Комментарии

В.Белоозерова

Брожение по Онеге или Записки безбашенного Матроса. Избороздили всё Онего! Только записи дневника, нет локализации стоянок.

Матрасный поход по Ладожскому озеру. Информативность - нормальная, так как о Ладоге он всё уже рассказал ранее, но для отчёта этого мало. Фото любят неоткрываться.

Страна тысячи островов. Не указано, где пользовались мотором, какие были курсы. Если маршрут идти без мотора и чуть побольше, то 2 к.с.

Котка - Хельсинки. Карта жидковата, описаний мало. Как можно было не предусмотреть связь между судами? Пройденный путь маловат, но Финский залив - это 3 к.с.

Днепр (Дмитрук). Нет карт и графика пути. Описания не привязаны к месту.

Рыбинка (Дубовкин). Нет графика пути.

Страна тысячи островов. Нет графика пути.

Прогулялся по Белу морю. Описание слабо привязано к местности и карте. Надо бы подробнее описать байдарку.

Вьетнам.Нет ни графика маршрута, ни карт. Нужно подробнее описать катамаран, а также сами плавания: ветры, курсы, координаты. Но сведения о стране - интересные и полезные.

Борей. Хотелось бы подробнее знать расположение удобных стоянок, с координатами. Про катамаран тоже интересно было бы почитать.

Белое море (Ильина). Хотелось бы иметь подробные описания стоянок и навигационных условий переходов. Хорошо описано снаряжение. Но и катамаран описать нужно.

Курилы (Коломейчук). Нужно всё-таки давать координаты, описания и схему стоянок с окрестностями.

Рыбинка (Михайлов). Шлюзы. Мотор. 300 км.

Ирикла - море в степи. Достоинство: новый водоём.

Авось, Колибри и Онего. Балды!

Сайма. Однако, нужно написать про суда и экипаж (с контактными данными).

Белое море (Протас). Отчёт очень разумно организован на сайте.

Вайгач идет на Вайгач. Всё-таки нужно давать в отчёте карты мест, или ссылки на них.

Лофотенское кольцо. Не умею читать формат списка точек.

В.Ракитина

Уровень представленных отчетов - вырос, несомненно. Как и уровень пройденных маршрутов. Как и количество участников. Порадовали все! Единственное сожаление - отсутствие в числе конкурсантов И.Лукомского, А.Хазацкого&Т.Зориной, А.Литвинова. Лучшее плавание - А. Дубовский (с учетом избранного средства). Лучший отчет - традиционно, Г. Шмерлинг.

Успехов!

Г.Шмерлинга

Начну с фотографий. В большинстве отчетов твердые четверки, а пятерки троим поставил: Дубовскому, Виговскому и Тимофееву за Байкал. Про отчет ИВа два слова: снимки отличные, и подбор, и понравилось что идут подряд сразу, без превьюшек в которые надо тыкать. Приятно смотреть. Надо же, оказывается времена изменились и можно себе такое позволить, не дрожа над каждым килобайтом. Но если интернет во время просмотра притормозит, приехали: не открываются.

Текста нет считай, но вся требуемая от отчета информация налицо. Для мест которые многажды описаны и всем известны, а хочется показать еще один, новый взгляд — по моему, удачная форма.

Подсмотренный Белоозеровым африканский флот — интересно. Фотоотчет в чистом виде, только вот так сказать вне мэйнстрима — скорее нечто жанрово-этнографическое. И зря Виктор Николаевич поместил снимки в презентацию PowerPoint: были жалобы что не посмотреть. Не у всех же обязан МС-Офис стоять.

За литературу. Мои пятерки у Андреевой, Зайца, Коломейчука, Морева (капитан Дэн тут без вариантов), Иванова. Безбашенному Матросу я и в категории пятерку поставил, оказавшись в меньшинстве. Но почти 900 км накрутить по Онеге! С большими пересечениями, без мотора. Не всегда безупречно, да, но имхо - таки пятерка. Онега не слабее моря может быть. История Ракитина тоже имела бы 5, отлично он пишет, и с художественным творчеством - были рисунки, тут песни. Однако, введение про императоров-алкашей... ни к селу ни к городу, не понимаю этого.

Надо сказать что все материалы читались с большим интересом. У одного изюминка в одном, у другого в другом. Может, пора делать как в фигурном катании было: 5,9! 6.0! ... но даже просто прочитать все в голове уже не умещается.

Отдельная история - "Сочинение на вольную тему" Владимира Иванова из Питера. Именно история. Светлая ностальгия по нашей молодости, слегка ироничный взгляд с высоты пройденного. Спасибо.

Качество материалов как отчетов по-моему стало лучше чем раньше. Во всяком случае тех материалов, которые авторы и хотели сделать как отчеты, не ограничиваясь дневником. А ведь добротные карты, координаты, графики движения нужны не проформы ради. Как бы интересна и хороша не была литературная часть, когда есть все перечисленное — видишь перед собой документ, бортжурнал. И лучше понимаешь что к чему.

О самих плаваниях. Конечно, максимум интереса был к походам дальним и по новым местам. Курилы... еще более далекие и недоступные, чем Шантарские острова. Странные погоды, странные земли. Масштаб. Океан. Наверное, это наши парусно-туристские "семитысячники".

А вот от рассказов от северных походов к Вайгачу и Новой Земле, честно говоря, осталось ощущение тяжести. Не хочется туда, и все. Неуютное море, открытые неуютные берега, долгие переходы, ощущение опасений... тут надо быть настоящими фанатами Северов. Надо сказать что новоземельская эпопея Котоярви такого ощущения не оставляла — там сама НЗ была основной, очень интересной целью, оправдывавшей "подходы".И чувствовался запас прочности, что ли. А тут столько тягот, чтобы только ткнуться как в финишную ленточку — и скорей обратно.

Надо сказать, на "Борее" с запасом прочности тоже все оказалось в порядке, а рассказ наполнен радостью от движения к цели и ее достижения. "Вайгачу" пришлось более туго. Выбран длиннейший, тяжелый маршрут. Перегрузка, все время мотор. Это плавание дало наибольший разброс оценок "за прохождение": от 1 до 5. Единицу поставили те, кто благодаря обсуждению под гиком был в курсе случившегося в походе ЧП — конфликта в команде, который, начавшись с мелочей, в итоге вынудил одного из членов экипажа предпочесть остаться в крайней точке маршрута на Вайгаче. В описании похода об этом упоминается вскользь и не по существу. Не те вещи, о которых хотелось бы рассказывать... Но это главный урок плавания для всех кто ходит далеко и надолго: как важен подбор и сыгранность команды. Высший балл, как понимаю, ставил или тот, кто не заметил потери бойца, или решил, что так или иначе, а упорство и в итоге благополучное возвращение всех участников того стоит.

Понравился "исторический" подход в отчете М.Хоменко. Цель побывать у памятников древних культур на беломорских островах придала походу особый смысл. Когда-то были на Робьяке и видели странные торчащие наклонные камни, но в голову никому не пришло что это не просто причудливые останцы, а древние менгиры.

Наконец, наш поход по Лофотенам. Согласен с поставившими нам "хорошие отметки", что не уменьшает приятности от их получения :-). Сидя дома, самим с трудом верится, где и как все было... Более того. Планируя сейчас освоение жесткой лодки, понимаю: скорее всего, не попасть туда больше. Ну, другие места будут. Зато с разборной лодкой на машине — замечательно! Несравненно проще, чем забраться на тот же Дальний Восток; чертовски интересные и красивые места, прекрасная страна. Так что надо надеяться, появятся новые отчеты и по норвежским водам. И на юге, и на севере. Ждет своих первопроходцев маршрут вокруг Нордкапа — то ли до Киркенеса, то ли прямо в Россию. Пожалуй, уже для многих кораблей и команд он вполне реален.