Отчет о походе на разборном парусном катамаране

Тайланд 2009-2010 год

Зимой 2009-2010 года мы путешествовали по заливу Пхукета Андаманского моря на разборном парусном катамаране. Точнее, катамаран был не столько разборный, сколько сборный.

Концепция была следующая:

- каботажное плавание по островам и вдоль берегов Андаманского моря

- катамаран строили на месте, с максимальным использованием местных материалов

- при разработке катамарана приоритет отдавали надежности, мореходности и живучести судна, при этом несколько жертвовали скоростью и углом лавировки.

В процессе подготовки сложилась еще одна особенность похода: 4 человека приезжали в конце декабря, строили катамаран и ходили на нем до 5 января. Затем все, кроме меня, возвращались домой, а во второй половине января приезжали еще 3 человека.

Таким образом «морская» часть поездки была разбита на 2 части. Во время образовавшегося между ними двухнедельного «окна» я ездил путешествовать на север Тайланда и в Лаос.

 

Конструкция

Катамаран строили на базе пятиметровых баллонов К6 производства КБ «Сталкер».

Т.к. бесплатно провозить в багаже самолета можно до 20 кг на человека, а везли катамаран 4 чел туда и 4 чел обратно, постарались вес ката уместить в 40 кг, чтобы каждый мог взять 10 кг личных вещей и снаряжения и 10 кг деталей катамарана. Деталями были 2 баллона с дополнительными аварийными камерами, 2 паруса, шверт, руль, веревки, тросы, ремнабор, крепежи и пр. дельные вещи. Каркас катамарана строили из бамбука. На месте докупали веревки и некоторые мелочи.

Каркас вязали из бамбука на скрутках по «мягкой» схеме (без использования ферм, «пауков» и т.п.). Там где возникали сомнения в прочности, мы просто добавляли лишних бамбуковых палок. Таким образом, каркас получился не жестким, гнулся на волне и немного скручивался в свежий ветер (который дали за месяц раза 3). Нежесткий каркас мы смогли себе позволить потому, что вместо традиционного бермудского парусного вооружения мы использовали что-то вроде латинского паруса на л-образной мачте + полубалансирный стаксель с гиком по нижней шкаторине. Не волнуйтесь! Сейчас вставлю фотографию и опишу парусное вооружение более понятно и подробно.

На «плоский» каркас катамарана установили Л-образную мачту, которая упирается в продолины баллонов. Мачту поддерживают 4 ванты, идущие от 2/3 высоты мачты к тем же продолинам к носу и к корме. Мачта имеет небольшой наклон к корме, чтобы снять часть нагрузки с задних вант. Кроме того в нижней части ванты раздваиваются, чтобы распределить по каркасу нагрузку от паруса. На топе Л-образной мачты 2 блочка, через которые проведены грота и стаксель фалы.

Грот – парус от виндсерфинга S - 5.5 кв. м. Мачта из бамбука. Примерно на ¾ высоты мачты крепится грота фал. На ходу грот не рифится и не убирается (возможно только скинуть его целиком в воду). Подразумевалось, что в любой ветер парус такой маленькой площади не будет опасен. Зато в крепкий ветер этот парус не искажается и хорошо тянет («рабочий» ветер для такого паруса на серфе – 10 – 15 м/с). На берегу, мы спускали грот, отцепляли карабин, которым он крепится к грота фалу и клали на берегу.

Стаксель сшили сами из гельвинора. S - 6.5 кв. м. Нижняя шкаторина растянута по гику, задняя шкаторина усилена короткими латами. Парус полубалансирный. В слабый ветер стаксель был основным движителем, т.к. слишком плоский грот работал плохо, особенно на острых курсах. Убирали стаксель, накручивая его на гик. Топ стакселя крепился к стаксель фалу карабином и на берегу полностью убирался. Стаксель полубалансирный, гик крепили карабином на короткой оттяжке к петле на подвижной веревке продетой в 3 кольца: по одному кольцу на носах поплавков, и одно кольцо посередине моста на уровне мачты. При помощи этого приспособления, мы делали поворот оверштаг, перемещая галсовый угол стакселя, а не шкотовый. Очень удобно.

Шверт и руль объемные, выгнуты из листа алюминия.

Подразумевался тент или палатка на катамаране, но руки до их постройки так и не дошли. Кстати, из-за высокой влажности солнце обжигало не так уж и сильно – достаточно одеваться и прикрывать голову в середине дня. От перегрева всегда можно спастись, прыгнув в воду.

Погода. В январе на Андоманском побережье Тайланда устанавливается спокойная сухая погода – «холодный сезон». Холодный сезон, означает, что дневная температура в пределах 30С, ночная – около 20, за полтора месяца дождь шел 2 раза, штормов не было, несколько раз собирались грозовые облака, но предгрозовой шквал наблюдали 1 раз. Длился он минут 10 с максимальной силой 10 – 14 м/с. Эта туча собиралась часа полтора, так что до начала ветра мы успели укрыться на острове и приготовить ужин.

Больших волн в заливе Пхукета мы не видели.

 Ветер. В середине дня и вечером, часто бывал штиль. Вообще ветра не хватало, но зато и страшно не было. Ветра зимой преобладают северо-восточные. Почти каждый день на рассвете в течение 1.5 – 2 часов дают восточный или северо-восточный ветер силой 6 -8 м.с. Поднимается небольшая короткая волна, как на Азовском море (я описываю ситуацию в мелководном заливе, прикрытом островами, но, будучи несколько дней на внешнем берегу, больших волн, или следов от них, я тоже не видел).

Типичное расписание ветра: утро  - восточный ветер начался сразу после рассвета. Часа через полтора начал стихать. Часам к 12 – штиль, начинаем бороться с течениями.

День – слабый ветер то в одном, то в другом направлении.

Вечер – штиль.

Иногда в этом расписании появлялись изменения, чаще это случалось во второй половине января. Например, были дни, когда целый день дул уверенный северо-восток или запад. Один раз отсиживались на острове (недалеко от Ко Ланты), т.к. весь день дул свежий отжимной ветер (восток) – решили не рисковать. Один раз, после целого дня штиля нарвались на крепкий предзакатный ветер. Это было в проливе между двумя островами Пхи-Пхи, поднялась достаточно высокая волна. В общем, пришлось поволноваться, хотя поломок не было.

Течения. В первой части нашего похода мы крутились в гуще мелких островов. Приливно – отливные течения очень сильные, особенно в узких проливах. Направление и время начала течения знают только местные. Если ветра нет, или он слабый (а это почти всегда так), выгрести против течения, или лавироваться практически невозможно.

Приливы – отливы. На глаз, разница между максимальным и минимальным уровнем в некоторых местах до 3 метров. В мелких местах причаливать в отлив неудобно, иногда приходилось таскать барахло и катамаран метров по 300.

 Но гораздо больше проблем приливы создают при поиске места для ночевки. Многие песчаные пляжи полностью заливает в прилив. Однажды мы так и не нашли пляжа для ночевки (подробности во второй части отчета).

Пару раз нас подтапливало ночью ненормально высокими приливами, приходилось переставлять палатки.

Рыба – не ловилась и у рыбаков мы ее не видели, наверное, все уже выловили до нас.

Местные. Очень позитивные, открытые, отзывчивые, гостеприимные люди, как буддисты, так и мусульмане. Рыбаки, кстати, почти все мусульмане. Пока мы строили катамаран, подружились с половиной деревни.

Несколько человек очень активно нам помогали. К концу путешествия мы так расслабились, что нас таки обворовали, но это было на Краби (очень туристическое место), так что может это и не тайцы залезли к нам в палатку.

Власти. Проблем с полицией, таможней и т.п. не было. Товарищей типа ГИМСа не встречали. Один раз нам не позволили причалить на пляже на территории отеля, но это была частная охрана.

Здоровье. Кроме солнечной радиации и жары, стоит опасаться кровососущих насекомых. Нас постоянно грызли комары и мошки, особенно вечером и ночью. Спать приходилось в палатке. Берите побольше репеллентов, или покупайте их на месте.

 Имеет смысл носить коралловые тапочки, порезы на ногах появлялись постоянно. При этом заживают любые ранки и расчесы очень медленно. Практически не заживают и накапливаются. Многие порезы не заживали месяц и больше, и исчезли через несколько дней после возвращения домой.

Обезьяны, особенно в местах, где их подкармливают люди, ведут себя нагло и агрессивно. Однажды нам пришлось по очереди отгонять их веслом, пока остальные обедали. В городе Петча Бури мне пришлось выкинуть только что купленный сок, Т.к животные по настоящему пытались меня укусить. Укус обезьяны может наградить вас бешенством или гепатитом. Местные товарищи для борьбы с обезьянами используют рогатки. Рогатку можно купить в магазине.

С острова Koh Boi Noi мы сбежали среди ночи, т.к. вокруг нас собралась стая крыс.

У кого-то раньше, у кого-то позже появились отеки, особенно распухли ноги. С чем это связано я точно не знаю, слышал версию, что это что-то вроде аллергии на солнце. Когда я был в Лаосе, отек почти прошел. Когда я вернулся на юг – опять усилился. Когда вернулся в Россию, отек прошел сразу. Видимо из-за отека, или из-за постоянных укусов насекомых через месяц пребывания в тропиках, я поставил себе диагноз лимфаденит. Увеличились и стали болеть паховые лимфатические узлы с одной стороны. В Москве все сразу прошло само собой.

Ошибки. Ветра было мало и парусов не хватало. Грот надо было брать метров 8.

Были некоторые технические недочеты в катамаране, которые ухудшили его ходовые качества.

В первой части похода мы пытались идти на север, т.е. навстречу ветру. Лавироваться в слабый ветер сложно, мотора не было, грести навстречу ветру практически невозможно. Надо было выстраивать маршрут сразу с севера на юг.

Маршрут

В первой части похода участвовали 4 человека:


Таня


Вадим


Юра


Олег

 Катамаран строили 3 дня. На острове Пхукет нашли относительно безлюдный пляж недалеко от Пхукет сити со стороны залива (N 07*54.567; E 098*26.472).

Когда мы планировали поход, было непонятно, где мы возьмем бамбук для каркаса. Те, кто был в тех краях, говорили, что бамбук там растет, но где растет и как его добыть, сказать не могли. Будучи в Индии, я видел бамбук на строительных рынках, видел строительные леса из бамбука. Когда ехал из Бангкока в Пхукет на автобусе, я всматривался в джунгли, пытаясь понять, где бамбук обычно растет. Несколько раз видел, но не сказать, чтобы он рос везде. Разрешилось все достаточно просто: в первый же день, когда искали подходящее место для постройки катамарана, увидели заросли бамбука возле дороги. Правда, бамбук рос за чьим-то забором. Я зашел в ближайший магазинчик, и мне удалось объяснить, что я ищу хозяев этого участка. Вскоре пришла удивленная тайка. Жестами, мне удалось объяснить, что я хочу купить бамбук. Когда она поняла, что мне надо, то, молча, вынесла из дома топор и отдала его мне. Бамбук, это трава и растет он пучками. Рубить неудобно, я бы предпочел пилить.

Видя мои неуклюжие попытки, она достала мобильник, и через несколько минут приехал ее муж. На двоих они знали пару десятков английских фраз, и мне удалось объяснить для чего, сколько и какого размера бамбук мне нужен. Йес (так представился дядька) достал большой кривой нож-серп с длинной как у топора ручкой и стал валить бамбук. Мы с Миа (так звали барышню) отрубали верхушки и боковые побеги. Когда  палки были готовы, Йес поинтересовался, как мы их повезем, я пожал плечами и показал на наши два прокатных мопеда (к тому моменту подъехал Юра). Через несколько минут. Йес выкатил мотоцикл с коляской, мы погрузили и привязали 5 метровые палки к коляске и кортеж из 3 мотоциклов двинулся к морю. Когда приехали и разгрузились, я стал пытаться заплатить. Они долго отказывались, а потом запросили какую-то смешную сумму, нам удалось убедить их взять в два раза больше (по-моему, рублей 500), после этого, мы совместно выпили пива.

На следующее утро мы проснулись от того, что кто-то ходит вокруг палаток и говорит hallow. Оказалось, что это наши новые друзья привезли нам завтрак и кофе! Мы окончательно подружились, и все три дня, что мы строили катамаран, Йес, Миа и Пиа (сестра Мии) помогали нам и кормили нас разными тайскими блюдами. Вечером мы пили пиво и общались (Пиа неплохо говорит по-английски).

Они научили нас добывать и готовить всяких улиток, устриц и т.п. открывать кокосы и прочим полезным вещам. Мы выучили несколько тайских слов. Иногда нам помогали и другие жители соседней деревни.

29.12.2009 Утром прощаемся с десятком жителей деревни, которые вышли нас проводить и посмотреть, поплывет ли наш катамаран. На прощанье один абориген залез на пальму и скинул оттуда штук 15 кокосов. Торжественно отплываем.

Под очень слабым попутным ветром идем вдоль Пхукета на север. К вечеру добираемся до островка Ko Naka Noi. Мы назвали его « Баунти». Ночуем на красивом пляже в восточной части острова (N 08*03.639; E 098*27.51).

30.12 Утром переходим к соседнему, большему острову Ko Naka Yai «Остров невезения». На этом ветер полностью закончился. На пляже отеля нам встать не позволили. За пределами пляжа мангровые заросли с каменистым дном. Пытаемся обогнуть остров с севера. Из-за сильного встречного течения останавливаемся в северной части острова, сильно повреждаем баллон, ремонтируемся. Дальше ходим с бандажем на правом баллоне.

31.12 – Утром выходим на рассвете, чтобы поймать «рассветный» ветер. Сначала под этим ветром, а потом на слабых дневных ветрах переменных направлений доходим до северной части острова Ko Yao Yai и находим «Новогодний пляж» (N 08* 04.916; E 098*31.814). Красивый безлюдный пляж в северо-западной части острова. По пути зашли на маленький красивый островок, название которого не запомнили.

На этом пляже встречаем новый 2010 год. В новогоднюю ночь наблюдаем головокружительную иллюминацию. Когда ночью в тропиках проводишь рукой по воде, то вокруг руки появляется зеленоватое свечение. Это светится планктон. Когда плывешь, все тело покрывается светящейся мантией. Можно бегать вдоль берега и от ног будут разлетаться светящиеся брызги. На берегу, в кустах и на пальмах, вспыхивают и гаснут тысячи светлячков, а над головой светло от миллионов звезд. Куда не бросишь взгляд – все сверкает и переливается. Если отплыть подальше и посмотреть на берег, то перестаешь улавливать границу между сверкающими звездами, перемигивающимися светлячками и фосфорическим свечением воды. Плеска волн с берега не слышно и ты зависаешь в теплой светящейся невесомости.

01.01.2010 - Дневка.

02.01 Выходим под бодрым утренним северо-западным ветром подходим к скалистому островуThamJone(?).

Пока его осматриваем, ветер окончательно скисает. В основном на веслах, борясь с течениями, добираемся до острова Ko Boi. Идем вдоль берега, пытаемся найти место для отдыха, но причалить негде, скалистые берега, камни, торчащие из воды. К тому же из джунглей за нами наблюдают «хозяева» острова обезьяны. Пора уже искать место для ночевки.

 Все так же, то на веслах, то под слабым ветром идем на соседний Koh Boi Noi. Там есть несколько пляжей, но их явно заливает в прилив. Останавливаемся у рыбацких навесов в западной части острова. Людей на острове нет. Катамаран привязываем к шестам, на которые ставят сети, спать решаем на настилах под навесами. На острове много обезьян, так что складываем вещи в рюкзаки – чтобы не растащили, но когда, уже в темноте, начинаем ужинать, к нам, на запах жареных креветок, сбегаются сотни крыс, которые не очень-то боятся людей. Отходить от костра становится жутковато, стоит посветить фонариком в сторону наиболее активного шуршания, как видишь штук пять лениво убегающих за соседний камень крыс, еще нескольким убегать лень, и они продолжают сидеть в нескольких метрах от костра и ждать когда их покормят. Решаем бежать с этого острова, т.к. спать с такими соседями не хочется. Идем по GPS на единственный знакомый нам в окрестностях «Новогодний» пляж на острове Ko Yao Yai.

Стуча вокруг себя по земле и камням палками, загружаемся и отчаливаем. На мачту подвешиваем налобный фонарь. Луны пока нет, над головой миллиарды звезд, за катамараном остается светящаяся дорожка. Неожиданно, среди ночи дают свежий попутный ветер, бросаем весла и долетаем до нашего знакомого пляжа часа за 3.

03.01 Утром лавируемся против очень слабого ветра. В середине дня ветер скисает окончательно, зато дают сильное встречное течение в проливе между островами Ко Яо Ной и Ко Яо Яй. Зависаем у камней возле берега. Причалить невозможно, двигаться против сильного течения невозможно, сливаться обратно – обидно. В итоге нас берет на буксир рыбак и протаскивает через узкое место с сильным течением.

К вечеру собираются облака и дают свежий ветер. Сначала в галфвинд, а затем в лавировку добираемся до песчаной косы в северо-восточной части острова в конце пролива между двумя островами. (N 08*04.683; E 098*36)

04.01 Утром долго ждем прилива, т.к. место мелкое, и вода ушла далеко. Пытаемся лавироваться против слабого ветра и небольшой волны. Парусов не хватает, причаливаем к ресторанчику - пообедать. Выходим в море, через некоторое время начинают собираться грозы. Уходим на крошечный необитаемый островок Koh Nok (N 08*04.811; E 098*37.619). Прекрасное место. Днем туда привозят туристов на «такси боте». Берем телефон таксиста, начинаем разбирать катамаран.


05.01 На острове Koh Nok разобрали катамаран и спрятали его в джунглях на склоне горы. До Пхукета добрались на «такси боте». Вадим улетает домой.

06.01 – Юра и Таня улетают домой.

06.01 – 20.01 я путешествую по Тайланду и Лаосу.

Ко второй части похода прилетели Саша и Аня. Через несколько дней, на Пхи Пхи к нам присоединилась Юля.

Получилось, что во второй части похода нас снова четверо:


Саня и Аня

Юля                                                              Олег

20 января добрались до острова Koh Nok, нашли наши тайники не тронутыми и снова собрали катамаран (2 дня).

22.01 Отчаливаем на вновь собранном катамаране. Останавливаемся через пару часов на красивом пляже в восточной части острова Ko Hong (N 08* 04.672; E 098* 40.749). Место прекрасное, но очень туристическое. На острове живут смотрители, висит плакат о том, что это национальный парк и чего нам там нельзя делать. Там же прайс за пребывание на острове, но с нас денег не попросили. Белый песок, отвесные скалы. Супер место!

23.01 Утром заходим на остров с другой стороны. Там находится огромная карстовая воронка, образующая озеро внутри острова. Во время отлива озеро выливается в море, и превращается в огромную плоскую площадь в окружении отвесных скал. Со стороны моря несколько пещер. Отлив, берег каменистый, причалить сложно, зато возле берега установлено несколько муренгов (мертвые якоря) для яхт, становимся на муренг как большие и вплавь добираемся до берега. Мы попали туда как раз в пик отлива и погуляли внутри этого огромного амфитеатра. Когда вышли, ветер скис, и мы очень медленно, но добираемся до материка. Ветер скисает окончательно. Ночуем на городском пляже (N 08*03.577; E 098*44.890).

24.01 Утром дали свежий ветер, идем на остров Chicken Iland (?). Возле островов ветер начинает крутить. С трудом, лавируясь и подгребая веслами, добираемся до первой попавшейся бухточки (N 07* 58.242; E 098*48.331). Красивая оказалась бухточка, правда, днем туда приезжает много народа из Краби на «такси ботах». Весь оставшийся день купаемся в чистейшей воде.

25.01 Пользуясь свежим ветром, в галфвинд доходим до Ko Pai (Бамбуковый остров). Причаливаем прямо на кишащий людьми пляж (сюда привозят на день туристов с Пхи Пхи и из Краби), идем в кафешку обедать. Как и во всех местах где есть люди, катамаран собирает массу любопытных и желающих с ним сфотографироваться. Идем на знаменитый Ko Phi Phi. Становимся на юго-восточной части острова, с платой за место для палатки. (N 07*49.028; E 098*47.892). По правде, остров особо не впечатлил. Наверное там было очень хорошо несколько лет назад, а сейчас все застроено гостиницами, ресторанами, магазинами и т.п. Рай для любителей «овощного» времяпрепровождения.

26.01 Обходим южный мыс острова и становимся между пляжами Пхи Пхи. Оставшийся день гуляем по знаменитому курорту, дозакупаемся продуктами и водой.

27.01 Идем в однодневное путешествие вокруг острова Ko Phi Phi Leh. На борту 5 человек, т.к. берем с собой 2 французов, с которыми познакомились на Пхи Пхи Доне. Ko Phi Phi Leh стал жутко популярен после того, как там сняли фильм Пляж. В заливе, где снимали фильм, толпится народ и достаточно грязно. Зато с противоположной стороны острова много прекрасных бухточек среди отвесных скал.

 Когда возвращались на Пхи Пхи Дон, как раз в проливе, штиль превратился в крепкий ветер. Быстро образовалась крутая волна, на которую катамаран не всегда успевал всходить (все-таки 5 человек для него многовато на море). На особо больших волнах приходилось приводиться носом к волне и ветру, чтобы сильно не било в борт. Наконец входим в бухту, прикрытую от волны. Через час, на закате ветер скис.

28.01 Встречаем Юлю, которая добралась до Пхи Пхи на пароме. Пользуясь почти попутным ветром, в полный бакштаг, доходим до острова Ko Jum (рядом с материком). Ночуем на пляже с черным песком (N 07*47.701; E098*58.700).

29.01 Идем вдоль бесконечных песчаных пляжей на юг. Из-за сильных, разнонаправленных порывов ветра и встречного течения, решаем остановиться на маленьком островке у южной оконечности острова Ko Jum (N 07*46.579; E 098*59.070). Остаток дня проводим на этом островке т.к. дует крепкий отжимной ветер.

30.01 Бакштаг. Вот что значит повернули на юг, почти всегда попутные ветра. Вспоминаю как в первой части похода «рубились» на север. Бодро доходим до маленького песчаного островка в проливе, отделяющим остров Ко Ланта Ной (Ko Lanta Noi) от материка (N 07* 41.557; E 099*02.744). В отлив, вода отошла метров на 500. В некоторых направлениях – до километра. Гуляем по бескрайним песчаным дюнам, охотимся на крабов. В озерцах между дюнами можно принять горячую соленую ванну.

 Ночью просыпаемся от гомона птиц. Остров почти полностью залило необычно сильным приливом. Переставляем палатки и подтягиваем катамаран. К счастью, скоро наводнение прекратилось.

31.01 Идем вдоль островов Ko Lanta Noi и Ko Lanta Yai. Из-за штиля останавливаемся на городском пляже. Ветра нет до вечера. Ночуем «в цивилизации».

01.02 Не торопясь, с остановками идем на юг. Ночуем (N 07*31.536; E 099*03.213)

02.02 Обходим Ко Ланту с юга, получаем сильное встречное течение при попутном ветре. Ветер сильнее. Скорость по GPS около 2 узлов. Скорость относительно воды на глаз около 4-5. Похоже, что во время прилива вокруг Ко Ланты образуется течение направленное по часовой стрелке, а во время отлива – против. Мелкие острова оказались непригодны для стоянки т.к. все пляжи явно заливает в прилив, песок на пляжах перемешан с маленькими острыми камушками, опасными для катамарана. Вообще, место не очень. В северной части пролива мангровые заросли, из-за этого вода вонючая, купаться неприятно. Находим место на острове Ko Por. Общаемся с веселыми аборигенами.

 Все тайцы помешаны на тайском боксе. Многие тайцы занимались или продолжают заниматься им. За месяц пребывания в Тае я слышал от нескольких аборигенов рассказы о том, что в молодости они были чемпионами местного значения. Один из таких бывших чемпионов прилип к нам, так как оказался еще и главным знатоком английского в деревне. Он протусовался с нами до ночи, потом долго просил ударить его то ногой то рукой чтобы продемонстрировать все варианты отражения всех возможных ударов.


03.02 Переходим через пролив  на Ко Ланту в городок Бан Си Райя. Разбираем катамаран и вечером уезжаем на маршрутке в Краби. Ночуем на городском пляже. На следующий день Юля уехала на Пхи-Пхи, Аня и Саня в Бангкок, я, через Бангкок в Москву. Каждый взял ¼ часть катамарана и довез ее до Москвы.

В общем, наше морское путешествие прошло без особых «косяков». Благодаря предсказуемой погоде, реально опасных ситуаций не было. Вода теплая, климат прекрасный, конструкция катамарана себя оправдывает. На мой взгляд, плавание по Байкалу или по Белому морю, где погода может радикально измениться за 15 минут, гораздо опаснее.

Этой зимой мы планируем начать долговременный проект – плавание вдоль тихоокеанского побережья полуострова Индокитай. Стартуем от залива Ха Лонг на севере Вьетнама и идем вдоль берега на юг. Когда время кончитcя, разберем катамаран и оставим его на хранение в какой-нибудь деревне. В следующий раз приедем в эту деревню и продолжим свое движение в сторону экватора. На юге Вьетнам граничит с Камбоджей, дальше опять Тайланд, потом Малайзия или Индонезия. Мир большой.

Если у Вас возникли вопросы по конструкции катамарана или особенностям путешествия в этом регионе, пишите на адрес zayac_ne@bk.ru или звоните +79265279718 Олегу  Зайцу. О других наших походах и планах Вы можете узнать на страничке группы «Путешествия под парусом и без» на сайте «vkontakte.ru» http://vkontakte.ru/club18554046. Там же лежит несколько видеороликов и еще фотографии из этой поездки.