и самодельный катамаран того же класса, а также показать красоты района тем участникам, что были первый раз на Белом море. Отсюда выбор района – Карельский берег, где множество удобных стоянок, бухт, где можно укрыться, красивые скалы.

02. Сроки путешествия

Отъезд и Москвы в 1.20 28 июля 212 поездом, возвращение в 4.17 15 августа 211 поездом. Сроки были выбраны также исходя из соображений наиболее устойчивой хорошей погоды. Катамараны с частью снаряжения отправлялись багажом. Достаточно удобно и не особо дорого (менее 10 рублей за килограмм при наличии билета до Кандалакши).

03. Катамараны

М715 «Sibcat-20» «Ален» с подвесным мотором Yamaha 2л.с. и «Тайфун» «Варга». По паспортным данным суда практически идентичны (грузоподъемность, масса, площадь парусности, основные размерения и даже стоимость), но различны по конструкции. Поэтому еще одной задачей было их сравнение по ходовым качествам и мореходности, чтобы определить возможность совместного путешествия. Результаты попробуем рассмотреть в главе «Выводы».


«Ален» и «Варга».

04. Экипаж

Sibcat-20 «Ален»:

Протас Александр Эрнстович 1972 г.р. – капитан, рулевой
Романов Дмитрий Борисович 1971 г.р. – штурман, рулевой
Протас Елена Викторовна 1971 г.р. – матрос
Романова Марина Николаевна 1960 г.р. – боцман
Романов Глеб 1996 г.р. – юнга
Романов Олег 2000 г.р. – юнга

Тайфун «Варга»:

Унучек Андрей Владимирович 1973 г.р. – капитан, рулевой
Матвейчук Дмитрий Александрович 1968 г.р. – боцман
Романов Денис Дмитриевич 1989 г.р. - штурман
Янн Анна 1971 г.р. - матрос

05. Краткая характеристика района

Можно прочесть в «Лоции Белого моря», а также в предыдущих отчетах (см. раздел "E. Ссылки").

06. Схема путешествия

Точки в форматах Garmin GDB, KML.

07. Снаряжение

В отчете было решено не приводить списки обычного группового и личного снаряжения, продуктов, аптеки и т.п., поскольку ничего нового или специального в них не содержится, а такой информации в других отчетах море. Можно отметить, что у всех участников была непромокаемая одежда от разных производителей, что является необходимым условием в данном районе, поскольку температуры воды и воздуха могут быть довольно низкими, и продолжительное пребывание на палубе некомфортным. А должно быть сухо и комфортно!

Групповое снаряжение, продукты и запас пресной воды были распределены между двумя судами таким образом, чтобы иметь возможность полной автономии. Запас пресной воды – 5л на человека. Экспериментально определен средний расход пресной воды на человека без режима особой экономии – примерно 3л в сутки. Таким образом, еще на сутки имелся аварийный запас.

Для навигации использовались компасы, GPS-приемники Garmin, карты топографические 1:20000, карты морские, таблицы приливов и отливов.

Бывалый Garmin eTrex HCx один раз потерял карту памяти (конечно, в нужный момент), вопрос был снят протиркой контактов водкой (спирт был на другом борту). Выводы: 1) не надеяться только на прибор (о чём и написано в инструкции по эксплуатации); 2) иметь спирт есть добро во всех смыслах.

Для радиосвязи использовались любительские LPD радиостанции Vector VT-44 Military с Li-Pol аккумуляторами, работающие в диапазоне 433 МГц и не требующие регистрации и разрешений. В обычном режиме радиостанции имеют мощность передатчика 10 мВт (ограничение российского законодательства), но позволяют с лёгкостью менять её до 1 или 2 Вт комбинацией клавиш. На мачте одного из катамаранов ("Ален") была установлена антенна ANLI 100-MU (кабель снижения проложен по ванте), призванная увеличить дальность радиосвязи до теоретически возможных 18-20 километров.

При мощности передатчика 1 Вт затруднения в связи начинались на расстоянии около 4 км, при мощности 2 Вт проходила устойчивая связь на расстоянии около 5 км, испытать на большей дальности не было случая (наверное, к счастью). При этом следует иметь в виду, что связь проводилась с использованием CTCSS (групповых тонов) и включенным шумоподавлением. Отключение данных режимов позволяет увеличить дальность связи (делая её менее комфортной). Особенно порадовали аккумуляторы - ни одной подзарядки за время похода при режиме связи 1 раз в 2 часа во время движения (с собой были дополнительные Pb аккумуляторы на 3 - 4 зарядки встроенных Li-Pol). Основная причина отсутствия связи в нашем случае - пропущенное время связи, поэтому можем рекомендовать заранее договориться о возможных сценариях развития событий. Следует также учитывать, что в данном диапазоне невозможна связь через препятствия (перегиб, холм, другая сторона острова и т.д.)

C собой также имелась солнечная батарея 8 Вт с устройством "Вампирчик-Цифра". При наличии аккумуляторов для рации и отдельного аккумулятора для подзарядки камеры устройство использовалось только в тестовом режиме (для подзарядки телефона). Из наблюдений - подзарядка аккумуляторов большой емкости (рации, например) займет длительное время, особенно в пасмурную погоду.

Брались также сигнальные ракеты, на которые при запуске никто не обращал внимания… Можно брать только на крайний случай – для связи между экипажами при обычных условиях они бессмысленны. Есть планы опробовать для привлечения внимания свето-шумовые гранаты (всегда приятно что-нибудь жахнуть, вместо того чтобы просто проявить дисциплину и пунктуальность).

Подвесной мотор Yamaha 2 л.с. был установлен на катамаране Sibcat на штатном транце, с собой бралось 20 л 95-го бензина и масло для двухтактных двигателей. Использовано менее 10 л бензина. После ходовых испытаний верхняя часть транца была спилена ножовкой примерно на 50 мм для обеспечения достаточного заглубления винта при данной длине дейдвуда. Буксировка «Тайфуна» осуществлялась при помощи швартового.

Цифровая фототехника имелась в достаточном количестве. Вся, и зеркальная, и компактная оказалась производства Canon.

В путешествии бралась компактная видеокамера Panasonic SDR-SW20 и 6-вольтовый свинцовый аккумулятор с интегральным стабилизатором КР142ЕН5А для подзарядки.

B. Описание путешествия

28 июля

Погрузка в 212 поезд, отправление в 01.20. Поскольку катамараны и часть вещей отправлены багажом, сели спокойно, а вот у многочисленных туристов были проблемы из-за кучи снаряжения. Билеты покупали за сорок пять суток.

Основное переживание днем – жуткая жара в вагоне. Говорят, в «Арктике» кондиционеры даже в плацкарте…. Подсчитали средний возраст группы, оказался 33 года, а день рождения именно сегодня, 28 июля!

29 июля

Прибытие в Кандалакшу в 7.16. Выдача багажа с восьми часов. Телефон дежурного по вокзалу в Кандалакше +78153343501. На девять был заказан ПАЗик до д. Лувеньга в кандалакшском ПАТП. Стоимость заказа автобуса, включая запланированное ожидание около магазина, 1920 рублей. Телефон ПАТП +78153395095. Автобус приехал вовремя. Первым делом заехали за продуктами в «Авоську» рядом с вокзалом. Закупка заняла чуть больше часа, общая стоимость продуктов на десять человек на пятнадцать дней около двадцать тысяч (то есть примерно 135 рублей на человека в день). [Д.Р. Часть продуктов оказалась просроченными, а несколько банок тушёнки испорченными. Повнимательнее!] По дороге заехали на заправку. Стапель решили производить на месте съемок фильма «Кукушка» ( координата N67 07.346 E32 35.255), не доезжая Лувеньги. Место неплохое, осушка терпимая, рядом речка, дров мало. И еще - это место, похоже, самое ближайшее и излюбленное для рыбалки и шашлыков. А во всех машинах музыка. Под нескончаемое дынс-дынс-дынс [Д.Р. Я бы даже сказал дуцк-дуцк-дуцк.] спалось плохо. К вечеру закончили сбор судов и в общих чертах фасовку продуктов и паковку вещей. Днем прошел короткий дождик, но потом погода исправилась. Прочти полный штиль.

30 июля

С утра заканчивали сборы, поэтому вышли только в двенадцать. При спуске на воду суда окрестили «Аленом» (“Sibcat”) и «Варгой» («Тайфун»). Ветер слабый, неровный, меняющий направление. Идем вдоль терского берега, блесним треску, купаемся с борта. Вода теплая, градусов семнадцать. Днем совсем заштилело, а потом задуло с юга из-под туч. На ночевку встали уже часов в шесть на терском берегу около ручья Максимова (N67 01.077 E32 47.848). [Д.Р. На карте ручьёв Максимова два в 10 километрах друг от друга, это удобно и совсем не раздражает.] Место ничем не примечательное, осушка довольно значительная. Берег каменистый, мест под палатки мало, лес неприветливый. При возможности выбора ночевать здесь ни к чему. Впрочем, даже на топографической двушке это хорошо видно. К вечеру из Колвицы вышло много лодок с рыбаками, да и мы днем поймали несколько штук трески. Если б знать, что дальше с рыбой будет намного хуже, можно было бы и поактивнее ловить. По курсу пройдено около 16 км.

31 июля

Вышли в 10.40 вскоре после полной воды. Правым галсом пересекли Кандалакшский залив. У острова Дрестной Баклыш [Д.Р. По своей красоте название конкурирует с о. Нахконница] сменили галс после заштиления, и примерно в пять часов встали на ночевку в бухте у ручья на песчаном пляже, не доходя примерно двух километров до мыса Толстик. Координата стоянки N66 44.800 E32 55.125. Место очень хорошее, его тут же назвали Баунти. [Д.Р. Здесь я понял, что ненавижу песок.] Осушка приемлемая. В лесу неподалеку рыбацкая избушка. Местные, приехавшие на ночь, напугали нас обилием медведей. Рыбу не удалось поймать ни нам, ни им. По курсу пройдено около 35 км.

1 августа

Вышли в 10.00. С утра почти полный штиль. После Толстика пошли в галфвинд, ветер с запада постепенно усиливается, облачно. Наконец-то хороший ход. Волны нет, поскольку ветер с берега. Преодолеваем поначалу желание взять рифы, но потом успокаиваемся. Скорость достигает 12-14 км/ч. «Тайфун» при таком курсе и скорости постепенно уходит от “Sibcat” [Д.Р. Понимание, что в галфвинд и пологий бейдевинд надо ставить геную пришло к нам позже]. Поддерживаем радиосвязь раз в два часа. К косе между мысом Красный и Кемлудскими островами подошли в самую низкую воду [Д.Р. И не надо стремиться подходить туда в высокую - всё равно таскать]. Поэтому катамараны просто перенесли через нее (около тридцати метров). Вся операция заняла в пределах получаса вместе с перекуром. К 18 часам встали на ночевку в северо-восточной бухте острова Сидоров. Куча дров, вода в скалах. Практически во всех бухтах стоянки. Место популярное, Чупа близко. Вообще, на этом участке вплоть до Поньгомы туристов много и на катамаранах, и на байдарках и на прочих плавсредствах. По курсу пройдено 62 км. Координата стоянки N66 21.521 E33 50.811

2 августа

Днёвка. Погода отличная, ветер юго-восточный. Много черники. Грибов из-за засухи вообще нет. Купание и загорание. А вот лов рыбы по-прежнему безуспешен. С вершины рядом с бухтой (50м) берет Мегафон, а с воды и с берега нет. Прочие операторы отсутствуют. После обеда жара невозможная, купаемся каждые полчаса. [Д.Р. Ныряли с маской, холодно но клёво.]

3 августа

Вышли в 10. С утра опять полный штиль. Под мотором обошли Сидоров с востока. Примерно через час началось поддувание с юго-востока, идем еле-еле правым галсом. Спустя некоторое время ветер еще подвернул на юг, крутой бейдевинд. Вошли в пролив Сонострова около 15-ти часов. Известная с 98-го года бухта в северо-западной оконечности острова занята байдарочниками. В проливе насчитали по берегам пять групп. Придирчиво выбирая место, поймали треску. В проливе на материке мидийная ферма. Остановились на ночлег в южной оконечности острова. Пресную воду не искали, решив воспользоваться запасами. Вечерняя ловля принесла еще одну увесистую треску. Знать бы, может и стоило остаться на днёвку на острове – дальше по маршруту что-либо поймать больше не удалось. [Д.Р. С моей точки зрения не стоило - пойти особо некуда]. Само место неплохое, осушка минимальна, много черники. За день по курсу пройдено 28 км. Координата стоянки N66 09.950 E34 14.400

4 августа

Вышли примерно в 10.30. Переменная облачность. Поначалу вновь полный штиль, затем поддувания с разных сторон. Идем вдоль берега длинными галсами. Днем разгулялась небольшая волна. На ночевку встали около 18-ти часов в заливе у устья речки в 3 км юго-восточнее мыса Шоломбродский (координата стоянки N66 00.583 E34 36.700 ). Сегодня Тайфун обогнал Sibcat часа на полтора. Место неплохое, осушка небольшая. Вверх по речке в километре болотистое озерцо, где ловится некрупная форель .Единственный минус - в заливчике рыбацкая изба, и к нам регулярно наведывались непохмелённые гридинские рыбаки. Несмотря на это, решили устроить еще одну днёвку с обилием пресной воды. По курсу пройдено всего 25 км. [Д.Р. Ходили гулять на озеро по тропе, обратно решили срезать - благо с собой был GPS. Идеальные места для соревнований по спортивному ориентированию - одинаковые сопки ставят в тупик.]

5 августа

Днёвка. Солнечная погода. Облака с запада, ветерок с юго-востока. Давление почти 780 мм, часть коллектива чувствует себя придавленной.

6 августа

Вышли в 9.40. Утренний штиль. Ловим постоянно меняющийся ветерок. Днем опять полностью штилеет, в районе Ятко-Луд около полутора часов идем под мотором. Около двух часов подул северо-восток, решили идти под ним до мыса Каменный. В районе Оленьего места для стоянок неинтересные и неудобные – большая осушка, болотисто, много банок. Супротивные острова прошли с запада, проливом . В проливе довольно мелко, пришлось поднимать шверт и руль ненадолго. На западном мысу острова стоит избушка и ведется добыча ламинарии. При необходимости можно остановиться здесь. Ветер не стихал до ночи, так что в принципе ходу хватило бы и до Поньгомы, если бы в этом была необходимость. Стоянка на мысу Каменный (координаты N65 34.352 E34 47.145 ) не представляет интереса и не предлагает особых удобств. Осушка большая, со здоровыми каменюками, воды около мыса нет. Правда, поблизости мест лучше также особо не наблюдается. Было желание попробовать переночевать на одном из островов Робьяк, но мы как-то их проскочили под попутным ветром. По курсу пройдено 64 км. [Д.Р. На ночёвке видели зайцев.]

7 августа

Вышли в 11.30. Пока тащили к воде катамараны, едва не поломали ноги. Первый час шли под мотором, штиль. Около часа задул сначала слабый, а затем усиливающийся восток-северо-восток. Видимость сегодня хорошая, видны Кузова, до которых больше 50-ти км. К пяти часам пришли к Пежострову у Поньгомы, вошли в пролив между мысом и островом против отливного течения. Стояли на том же месте, что и в 98 и в 99 году (координаты N65 20.465 E34 28.376 ), в лагуне, закрытой со всех сторон. Год сухой, воды мало, поэтому пришлось переправляться на тот берег и подниматься вверх по ручью до первых болотных бочагов. Вода цвета кофе. Часть группы посетила деревню Поньгома. Около деревни много туристических групп и автомобилистов. В этом районе принимает только МТС. Сегодня было пройдено по курсу около 30-ти км. [Д.Р. заход в данную точку достаточно сложен, нас спас боцман, вовремя подсказав направление захода в узкий пролив, нечитаемый с воды с расстояния 200 метров. Всё-таки никакие новомодные GPS-астролябии не заменят женскую интуицию и зоркий глаз.]

8 августа

Вышли только в 11.30 (режим хромает) [Д.Р. зато в Поньгому вечером бежать не хромал] с последними каплями отливного течения, так что в самом мелком месте пролива катамараны пришлось протаскивать. Примерно два с половиной километра отходили под мотором для экономии времени, затем сменили галс и взяли курс на Кузова. Первоначально был план переночевать на острове Чернецкий, но ввиду ходовой погоды, восточного ветра и опять-таки неприглядности берегов решил идти сразу на Кузова. Ход хороший и ровный [Д.Р. и судно идеально сбалансировано, руль в ДП и почти без подруливаний в течении нескольких часов], вот только видимость не более трех километров, так что полное ощущение открытого моря. В седьмом часу резко заштилело, и последние семь-восемь километров до пролива между Русским и Немецким Кузовом шли под мотором. На стоянку встали на Русском Кузове, рядом с родником (координата N64 56.413 E35 08.329 ) около 20-ти часов. Место хорошее, и воды, и дров вдоволь. Напротив, на Немецком кузове, также отличное место с песчаным пляжем, ограниченным пологими скалами. Там стоит катамаран с номерами московского парусного клуба. Записать номер поленились, а теперь не вспомнить. Они спускались с Топозера, зашли на Кузова, а отсюда идут на Чупу. Пройдено по курсу 60 км. [Д.Р. В течение дня несколько раз сверял показания GPS и магнитного компаса, есть ощущение что магнитный "уходит" с завидным постоянством, либо сказывается перемещение шмоток. Штатный компас в такие погоды незаменим, очень удобно.]

9 августа

Днёвка. Теперь у нас есть запас времени, и лучше уж потратить его здесь. Обратные билеты были приобретены заранее на 14 августа. В этот день поднялись на вершину Русского Кузова, обозревая окрестности. По морю плыл туман, красота необыкновенная. Вечер был посвящен дню рождения одного из участников. [Д.Р. Выстрел из ракетницы рикошетит от воды с близкого расстояния.]

10 августа

Днёвка. Радиалка на остров Олешин с целью осмотра древнего лабиринта на его южном мысу. Радиалка заняла около пяти часов, долгим оказался обратный путь против ветра. На пустом “Sibcat” разместилось семь человек. С Олешина отлично видны Соловки, острова Топы. До Соловков отсюда меньше 25-ти километров. Во второй половине дня сооружалась [Д.Р. Очень помогла книга "Узлы"] и топилась баня, впервые за много последних лет. Погода благоприятствовала, к вечеру ветер стих, и парение удалось на все 100%.

11 августа

Днёвка. Радиалка с осмотром Немецкого Кузова. Посещение е-колодца, а также высшей точки острова. [По легенде, рассказанной нам одним просветлённым человеком, навсегда утратившим тягу к алкоголю в этих местах, вода из е-колодца придаёт мужскую силу].Сейды. Немецкий Кузов вызывает восхищение, чуть было не сказал «своей архитектурой». В юго-восточной и в южной бухте стационарно стоят какие-то геологи, лагерь хиппи и еще Бог знает кто, но вроде друг другу не мешают. К вечеру решили повторить баню. В девять пошел сильный дождь. Наверное, это первый дождь продолжительностью несколько часов за все время. Спать легли рано.

12 августа

Сборы дольше обычного, вышли только в 11.15. Вообще, быстрее, чем за три часа от подъема выходить не получалось. И подъем, и сборы получались небыстрыми. Впрочем, это было заранее учтено. Снова штиль. Почти до самого Рабочеостровска шли под мотором. Вскоре, правда, подул попутный юго-восток, но для нас было уже поздно…. Напоследок любовались многочисленными островами. Причалили около пятнадцати часов в 500 метрах от места съемок фильма «Остров» (координата стоянки N64 59.889 E34 48.064 ). За три года многое изменилось. Все декорации исчезли, зато часовенку освятили, заперли, и в окрестностях прогуливается чернобородый батюшка. Сама стоянка для сборки и отъезда удобна, места хватает, только за дровами далеко ходить, а воду так мы и не искали. На берегу много автомобилистов, даже тримаран стоял куликовский. До вечера сушились и разбирались, благо погода самая оптимальная – солнце и ветер. Чуть не успели до росы, дома все равно придется сушиться.

13 августа

С утра сборы, бритье, мытье головы, купание. К часу дня за нами приехал знакомый на ГАЗоне с кунгом, в который мы с вещами еле уместились. Кстати, собираться лучше как можно ближе к «Острову», поскольку с каждым метром дальше вдоль берега дорого ощутимо ухудшается вплоть до полной непроходимости даже для «Урала». На вокзале были в половине второго, сдали катамараны в багаж (обошлось меньше двух с половиной тысяч за оба), а дальше началась культурная программа – столовая, музей, прогулки по единственно приличной улице города. Погода замечательная, так что и Кемь была красавицей. В единственный краеведческий музей сходить очень даже стоит. 211 поезд приходит в Кемь в 4.35 утра, поэтому для отдыха сняли двух и трех местный номера в отеле «Кузова» (единственном в городе, кстати). [Д.Р. Обратившись в гостиницу, старайтесь яснее выражать свои мысли. Скажем на "двухместный номер" можно получить ответ "нет", правильно перебрать все варианты: "двухместный номер без душа", "двухместный номер без душа и туалета", "двухместный номер без душа и туалета на этаже". Добровольно варианты вам не предложат]. От гостиницы до вокзала 15 минут пешком или 50 - 100 рублей на такси. Двухместный номер стоит в районе 1200 рублей. Наиболее ценная часть группы отдохнула перед поездом, а наиболее нервная караулила вещи на вокзале. [Д.Р. Были и ценные невротики]. В гостиничном ресторане можно и поужинать. [Д.Р. Очень вкусно и недорого]. По поводу столовой – прямо в сотне метров от вокзала на Пролетарском проспекте очень неплохая круглосуточная столовая РЖД.

14 августа

Сели в поезд без особых приключений, если не считать проспавшей проводницы и занятых чуждыми туристами части наших багажных полок. Кстати, обратные билеты мы брали на всякий случай от Кандалакши, и после выяснения отсутствия необходимости кого-то предупреждать, спокойно сели в Кеми. Никого предупреждать не надо. Купленные места должны оставаться свободны до конца. [Д.Р. В Кеми в здании вокзала целый палаточный городок, очень по-домашнему].

Днем жара.

15 августа

Прибытие в Москву в 4.17. Время пролетело очень быстро, пришла неизбежная пора расставаться и возвращаться в суету.

C. Выводы

Прежде всего, надо отметить удивительно теплую погоду в данные сроки в этом году, отсутствие штормов и отсутствие длительных штилей. То есть погода полностью соответствовала термину меженье. Грибов вследствие сухости практически не было, зато черника вся созрела. И опытные участники, не впервые бывавшие на море, и парусные новички остались очень довольны погодой и местами.

Относительно направления движения. Сами раздумывали, пойти с севера на юг или с юга на север. У обоих вариантов свои плюсы и минусы. Несмотря на преобладание в целом ветров северной половины, по нашим многолетним наблюдениям именно в этот период вплоть до второй половины августа более часты ветра с южных направлений. Хотя год на год не приходится, наверное.

Под мотором пройдено не более 50 км, в остальное время мотор использовался для отхода и захода, выхода на рыбалку. Наличие мотора нельзя считать таким уж необходим, но наш опыт говорит о его полезности. По крайней мере, экономится масса времени, особенно на судах такой массы и при отсутствии энергичных гребцов. Расход топлива около 1 л/ч. Скорость груженых судов на сцепке по спокойной воде около 5-ти километрах в час на средних оборотах двигателя. Увеличение оборотов приводит к кавитации и повышенному расходу топлива при незначительном увеличении скорости.

В течение путешествия постоянно сравнивались оба катамарана - питерский и новосибирский. В качестве общих данных можно сказать, что время сборки и разборки обоих судов примерно одинаково. Не спеша, с дополнительными работами по мелочам сборка заняла около пяти часов, разборка – около двух с половиной. На ходу, особенно в бейдевинд, по скорости заметно выигрывает «Тайфун» ( до 20%). При попутных курсах и в галфвинд скорости практически равны за счет установки на “Sibcat” 6-ти метрового геннакера (он же в нашем понимании генуя). Полагаем, что такое различие в ходовых качествах при примерно одинаковой загруженности связано с несколько лучшей парусной вооруженностью «Тайфуна» и наличием заостренных баллонов. Впрочем, данное различие в ходовых качествах не мешает ходить вместе, просто иногда «Тайфуну» приходилось поджидать или начинать поиск стоянки.

Устойчивая радиосвязь до 5-ти километров позволяет оперативно корректировать планы. Значительной волны для проверки мореходности поймать не пришлось. Волну до полуметра оба катамарана практически не замечают. Правда, на Sibcat-e все же приходится ходить «по-мокрому», поскольку под палубу постоянно поддает вода, а слив работает неудовлетворительно. С этой проблемой пока не разобрались. На Тайфуне в такую волну за счет приподнятой палубы вообще сухо. По началу Sibcat был несколько перегружен (около 550-600 кг вместо 450 по паспорту), что требовало внимания к дифферентовке. Дифферент на нос приводит к ухудшению ходовых качеств и образованию брызг на волне от скул баллонов. Правда, есть надежда, что на большой волне баллоны Sibcat будут лучше облизывать волну, чем остроносые баллоны Тайфуна, которые при полной загрузке будут, скорее всего, склонны пытаться протыкать гребень. Правда, пока все это остается в теории… Баллоны Sibcat усилены по днищу, что очень полезно при такой массе. Вытаскивать катамараны на берег удавалось только вчетвером, причем отнюдь не женщинам и детям. Вообще, имеет смысл обзавестись якорем, чтобы совместно со швартовым удерживать суда на воде в спокойную погоду (при подходящем характере донного грунта). Также имеет смысл иметь надувные бревна для выкатки катамарана при недостаточном экипаже.

Собственно, масса судов показалась единственным ощутимым недостатком. Но деваться некуда. Серьезных поломок не было, разве что на «Тайфуне» периодически наблюдались проблемы с тросами паука, руля и шверта. Далее следуют замечания по катамаранам капитанов и рулевых.

Sibcat-20

А. Э. Протас. Сначала коротко – катамараном я остался доволен. Он не обманул никаких ожиданий, не преподнес сюрпризов ни при сборке, ни на маршруте. Отдельные мелочи, всплывшие при этом, считаю неизбежностью мелкосерийной сборки. Палатка, вызывавшая поначалу скептицизм, оказалась очень уместной при путешествии на севере, особенно с женщинами и детьми, тем более что ставить и закатывать ее в скатку занимает не более трех минут. Пошел дождь или утомил ветер – пожалуйста, домик готов. Конечно, с таким количеством экипажа и вещей тесновато, но вполне терпимо. При погрузке-разгрузке палатка всегда скатывалась. Единственное, надо не забывать про развесовку – в плохую погоду есть желание перегружать нос. Крепеж элементов рамы пока проявил себя положительно, но стоит брать с собой запас стопоров-колечек. В плане надежности большие переживания вызывает скорее транспортировка катамарана в упаковках багажом – особенно клепанные соединения кронштейнов. Подвес шверта на кардане также не вызывает нареканий, его подъем и опускание не особо затруднительно. Перо руля, правда, имеет склонность выскакивать из фиксатора, особенно на больших ходах. Пока найдено простое решение – эспандер, охватывающий румпель.

По работе с парусами основные замечания к недостатку блочков и карабинов. Также пришлось приспособить под геннакер-гик штатное весло. Основной стаксель, на мой взгляд, маловат, поэтому, как только появлялась возможность, ставился геннакер. Штатным штормовым стакселем пользоваться не пришлось, также как и рифами. По парусному вооружению главный совет – обязательно брать дополнительные паруса, а также найти время побаловаться с бегучим такелажем перед дальним походом. К баллонам, клапанам баллонов претензий нет. Вот разве что под задней балкой на баллоне не оказалось усиления… Основные претензии к водонепроницаемой палубе – это то, что даже при небольшом волнении на ней скапливается вода, которая почти не сливается. Она попадает и через борт, и через сами лепестковые клапана, и через щель на стяжке палубы со стрингером. Короче, сидеть надо все равно в резине. Это пока не решенный момент.

Также стоит ,может быть, дополнительно прикрепить фанеру под палубу кокпита, чтобы не образовывались глубокие лужи. Надо думать. Претензий к управляемости нет. Катамаран умеренно приводится, а при правильном выставлении угла опускания шверта нагрузку на румпель можно свести к минимуму. Если вернуться к ходовым качествам, то можно сказать, что если бы не было рядом более ходкого «Тайфуна», подстегивающего к постоянной работе с парусами, многие недостатки остались бы незамеченными. Антислик на баллонах, усиление днища весьма полезны. Транец тоже неплох, только тяжеловат и высок для двухсильного мотора. При разборке катамарана мачту по недомыслию стали заваливать в сторону кормы, она уперлась в шплинт, и было повреждено ее крепление к степсу. При ближайшем рассмотрении деталь оказалась если не лишней, то по крайней мере неважной.

Д.Б. Романов. В целом катамараном доволен. По трезвому размышлению прихожу к выводу, что все раздражения возникали при попытке сравнивать несравнимое - туристическое и спортивное судно. Площадь и угол постановки штатного стакселя рассчитаны, с моей точки зрения, на умеренный и сильный ветер при острых курсах, при зарифленом гроте. Необходимо добавить штатный блочок стаксель-шкота для увеличения угла между стакселем и ДП на пологих курсах. То же самое касается возможностей регулировки формы грота - для спортивных соревнований их явно недостаточно, мы использовали для этих целей крепление гика-шкота карабином к трём фиксированным точкам (ДП, левый борт, правый борт) при лавировке в крутой бейдевинд. Опять же - для похода, в принципе, устраивает, но можно предусмотреть ползун вдоль задней балки. Важный вывод касательно шверта - не надо стесняться менять угол наклона по мере необходимости для уменьшения нагрузки на румпель и комфортного управления.

Судно отлично сбалансировано, этого не смог испортить даже перегруз с дифферентом на нос. Из раздражавших мелочей - вылетающий румпель, довольно просто решается эспандером. Из полезных доработок можно рекомендовать штатный леер для крепления бортов каюты. Идеального места для крепления компаса не существует. В нашем случае он был установлен на поперечной балке по правому борту, отломан мной же в первый день, благо не до конца, так он и ехал на изоленточке. В общем, крепление должно быть не жёстким и рассчитано на несильный удар ногой. Мои выводы такие: хотите гоняться - катамаран не для вас, хотя и может быть доведён до приемлемого уровня (больший стаксель с накруткой и т.д.). Если идти далеко, крутым бейдевиндом и при слабом ветре - втыкайте мотор или отдохните на берегу. Но если бы мне в плохую погоду с крепким ветром предложили выбор - никаких сомнений, однозначно Sibcat-20.

Тайфун

А.В. Унучек. Общее впечатление от судна хорошее. При данных погодных условиях не возникало никаких нештатных ситуаций. Несколько слов об особенностях эксплуатации. Желательно ежедневно контролировать затяжку "барашков" крепления набора (имеют свойство ослабевать), и проверять талрепы растяжек руля и шверта. Также надо сказать, что из-за низко расположенных клапанов на баллонах поддувать их на воде, особенно в волну, затруднительно. При данном расположении руля рулевому приходиться сидеть практически на баллоне позади палубы, что утомительно при длительном переходе. Вот и все, пожалуй.

D. График движения

День

Дата

Участок маршрута

Расстояние
по ген. курсу

Ходовое время, ч

Примечания

1

28.07

Поезд 212 Москва – Мурманск, отпр.1.20

-

-

Очень жарко

2

29.07

Прибытие в Кандалакшу в 7.16- стапель

-

-

Прием катамаранов из багажа, закупка продуктов заброска к стапелю, стапель

3

30.07

Стапель – стоянка на Терском берегу

16

6

4

31.07

Стоянка на Терском берегу – стоянка у мыса Толстик

35

6

5

01.08

Стоянка у мыса Толстик –остров Сидоров

62

8

6

02.08

Дневка

-

-

7

03.08

Остров Сидоров – Остров Соностров

30

6

лавировка

8

04.08

Остров Соностров – стоянка за мысом Орлов

25

8

9

05.08

Дневка

-

-

10

06.08

Стоянка за мысом Орлов – мыс Каменный

64

10

11

07.08

Мыс Каменный – стоянка на мысу Поньгома

30

5,5

12

08.08

Стоянка на мысу Поньгома – Остров Русский Кузов

60

8,5

13

09.08

Дневка, подъем на вершину Русского Кузова

-

-

14

10.08

Дневка, радиалка на остров Олешин

-

-

15

11.08

Дневка, прогулка по Немецкому Кузову

-

-

16

12.08

Остров Русский Кузов - Рабочеостровск

18

4

Большая часть под мотором

17

13.08

Рабочеостровск - Кемь

18

14.08

Посадка в поезд 211 в 4.35

Очень жарко

19

15.08

Прибытие в Москву в 4.17

Итого

340

62

Средняя скорость на воде 5,5 км/ч.

Среднее проходимое за ходовой день расстояние 38 км.

E. Ссылки

В оригинале были ссылки на фотоальбомы, увы, они неактуальны.

Отчет о парусном путешествии четвертой категории сложности в районе Белого моря (1999).