Юрий Фаликс
СП 80 "Серый Лис"

Краткий отчет о нашей прогулке по маршруту
Кильпола - Зеленая Роща - Приморск - о.Большой Березовый –Приморск
2011 год

16.08 (вторник)

Итак, удалось вырваться в поход только сегодня после обеда. Команда сложилась несколько даже большая, чем мы рассчитывали (и на что рассчитан наш кат под парусом) - Леня, я, Татьяна с сыном Вовкой и Дарья. 5 человек с кучей груза. Правда, Дарья с нами - только до Приморска. К вечеру добрались – (кто-то на машинах "техподдержки" знакомых и родственников, кто- на маршрутке) до полянки недалеко от турбазы "Командор"( http://www.oblmap.ru/index.php?v=1&pv=0.310869543759024;0.0261442595512869;100&pt=1 ). ВНИМАНИЕ!!! На КПП перед п. Лебяжий производится проверка разрешения на посещение погранзоны в р-не г. Сосновый Бор.

Полностью отстапелиться уже не успевали - только выгрузили все из машин, поставили лагерь и, пока машины с шуруповертом и прочими инструментами не ушли, мы с Леней собирали раму, маркировали стыки и кое-где досверливали отверстия и в новом каркасе рамы, и в мачте. Кое-где допиливали ножовками железо. Это мы и оставляли на стапель, т.к. нормального места для полной сборки каркаса вместе с мачтой в городе как-то не нашлось, а некоторые вещи проще сделать "по месту", чем рассчитать. Вроде бы и мелочь оставалась, но пара часов на это ушло.

 17.08 ,среда

Не спеша (до обеда) собрали катамаран и занялись новым парусом из недоткани - Татьяна дошивала риф-банты и упоры лат,  я достал кучу ломаных удочек-телескопов и с помощью Поксипола и Эпоксилина (оба – двухкомпонентные эпоксидные клеи- замазки, типа пластилина по консистенции) из разнокалиберных обломков собрал 4 латы разной длины(от 1,25 до 2,35м). На передние (идущие к мачте) концы лат слепил из эпоксилина расширяющиеся в треугольник наконечники ( типа ---<I ), чтобы не рвали лат-карманы. Остальные - вырезали трафарет и наносили на парус номера, обновляли слой лака на шверте и пере руля.


К вечеру (около 17 часов) соединили парус и катамаран, получилось красиво. Но… уже поздно по времени для перехода залива. Завтра - выход!

Наступило завтра, т.е. 18.08 , четверг.

И облом - ветер очень резкий, «рваный», северо-северо-западный- (для нас- чистый вмордувинд), по радио - передали штормовое предупреждение (друзья сообщили по мобильнику, мы с собой радиоприемник не брали), да и видно - ветер крепчает, волну нагоняет все больше. Отдыхающие с турбазы фотографировались возле нашего ката вовсю. Мы еще пошутили, типа надо бы денег с них снимать за снимки. А мы, так уж и быть, готовы в режиме обезьянок у пляжных фотографов поработать. Смех смехом, а… Припомнилось позже…

 В общем, пришлось провести весь день за увязыванием барахла, столом и чтением книжек (не смейтесь, действительно между подходами к столу кто-то еще и читал…). Несмотря на чтение, запасы спирта значительно уменьшились

18.08, пятница…

С утра-состояние организма- ?*()_...! Да, вы догадались, именно такое. Состояние погоды- легкая хмарь, ветер- почти чисто западный, волна - со вчерашнего (шторма имеется в виду) – небольшая, в среднем около полуметра (в начале и конце перехода- чуть поменьше, в центре залива- чуть побольше). Слышен гром, на севере(т.е, там, куда нам надо- грозовые облака и, как видно, сильный дождь с грозой. Состояние погоды неопределенное, наше- тоже. На всякий случай неспешно начали грузиться и сворачивать лагерь. К полудню ветер стал практически попутным( юго-западным), ровным и достаточно сильным (5-7 м/с), без шквалов и резких порывов. Над нами- небо ясное, восточнее- гроза, правда западнее- кучевые облака, как раз из серии «Если тучи громоздятся в виде башен или круч…», но пока белые и пушистые. В общем, подумали и решили идти. И пошли. Роли распределили так: Татьяна на стаксель-шкотах, ее подменяет Дарья, Леня - на грота- шкоте или моторе, или подменяет меня, я - на румпеле, или подменяю Леню, ну а Вова и свободный шкотовый - «перемещаемый балласт», они же впередсмотрящие и палубная команда.


Леня на румпеле. Спит, зарр-раза.

Вова? Мммм… отвечает за откренку

Татьяна ему помогает

И сразу выяснили, что катамаран перегружен. Нет, он не просто перегружен. Он ОФИГЕННО перегружен. Даже в походах на три недели на реки Кольского и на БМ с 6-ю человеками он так не оседал в воду… Больше, чем на полдиаметра баллонов- а они у нас около 53 см. Но делать нечего, идем дальше. Наш новый парус пока выручает, идем в галфвинд-полный бакштаг со скоростью от 5,6 до 7,8 км/ч по Гармину. Попробовали маневренность. В общем, при такой загрузке и ветре на уверенный ход курсом бейдевинд особо рассчитывать нечего… Разве что в оо-чень поо-лный бейд… Но оо-чень мее-дленноо. Но нас пока и бакштаг вполне устраивает.

Правее и параллельно нам – проходит фарватер №5 (закрытый, только для вояк). Постепенно подходим к точке пересечения фарватера №1 (входного на Питер). Слева видны идущие по нему три контейнеровоза курсом на Питер, справа и дальше тоже 3- 4 каких-то больших дяди идут из Питера. Как честные пионеры, решили фарватер пересечь под мотором. Я слегка привелся к ветру, в готовности рубить паруса, Леня с 3 или 18 попытки завел наконец «Ветерок», переключился с холостого на рабочий ход и ... Правильно -- сорвало шпильку винта. Слишком газанул при переключении, а может- шпилька была уже «на грани». В общем, пошли на пересечку фарватера под парусом. Я с Татьяной маневрируем, отруливая так, чтобы и нас не обидели и мы никому не мешали, Леня стучит высокотехнологичным девайсом типа «molotok» по мотору, наполовину свесившись за борт - пытается выколотить приржавевшие остатки старой шпильки.

Дарья с Вовкой наблюдают за обстановкой (чтобы не сидели без дела) и периодически тревожно сообщают «страшные» наблюдения, типа «Курсовой угол на этот желтый контейнеровоз не меняется, а дистанция сокращается», я в ответ, бодро оповещаю команду, что «произвожу маневр по сближению с целью вплотную, команде приготовить ножи, топоры и абордажные крючья…» (На самом деле, конечно, я достаточно заблаговременно пытаюсь хоть примерно определить свой опасный курс «на сближение», чтобы после этого, как советует ХМП, произвести достаточно резкое (видимое) изменение своего курса для расхождения с идущим по фарватеру судном за его кормой). В итоге всех этих маневров по расхождению мы незаметно для себя пересекли с не только с юга на север фарватер №1, но и с запада на восток- фарватер №5.

Обратно решили его не пересекать, а когда подойдем ближе к берегу - пройти на запад, к Приморску, севернее него,. Таким образом, к 17 часам пятницы, при резко затихающем ветре мы оказались примерно в 2 км от берега, но восточнее намеченного места- вместо района Озерки (м. Стирсудден) оказались в районе Зеленой Рощи (м.Флотский). Скорость под парусом к этому времени упала до 1,5-2,5 км/час, и телепаться в Озерки еще 3-4 часа уже желания не было. Так что мы дружно взяли в руки «лопаты» и начали копать воду. К 18.30 встали на стоянку с хорошим пляжем и соснами практически на самом мысу Флотский (50-100м западнее).

( http://www.oblmap.ru/index.php?v=1&pv=0.299792091406447;0.0962682281702888;100&pt=1 )


Башни справа на горизонте - ЛАЭС

Мыс Флотский

Шпильку на валу мотора Леня все- таки высверлил, выколотил и поставил новую. Но это было уже потом 8-))). В процессе перехода хранившаяся у меня под рукой «аварийная сумочка» с ракетами, фальшфейерами и рацией упала в воду, но так как была привязана, то уцелела. С пиротехникой ничего не сделалось (в морском исполнении, сертифицированная ), а вот с рацией… Брызгозащищенность, оказывается, не означает водостойкость. Мы, конечно, об этом знали, и не очень удивились, когда она не захотела после купания работать, но тем не менее на следующий день имели полную возможность об этом пожалеть.

20.08, суббота

А точно ли - не пятница 13-е? А то бы гармоничненько получилось …

Утро – и у нас опять все прекрасно. Солнце, пляж, сосны, ветер…

 

Да, ветер! Ветер опять попутный (пока) - т.е. восточный. Нам почти туда и надо на первом этапе - курсом на м. Стирсудден, а за ним- повернуть на северо-запад. Ветер хороший, (но чуть посильнее того, что был вчера), и порывистый. На глаз 7-9 м/с, порывами до 13-15. Барашки на некрупных пока волнах начинают появляться. Собираемся, грузимся, отходим. Правда, опять все вышло неспешно (поздно проснулись, вчера все-таки подустали и немного замерзли на переходе) и вышли около 11 или начала 12-го часа.

Как только вышли из-за прикрытия берега, ветерок стал еще сильнее, и наш груженый кат сначался разогнался до 9,6 км/ч, а потом… А потом Лелик забыл, что у нас не старый парус (который был без лат), и ничего страшного, кроме потери формы при навале его на ванты не происходило, и еще потравил (точнее, просто отпустил) грота-шкот. Фордак же!!! Паруса «на бабочку»!!! Сарынь на кичку! Княжну за борт!!! Грот лег всем полотном на необтянутые с утра (в суете сборов забыли обтянуть перед выходом) ванты и …

Дальше- почти по Булгакову: нижняя лата- хрусь пополам, верхняя лата- хрусь пополам, средние латы…. И парус стал в форме чемодана, набитого ветром. И необтянутая вантами А-образная мачта начала приобретать сложную трехмерную форму, неописуемую приличными словами. И Леня вопит «Руби грот», я не успеваю даже дернуть рулем для приведения к ветру, а Татьяна уже успевает выдернуть из стопоров и грота- и стаксель-фалы, теперь уже и стаксель стал «чемоданом с ветром». Но скорости для приведения к ветру все же хватило, при переходе через галфвинд нас не кильнуло, и Леня с Таней зубами и когтями сумели сдернуть «слегка покоцанный» в нескольких местах обломками лат грот (и это несмотря на перепутавшиеся в общий клубок стаксель- и грота-фалы). Стаксель снова обтянули, и пошли дальше под одним стакселем размером с носовой платок. Но, тем не менее, - со «вчерашней» скоростью- 6-7,5 км/ч. И нужным пока курсом- мористее мелей м. Стирсудден.

 А тем временем, пока со всем этим хозяйством разобрались, кое-как свернули грот и пристроили опустившийся на палубу уишбон, чтобы он не мешал ходить румпелю, ветер «слегка» подвернул на север. Вплоть до чистого норда с легким уклоном на норд-вест. Мыс мы проскочили, и надо бы довернуть на северо-запад, а под одним стакселем нас сносит на юг быстрее, чем мы продвигаемся на запад, про северо-запад речь вообще не идет. Леня снова заводит мотор. Нет, в этот раз шпильку не срывает. В этот раз отказывает помпа водяного охлаждения. Неисправность-то - типовая болезнь «ветерков»- (отслоилась резиновая крыльчатка водяной помпы от залитой в нее бронзовой втулки), и в мастерской, и сами несколько раз такое чинили, но… Это - полуразборка и сборка мотора, как-то в этих условиях не очень представляется, как это получится, и получится ли вообще…

Попытки стать на якорь (трехрогая кошка, весом около 3 кг, с двухметровой цепью-утяжелителем весом тоже около трех килограмм) ни к чему не приводят: грунт- песок, с якорем и без парусов тянет в море со скоростью от 2 до 2,5 км/ч. Попытались идти на веслах, но против ветра с груженым катом - сносит еще быстрее, не выгребаем в 4 весла груженые… На движок надеяться нечего. А тем курсом, что шли под стакселем - мимо Березовых островов точно проносит, и при сохранившемся ветре и скорости нашего дрейфа- вынесет когда-нибудь и куда-нибудь в район Копорья- Луги, с пересечением в режиме .. гм… неуправляемого корыта в проруби всех фарватеров, а затем, если повезет с фарватерами - то банок и каменных гряд у южного побережья. Да и ветерок неспеша крепчает, волну нагоняет.

Что ж делать… Позвонили друзьям, они недалеко от Озерков отдыхали - они помчались в Озерки искать моторку, чтобы уговорить ее нас вытащить. Правда, сколько это займет времени, и где мы к тому времени будем- ХЗ… Переставили стаксель в качестве штормового грота (это хоть немного, но повысило центровку ЦП-ЦБС и управляемость – я почти перестал постоянно держать руль до отказа на борту, появилась возможность идти «волнами» - приотпустить руль, набрать хоть какую-то скорость и снова подпривестись к ветру.

В результате хоть скорость сноса и не уменьшилась, но скорость продвижения вперед немного возросла), еще подумав- развернулись на обратный курс и пошли в сторону Питера. С расчетом, что в этом случае хотя бы на место старта, может, удастся вытянуть. Правда -не скоро и, при такой скорости, скорее всего - с ночным пересечением оживленного фарватера… Лотерея, однако. В общем, решили- пока идем этим курсом (юго-юго-запад)- он все же самый для нас выгодный в этих условиях, а по дороге попытаемся вернуть на старый грот снятые с него и поставленные на новый грот девайсы- раксы, фал, кольца в галсовый и шкотовый углы, сами шкоты и прочую мелочь.

А если повезет и увидим рядом что-нибудь не очень крупное – типа моторки или катера - попросить дотолкать кат до берега. Тем более, до берега-то не так и далеко пока - километра 3-4. Или хотя бы девчонок и Вовку чтобы взяли к себе на борт. Пока все обсуждали, особо не оглядывались. Как решили, что делать дальше, огляделись, и… Вот тут-то и нам и замокшая рация, и «обезьянки у фотографа» и отыгрались…. Видим, курсом практически «на нас», где-то в полумиле быстро идет что-то белое. Что - пока не ясно, ракурс с носа. Но по общим размерам надстройки понятно, что не супер-мега контейнеровоз, а что-то ближе к катеру, хоть и крупному. Не особо надеясь на помощь, особенно в плане «дотолкать до берега», все же запустил фальшфейер.

Вот это «что-то» подошло поближе, стало от нас слегка отворачивать, изменился ракурс и мы, наконец увидели, что ЭТО… Я не знаю, насколько сильно ЭТО отличается от яхты Абрамовича - во всяком случае, открытого бассейна, футбольного поля, вертолетов и системы ПВО на палубе не наблюдалось, но что эта моторная яхта ВИП-класса метров около 30, это стало видно. И в том, что она спокойно нас обойдет и пройдет дальше, почти не сомневался. Понимая- наши миры не пересекаются, им до нас дела нет, у них другие, может быть тоже очень важные сиюминутные проблемы. Однако надежда, что хотя бы возьмут девчонок и Вовку пока оставалась, да и фальшфейер пока не догорел, так что ждал…

Скорее всего, именно в момент отворота они увидели наш фальшфейер, так как снова подвернули на нас и сбросили ход. Видимо, они пытались с нами связаться по рации (в бинокль Татьяна видела, что кто-то на палубе размахивал нам чем-то похожим на рацию в воздухе), но… В итоге они подошли к нам на несколько метров, мы им обьяснили ситуацию, и они, к нашему удивлению, имея полное и моральное, и юридическое право послать нас нах с буксировкой и ограничиться «спасением экипажа»,- если буквально следовать закону, все же подали нам буксирный конец и предложили отбуксировать до Приморска, до гавани.

Вопрос о стоимости операции мы даже не задавали- и им, и нам понятно, что стоимость только работы дизеля и топлива, пересожженного за счет малой скорости буксировки (6-7 узлов, если они пытались дать ход больше, то нас начинало заливать и топить) превышает стоимость нашего катамарана со всем, что на нем находится… Так что рассчитались мы с ними нематериально - по просьбам их немногих пассажиров улыбались, делали победные жесты и т.д., пока они нас фотографировали. Но как только они дали ход и к режиму буксировки мы приспособились, тут-то кто-то из нас и вспомнил про «поработать обезьянками» и от ржача мы чуть не свалились с ката.

Они на нас стали поглядывать несколько странно. Особенно - после того, как молодая девушка Дарья достала «полторашку» из- под пива и мы к ней все приложились по несколько глотков (там был уже остывший, но все равно вкусный чай с брусникой, собранной еще на «Командоре», на воде у нас сухой закон). Но, подозрительно поглядывая, все-же отбуксировали нас до гавани Приморска, дали несколько прощальных гудков и пошли дальше. Может, и для них наша буксировка была более хорошим вариантом, чем прием на борт неизвестно кого.

Мы их тоже фотографировали, но во-первых, получились не очень качественно- брызги, волна, резкость плохая, а во-вторых, нам показалось, что их реакция на наши сьемки немного нервная, так что не будем создавать возможных проблем помогшим нам людям.. Хотя … Вот фото, которое, думаю, не причинит никому вреда - на нем все равно ничего не видно 8-))).

В любом случае - еще раз огромное им спасибо. Единственное - жалко, что мы не увидим сделанных ими фотографий.

В Приморске стали на ночевку на небольшом никем не занятом участке между лодочными станциями и старым волноломом, с северной стороны гавани , прямо напротив кирхи (сейчас- музей и дом культуры). (http://www.oblmap.ru/index.php?v=1&pv=0.3627421241361;0.162434576361514;100&pt=1 ).Как раз к этому времени туда добрались наши друзья из «группы поддержки», которых мы сразу после начала нашей буксировки «разозаботили» насчет поиска моторки и озаботили покупкой свежего хлеба и пива. За вечер попытались выяснить, кто в Приморске может отремонтировать «Ветерок-8», но нам помогли только несколькими добрыми советами насчет особенностей ремонта «Ветерка», большую часть которых мы и так знали, хотя за пару из них- спасибо. Город, в общем, понравился. Не понравились загаженные до невозможности битым стеклом и «розочками» из горлышек и донышек бутылок подходы к берегу и сам берег в той части гавани, где мы встали.

M:\DCIM\100PHOTO\SAM_0485.jpg
В гавани Приморска. Кто такой красивый?

В гавани Приморска.

В гавани Приморска.

21.08, воскресенье

Далее и все оставшиеся дни ничего интересного не было. Но было хорошо!

Позавтракали, отправили с друзьями Дарью (ей в понедельник на работу) отправили Татьяну и Вовку в город на экскурсию и за хлебом, занялись двигателем, благо - основным ЗИП-ом к нему запаслись. Натренированно отделив «голову» от «сапога», разошлись «по цехам» - Леня разобрал «сапог» и добрался до, как мы и не сомневались, расклеившейся на бронзовую втулку и отдельно - резину крыльчатки водяного насоса, я снял, разобрал и вытряхнул грязь из карбюратора, продул и проверил все его каналы- все ОК. Потом, зная, что у нас движок часто глохнет сразу после заводки, и вспомнив совет мастера-аборигена, просмотрел и на всякий случай поменял местами патрубки бензонасоса, снял и вытряхнул мусор из его фильтра, заменил подозрительно вздувшуюся его мембрану (диафрагму).

Собрал насос, карбюратор, поставил все обратно на «голову» (забыв при этом прокладку карбюратора, пришлось снимать и ставить снова), собрали «сапог» с новой крыльчаткой, с легким гемором свинтили все это вместе, сменили масло в редукторе, на всякий пожарный заменили свечи и, наконец, поставили этот конструктор обратно на кат.

Как показало испытание (два-три круга по гавани) данный вариант сборки «Лего» оказался удачным. Заодно отрегулировали карбюратор на холостом и рабочем ходу. После этого с чистой совестью поставили Таню на приготовление обедужина, вылили из канистр воду, набранную на «Командоре» - (слегка солоноватая у них, на суп идет вполне, а для чая невкусно) и сами пошли изучать магазин разливного пива неподалеку от лодочной станции, заодно там же рядом - колодец с чистой водой, куда полгорода за водой приходит и приезжает, ну и мы там тоже набрали вкусной, холодной и чуть ли не сладкой воды из этого колодца. Далее все стандартно. Пообедали часа в три, неспешно собрались и загрузились, и около 17.30 пошли под мотором на о.Большой Березовый.


Далеко уходить не стали, стали рядом, на хорошо оборудованной и свободной стоянке рядом со створным знаком входного фарватера гавани. (http://www.oblmap.ru/index.php?v=1&pv=0.362716213160756;0.153510483708814;100&pt=1).


 

Срезав несколько маслят и пару подосиновиков, расчистили себе места под палатки, натянули над столом тент, еще раз поужинали, чем бог (в лице Татьяны и Вовки) послал, и подняли несколько тостов за то, за что нельзя не поднять- за женщин, и конкретно за присутствующих женщин , за природу, за погоду… В общем посидели.


22.08-24.08 , понедельник - среда

Солнце в основном- всегда, даже когда на материке(в 2 км) хмарь и дождь. Проходящие суда – интересно! Чтение взятых с собой книг, обмен книгами. Грибы, рыбалка, прогулки по острову, ягоды (черника). Еда. Еда.













ЕДА, БЛИН!!!!


Да блин, когда же она закончится!!! Сколько же жрать-то можно!!!



25.08, четверг.

Опять же неспешно собрались, загрузились, почистили за собой стоянку, залили костер.






В последнюю очередь- сняли тент, загрузились сами и пошли в гавань Приморска. Разгрузились, разобрали кат, сложили по упаковкам, недолго поискав, нашли грузовую «Газельку», покидали все туда, доехали (через свежеоткрытый западный участок КАД, через Кронштадт) до Петергофа. Разгрузились.

Хотим еще на Березовые острова!!!

КРАТКИЕ ИТОГИ

В целом - маршрут на 2-3 выходных дня. Просто мы его «растянули».

1) продолжительность нашего ммм… похода? Скорее, прогулки- 9 дней

2) Протяженность маршрута - около 50 км

3) ходовых дней – 1 под парусом (24 по прямой, 31 с маневрами); 1- на буксире(~12 под парусом, хотя часть- не в ту сторону, и 29 на буксире. Остальные 2 дня по 25 мин. (3+3 км) на моторе и прогулки на рыбалку со стоянки и обратно в зачет не идут.

4) Несмотря на недостатки, конструкция катамарана в целом и парус показали хорошие результаты (согласитесь, что почти 3 часа на буксире в практически предельном режиме тянули глубоко осевший перегруженный кат, на грани залива палубы, по волнам 0,5- 1м - не всякий девайс выдержит без поломки каркаса и отрыва баллонов. Баллоны целы, каркас почти не погнулся… Почти… Слегка ( примерно на 1 см) выгнуло переднюю поперечную балку, за которую буксирный конец привязывали. Парус - тоже работал отлично, пока из -за ошибки экипажа не поломали латы.

НЕДОСТАТКИ:

НИКОГДА еще мы так, лихорадочно, в последний момент, не определялись с окончательным составом команды, маршрутом и сроками.

Мы сами «в связи со сложившимися обстоятельствами» отступили от своего же выработанного в предыдущих походах правила - на открытую воду выходить минимум двумя подготовленными судами, на прямой видимости друг от друга, со взаимной страховкой. Как-то забыли, что уже и у нас в походах были случаи, когда только наличие страхующего судна не позволило перерасти легким поломкам и прочей чепухе в ЧП или предпосылку к нему.

НИКОГДА еще у нас так плохо не была подготовлена матчасть.

НИКОГДА еще мы не брали с собой так много лишнего барахла и жратвы.

НИКОГДА еще мы не упаковывали его так безобразно плохо и бестолково.

НИКОГДА еще погрузка-разгрузка у нас не занимала так много времени.

ВЫВОД: пора что-то менять в этой консерватории.

ЧТО ХОРОШЕГО:

Маршрут по Березовым островам представляет огромный интерес. Только надо учесть, что между островами ,в основном, мелко, куча камней и мелей, так что основной движитель там- мотор, винт; вспомогательный- весла, а парус- …. Ну, разве что в качестве экзотики и на подходе- отходе к архипелагу…