См. также публикацию и отклики в форуме Под Гиком.

Отчет о походе по Онежской губе Белого моря
3-15 июля 2011 г.

Состав участников:

1. Дмитрий Грошев - адмирал
2. Олег Тимофеев - капитан Тайфуна
3. Илья Щербаков - капитан Байкала
4. Павел Пошелюжный
5. Сергей Игонькин
6. Евгения Игонькина - завхоз
7. Алина Смирнова
8. Ольга Мухортова

Снаряжение:

Парусный катамаран Тайфун - 1 шт.
Парусный катамаран Байкал-18 - 1 шт.
Мотор Suzuki DF 2.5 - 2 шт.
Бензопила Хукскварна - 1 шт.
Навигатор Garmin S60 - 2 шт.
Радиостанция порт. Китай - 2 шт.
Телефон Iridium - 2 шт.
Палатки, Спасы, Весла и т.п. - компл.

График движения

03.07 Рабочеостровк (Стапель)
04.07 Рабочеостровк – о.Жужмуй
05.07 о. Жужмуй – о.Седостров
06.07 о. Седострой – о. Коткано
07.07 о. Коткано (Дневка)
08.07 о. Коткано – Лямца – м. Чесменский
09.07 м. Чесменский - Малые Орлы (рыбное становище)
10.07 Малые орлы - о. Большой Заяцкий
11.07 о. Большой заяцкий – пос. Соловецкий
12.07 пос. Соловецкий (Дневка)
13.07 пос. Соловецкий (Дневка)
14.07 пос. Соловецкий – о. Немецкий кузов
15.07 о. Немецкий кузов – Рабочеостровск (антистапель)

Карта маршрута

Краткое описание

01-02.07 Добираться в этом году решили своим ходом. Тойота RAV-4 с прицепом и Опель Зафира. Выехали из Рязани вечером первого июля, ехали через восточный берег Онежского озера, прибыли в Кемь второго июля в восемь вечера. Всего в пути 22 часа. Дорога в целом нормальная кроме участка на подъезде к Онежскому озеру 20-25 км, но в целом терпимо.

03.07 Стапелились. Погода испортилась с вечера прошлого дня, решили на воду не выходить.
Вокруг места стапеля остовы зданий и остатки колючей проволоки, уже после посещения Соловков пришли к выводу, что здесь, скорее всего, был Кемский пересыльный пункт Соловецкого лагеря. Напротив нас остатки декораций к фильму Остров, истопная и церковь.

04.07 Машины оставили на стоянке портовой гостиницы 250 р./сутки. Вышли на воду с приливом. Погода отличная, солнце и тепло, легкий, дувший с утра норд-норд-вест, сменился штилем, а затем плавно перешел на ост. Под легким в Зюйд-Ост-Остом прошли Кемские шхеры. На открытом пространстве ветер стих, включили мотор.

Под железным фордаком неумолимо тянет выпить. Усугубили. Вечером подошли к Жужмую , встали на западном берегу. При обходе острова с юга, заметили стоянку хомо-сапиэнс. Оказалось, что это бригада заготовителей ламинарии, с их слов ламинарию скупает некая фармацевтическая фирма. Вечером снарядили экспедицию на маяк. Маяк официально закрыт, но поддерживается отличном состоянии, чего не скажешь о поселке при маяке, он постепенно разрушается. К западу от маяка по дороге находится отличный колодец.

05.07. Утром еще раз сходили на маяк, набрали воды. По дороге от маяка к колодцу в лесу находится кладбище целой династии смотрителей маяка. Во времена GPS маяки никому не нужны, на Белом море уже нет действующих маяков. С отключением маяков ушли и люди. Прогресс хорошая штука, но...

Запланированный переход на Кондостров отменили, ветер сохранил вчерашнее направление, решили идти к материку, максимально забирая к югу. Постепенно ветер усилился, началось легкое волнение, кое кого даже морская болезнь прихватила. В результате вышли на Седостров, нашли с восточной стороны отличную бухту. Не обошлось без ЧП: на Байкале упала мачта, заделка троса подвела, быстро исправили, пошли дальше. После бейвинда и волны, закрытая бухта показалась райем на земле, благо погода не подвела.

06.07 Вышли с приливом вдоль материка на юг, где то под мотором, где то галсами шли между группой островов и материком. В проливе между островом Березовец и материком попали в приливное течение, пришлось включать мотор, в узком и мелком проливе приливное течение образуют небольшую шиверу. Дальше вышли на оперативный простор, и пошли под легким Зюйд-Ост- Остом на остров Коткано, мимо Кивреев.

Зашли на Седловатый Киврей, с огромным удовольствием забрались на вершину. Сделали несколько фотографий, красота пейзажа завораживает. Около 22:00 вышли к Коткано. Высадились в бухте с южной стороны.

07.07 Дневка на Коткано. Буду банален, но Коткано уникальный остров. Несколько скал соединены песчаными наносами поросшими лесом, в результате три залива почти сходятся вместе, образуя природный ландшафт редкой красоты. К сожалению, несколько лет назад остров пережил пожар, следы его еще видны. На Коткано же расположены природные бассейны/ванны с пресной водой, в начале лета уровень воды в них позволяет даже искупаться, но мы этого делать не стали просто набрали питьевой воды и умылись пресной водой. Расположенная на острове баня пришла в негодность и требует серьезного ремонта. Встреченные местные отдыхающие на моторной лодке, дали нам мастер класс по ловле червя пескожила. Тут же организовали ловлю камбалы, на пойманную наживку. Улов был мягко говоря скуден.

08.07 Вышли с приливом, ветер постепенно менялся, пока не перешел в Ост. Обошли Кондостров с Запада, дальше шли на моторе курсом на Восток. К обеду воздух над морем прогрелся, и на западе появились причудливые миражи. К вечеру вышли к селу Лямца, на восточном берегу Онежской губы. Отлив не позволил подойти к селу, встали на пляже, организовали экспедицию за пресной водой к ближайшему колодцу. Село явно обитаемо, на берегу видели много пасущихся лошадей. Неожиданно поднялся свежий Зюйд-Ост. Бакштагом 6-7 узлов шли на север до 3-ч часов по полуночи. Вышли к Чесменскому мысу. Разбили лагерь.

09.07 С раннего утра жарило солнце, несколько раз вместе с палаткой переползал в тень. Посетили маяк, видны явные следы присутствия людей. К обеду с приловом вышли на воду. С попутным отливным течением пошли на север, ветер сменился на Норд-Ост-Ост, шли бейвинд. Первый раз видел как приливное течение образует стоячие волны высотой до 60-70 см. По субъективной оценке прибавка скорости от течения 1.5-2 узла. Прошли Летне-Орловский маяк, он явно заброшен, к берегу не приставали. Обогнули мыс, встали в заливе напротив полузаброшенной базы рыбаков. На пляже видели медвежьи следы, боялись.

10.07 Утром встал рано, залив перед стоянкой полон жизни, взлетают и садятся стаи птиц, повсюду из воды торчат головы нерп, ближе к середине гуляет белуха. Всплески хорошо слышны с берега. Лично я такого обилия живности раньше нигде не встречал. С уходящим приливом вышли на воду, нас ждут острова Соловецкого архипелага. Ветер слабый, постоянно меняет направление, перешли на железный фордак.

На траверсе Муксульмы заметили в море килевик с классическим бермудским вооружением. После обеда вышли к Заяцким островам. На Большом Заяцком нашли старое кострище встали на стоянку. Отсюда уже рукой подать до поселка Соловецкий. Прошлись по острову, здесь находится скит, каменные лабиринты возраст которых больше двух тысяч лет, рассказывают про них много, не буду повторять домыслы.

11.07 Утром прибыли местные власти в лице, сурового вида милиционера и группы поддержки. Получили на орехи. На островах Соловецкого архипелага стоянка туристов запрещена. Начальник долго разглядывал наши паспорта и туристическую книжку, в конце концов отпустил, сказал что встать можно слева от пристани, только поговорить с начальником порта.

Вышли на воду, под легким ветром дошли до пристани. Начальник порта, показал где можно встать и сколько это стоит (не помню сколько). Место стоянки - голимая свалка чермета. Мы прошли чуть дальше и встали на другой стороне маленького залива метрах в двухстах от свалки. Начальник порта сказал, это уже не его юрисдикция, денег он с нас бать не будет, но и ответственности за нас не несет. Рядом с будкой начальника есть умывальник можно набрать пресной воды. Разбили лагерь и отправились на экскурсию.

Про Кремль Соловецкого монастыря написано много книг. Новгородцы создали редкий по красоте и органичности памятник архитектуры, плоть от плоти и кровь от крови северной земли. А я думал, что объехав множество городов и стран, потерял к своим сорока с лишним годам способность удивляться. Отмылись от соли в Святом озере у кремля. Купаться там нельзя, но от соли всё тело уже чешется, а волосы похожи на щетку. Видели раков.

12.07 Дневка на Большом Соловецком острове. Посетили секирную гору, единственная в мире церковь-маяк. Побывали в музее СЛОН (Соловецкий Лагерь Особого Назначения), и Морском музее. Про историю СЛОН писать не буду, слова картонные и пустые получаются, горе, боль и позор больше нечего сказать. Очень понравился Морской музей. После уставших, дрессированных экскурсоводов Соловецкого кремля, симпатичная девушка из Морского музея была глотком свежего воздуха. Приятно когда человек энтузиаст своего дела и знает больше, чем вмещает в себя экскурсия. Музей это фактически стапель нового проекта группы энтузиастов. В нем строится реплика яхты Петра I. Именно реплика, потому что все технологии современные, сохранены только размеры и обводы. Рядом с музеем стоит поморская шняка, сделанная по поморским технологиям, аутентичными инструментами. На Соловки пришла своим ходом. Проникся.
Давление падает, с запада подходит атмосферный фронт.

13.07 Вынужденная дневка. К утру фронт прошел, давление растет, но дует сильный Вест, на море волнение. Решили на воду не выходить. Сидим на берегу, смотрим как попутным ветром к причалу подходят яхты, их там уже больше двух десятков, скоро традиционная Соловецкая регата. По берегу проходили иностранцы с переводчицей, смотрели на наши лодки цокали языком улыбались.
Встретили условно пеших туристов из Москвы, люди уже вторую неделю сидят на одном месте, пьют местную наливку и ловят в озерах рыбу, посидели вместе, усугубили. Отличные ребята, мы в их глаза почти Крузенштерны.

14.08 Пользуясь утренним затишьем, с приливом вышли на воду, курс на Кузова. По дороге зашли на остров Топ, осмотрели маяк. На подходе к Кузовам подул Норд-Вест подняли парус, перед Кузовами попали на встречное приливное течение, пришлось включить мотор. Встали на на Немецком, на той же стоянке, что и в прошлом году. Кузова конечно красивы спору нет.

15.08 С утра сильный Вест, идем под мотором, впереди Рабочеостровск. Вышли к месту стапеля в отлив, начали антистапель прямо на воде, потом вытащили катамараны на берег. После антистапеля баня, ужин в ресторане и домой. Обратно выехали в восемь вечера, дорогу проложили через Петрозаводск и Тверь.

16.07 Дорога конечно лучше, но трафик, на E95 пробки. Безумный Навител завел нас посреди города Волхова в болото с камышами. На обратную дорогу затратили 26 часов.

Итоги

Даже и не знаю что писать. На дворе ноябрь, и я хочу обратно!!! Чтобы ночи не было, чтобы жить в ритме приливов и отливов, чтобы пахло морем. И никаких забот, кроме поведения барометра и поиска пресной воды. А еще скажу, что Белое море берет в плен на всю жизнь. Чего и Вам желаю. :)