Выбор маршрута
Выбор маршрута в первую очередь определялся короткими отпусками у большинства участников. Мы располагали 13-ю днями, включая дни стапеля и антистапеля. Для серьезного похода по Белому морю этого, конечно, маловато.
Учитывалось также и то, что на Белом море много известных культурных и археологических памятников. Хотя бы некоторые из них хотелось непременно увидеть, тем более что половина команды здесь никогда не бывала.
С другой стороны, превращать поход в мероприятие по знакомству с достопримечательностями нам тоже никак не хотелось. Спортивная сторона должна присутствовать обязательно.
В конце концов пришли к следующему компромиссному решению: идем по маршруту Кемь – Соловки – Кандалакша с обязательным посещением Кузовов – Соловков – о.Робьяк
– о. Красная луда.
Подготовка катамаранов
Катамаран Ветер 2М («Эол», парусный номер Мо 40) был приобретен весной 2010 года. В качестве доработок была пошита грузовая палуба, проклеена нижняя треть баллонов, установлены уключины, изготовлен плавучий якорь. Название и парусный номер перешли от нашего «старого» Ветра, который поменял владельца.
Экипаж: Терехин Иван – капитан,
Терехин Владимир – матрос, (автор текста отчета)
Крюков Константин – матрос.
Терехин Иван |
Терехин Владимир |
Крюков Константин |
Катамаран Ветер (на нем мы дважды ходили на Белое море). В серьезных доработках не нуждался, были установлены лишь новые уключины.
Экипаж: Плюшкин Денис – капитан,
Служинин Николай – матрос.
Плюшкин Денис |
Служинин Николай |
За две недели до старта на «новом» Ветре обнаружилась неисправность клапана. Пришлось отвозить баллон обратно в магазин «Тритона». Претензии были приняты, новый клапан привезен из Питера, установлен и опробован. Все было сделано быстро и качественно, за что мы весьма признательны Игорю Виговскому и Александру Шапарину. Приятно, когда люди хорошо делают свою работу.
Средства безопасности
На
каждом катамаране имелся плавучий спасконец (25-30м). У всех членов
экипажей имелись спасжилеты со страховочным линем.
Навигационное оборудование
У каждого экипажа был комплект топографических и морских карт района, лоция, два компаса, бинокль. Кроме того мы взяли барометр и сотовые телефоны. В тех местах, где работала сотовая связь, мы ежедневно получали прогноз погоды.
Дневник похода
День 1-й, 18 июля
Рабочеостровск - о.Ольховый
(пройдено 12 км)
В Кемь прибыли ночью. Без проблем получили багаж (впервые в этом году отправили катамараны багажом), довольно быстро нашли «Газель» и вскоре были в Рабочеостровске. Площадку для сборки выбрали подальше от лодочных сараев совсем недалеко от места, где снимался известный фильм «Остров». Многочисленные группы туристов идут и идут к часовне. Несомненно, место стало культовым.
Погода прекрасная. Неспешно собираемся в надежде стартовать часов в 10. Уйти, однако, удалось лишь во второй половине дня. При окончательной добивке выяснилось, что один из баллонов нового Ветра травит. Набивки хватает минут на 30. Никак не поймем, в чем дело – ведь за два дня до отъезда все было тщательно проверено и баллоны прекрасно держали. Потратив уйму времени, обнаруживаем близ кормового окончания небольшую ссадину – травит там. Проверяем чехол-упаковку – все сходится. Видимо, при разгрузке в Кеми упаковку с длинномерами жестко сбросили из вагона торцом вниз.
В этом году на Мурманском направлении багажный вагон был только в 212-м поезде. Часов за 6-7 до его отправления мы прибыли для сдачи багажа. Каково же было наше изумление, когда нам объявили, что вагон отправится через 10 минут, т.к. «в этот раз мы его прицепляем к другому составу». Прибудь мы чуть позже, сутки были бы потеряны. Спешно грузили сами, попросив сопровождающих при разгрузке обращаться с нашими упаковками аккуратнее (даже на пиво дали). И вот такой результат!
Клеимся, выдерживаем время – инцидент исчерпан. Жаль лишь потерянных часов.
Водой заправились у гостиницы «Причал» рядом с местом посадки на суда, отправляющиеся на Соловки.
Так как времени потеряно много, да и не спим мы уже вторые сутки, решаем не
идти сегодня на Немецкий Кузов. Обогнув о-ва Пяллуды, уходим на о. Ольховый
(ветер восточный 3 балла). На юго-восточном берегу напротив Сев.Коловара
на Ольховом есть очень удобная бухточка. Сейчас здесь строится изба и
количество посетителей в будущем, видимо, возрастет.
День 2-й, 19 июля
о. Ольховый - о. Вороньи
(пройдено 15 км)
Под умиротворяющий шорох волн прекрасно выспались. Погода как на заказ: солнечно и тепло, по-прежнему восточный ветер 3 балла. Идем против ветра. Спешить сегодня некуда и на Песьей луде сделали длительную остановку. Просто полюбовались на красоту Кемских шхер. Вид с вершины острова замечательный: на востоке огромными каменными холмами возвышаются главные острова архипелага – Русский и Немецкий Кузова, со стороны материка причудливое сплетение многочисленных островов и проливов.
|
|
На Песьей луде
|
Обойдя Песью луду с юга, выходим из тесноты островов и набираем хороший ход. К Немецкому Кузову подошли с северной стороны в месте понижения, делящего остров на две части. Распадок зарос еловым лесом, в скалах левого склона небольшой чистый родник.
Забрались на вершину. Ощущение такое, будто стоишь на самой вершине мироздания. Острова вокруг похожи на вынырнувших из моря черепах, их каменные панцири не успели обсохнуть и блестят на солнце. Лес растет лишь по распадкам и ложбинам, прижимаясь от морских ветров к скалам. В узостях хорошо видны струи течений.
В меньшей степени впечатлили местные сейды. Слишком многие из них явно сооружены здесь совсем недавно.
(В геологическом смысле Кузова – гранитные интрузии. Магма, поднимавшаяся
к поверхности Земли, не смогла вырваться наружу и застыла на небольшой глубине от поверхности. Ледник, долгое время «трудившийся» здесь, придал твердым гранитным массивам форму «бараньих лбов». Потом он отступил, образовалось море, и появились многочисленные мелкие острова – шхеры).
На вершине встретили Геннадия Лисина из г. Королева. Он ходит на тримаране собственной конструкции (парусный номер КМ-8), который вооружен парусом-крылом. От него узнали о смерти Валерия Михайловича Перегудова. Очень жаль. Именно по его известной книге я когда-то впервые начал постигать азы парусного дела.
После обеда ушли на о.Олешин. При подходе к острову хорошо почувствовали на себе мощь прилива. Несмотря на усиленную работу веслами, ветер к этому времени скис, пройти между Олешиным и лудой, лежащей западнее острова, так и не удалось. Скорость течения мы оценили в 7-8 км/час. Пришлось обходить луду с севера.
На северо-западном мысу острова встретились с катамаранщиками из г. Богородска Нижегородской области (т/к «Азимут»), руководитель Хоменко Михаил Георгиевич.
Они впервые на Белом море, идут из Беломорска на Соловки и далее в сторону Кандалакши. Катамаран самодельный на больших «долговских» баллонах, паруса от Ветра, экипаж 7 человек. Видимо, пройти такой маршрут им будет непросто, так как парусности явно маловато. Узнаем, что лабиринты находятся на юго-восточном мысу и идти до них надо через весь остров.
Олешин, несмотря на небольшую высоту (около 30 метров), по-своему очень красив. Весьма впечатляют так называемые борозды выпахивания, «пропаханные» ледником, глубиной в несколько метров и длиной многие десятки и сотни метров. Гранитное тело острова покрыто гигантскими параллельными шрамами. Впечатление такое, будто находишься среди застывших каменных волн.
Удобную стоянку, однако, здесь найти непросто. Долго взвешиваем все «за» и «против» и, в конце концов, решаем уйти на Немецкий Кузов, а лабиринты осмотреть утром перед переходом на Соловки. Нижегородцы остаются на Олешине.
В пролив между Немецким Кузовом и Вороньими островами вошли
как в реку – приливное течение здесь весьма ощутимое. Встали в узости между
Вороньими островами. Место очень удобное и красивое, стоянка хорошо
оборудована.
|
|
|
|
Кузова |
День 3-й, 20 июля
о-ва Вороньи - о. Олешин - о. Соловецкий
(пройдено 35 км)
Утро выдалось теплым и солнечным. Северо-западный ветер, 4 балла. Переходим на Олешин, осматриваем лабиринты и прочие неолитические «постройки».
|
|
Лабиринт о. Олешин |
Со стороны открытого моря вблизи юго-восточной оконечности острова расположены многочисленные каменистые мели и гряды, с высоты острова хорошо видны струи течений и небольшие сулои. Проходить такие участки весьма интересно: ощущение такое, будто находишься в мощном речном потоке.
Пройдя сложный участок, берем курс на башенку маяка на Топах, идем в полный бейдевинд, не меняя галса. На переход до гавани Благополучия затратили около четырех часов. В Соловецком заливе ветра почти нет - Большой Соловецкий остров создает обширную ветровую тень.
Узнаем, что большинство катамаранов останавливается на мысу у Переговорного Камня. Идем туда. Нижегородцы уже здесь, они прошли ночью. Почти одновременно с нами подходит и тримаран Геннадия Лисина.
Место для стоянки весьма удобное: в 300-х метрах в лесу чистое озеро с пресной водой, из которого вытекает ручей, до монастыря минут 25 хода по лесной дороге.
Так как я в прошлом году пробыл на Соловках целую неделю, остаюсь в
лагере. Остальные до вечера отправляются на осмотр монастыря. Лисин (его
молодые спутники тоже сегодня ушли в поселок) собирается сходить на о.
Жижгин. Нижегородцы хотят непременно посетить о. Анзер (говорят,
что у них есть некая предварительная договоренность на получение разрешения для
посещения этого острова). Так как наши маршруты в целом совпадают, рассказал им
об особенностях хождения вдоль Карельского берега, о хороших местах для стоянок
и о местах нахождения археологических памятников.
День 4-й,21-е июля
(Дневка)
С утра мои спутники вновь отправляются на осмотр соловецких достопримеча- тельностей. Уходят и нижегородцы. До 17-ти часов остаюсь присматривать за лагерями, а с приходом смены иду в поселок.
О Соловках написано много. Читайте, узнавайте, приезжайте и смотрите. Побывать здесь, конечно же, стоит. На мой взгляд, это одно из самых замечательных мест России.
Будете на Соловках – обязательно посетите Морской музей (расположен на Сельдяном мысу). Кроме экспонатов внутри музея настоящая верфь – строится копия яхты Петра I «Св. Петр», все можно поглядеть и буквально потрогать руками.
Обратите внимание и на стоящую слева от входа в музей настоящую шитую (!) поморскую шняку. Она изготовлена по старинной поморской технологии без применения электроинструментов, начиная от рубки и распила деревьев на доски, до выгонки смолы. Шняка сшита на Водлозере и пришла на Соловки своим ходом (950 км).
Морской музей принадлежит Товариществу Северного Мореходства (ТСМ) – общественной организации, созданной энтузиастами для изучения истории и культуры Русского Севера.
Вечером получаем прогноз: завтра усиление ветра, а на 23-е – штормовое предупреждение. Сообщаю об этом нижегородцам ( Геннадий Лисин еще днем ушел на о.Жижгин).
|
||
|
|
|
|
||
|
||
|
|
|
|
||
На Соловках |
||
День 5-й, 22-е июля
(о. Соловецкий - м. Чернецкий)
(пройдено 65 км)
С утра готовимся к выходу, но погода совсем не ходовая: порывистый южный ветер, дождь, темная низкая облачность. До обеда ждем погоду. Часам к 12-ти фронт прошел, горизонт чист, на небе ни облачка. Первоначально мы хотели подняться вдоль Соловецкого острова выше Белужьего мыса и оттуда повернуть к м.Чернецкому, но учитывая неблагоприятный прогноз, решили все же поостеречься и дойти до материка более традиционным путем. Берем курс на о.Ряволуду - самый северный из островов Кемского архипелага. Ветер 4 балла, галфвинд, очень сильная качка (хорошо, что никто из нас не страдает морской болезнью).
До о.Ряволуды долетели за три с небольшим часа. Перекусываем и отдыхаем. Остров плотно заселен морскими птицами, которые, как и положено, встречают нас громкими криками. Вообще посещать места гнездования без нужды не стоит, но сейчас птенцы давно на крыле и вреда от нас никакого. Среди птичьего населения очень много гагарок.
Ветер слабеет и постепенно из южного становится юго-западным. Нам это только на руку – продолжаем идти в галфвинд. Над материком, однако, сгущаются какие-то мутные низкие тучки, видимость ухудшается. На всякий случай меняем курс, стараясь идти в относительной близости от берега.
Первый шквал встречаем, немного не дойдя до о. Зеленая луда. Барометр упал лишь за 7-8 минут до резкого усиления ветра. Все проходит по классической схеме: похолодало, ветер ослаб, как будто собираясь с силой, и вот уже со стороны берега по поверхности воды с большой скоростью приближается белая полоса. В снастях завыло и засвистело. Зарифились быстро и вовремя. За первым шквалом после небольшой паузы прошли еще два почти такой же силы и, наконец, просто мощно задуло с берега. Хорошо еще, что берег относительно близко и пространства для разгона высоких волн не хватает.
Надо куда-то убегать. Хотели спрятаться за Зеленую луду, но ее надо огибать (мы уже находились между островом и берегом) и маневры при таком ветре показались нам рискованными. Берег слева – сплошное нагромождение луд, корг и каменистых отмелей. К тому же идет отлив и вся каменная «прелесть» активно обнажается. Более-менее чистый подход к берегу обнаруживаем (на карте) у о.Юльмюки. К острову буквально подлетели. Волнение здесь минимальное и мы аккуратно «выползаем» на пологие каменные плиты.
Очень беспокоились за второй катамаран, который шел мористие нас. Но ребята молодцы – во время увидели приближение шквала, зарифились и вскоре подошли к нам.
На берегах острова сплошной каменный хаос. Палатки ставить решительно негде, да и хотелось все же сегодня добраться до м. Чернецкого. Варим обед и проводим разведку местности. На западном берегу острова обнаруживаем избенку, около нее два местных рыбака. Несомненной достопримечательностью сего места является гора пустых бутылок по размерам вполне соизмеримая с размерами избенки. Я, честно говоря, просто опешил. Для «постройки» такой горы из пустой тары надо выпить несколько кубометров водки.
Рыбаки советуют нам пройти на веслах Кизякульской салмой, но нас такая перспектива не вдохновляет. Количество камней в проливе такое, что не понять, чего больше, воды или камня.
Через два часа ветер стал слабее. За час добегаем до м.Чернецкого, далеко обходя острова Воняги. Встаем на северном берегу мыса у выброшенных на берег секций деревянного причала. Место открытое, но здесь хороший подход к берегу. Вообще же подходы к берегам мыса серьезно осложнены большим количеством крупных камней.
Памятуя о штормовом предупреждении на завтра, далеко вытаскиваем и хорошенько закрепляем катамараны.
На
участке маршрута от м.Чернецкого до губы Ковда мобильная связь отсутствует.
Единственное исключение – район о. Сидоров (надо подняться на одну из его
возвышенностей).
День 6-й, 23 июля
Вынужденная дневка, шторм
Прогноз оказался верным. Море штормит. Довольно тепло, на небе редкие кучевые облака.
Часть команды (по желанию) идет в обход острова – поглядеть природу и, если повезет, найти часовню.
(Первоначально остров назывался Кезекульским. Когда-то на нем поселился монах-отшельник из Соловецкого монастыря. Скит не сохранился, но остров стали называть Чернецким (монах – чернец). Позже над домовиной (гробом) с мощами монаха была возведена часовня).
Идем вдоль северного берега, который весьма отмел. Каменистые отмели и бесчисленные островки простираются на многие сотни метров от коренного берега. Вода в мелких заливах буквально кипит от волн. На западном мысу острова вполне приличная рыбацкая изба. Южный берег лучше защищен от ветров с моря и здесь растет прекрасный лес – местами просто настоящий сосновый бор, много черники.
Часовню мы все же нашли. Она находится на берегу большой бухты несколько в глубине леса напротив острова Сеннуха. Размеры невелики – чуть больше стоящей в ней домовины. И внутри и вокруг все в полном порядке.
|
|
|
Остров Чернецкий |
День 7-й, 24 июля
м.Чернецкий - м.Соломенный
(пройдено 62 км)
Солнечное утро, теплый ветер с юга (попутный), 3 балла. Берем курс на м.Хенной Наволок и спокойно без приключений доходим. Дальше идем вдоль материка. По старой памяти заходим на мыс Каменный. Изба в запущенном состоянии, но на мысу установлен новый большой крест. Знаменитые каменные плиты мыса показать тем, кто здесь не был, не удалось из-за высокой воды.
К вечеру холодает, ветер усиливается до 4-х баллов. До о.Робьяк идем почти в галфвинд.
Большой Робьяк
Остров невелик (метров 800) и похож на головастика, вытянувшего голову в сторону моря. Лес отсутствует. Поверхность – сплошной плотный травяной ковер. Неолитический культовый комплекс расположен на ровной травяной площадке в районе сужения острова. В центре два менгира в виде стелл, наклоненных друг к другу. Высота стелл более 2-х метров. Симметрично справа и слева от стелл расположены два круга, выложенных большими (до 0,5 м) плоскими камнями, с крупным камнем в центре.
Менгиры острова Робьяк
(В отличие от Кузовов, современные люди еще не успели оставить здесь следы своего пребывания. Осматривая здешние древности, пожалуйста, оставьте все как есть. Тут каждый камень, в том числе дикий природный, находится на своем месте. Иногда приходится читать в отчетах туристов о том, как, например, «по традиции построили на вершине Немецкого Кузова «сейд»». В результате таких «традиций» уникальные культурные и природные объекты просто теряют свой облик).
Поздно вечером уходим с Робьяка на мыс Соломенный. Ночь прекрасна: на западе горит закат размером в полнеба, над морем нежные розовые облака, ярко светит большущая луна. На мысу застаем байдарочников: парень с девушкой идут из Гридино в сторону Кеми.
Воду на м. Соломенном можно набрать в озере, расположенном в 300-х метрах от берега в лесу. Прямо на вершине мыса тоже есть небольшое озерцо. Вода в нем значительно светлее, чем в лесном озере.
|
|
|
|
Мыс Соломенный
|
День 8-й, 25 июля
м.Соломенный - о.Соностров
(пройдено 78 км.)
Лишний раз убеждаемся, насколько переменчива погода на Белом море. Утром на небе тяжелые малоподвижные тучи. Существенно похолодало. Восточный ветер 4 балла. Обходить о.Олений при таком направлении ветра непросто.
|
В открытом море |
Долго и тяжело идем острым бейдевиндом на северо-восток. Легче становиться только в районе Ивановых Луд, так как береговая линия в этом месте постепенно начинает уходить на северо-запад. Ветер усилился до 5 баллов, разгоняя длинные пологие волны, и все больше заходит с юга. От Нахконицы (остров с маячком) идем курсом фордевинд. Высота волн около двух метров и нас хорошо раскачивает. Заливания нет, но иногда все же получаем с кормы «подарки» в виде сорванных ветром гребней.
Скорость весьма высока – только успевай отмечать пройденные мысы Карельского берега. Ровный ветер не ослабевает и во второй половине дня и до Сонострова долетаем часа за четыре. Перед входом в пролив между островом и материком высота волн еще более возрастает и наше передвижение уже напоминает катание на американских горках.
Останавливаемся на Сонострове напротив двух небольших островков в проливе. День выдался весьма удачным: и прошли достаточно много, и само прохождение получилось интересным, хотя и весьма напряженным.
|
|
День 9-й, 26 июля
Дневка
Дневку на Сонострове мы планировали заранее. К утру ветер ослаб, небольшая облачность, очень тепло.
Весь день занимались тем, чем положено заниматься на дневке: обошли большую часть острова, половили треску, набрали черники, напекли блинов, сходили в устье Сонреки за пресной водой. Тщательно осмотрели катамараны – все в полном порядке.
Вечером со стороны материка подошел мощнейший грозовой фронт. Готовясь к шквалу, укрепили палатки и корабли, но удар ветра оказался не таким сильным, как ожидали. Над материком сильнейшая гроза.
|
|
|
|
Соностров |
День 10-й, 27 июля
о.Соностров - о.Сидоров
(пройдено 32 км)
Порывистый юго-восточный ветер, 5 баллов, крутая короткая волна 1,5 – 2,0 м.. При выходе из пролива зарифились, курс фордевинд. Идти тяжело даже зарифившись. Очень неприятны резкие порыва ветра сзади. Хождение в таких условиях, видимо, можно считать для нас уже достаточно близким к предельному в смысле обеспечения безопасности. У Двинских луд останавливаемся и осматриваем больший и из островов. Атмосфера заметно мутнеет, облаков нет, но солнце едва просматривается. Видимо, дело опять идет к грозе.
На восточном мысу Пежострова большая группа туристов. У них целая флотилия разнотипных судов: парусные катамараны, байдарки, лодки. Подолгу стоят в хороших местах, собираются дойти до Сонострова.
|
|
Прибой на Черемшихе |
Обходя луду |
Передохнув, идем к о.Черемшихе. Обойдя остров с юга, прячемся за мысом и высаживаемся. С верхних точек острова открываются замечательные виды. Южный берег Черемшихи – высокие скалы желто-красного цвета, круто обрывающиеся в море. Противоположный берег пологий и открытый – здесь царство ветра и прибоя. В меридиональном направлении остров расколот несколькими сквозными трещинами-разломами. Глубина некоторых из них достигает 15-20 метров.
На западном берегу в редких соснах хорошо оборудованная стоянка. Здесь что-то вроде летнего лагеря. Большая группа москвичей пришла на самодельных парусных катамаранах. Много детей. Народ очень приветливый и контактный. Приглашают в баню.
Пробыв на острове часа два, идем вдоль о.Кишкин. Вход в узкий пролив между Кишкиным и Виченной Лудой серьезно осложнен многочисленными камнями и островками, едва выступающими из воды.
Пройдя между о.Сидоровым и о.Кишкиным, поднимаем все паруса и идем к
островам Илейкам. Здесь, в глубоко врезавшейся в берег острова Сидорова
бухте, хорошие стоянки, но сегодня все они заняты. Пока думали да гадали, куда
податься, подошел очередной грозовой фронт. Рифимся и пропускаем сильнейший
шквал. С превеликим трудом лавируя против встречного ветра, буквально вползаем
в соседнюю бухту. Тут уже не до выбора места. Едва успели натянуть тент и
перетаскать вещи, как хлынул дождь с грозой.
|
День 11-й, 28 июля
о.Соностров - о.Микков
(пройдено 56 км)
Великолепная погода. Тепло и солнечно. Ветер по-прежнему юго-восточный, 3 балла. Утро начинаем с переноски катамаранов, так как осушка в бухте приличная. (Надувные катки в этом походе мы не использовали, так как впятером Ветер переносится достаточно легко).
Неспешно идем к мысу Красный. На острове Красная Луда замечаем недавно поставленный крест (точно такой же, как и на мысе Каменном). Старый поморский крест, стоящий здесь с незапамятных времен, совсем обветшал и развалился. Осматриваем лабиринт, который своим строением весьма напоминает лабиринт острова Олешин. Лакомимся ягодами.
Риф между о.Кемьлудским и мысом Красным обнажился и обсох, и катамараны через него приходится переносить. Далее направляемся к Кузокоцкому мысу, в районе о.Величаихи пересекаем Полярный круг и идем вдоль о.Великий.
Ветер периодически стихает и скорость невелика. Около острова Наумихи замечаем сразу пять(!) белохвостых орланов. Кружа над островом, они пытаются снизиться и сесть, но целая туча чаек не дает им этого сделать. Идет настоящий воздушный бой.
Ветер чуть оживился только у мыса Костылева. К Ковдской губе подошли уже в сумерках. Удобная стоянка в северной бухте о.Миккова занята. Студенты из Москвы приехали отдохнуть, активно ловят селедку. Рассказывают, что если обнаружить косяк, то поймать можно очень много. Селедка клюет на голые белые (блестящие) крючки.
Есть желание зайти в Ковду. Говорят, что знаменитую Никольскую
церковь наконец-то отреставрировали. Хотелось бы посмотреть.
День 12-й, 29 июля
о.Микков - м.Дмитриев
(пройдено 43 км)
Полный штиль. На небе ни облачка, очень тепло. Из-за штиля в Ковду решили не заходить. Гребем к мысу Толстик и далее идем вдоль берега. В двух километрах от мыса
в чистом ручье набираем воды. Ориентиром местонахождения ручья может служить бухта с песчаным пляжем перед выступающим каменным мысом.
|
Песчаный пляж за мысом Толстик |
Обогнув заповедный остров Вачев с юго-востока, берем курс на Кибиринские Луды. На пересечение залива по диагонали ушло чуть больше 4-х часов. По-прежнему полный штиль. Рассчитываем спокойно дойти до Колвицкой губы и встать под горой Зимец (там много удобных стоянок, есть родник, да и на гору интересно было бы подняться).
В районе г.Тесовисны попадаем в мощный воздушный поток, стекающий из района Колвицких тундр к морю. (В 2006 году в этом же месте мы попади точно в такую же ситуацию). Ветер очень неровный и фактически представляет собой длинную череду шквалов различной силы и продолжительности. Волны небольшие и хаотичные, так как высокий берег Кольского полуострова рядом – в 1 – 1,5 км. Ширина ветрового языка порядка 3-х км.
|
В Колвицкой губе |
С большим трудом преодолев поток, попадаем в штилевую зону и опять садимся за весла. Доходим до мыса Дмитриева. Еще 2-3 км и мы у цели, но пройти их так и не удалось. Вдоль Колвицкой губы со стороны материка дует так, что даже зарифившись, чувствуем себя весьма неуютно. Волны здесь значительно выше, так как пространства для их разгона достаточно. Делаем две попытки войти в губу, но катамараны практически не идут против такого ветра.
Встали перед мысом Дмитриева. Место неприветливое. Лет 10 назад здесь прошел низовой пожар. Большие деревья сохранились, но весь подрост уничтожен начисто. Мертвые деревья стоят словно скелеты.
(Вечером я пошел вдоль берега к роднику под горой Зимец и встретил
еще один «подарок» природе от человека. На береговой терасе замечательная
поляна с оборудованной стоянкой, вокруг огромные сосны. И вот какой-то
пакостник свалил две большущие живые сосны и лежат они на поляне
крест-накрест. Для чего это сделано, понять невозможно. Видимо, была под
рукой бензопила, ну и решил ее опробовать).
День 13-й, 30 июля
м. Дмитриева - Кандалакша
(пройдено 20 км)
Утром встаем пораньше, чтобы иметь запас времени на разборку судов. Ветер из Колвицкой губы дует с прежней силой. До о. Власова идем, взяв рифы, далее гребля. Остров Большой Березовый обошли с севера. Острова заповедные и количество и разнообразие птиц удивляет и радует. На протяжении всего времени, пока мы гребли вдоль заповедной территории, за нами двигалась моторка с егерями. Не было никаких проверок или требований, нас просто аккуратно контролировали. Приятно, когда люди толково выполняют свою работу.
Перед самой Кандалакшей чуть задуло и к берегу подошли под парусами. Поход закончен. Как всегда, немного грустно, но что поделаешь.
Уехали без проблем. Телефоны людей, осуществляющих перевозки
туристов в районе Кандалакши, мы брали из Интернета. Цена оказалась меньшей,
чем два (!) года назад.
ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
День |
Дата |
Участок маршрута |
Расст. (км) |
Время (час) |
Средн. скорость (км/ч) |
Ветер (баллы) Курс |
Макс. высота волн (м) |
Погода
|
1 |
18.07 |
Рабочеостровск - о. Ольховый |
12 |
2 |
6 |
Вост.(3) бейд., галф |
0,3 |
Переменная облачность |
2 |
19.07 |
О. Ольховый – о. Немецкий Кузов – о-ва Вороньи |
15 |
3 |
5 |
Вост.(3) бейд., галф |
0,3 |
Солнечно |
3 |
20.07 |
О-ва Вороньи - Солвки |
35 |
4,5 |
7,5 |
Сев.-Зап. (4) бейд |
0,5-0,6 |
Солнечно |
4 |
21.07 |
Дневка |
|
|
|
Южн. (3) |
|
Переменная облачность |
5 |
22.07 |
О. Солвецкий – м. Чернецкий |
65 |
7 |
9 |
Южн. Ю-Зап. Зап.(4) галф., бейд. |
0,5 -0,8 |
Утром грозовой фронт, с 12 до 17 часов солнечно. Вечером гроза, шквалы. |
6 |
23.07 |
Вынужденная дневка |
|
|
|
Зап. (6) – (7) |
|
Переменная облачность |
7 |
24.07 |
М.Чернецкий – м.Соломенный |
62 |
7,5 |
8 |
Южн. (3) –(4) |
0,3 -0,5 |
Переменная облачность |
8 |
25.07 |
М. Соломенный – о.Соностров |
78 |
9 |
8,7 |
Вост., Ю-Вост. (4) – (5) |
1,5 -2,0 |
Плотная низкая облачность |
9 |
26.07 |
Дневка |
|
|
|
Южн. Зап. |
|
Солнечно. Вечером дождь, гороза. |
10 |
27.07 |
О.Соностров – о. Сидоров |
32 |
3 |
10,7 |
Ю-Вост. (5) |
1,5 -2,0 |
Солнечно. Дымка. Во второй поло- вине дня гроза, шквалы. |
11 |
28.07 |
О. Сидоров – о. Микков |
56 |
9 |
6 |
Ю-Вост. (3) |
0,3 |
Солнечно |
12 |
29.07 |
О. Микков – м. Дмитриева |
43 |
8 |
5,3 |
Штиль |
|
Солнечно. В районе г. Тесо-висны и Колвиц- кой губы ветер до 5 баллов, шквалы |
13 |
30.07 |
М. Дмитриева - Кандалакша |
20 |
4 |
5 |
Штиль |
|
Солнечно. В районе Колвицкой губы до 5 баллов
|
За 10 ходовых дней пройдено по генеральному курсу - 416 км.
В том числе на веслах - 46 км.
Средняя скорость передвижения – 41,6 км. в день.
Некоторые выводы
Маршрут пройден полностью. Серьезных ошибок в тактике прохождения допущено не было. Погода, в целом, была благоприятной. Стоит отметить, обобщая опыт и предыдущих походов, что на Белом море она весьма переменчива.
Господствующими в середине июля – начале августа являются ветра северо-восточного направления.
Надо отметить и довольно большое количество шквалов. В смысле отработки техники их встречи был приобретен хороший опыт.
Молодой экипаж (Денис Плюшкин и Служинин Николай) на протяжении всего маршрута вел катамаран самостоятельно и существенно повысил свою квалификацию
(это был их первый морской поход).
Ветер 2М очень понравился: хорошо управляется, корма практически не тянет воду, настоящие блоки и тросы из нержавейки избавляют от многих забот по их защите от морской воды, шверт вообще выше всяких похвал.
Из недостатков: низкое качество анодирования элементов каркаса. Особенно это касается шпангоутов - «зацвели» еще в походе. Длинномеры более-менее в порядке.
(По приезде домой все «железо» было тщательно отмыто). Видимо, перед следующим походом придется наносить защитный слой.
Ни на одном из катамаранов не было никаких поломок. Остаемся убежденными приверженцами катамарана Ветер.