Первоисточник: Кают-компания Катеров и яхт, март 2012
Роман Бармин
Файл с координатами точек (формат gdb для MapSource).
Доброго времени суток всем коллегам! Долго не мог собраться с мыслями, чтобы написать отчет о плавании, которое я совершил с 28 июля по 10 сентября 2011 года. Конечно особым литературным талантом я не выделяюсь, но хотя бы кратко написать о пройденном маршруте думаю смогу. На самом деле я ведь не художественную книгу пишу, а лишь собственный впечатления. Буду выкладывать маленькими порциями (поэтапно), так что по ходу задавайте вопросы, господа, постараюсь ответить. Сам немало полезной информации отсюда почерпнул, быть может и мой опыт кому-то пригодится.
Плавание совершалось на моей парусной яхте Tipu (что в переводе с финского Цыпленок). Проект Helmsman 23, длина 7,1 м, ширина 2,6 м, осадка 1,5 м, площадь основных парусов 20 кв.м, год постройки 1980. Итак, 28 июля в 19:30 (время финское) мы покинул уютный залив Vartiokylanlahti, где моя лодка стояла на летней стоянке в Meri Rastila (60*12.3'N; 025*06.6'E). На борту до Tammisaari был мой друг Константин. Шли шхерным фарватером, наслаждаясь живописными видами и солнечной погодой.
Ветер был умеренный и попутный и позволил нам долететь почти за один световой день (ночевали на якорной стоянке в точке с координатами 60*05.6'N; 024*57.8E с 01:00 до 08:00). В 20:10 ошвартовались в марине Notholm, что в 1.5 nm от Lapohja (59*54.6'N; 023*17.5'E). Тогда мне показалось удобным попрощаться с другом Константином здесь, однако сразу выяснилось, что автобусы как-то редко ходят, а платформа поезда только в Lapohja, да и вообще там какая-то промзона (даже не живет никто, вечером прогулялись по окрестностям и никого не встретили). Может так пустынно было по причине позднего вечера пятницы, когда все финны садятся в лодки и разъезжаются кто куда? Благо живописных островов вокруг тысячи. Зато гостевая стоянка стоит всего 12 евро (а то в Ханко летом 2010 с меня 30 евро содрали). Поэтому утром доскочили до Tammisaari (6.5nm), где и распрощались.
Дальше я шел один, друга Константина проводил, так что фото станет меньше (не люблю снимать). В 14:30 отошел. Погодка стояла отличная, ветерок правда поменялся, пришлось немного полавироваться (SSE-2), а затем и вообще 4 часа поштилеть возле маяка Langden (59*46.5'N; 023*15.1'E). Это было очень даже полезно, так как во-первых я приготовился к переходу морем, разложив аккуратно все вещи, а во-вторых установил бакштаги, что планировал сделать еще в сезон 2010-го. В 23:30 подуло от NE. К 12:30 ветер уже усилился до 5, и я 4 часика отдохнул, отдав плавучий якорь с наглухо зарифленным гротом в ДП (59*24'N; 022*08'E).
К вечеру ветерок стих, и с 20:20 до 07:50 были "слабые ветра переменных направлений". Однако за ночь все же прошел 12.3 nm. С утра ветерок установился от ENE (до 2), что позволило весь световой день (до 23:00) нести спинакер. В 05:00 вышел в точку 58*33.4'N; 020*09'E и встал в дрейф. Пытался половить треску на банке 39 м, но безуспешно, слишком глубоко. Позавтракал и лег спать.
С 11:00 до 20:20 дошел до Gotska Sanden bank (58*11.6N; 019*18.4E), где рыбалка уже была более удачной. Ночью стоял полный штиль,и я хорошо отдохнул. С 09:15 до 20:20 переход до Visby. Ветер от NE до E 2-3. Нес спиннакер, после 16:00 сменил на геную.
До острова Готланд погодка была идеальная: ветер попутный, волнение небольшое, видимость отличная. Только один эпизод мне мягко говоря не понравился. 2 августа в 03:20 в точке 58*37'N; 020*20' E меня чуть не раздавил пассажирский паром компании Tallink. Я отдыхал по 15-20 минут, а лодка шла с подвязанным румпелем. Штурман парома не мог меня не видеть (ходовые огни горели и пассивный РЛС отражатель у меня есть), моря вокруг было достаточно, однако он почему-то решил меня давить... Если бы таймер прозвонил на 3 минуты позже, то я вряд ли сейчас писал бы этот отчет.
Гостевая марина Visby сама по себе тесная была забита, с трудом нашел место. Лодки стояли большие и весьма солидные, так что маневрировать было опасно (у меня не было страховки, так что я боялся всегда). Вечером помылся (в душе там надо бросать монетки (шведские кроны), которых у меня не было (везде я расплачивался мультивалютной пластиковой карточкой Visa Classic), так что пришлось набирать воду из-под крана в ведро и так мыться). Утром прогулялся по городу (прошел вдоль всей крепостной стены с внутренней стороны), закупил в супермаркете свежие продукты и набрал пресной воды в марине. В офисе марины переписал прогноз погоды на 3 дня.
Вышел из порта 04 августа в 15:30 (здесь и далее решил писать в судовом журнале время по Гринвичу) и тут же встал в дрейф. Полный штиль дал мне возможность провести генеральную уборку, поужинать и разложить вещи и продукты. В 21:30 подуло от SE, и я направился огибать остров Эланд с севера. Дело в том, что я совсем забыл, что у меня нет карт южнее Кальмарсунда (вспомнил уже после выхода из Висби). Поэтому я зашел в Oskarhamn в надежде купить их там, однако после долгих поисков яхтенного магазина, выяснилось что там нет нужных карт. Продавец посоветовал мне идти в Kalmar. Но, потеряв время на заход в Oskarhamn и поиск магазина, я не успевал до выходных в Kalmar (тем более что ветер стал южный). Я покинул Oskarhamn в 15:20 и в 23:45 встал на якорь в точке 57*07' N; 016*38'E. Проспав до 07:20 я до 15:45 дошел до Кальмарского моста и встал на якорь в точке 56*40.8N; 016*24'4E. Погода испортилась совсем, ветер дул порывистый SW до 7 баллов (субьективно, инструментальных замеров не проводил - у меня нет анемометра), временами моросил дождик. Так что стоял я до утра понедельника 8 августа.
Утром зашел в марину и посетил яхтенный магазин, где за сколько-то крон (экв. около 18 евро х 2) я приобрел 2 отличного качества карты на южную часть Балтийского моря и на проливы Каттегат и Скагеррак. В 10:45 я вышел из марины в дальнейший путь. Ветер был южный свежий, но ровный. К 19:30 я был в точке 56*25'N; 016*17'E, где столкнулся с грозовым шквалом весьма приличным (ранее мне не доводилось сталкиваться со шквалом подобной силы и продолжительности). Думаю что было 9-10 баллов. Я лавировался на фордевинд (030*-300*) под одним штормовым стакселем (3.2 кв.м), дабы сохранить управляемость, но ... было жутко. Шквал сменился штилем, и я простоял в дрейфе до 03:00.
На следующее утро погодо была странная. Ветер часто менял направление, иногда затихая до штиля. По небу шли угрожающего вида тучи из которых выливались обильные ливни, но шквалов они не приносили. Однако, к обеду ветер раздул так, что я не мог уже нести штормовой стаксель и наглухо зарифленный грот и пытался хотя бы удержать позицию возле ветрогенераторов (56*10'N;016*02.4'E). К вечеру мне удалось дойти до точки 56*03.5'N; 015*51'E, где я отдал якорь, зайдя с фарватера за южную вешку до глубин 8 м. Ветер и ночью не стих, а к утру дул уже с такой силой, что я физически не смог выбрать якорь (думаю W 8-9). Хотя до берега было недалеко (8 кбт.), но довольно быстро развело короткую крутую волну (около 0.5м высотой и 4 м длиной). Стоянку мою уже нельзя было назвать комфортной. Дабы уменьшить рывки якорной ленты я утяжелил ее грузом из двух камней, которые подыскал ещё на пляже Висби. Это дало неплохой результат. Несколько шведских и немецких яхт проходили близко и предлагали мне помощь, однако я даже представить себе не мог, чем они могли бы мне помочь, а потому отказывался и делал вид, что мне нравится так "колбаситься". Якорь свой я бы не оставил, а выбрать его моих сил не хватало (тем более к тому времени я предполагал, что раз мой якорь не "ползёт", значит он за что-то на дне крепко зацепился, может даже угодил в рыбацкую сеть, следовательно придется немало попотеть, чтобы его выдрать). Ветер свистел не ослабевая весь день, я же ждал момента затишья, чтобы выбрать якорь и подойти поближе к берегу и каждый час ползал на бак проверить, не перетирается ли якорный конец. Однако это мне удалось сделать лишь в 19:40. Я подошел к берегу до 1 кбт и отдал якорь на глубине 5 м. Несомненно, новое место якорной стоянки было намного спокойнее и, несмотря на то что ночью ветер так же свистел, я отдохнул хорошо.
Утром погодка наладилась, и не успел я пройти 8.5 миль, как заштилел в точке 56*00'N; 015*40'E в 14:00 . C 16:00 начало раздувать от E с переходом к NE. Ночь была бурная, я постепенно уменьшал парусность, пока не остался под одним стакселем (8.8 кв.м). Менять его на штормовой ночью я не решился, так и летел. Слава Богу, он выдержал, не порвался. Временами (полосами) шел дождь и было сыро и как-то очень темно (хорошо хоть тепло). Я планировал заход в Simrishamn, но пролетел его в 01:45, тогда решил уже идти далее в Ystad. Самой большой проблемой было вести прокладку. Хотя бы раз в 2 часа необходимо было бросать румпель и, раскорячившись в каюте, наносить точку на карту. Лодка при этом, конечно, вставала лагом к волне (которая к тому времени выросла до 1.5 - 2 м), что прибавляло экстрима. Мыс Sandhammaren я обогнул в 06:00 (кстати впервые на этой лодке я несколько раз выходил в режим серфинга, оседлав 2-метровую волну), а затем ветер стал стихать, и в Ystad я пришел лишь в 09:00.
И город, и марина мне понравились. Вообще я люблю маленькие уютные города, где "рукой подать" и до достопримечательностей и до магазинов. Марина оборудована терминалом, где можно, вставив банковскую карту, оплатить стоянку и получить карту на которой будет 50 крон. Эту карту надо вставлять в считывающие устройства, когда захочешь принять горячий душ (10 крон), либо чтобы включилась сауна (тоже 10 крон). Вроде и за электричество так же платят, но я не пробовал. (У меня есть солнечная батарея на 30 Вт, которая обеспечивала все мои скромные потребности в электроэнергии). Потом когда покидаешь марину неизрасходованные кроны возвращают (+залог за саму карту 100 крон). Так у меня появились наличные шведские кроны. Есть стиральная и (главное) сушильная машина (и не надо никакие монетки бросать)! Я мало марин посещал, но среди них это также была и ЕДИНСТВЕННАЯ марина с сауной. А сауну я люблю. Но как ни странно у других яхтсменов (в основном немцев) она не пользуется популярностью. Грелся я там один.
Ещё в Истаде (рядом с мариной) мне понравился магазинчик всякого морского барахла. Ценители старых вещей могут приобрести там разные старинные морские вещи. Даже запах в магазине не передаваемый - какая-то смесь смолы, солидола, пыли натуральных витых концов, дерева, резины. Однако я не знаю, возможны проблемы на таможне - посчитают за предметы антикварной ценности. Да и лодка у меня - не классикбот. Так что я только сапоги и перчатки там приобрёл.
Утром 13 августа в 10:30 я покинул марину и на рейде порта встал на якорь. Погодка была "нелетная", дождик моросил и ветер какой-то порывистый. Так что стоял и занимался шитьем тента (занавеси) вместо (и поверх) брандерщита. А то пока с попутным ветром и дождем пересекал Hanobugt, то много воды налилось через вход в каюту и вымокли матрасики (а я предпочитаю спать в гробу левого борта), и камбузный угол намок тоже изрядно (он у меня напротив по правому борту).
Закончил шить (и еще сделал генеральную уборку внутри) и в 17:45 выбрал якорь. Как раз и погодка улучшилась, да и ночные переходы я люблю. В 01:00 заштилел возле Trelleborg'a (55*19'N;13*11'E); в 04:45 снова повеяло от ENE, и в 07:35 я обогнул мыс Falsteborev (вернее сказать его южную вешку), а в 09:30 встал возле маяка Falstebro на якорь и прилег отдохнуть (55*23.3'N; 012*48.6'E).
В 14:20 проснулся и пошел в пролив Oresund. Работая на судах морского торгового флота, я неоднократно хаживал Зундом. Вспоминалась атмосфера праздника, обилие яхт и теплоходов под разными флагами, самолеты, заходящие на посадку в аэропорт Kastrup с интервалом 2 минуты... Однако 14 августа я не встретил там ни одной (!) яхты (быть может из-за вечера воскресенья). Течение было попутное и не слабо помогало (думаю скорость его была не менее 1 уз.), ветер тоже был благоприятный (умеренный от Е). Так что Форты и заход в Копенгаген я прошел в 18:30, а в 21:00, миновав все многочисленные подводные кабели к острову Вен, отдал якорь в точке 55*56.5'N; 012*45.8'E. (Что-то тут не вовремя стряслось с моим смартфоном, так что есть только фото мобильником плохого качества).
Ночью погода была ненастная, подсвистывал ветер, неоднократно шел дождь, а к утру ветер поменялся на NW 4-5. Выбрал якорь в 06:30. Траверс замка Гамлета Kronborg прошел в 09:00. А в 12:00 ошвартовался в марине Hoeganaes для пополнения "провизионной кладовой" (вообще-то только свежий хлеб нужен был, но как всегда на 25 евро набрал). В 15:00 покинул марину, в 18:20 прошел траверс мыса Kullen.
(Ответ). У меня на борту 2 якоря - становой конструкции Брюса массой 7.5 кг + 2 метра цепи калибра 6 + якорная лента 50 м; запасной конструкции Холла 10 кг + якорная лента 25м. Встаю обычно на глубине 5-10 м. В плане улучшения я бы добавил якорной ленты до 100 м (тогда мог бы вставать на глубине до 20 м). Да, в Кальмарсунде получилось неприятно. Моих сил не хватало для выборки якоря (первый такой случай в практике). Тут можно было бы конечно забить точку в GPS, привязать что-либо плавучее и отдать якорь. Подойти ближе к берегу и встать на запасной, а на следующий день при более спокойной погоде уже провести спасательную операцию. Однако у меня не было уверенности, что при таком сильном ветре я смогу отлавироваться дабы подойти поближе к берегу. А если бы меня потащило по ветру (пространство для дрейфа там хоть отбавляй), то даже на плавучем якоре миль на 30-40 точно отнесло.
Что ж, продолжаю... От мыса Kullen.
Ветер к тому времени поменялся к W, так что стало возможно идти одним галсом в Kattegat. Мыс Kullen на самом деле впечатляет: какая-то лодка на его фоне с расстояния 2 мили смотрелась как игрушка. А какой Маяк (я даже с большой буквы пишу)! Там мачта какая-то на полпути до острова Anholt торчит (56*33.7'N; 012*06'E), оставил ее по левому борту в 01:30. Так вот до неё я вспышки маяка видел. Постоял в дрейфе, отдохнул с 04:30 до 07:00 где-то в районе 56*43'N;012*03' E. Остров Anholt проходил в 10 nm, но не видел совсем даже маяка. Судя по всему он низкий очень. Пересек DWR T (deep water root) в 14:00 (ветер к тому времени еще к SW отошел, так что все левым галсом шел). К 16:10 вышел в "точку промысла трески" (57*00' N;011*36.6'E).
Да-а, такой рыбалки у меня ещё не было! На подходе к банке аж эхолот стало глючить - то 30 м покажет, то 2.5, то вообще 0.8. Я даже расстроился, так как подумал, что он сломался, однако это просто РЫБЫ ОЧЕНЬ МНОГО! Я не успевал пилкер смайнать до дна, как уже треска его хватала "налету". Половил 15 минут и хватит! Уже ради спортивного интереса решил на другую точку выйти (57*04'N; 011*34.6'E). Так вот там оказалось ЕЩЁ БОЛЬШЕ РЫБЫ!
В 22:15 обогнул зеленый буй острова Laesoe (57*22.5'N; 011*15.5'E) и прилег отдохнуть - большие теплоходы тут не ходют (мелко), а маленькие меня всяко объедут. Ветерок ослабел до 2-3 от SW, да и остров прикрыл меня от волны, так что спокойно поспал до 04:20. В 10:30 зашел в (южную) марину Frederikshavn. В кают-компании марины есть компьютер с выходом в Интернет. Можно и погоду глянуть, и электронную почту почитать, и за мобильник заплатить и пр... (такого сервиса я раньше не встречал). Раньше, судя по ящичкам на стенах, за горячий душ тоже надо было монетку кидать, но сейчас прорези в них были заклеены. Городок уютный вот только марина далековато от центра расположена. Дания - "велосипедная" страна и есть тут сервис - можно городской велосипед взять напрокат и кататься (и вроде даже бесплатно), однако я с этим сервисом не разобрался и ходил пешком.
Снимок Вилье – лодка Романа на ходу
(Ответ). Ночные переходы - это сложная тема для одиночки. Тут обстановка всё решает. Например, когда я вышел из Висби ,то думал, что отойду сколько-то и отдохну помаленьку, как учил ДЕД по 15 -20 минут. Однако всю ночь движение судов было какое-то беспорядочное и интенсивное, так что пришлось держать под контролем их перемещения. А потом ещё этот заход в Oskarhamn, поиск магазина и отход... Так что тогда вообще получилось что 2 дня не спал. А вообще старался спать днём (на рассвете), вывешивая 2 чёрных шара по вертикали. Парусную яхту хорошо видно, особенно если для стабильности ещё и оставить зарифленный грот. А в том чтобы меня раздавить судоводители больших судов тоже не заинтересованы - это никому не надо. Прокладку вёл по бумажным путевым картам (всего у меня было 4 карты: Центральная Балтика, Южная Балтика, Каттегат со Скагерраком и Северное море от Скагена до Эсбьерга), координаты снимал с автомобильного GPS-навигатора Garmin nuvi 205, который при случае со скидкой купил всего за 80 евро. Питание было не роскошное. Утром кофе с бутыльбродом, часика через 3 - каша (обычно манная или овсяная) или яичница с колбасками и луком, к 15:00 обед (варил супы из пакета), вечером картофельное пюре либо макароны с кубиком и ещё чем Бог пошлёт (колбаски, сосиски и т.д.).
А ходить в яхтенный магазин пришлось далеко (через весь город), так как я собирался огибать Skagen, а у меня не было (новой) карты Северного моря. Так что я думаю, что лучше было бы заходить в "северную" марину (до магазинчика ближе, а до центра города расстояние вроде то же). Однако в магазине нужной карты не оказалось. У меня была старая карта (до Esbjerg'a) которую списали с теплохода, где я работал. Затертая до дыр (в буквальном смысле слова) Admirality Chart с последней корректурой от 2001 г., но это все же лучше чем ничего. Ага, тут как раз стоило бы отметить, что на моём нетбуке установлена OpenCPN с картами СМ 93. Но я на него сильно не рассчитываю. Пользую нетбук только в тепличных условиях (в марине или на якорной стоянке) и жутко боюсь, что при качке может повредиться жесткий диск. Обычно, планируя переход, я намечаю возможные заходы в порты-убежища (укрытия) и перерисовываю их "основные вехи" на бумажки. Так что я решил идти дальше без (новой) бумажной карты (,что, совершенно согласен, не есть ХМП).
18 августа в 12:30 я покинул марину Frederikshavn. Погода стояла отличная. Легкий ветерок SSE - 1, солнечно и тепло. Учитывая это, я прошел мелководным фарватером между архипелагом Hirsholm и материком (временами даже неплохо просматривалось дно). По ходу приклеил нескользящие ленты покрытия палубы кокпита, однако, забегая вперёд, скажу, что продержались они недолго. В 22:20 я обогнул Skagen (само собой я срезал этот несчастный северный буй, который на моих глазах даже довольно крупный сухогруз срезал). Этот низкий с далеко уходящей в море отмелью мыс совершенно не впечатляет (в сравнении скажем с мысом Kullen), однако он является важной поворотной точкой, и я считаю что тут ты вполне имеешь право сказать, что покидаешь знакомые воды Балтики и выходишь уже в часть Атлантического океана - Северное море (потому как трудно назвать проливом Skagerrak ширина которого 60 nm, а глубина местами превышает полкилометра). И сразу после выхода в Skagerrak кончился южный ветерок. Небольшим течением меня сносило на север, и, чтобы не мешать движению крупных судов, я дважды запускал мотор и подходил ближе к берегу. Здесь я впервые заметил свечение воды (особенно было красиво, когда бурлил воду мотором). Это на самом деле удивительное зрелище, и я считаю, что только чтобы увидеть это, уже вполне стоило тащиться в такую даль. (Когда я работал на флоте, то не замечал свечения - судовые огни мешали).
А дальше началась чехарда какая-то. Объяснить не могу. В 03:50 задуло от Е и почти сразу 3. В 07:00 было уже 4 от SE (57*42'N; 010*17.5'E). Моросящий дождь перешел в ливень со шквалом. В 09:00 ветер посвежел до 6-7 и сразу (!) перешел на WNW - такого резкого изменения погодных условий я раньше не наблюдал. Под наглухо зарифленным гротом я заскочил в Hirtshals. И этот ветер сохранился и завтра. И даже к вечеру нисколько не стихло. И лишь на рассвете в 05:00 21 августа я смог покинуть моё убежище.
Маленький рыбацкий городок Hirtshals имеет по-моему только одну достопримечательность - Bunkermuseum - останки фашистких береговых укрепсооружений, что привлекает сюда толпы туристов из разных стран. Довольно внушительных размеров паромы заходят в этот порт, и с одним из них у меня вышла неудобная ситуация. При заходе в подходной канал я осмотрел горизонт и не увидел ничего угрожающего. А уже в процессе движения по каналу эта громада стала приближаться, причём довольно быстро. Мне деваться было некуда - уходить с канала не позволяли глубины на бровке и лавироваться обратно в море по узкому каналу да ещё и перед носом этого парома тоже вряд ли хорошая идея. Так что прижался насколько возможно ко входному волнолому и двигался вдоль него метрах в 4-х. А ведь надо было ещё запустить мотор и смайнать грот. Представляю, какие маты сложил на меня капитан парома! Потом уже хабамастер гостевого причала сказал мне, что необходимо было перед заходом связаться с порт-контролем по УКВ и запросить разрешение (это же правило написано на доске объявлений на причале). При выходе я уже всё сделал как положено, нарушив запрет на УКВ передачу (у меня нет лицензии судового радиооператора). Правда, можно было бы ещё позвонить диспетчеру движения из кафе, но, поскольку выходил я очень рано, то кафе было ещё закрыто.
Хабамастер появился лишь вечером, взял 20 евро за сутки стоянки, дал мне секретный код от душевой и уехал. Я же пообещал уйти завтра вечером (надеялся что ветер затихнет). Однако затихло только ночью, и на рассвете, не дожидаясь его приезда, я ушел (не хотел платить ещё 20 евро). Наверное можно было постоять с рыбаками, которых набилось в гавань немало, но почему-то никого из них на борту я не встретил, а швартоваться к ним без спросу как-то не решился.
В Хиртсхалсе я уже ранее бывал (наш теплоход стоял неделю в плавдоке в 2005-м осенью). Однако ни тогда ни в 2011-м я Бункер-музей не посетил - не люблю войну и всё что с ней связано. Еще здесь мне впервые отказали оплатить покупки пластиковой картой, сказав что принимают только датские карты (хотя я заходил в крупный продуктовый супермаркет). Хорошо что с давних времен у меня завалялись сто с чем-то датских крон - как раз кстати пришлось. Wi-Fi точка там на центральной площади тоже как-то странно работает. Вроде подключение есть, а в сеть не войти (пробовал и со смартфона с Android и с нетбука - безуспешно). Так что за прогнозом погоды пришлось в отель на ресепшен обращаться. Спасибо, датчане помогли.
21 августа утром была ясная погода, ветер ослабел и очень удачно для меня поменял направление (S-2,3). С 07:30 до 09:30 проходил сквозь туманный фронт (57*27'N; 009*35' E), видимость не превышала 1 кбт, но я был спокоен, так как все крупные суда ходят мористее, а с рыбаками мы всяко уж разойдёмся. Но в-общем, был идеальный сэйлинг. С 14:30 до 18:30 поштилел даже. Затем подуло от N с переходом на NNW. Hantsholm прошел в 04:30 (57*08'N; 008*33'E), к этому времени уже раздуло до 4-5. Немного ранее (где-то в 03:30) впервые пересекся с подводной лодкой на ходу. В предутренних сумерках долго не мог разобрать что за странный объект едет мне в левый борт - весь черный, никаких огней кроме ходовых (я перед носом у него проскочил ~ в 2 кбт). После поворота на курс 215* двигался вдоль унылых песчанных берегов Северного моря. Интенсивность судоходства резко снизилась, так что отдыхал по 20 минут. К полудню ветерок ещё подвернул до NW и ослабел до 3-4, так что лодка и без моего участия хорошо сохраняла курс с подвязанным румпелем. Я же в каюте занимался небольшим ремонтом стакселя.
В 15:20 в точке 56*40'N; 008*02'E я принял решение возвращаться обратно в Хельсинки через Tuboroen Chanel (Limfjord). Ранее я намеревался идти дальше на юг, но...
Причины для возвращения:
1) у меня не было никаких "прав" для управления парусным судном (и, если в Скандинавии на это смотрят сквозь пальцы, то как отнесутся к этому в Голландии и Германии я не знаю);
2) то же самое можно сказать и о страховке яхты и экипажа;
3) я так же не знал как решить вопрос с постановкой лодки на зимнее хранение, скажем, в Голландии или Германии (у меня нет там знакомых);
4) полагаю что и до Франции можно было бы дойти, но я подумал, что чем южнее, тем дороже + выбираться в Россию дальше (=дороже), (а ведь выбираться надо непременно, так как виза не резиновая).
Господа коллеги, если у вас есть пути решения данных ограничивающих обстоятельств, то буду вам весьма благодарен за обсуждение этих путей. Если же эти ограничения хоть в какой-то мере снять, то я бы хотел в сезон 2012-го пройти дальше...
В 17:40 я вошёл в Tuboroen Chanel. Ветерок уже стих до 2. В 22:30 я отдал якорь в точке 56*34.6'N; 008*32.8'E. Утром под мотором прошёл разводной мост и простоял до 15:40 - штиль. Далее подуло от Е, и до темноты (20:00) я добрался до Nykoеbing, отдал якорь в бухте (56*47.3'N; 008*52.1'E). Снялся с якоря в 07:30 и к 11:10 под мотором прошел Loegstoer Channel (очень узкий для лавировки). В 15:00 прошёл разводной Agersund bridge. А в 20:00 ошвартовался в Aalborg Sejlclub.
Limfjord мне очень понравился. Лишь на входе с Северного моря и после Loegstoer до Aalborg узковато и мелко, а в остальных местах широко и можно идти под парусами даже в лавировку (и ветер не прикрыт - берега низкие). Бровки канала очень четко просматриваются. Течение есть и оно на протяжении всего времени было встречное для меня. Только я не понял, оно всегда направлено на запад или зависит от сгонных/нагонных ветров в морях? Несколько напрягают разводные мосты (единственный высокий и неразводной мост - Sallingsund bridge, что возле Glyngore). Во-первых, они не работают ночью (хотя и обстановка ночью западнее Aalborg'a не горит); во-вторых, они открываются либо по требованию на УКВ канале 12, либо когда захочет оператор моста (возле Agersund bridge я был очевидцем конфликта между шкипером немецкой яхты, которая шла со стороны Aalborg'a и оператором, в результате чего оператор немца "поставил на место", сказав "You are in Danmark not in Germany"); в-третьих, под ними ускоряется течение и могут возникнуть опасные ситуации с другими судами (кстати, может кто из коллег знает правила в канале, у каких судов приоритет [при прохождении мостов]?). (Только лишь в Aalborg'е на мосту висит табло, на котором указано время очередной разводки - я подошел, увидел и ошвартовался к стенке набережной - все понятно, и не надо крутиться возле моста по полчаса). Погода на протяжении всего времени была хорошая, солнечная и теплая, ветерок только слабоват - в результате чего прохождение Limfjord' a растянулось на 4 дня.
(Прошу прощения за качество фото. Они делались мобильным телефоном Motorola L7e с камерой 1,3 Mpx. Дальше решил их вообще не делать, хотя красивых и интересных видов было немало. Дело в том что мой смартфон к тому времени совсем отказался заряжаться от бортовой сети).
В Aalborg Sejlclub стоянка стоила около 17 евро/сутки (утром пришёл хабамастер и взял 50 евро, а сдачу вернул кронами). В клубе есть свободный Wi-Fi (кстати, и на центральной площади города тоже есть). Я стоял в западном клубе, но лучше бы прошёл на 1 милю подальше - стоянка стОит столько же, а ближе к центру города + там же прямо на территории клуба есть яхтенные магазины. Достопримечательности не смотрел - ничего совсем не могу сказать. После шоппинга на остатки датских монет купил бензин для мотора (литра 3,5 получилось).
Покинул клуб 25 августа в 16:10. Под мотором за 2 часа (40 минут ждал) прошел мосты и ошвартовался к набережной - штиль (57*03.1' N; 009*56.6'E).
Утром повеяло от ESE (начал движение в 06:30), а к обеду раздуло уже до 5-6. Я еще постоял на якоре возле паромной переправы Egense - Hals 2.5 часа, но в итоге раздумий всё же решил выходить в Каттегат. 3.5 мили по узкому каналу и в глухую лавировку я шел 2 часа! Там образовалась ужасная волновая толчея, но я понемногу выскребся к 17:00 (56*57.7'N; 010*23'E). Следовал строго на юг вдоль берега и в 22:15 зашёл в Marjager fjord. Погода была нестабильная и колбаситься в море ночью мне не хотелось. В 23:30 отдал якорь в точке 56*42.3' N; 010*19'E. И вовремя, так как где-то через полчаса разразилась довольно сильная гроза со шквалом (я - не экстримал и в такую погоду предпочитаю сидеть в каюте и попивать чаёк). Заход сам по себе уже был экстримальным - темно, совсем ничего не видно (небо заранее уже заволокло плотными тучами). Светят только створные знаки, по кромкам есть вешки со светоотражающими полосками (тогда я реально пожалел, что у меня нет мощной фары) + течение встречное. Рядом со мной (~ 0.25 кбт) ещё и какой-то катер стоял, который даже не включил якорный огонь (я его потом уже во время вспышек молнии увидел (а мог бы и в борт ему приехать)).
27 августа проснулся в 06:40. Течение поменяло направление (стало из моря во фьорд), видимо и ночью тоже менялось, так как якорный конец намотался на скег, руль и "ногу" мотора (ночью якорь отдавал с кормы, чтобы лодку течением развернуло носом на ветер перед грозовым шквалом, а теперь пожалел об этом). Но решил повременить с распутыванием якорного, потому как было и ещё одно развлечение.
В процессе выхода из Limfjord'а в море самопроизвольно отдался карабин стаксель-фала, а поскольку я нёс тогда штормовой стаксель, то его освободившийся конец был достаточно длинный и с успехом намотался на стоячий такелаж. Конечно, стаксель я снова сразу поднял на спиннакер-фале, но теперь надо было распутать стаксель-фал. Пришлось сооружать беседку и поднимать себя где-то на 7 метров. За этим шоу с интересом наблюдали местные рыбаки. Пока медленно, но успешно проходила эта операция, течение снова поменяло направление, и якорный конец сам собой распутался. Так что в 8:30 я уже снялся с якоря. А уже в 10:00 с попутным течением и ветром вышел из канала Marjager Fjord'а, взяв компасный курс 120* в точке 56*43'N; 010*25.4'E.
Погода стояла пасмурная, иногда моросил дождик - солнечная батарея совсем нисколько зарядного току не давала. Настроение тоже было тоскливое. К вечеру ветер от W повернул к SSW и усилился до 5-6. Остров Heseloe оставил по левому борту в 00:30. После чего пару часиков отдохнул, спрятавшись от ливневого шквала в каюте. После ливня ветер поменялся на WSW и стих до 3. В 05:30 я обогнул Северный буй на входе в Oresund, а в 07:00 отдал якорь в точке 56*06.8'N; 012*22.6'E.
Днём 28 августа погода стояла солнечная, однако я решил остаться на якорной стоянке, так как ветер был очень порывистый (временами затихал до 3, а затем мог прийти порыв до 7). Так что я нашёл эту погоду подходящей лишь для просушки лодки и одежды. 29 августа начал движение в 03:45. Утром было спокойно (SSW -2,3), однако уже к 07:00 (проходил Kronborg) раздуло до 5. Затем установилась "вчерашняя" погода (с порывами до 6,7). Лавировался как-то неэффективно (150* - 270*) под гротом в 1 риф и штормовым стакселем. Во время порывов образовывалась невысокая но крутая волна, а когда порывы затихали до 2-3, то парусности было явно недостаточно. "Таким макаром" к 12:00 прошёл остров Ven левым бортом, а к 15:45 зашёл в бухту Копенгагена. Не успел зайти перед шквалом, и мой бедный моторчик в 4 л.с. еле вытягивал супротив ветра (там вообще строго запрещено под парусом). Этот шквал ещё и принёс кратковременный ливень.
С утра прошёл немного, а устал прилично. Целый час не мог найти место приткнуться - в марину заходить не хотел. Дело не только в необходимости платить за постой, а ещё и в гемморое захода, швартовки ,общения с хабормастером и др... Мне же хотелось лишь отдохнуть после такого некомфортного перехода. Все набережные Копена исписаны большими буквами " Prohibited", "Forbitten", "Reserved" и пр... С трудом нашёл место, где вроде ничего не было написано, хотя уверенности в спокойной стоянке у меня не было никакой. Однако подумал, что коли моё присутствие здесь будет кого-то напрягать, то бить сразу не станут, а сначала попросят по-хорошему (а я к тому времени уже хотя бы сготовить и поесть спокойно успею)... Однако никто меня выгонять так и не пришёл, а я же после ужина сразу завалился спать (пользуясь датским гостеприимством).
Проспал до 05:00. Утром пошёл в центр искать бесплатный Wi-Fi (очень хотел прогноз скачать перед выходом из проливов). Во многих местах пробовал, но всё было тщетно. Разрядил батарею нетбука и вернулся ни с чем :-( С горя в супермаркете купил 3л вина (в Швеции алкоголь дороже) и 09:30 вышел. Выйдя в Oresund я заметил, что ветерок-то намного свежее, чем это казалось на набережной в Копене (W - 7,8). Да и навстречу попалась лишь одна красивая гоночная яхта BOSS с экипажем экстрималов человек 6 (с неё на меня сочувственно посмотрели). С попутным течением (думаю около 1,5 - 2 уз.) быстро проскочил канал и с 11:00 до 12:00 сначала пытался спрятаться в марине Dragor (где было забито лодок иногда аж в 3 корпуса), затем встать на якорь на выходе (безуспешно, якорь не забрал).
В итоге принял решение идти дальше. Тем более надо было пройти всего около 15 миль в крутой бейдевинд для огибания отмели мыса Falsterbo, а дальше уже можно было уваливаться. Ну, было весело. Несмотря на малый разгон в Koge Bugt и Faxe Bugt волна успела набрать высоту до 1,5 м. Хоть она была и небольшая, но какая-то неритмичная и с разных направлений (видимо "вчерашняя" с юга ещё не разгладилась). Иногда моя лодка "ныряла" носом в волну, но в целом неплохо отыгрывалась. Только вот брызги меня напрягали - спрейхуд мне явно не помешал бы. Хорошо хоть погодка солнечная и тёплая была. Вышел в точку поворота (на западную вешку отмели) в 15:00, и под одним штормовым стакселем полетел на восток. Маяк Kullagrund миновал к 20:00, а в 23:00 встал в дрейф с отдачей плавучего якоря возле местечка Abbekaas, чтобы "притормозить". Очень уж понравилась мне марина (особенно сауна) и город Ystad, а заходить туда ночью не стал (у других коллег она тоже пользуется популярностью, так что думаю, что свободное место было бы трудно найти, только перебудил бы там всех). Ночь выдалась какая-то холодная, но ветер постепенно стихал (к утру до штиля). Ошвартовался в марине в 09:20.
Возможно, мне следовало бы пойти в Simrishamn, но экспериментировать не хотелось - ведь основная задача была постирать и просушить вещи (да и по сауне я соскучился), а я ТОЧНО знал, что в Ystad'e это входит в сервис. И вообще как-то я уже устал от впечатлений, и на самом деле больше всего хотелось скорее вернуться "на базу" в Helsinki. Да и погодка стояла уже по-осеннему неустойчивая и дождливая, а по ночам было холодновато. Забегая вперёд не могу не отметить, что в этом стремлении природа была на моей стороне, ветер был попутный (и вообще всегда был), так что доскочил до базы быстро - всего лишь за неделю (не считая стоянок).
Взяв в офисе марины благоприятный прогноз на следующие 3 дня, я покинул гостеприимный Ystad 1 сентября в 07:30. Ветер был от W 2-3, и я решил нести спиннакер. Прошёл мыс Sandhammaren к 10:00, сменил галс, однако к 14:00 пришлось спиннакер срубить, так как ветерок уже посвежел до 4. К ночи опять подстихло до 2, с 04:00 до 08:30 постоял в дрейфе в районе 55*54'N; 015*48'E, отдохнул. К 15:30, пройдя небольшой (на пару часов) фронт тумана, обогнул южную вешку острова Oland. К ночи заштилел и отдыхал, стоя в дрейфе в районе 56*20'N; 016*44'E. В 05:30 вновь повеяло от W. Весь день погода была стабильная, по направлению ветер менялся до S, и я нёс спиннакер. Южную вешку острова Gotland прошёл в 22:00. С 00:30 до 06:30 стоял в дрейфе с отдачей плавучего якоря в районе 56*54'N; 018*21'E.
Утром 4 сентября мною заинтересовался шведский Coast Guard (правда, быть может он и ночью интересовался, но я этого не знал, так как УКВ рация была выключена). Почему вообще я решил здесь постоять? Первоначальный план был ещё раз побывать на острове Gotland (например, зайти в Burgsvik). Однако до темноты я не успел, а заходить в незнакомые бухты (марины) ночью не есть ХМП (+ места могут быть уже заняты и персонала не быть). К тому же я получил по СМС прогноз погоды от друга Константина, а в нём намечалось усиление ветра (надо было поспешать с пересечением Центральной Балтики). Идти же ночью возле Gotland' a как-то небезопасно - движение судов довольно интенсивное и на первый взгляд хаотичное. Тормознув же в этом районе я имел пространство для дрейфа 4 nm, хорошо видел береговые огни и огни судов, проходящих по TSS. Отдыхал по 20-25 минут, контролируя дрейф по GPS.
В 06:30 судно Coast Guard (неожиданно для меня довольно большой теплоход, кстати) медленно проследовало по левому борту на удалении 0.5 кбт. Никаких сигналов не подавало, на канале 16 не вызывало. Я подумал, что они УЖЕ удовлетворили свой интерес, увидев мою персону (пока ещё присутствующую) на борту. Подождав пока они отойдут на 1 кбт., я выбрал плавучий якорь и поставил геную (решив, что здесь всё равно покоя уже не будет), поехал дальше. Однако они почему-то вдруг решили преследовать меня на надувной лодке. Я конечно облегчил им погоню, смайнав геную. В лодке было двое шведов. Один управлял, а второй задавал (провокационные) вопросы. Как обычно, типа "как звать", да "чьих холоп будешь", да "всё ли в порядке (у тебя с головой)". В заключении он всё же мне не поверил и потребовал паспорт. После этого его уже больше ничего не интересовало. Мужики пожелали мне "счастливого пути" и отвалили.
Ветерок был стабильный (3), постепенно меняясь к SE. К 17:30 я пересёк DWR (57*14' N; 019*48'E), (какой-то балкер шедший с юга принципиально не хотел мне уступать дорогу). К утру ветер посвежел до 5 и стал порывистым. В 08:30 я зашёл в Ирбенский пролив (зачем-то попёрся огибать северную вешку Ovisi bank, глубин в 4.8 м мне показалось мало после прохождения самого глубокого места Центральной Балтики). Поэтому отдал якорь в точке 57*37'N; 021*53'E лишь в 11:00. Весь день стояла какая-то аномально жаркая и ветренная погода, солнце жарило неимоверно, а я пытался поспать. Вечером проснулся, но в ночь решил не идти, хотя погода была неплохая да и ночные переходы я люблю. Но во-первых, на заключительном этапе видимо обленился совсем; во-вторых, холодновато уже по ночам было - сентябрь; в-третьих, спешить было уже особо некуда (много хороших мест-убежищ вокруг, общирные водные пространства Балтики остались за кормой).
Ответ / По этим вопросам можно много написать. Начну с оборудования.
В одиночном плавании обеспечить круглосуточную вахту нереально. Поэтому я бы намного крепче спал (и не по 20 минут), если бы "на вахте постоял" АИС-приемник или радар-детектор (причем я бы предпочел иметь на борту именно второй, потому как установка АИС обязательна лишь для крупных судов, а радары есть и у рыбаков, и у многих яхтсменов).
Ещё хотел бы приобрести всеволновый радиоприемник с SSB для приема НАВТЕКС и метеофаксов на компьютер (спасибо коллегам по КК за обсуждение этой замечательной возможности, только недавно здесь узнал). Ещё неплохо было бы иметь ветровое подруливающее устройство. Моя яхта довольно устойчива на курсе и нагрузки на руле небольшие, и в некоторой степени эта проблема решалась балансировкой парусов, но все же к концу похода мне надоело рулить. Возможно даже установка маленькой бизани (рулевого паруса) решила бы эту проблему. Да и дрейф с плавучим якорем стал бы стабильнее. Я пробовал экспериментировать со штормовым стакселем на ахтерштаге, однако положительных результатов не достиг.
В конце августа - сентябре уже встает в полный рост проблема обогрева каюты. Ночи становятся холоднее да и осадки обильнее, а обсушиться и погреться негде.
6 сентября в 05:30 выбрал якорь. Сперва я намеревался идти морем (огибать эстонские острова с запада), но почему-то в последний момент решил пройти проливом между островами Muhu и Vormsi. У меня был прогноз на свежие южные ветра (мой друг Константин прислал СМС), и я предполагал, что они разгонят волну вдоль всего Рижского залива, однако в действительности ветра были ближе к WSW, так что моё рещение оказалось хорошим. Около 09:00 севернее маяка Колка я попал в шквал от W силой не менее 10. Убегал под голым рангоутом. Самое плохое что дальность видимости снизилась до 2-3 кбт на самом выходе из Ирбенского пролива в Рижский залив. Однако с парой проходящих сухогрузов разошлись "чисто". После шквала погодка улучшалась на протяжении всего дня. Ветер оставался устойчивым по направлению WSW, меняясь по силе от 3 до 6. Шёл, лавируясь на фордевинд 30* - 90* до захода в пролив Muhu vain.
Заходил в Suur Strait конечно уже ночью. Заход солнца я наблюдал в 18:00 в точке 58*16'N; 023*07'E. Тут вышла несколько напряжённая ситуация. Отойдя от берегов Швеции, я как-то перестал видеть парусные яхты. И ни в Ирбенском проливе, ни в Рижском заливе я не видел ни одной (да и теплоходов попадалось немного) - вот и расслабился. А для гарантировано-безопасного захода в Suur Strait мне надо было дождадься, когда цвет маяка на острове Viirelaid сменится с красного на белый. Поэтому я шёл довольно быстро поперёк пролива, контролирую маяк (ветерок в очередной раз посвежел). Я видел на берегу (или на его фоне) немало красных огней. Оказалось, что как минимум один из них двигался. И это "оказалось" уже метрах в 50! Куда шла эта яхта так и осталось для меня непонятно (цвет маяка тогда ещё не побелел), но они там перепугались и даже начали освещать свой грот фонариком. И зачем они парус свой освещали я тоже не понял - у меня ведь ПРАВЫЙ ГАЛС! Или они правил не знают и думали что я должен уступить потому что "берегу капитана"? Но всё это происходило в тишине, без матов и пр. Однако если бы мы столкнулись было бы совсем плохо (а у меня ещё и страховки никакой нет). Затем ветерок стал ослабевать, а я медленно втягиваться в узкость, и с последними дуновениями я отдал якорь в точке 58*40.3N; 023*17.2E в 01:15.
7 сентября весь день простоял на якоре (удачное место выбрал), так как весь день ветер свистел не по-детски. Мама прислала СМС, что в Польше ураган пронёсся и даже вроде не обошлось без жертв. 8 сентября ветер выдохся, временами моросил дождик, я не без труда выбрал якорь в 06:00 (якорь засосало в глинистый грунт и, чтоб вывернуть его, пришлось пару раз дернуть с ходу мотором). Проследовав через Vormsi strait, к 15:30 я вышел к Южному бую острова Osmussaar (59*14.6 N; 023*29'E). Ветерочек к вечеру ослабел до 2 от W. Скалу Krassi прошёл в 18:20. Пройдя маяк Pakri c 21:00 до 01:00 постоял в дрейфе, отдохнул. Но не желая потерять благоприятный ветер, решил подойти поближе к Таллинну. В 03:30 вошёл в пролив Suurupi, а в 05:00 отдал якорь в точке 56*28.5'N; 024*26.5'E. Отдохнул до 09:30 (ветерок тем временем совсем скис и поменялся на WNW) и в 13:20 под спиннакером и частично под мотором я зашёл в марину Noblessner.
На этом этапе была опять неприятная ситуация, связанная с грузовым паромом (опять-таки) компании Tallink. Этот довольно крупный теплоход выходил из порта Paldiski. Я же со слабыми ветрами медленно продвигался на восток на дистанции 2.5 ММ мористее Valke Pakri. Он наотрез отказался подвернуть на 5 - 10*, чтобы объехать меня (хотя условия позволяли). Мне пришлось крутиться, когда дистанция между нами была уже не более 3 кбт. Вот я и не понимаю, до каких пор следует ждать? Я конечно не гордый и отверну, но ведь "судно, имеющее преимущество, ОБЯЗАНО сохранять неизменными свои курс и скорость" (дабы не вводить других участников движения в заблуждение). А тут получается, что у теплохода мощные машины и скорость узлов 15, а у меня слабые ветра и скорость узла 3 от силы. Он может и считает что для него момент манёвра ещё не настал, а я уже полагаю что меня в упор не видят или хотят раздавить, и конечно начинаю пытаться это безобразие как-то избежать, ведь последствия для меня будут тяжелее (т.е. получается, что я более заинтересованная сторона). Помогите разобраться с этим положением, коллеги. И вообще мне интересно знать кто до какого момента ждёт?
Реплика:
Вызываете на 16 канале и говорите что-нибудь типа:
You are give-way vessel on a colliding course with me. What kind of actions you plan to perform to avoid collision?
Работает практически со всеми. Единственный раз пришлось крутить аварийный джайб в Красном море с как сейчас помню Misr Gulf 4. Но то арабы - они вообще на связь не вышли. Восток - дело тонкое.
В Noblessner марине я хотел встретиться с легендарным яхтсменом Эстонии Яанусом Тамми. Я познакомился с ним в 2010-м, и после дальнего похода мне было о чём с ним поговорить. Но, к сожалению, ни в этот ни на следующий день я его не встретил. Ну, что ж, значит "не судьба", надеюсь на встречу в этом году. Сходил в город, вкусно покушал, закупил свежих продуктов (еле дотащил в 4-х пакетах).
10 сентября в 09:30 я покинул марину и до темноты ПОЧТИ успел дойти до "базы" в Helsinki. Это был мне подарок от Нептуна - идеальная погода на заключительном переходе. И даже теплоходы при пересечении DWR меня не пытались давить. Ко входу на фарватер Vuosaari (60*04'N; 025*08'E) я подошёл к 18:30.
Ещё мне хотелось бы написать немного об особенностях плавания в странах, (в которых я побывал) и которые могут быть полезными для коллег.
Про Финляндию тут уже писали что ПРИБРЕЖНЫЙ шхерный фарватер (выделен зелёным в атласах) обставлен несветящимися вехами, однако МОРСКОЙ фарватер (выделен чёрным) обставлен большими и светящимися морскими буями (правда почему-то без топовых фигур) и светящимися знаками. Поскольку на вехах наклеены световозвращающие полосы, то я бы рекомендовал иметь "в арсенале" мощный прожектор. Хотя совсем рядом (в Эстонии) топовые фигуры есть!
В Швеции меня напрягали вешки. Там где у финнов высокие знаки (видно аж миль за 5-6), шведы устанавливают морские буи. А там где у финнов буи - шведы ограничиваются лишь вешками с топовыми фигурами из "веников". Вот и попробуй найди и обогни скажем южную вешку мыса Sandhammaren или отмели Falsterbo, качающуюся в 1,5 - 2 метровой волнах. Я выходил на поворотные точки ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по навигатору, а вешку различал от силы лишь в 2-х кбт (когда вобщем-то это уже и не к чему, разве только для контроля). Ещё запомнилось, что шведы очень любят устанавливать где надо (и не надо) (много-)секторные маяки.
В Дании запомнились неестественно-яркие кромочные буи латеральной системы (зачот!). Ещё датчане ставят удивительно чувствительные створы! Ну это и понятно, ведь "шаг вправо, шаг влево - и приехали в мель кромки фарватера (кстати, очень резкие кромки)" А вот напрягала мания датчан ставить жёлтые вешки где попало и много. Иногда совершенно непонятно, ЧТО они хотели этим оградить и (главное!) с какой стороны ЭТО обходить. Это может быть и затонувший объект, и граница частного владения (причала, пляжа), и даже рыбоферма! Понравилось обозначение свободных (гостевых) мест в маринах с помощью зелёных табличек - сразу понятно, что сюда можно смело швартоваться, а потом уже в офисе по факту назвать номер занятого тобой места.