Петр Воробьев

Котка - Хельсинки, "Ветер" & "Альбатрос", 2011 г.




ОТЧЕТ
о парусном походе по Балтийскому морю с 06 по19 августа 2011 г.
Маршрут: Котка – Лависса - Хельсинки
За 7 ходовых дней пройдено по генеральному курсу 79 мм.

Участники

Катамаран Альбатрос «Авось» Мо31:
Воробьев Петр, 1949, капитан
Мишин Алексей, 1982, матрос, рыбак

Катамаран Ветер «Сполох» Мо50
Воробьев Илья, 1980, адмирал, водитель
Худолеев Антон, 1979, матрос, водитель
Бельский Сергей, 1980, матрос

График движения

1. 06.08, пос. Нахабино – г. Котка (кемпинг Санталахти)   980 км., 16 ч. (на автомобиле).
2. 07.08, г. Котка (кемпинг Санталахти) - Экскурсия по Котке, морской музей, ледокол Тармо…
3. 08.08, г. Котка (кемпинг Санталахти) – о-в Кауниссаари (северовосточный пляж) 5,8мм, 1,5ч. (облачно, +19 гр.С, временами дождь,  ветер З, 10 м/с, порывами до 15, волна 1,4 м).
4. 09.08, о-в Кауниссаари - дневка, экскурсия по острову в рыбацкий поселок
5. 10.08, о-в Кауниссаари – о-в Свартхольм, 17,4мм, 6ч (облачно, + 15 гр. С, временами дождь,  ветер ЮЗ, 7 м/с, порывами до 10, волна 0,8 м).
6. 11.08, о-в Свартхольм – г. Лависса –
о-в Свартхольм,   9,8мм, 2ч (ясно, + 17 гр. С, ветер З, 3-5 м/с, волна 0,4 м).
7. 12.08, о-в Свартхольм – бухта Буйон,   14мм, 6ч (ясно, + 17 гр. С, ветер Ю, 3-5 м/с, волна 0,4 м).
8. 13.08, бухта Буйон – п/о-в Сантасаариэнте (пляж у кафе Бенитас), 5мм,   2,5ч (ясно, +20 гр.С, ветер В, 3-4 м/с, к обеду до штиля,волна 0,3 м).
9. 14.08, п/о-в Сантасаариэнте – о-в Кауниссаари (сев. пляж),   18мм,   4ч (пасмурно, + 18 гр. С, к вечеру дождь, ветер В, 6-8 м/с, волна до 0,5 м).
10. 15.08, о-в Кауниссаари (сев. пляж)   - дневка (пасмурно, + 18 гр. С, временами дождь, ветер В, 8-10 м/с, волна до 0,8 м).
11. 16.08, о-в Кауниссаари (сев. пляж) – г. Хельсинки (кемпинг Растила),   9,5мм, 3ч (пасмурно, утром туман, + 20 гр. С, временами дождь, ветер В, 5-7 м/с, волна до 0,5 м).
12. 17.08, г. Хельсинки (кемпинг Растила) - антистапель, перегон автомобилей из Котки в Хельсинки, вечером прогулка по Хельсинки.
13. 18.08, г. Хельсинки (кемпинг Растила) - экскурсия в Свеаборг, прогулка по Хельсинки.
14. 19.08, г. Хельсинки (кемпинг Растила) – пос Нахабино, 1100 км.   17ч (на автомобиле).

Дневник похода

Так как все достойные посещения водоемы европейской части России уже освоены в 2011 решили таки высунутся на своем бывшем альбатросе «Авось» за границу – в Финляндию. Желающих поучаствовать в экспедиции набралось 5 человек, поэтому пришлось взять взаймы еще один катамаран «Ветер» «Сполох», ранее принадлежавший Г. Шмерлингу, а сейчас А. Игнатьеву (сам он поучаствовать не смог, а нам дал – спасибо ему!) и в Финке уже бывавший – вот пусть он дорогу и показывает! «Авось» то за границу впервые выезжает (и, насколько я знаю, это первое плавание «Альбатроса» по Балтике. Тоже что ли заявку на рекорд подать?). 
6 августа стартовали с дачи в Нахабино, ехали двумя машинами.



 Доехали удачно – ни пробок особых, ни аварий. Единственное достойное упоминания происшествие произошло при пересечении Финской границы. До этого, на Российской стороне штук 5 шлагбаумов со знаками «стоп» и мужиками в различной форме. А тут шлагбаум всего один и открыт. Ну знак «стоп». Встали. Никто не подходит – поехали дальше. А дальше никаких загородок, а потом магазинчик с финской вывеской, домики… Блин, границу без отметки в паспортах пересекли! Нас же обратно не выпустят! Сдали задним ходом. Вышел финский погранец, показал, что в здание надо пройти. К машинам не подошел – так что контрабанда (тушняк, крупа и т.д.) была удачно переправлена.



В Котку прибыли уже в ночь, заселились в кемпинг Санталахти. Хороший кемпинг с туалетами, душами, кухней, сауной и очень приятными девушками на рецепшене. Поставили палатки, по 100 гр. с приездом и спать…





С утра 7-ого съездили в Котку. Докупили продукты, прогулялись по городу, посмотрели водный парк Сапокка, местный аквариум, морской и краеведческий музеи. В аквариуме впечатлила здоровенная щука длинной метра полтора, в музее любовно отреставрированный ледокол 1907 г. постройки. И вообще Котка очень приятный и уютный город.









Ввечеру начали собирать катамараны – на муниципальном пляже метрах в 200 от палаток.



Почти собрали, осталось только мачты воткнуть. С утра 8-ого завершили сборку, сняли лагерь, загрузились и отчалили. Машины оставили на стоянке кемпинга. Вышли под зарифленными гротами – в дуло прилично и в бинокль за островами, прикрывающими бухту, барашки такие немаленькие…



Когда вышли из бухты, поняли, что наши опасения не напрасны. Дуло прилично и почти в морду, да и волна разгулялась. Шли, подгребая моторами и дошли до о-ва Кауниссаари где то за полтора часа, вымокли до трусов. Нашли полянку над пляжем, поставили лагерь.



Следующий день 9 августа был посвящен осмотру местных достопримечательностей. С утра накрапывало, потом погода наладилась. Красивый остров, напоминает Хед на БМ. Сначала сходили на северную оконечность, мимо нее фарватер проходит – там автоматические маяк и радар. И кабель туда с материка приходит (а это не близко!), а оттуда воздушки по острову разбегаются. Вот ведь, весь остров 4Х2 км. и народу живет всего ничего, а электричество есть!





Потом сходили в рыбацкий поселок на южной оконечности – ну домов 30-40. При этом 2 кафе, картинная галерея, музей, магазинчики… Осмотрели, попили пивка, поели пиццы в кафешке, докупили хлебца…









Утром 10-ого свернули лагерь и отчалили – задача дня дойти до о-ва Свартхольм. С утра порывистый ветер, дождь зарядами, встречная волна.



Шли в острый бейд, временами, чтобы обойти мысы, приходилось делать короткие галсы в сторону моря. После полудня погода стала налаживаться, да и курс изменился, шли в полветра. «Авось» дошел часов за 6 – мотором не пользовались. «Сполох» пришел 5-ю часами позже – сломался транец и шпангоуты по правому борту (тема про шпангоуты здесь - http://gik.fordak.ru/index.php?topic=8707.0 ). Ну и капитан к кораблю пока не привык. Мы с Алексеем изрядно поволновались – связи то не было (одна из раций и телефон Алексея накрылись еще в первый переход, мой телефон был без роуминга и ехал в Илюхином «адмиральском сундуке»), а потеряли мы их из виду еще в начале пути, во время одного из дождевых зарядов. Вот и шли на Свартхольм - «место встречи изменить нельзя».
Зачалились на единственном на острове пляжике (и тот не из песка, из кирпичной крошки), рядом с причалом экскурсионных корабликов, детской площадкой и туалетом. Весь остров – шведская морская крепость середины 18 века. Куртины, бастионы…







Пока ждали, Алексей расчехлил спиннинг и попробовал побросать с пирса На эту мысль его натолкнула чайка, пытавшаяся на этом самом пирсе сожрать живого окуня, который с трудом пролезал ей в глотку. По его словам получилась лучшая рыбалка за все время его рыболовного стажа. Окуни не давали проходу твистеру, каждый заброс заканчивался поимкой рыбы, в мешок шли только крупные, тем не менее в итоге получилось ведра полтора.



А я временами бегал на южный бастион и пытался в бинокль разглядеть паруса «Сполоха». Близился закат, а «Сполоха» не видать. Куда они делись? Наконец, решили обратится к экипажу незадолго до этого подошедшей ретро-шхуны под голландским флагом.



Алексей на ломаном английском стал выпрашивать телефон, чтобы отправить смс. Тут выяснилось, что жена капитана русская из Москвы и языковой барьер был преодолен, телефон дали, смс отправили. А через полчаса и «Сполох» подошел.
Уже в сумерках поставили палатки почти на детской площадке, окуней выпустили – поздно уже с ними было заниматься. Закат был красивый, а ночью опять шел дождь.





С утра снова дождь. А тут еще девушка подошла, одетая в желтый камзол шведского солдата времен Полтавы, из музейных работников. Объяснила, что переночевали и ладно. Но скоро может экскурсанты приедут, а вы палатки на детской площадке поставили! Вон там у нас кемпинговая зона. Пришлось сворачивать лагерь и перегонять лодки к яхтенному причалу около кафешки, оттуда до этой зоны поближе. Заодно продегустировали местное разливное пиво – хорошее. А тут и погода наладилась.





Илью и Серегу оставили обустраивать лагерь, а я с Антоном и Алексеем отправились на «Авосе» в Лависсу – город посмотреть, хлебца, овощей и пива прикупить. Шли на моторе – ветер слабый и залив закрытый. Зачалились прямо к припортовой площади, между наплавных причалов для яхт и катеров. Погуляли по городку, посетили местный супермаркет.







Пришли – лагерь уже стоит на новом месте. Рядом с палатками очаг под барбекю с решеткой, ящик с пилеными и колотыми дровами, стол с лавками, контейнер мусорный, туалет чистенький неподалеку. Сготовили ужин и уселись за стол. А рядом со столом по стенке бастиона тропа, по которой экскурсанты ходят. Щелкали нас исподтишка – видимо понравилась картинка: сидят за столом с внушительной батареей крепких напитков на бастионе шведской крепости 5 русских…





На вечерней зорьке Алексей попробовал повторить свой рыболовный подвиг – не вышло, рыба клевала слабо. Худо-бедно выловил двух окуней, щуренка и судачка. Запекли их в фольге и быстренько слопали. Потом любовались лунной дорожкой.

12.08 вышли с целью дойти до бухты Буйон. Шли шхерным фарватером. Довольно долго – дуло так себе, а на выходе из шхер (в районе городка Сувикунта) – узости и встречняк. Транец на «Сполхе» починить так, чтобы не было страшно утопить мотор, не удалось. Так что после Свартхольма мотор на этом транце висел молча, просто чтоб место в кокпите не занимал. Ну и я на «Авосе» мотор не заводил – вроде и лавировку вполне себе вперед продвигаемся.
В шхерах красиво и весьма населенно. Везде, где можно, воткнуты финские дачки. Домики небольшие, вписаны в лес-скалы, крашены как правило в красно-коричневый цвет и издали не видны. Чтобы найти «дикое» место под стоянку очень надо постараться…





Дошили без приключений, старались держать друг друга в поле зрения. По пути Алексею удалось поймать щуку и пару окуней.
Бухта Буйон – круглая почти лагуна с узким входом. Берега – гранитные взлобки. 2 пирса – наплавной и прилепленный к крутому взлобку. При каждом очаг барбекюшный, колотые-пиленые дрова, туалеты чистенькие. У наплавного пирса палатку ставить негде. У прилепленного к скале на макушке взлобка одну воткнуть можно, вторую поставили прямо на досках на краю причала.





Яхт и катеров много – пятница, финны отдыхают во всю. К барбикюшнеце подобраться не удалось, ее напрочь оккупировали финны. Немножко пообщались с ними на ломаном английском. Жарку рыбы отложили на утро. Ощущения от пребывания в Финляндии не однозначные. Вроде все хорошо, даже отлично, но чувствуешь себя не в своей тарелке, слишком уж цивилизованно и многолюдно. Свободы действий, что ли не хватает?... Все время приходится на кого-то оглядываться.
Запекли и слопали рыбку с утра, пока утомленные финны спали.



На 13 у нас был запланирован короткий переход до пляжа у кафе Бенитас в районе городка Пелинки. Но дошли небыстро, дуло так себе, тем более в шхерах. А потом и вовсе заштилило. Уже на подходе не выдержал, завел мотор «Авося» и притащил «Сполоха» на буксире.



Зачалились на пляжике у кафе, сходили пивка попить. Спросили, можно ли встать и где – да вон, с края пляжа стойте. Поставили лагерь. Вытащили на ровную полянку «Сполох» - еще раз осмотрели, отфоткали и подлечили (просто до этого места для ремонта были не удобные, а здесь – хоть в футбол играй).







На вечер сняли сауну и с удовольствием попарились.
Засыпали под громкий музон доносящийся со стороны пролива, откуда мы пришли – там много стоянок с маломерками всякими и типа каких то баз отдыха, вот видимо на одной из них и гуляли. Суббота, у финнов самый загульный день.
14 вышли курсом на о-в Кауниссаари (вот и Котки первая стоянка была на острове с таким же названием, kaunis по-фински красивый). Переход был длинный, но достаточно легкий – дуло как надо и откуда надо. Сначала заскочил в марину на юго-восточной оконечности острова, посмотрели (да и спросили) – палатки ставить негде.





«Сполох» не заходя стал огибать остров против часовой, пока вылез я из марины и догнал его – смотрю, уже на берегу стоит. Да, зря он здесь причалил, пляж то хороший, но при таком ветре – ловушка! Дует вдоль берега, чуток в навал, мелко и валуны – на веслах не выгребешь, а мотор не заведешь… Но что теперь сделаешь – причалил рядом.



Зато рядом с местом причаливания оказался незанятый дощатый щит под палатку. Этот остров оказался популярным местом отдыха финнов, у которых нет своего домика. Как мы поняли они здесь ставят палатки (огромные кемпинговые) на все лето, а приезжают на выходные. За это денежку платят – очень небольшую, если надолго. Около некоторых палаток аж клумбочки с цветами разбиты. Вещи, посуда – все оставляют без присмотра. Не ворует здесь никто! Вдоль берега, на некотором отдалении идет отсыпанная гравием дорожка. Чтоб таскать вещи около причала в сарайчике тележки на велосипедных колесах. Вдоль дорожки летний водопровод и стоечки с краниками. Ну и туалеты конечно.



А мы пришли в воскресенье – все как раз уезжают. Пошли к кафешке, узнать как что. Уже закрыто, до 4-х работает. А с понедельника по среду не работает совсем, в четверг ввечеру откроется. Это мы у работницы кафе узнали, которая помещение прибирала. Хоть уже и закрыто, пиво нам налила и хлеб продала – это вы на таких маленьких лодках под парусами только что пришли? Ну а по стоянке – это она не в курсе, есть типа рецепшен вон там. Сходили – уже закрыт и никого нет. Ну и встали, где причалили. На щите под огромную финскую палатку свободно разместились 2 наши 3-х местки и стол с табуретками в придачу.





15 ветер усилился, а направления не сменил. Ловушка сработала, отойти затруднительно. Ну и сделали дневку – Хельсенки уже видно, одна недлинная ходка и мы там! А те планы, что у нас были программой максимум – так «Сполох» то инвалид, дошли и слава Богу, а уж еще что то по морю накручивать стремно. Погуляли по острову, ребята устроили покерный турнир, а я, пенсионер, хоть отоспался.







16 ветер подстих и чуть зашел – можно отваливать. Но такой туман! Хорошо, что пока собрали лагерь, рассеялся. Ну и пошли, курс на Хельсинки! Дошли быстро, правда под конец, когда уже в шхеры зашли, заштилило и пришлось идти на движке со «Сполохом» на буксире. Перед пляжем у кемпинга Растила по карте мост – а высота не указана! Подошли – да, низковат, «Авось» может и прополз бы, «Сполох» точно мачтой упрется. Зачалились перед мостом, около яхтенного пирса, сняли мачты, пешком сходили в кемпинг – места есть.



Под мостом прошли на моторе. На пляже частично разобрали катамараны – тащить до зоны, где палатки ставят, метров 300! Перетаскали, поставили палатки и отправились Хельсинки смотреть.





От палаток до станции метро (тоже, как и кемпинг – Растила, усадьба по-фински, здесь раньше загород был и усадьба какого то буржуя, в усадебном доме теперь ресторан) оказалось 5 минут пешком! Еще 20 минут на метро - и ты в центре. Ну и до ближайшего супермаркета от палаток минут 7.
Провел обзорную экскурсию по Хельсинки (я здесь уже был однажды), показал где автовокзал, посмотрели расписание автобусов на Котку – завтра Илья и Антон поедут за машинами. Поужинали в кафешке на проспекте Маннергейма, на метро и в палатки спать.





17-ого с утра Илья и Антон поехали в Котку забрать и перегнать автомобили. А мы втроем неспешно разобрали катамараны и разложили детали на солнышке просушиться (упаковки в машинах в Котке остались)…
К обеду водители подогнали машины – упаковали лодки. Потом молодежь опять подалась в Хельсинки, а я остался – на территории кемпинга ввечеру Хельсинский Кеннелклуб проводит всепородную выставку собак, лучше я ее посмотрю. Подготовился, купил упаковочку пивка и устроился в адмиральском кресле с пивом и фотоаппаратом. С удовольствием посмотрел, но мало что понял – все по-фински, а правила проведения выставок похоже существенно отличаются от правил РКФ.



18 всем личным составом поехали смотреть крепость Свеаборг. Полдня на это потратили – и не пожалели. Очень интересно. Все пересказывать не буду – описания в интернете можно найти.







Отмечу только, что крепостную церковь финны испортили – судя по старым фото, с маковками она красивее была. И зачем? Это при царе в крепости жило под 13 тыс. человек, сейчас и 1000 нет, для кого надо было церковь уродовать и под протестантский храм перестраивать?



Посмотрели также военный музей в манеже (манеж, значит в крепости и конница стояла?). Экспозиция с 18 по 44 года. Ну что финны не как мы войну 39-40 года оценивают понятно. А 41-44? И особенно 44 примерно так: финская армия готова была отбить наступление русских, но руководство решило выйти из войны под гарантии независимости.



Ну и впечатлили пушки на бастионах Пермского сталелитейно-пушечного завода начала 900-ых.



Вернувшись в Хельсинки отобедали все вместе, а потом разошлись по интересам – шопинг, сувениры и т.д.
С вечера загрузили машины а утром 19 сняли палатки и стартовали на Родину.





 Дорога без особых приключений. Единственная пробка – в начале трассы, после съезда с питерской окружной, и в Вышнем Волочке как обычно – медленно и печально. Ну и на нейтральной полосе хотели в дюти-фри зайти, финского морошкового ликеру прикупить и других напитков. А на погранпункте «Торфяное» так движение организовано, что на стоянку у магазинчика можно попасть только когда из России в Финляндию едешь, а назад остановиться можно только метрах в 50. Остановились, пошли. Сразу крик «Не положено!». Кем и почему не положено никто объяснить не смог. Ну значит хоть и на нейтральной полосе, но уже на Родине. К полуночи были на даче в Нахабино.

Денег на всю дорогу ушло на человека примерно так:
- виза 2400 р.
- бензин 2000 р.
- продукты, купленные здесь 2500 р.
- "общак" на кемпинги и продукты там 100 Е.
+ брали по литру в дюти-фри, (то, что везли в открытую) 15-20 Е ? + музеи, кафешки (?)