Одиночное плавание по Балтике на яхте Sunwind 20 SALACIA, рулевой Г.Шмерлинг.
Маршрут: Porvoo - Helsinki (Meri Rastila) - о. Jarvo (район Порккала) - Lauterhorn (о. Фэро) - Klintehamn (о. Готланд) - Blessinge Hamn (о. Эланд) - Stenshamn - Ystad - Falsterbo channel - Klagshamn - Ven - Kullen - Skalkroken; возвращение тем же путем, затем Kristianopel - Vastervik - Oxelosund - Kokar - Rosala - Hanko - Helsinki - Porvoo.
Сроки плавания: c 21 июня по 4 августа 2013 г. 40 ходовых дней, 5 дневок.
Пройденный путь по генеральным курсам 2630 км (1420 мм), по фактическому треку движения 2847 км (1537 мм).
На движение под мотором (Yamaha 4, 2-тактный, израсходовано ~50л бензина.
Суммарное время движения 465 ч. 11 мин., средняя скорость фактическая 6,1 км/ч (3,3 уз), по ген. курсу 5,7 км/ч (3 уз).
(публиковался в ходе плавания на форуме журнала "Катера и яхты")
В Порвоо доехал вчера в 4 утра. Лодочка ждала в добром здравии. Поспал, закупился провиантом, а сегодня с утра двинулся.
Погода отличная. Cолнышко, тепло. Вода в реке и ближних заливах 17 гр., подальше в шхерах 14. Сегодня тут широко отмечаемый праздник, Иванов день (финское название не запомнил); наверное, все финны на воде. Кто на своих лодках, кто на прогулочных катерках. Попался даже "многокорпусник" с мягкими диванами и подвесничком.
На Малкасари, это островок-парк, встретились с Rombar'ом, а потом перешли к Вильё на стоянку около Растилы - Роман сказал, что на Малкасари намечается грандиозная гулянка финнов и будет несколько шумно. Мы-то люди тихие, хотя тоже не лыком шиты. Вильё поглощен ремонтом и доводкой нового корабля. Корабль шикарный, особенно надпись на табличке в каюте понравилась - правильная! :)
Авторулевой - вещь! Сегодня он в основном работал (Simrad TP10). День 22-го был длинный...
Ушел рано, в 6. Вроде был ветер более или менее подходящий, но пока выбрался на основной фарватер - скис. А с запада мощный дождище накрыл, вот и болтаюсь как... пришлось моторить пока не проехал пересечение с трассой из Хельсинки у Суоменлинны, там паромы бывают гуськом. Ну тут один Викинг проходил. Потом ветерок пошел, в осн. где-то с юга, нормально. Пасмурно стало, туман но не сильный. Водичка тут уже 12 гр. Притомился, на длинном прямом участке отдыхал по 15 мин, даже задремывал. С таймером хорошо получается. После трех снова лето настало - солнце, тепло.
Зашел в неплохую бухточку, встал на яорь, поел-поспал. Решил тут и остаться. Отмечено у меня место для отдыха Jarvo, но где отметка только катер у берега стоял, а напротив группа яхт на буях. Подошел - говорят приват, клуб какой-то. Перешел на "штатное" место - ага, кольца на скалах есть, с краю хорошее местчко оказалось, приглубое. C третьей попытки подполз, привязался - можно пешком на камушки выбраться, хорошо. Pаньше так не чалился. Постою завтра тут. Ветер встречный, а на пн - вт гриб обещает что надо.
Отдохну и полечусь пока. Дал маху еще дома: запил морожное квасом из холодильника, теперь кашель мучает и приходится сопли подтирать.
PS Лечиться пришлось всерьез, так как дело шло к серьезному бронхиту. Четыре дня с 22-го принимал ципрофлоксацин. После дневки почувствовал себя намного лучше; вскоре все уже было в норме.
Вот и Швеция. Остров Фэре, который с севера примыкает к Готланду. Переход для меня самый большой: 405 км за 65 часов. 23-го в штиль и туман простоял там же, а вот на 24-25 прогноз был самый благоприятный: сначала восток до выхода из Финского зал., потом север. На 26-е правда обещали что задует 5 б с юга а потом и 6 но решил сколько не дойду - свалю в галф в шведские шхеры.
Идти предполагал "буквой Г", держась выше полос движения. Если бы прмо на Готланд или через Эстонию - все время эти полосы а там ой-ой. И так оазался первой ночью слишком близко, пару раз пришлось на всякий случай и под мотором заранее отходить в сторонку; корабли тоже не все точно по полосе шпарят а по разному. АИС - вещь. В прошлом году - как без глаз и без рук, а теперь и глаза и руки (авторулевой освободил!).
Не обошлось без бубна - оказалось что с USB-GPS сигнал через несколько минут начинает сбоить, а потом и вовсе пропадает. Иногда перевтыкание помогало, иногда - перезапуск OpenCPN, а обычно - перезагрузка :(( Ну это не езда, а дерганье... куда уж тут вздремнуть. На следующий день и так крутил и этак - без толку. Дома то я проверял конечно, но ведь ресурсных испытаний не устраивал! А как воткнешь, 5-10 минут пашет нормально. Выходит надо было с ноутом под мышкой круги вокруг дачи полчасика нарезать...
Дай, думаю, основную Garmin GPSMAP60 прицеплю как датчик. Поставил на ней протокол NMEA - шиш. Смотрю в ОпенЦПН Гармин есть - переключил все на гармин. На GPS выскакивает: "Внимание, формат GARMIN для RS232 не работает при подключении USB" - ? Чтоб вас. Аа... воткнул и стало счастье: все заработало, сигнал стоит, когда надо звенит.
Еще интересный был момент - удалось подцепиться к соте на проходящем мимо в 1,5 милях пароме, очень слабая была сеть но успел скинуть sms на my-road и даже ответ с погодой пришел. Выходило что S откладывается на 27-е. Ветра были слабее чем по ГРИБ-прогнозу, может, развитие этой метеоситуации как-то затянулось. Я с восточным и двинулся вдоль полосы в сторону Готланда.
Идти открытым морем в хорошую погоду оказалось очень неплохо... спокойнее даже чем при коротких переходах, когда довлело - к вечеру непременно вот туда-то надо попасть. Не хватило часов 5 - таки повернул ветер в морду, резко усилился, и тут уж пришлось упираться и вибрировать очком. Лодка тьфу-тьфу хорошо себя ведет, а вот с рифами на гроте надо будет еще поработать, совсем плохо грот стоял в сильный ветер. Еще подтверждаю - аминалон вещь стоящая. через полчасика человекообразность организма заметно поправляется.
Ну, тут деваться некуда было - на самый крайний случай свалиться к Готска Сандон и на якоре за ним стоять. Когда ближе к Фэро подобрался он стал от волны защищать, запустил мотор и стал им подгребать на галсах (напрямую против ветра надо было бы наверное сил 15 а не 4, максимум он меня тянет против 7-8 м/с.) Так и приехал.
Лаутерхорн, фискехамн. Чудесное местечко, защищено идеально. На причале помогли немцы с большой яхты пришвартоваться, позвали в гости... дегустация была устроена перечно-медовой Хортицы (впечатлила) сравнительно с южнонемецкой грушевкой (тоже ничего ;) - жизнь наладилась. Сегодня выходной, завтра посмотрим как ветер.
Да, тут в марине... это и не специальная марина, считается "фискехамн"в общем-то. причалы, туалет-душ есть уже замечательно. Прописываешься сам, денежку в конверт - уже здесь привычно. Но один маленький сарайчик с необычной надписью - "Библиотека" - ?!
Дверь открыта. Таки да. Диванчик, стол, книги... Написано, насколько я силен в шведском по числу возможностей: читайте. Можно взять с собой почитать. Хотите - берите насовсем, тогда денежку сколько книга стоит - в ящичек. Кто чего даст - спасибо, на новые книги пойдет.
До слез.
Рассчитывал спуститься несколько южнее и двинуться на Эланд, но не вышло. Вчера ветра слабые, встрчные, лавировка не очень. Остановился правда в красивом месте, глубокий залив где марина Lickershamn - но туда не пошел, встал на якоре у стены, в абсолютной тишине. Берега Готланда даже красивее чем Фэре: внизу пляжи (скорее всего, в основном известняковые камушки), высокие обрывы и сосновый лес. Утесы, фигуры выветривания.
Сегодня с утра такая же ерунда, шаг вперед два вбок. Гриб обещал юг, что еще было бы нормально для перехода на Эланд, а шел ЮЗ. Обещанный юг причем бодрый - 7-9 м/с (но все равно не чистый юг а с западом) вдул когда прополз мимо Висбю. Останавливаться там не планировал, хотя городок судя по виду очень симпатичный. Там солидный порт, аэродром - штук 5 аэропланов пока проходил садились. Но время было еще 14, да и небюджетные эти стоянки, тем более в "козырных" местах.
Ну вот, а получив 5 баллов в нос, и волна тут же поднялась - подумал, не дурак ли я против этого дела лавироваться. 5-10 км еще бы ничего (где-то 5 мне и хватило) но не 70 же с перспективой на сутки.
Свалил к бережку, тут небольшой уступ - волны нет, ветер - только отдельные порывы доходят. Отдохну, посмотрю что дальше. К ночи ослабнет, но зайдет на W - думаю отсюда уйду. Или дальше поеду, или все-таки в Висби придется уходить.
Запечатлел автоспуском момент не то чтобы исторический :) но знаменательный: начало трудов по переводу еще одной книжки полученной от "Моей Планеты". Когда обстановка цивильная, вполне можно себе позволить заниматься такими делами. 30 Вт панели хватает и на ЕЕЕРС и на авторулевой, благо солнышко каждый день бывает - аккумулятор хорошо доливается.
С лавировкой в море совсм туго выходит. При 6-7 м/с еще терпимо, но как начинает доходить до 5б (8-9), ломиться против ветра получается трудно, но недолго ( с) Черномырдин... Нерешенная проблема: в свежий ветер грота-фал потихоньку начинает подползать в стопоре. Новый стопор наверное надо добывать, или вот думаю может утку вместо стопора надежнее. Ну и грот делается... никакой. Но это ладно, главное сам никакой делаюсь уж очень волна лодку мотает и валяет. Если бы регулярная по направлению ветра, еще ничего, но выходит что на одном галсе хорошо, а на другом волна прямо в лоб и тогда ой. Разлетаются красивые фонтаны брызг, и... лодка останавливается.
Ночью GRIB обещал ослабление и южный ветер, потом переход на запад но все 3-4 б. Вечером правда стихло, в 22 ч. поехал. Через полчасика смотрю яхта идет параллельно, видимо тоже нацелилась на сев. конец Эланда. Веселее. Ну, к полночи она ушла вперед, кстати кормовой огонь очень долго видел, когда волны не закрывали. А ветер стал заметно усиливаться, облака низкие понесло.
Сначала нормально, одним галсом вполне можно идти. Потом ветер стал уже 5б., и вот тут... задолбало. Сидел снаружи, за кораблями смотрел сам, т.к. в каюте был бы вообще абзац. Потом ветер стал стихать и меняться, а такое затишье хуже всего - хода нет, волна валяет, паруса мотает... потом таки зашел ветер на запад, и дождь полил. Продвижения никакого, одна маята. Идти мог только на юг, чуть западнее. Тяжело.
Сполз в каюту в проход (непром ведь мокрый снаружи) преклонил голову на диванчик и так периодически прозябал. Комп и АИС просто заставил себя включить, и не зря, суда были. Ну а с 5 утра после всей ночной катавасии прояснилось (весь день сегодня погода супер - только дует с WSW). Не идется, вымотался.
Смотрю, слева виднеются два острова, свернул к мористому Stora Karlso. На карте написано "Natur reservat", но мне ж только под ветром заякориться и поспать спокойно. Фига. Действительно заповедник - птиц тучи, а наверху (берег - высоченный обрыв) нарисовался мужик, делающий руками явно запретительные движения. Знакомство со здешними егерями в планы не входило - заштрафуют еще. И повлекся я фактически несколько обратно - в Клинтехамн.
Прописался там гуманно - 105 крон, тут оплата по длине лодки. В кафе швед который и за гоствые места берет удивился: длина всего 6м - Rowing? - на веслах что ли приволокся? :) Нет, говорю, sailboat! У них тут, конечно, типичный размерчик побольше. Отоспался, пойду сейчас смотреть окрестности.
Кстати, остров Stora Karlso оказался эксурсионным, из Клинтехамна туда ходит катер. Заштрихована красным береговая зона и море вокруг: якорная стоянка запрещена. А подальше там не встать, берег приглубый.
Stora Karlso.
Заход в марину Klintehamn.
Семья из Голландии.
Дошел до Эланда. Наверное прочитав вчерашние жалобы, коллеги пожелали 3 балла в корму - они и образовались! :-) Благодартвую! На полдня, но главное было сделано. Потом штиль, потом бейд, но в целом просто курортный вышел переход. Да уж, в нашем деле раз на раз не приходится.
Истад. Зашел по совету Rombar'а, прописался,вечерком напишу про эти дни. Интернет тут есть, так что картинки тоже будут..
По переходу на Эланд: если кто будет идти с востока от него, проверьте свои карты: может, на более новых уже есть, если нет - имейте в виду: рядом с Карехамном, чуть севернее, далеко от берега строится целая цепочка ветряков. 8 башен уже стоят но не работают, дальше в море уходят бетонные опоры. Там ведутся работы, издалека обратил внимание - что делают аис-отметки трех судов в одной точке. Пересек эту гирлянду в точке 56 59,00 17 00,74.
Ночью их не видел, на готовых башнях скорее всего есть огни, а вот на пустых опорах кто знает.
В Карехамн не пошел, чтобы не терять время и деньги, был уж вечер, под берегом прикрытое место - ночевал на якоре. На следующий день на юг. Укрыться там мало где можно, только в рыбацких портах. Очень понравилось местечко куда зашел - Блесинге (Blaesinge). Причем, на картах есть название Blesinge hamn, но самой гавани и подхода нет! С воды не опознается - какие-то домики, как везде. Уже рядом есть пара вешек подальше и частокол перед входом, вход узкий. Глубина в ковше 1,5 м. 56 37,23 16 42,14. 100 кр. хоть с лодки, хоть с кемпера (там же площадочка).
Место тихое, сервисов особых нет зато музей есть :) - собраны инструменты, утварь, обычные вещи, фотографии. И памятник погибшим морякам, дата бросилась в глаза: 22 июня, только 42 г. Торпедировали... Кто? Англичане вряд ли сюда залетали, скорее немцы. Хоть и нейтральная Швеция была, но вот...
Следующий переход очень разный получился. и даже "двойной", с несколькими часами сна на промежуточной стоянке, но по впечатлению - как один бросок сюда, в Истад.
3-го обещали восточный ветер - нельзя было упускать. Но с утра полдня - штиль. Шел вдоль Эланда вниз в основном на моторе, изрека поддувало, но не с востока а так, спереди-сбоку. Но - теплынь, тишина, бемятежность... Очень было хорошо.
Во второй половине дня действительно пошел попутный ветер. Ушел из Блесинге в 9:45, в17 ч. обогнул южную оконечность Эланда - Sodra Udden, пошел на SW с намерением встать где-то на оконечности или на уровне Карлскруны, там и острова и стоянки. Шел неплохо - а дай думаю пойду дальше в ночь, нельзя ветер упускать, а то все время SW. На яхте, в отличие от надувных, замечаю появилось мышление не только "фиксированным переходом" но и "направлением" - все с собой, было бы куда приткнуться, а раз идется, то и можно идти все дальше. К тому же посмотрел подробно марину Utklippan на небольших островках куда нацеливался - уж очень там сложный заход, куча камней, вешек, а выходило что подойду туда уже в темноте. Решил нацелиться на полуостров западнее, за заливом - на нем несколько стоянок, туда пришел бы уже утром.
Но не вышло. Вечером, на подходе уже, зарницы впереди появились - но в стороне, далеко, грома не слышно, и под ветром же. Но заволокло, влез в непромоканец. Стемнело, я между этим самым Utklippan и островом побольше Utlangan на севере. Стал дождичек накрапывать, и тут таки началась грозища. Причем если зарницы были раз в 5-10 минут, то тут - шарашит вовсю со всех сторон.
Ну, думаю, попал. Электрическое хозяйство я как гроза началась отключил, все кабели и антенну из аиски выдернул, ноут за неимением железного ящика для защиты от элетромагнитного импульса сунул под спальник. :)
Сижу наверху, что делать думаю, ну положим и в марине так же сидел бы под этой же мачтой.. но тут же еще и движение, не задавили бы - решил сматываться в Stenshamn, пошел туда. ливень стеной - не видно естественно ничего. Потом все-таки шквальнуло, стаксель пришлось сдернуть, тут было без вариантов, а грот и так был с одной полкой рифов - решил не полезу к мачте за фал и гик хвататься, тем более шквалило не особо и быстро перестало.
Потом ветер вообще скис, гроза ушла севернее - и раз, оттуда подуло навстречу. Ну, я уже к этой марине подъехал (мотором), заход там тоже крюкозяброй но все на BCA показано, вешки на местах. Дальше конечно уже не хотелось идти, зашел, там как-то пусто, большие пирсы.
У первого же фонаря привязался, 2 часа ночи. Около 7 проснулся - ага, дует еще север, упускать нельзя. Ушел по-английски :) тем более там ни души не было и все закрыто. Решил пересекать большой залив, Ханебуктен - на мыс, за которым уже Истад. Вот это дело до 16:30 сегодня и продолжалось. Первый день все больше слабые встречные ветра, штили были - моторил иногда (севера, увы, ненадолго хватило). Сегодня интересно было - весь день лавировка, при постепенном усилении ветра от 2-3 б. до 5 около Истада.
Про Истад. Гостевой причал в марине - левая сторона и прямо напротив входа. Офис там же, в левом углу. Место популярное, и наши люди тут есть! На интернет дается талончик с логином и паролем, который действует 6 часов, причем я сначала никак не мог подключиться - оказалось, надо начинать с запуска браузера, в нем появляется страница авторизации. А уж потом хочешь ГРИБ, хочешь что еще. Только Thunderbird в этой сети не работает почему-то. Сеть Ystad Guest. (PS-2014: уже без талончиков. регистрируешься и сутки пользуешься, потом можно еще.)
Рядом с мариной магазин всякого лодочного имущества, но похож он больше не на магазин а на музей. К здоровенным деревянным блокам и штурвалам не приценивался, но конечно пустым не ушел хотя ничего вроде и не нужно было. Но как же, вспомнил что не мешало бы трубку для перелива бензина, мелких блочков - рифовые концы получше провести, то да се... И интерьер украсил, став Счастливым Обладателем Барометра :) Оно конечно, и в часах можно давление посмотреть, но этот блеск, шкала - какое может быть сравнение .
Городок не "игрушечный" даже, я бы сказал - любовно нарисованный. Вечером вчера казалось, что за каждой дверью ресторанчик или что-то такое, народ сидит там и на улицах, на поле рядом с мариной играла музыка, народ танцевал.
В кирку заглянул. Зажженные свечи не как у наших, под иконами, а сделан такой круг, "глобус" - символ всего мира. Написано - не стесняйтесь, зажгите и поставьте свою свечу. Каждый огонек - символ того, что Свет сильнее Тьмы.
Два дня после Истада никакими приключеними не примечательны, и слава богу. Шел себе потихоньку, ветра слабые и встречные, зато солнце, погода отличная. лето. Первая ночева была на якоре у бережка, а сегодня зашел в марину Klagshamn, вот тут снова с интернетом.
Хотя, сегодняшний день все же этапный: прошел каналом Falsterbo, и это уже Зунд. Балтика позади. Канал как написано в лоции сокращает путь на 16 миль, и в нем есть шлюзовые ворота которые закрываются в случа сильного течения. А также разводной мост. Течение навстречу было, не сильное но заметное , а вот ворот не опознал - какое-то сооружение с домиками по бокам есть, наверное там если и не ворота, то какой-то щит выдвигается.
Подошел очень удачно, прямо к открытию моста - там уже скопились несколько яхт, среди них шедшая в Копенгаген Nika Merus, с которой встретились в Истаде. За ней и проехал. После канала слева огромная стоянка; дальше неглубоко - 4,5 м, продолжение канала прокопано до 7 - 7,5. На эхолоте хорошо видно как пересекаешь "канаву". Вода тут оказалась 17-18 гр., а еще утром у Треллеборга была 12.
Да, завтра надеюсь встретить флот толшипов! У них сегодня был парад в Орхусе (TSR-2013) а 9-го должен быть старт гонки на Хельсинки в районе Фальстербо. Завтра как раз наверное через Зунд пойдут. Мне конечно слабО метаться с одного края пролива на другой, тем более тут движение неслбое, но может кто из Больших окажется недалеко - аккумуляторы в фотиках подзарядил :).
Я в Вестервике, сижу в библиотеке - добрался до интернета. Так что изложу по порядку, как было дело.
8-го с утра погода прекрасная, но ветер совсем слабый. Какой-то толшипский кораблик не из больших смотрю уже прошел мост, но под мотором, парусок один только впереди висит. Вышел, потихоньку приближаюсь к этому самому мосту между Швецией и Данией, глазею на него.
И приходит в голову мысль: как нам обустроить Россию :) Конкретнее, трассу Россия: взять бы да и построить такой мост через озера, чтобы наконец не стало этого позорища под названием "проход федеральной трассы Россия через город Вышний Волочок". Могут же и наши когда захотят, вон, во Владике. Чай в одной Москве народу столько сколько в Дании и Швеции вместе взятых, а еще Питер. Да такой высокий и длинный даже необязательно... только ведь во Владике не для людей строили, а для саммита АТЭС...
Вышневолоцким жителям надо сообразить что бы такое у себя провести, саммит, олимпиаду или чемпионат мира на худой конец. Живо и мосты и объезды появятся. А ведь какой славный городок Волочок мог бы быть. Если сейчас начать колдобы заделывать и газоны подстригать, лет через 100 как Истад получится.
Тем временем другие толшипы появились, шли вразнобой, больше под датским берегом. Ветерок усилился до 4 б (им-то попутный!) тут уж все под парусами пошли. Красота, конечно. А я долавировался до о. Вен, смотрю там у южной оконечнсти пара яхт и катерок стоят на якорях, и я туда. С ночи обещели попутный ветер - отдохнул у Вена, подремал и пошел в ночь. Ветер действительно с полночи поменялся, только был очень слабый. Пришлось и моторить, но особо не спешил.
На рассвете прошел Эльсинор на датской и Хельсингборг на шведской стороне, паромы между ними и ночью непрерывно ходят. Иду дальше - мыс Куллен справа, мне за него. А Зунд позади закрыла какая-то хмарь (ночь и рассвет были прекрасными), и до меня доползла как раз у мыса.
Не видно ни зги. Я за комп- а там фигвам.
АИСка моя накрылась, а скорее что-то в компе. После очередного выхода из OpenCPN он пускаться не захотел - не видит порта 4 АИС. Я в дисетчере устройств тоже не вижу никаких портов, вообще. Сколько ни бил в бубен - gps подцепил опять, а аис нет, комп ее при втыкании в USB видеть перестал, а снести драйверы чтобы переустановить не дает ни за что. (PS - потом отослал авторам в Англию, Digital Yacht. Сообщили, что сгорел контроллер USB, и замена будет стоить 60 с чем-то фунтов. А ведь год гарантии не прошел! - и больше ни ответа ни привета, хотя писал несколько раз, и спрашивал как деньги выслать. Больше с этой фирмой дел иметь не буду и никому не советую.)
Что делать? Позади в 2 км марина Молле, дай думаю пойду туда обожду. У мыса не встать - очень приглубый, и при тихом ветре зыбь какая-то и волна сильно болтает, ну, у мысов часто такдая история. И выясняется что с этой волной против встречного штиля лодка ну совсем не едет. Так... Пока я там то назад то в стороны ковырялся, гляжу - видимость улучшилась, катерок какой-то довольно далеко прошел, видно. Но только над водой. Чуть выше, вершнина мыса, маяк, домики еле прогядывают в серой пелене. То есть это не туман был, а облако так низко.
Ну, раз видно - поехал дальше. А там солнце пригрело и вся хмарь рассеялась. Городок Туреков проехал, там приметная высокая белая церковь, и добрался до Skallkroken. Марина как марина, клуб у них, прописка 150 крон. Сказали что русские к ним еще не заглядывали. До Брэнне куда я хотел попасть еще где-то 110 км. Но звонок и несколько смс-ок поменяли планы.
Кроме плавания как такового, у этой экспедиции намечалась и сверхзадача. В гости к шведу предполагалось не абстрактному, которому у Пушкина царь Петр грозить собирался, а вполне конкретному. Если получится. Поскольку незваный гость, как известно... да и очень сомневался, что успею добраться.
Цитата:
Мне пришлось больше года ходить на довольно большой лодке. Многому научившись, я тем не менее пришел к следующему главному выводу: большая лодка не сделает вас счастливее, а вот денег потребует много, как на постройку, так и на содержание. На большой лодке труднее маневрировать и найти место в гавани. Само собой, у нее есть много преимуществ: скорость, грузоподъемность, престиж. Но для меня такие вещи значили немного. Хорошенько все взвесив, я убедился, что маленькая лодка лучше отвечает моей системе ценностей, да и просто больше по душе.
Жил я тогда в мансарде в доме матушки, которая была рада снова увидеть меня после скитаний (*). Я сказал ей, что собираюсь построить небольшую лодку для океанских плаваний, и спросил, можно ли будет заняться этим делом на заднем дворе.
— Я всегда так люблю смотреть, когда ты что-нибудь мастеришь, Свен! — ответила она. Наши соседи, несколько удивленные тем, что непутевый сынок пересек Атлантику на переделанном паровом катере (история попала в газеты), тоже не возражали.
Для защиты будущей верфи от дождя я натянул между двумя яблонями большой тент. Но вскоре на горизонте появился некий господин из архитектурного отдела муниципалитета и стал интересоваться, есть ли у меня разрешение.
Я отвечал, что собираюсь всего лишь построить небольшую лодочку, а потом сниму свой брезент и отправлюсь по морям. Но он не отставал.
— Подумайте, что будет, если каждый житель начнет, как вы, городить навесы?
— А что будет, если все станут архитекторами? — спросил я в ответ. Почему-то он сильно возмутился и все-таки заставил меня снять тент.
Вечером, когда мать пришла домой и услышала об этом, она рассердилась.
— Свен! — сказала она, — тогда сделай свою лодку чуть поменьше, расчисти наш подвал и строй ее там! А весной мы ее вытащим.
Подвал был не очень большой, но вполне отвечал моим потребностям. Однако, была и проблема. Наш старый дом стоял на прочном фундаменте со стенами из доброго шведского гранита толщиной 3 фута. Вниз, под землю, подвал уходил на 4 фута. Со двора вниз к нему вели несколько ступенек и небольшая дверь в стене. Именно и только через эту дверь должна была проходить лодка. Таким образом, основным требованем к дизайну океанской яхты стала возможность пропихнуть ее наружу через нашу подвальную дверь.
Цитата из текста этого самого шведа, Свена Ирвинда. Нашел зимой сайт yrvind.com по ссылке, мелькнувшей у нас на катамаранном форуме "под гиком" - во, дед дает - хочет южным океаном сделать нонстоп на 3-метровой лодке. Судя по сайту, такую лодку - "яйцо" он в свои 75 действительно готовит... сразу о Гвоздеве подумал.
Стал читать, благо сайт на английском а не шведском, там тексты "Бриз 20 футов" и "Моя жизнь". Просто написано, безыскусно, вот так-то было дело, это и описано. И ... поразительно.
Не только в части плаваний, вообще про жизнь. Как рос, как из-за шведского варианта дедовщины (по нашему, так это и сказать смешно) удрал из армии, как хипповал в 60-х, сидел в тюрьме за свое дезертирство, батрачил у фермера во Франции... потом стал строить лодки, пошли плавания - у себя вокруг Гетеборга, Копенгаген, Европа, дальше - больше.
Один, с компаньоном, с одной барышней, другой, двумя сразу :) Опять же, как и Гвоздев - в лучшем случае на доллар в день. Совершенно другой мир, другая жизнь, судьба - а нет, мир все-таки один.
Тут весной у "Моей планеты" вышла заминка с одной книгой, я написал про этого самого Ирвинда, но энтузиазма не встретил - оно и понятно, издательство с книгами работает а не текстами с чьих-то сайтов. Вот доберусь до автора, разживусь его печатными книгами, а там видно будет. Короче, когда я с ним связался, оказалось, что живет он теперь в Вестервике! И будет дома 5 дней, а потом занят чем-то как понял. Ну бешеной собаке сотня-другая миль не крюк :)) - назад так и хотел, так что рванул в Вестервик. За 5 дней не успел, но он на месте, вечером должны встретиться.
Про старт назад, 10-го. Прогноз был - NW 6 баллов, так что если бы собрался идти, как планировал, в сторону Гетеборга - сидел бы я на месте, пополняя бюджет скалькрокенского клуба. С утра из марины против ветра и волны просто не вышел бы. Но в течение дня по прогнозу было ослабление, в 11 - смотрю, ветер отошел к N, выход окаался прикрыт чуток, и уже потише. Выскочить можно. Ну, и выскочил. Небось клубный швед удивился, увидев что меня нет - я ж им сказал что на север иду, на Брэнне. До Турекова все было супер - зарифился, маленький стаксель, с попутным ветром что не идти, 5-6 б. Если бы против - в полчаса измочалило бы в хлам.
Потом - ветер не усилился, а вот волна заметно выросла - разогнало. Сначала стали уважение вызывать этакие горки под 3м, дальше их больше становится, уже и страшновато. Лодка шла супер, вода в кокпите - только снизу из шпигатов, но... такая была картина. Сначала далеко, не особо осознал, второй раз вплотную - проникся.
Идет не одна горка с барашком, пусть и большая, а ровный длинный вал длиной в несколько десятков метров. На нем по гребню такой же ровный длинный вал пены около метра высотой. Прошел рядом - позади вся поверхность воды белая. И как катком другие волны пригладило. Тут уж душа в пятки ушла и там пару минут сидела, пока назад на штатное место не поднялась, в желудок. Кстати и без таблеток укачки не было дальше первой стадии, клонило в сон хотя выспался в марине хорошо. Наверное пооскольку самому рулить все время пришлось - Сима (simrad) тут уже не справлялся совсем.
Не чаял, когда же до Куллена доеду и заверну. А около мыса - смотрю еще одна яхта откуда-то нарисовалась, под низким стакселем идет. А то в море никого. Ну, за мысом - волну отсекло, курорт. И ветер стал слабеть, солнышко показалось, и барометр пошел вверх.
Снова мимо замка Кронборг.
Остальные дни нормально шел, ветра всякие, но в общем - лето. Погода хорошая.
Кальмарсунд со стороны материка - полно камней, фарватер у Кальмара очень узкий. Ну, яхты ладно, а вот "No smoking" - танкерок с сопровождавшим его лоцманским катером даже малость высадили на сторону.
В Вестервик пришел утром, в одну марину сунулся у города - говорят приват, гостевая напротив. Супер-пупер, бассейн для деток, все включено - 270 крон. Жаба задушила, отъехал дальше - сказали там, в марине WSSW, подешевле. А пока ходил вокруг такое клевое местечко с краешку присмотрел в камышах :)... в той марине, где подешевле сказали - нет, там уже не наше место, это городское. А там точно никто не живет. Ну, может удастся на халяву денек постоять.
Вестервикское впечатление: хоть с утра и принял как положено сэру мисочку пориджа из ашанского пакетика, пока инет искал завернул в "кебаб". 70 крон. Парни такие же как у нас работают, только крупные такие, сытые. Выдали тарелку... целое блюдо, вкусно, еле одолел, до завтра переваривать придется.
Свен Ирвинд. Был под впечатлением его текстов, теперь - и его самого. Как когда-то после выступления Гвоздева в Москве.
Днем он написал (связь была в основном через смс) что занят эпоксидной работой, а вечером спросил где я стою (так и простоял в чудесном уютном местечке с краешку на халяву в 30 метрах от купального бассейна главной марины :) - и приехал за мной. Посидели у меня в лодочке, потом отвез к себе на какую-то верфь, где ему выделили место для постройки "Yrvind-10". Этакое яйцо из сэндвича, космическая капсула а не лодка... Предупреждал, чтоб не трогать - свежая смола.
О проекте - не мне говорить. Вокруг всех мысов в "ревущих 40-х", старт и финиш из Ирландии... Хватило бы ему и силы и времени. Не дано ведь знать, сколько. А человек уникальный. Я привез тот самый журнал дагестанский с форумными материалами о Гвоздеве - хотел, чтобы он хоть фотографии посмотрел - а оказалось, он о Гвоздеве знал, и слышал о его гибели в Италии. Слухом выходит не только земля полнится но и моря... или - Земля. Вцепился во фрагмент английского текста..
О "Sailing farm" тоже был разговор, он ее когда-то читал в бумаге. Привез пакетик спирулины - попробует, может выпишет для своего плавания. (сам пробовал, гадость но жрать можно, и что правда - оно сытное! Темно-зеленая пыль, без вкуса но со слабым рыбным запахом. Подмешать в бобы или овощные консервы - классно, только зеленое все становится :)
Несколько неясных вопросов по его тексту прояснил. И для приза на следующий конкурс парусных историй будет книжка "Bris" с автографом Свена! На шведском :)
Приз от него самого - денежку не взял, сказал только: impossible. А номинацию устроим такую: за историю о путешествии одному либо вдвоем с женой/подругой :) - как он сам много ходил.
Перевод сделать добро получено! Причем, в любом виде - интернетном или печатном, взяв за основу английский текст. Он не аутентичен шведской книге, где-то одно идет подробнее, где-то другое. Но - добро. Интереснее бы, конечно, напечатать книгу - потому что и самому Свену для его дел на самом деле средства крайне нужны, ну и мне бы не лишние за перевод. Ну тут уж как "Моя планета" в лице Argonaut'а посмотрит. Или поискать другой вариант. А не срастется - тогда в инете.
PS фотка с лебедем - не красот ради, а за то что он вполне шустро выгребал против ветра 4-5 баллов!
Вот какие телефонные люки в Вестервике.
PPS - Книга Свена переведена и выпущена! Тиражируется по заказу, приобрести можно прямо у меня.
Продолжим. теперь интернет образовался при ресторане в марине Fiskehamn (рыбная гавань) Окселозунда, куда я прибыл уже часика три наверное назад. Потыкался по разным местам этой самой гавани, яхт кругом полно но все куда-то не туда заезжал. Оказалось, гостевая часть как раз у ресторанчика, с воды приметно коричневое здание с надписью "Sjokort". В центр отсюда ходит бесплатный "паровозик" - трактор с двум вагончиками для публики. По дороге заезжает в еще одну марину, Guesthamn - там уже близко.
С утра сегодня вышла бодрая такая лавировка - два дня как вдул север, 4 б., изредка до 5. Вчера я дневку себе устроил, а сегодня с утра такое солнышко, барометр подрос ;) ну и двинул. И вполне прилично поехалось, ну, в шхерах-то где волны нет чего ж не ехать. Правда, большие яхты, которые тоже шли на север, все моторили. Их тоже понять можно - лень, да и фарватер местами узкий. Один любитель лавировки еще ничего, а если несколько, как на гонках у знака получится.
На дневке, когда переставлялся с одного места на другое (ветер зашел и стал доставать) хоть и аккуратно но нашел-таки свой камушек и мягко на него сел - что ли во впадину какую, ни тпру ни ну. Получил урок соотношения сил своих, мотора и паруса. Собрал байдарочное весло, упирался, - фигвам. Газовал мотором, сам откренивая лодку - тоже фигвам. Поднял стаксель - тут же снялся. Крен+тяга.
Профилактику кое-какую мотору провел - свечу почистил. Шнурок стартера стал на всю длину выходить, не цепляя маховик. Раз, другой, пятый...- надоело. Там оказалась пластиковая собачка-хрповик на пружинках, похоже старая смазка загустела - сбрызнул вэдэшкой, и все стало хорошо.
Заехал в деревеньку Stora Grindo, где в вестервикской брошюре было сказано, что есть рыбный магазинчик и стоянка. Стоянки не оказалось, а магазинчик уже закрывался. Бабуля - продавец уже сидела в своей моторке, но с помощью двух симпатичных дам мы выяснили, что мне рыбки хочется, и рыбка была мне выдана. Учитывая, что самая дешевая стоянка была 100 крон, а обычно 150, можно сказать что по случаю отсутствия в деревне гостевой стоянки рыбка за 106 крон досталась мне даром - я и на якоре чудесно постоял.
После Вестервика пока нахожусь в таком шхерно-курортном режиме. Тоже классно.
Добрался снова до Финляндии. Как было дело после Окселозунда:
21 июля.
Начался день со штиля, из пролива где ночевал пришлось на моторе выходить.
Потом раздуло, все бодрее, 4 б., уже и 5. Шхерное плавание отличается от морского тем, что ни минутки свободной: если руль иногда и можно передать "Симе", то в рубку не уйдешь, например, перекусить: фарватер узкий, другие лодки. Раздуло, надо стаксель на маленький поменять да и пообедать заодно в спокойной обстановке.
Наметил заливчик кда завернуть... и тут вышел со мной большой конфуз, кончившийся "легким испугом" только благодаря помощи шведа на моторке. Бухточка, куда заворачиваю, маленькая, рядом несколько домиков, дальше узенький фарватер ведет в соседний рукав к их причалу.
Стаксель спустил заранее, а грот - нет, думаю встану в левентик и спущу. И что-то заело - не сдернул сразу. Ладо, якорь отдам, развернет - спущу. И в спешке не раздвинул видимо лапы якоря как следует. (он такой хитрый, как бы два плуга раздвигаются и получается лемеха торчат в разные стороны. Ни в одной книжке не нашел что за конструкция).
Кидаю якорь - а он не забрал. И меня боком с прижатым к мачте гротом и волочащимся где-то якорем за минуту прямо поперек буйков этого деревенского фарватера - в берег. Хорошо хоть там волны нет, все это уже затишок, только ветер достал. Вот тут рядом появляется мужик на моторке, кидает веревку и оттаскивает меня к ближайшему причалу. Он сидел у какого-о домика у воды, почти к которому меня и прибило, наблюдал весь балет и выручил. Ну а якорь "лег на спинку" лапками кверху, так его и вытащил. :(
Потом еще вышли у меня "гонки" с толшипом, шхуной. Когда я из этой бухточки убрался, она меня обогнала на моторе, потом через полчаса догоняю ее - дальше широкое место, ставят паруса. Ставили долго и упорно, не меньше часа, я за это время ушел конечно. Потом смотрю - ого, все подняли, и топсель - конечно, обогнали. Но лавировка - пока они контргалсом пилили назад, я опять уехал. Потом маленько задремывать стал и ехать не туда, тут уж отстал :)
22 июля. Дует с севера, в морду, сильно. Не хочу идти. Устроил стоянку, полазил по острову. Но потом ветер ослаб, 19 км прошел.
23 июля. Дневка - обещали N 10 м/с, где-то так видимо и было. Несколько апатичное состояние: просидел в лодке весь день. Книгами занимался, музыку слушал. Однако, неожиданно образовалось и достижение: впервые удалось принять метеофакс. Раз десять ничего не выходило, а тут - пожалуйста. Когда-нибудь и пригодится, хотя конечно ГРИБ гораздо информативнее. Единственная причина, почему не выходило - не учитывал летнее время: расписание передач оказалось сдвинуто на час.
24 июля. Впервые встретил русскую яхту; на фотографии можно различить название "Тезка". Заорал "Привет!", да у них фордак а у меня бейд - не поговоришь. Кстати как-то финны мне кричали "Terve!" (флаг-то финский, а российский слева не всегда виден), ну и я им тоже, как заправский финн. :)
25 июля. На следующий день думал уходить уже из Швеции, но не вышло. С утра двинулся, но северный ветер кончился, и пришел туман. Плотный, видимость метров 50. Подобрался к острову побольше, встал. И простоял сутки. 26-го с утра ни малейшего прояснения. То есть, солнце сверху иногда просвечивало, и все. Корабли гудят, там место весьма оживленное за шхерами - нельзя идти. Как жалко было, что АИС вышел из строя.
Но после обеда развиднелось - пошел. Когда ветер скис - шел на моторе, чтобы не зависнуть в судоходной части, не дойдя до финских шхер.
На закате вышел к о. Lagskaer с маяком, там и ночевал. Место уединенное, персонала там постоянного нет, хотя дома остались и людей видел. Утром рано выбрался прогуляться - оказалось, это каякеры, у маяка стояли две палаточки и лодки с другой стороны лежали. Они спали еще, ну а я двинулся дальше.
Такой же густой туман, но на В-СВ оттуда фарватеров нет, камни кругом, вот вдоль опушки шхер и шел в тумане до Kokar-а.
Где больших судов быть не может, не страшно. На внутреннем аландском фарватере гудели, да и черт с ними. Как и вчера, где-то во второй половине дня развиднелось. Как раз вовремя, уже на подходах. Встал у марины Sandvik на якоре - там оказалось дорого, 19 евро. Зато 10 л бензина прикупил, а WiFi и до моей якорной стоянки добивает ;)
Sandvik. Отходивший свое баркас теперь служит доской объявлений.
Поинтересовался, как правильно название острова Kokar произносится - на русских картах "Чокар". Оказалось, действительно звучит не К, а ближе к Ч, только очень мягко, как "Тшeкар".
После о-ва Kokar плавание проходило приятно, без всяких приключений, фарватерами. С тихими ночевками на якоре и всеми шхерными прелестями: купаниями, лазанием по островкам, черничкой.
Остров Harun.
Не сейд ли это? Во всяком случае, отдельные камни, как лежащие сверху, на этом острове были только в одном месте далеко внизу, у воды. Тащить их на вершину из озорства рыбаки или случайные туристы вряд ли стали бы. А каменные лабиринты, как на беломорских островах, и в Финляндии есть.
Trelanningen, закрытая со всех сторон островами "naturharbor".
Много видел бурелома и сухостоя, но скелет дерева...
Заходил снова в Rosala, это местечко отправляясь со стороны Ханко на Аланды или наоборот миновать трудно. Там не стало магазина в деревне, теперь только в гостевой гавани. Еще хорошее место - Barosund. Это "магистраль" восток-запад в шхерах (точнее, WSW - ENE) - как пропилил кто щель, местами словно канал или река. Если идти с Поркалы шхерами, а не в море, то туда и попадаешь после открытоuо участка. Так вот, там почти в начале (если со стороны Поркалы, слева) есть стоянка при магазине и заправке - где небольшой но вполне приличеный супермаркетик SALE, душ и сортир есть по 1е, а стоянка бесплатно. Чуть дальше поперек ходит желтый паромчик.
Вот поход и закончен. Домой, конечно, уже хотелось - но, парадокс! - одновременно и уезжать не хотелось...
На финише состоялся двухдневный банкет, начавшийся с захода к Rombar'у в Растилу (Вилье еще в морях), где к нам присоединился Михаил К. А на следующий день, только я ушел к себе в Порвоо, - шлют смс-ку: очки забыл! Да и черт с ними, отвечаю, пусть год лежат или просто в помойку, им и так скоро там место. Нет, Роман пишет - где стоишь? Обстоятельства мол так сложились что делать все равно нечего и решили пройти посмотреть шхеры в мою сторону, а заодно привезти очки и продолжить банкет :) Что и было успешно реализовано.