13-й урожай отчетов

...оказался так велик, что справиться с ним было нелегко. Заметки не претендуют на полноту и объективность — просто отдельные впечатления от походов, которые были мне наиболее интересны.

Через столько лет открылся целый пласт нашей парусной истории - рассказы о походах через Каспий, которые извлек из архивов и небытия А.Наумов. А ведь еще есть бюллетень "Парус", машинописный журнал 80-х, самиздат задолго-до-интернетных времен, о котором тогда даже не слыхал, хоть и тоже вращался в клубе...

Два материала были особенно интересны заранее - истории Д.Кнорозова и М.Коломейчука о плаваниях в Норвегии. Дмитрий публиковал свой отчет по частям в форуме КиЯ, и его можно рекомендовать всякому, кто соберется на норвежский север. Как справочник, да куда там - это целая диссертация! Где какие музеи, экспонаты, что интересно посмотреть, все краеведение с древости до свидетельств войны, какие сняты фильмы и что кем написано (все со ссылками) - работа просто фундаментальная.

Только вот лодочно-парусная часть путешествия потерялась на этом фоне. Яхта? Еще одно транспортное средство, очевидно, уступающее автомобилю с точки зрения изучения страны, но вносящее свои краски и разнообразие в поездку. Как-то так.

История о норвежском походе "Чапаева" не так богата фактами и информацией, но зато... это песня. О встрече с океаном, о своей команде и "альпинистках-скалолазках" :-) Даже как-то не замечаешь, какой они при этом прошли путь! Только по цифрам, а впечатление от беспосадочного перелета чуть ли не вдоль всей Норвегии - что легко и с радостью. Тут наоборот: как же так, надо было и по разным местечкам еще полазить! Понятно, это не на одну экспедицию.

Андрей Дубовский пишет суховато, но зато фотографии у него отличные. А путешествия, на мой взгляд, самый что ни на есть экстрим. Такие маленькие и чуть ли не игрушечные лодочки - то парусная байдарка, то тримаранчик в рюкзаке, теперь примерно такой же катамаран с парусом - "клешней". Посмотришь - ну, для Селигера. :-) А он... ВОКРУГ Белого моря, Байкала, теперь — Охотское море!

Еще одно морское плавание и отчет о нем оказались уникальными. По задумке, по объему отчета, а еще... из-за событий, происшедших за время его чтения. Дневник О. Дмитрук о плавании вдоль морских границ Украины. Когда студентом учил исторический материализм, казалось что История - этакая размеренная махина. Пар производственных отношений поршни жмет, огонь классовой борьбы горит, где-то что-то подмазывается и преет, рычаги и колеса крутятся, а то и жернова. И вообще, вся история уже произошла. А на 7-м десятке все больше сдается, что взбалмошная дамочка эта История. Исторический идеализм, в общем.

Когда приходилось бывать в Крыму (водой в 99-м, посуху и позже) никак не напрягало, что Крым украинский. Надеюсь, жизнь устаканится, и украинских парусников не будет напрягать, что Крым российский. Живописно обрисованный в рассказе украинский погранрежим и российский - хрен редьки не слаще, но не мытьем, так катаньем ходить можно будет. А вот окажется ли возможно пройти такой маршрут как в 2013-м? Здесь вам не тут, не какие-нибудь Швеции - Норвегии! Через границы - от порта к порту, с таможнями, досмотрами и прелестями по полной программе. Тьфу.

Возвращаясь к отчету, признаюсь: так еще и "ниасилил" до конца, на Обиточке застрял. Но ничего, глядишь доберусь и до Мариуполя :-).

38 глав, каждая из которых по объему на два иных полных отчета! Перебор, все-таки. Разбивка и чрезмерная подробность изложения смазывают впечатление, но написано живо и честно - как было дело, и радости, и трения, и проколы. Местами можно сказать руководство как не надо делать. Как терялись в самом начале; про мотор, для работы которого команде приходилось садиться на один борт, дурацкая затея со счаливанием на ходу, кончившаяся травмой. Но резюме — какие молодцы! Захотели и, несмотря на все и всякие обстоятельства, сделали.

Оформление

Фотографии Не стоит особо стесняться в размерах, телефонных модемов больше нет. Приятно смотреть красивые качественные снимки, не щелкая по ссылкам для укрупнения или выхода на внешние фотосайты. Хорошие образцы, на мой взгляд, отчеты А.Стволинского по Онеге, А.Репиной и И.Виговского по Ладоге. А вот в "Романтическом путешествии" А.Головина - мелковаты фотки! Так и хочется увеличить.

Достала же реклама... Ну и как прикажете читать материалы на теперешнем "народе" У Козы (ucoz)? В щелочке под рекламным блоком?

Щелкаешь по кнопке отключить - щасс. Вместо этого начинают впаривать браузер Яндекса. Только недавно заметил рядом с рекламным блоком малюсенькую серенькую кнопусечку, которая, если по ней не промахнуться, и правда отключает рекламу.

А вот "внутренняя реклама". Пришел про парусный поход читать, а мне про собак, лошадей, регистрацию какую-то.

Лезут в глаза нахальные кнопки социальных сетей, и ведь в целевой колонке! Ладно бы вдвое меньше и в уголке где-нибудь. И этот, прости господи, как его... краудфандинг - призывы денег дать как-то не по делу. Нет чтобы читателям приплачивать. ;-)

Структура. Насколько приятнее читать сплошной текст, чем рваный, в форумных постах или специально разбитый на кусочки. Конечно, если материал очень велик, можно и разбить. Но тогда делайте везде ссылку на полное оглавление, чтобы после перерыва можно было продолжить чтение с любого места.

Чаще стал применяться неплохой вариант: публикация в формате pdf. Отчет/рассказ становится почти книгой, с авторским оформлением, не зависящим от рекламных и браузерных прихотей. Читаешь, и понятно, что авторы в меру сил все это сделали ради того, чтобы рассказать миру что хотели, и ублажить тебя, читателя. А не накрутить заодно какие-нибудь счетчики...

Если кто хочет попробовать, вооружайтесь, например, LibreOffice - законно-бесплатным продуктом, который, в общем, не хуже MS. Никаких сакральных знаний html, скриптов и веб-дизайна: оформили, "как мера и красота скажут", экспорт в pdf и можно класть на сайт.

Успехов в плаваниях и сочинениях!
Г.Ш.