Одиночное плавание
от Ярославля до Юрьевца

7 – 14 июля 2011 г.
Швертбот «Женни», С. В. Конорев.

В субботу 14 июля 2012 г. осуществилась моя мечта, которую я вынашивал с осени прошлого года - пройти в одиночку на своей лодке по Волге от Ярославля до Юрьевца (253 км). Теперь я готов рассказать об этом походе и показать фотографии, если конечно это кому-то будет интересно.

В чем же изюминка моего похода?

  1. Один, без ансамбля.
  2. Маленькая лодка - 3.2 м, ширина 1.35, естественно, никаких рубок и укрытий.
  3. Только паруса и весла.
  4. Первый мой поход такой протяженности.

Я не рассматривал этот поход как спортивное мероприятие, скорее как туристический круиз по великой реке, на берегах которой прошло мое раннее детство. Но все же ставил перед собой определенную цель по расстоянию и по времени (8 дней - дали такой маленький отпуск). В походе я вел дневник, делал снимки и видео.

Краткие цифровые показатели моего похода:

Расстояние от Ярославля до Юрьевца по речной карте - 253 км.

Пройдено со всякими заходами и с учетом лавировок - 261,6 км.

Из них под парусами - 152 км, на веслах - 109,6 км.

Самый большой суточный переход - 42,6 км.

Самый маленький - 15,9 км

Начался поход в 14.00 7 июля от моста через реку Которосль в Ярославле, завершился в 16.00 14 июля в Юрьевце.

О материальной части

Лодка построена по проекту Дадли Дикса Argie 10. Чертежи были приобретены за 40 долларов. Метод строительства — «скрепки и клей». Все сошлось идеально. Правда, я внес некоторые изменения в проект. Мне очень хотелось иметь два паруса (как у больших), поэтому увеличил длину лодки на 20 см, сдвинул мачту в корму (чтобы не изменился центр парусности), в результате получилось место для маленького стакселя.

Кроме того, вместо открытых банок сделал рундуки, которые также служат блоками непотопляемости. С виду рундуки небольшие, но вещей в них убирается удивительно много, самим даже порой не верится. Абсолютной герметичности рундуков добиться не удалось, но заполняются они очень медленно. Я переворачивал лодку и сидел на днище минут по сорок (пока не замерз окончательно) — она не тонула. Воды набралось около двух ведер. Были у нас и два "боевых" переворота с мачтой и парусами — попадали под сильный порыв ветра. Первый раз я один, второй раз (1 мая) мы были с женой. И в том, и в другом случае довольно легко удавалось поставить лодку на ровный киль и достичь берега без потерь.

Рангоут, такелаж и паруса тоже самодельные. Мачта и гик из трубы на основе алюминиевого сплава (не знаю точно какого) - куплены в строительном магазине за смешные деньги (750 руб. в ценах 2010 г.) Первый вариант парусов сшил из темно-коричневой плащевки по рекомендациям из книги Курбатова, второй вариант — из ярославской парусной ткани - эти уже прилично смотрятся. Из специальных дельных вещей — только кулачковые стопора, купленные на "Верфи Успенских". В этом походе с помощью компаса замерял лавировочный угол — получилось чуть больше 90 градусов.

Лодку тестировал опытный яхтсмен, ходивший на "Луче", микро и надувных катамаранах. Он сказал, что лодка нормально отцентрована, на руле не лежит. В прошедшем моем плавании на бейдевинде я иногда закреплял руль и минут по 10 к нему не прикасался (руки освобождались для фотосъемки). Изменения курса при этом достигал незначительным перемещением собственного тела от одного борта до другого.

Сама идея одиночного плавания живет во мне уже давно. Мне было лет 15, когда я наткнулся на книгу Френсиса Чичестера «Вокруг света на «Джипси Мот». Ну а дальше богатое мальчишеское воображение сделало свое дело. О парусной лодке я начал мечтать еще раньше, но только в возрасте 45 лет смог сделать шаг навстречу мечте. Разумеется, с той поры я прочитал все что смог найти о мореплавателях-одиночках — от Джошуа Слокама до Евгения Гвоздёва. Лето 2012 г. Это уже третий сезон под парусом на нашей маленькой лодке.

Мне повезло еще и в том плане, что меня полностью поддерживает семья. Я расходую на увлечение денег столько, сколько считаю возможным вырвать из семейного бюджета без возражений со стороны близких. Мы каждые вторые выходные выходим на воду, совершаем двухдневные походы выходного дня (причем залезаем в лодку втроем – конечно очень тесно), участвуем в местных любительских регатах. И мне всегда в наших походах хочется пройти еще 2-3 км, «заглянуть за горизонт», но… Впереди понедельник, надо возвращаться вовремя, и никакой гарантии, что ветер будет дуть в нужном направлении, и мотор втиснуть просто некуда… Вот так и родилась идея: взять отпуск на неделю (+ 4 выходных спереди и сзади) и прогуляться по матушке по Волге. Еще раз повторю – никакой экстрим и не планировался. Наоборот, безопасность ставилась во главу угла. Накануне я дал жене честное слово не снимать спасжилет, когда иду под парусом (сдержал), и не пересекать судовой ход под парусом в слабый ветер (один раз все же пересек).

Поход наметил на вторую неделю июля – обычно в это время не бывает затяжных дождей, а короткие грозы можно переждать. Надеялся я также на то, что за эти 9 дней погода и ветра будут разнообразными. Так и получилось.

Технология организации плавания

Лодка и нижняя часть мачты (3 м) перевозятся на верхнем багажнике автомобиля. Вторая часть мачты, гик и весла, паруса и все остальное – в салоне и в багажнике. Доставляем лодку в Ярославль (110 км от Иванова), там я стартую. Жена отгоняет машину домой и ждет сигнала. На весь поход я отвел 8 дней (1 день оставил в запасе на всякий случай). Таким образом, чтобы уложиться, мне надо было проходить в день примерно 32 км. Не так уж и много, к тому же по течению. У меня с собой было 2 телефона с максимально заряженными аккумуляторами. Телефоны я держал выключенными, включал 2 раза в сутки – утром и вечером, чтобы отправить короткие СМС сообщения. Принимал СМС с прогнозом погоды на завтра и отключался. Это позволило сохранить связь до конца похода (правда, мне удалось подзарядиться под Волгореченском). При подходе к Юрьевцу созвонился с женой, и она за мной приехала. Так что все было просто.

Запасы и снабжение

Старался брать всего по минимуму. Хотя много читал о подобных плаваниях, все же многого не взял, да и лишнего набрал немало. Запасы продовольствия обычные: тушенка (6 банок), рыбные консервы (4), продукты быстрого приготовления, 2 бутылки водки, немного овощей, крупы – греча и рис (сделал как Гвоздёв – помыл, высушил и засыпал в пластиковые бутылки – очень удобно), сухое молоко, топленое масло, конфеты, чай, кофе, сахар и еще что-то по мелочи. Примерно третью часть продуктов привез обратно. С самого начала предполагал, что можно будет покупать продукты в прибрежных селах и городах.

Палатка, 2 одеяла, 2 туристических коврика (на одном из них сидел в лодке), белье и теплая одежда, 2 ветровки на случай дождя и холодов, большой кусок полиэтиленовой пленки (опять же на случай дождя). Походная газовая плитка, костровая кастрюля и чайник. Несколько пластиковых бутылок с водой. Фотоаппарат, фонарик, свечка, зарядники для телефонов, 3 ножа разного назначения, средства от комаров ну и т.д.

Что не взял (а зря). Обязательно надо брать легкую одежду с длинными рукавами и штанинами, а также солнцезащитный крем. У меня от природы смуглая кожа, я практически не обгораю, даже на югах, а тут – обгорел. Кожа слезает с лица и рук. Не потребовалось устройство для процеживания воды, т.к. речную воду не использовал.  Вообще, с водой никаких проблем не было – брал в населенных пунктах по мере надобности.

Из дневника

7 июля, суббота

Встали рано, но собирались долго. Боялся что-нибудь забыть (как в прошлый раз, когда ездили на Костромское море – умудрился забыть грот и палатку).

Выехали в 10.20. В 12.00 въехали в Ярославль. Проехав мост через Которосль, съехали к реке. Практически у самого моста скинули лодку, я начал вооружаться, а жена пошла смотреть, как ей выезжать обратно. Вообще-то она хорошо водит, но всегда чего-то боится. Местные жители любопытствовали, смотрели, но дурацких вопросов не задавали. Ярославцы люди воспитанные, да и парусом их не напугаешь.

На Которосли, напротив пляжа, проходили соревнования гидроциклистов. Гимсовский катер никого не пускал, но к 14.00 соревнования закончились. Как раз к этому времени я и собрался. Попрощались, и я пошел к выходу в Волгу на веслах. Ветер был встречный, а лавироваться не хотелось – тесно, люди плавают, лодки, гидроциклисты снимают буйки. Да там недалеко, можно и размяться. Лодка идет легко и быстро, течение в Которосли приличное.

Я уже наслаждался плаванием и погодой, как вдруг левое весло повисло в моей руке, а отвалившаяся подуключина довольно резво пошла по течению в Волгу. Я вообще-то не ругаюсь, но помянул недобрым словом «брата капитана Татаринова», т.е. себя родимого. Дело в том, что подуключину я отломил 12 июня на Костромском море. Произвел ремонт, казалось бы, надежный, но что-то сделал не так. Плавание было под угрозой, даже не начавшись. Без весел нечего было и думать дойти до пункта назначения. Да и с точки зрения безопасности – а если ветер стихнет, когда я буду на судовом ходу, и пароход поедет? А подходы к берегу? В общем, ситуация печальная.

Было так досадно, вы не представляете. Жена уже уехала. Можно было попытаться ее вернуть. А дальше что? Домой с позором? Решил, что домой не поеду. Либо отремонтируюсь в пути, либо пойду только под парусами и дойду хотя бы до Плеса. Идея ремонта была простой – просверлить в привальном брусе отверстие диаметром 10-12 мм и вставлять уключину прямо в привальник. Не слишком надежно, но ничего другого в этот момент придумать не мог. Поставил паруса, воткнул шверт и потихонечку в лавировку пошел дальше в Волгу. Где-то на третьем галсе заметил у правого берега Которосли, у самого слияния с Волгой, стоящую у причала яхту, маленький теплоход, а на берегу боксы гаражей. Возникла мысль: «Где гаражи, там и инструменты». На берегу сидел мужчина с маленькой симпатичной собачкой. Подошел. Спросил. Гаражи оказались складами, а инструментов не оказалось. Но добрый ярославский житель отнесся ко мне сердечно – посоветовал дойти до реки Дунайки (3-4 км), там судоремонтный завод и яхтенная стоянка, авось помогут. Я уж потом веселился (когда все кончилось), представляя, как мой корабль ремонтируют на судоремонтном заводе.

Пошел дальше – бейдевинд левого галса, довольно бодрый ветерок и ход соответственно. Было одно переживание: не сказать что угроза опрокинуться, но крен неприятный. Дело в том, что раньше я всегда держал гика-шкот в руке, чтобы вовремя потравить при порыве. А тут приладил стопора и стал закладывать на стопор, чтобы руки освобождать. К тому же, оттяжку гика переделал таким образом, что она играла роль и оттяжки, и второго гика-шкота. В результате, при сильном порыве я освободил один конец, совершенно забыв про другой. Ничего страшного не случилось, но решил, что впредь надо быть внимательнее.

До Дунайки доехал быстро и даже ее проскочил, пришлось возвращаться, благо ветер благоприятствовал. Первый раз в жизни пришвартовался к понтону. Все обошлось благополучно – вовремя скрутил стаксель, убрал грот, взялся рукой за настил. Никого не ударил (рядом стояли яхты), да и сам не ударился. Только вот привязаться было нечем – к швартовкам не готовился. Привязался стаксель-шкотом, потом приладил какую-то веревку. Пошел искать людей. Недалеко на большой моторной яхте люди были. У них инструментов не оказалось. Пошел дальше, нашел сторожа. Он направил меня к яхтсменам в вагончик-мастерскую. Ребята отдыхали, готовили шашлык. Едва я представился и изложил свою проблему, все решилось словно по волшебству. Дали шуруповерт, сверло на 10, да еще сказали – обратно можешь не носить, там, мол, яхта «Ника» стоит, вот на нее и положи. Золотые люди. А каков уровень доверия! Окрыленный,  я побежал ремонтироваться. Отверстие в привальнике просверлил и тут же понял, что долгой эксплуатации оно не выдержит, если его не подкрепить чем-нибудь, например струбцинами. Пошел обратно к ребятам, заодно прихватил фотокамеру. Отдал шуруповерт Евгению и попросил продать мне две струбцины. Ребята улыбнулись, и один из них сказал: «Струбцины у нас очень дорогие, у тебя денег не хватит, мы тебе их подарим». И подарили.


Спасибо вам большое, ярославские яхтсмены. К сожалению, я так торопился, что не узнал все ваши имена. Струбцины меня выручили, отработали как надо до конца. В следующий раз буду проплывать мимо Ярославля – верну. Мы еще немного поговорили, я рассказал об ивановском клубе любителей паруса «Бриз», и я поехал дальше.

Опять пошел под парусами. Постепенно река загибается на восток и на север – ветер становится встречным, пошел в лавировку. По генеральному курсу продвигаюсь медленно, но верно. О веслах пока даже не думаю – слишком силен встречный ветер, и волна, грести будет очень трудно, да еще с такой уключиной. В 18.00 встал отдохнуть и увидел проходящий вниз по реке катамаран под парусами. Он тоже шел в лавировку и довольно быстро уехал вперед. Больше мы не пересекались. Вообще судов под парусом на Волге удивительно мало. Я встретил всего два – вышеназванный катамаран под парусным номером В 245, да тримаран «Русь» О. Волынкина.

Еще были три шхуны москвичей из «Правого галса», но они в тот момент стояли, а потом шли под моторами, и их парусов я не увидел. А казалось бы, разгар отпускного сезона, погода чудесная. То ли любителей паруса в приволжских городах немного, то ли все они ринулись в далекие моря. Не знаю. В половине восьмого дунуло не слабо, появились барашки на волнах, стало забрызгивать передний кокпит. Не стал искушать судьбу – встал переждать ветер. Подошел к местным ребятам, отдыхавшим на берегу, спросил, как называется населенный пункт. Ответили: «Сопелки». Тут же показали на здание магазина и сказали, что работает до восьми. У меня в принципе все есть, но почему бы не сходить. Купил минералки и лимон. Поговорил с продавщицей. Потом на берегу выпил кофе, перекусил. К половине девятого ветер стих, и я на веслах двинулся дальше.

Решил идти до сумерек, сколько получится, потом искать ночлег. Слабый встречный ветер, несильная волна, лодка идет легко, левое весло ведет себя хорошо. По моим прикидкам (навигатора у меня нет), делаю около 5 км/ч. Ну и течение вносит свой вклад. Когда вставал в Сопелках, прибойная волна через транец залила задний кокпит – промокла тетрадь для записей, сейчас я ее сушу, разложил в носовой части на солнце. Прошел на веслах 5,7 км, нашел стоянку за островом Туношенский при впадении реки Туношны. Не хотел я здесь вставать, но пришлось. Место зловещее. От реки через поле видны контуры самолетов. Аэродром, откуда год назад взлетела ярославская хоккейная команда. Здесь же неподалеку она и упала.

Я не религиозный человек и не суеверный, но все равно не по себе. Не надо бы в таких местах устраивать туристические стоянки. Однако, выбора нет – темнеет. В целом место неплохое, только за дровами приходится идти в лес метров за 300 – 400. Раскинул лагерь, чуть-чуть подшил палатку (недорогая китайская палатка эксплуатируется третий сезон).

Вообще, ночлег в палатке для меня не проблема. Я профессиональный историк, провел 7 сезонов в археологических экспедициях, в том числе и в средней полосе в августе. Всей семьей мы регулярно выезжаем на природу с ночлегом. Так что устроился быстро. Сготовил покушать (гречка с тушёнкой, овощи). Выпил немного водки – поводов много, да и усталость снимается. Видимо, место навеяло настроение, вспоминал ушедших друзей и знакомых. За неделю до похода похоронил двух моих бывших студентов, с которыми после окончания факультета поддерживал отношения. Парень 35 лет и замечательная женщина 37 лет, кандидат исторических наук, преподаватель. Нелепая смерть от болезни. По сравнению с этим все мои личные проблемы кажутся мелкими и смешными. Ночь была прохладная, под утро замерз. Прошел в первый день всего 20,6 км

8 июля, воскресенье, второй день похода

Проснулся от холода. Кругом роса, на солнце блестит очень красиво. Палатка вся сырая. Разложил ее на солнце, чтобы немного подсохла, а сам занялся завтраком и сборами.

Пошел в 9.10, встречный штиль, все время на веслах. Река как зеркало, поэтому заметно как цветет вода. Судоходство не слишком интенсивное, поэтому стараюсь идти по середине реки – чтобы течение лучше помогало. Звук судовых дизелей слышен издалека. Иногда перестаю грести, осматриваюсь с помощью бинокля, делаю снимки. Очень красивые виды. Снимаю проходящие суда. Навигатора у меня нет, поэтому скорость замеряю следующим образом: отмечаю время прохода очередного бакена и иду без остановок до следующего, потом вычисляю по карте расстояние между ними, и результат готов. Получается около 5 км/ч. Приемлемо, но постоянно идти невозможно – тело затекает. Приходится делать остановки каждые три-четыре часа, разминаться, купаться, принимать пищу. Впрочем, аппетита нет, только пить хочется. Во время одной из остановок нашел на берегу яблоньку с зеленцами. Парочку съел. Кислые, но ароматные и вкусные. Днем поставил паруса и попробовал идти. Как-то шел около часа, но очень медленно, немного отдохнул и опять пошел на веслах.

Около 18 часов пошел попутный штиль. Решил отдохнуть – поставил паруса. Прошел уже за день 30 км, норму почти выполнил. К тому же натер мозоли и на руках и, пардон, на заднице. Очень жарко, пью много воды, обильно потею. Белье влажное, вот и натирается. Надо было внимательнее отнестись к одежде – не подумал.

Паруса поставил, пройдя крупный промышленный поселок «Красный Профинтерн». Пройду еще 2-3 км и встану. После целого дня гребли и ощущения мозольного дискомфорта в разных частях тела одолевают мрачные мысли. «Если сохранится такая погода, до Юрьевца не дойду, хотя бы до Решмы». Хочется пива, но для этого нужен магазин. Как ни странно, к вечеру ветерок пошел ровный и достаточный, чтобы идти с приличной скоростью в совсем не острый бейдевинд. Прошел 5 км с ветром, мог бы и больше, но устал, надо искать ночлег. Завернул в деревню – вдруг с пивом повезет. Подход к берегу плохой – длинная илистая отмель. Я то ладно, у меня осадка без шверта 15 см, а у самого берега стоит здоровенный катер с не менее здоровенным мотором. Интересно, как его будут на глубокую воду вытаскивать?

Высадился, пошел искать людей. Увидел парня, косившего траву мотокосилкой. Спросил про магазин – такового не оказалось. Зато налили 3 л питьевой воды, и это не плохо. Деревня называется Ульково. Естественно, почти все с кем я общался, интересовались откуда я и куда. Рассказывал. Многие удивлялись. Все желали успеха. Вернулся к лодке. Там на отмели принимали водные процедуры две местные дамы, весьма почтенного возраста и комплекции. Тем не менее, принялись со мной кокетничать, прикрываться какими-то тряпочками, чтобы я не увидел их купальные костюмы. Природа берет свое. Очень забавно.

Пошел опять с ветром, но вскоре заметил на другом берегу сосны и решил, что на сегодня хватит, надо искать ночлег, пока светло. Единственный замеченный мной удобный подход к берегу был занят – машина, костер, люди. Тем не менее, решил пристать – поискать  с суши другое удобное место. На берегу отдыхала семья из Ярославля с маленькой девочкой, очень дружелюбные и славные люди. Я вышел, представился – всегда стремился представиться первым, чтобы не выглядеть подозрительным проходимцем. Ярославцы сказали, что вскоре уезжают и предложили мне остановиться на их месте. Место, в принципе, хорошее, но я не хотел им мешать. Представил, как мы сами отдыхаем семьей, а тут нарисовался какой-нибудь заморский гость… Да и мне одному удобнее – не надо следить за дресс-кодом.

Ребята заметили мои мозоли на руке, предложили аптечку. Отказался, у меня своя. Спросили, как у меня с продуктами, видимо хотели предложить. Опять таки отказался, хотя их шашлык выглядел очень аппетитно. Они попросили разрешения пофотографироваться на фоне моей лодки (конечно же, с радостью – приятно, когда творение твоих рук приносит радость не только тебе), а я прошелся вдоль берега и нашел подходящее место метрах в трехстах. Попрощался с ярославцами, перегнал лодку и отлично устроился. Еду я себе готовил следующим образом: первое (или второе) в костровой кастрюле на костре, а чай (кофе) на газовой плитке в чайнике, так что все поспевало одновременно.

Пару раз было лень разжигать костер, готовил только на плитке. На все путешествие хватило 2-х баллончиков газа (третий вытек – первый раз такое, воняло тухлой рыбой, поэтому не сразу обратил внимание, видимо бракованный попался). Переночевал отлично.

Вечером перед ужином вымылся с мылом и шампунем, осмотрел болячки – мозоли содраны. Надо заклеивать. Это будет цирковой номер. У меня есть маленькое зеркальце, но уж больно место труднодоступное и деликатное, к посторонним людям не обратишься. Сидеть не могу, только лежать или стоять. Но в принципе, все идет по плану. Ломаная подуключина, мозоли, болячки – все это неизбежные трудности и не предсказуемые случайности. Они немного меня затормозили, но не фатально. Мне важно закончить поход в Ивановской области – Плес, Каменка, Кинешма, не столь важно, а если повезет с погодой, то и до Юрьевца смогу дойти. У меня же не гонка, а круиз. Вот так я себя утешал перед сном.

9.07, понедельник, третий день похода

Проснулся рано – начало седьмого. Погода отличная – ветер юго-западный, 4-5 м/с, пойдем бакштаг правого галса. Надо выехать побыстрее, чтобы больше пройти. Быстро побрился, позавтракал. Примерно в 8.00 был уже на воде.

День оказался богат на впечатления. Пошел сначала очень хорошо – делал 5-6 км/ч. Шел спокойно. Пробовал закреплять руль, управлять с помощью перемещения тела. Получалось. Потом стало задувать сильнее. Шел в основном на фордевинде, порой было очень неуютно. Ощущалась нагрузка на руле, даже рука уставала. Когда прошел остров Сеземский, задуло так, что мне очень захотелось убрать стаксель. Но фал закрутки валялся впереди, я не мог до него дотянуться, не бросив руля, а руль нельзя было бросать, т.к. лодка неслась как торпеда (мне так казалось). Тогда решил срубить грот – не хотелось переворачиваться в третий день похода. Да и вещи не все были привязаны. Под одним стакселем пошел к берегу, чтобы укрыться от ветра и волн. Под одним парусом лодка управляется плохо, лежит на руле. Но скорость была приличная, бурунчик за кормой (полтора квадратных метра). Дошел. Берег оказался илистым, и пованивало фермой. Убрал стаксель, поставил грот. Привязал, наконец, бинокль и остальные вещи. Компас убрал в карман. Почти ничего не привязанного не осталось (кроме часов, полотенца и бутылок с водой). Пошел под гротом, скорость все равно очень хорошая. Ветер налетал порывами. Шел очень напряженно – сначала фордевинд, потом стал заходить на галфвинд. Пару раз сердце заходилось, но обошлось. Подходящий порыв ветра хорошо заметен по ряби на воде, поэтому загодя принимал меры. В 13.00 подошел к окраине Костромы. 22 км за примерно 3,5 часа хода. Очень устал морально и физически от такой гонки. Что для яхты побольше просто хороший ходовой ветер для меня шторм.

В Костроме

Высадился на берег на окраине Костромы с названием Селище. На берегу загорали три женщины. Попросил одну из них сфотографировать меня, а также показать, где можно пополнить запасы воды. Опять очень доброе отношение. Девушка повела меня в дом неподалеку от реки. Там женщина по имени Ирина предложила мне окрошки, но я застеснялся и ограничился квасом.

Рассказал ей, кто я такой и куда иду. Она посетовала на то, что совершенно исчезло на Волге скоростное пассажирское судоходство. У нее родственники в Наволоках, приходится ездить через Иваново – дольше и дороже. Забрал воду, поблагодарил и поплыл дальше. Предстояло пройти город и 2 моста. Памятуя о шквалистом ветре стаксель ставить не стал и просчитался. В Костроме река немного сужается, к тому же шел под берегом – ветер был несильный и неровный. Когда подошел к автомобильному мосту ветер стал крутить во все стороны, наконец, подул почти навстречу.

Вариантов было два – весла или идти в лавировку под мостами. На веслах не хотелось – волна, встречный ветер, да и позориться перед костромичами. Решил зайти на пляж – отдохнуть, подумать, поставить стаксель (с ним лавироваться удобнее). Народу на пляже было много. Не успел выйти из лодки, подбежал пацан лет 9 и спросил, сколько я беру денег за «прокатить». Большая у людей тяга к парусу. Посмеялся, а потом разговорился с отцом мальчика. Он в юности ходил в парусную секцию (кажется в Саратове), гонялся на «Лучах». Посетовал, что парусный спорт на верхней Волге (по крайней мере, детский) заглох окончательно, а многие бы хотели заниматься. Ну а такой вариант как у меня (строить самому и наслаждаться) не всем подходит, не у всех есть условия. Подошла мама мальчика, они всей семьей провели фотосессию на фоне моей лодки, сняли и меня, и я отправился дальше.

Решил идти в лавировку под мостами. Ветер дул не прямо в лоб, а чуть-чуть сбоку, но развело волну. В районе мостовых опор вообще крутило не пойми откуда. Тем не менее, прошел благополучно – подальше от судоходных пролетов. На подходе к ж/д мосту начал накрапывать дождь. Туча выглядела очень солидно, и громыхало где-то вдалеке. Метнулся к берегу, укрылся пленкой. Естественно, дождь тут же прекратился. Поговорил с мужчиной, отдыхавшем на пляжике. Он мне рассказал страшилку о том, что ж/д мост – стратегический объект и долго под ним болтаться опасно – может выйти дяденька с автоматом и сильно заругать. Я ответил в том духе, что до смерти уж не убьют. Потом выяснилось, что на моего собеседника в последний раз с автоматом кричали под мостом еще в советские годы. С тех пор многое изменилось – я охраны не встретил, прошел спокойно. Пережидая сильный ветер, наблюдал за мостом часа три. За это время прошло несколько пассажирских составов и ни одного грузового. Вот тебе и стратегический.

После ж/д моста опять стало прикладывать очень неприятно, и я решил переждать – купание вместе с лодкой по-прежнему не входило в мои планы. Место, правда, выбрал плохое – болото и тени нет. Нашел дерево метрах в 50 от лодки, сел под ним в тени. Лодку не вижу, но вокруг никого нет. Позабавил меня только молодой человек на мопеде (скутере) – ехал по пояс в сплошной траве, спросил меня, где здесь дорога. Наивный, если бы я знал. Он утарахтел дальше. На коне он смотрелся бы гораздо органичнее.

Примерно к восьми часам вечера ветер стал стихать, и я пошел на веслах дальше. Сначала шел трудно, потом веселее. В этот день (понедельник) судоходство на Волге было незначительным – грузовых судов мало, круизных вообще не видел. Через час с небольшим прошел устье реки Кубань. Место очень красивое, и закат был замечательный. Хотел тут же и остановиться (название то какое!), но берега показались заболоченными, решил пройти подальше. Как только берег позволил – остановился, уже наступили сумерки. Место просто шикарное. Рядом какой-то санаторий, недалеко населенный пункт Тихий Уголок.

Действительно – тихо. Обнаружилась еще одна мелкая неисправность – отсырела фотокамера и работает через раз. При каждом втором включении объектив выдвигается до упора и стремится еще дальше вылезти, при этом неприятно трещит. Приходится вынимать батарейки, чтобы его остановить. При этом резкость не наводится. Позднее фотоаппарат просох и работал более или менее сносно. Утром снял место стоянки.

10.07.12, вторник, четвертый день похода

Решил сегодня устроить себе выходной. В конце-то концов, я в круизе, а не в кругосветной гонке. За весла постараюсь не браться, остановлюсь пораньше, займусь санитарной обработкой и мелким ремонтом. Ночь была теплая, спал хорошо. Разбудил меня мелкий дождь, который тут же и закончился (очень удачно). Собирался не торопясь.

По реке прошел военный корабль – впереди буксир, за ним составом корабль и буксир-толкач. Очень внушительно. Наверное, охраняют границы Великого Владимирского (в смысле Владимира Владимировича) княжения. Кинулся за фотокамерой – в самый ответственный момент она отказала, снимок получился размытый. Друзья потом шутили, что военные специальное поле включили.

Подошел пожилой мужчина из санатория, спросил откуда я и куда. Ответил. Он говорит: «Так вы в Москву». Да нет, отвечаю, аккурат в Кинешму, а Москва в другой стороне. По-моему, он так и не понял, чудной какой-то.  Я возился у лодки, когда пришел спортивного вида товарищ, своим видом выражая некоторое неудовольствие. Как выяснилось, я расположил лодку на местном пляже, именно на том месте, где он привык загорать. Нет проблем, лодка переставлена, а через час я пустился в дальнейший путь. Утром почти не завтракал (выпил чаю) и к обеду, наконец, ощутил голод.

Днем произошло неприятное событие. Еще утром, когда укладывал вещи в лодку, почувствовал запах тухлой рыбы. Не обратил внимания – на большой реке летом это обычное дело. Уже на воде, запах не только не прошел, а даже усилился. Я было подумал, может рыбаки ночью из хулиганских побуждений мне тухлятинку подбросили? Стал осматривать передний кокпит. Подозрение пало на газовую плитку. Точно – баллончик вытек. Первый раз такое. Не думаю, что была опасность пожара, на свежем воздухе видимо не опасно, но все равно неприятно. Надо всем помнить – газ в портативных баллончиках пахнет не так, как привычный нам бытовой.

Во вторник шел не торопясь. Ветер был тихий, но попутный. Иногда переходил на весла, но долго грести не позволяли болячки. В общем, наслаждался плаванием, терзал фотоаппарат (безуспешно). В середине дня начал накрапывать дождь. Я уже давно видел трубы Волгореченска. Воспользовался дождем как поводом для остановки. Перед населенным пунктом Густомесово заметил небольшой причал, встал неподалеку. Рядом с причалом была будка с электричеством, мужики дали подзарядить телефон. Дождь вскоре кончился, а я занялся стиркой и ремонтом. Заодно и побрился. Что касается ремонта: переделал крепление и проводку фала закрутки стакселя (чтобы всегда был под рукой и не захлестывался), поставил карабин на топенант гика, вырезал ножом деревянную рукоятку-удлинитель румпеля. У меня был металлический удлинитель, но он мне всегда не нравился, и я им практически не пользовался.

Все эти мелочи значительно облегчили мне жизнь. Иметь возможность всегда и быстро убрать паруса – это вопрос безопасности. Топенант гика позволил в безветрие не спускать грот, переходя на весла, а просто поднимать гик. Кроме того, я наконец научился ставить паруса на воде. Многим это может показаться странным, но раньше мне этого не удавалось. Ну, со стакселем все ясно и просто. А вот грот не очень охотно залезал в лик-паз (все самодельное), надо одной рукой тянуть фал, а другой направлять парус, что на моей неустойчивой лодке сделать непросто. Теперь же, приподняв гик с помощью топенанта, я значительно ослаблял натяжение на лик-трос, и парус шел куда надо как миленький. Незначительные задержки устранялись без особых усилий.

Прошел в четвертый день очень мало – около 16 км. Лег рано. Ночь была теплая, спал раздетый.

11.07.12, среда, пятый день плавания

Проснулся в 7.05 от стука капель дождя, решил, что еще посплю, но дождь тут же кончился. Ветер слабый и почти встречный. Думаю, как идти – на веслах, пожалуй, будет быстрее. Подальше от берега ветер вроде бы есть. Попробую все же под парусом, если что сниму. Вчера вечером варил рисовую кашу – хорошо получилось. Утром ее доел+яблоко+чай – отличный завтрак. Проблема белья – оно не высохло, а может и отсырело за ночь. Как сушить? Раскидаю по всей лодке, получится живописное зрелище, хотя и отталкивающее (мужские труселя не то, что женские трусики). Радостное событие – фотоаппарат заработал.

Вышел поздно, около 10 часов. Прошел в лавировку до Волгореченска – правый галс длинный, левый короткий. Ветер иногда стихает, но в целом отличный. У Волгореченска река делает крутой поворот к селу Красное-на-Волге. После поворота пошел фордевинд при слабом ветре.

Пока лавировался? определял по компасу лавировочный угол. Получается чуть больше 90 градусов. Правда, ветер неровный и волна. Когда дует постоянно и достаточно сильно – лодка идет острее.

Между Волгореченском и Красным остановился на дневку – проголодался. Варю рыбный суп из сайры. Наварю побольше, что не съем – положу в контейнеры и буду вечером питаться. Рыбный суп разогревать не надо, тем он и хорош. В общем, сегодня рыбный день. Досушиваю белье. Место отличное, безлюдно. С одной стороны река, с другой протока или болото. И комаров немного. Можно раздеться практически догола.

Среда, днем

Отдохнул и поехал дальше. Ветер попутный, но слабый. Впрочем, ход есть, даже бурунчик маленький за кормой. Прошел Красное-на-Волге. Большое и красивое (с воды) село. Начало задувать сильнее, и что самое поганое, в порывах ветер стал заходить сбоку – временами шел галфвинд. Перед Плесом стало прикладывать как следует. Помня первомайское купание решил испугаться заранее, а не после того как. Метнулся к берегу, на ходу выбрал момент, скрутил стаксель. Как обычно в таких случаях ветер, начал стихать, а может потому, что к берегу подошел поближе. Тем не менее, пошел под одним гротом. Меня догнали два круизных лайнера (один из них «Феликс Дзержинский» - железный Феликс все еще жив). Волна от них высокая и плавная – покачало славно и не опасно. Ветер и правда стих – поставил стаксель, но при этом фал закрутки замотало мимо катушки, придется вставать, распутывать. Этот узел нуждается в дальнейшей доводке.

То ли река поворачивает незаметно, то ли ветер заходит (скорее второе). К Плесу подходил на бейдевинде. Уже в Плесе меня напугал «Волгонефть 249» — здоровенный пароход. Я его обходил впритирку под Волгореченском, он стоял на якоре. Забавно сравнивать габариты моего корабля с большими судами, когда проходишь рядом. В Плесе я жался к правому берегу, чтобы пристать и сходить в магазин. Был уверен, что иду вне судового хода. Тем не менее, смотрю – «Волгонефть» едет прямо на меня, и сворачивать не собирается. И ветер слабый. Решил от него удирать. К правому берегу быстро не подойдешь, ветер не позволяет. Пришлось уходить на середину реки. Оказалось, в начале Плеса (сверху) судовой ход проходит совсем близко к правому берегу.

В Плесе

Причалил на набережной у дома 59, напротив здания «Алмаз-холдинг». Там небольшой причал-помост, на котором стоят вытащенные из воды моторные лодки местных жителей. Берег каменистый, поэтому не стал вытаскивать лодку, а привязал ее к помосту. Это я зря сделал, потом уж только понял. От каждого проходящего судна или катера возникала не слабая волна, и лодочку мою побило об камни. Созвонился с двоюродным братом Колей, он местный житель. Стал его ждать. Походил по берегу. Рядом что-то строят – оказалось причал яхт-клуба. Наконец-то. А то яхт-клуб как организация существует уже лет 10, но кроме названия никакого отношения к яхтингу не имеет, а сводится к паре ресторанов, гостинице и сауне. Теперь хоть яхты какие-никакие будут. Боюсь только, что стоимость стоянки будет золотая (у нас в регионе водка выпускалась «Золотой Плес» — действительно, в последние годы Плес стал «золотым»).

Подошла жена брата, показала, где можно набрать хорошей питьевой воды. Ей самой некогда, работает, водит экскурсии (в 18.30, в будний день). Подошел Коля со своей собакой. Я отправился по магазинам. Не то чтобы была острая необходимость – просто погулять захотелось по курортному городку – круиз, однако. Кругом народ, празднично одетый, музыка, прилавки раскинуты. Ну и нужда была. Кончилась картошка, захотелось сыра и апельсинов (ну прямо Бен Ганн), конфеты на исходе. Да и когда еще будет возможность. И так в первый раз лодка под присмотром. Выпил на набережной кваса – цены обалдеть, 20 руб. за стаканчик 180 гр. Примерно в 20.00 поехал дальше.

Хотел пройти Плес под парусом, повыпендриваться. Не вышло. Ветра нет. Пошел на веслах. На выходе из Плеса по правому берегу заправка Лукойла на понтоне.

Пошел на веслах как-то уж очень быстро. Попытался посчитать скорость по бакенам – вышло больше 8 км/ч. Не успели еще мысли о возможном приглашении в олимпийскую команду по академической гребле укорениться в голове, как местный рыбак объяснил происхождение такой скорости. Все прозаично – большой сброс воды на Горьковской станции. Не знаю, какова была скорость течения в тот день, но, вероятно, больше двух км/ч. Меня обогнали оба круизника, стоявшие в Плесе, но шли почему-то медленно, волны такой, как в прошлый раз не было. Поснимал водозаборные сооружения канала Волго-Уводь. Теоретически, если затащить лодку в гору и спустить в канал, можно дойти до нашего пригородного водохранилища, а там и дом близко. А практически – мне неизвестно, проходил ли кто этим каналом от Волги до Иванова, и если проходил, то на чем.

Подошел к Воронину уже в сумерках. Здесь начинаются хорошо знакомые мне воды. Проходя вдоль берега, увидел три большие лодки – настоящие гафельные шхуны. Подошел поближе, разговорился с девушками на борту одной из шхун. Они (девушка Надежда) пригласили меня встать вместе с ними. Я сомневался сначала (мне импонирует одиночество), потом, когда убедился, что наше место занято, а других удобных мест нет, вернулся и воспользовался приглашением. (Они мне сразу же сказали, что борщом угостят).

Уже в густых сумерках Надежда помогла мне поставить палатку. Пригласили к «столу». Мне было крайне неудобно, что я как-то вроде к ним навязался. Хотелось внести хоть какой-то вклад в общую трапезу. Но что может предложить путешественник-одиночка коллективу из 15 человек? У меня была бутылка водки. Спросил, как у них на счет спиртного. Ответили – не пьют, это правило их экспедиции. Молодцы, респект (и курильщиков я также не заметил). Ну и я, конечно, тоже не стал, в чужой монастырь…

Кстати, ремарка насчет курения. Сам я никогда не курил и курильщиков, мягко говоря, недолюбливаю. Возможно поэтому у меня острое обоняние. В этом походе несколько раз случалось – когда шел на веслах при встречном штиле – обнаруживал стоящего на якоре рыбака по запаху табачного дыма достаточно далеко. Это моя, так сказать, система предупреждения столкновения судов, надо бы запатентовать.

Покушали борща, поговорили. Вообще-то, вся информация об этих ребятах и их походах есть на их сайте praviy-gals.ru. Ну а если в двух словах, ребята из Москвы своими руками построили три корабля по американскому проекту и, чтобы слегка отбить расходы, устраивают в июле платные туры по Волге для любителей паруса и «дикого» туризма. Насколько я понял – три человека организаторы и рулевые, 12 – участники-туристы (извините, ребята, если я что-то напутал). После ужина ребята очень музыкально и профессионально исполняли песни под гитару у костра, ну а я уж постеснялся браться за инструмент, да и устал очень. Лег спать.

12.07. Четверг, шестой день похода

Спал хорошо, ночь была теплая. Просыпался пару раз, когда скатывался с кочки. Встал поздно – около 8. Выехал тоже поздно – проболтал с ребятами. Снимал их лодки, поговорили об их походах – очень интересно. Угостил ребят кофе (у них почему-то не оказалось растворимого), отсыпал им в кружку полбанки. Оставил им свои координаты – может доведется еще увидеться на волжских (или иных) просторах.

 Пошел на веслах. Еще когда отходил, сверху показался зеленый парус необычной формы (латинская дельта). Вскоре поравнялись с тримараном «Русь» (самый первый вариант, не тот, который ходил по арктическим морям). На борту один человек, я с ним шапочно знаком, весной на местной регате он рассказывал нам у костра о путешествии по северным морям. На ходу обменялись приветствиями. Он шел в Кострому, где должен был принять на борт экипаж.

 Вскоре мне надоело идти на веслах, ветер был нормальный, правда, встречный. Поставил паруса, пошел в лавировку. Шел сначала довольно бодро, но вскоре ветер стал стихать и от василёвского карьера перешел на весла. Посетил наше любимое место, там все было по-прежнему. С этого дня стало заметно очень много зараженной ленточником рыбы, которая плавает по поверхности и не может погрузиться. Говорят, местные жители такую рыбу ловят чуть ли не руками, потрошат и продают. Вроде бы, после тепловой обработки она не опасна.

В районе Каменки при впадении реки Сунжи Волга делает поворот, так что после прохода Шалдово ветер стал попутным, но очень слабым. Поставил паруса – ход минимальный, но можно отдохнуть, перекусить на ходу, выпить воды, посмотреть по сторонам. Над Каменкой висела внушительная туча. Некоторое время я надеялся, что из под нее подует нормальный ветер – напрасно надеялся. Так, в очень медленном темпе добрался до Станко и в 15.30 остановился отдохнуть и покушать (лапша б/п, рисовая каша, чай). Нашел маленький кусочек колбасы – я думал, что уже ее всю съел. Был очень колбасе рад. Долго размышлял, стоит ли сегодня идти в Кинешму. Прикинул шансы дойти до Юрьевца – вроде получается достичь цели в воскресенье к середине дня. Это неплохо. На дневной стоянке опять ходил неглиже – одному мне все же лучше. Уже когда одевался – увидел ребят из «Правого галса», вернее услышал. Они шли на моторах далеко позади меня. Быстро оделся, пошел. Думал, они меня догонят, но они встали на дневку, так мы с ними больше и не увиделись.

 От Станко шел на веслах. Очень жарко, думал будет гроза. Перед Наволоками встал – искупался, там ручеек в Волгу впадает, холодный, постоял в нем, замечательно. Почти все женщины на пляже курят – печально.

 Вдали показался кинешемский автомобильный мост через Волгу. Времени еще только шесть часов, вставать рано, решил Кинешму пройти. Не прошел. Она, зараза, длинная, длиннее Костромы. К тому же дунуло навстречу из под тучи. Сил не хватило, почти весь день на веслах (35 км).

Туча заходила не слабая, сразу потемнело. Ну уж теперь то точно без грозы не обойдется (обошлось). Мимо иногда проносились моторные лодки и катера. Мелькала даже мысль попроситься на буксир, но как это сделать? Чтобы не попасть под грозу на середине реки, метнулся к берегу (заволжскому). Начал искать место, чтобы остановиться. Нашел вроде бы не плохую стоянку для лодки на территории брошенного завода. Песчаный берег, камней не много, и бетонный столб, лежащий в воде, исполнял роль волнолома. Территория завода обнесена забором, ни одной живой души, одно только «но»… Палатку поставить негде – буераки, заросли облепихи, какой-то шлак. Решил пройти подальше, еще поискать. Нашел хорошее место, но рядом дорога и развалины причала. Зато есть, где лодку приткнуть и палатку поставить.

 Попытался посмотреть далеко ли жилые дома, пошел по тропинке. Навстречу мне идет человек – в тренировочных штанах, футболке, полотенце под мышкой, волосы длинные, седые, собраны в хвост и подвязаны веревочкой, пожилой. Думал художник, оказалось священник, отец Геннадий, бывший летчик-испытатель. Он меня успокоил насчет хулиганов, таковых здесь не водится, ночевать можно спокойно. Я ему немного рассказал о себе, о походе. Поговорили о разных вещах, в том числе о месте церкви в обществе на примере католической и православной церквей (у меня тема диссертации «Бразильский католицизм в период военной диктатуры в Бразилии в 1964 – 1985 гг.»). Очень интересный человек. Жалко мало поговорили, уже было фактически темно, а мне еще надо было лагерь разбить. Я, было, хотел пригласить его «на рюмку чая», но постеснялся, все-таки священник.

 Поставил палатку прямо у воды, костер не разводил (темно, дров не собрать, да и долго). Пригодилась стеариновая свечка – играла роль костра. Вещи, что было можно, спрятал в палатку. Огни центра Кинешмы почти напротив выглядели очень красиво, пытался их фотографировать, но получилось не слишком хорошо.

 Около 24 приехали парень с девушкой – облом – место занято. Поговорили с парнем, выговор у него интересный, волжский. Ел рисовую кашу, колбасу, огурец, сыр, водку, лимон, чай. День был тяжелый. Все – спать.

Пятница 13-е. Седьмой день пути

 Спал хорошо, только вороны орали и будили несколько раз, да волны шумели – палатка у самой воды. Утром определил, что ночевал на 705 км. До цели 70 км и 2,5 дня. Должно получиться. Ветер слабый, встречный, пасмурно (и то хорошо, обгорел уже весь). Вышел в 8.55. пошел в лавировку, довольно бодро. На третьем или четвертом галсе подъехал к речному вокзалу, а от него прямо на устье Меры бейдевинд правого галса – то ли ветер немного поменялся, то ли изгиб реки. В районе речного вокзала интенсивное судоходство, о том, что парусные имеют преимущество, им, видимо, не сообщали.

 Шел очень хорошо, скорость 5-6 км/ч. Потом пошли порывы и волна, решил прижаться к правому берегу. Подошел, поправил такелаж, залез на береговой откос. Вид очень красивый – далеко, почти не видно, Кинешма, почти прямо передо мной – устье Меры. Сделал несколько снимков и видео. Пошел дальше, сначала тихонько, ветер крутил от попутного до встречного, потом ветер установился, позволяя идти в крутой бейдевинд по генеральному курсу, и вдруг как задуло… Развело волну – я такой еще не видел в этом походе. Решил держаться ближе к берегу, на всякий случай. Но пойти сразу же к берегу можно было только в галфвинд, а это при таком ветре грозило переворотом. Пошел к берегу под острым углом, бейдевинд, поэтому приближался к нему медленно. А вот абсолютная скорость была очень большая (для меня). Быстро пролетел 2 бакена, позади осталось село Никола-Мера. Так как шел от правого берега к левому, оказался посреди водоема, и волны стали меня заливать. В принципе, опасных кренов не было, но каждая третья волна заливала передний кокпит. Воды набрал примерно 2 ведра. Вещи намочил, но сам сильно не испугался. Вовремя отпускал шкот, откренивал, все закончилось хорошо.

Выбрался на берег в районе деревни Балашово. Чудесное место – чисто, сосны, много ирги, яблони прямо в лесу – следы жизни человека. Видимо в не очень далеком прошлом село было большое. Вычерпал воду, прибрался в лодке, разложил вещи на просушку. Решил сходить в деревню, набрать воды. От самой береговой линии домов не видно, поэтому немного поплутал по лесу, прежде чем нашел тропинку наверх. Деревня абсолютно дачная, людей (отдыхающих) много. Виды с горы открываются замечательные. Показали, где набрать воды. Родник оборудован как колодец, вода холодная и вкусная. Взял 10 литров воды (не только до конца хватило, но и домой привез). Наелся ирги. Ветер немного стих, можно ехать дальше. В этой передряге остался без часов. Так сильно колбасило, что часы сбросило с банки в передний кокпит и они там намокли. Может еще просохнут. (Просохли. Неубиваемые часы. Молодцы китайцы. Уже вечером включил мобильник, выставил время – опять с навигацией. У меня вся навигация – часы да компас – надо их беречь.)

 Дальше ехал по разному. В основном под парусами. Порой был штиль, а иногда – 2 раза – шквал. Но паники не было. Опыт. Шел, в общем-то, в лавировку – правый длинный, левый короткий. Когда прошел причал санатория Решма (там стоит быстроходное СПК – «Восход» или «Ракета»), показалась грозовая туча с молниями и громами. Решил не геройствовать, быстренько скинул паруса и на веслах к ближайшему берегу. В целом не зря – из под тучи дунуло. Дождь был сиротский – 5 минут чуть-чуть покапало. Пошел в Решму на веслах, всего-то пара километров, да и ветер стих.

Чтобы достичь поселка Решма, мне надо было пересечь реку. На полпути подлетела здоровенная лодка со здоровенным мотором. Сначала они шли строго на меня, я уж разволновался, думал, наедут, но они ход сбавили, остановились рядом. Разговорились. Оказалось, ребята из Решмы, предлагают мне помощь (хотя я не просил), предлагают взять меня на буксир и дотащить «куда-нибудь». То ли вид у меня такой изможденный, то ли ребята «собирают в копилку добрые дела». Я поблагодарил и отказался. Во-первых, никакой нужды в этом не было, во-вторых, моя лодка могла просто не выдержать буксировки с такой скоростью, какую предполагает их мотор. Но про себя подумал: «Почему же никто не предложил мне такой помощи вчера в Кинешме, я бы не отказался».

 Решма показалась мне классической деревней (не в обиду местным жителям). Кстати, я бывал здесь дважды в конце 80-х гг., когда работал учителем в сельской школе в Кинешемском районе. Все встреченные мною дети очень вежливо со мной здоровались, многие взрослые тоже. Подробно объясняли, как найти магазин. Готовы были присмотреть за лодкой. Когда я шел из магазина, встречный подросток лет 13-14 радостно мне сообщил: «Дяденька, ваша лодка цела, там теперь другой пацан ее охраняет». Магазин располагается в обычном жилом доме. Посреди «торгового зала» большая печь, и стоит она там не для красоты – поселок, кажется, не газифицирован. За товаром (пивом) продавец ходит в соседнюю комнату.

В магазине стал свидетелем забавной сцены – два жителя выясняли кто из них местный, а кто «понаехавший». Выяснилось что один из них не «коренной», так как переехал в Решму в середине 60-х гг. (как раз я в это время родился). Вот такая историческая память у коренных решемцев. Москвичи могут только позавидовать. Купил пива и кое-каких продуктов (сахар, конфеты, яблоки). Ветер встречный и слабый, решил пройти немного на веслах и остановиться на ночлег в первом же подходящем месте. Так и сделал.

Я предполагал, что ночевка под Решмой окажется предпоследней в моем маленьком путешествии. По моим прикидкам до Юрьевца оставалось 35 км, и в случае неблагоприятных погодных условий, мне могло потребоваться полтора дня для завершения маршрута. Вот с таким настроением я начал разбивать лагерь. Каюсь, не удержался и стал потягивать пиво, купленное в Решме еще до того как разжег костер. Место для стоянки попалось отличное – дно глубокого оврага, выходящего к Волге, но сухое, у самого берега кусты, а перед кустами площадка для палатки. С реки и с других сторон место защищено от ветра и нескромных взглядов.

Вскоре сварился ужин и стало совсем хорошо. Некоторую обеспокоенность вызывали тучи на горизонте. Подумал, что на сей раз будет серьезный дождь. И вдруг небо на меня посмотрело. Достаточно строго посмотрело.

Я от неожиданности даже не испугался (лишь потом вспомнил, что сегодня пятница, 13-е). сбегал в палатку за фотокамерой. К сожалению, я так и не разобрался, как включается ночной режим съемки и снимал в автоматическом режиме. Поверьте, это не фотошоп. Снимок лишь процентов на 50 передает то, что я увидел. Ясно просматривался овал «лица», «нос». Ну «глаза» и «рот» видны и на этих снимках. Посидел еще с полчасика, грозы так и не дождался. Пошел спать.

14. 07. Суббота, восьмой день похода

 Уснул хорошо. Проснулся ночью от шума волн и ветра – сильный северо-западный ветер, настоящий шторм. Выскочил проверить лодку. Ее фактически выбросило волнами на берег и залило задний кокпит. Решил, что ничего больше лодке не угрожает, а воду можно и утром вычерпать, пошел досыпать. Разбудили громкие голоса. Оказалось рыбаки из Шуи приехали, это их обычное место. Они палатку не заметили и орали как оглашенные – старались перекричать шум прибоя. Кричали о том, что кто-то из них забыл водку в машине и что следующим рейсом (лодки) ее обязательно привезут. Я еще пытался поспать – ну где там, народ отдыхать приехал. Поэтому встал рано. Показался рыбакам, они извинились за шум. С ними был немец или австриец (в Шуе расположено австрийское деревообрабатывающее предприятие). «А еще иностранного гражданина в это дело впутали» (С). Прибрался в лодке. Ветер немного стих, поставлю оба паруса. Тепло попрощался с рыбаками и пошел дальше.

Ветер оказался не сильный и попутный. Волна, правда, большая, но тоже попутная. Началось самое приятное плавание за весь поход. Скорость отличная (около 6 км/ч или даже немного больше), не колбасит, не жарко, сижу в тени паруса. Паруса развернул «бабочкой» - оба работают. Покачивает, прямо как на море. Берега красивые, разнообразные. Много больной рыбы, зараженной ленточником, плавает на поверхности. Под Ярославлем и Костромой я такой рыбы не видел, после Плеса ее стало много.

 Плавание такое спокойное, что достал фотокамеру и снимаю время от времени. Судоходства почти нет, иду у самого берега, однажды даже зацепил швертом водоросли. Уже утром стало ясно, что к вечеру субботы буду в Юрьевце. Позвонил жене, сказал, чтобы готовилась к выезду. Еще раз позвоню в 10 км от пункта назначения. Даже если ветер стихнет или поменяется, пройду 10 км на веслах за 2 часа.

 Ветер и не думает стихать, даже временами усиливается. Но не страшно, а очень приятно и немного грустно – заканчивается мое приключение.

Вскоре подошел к устью реки Ёлнать. Здесь начинается озерная часть Горьковского водохранилища. Пересекаю это пространство посередине, по кромке судового хода. Когда отошел подальше от берега, волна пошла неслабая – высоту волны определить не могу, но выше чем перед Костромой и Николо-Мерой. Качало здорово, каждую волну приходилось отыгрывать рулем, чтобы не развернуло и не забрызгало (шел чуть-чуть наискосок по отношению к волнам). Скорость отличная – меньше чем за 3 часа прошел около 17 км. От скорости перо руля задирается вверх (у меня нет фиксатора). Лодка все равно хорошо управляется, но нагрузки на руле большие – и рука устает, и сломаться может. Очень выручает деревянный удлинитель румпеля – надо будет сделать хороший, настоящий. Заметил на берегу лагерь рыбаков с машинами. Решил подойти, попросить ключ на 10 (у меня только пассатижи), подтянуть ось пера руля. Да и отдохнуть надо (туалет и т.д.) лихо на фордевинде пошел к берегу и вдруг заметил лески от удилищ (хорошо, что одна была цветная). Удалось их объехать удачно. Поговорил с рыбаками – их много, целый лагерь, с семьями и с детьми. Стоят здесь давно, место шикарное.

Рассказали, что ночью, когда разыгрался шторм, выбросило на мель самоходку, только утром она снялась и ушла. Дали мне инструменты, поправил руль. При отходе боялся задеть лески – обошлось.

Опять спокойное плавание. Ветер порой стихает до штиля, подумал даже о веслах, потом опять дует ровно и хорошо. Вспомнил почему-то Френсиса Чичестера, его фразу: «Может показаться странным, что только через три недели плавание начало доставлять мне удовольствие. Но так оно и было или так мне тогда казалось». Хотя мне плавание доставляло удовольствие с первого дня, невзирая на поломки и мелкие неприятности. Проголодался, решил остановиться. Отличное место, песчаный пляж, крутая гора – очень красиво и чисто. Съел банку говяжьей тушёнки (в прошлый раз не понравилась, в этот раз – ничего). Хлеб оказался с песком (речным), есть невозможно, пришлось отдать рыбам. Пустую банку взял с собой. Чай не пил – жалко терять время, да и газ кончается. Позвонил жене, сказал, чтобы выезжала. До Юрьевца около 15 км (на самом деле немного меньше), но ветер хороший.

Плыву, опять снимаю, расслабился, достал телефон, болтаю. Теперь можно не экономить батарею телефона. Матери позвонил, жене. До меня дозвонился Сергей (знакомый врач), который строит лодку, что-то спрашивал насчёт заднего рундука для мотора (он меня считает большим знатоком). Я его сначала не узнал. В это время опять волна пошла, так что мне было не до рундука. Около 15.00 за поворотом показался створовый знак, а за ним Юрьевец.

Прошел гаражи, пляж, дамбу, решил, что надо дойти до центра. Поздно понял свою ошибку – весь Юрьевец сплошная бетонная дамба, кроме пляжа, на моей лодке встать негде. Но мне хотелось сходить в магазин, купить каких-нибудь продуктов (не знаю зачем, просто). Зашел за дамбу, лодку растянул на шпринт за камни дамбы – стоит и не бьется. Местные жители рассказали, где магазин. Взял с собой самое ценное – гермопакет с документами, фотокамеру, жилет и бинокль. Почему-то уже не страшно оставлять лодку без присмотра, привык. Попросил отдыхающих людей присмотреть, да и то только для порядка. На самом деле, я уверен, что никто не полезет, может только мальчишки поинтересуются. Купил все, что мне надо (и не надо) – в магазине кондиционер – фантастика.

Решил возвращаться на пляж – примерно 1,5 км против ветра в лавировку. Неожиданно нервное получилось плавание. Надо было идти на веслах, было бы быстрее и спокойнее. Но ложная гордость не позволила. Во-первых, ничего не привязал, в том числе и гермопакет; во-вторых, герма была открыта; в третьих, фал закрутки перемотался весь, так что убрать стаксель не мог; в четвертых, ветер задувал порывами, пока не сильными, но мог усилиться, берег был далеко; в пятых, аборигены на моторных лодка совершенно безбашенные. Шел долго, больше часа. К тому же и на судовой ход залез. Но все обошлось. Суп сварить не успел – приехала Женя (жена). Она и сварила. Покушали, искупались. Погрузили вещи и лодку. Домой приехали в 23.00 14 июля. Все кончилось. Остались замечательные воспоминания.