Яхта. Первый опыт

Финский и Ботнический заливы

В отличие от других походных историй, этот отчет написан не сразу, а спустя 7 лет после похода — в январе 2020 г. Почему так получилось? После покупки яхты решил, что больше писать отчеты незачем, ведь это уже не парусный туризм, а яхтинг. А у яхтсменов подробные отчеты как-то не приняты. Когда-то в парусном спорте был зачет ДСП — дальних спортивных плаваний, но "литературные труды" для этого не требовались, достаточно было судовых документов. В ходе плавания посылал заметки в форум "Под гиком", тем и ограничился.

Уже на следующий год воспитанная туризмом привычка делиться опытом и впечатлениями взяла верх, дальше отчеты регулярно появлялись вскоре после завершения очередного плавания. Да ведь и было что вспомнить и чем похвастаться! А история первой яхтенной попытки так и осталось недописанной.

И все-таки пробел в парусной биографии не давал покоя. Итак...

Точка невозврата

После первых походов по ближней Балтике мы с Надей совершили замечательные дальние плавания: в 2009 г. сделали тысячекилометровое кольцо по Скагерраку и Каттегату, потом были два похода в Норвегию, на Лофотенские острова (в 10 г. в одиночку, в 11 г. вдвоем). Окно в мир распахивалось все шире, великолепное чувство! Но что же теперь?

Стало понятно, что последние походы — предел возможностей для нашей "Гринды", надувного тримарана модели Фрези Грант 18. А за одним морем зовет другое... До этого мыслей о яхте не было, наверное по инерции памяти советского времени, когда "Ассоль" казалась чем-то еще более абстрактым и организационно сложным, чем свой автомобиль. А тут стал смотреть сайты, шведский blocket и финский nettivene — до слез из глаз! Чем мы тут занимаемся, какие надувнушки, когда... Времена изменились.

Несмотря на то, что в Швеции лодок было побольше и цены ниже, выбор пал на Финляндию. Близко, уже есть опыт — приехать никаких проблем. Гнать лодку издалека? Ничего на ней еще не зная и не привыкнув. Плохая идея! Как искать стоянку, с кем и как договариваться, еле ворочая языком "инглиш"? Нет, лучше поближе, и именно на море, чтобы те же проблемы не возникли и при перегоне с Саймы. Наметил три лодки, хозяева которых откликнулись по электронной почте (в Хамине, Порвоо и Экенесе). Уладив дела после похода, в ноябре 2011-го взял одежку потеплее и снова двинул к финской границе.

У нас уже предзимье, все выстужено, серо и голо. На Валдае землю припорошил первый снежок. А в Финляндии еще держится золотая осень. Как смотрел, покупал, регистрировал — рассказывал тогда в форуме. Проблем не было. Вторая лодка, та, что была недалеко от Порвоо, еще стояла на воде. И сразу пришлась по душе: изящная, небольшая, уютная. Смотреть третью не поехал (она была самая большая и дорогая, денег даже на оплату стоянки не осталось бы).


Про лодочку повторять не буду, рассказано в отчетах о плаваниях 2014 и 2017 г. Все получилось наилучшим образом: на зиму она устроилась на участке прежнего владельца, и следующий сезон еще можно было постоять на старом месте.

... Надя до сих пор иногда вздыхает, жалея, что продали "Гринду". Конечно, есть своя прелесть и в надувных разборных корабликах, да еще какая! К тому же береговые стоянки, палатка, а то и костерок на твердой земле — смена впечатлений и психологическая разгрузка от водного мира. Но ничего не поделаешь, после славных походов держать тримаран про запас в мешках в сарае было бы глупо и обидно.

А раз завел яхту — Navigare neсesse est!

Кстати, стоимость владения даже маленькой яхтой существенна: зимняя и летняя стоянка по 200-250 евро, кран два раза по 100, а еще необрастайка, всякие штукенции, то починить это прикупить, да дорога, да прочее и прочее. Пропустить сезон — целая история с хранением на суше, почти так же обойдется.

Следующей весной, а точнее 4 мая 2012 года снова приехал в Порвоо — готовить и осваивать лодку. Пара с собачкой — Аки и Мари, прежние владельцы. Не ожидал, что не только лодку найду в Финляндии, но и тепло, открытость, дружественность. И конечно, их помощь бывала просто неоценимой. Вот и в первый раз под парусом Аки вышел вместе со мной (от удобного места сброса до стоянки я сам проехал на моторчике). Один и не справился бы! Как тут ставить грот? — фал надо тянуть, ползуны заправлять, а они норовят вывалиться, и парус кулем сползает на рубку и в кокпит. Хорошо что с рулежкой никаких проблем, после надувных ощущение, что лодка идет... как танк по рельсам! :-) И при этом оверштаги крутит, стоит слегка румпель повернуть. Порывчик (уже бы риф взял и стаксель подкрутил) — а тут чуток побольше крен, только в кайф, и бежим себе! Хм... ну, это пожалуй громко сказано, тримаранчик-то пошустрее бегал.

Следующий выход уже самостоятельный, с ночевкой на воде. Найдя тихое местечко, отдал якорь и с наслаждением занялся лодочным бытом. Тут теперь и стол, и дом, и мастерская, и все прочее. Первые усовершенствования: вьюшка с якорной стропой на носу; несколько веревочек и огонов — вот и готов "лейзи джек" не хуже фирменного. Теперь парус не валится вниз а остается на гике, по бокам его удерживают эти самые веревочки. Другое дело!

По сравнению c катамараном вода на яхте где-то далеко. Если надо достать, берешь ведерко на веревочке. Но когда лежишь на койке в каюте, от уха до воды всего несколько сантиметров воздуха и миллиметров пластика. Все плескания, журчания и бульканья звучат настолько стереофонично, что с непривычки жутковато. Ощущение, что море уже льется на тебя.


Весна набирает силу. За эти дни зазеленели деревца, на улицах городка становится оживленнее. А мне — за руль и обратно в Россию. Еще немножко поработать надо, а там и лето!

Вдвоем

Пошит чехол на грот и козырек-спрейхуд над люком, поставлен эхолот. Вот только привычки держать его постоянно включенным еще нет. Скоро появится...

На переборке подвешен горшочек с цветочком — заходили в огромный садово-огородно-цветочный магазин Порвоо, и Надя от цветочка не смогла оторваться. Несмотря на все перипетии, он благополучно пережил плавание и прижился дома.

21 июня

11 часов. Первый ходовой день, выходим в море! Правда, шли всего два часа, и остановились у какого-то островка. Прямо в лоб дует 10 м/с, нехорошо. Потом ветер стал потише, двинулись дальше. Иногда бейдевинд, иногда галсы. В 17 встали на ночевку на якоре в уютной бухточке. В ее конце стоят еще три яхты, там виден причал и буйки, но мы решили стоять сами по себе. Прошли за 4 с небольшим часа всего 21 км, а по прямой от места старта 15. Но начало положено.

Погода отличная, ночь спокойна.



Утром чайка заглянула в гости.

22 июня

В 8 утра уже снялись с якоря. Понятно, с береговым лагерем без специальных усилий обычно получалось позже. А тут просыпаешься от пробивающегося раннего света и легкого плеска воды, чайник на плитку, все под руками — долго сидеть на месте незачем. Чистое голубое небо, солнце, легкий ветерок. В середине дня был штиль, заводили мотор. На подходах к Хельсинки движутся громадные пассажирские паромы. Ого!

Похоже, сегодня вся Финляндия на воде. У кого нет своего плавсредства, рассекают компаниями на экскурсионных корабликах, украшенных березками. Попался даже такой "многокорпусник": поплавки, подвесник, а наверху два вполне комнатных мягких дивана. Народ веселится. Иванов день, midsommer — праздник летнего солнцестояния. Здесь этот день не имеет привкуса горечи, как у нас. В Латвии, где много лет назад жил с родителями, 22-е тоже было праздничным, хоть и неофициально. Лиго, Лиго... От мала до велика — ночные костры, песни, танцы и гулянье. Лиго - Яна, баба пьяна...

12 часов на воде, на солнце весь день. Хельсинки давно позади, почти 60 км одолели, устали. Думали остановиться у островка Rovaren, на котором предусмотрена бесплатная "природная стоянка", natur harbor, но там оказалось уже несколько яхт, дымился гриль — ночь здесь явно будет веселая. Зашхерились поглубже. Закрытый со всех сторон залив, вокруг домики, но достаточно далеко. Глубина 4 м. В стороне от фарватера, но недалеко, вон виднеется чей-то солидный причал. Отдаем якорь.

23-25 июня

Вышли снова в 8 утра. На самых малых оборотах ползу в проливчик между островами в сторону причала. Мелко, но раз есть причал, там должно быть уже хорошо. Действительно, глубина увеличивается, вот и мимо причала прошли. Старпом сидит на "завалинке" перед входом в каюту. Место там хорошее: ногам удобно, внизу лесенка.

Чуток прибавляю обороты. Надя говорит: "Тихо, тихо!"... и наклоняется, опускает руку, чтобы поправить выскочивший шпингалет, фиксирующий верх лесенки. Удар, лодка встает, она летит головой вниз в рубку и остается лежать на полу. Молча.

Слава богу, обошлось без тяжелой травмы. Удар пришелся на край койки и пластиковую коробку для мусора (вдребезги). Ушибла голову и плечо, и долго потом болела шея. Повернуть назад в город? (а сначала — ужас: что хватать —16 канал, 112?) но Надя полежала немного на койке и сказала — не надо, ничего, пройдет. Покачала головой, повязала шею. И пошли дальше.

Место навала на камень показано стрелкой. Лодка повреждений не получила, скорость маленькая была, даже не сели на проклятый камень. Но сбросить человека хватило и этого.

Погода стала портиться, раздуло до 5 б., к счастью ветер попутный. Выйдя за Порккалу, пересекать залив не стали, свернули на прибрежный фарватер. Рядом катер потащил на буксире яхточку со снятыми парусами и неработающим подвесником, наверное, что-то у них не в порядке. Остановились в середине дня на о. Hamnholmen.

На следующий день прошли тоже немного, до магазина и заправки в Баросунде, тогда стоянка здесь была бесплатной. 25-го остались здесь же. Душ, туалет, мусорные баки, гриль, киоск. Цивилизация.


26-29 июня

За эти дни миновали Ханко и по аландскому фарватеру дошли до Росалы, где снова устроили дневку. Точнее, шли два дня и по пути еще два, 27 и 28-го, стояли при сильном западном ветре за о. Andalskar (N59 50?0' E22 51,3'). К берегу было не подойти, мелко, но для надежности решили привязаться. Пришлось связывать вместе все веревки, еле хватило. Надували тузик, высаживались. Через два дня в Росале купил еще 40 метров веревки на такой случай... да так она и лежит с тех пор в "чулане" под ванной кокпита.

Со стоящей у этого же острова яхты побольше, двухмачтовой, к нам пригреб гость — настоящий морской цыган, а то и бомж. Колоритный обросший по уши дед в... так и хочется сказать — рваной телогреечке, но, по местным условиям, это был драный пуховик. В тузике на пайолах плескалось сантиметров 10 воды. Отчерпаться ему видимо было лениво, а возить воду— ничего. Стал спрашивать дорогу на Ханко и огоньку, а то карт на этот участок у него уже нет, а в город надо, еда кончается. Сказал, что пришел с Ботнического залива, где прожил на яхте всю зиму (!), а теперь направляется на Сайму.

Путь как мог показал руками и на GPS-ке, огоньку дали; "цыган" погреб обратно и вскоре ушел. Может, он надеялся и на что существеннее спичек, но увы.

ТВ Marin в Росале (N59 51,78' E22 25,27', о. Rosalandet) — удобная стоянка по пути на Аланды. Хорошо защищена, есть заправка и все что полагается, в том числе мастерская, технический и продуктовый магазинчики (в 2019-м продуктовый совсем съежился и переехал в один домик с мастерской, став скорее киоском). Зато комиссионный магазин со всяким барахлишком, кто что принесет, по-прежнему функционирует. Немного южнее находится деревенька, куда приходит катер и где для туристов устроен "двор викинга" и стоит его же ладья для катания.


ALWILDA построена для Викинг-центра Rosala мастером Сааре Паатом на Сааремаа, в Эстонии..

1-3 июля

Два перехода, до о. Jurmo и потом к о. Osterskar, где сделали дневку. Ночевка у Jurmo на якоре была беспокойной; остров хоть и прикрывал от ветра, но лодку болтало. Надя жалуется что почти не спала. Ветра больше встречные, идем в основном в бейдевинд, иногда приходится делать контргалсы. Днем раздувает до 5 б.

Бесплатная стоянка Osterskar спряталась в группе мелких островков, к ней ведет фарватер с несколькими поворотами. Видим два причала с яхтами, у первого флаг на высоклм флагштоке. Направились было туда, но оказалось, что это частное владение, какого-то клуба. С причала замахали руками: валите дальше, во-он там public а тут у нас private. Делать нечего, валим... стоят лодки, бегают ребятишки. А мы тоже предпочитаем некоторую приватность, тишину и спокойствие. Да и нет тут ничего кроме пары домиков и мусорного бачка. Отошли в сторонку и снова встали на якорь, на этот раз в хорошем месте: за лесистым островком совсем тихо. На следующий день накачал тузик и покатался вокруг, навестив и стоянку, население которой увеличилось с вечера еще больше. Надя оставалась на вахте... отдохнуть получше.


4-5 июля

Бомарсунд, остатки русской крепости. Обширная поляна, предназначавшаяся для казарм — территория кемпинга Putti. К нему относится и маленькая марина. Уже вечер, шли с утра весь день... а тут и встать некуда. Пытаюсь подойти рядом с крайним катером, раз, другой. Совсем немного не хватает, с причала готовы помочь, принять конец — а мель не пускает. Хорошо хоть тут дно песчаное, лодка плавно встает. Увы. Поблизости остатки какого-то старого причала, хочу попробовать зацепиться за них, но Надя разволновалась: — нет, не надо, уйдем отсюда! Ворчу, что вот же опозорились, а что делать. Отошли на сотню метров и встали на якорь. На следующее утро лодки из марины стали уходить, и мы перешли на одно из освободившихся мест. Большие яхты в узком тесном проливчике крутятся буквально на месте, что значит подруливающие устройства. Мы так не можем.

Про Бомарсунд в двух словах не рассказать. Отсылаю к рассказу Дмитрия Кнорозова, побывавшего там на год раньше нас, в 2011 г.

Что считать концом эры классических крепостей? Возможно, как раз Бомарсунд. Видя руины, думаешь — сколько ресурсов было потрачено, сколько сил, а потом и жизней пропало здесь напрасно. В одной лишь той давно забытой Крымской войне.

Остатки исторических событий здесь бережно сохраняют, ухаживают за памятниками, не важно, британскому офицеру или русским солдатам. В маленьком музее можно посмотреть фильм о событиях позапрошлого века, в том числе и на русском языке, снятый душевно и с уважением. Что с теми солдатиками стало, как сложились судьбы выживших.


5 июля у Нади день рождения! Отметили конечно, и хоть как будто все в порядке, старпом невесел. Предстоящее продолжение плавания явно не вызывает энтузиазма. Все-таки не прошло даром то падение. Рядом Мариехамн, город, где мы уже были в 2001 году. Там паромы, да и аэродром есть... Раз такое дело, через сутки можно быть дома! А я уж тут потихоньку и в одиночку поплаваю.

6 июля

Мариехамн недалеко, надо спуститься на юг через большой залив Lumparn, потом на запад, узкий канал с открывающимся по расписанию мостом, еще немного на запад и город. Эпизод по пути: из-за мыса послышался быстро нарастающий шум, и навстречу с ревом вылетела целая стая, не меньше десятка черных (в неопрене) фигур на черных гидроциклах. Тут же вспомнили "Водный мир". Здешние окурки мирные: впечатлили и просвистели дальше. Наверное, гонки какие-нибудь.

Нашли турбюро, узнали расписание, обсудили варианты. По плану Хельсинки прикинули — вокзал недалеко от паромных причалов, можно пройти пешком. Вещей с собой минимум, только пакет. Уговорил взять маленький надувной матрасик, с условием бросить его на пароме, ведь там придется скорее всего коротать ночь в кресле или каком-нибудь зале, куда пускают бескаютных пассажиров.

Конечно, беспокойно. Будут ли билеты на поезд, как-то она обойдется с остатками школьного немецкого и парой английских слов? Как оказалось, с парома на вокзал шли и другие наши туристы, билеты были, и через день Надя уже была дома, где, как положено, и стены помогли.


Одиночное плавание

7-8 июля

Остаться тут еще на день — 25 евро! В 13:30 7-го ушел из восточной марины Мариехамна. Пасмурно, ветер встречный — SSE, а мне пока на юг. Потом прояснилось; пройдя до внешней границы шхер, увидел хорошую бухточку на о. Kuggholma и решил отдохнуть. Поел, поспал, первый раз за все плавание искупался. Водичка 16 гр. Теперь — на запад, в Швецию. Пойду в ночь, пока есть ветер, а то прогноз обещает штиль. Вот и последние островки. Дальше около 50 км открытой воды до шведских шхер.

22 ч., 23... Появившаяся было хмарь уходит на запад, но ветер скисает. Море пустынно, не видно ни паромов, ни маяков. Качает зыбь, лодка не хочет держать курс. Стоит оставить румпель на резинке, уходит в сторону. Как говорится, бог услышал: вскоре появились огни. Маяки теперь не очень-то и нужны, перед глазами экранчик GPS. Но приятно их видеть. Вспыхивает свет вдали — словно кто-то протягивает тебе руку. Паромы и еще какие-то суда идут в стороне.

Бортовые огни пассажирских паромов не видны. Только в бинокль можно найти красную или зеленую точку и понять, куда идет очередная сверкающая гирлянда. В полночь было ясно, вскоре из-за горизонта показалась Луна. Рыжая. Но потом видимость стала ухудшаться, начал появляться туман, и все более плотный.

С разных сторон стали доноситься мощные гудки — то вдалеке, а то и ближе. Тихо; иногда доносится и шум двигателей — тогда стараюсь понять, как идет встречный. Около двух часов примерно в полукилометре прошло грузовое судно.

Перед рассветом туман еще больше сгустился, и стало совсем худо. Повернул немного южнее, подумав, что теперь опасно держать курс на вход главого фарватера, ведущего в шхеры и дальше к Стокгольму. Но другие суда идут по проливу с севера на юг и наоборот. Приближаются гудки, все явственнее глухой басовитый шум. Судно идет справа, но где? Свернуть, но куда? Моя скорость 5 км/ч, нет, шарахаться нельзя. Все равно бесполезно. Надеюсь на радарный отражатель. Не увидел ни бортовых огней, ни что за судно было. Светлое пятно, наверное огни надстройки, пересекло курс метрах в 100 по носу. Дрожит воздух от стука поршней, качнула волна.

Шхеры уже близко, а ветер совсем скис. Дернул мотор и вперед, прятаться в каменюки. На гарминской карте надпись Restricred Area, да и черт с ней. Включил эхолот, вот уж правда "иду по приборам". Температура воды здесь 13 гадусов, вот и туман. Берег первого острова разглядел, когда до него было уже меньше 100 м.

Осторожно обогнул с севера край острова Karskar. Вырисовывается какое-то строение и мачта. Как потом оказалось, на острове стоит вышка с радаром и еще какие-то антенны. Причал! Но явно не яхтенного вида: высокий и с кранцами из покрышек. Еще немного прошел и в небольшом углублении берега встал на якорь. О, тут даже есть мобильная связь. Туман все такой же густой, хоть ложкой ешь. Но теперь можно спокойно поспать.

Потом поднялся, безуспешно закидывал удочку, поел, снова задремал. Шумит мотор, стих, и рядом кто-то посигналил. По мою душу. Большой катер, но не пограничники или какая-то служба, а цивильного вида. Мужчина и женщина, несколько раз переспросили — все ли у меня ОК? — All right, thank You! I'm waiting, fog is too strong.

Сказали, что если будут проблемы — подходи к причалу, поможем.

9-11 июля

Собирался идти на юг, но никаких определенных планов нет, ведь эта часть плавания получилась в силу обстоятельств. Прогноз обещает южные ветра — раз так, можно пойти и на север. Обогнул морем шхеры, дальше вдоль коренного берега. Вернее, это тоже остров — Vaddo. Но он большой и отделен от основной суши узеньким проливом, где впрочем есть фарватер. Отличный вариант, если в море шторм. Сейчас легкий попутный ветерок, в море хорошо. Красота.

На ночевку остановился за уступом берега, где увидел еще какую-то яхту (Skott-viken, N60 02,2 E18 50,6). Но от волны тут было не спрятаться, всю ночь болтало с боку на бок. В четыре часа плюнул, поднялся. Встретил рассвет в пути, перебираясь в соседнюю бухту за островком, куда собственно и хотел вчера зайти (N60 03,45 E18 50,1), да яхта смутила. Это место отличное оказалось, залив глубокий. Отоспался. На берегу, гляжу — катамаран стоит! Только жесткокорпусный. А дальше в самом конце залива пляжик и полянка, где и надувным было бы вполне комфортно устроиться.

Отдохнув, пошел дальше, в Грисслехамн. Бензин кончается, да и чего-нибудь вкусненького хочется. А то овощи-фрукты вышли, этак еще цинга начнется. С западной стороны поселка, на внутреннем проливе за Vaddo — основная марина и заправка. С восточной, морской стороны — паромный терминал Eckero linjen (линия на Аланды) и fiskehamn, рыбный причал. Магазинчики, все удобства для яхт есть и здесь. А уж в рыбном магазинчике... вкусненькое на любой вкус.

Когда возвращался с заправки с двумя канистрами в руках, рядом затормозила красивая машина. Водитель приоткрыл дверцу — садись. C бензином-то. — Мне тут рядом, спасибо! Здесь есть парусная школа и клуб. На доске объявлений повеяло чем-то знакомым: солидный дядька на Оптимисте напомнил наше Косино. Проводится здесь и маршрутная гонка на традиционных парусно-гребных почтовых лодках. Как в старину: с Экеро на Аландах сюда.



Пошел дальше на северо-запад, проливом за островами. Ночевал в заливчике у о. Sladdaron (N60 16,5 E18 36,15). 11-го зашел в городок Oregrund. Когда причалил, заметил рядом систершип — еще одну яхточку Sunwind 20 MK1. Конечно, было бы интересно познакомиться с ее хозяевами, но они не появились. из Орегрунда перебрался на северную оконечность острова Orskar, там заночевал. Отсюда пойду через Ботнический залив назад в Финляндию. Наконец-то попробую, каково провести в море около суток. И хочется, и тревожно — как дастся переход.


12-13 июля

В 8:15 поднял якорь. Пасмурно, слегка накрапывает, но видимость хорошая. Настроил паруса; ветер, 3-4 балла от SSE, компасный курс 30 гр., истинный 40. Скорость 8-9 км/ч. Хорошо. Вдалеке с севера проходит какое-то судно.

Странный психический эффект: нет чтобы проникнуться духом плавания, почему-то крутится в голове разухабистый мотивчик и лезут варианты стишов про муху-цокотуху. 8-) Вот, нашел в журнале:

В ресторане музыка играла,
Мошкара там весело гуляла.
Трепетали крылышки беспечно:
Ведь веселье будет продолжаться вечно!
Бляшка-мушка пела, танцевала,
Вправо-влево глазками стреляла.
Подкатил к ней шустрый лысый паучок —
Цап за лапку да в охапку хвать и поволок!
...

К чему бы веселье?..

11 ч. Хмарь разогнало, горизонт чист. Вскоре взял первый риф и потравил грот, так лучше держим курс. Примерно раз в час проходят суда, далеко. В три устроил обед: пюре, овощной салатик. Никак не настроить лодку, чтобы сама шла по курсу. Пока сижу в каюте, рулю креном: сяду на подветренную койку и лодочка приводится, на наветренную — уваливается.

В 20 сбросил геную, прилег вздремнуть. Под одним зарифленным гротом скорость 4 км/ч. Ветер не усиливается, но к 22 ч. развело волну до метра, иногда шлепает, кое-где небольшие барашки. Поставил штормовой стаксель, в ночь пойду с ним и двумя рифами на гроте. Держу восточнее, 70 гр. Так лодка идет спокойнее и ровнее, 7 км/ч. Неровно, но в нужную сторону. Чтобы подруливать, провел в рубку веревочки.

13.07 3:30 Дремал в каюте урывками... и очнулся от шума. Рядом судно идет примерно одним курсом, метрах в 100-150. Догнало. Уже рассвело, видимость хорошая, огни горят, а все равно — неприятно так проснуться. Без АИСа сюда я больше не ездок! В 4 поднял полный грот. Холодно, 12 градусов. Натянул теплую одежку. Пожалуй, не пойду как думал сразу на маяк Иттергрунд, где были на Гринде в 2008 г. Еще 80-90 км... Тяжело. Можно выйти к финскому берегу поближе, между Пори и Раумой.

В 10:50 снова зарифился, с наветра собиралась солидная туча... но потом рассосалась, а может пролилась над берегом. Вот и острова. Свернул в шхеры, нашел бухточку. Якорь. 14:20. Переход занял 36 часов 27 мин. 204 км, по прямой 197. Все, спать.



14 июля

День еще одной аварии. Нашел свой камень, черт бы его побрал.

Раз собирался на Иттергрунд, надо туда и дойти. Ветер попутный, с юга, 4 балла (потом и 5). Старт в 8:20, и понеслись. Иду по рекомендованным фарватерам, вдоль восточного берега Ботнического залива — наверное, самые каменистые на Балтике места. Навигатор перед глазами. Так, тут дальше надо налево, западнее. Белым показаны глубины за изобатой 10 м, голубеньким — где уже мельче. По глубокому месту можно немного срезать колено фарватера. Эхолот не был включен.


Карта BCA 9. Точка 173 — место посадки на камень.

C полного хода налетаю на камень. Удар страшный, скорость была около 12 км/ч. Лодка клюет носом, меня бросает вперед (хорошо, держался крепко). Смотрю в рубку — вдруг уже вода, что делать? Проходит десяток секунд... нет, сухо. Уфф. Но Салация застряла, и сидим крепко. Держась за гик, вывесился за борт, сильнее накренив лодку — снялись. Еще раз Уфф. Вода не поступает. Поехали дальше.

Ниже скриншот этого места с увеличением, взятый с карт Navionics (на Гармине при укрупнении масштаба картинка не меняется, все за изобатой 10).


Знал бы, где упасть...

Потом дома посмотрел, какая навигационная карта взята здесь за основу в BCA, и написал в картографическое ведомство. Какое-никакое, а географическое открытие, доступное всякому идиоту! 8-[

Dear Grigory,
Thank you for your good and accurate information concerning a Finnish sea chart 43. We have marked the stone to our database and we will also publish the chart correction in the Notices to Mariners publication.

Best regards
Mika Vuoristo
Inspector
Finnish Transport Agency, (Nautical Charts)

А через два дня, когда зачем-то снял лесенку, заметил и воду. Все-таки лодка пустила слезу... Раз в пару дней собирал потом воду тряпкой, подпихивая ее под пластиковый пол. Когда после похода занялся ремонтом (оставлял лодку на просушку и потом приезжал еще раз), вырезал весь пластик вокруг киля и сделал фанерную слань. Теперь днище доступно для осмотра. В следующие годы тоже случалось постучаться килем, но, тьфу-тьфу, слегка. Течь не появлялась. Ремонт — отдельная история, описывап тогда в форуме.

Вход в лагуну у маяка Yttergrund узкий, между вешками метров пять, кругом камни. Эхолот верещит: 2 м, 1,7. Осадка Салации 1.25 м, по показаниям эхолота 0,9 м (датчик стоит ниже ватерлинии). Когда заходили на тримаране, осадка не волновала, но внутри стояли только моторные катера, яхты сюда не заходят. Неужели не пройду? Но это единственный путь, по которому сюда могли доставлять немалые грузы при постройке маяка, должны были проходить баржи. Глубина 1,7м держалась до самого причала. Уфф.


Здесь есть открытая для всех сауна. А сортир, вероятно, уникален даже для Финляндии. Содержит все это организация, эмблема которой — тюленья морда, а название я осилить не могу. Общество охраны берегов или что-то такое. Надо же, оставленная в музейной экспозиции в 2008 г. бутылочка из-под Хлебной цела! Правда, как-то испарилась остававшаяся в ней пара глотков. Обрадовался как родной и выставил рядом еще один российский экспонат — от перцовки. Специально привез, не выбросил. Знай наших! :-)

15-17 июля

Теперь — на юг. Побывал на еще одном маяке, Isokari. Мощное сооружение, как крепостная башня. Русскими построен, в одно время с крепостью Бомарсунд: 1833 г. Обустраивали водный путь из Остработнии в Финский залив. А теперь из России только редкая нога или там хромой киль туриста забредает. Около лоцманской станции есть маленькая марина, но тут всё платное.


18-21 июля

Не буду подробно описывать весь путь, тем более частично уже знакомый. Приятно идти шхерами. По хорошо размеченным фарватерам, среди островков, скал, сосен, симпатичных домиков, встречая другие яхты и моторки и приветственно помахивая рукой. День, два... очень приятно. А потом начинает снова тянуть подальше, в открытое море. Хорошо там! Пока не нахлебаешься, устанешь и начнешь выглядывать на карте местечко — куда бы зашхериться? :-)

Когда снова зашел в Росалу, подумал: могу не спешить, еще день-два позволить себе провести здесь, прежде чем погрузиться в московские и ремонтные заботы. Вот бы сходить на Bengtskar (Бенгшер, Бенгтшер, Бенгчар). Из поселка на маяк ходит катер. Долго изучал карту, но так и не понял, как идти. Фарватера нет, сплошные камни. Без опыта здешних рулевых лучше не соваться. Но есть и другой путь: обогнуть Rosalandet, со стороны Ханко есть более свободный проход.

Так и сделал. Основную часть шхер обошел, заночевал, а оттуда потихонечку на свободную воду. Штиль, все равно моторить. Хорошо видна черточка — башня маяка на горизонте, но над ней и вокруг небо темнеет. Одна мощная туча зависла над Росалой, оттуда посверкивает и погромыхивает. Вторая туча южнее, в море. А мой курс на маяк — посередине между ними. На подходе накрыло ливнем, но уже без грозы. Выглядит Бенгшер мрачновато, подойти еле-еле можно. Есть прикрытый соседним островком причальчик для экскурсионных катеров с узким подходом, я влез сбоку от него буквально в щель. Яхты становятся на якорь рядом или носом к кольцам на скалах (железяк забито много в разных местах); понятно, что это возможно далеко не во всякую погоду.

Маяк на краю шхер по-прежнему работает. В начале прошлого века здесь жило несколько семей, сейчас есть мини-отель, возят экскурсии — место довольно экзотическое. Есть музейная экспозиция, посвященная событиям начала войны. С высокой башни можно наблюдать за районом Ханко, и это обстоятельство сыграло роковую роль.

Началась война, и наши попытались уничтожить наблюдательные пункты финнов вокруг базы в Ханко. На островке Моргонландет рядом с границей базы это сделали легко, но там было всего несколько человек, которые попали в плен. Домой вернулся лишь один. На Бенгшере был гарнизон из 38 человек, и финны маяк отстояли.

Ночью 26 июня несколько катеров высадили десант из 60 человек, завязался упорный бой. Финны смогли получить подкрепление, с обеих сторон в сражении участвовали катера и авиация. Захватить и взорвать маяк десант не смог, остался на этих скалах.

Спросил у служащего, собиравшего небольшую плату за дневную стоянку, есть ли здесь воинские захоронения? Оказалось, нет. Никого. Тела погибших финнов отправляли хоронить в их родные места, советских солдат позже похоронили в братской могиле в Ханко.

В музейной комнате стоит манекен солдатика в тогдашней форме, взятый видимо из магазина одежды. А ведь и в самом деле, среди солдат с обеих сторон наверняка были и такие мальчики...



22-26 июля

Путь по шхерам Финского залива. Помнится, что ближе к Хельсинки очень холодная вода была, 8 градусов — откуда в разгар лета? Заходил в "Маритим", что-то надо было купить для лодки, забыл уже. Последняя стоянка перед Порвоо напротив большого острова Emassalo. Штиль, иногда накрапывает, туман.

Плавание подошло к концу.





Маршрут

Яхта SALACIA, Sunwind 20 MK 1

Команда: Г.Шмерлинг, Н.Чернова.

Сроки плавания: 21.06 — 26.07.2012 г. 29 ходовых дней, 6 дневок.

Пройденный путь по курсу 1417 км, фактический 1515 км.

Суммарное время движения 223 ч.