В этом году по стечению обстоятельств стал судовладельцем. Неожиданно продал мотоцикл, и средств оказалось достаточно для приобретения Рикошета-550. После долгого перерыва появилась возможность самостоятельно выйти в море. Мечталось ходить в одиночку, но время внесло некоторые коррективы. Подрастают сыновья, которых посчитал возможным приобщить к моему увлечению. Правда, только троих. Егора 14-ти лет, Клима 10-ти и Фрола 5-ти лет. Младшему всего полтора года. Да и размеры моего парохода не позволяют вместить всех желающих.
Так возникла «революционная» ситуация. Очень захотелось реализовать давно задуманные планы. Начать пришлось сразу с покупки. Приобреталась яхта в Тамани. День на смотрины, второй на оформление в ГИМС, третий день спуск на воду и вооружение. К вечеру третьего дня мы готовы были к переходу, однако на ночь глядя пограничники не решились отпускать, поэтому остались ночевать у бывшего хозяина лодки. Огромное ему спасибо за понимание и поддержку. Дети были накормлены и уложены спать. Старший по его настоятельной просьбе был оставлен на вахте.
* * *
Небольшое отступление вместо предисловия.
Яхта после длительной стоянки в огороде была спущена на воду эвакуатором. Проверил все рундуки и пайолы – течи не обнаружил. Вооружение скромное – два стакселя и грот. Шкоты – блоки на месте. Отсутствие швартовых концов и кранцев не беспокоило. С яхтой получил якорь, внешне достаточно надежный. При установке мачты выяснилось, что топ мачты практически оторван, прикрепил его кончиком, чтобы не улетел, ахтерштаг закрепил вокруг мачты за крепление штага стакселя. Блочок для грота-фала взял в ближайшем хозяйственном. Там же купил за 400 р. туристическую плитку удачной конструкции. (Лепестки вокруг кастрюли зажимаются, ветром не задувает. Правда пользоваться приходится только на стоянке. Кардан и подключение к пятилитровому баллону еще не придумал. Так и пользуюсь баллончиками.
Термос 1,8 литра приобрел заранее, что позволяет экономично расходовать газ. Да и приготовление еды сводится к кипячению воды, используем военные пайки ну и дошираки всякие. Трос на грота-фал подарил вахтенный яхт-клуба. Очень душевный человек, он же помог при подгонке пятки под установку двигателя. Струбцины не налезали. Поставили совместными усилиями мачту. Тогда со мной был только младший, старшие дети в тот день сдавали итоговые контрольные за год. Потом самостоятельно добирались ко мне автобусом. Это оказалось не просто. С Анапы во второй половине дня в Тамань ничего не идет, пришлось машину им найти.
Все были в сборе, когда уже наступил пятый час вечера. Погранцы долго решались, затем попросили перенести выход на завтра. До этого с ними долго решал вопрос по предстоящему переходу. Оказалось, поскольку мы сняты с учета в ГИМС Темрюка, то для перемены порта приписки нам нужно отдельное разрешение краевого масштаба. Пришлось все возможные документы копировать, судовую роль в двух экземплярах возить на заставу. Потом ждать пару дней. Но в результате познакомился с организацией уведомления на переходе.
Мне разрешено было идти только в светлое время суток, не далее двух миль от берега. Связь достаточно иметь по телефону, номер ближайшего ПТН дали, мой записывали раз пять. В общем, спорить не стал. Поднял привезенный мной грот от Окея (это до лучей были фанерные швертботы), вышел на часик для проверки. Устранил замечания и, удовлетворенный, принял приглашение к ужину бывшего хозяина лодки.
* * *
Утром недолгое прощание и в путь. Предстоящий маршрут тщательно изучен, снабжение и оборудование продумано, изыскано и погружено. На выходе из Таманского залива выяснилось, что дамба от косы Тузла имеет наглядное подводное продолжение, вследствие чего скрутили поворот, обошли мористее и прошли протоку метрах в 50-ти от острова. Эйфория от осознания, что мы теперь в Черном, быстро прошла. Бейдевинд в свежий ветер, волны и пасмурное небо. Зеленые лица детей. По очереди пытаются поспать в носу, затем бегут перегибаться за борт. И самого эта «чаша» не миновала. Но вскоре вспомнились посиделки накануне, оставшаяся початая бутылка прекрасного красного вина…
Глоток, и вроде солнышко вышло, зрение на мир поправилось. Постепенно все уснули, и практически весь день я на руле был один. Перед самым заходом солнца мы подошли к мысу Утриш. Шикарный яхт-клуб в Змеином Озере нас разочаровал. Связавшись с диспетчером, узнали, что переночевать придется на рейде. За стоянку запросили 600 рублей в час. И это за неполные шесть метров длины! Ну да ладно, подняли шверт и руль, притерлись поближе и стали на якорь. С трех сторон под защитой берега, а в случае шквала с моря нас в яхт-клуб и понесет. Ночью было искреннее желание за любые деньги получить спокойную стоянку. Болтало нещадно. Нос на ветер, а зыбь обходит мыс и болтает нас с борта на борт. Только к утру стало спокойнее и удалось более комфортно поспать.
Ранний подъем, приготовление завтрака, заправка термоса чаем. Снялись с якоря, и четыре часа лавировки против стихающего ветра. Удалось дойти только да Малого Утриша. Около 11.00 совсем стихло, пришла пора обратиться лицом в корму. Японское чудо с первого раза отозвалось мерным урчанием. В советское время это называли бы фантастикой. Впрочем как и общение с погранзаставами через плюшку в ладони. Благодаря этим волшебным устройствам прошли район КТК у Озереевки. Правда, двум диспетчерам и одному контролирующему пришлось звонить. Система «нипель».
Под двигателем за пару часов добежали до Широкой балки, затем попутным ветром лихо домчались до Новороссийска. В три зашли в яхт-клуб, старшего сына на уборку и швартовку. Сам на такси домой. В четыре поел, переоделся. В пять уже на работе. Первый этап окончен. Впереди еще два, следующий — круиз вдоль побережья на юг, четверо суток.
В Новороссийске для стоянки мест на воде не оказалось. Первое время яхта стояла на чужом месте, сам изготавливал тележку под фаркоп. Снова пришлось ехать в Тамань за кильблоком. Ложементы забрал, остальное в костер. При сборке ось закрепил хомутами, без рессор. Впоследствии двигал для центровки. Стоимость материалов вышла около 3 т.р. Зато я получил возможность в любое удобное время спускать лодку самостоятельно, не прибегая к услугам клубного крана. И вот как-то раз после работы заехал прокатиться и увидел движение.
Как оказалось, наш город посетил фестиваль парусов. Яхты из Украины, идут на Сочи. Все в сборах. Из Краснодара лодки приехали, спускаются на воду. Как же я мог остаться в стороне от такого процесса. Пулей домой, семейный совет и решение принято.
Назавтра в 08.00 стоял у ворот заставы с судовой ролью. На удивление проблем никаких. Вышел из яхт-клуба с опозданием, но, как оказалось, спешить некуда. Гостевые яхты у причала морского вокзала борются с администрацией порта. Ждут лоцмана.
Поразмыслив, принял решение идти вперед, я-то маленький, скорость заведомо меньше остальных пароходов. Преодолев пару дождевых шквалов, вышел из бухты. Практически весь оставшийся день маневрировал под ясным небом в лучах палящего солнца. А в это время в городе практически непрерывно лил дождь. Основной флот вышел только под вечер. Видимо ждали «окно». Мне скучать не приходилось, ветер то свежел, то стихал, испытывая меня на готовность рифления и постановки парусов. Одно оставалось неизменно – как я не пытался продвинуться вперед, как не раскладывал галсы, ветер менял направление оставаясь встречным.
Ночь застала меня далеко на внешнем рейде Геленджика. Все под берегом прошли мимо на моторах. Удалось дозвониться экипажу из Краснодара. Они упорно идут на парусах, и только поэтому еще позади меня. Мой мотор в этот раз остался у хозяина. Не дал погонять по простой причине – предупреждать надо было заранее. Я то собираться стал в десятом часу вечера, когда нормальные люди уже отдыхали…
Ну да ладно, думаю. Всю жизнь без двигателя обходился, справлюсь и в этот раз. Но ветра не было, почти. Нос всю ночь был направлен в нужную сторону. Когда меня совсем сморило в сон, были на траверзе Дивноморска. Уснул на руле спокойно, ветер совсем скис. Фактически это было полубессознательное состояние лежа в кокпите в обнимку с румпелем. Мне показалось, что просто задумался, а на самом деле... Был на значительном удалении от берега, в стороне от рекомендованных путей. И такая тишина... Показалось, что за ночь не разу не качнуло. Думаю проспал с 2-х до 5-ти.
Каково было удивление, когда утром обнаружил себя в районе Дооба. Факт, что течением за ночь меня протянуло обратно, и с восходом солнца мне снова пришлось проходить Геленджик. Краснодарцы под берегом за ночь меня обошли, или я их обогнал в направлении обратном.
Сделав выводы, стал подбираться ближе к берегу. Наблюдал интересное явление. Точнее вначале услышал. Звук был как от реки, только это милях в двух от берега. Две массы воды, сталкиваясь, издавали этот шум. На самом стыке плотные кучи мусора. Преодолев этот рубеж, явственно почувствовал, что дело пошло на лад. Движение вперед ускорилось. Проверить возможности не было, так как в этот круиз приборов не брал. Вся подготовка свелась к распечатке участка карты из гугла. Так вот на карте видно как плотно идут изобаты под берегом. Видимо резкий подъем дна выталкивает подводное течение на поверхность, в результате чего образуется «мусорная река». Она закончилась после Дивноморска. Думаю там просто меньше мусора.
От берега больше не удалялся. Проходя населенные пункты, искал их на карте, прикидывал пройденный путь, оценивал возможное продвижение. Тут были проблемы. Прежние: ветер, точнее его отсутствие. Только к вечеру с берега стало тянуть, и я смог преодолеть расстояние до Архипо-Осиповки. Следующий пункт для стоянки в Новомихайловском. До наступления темноты явно не успеваю, двигаться вторую ночь нет сил да и ветра тоже. Захожу в Архипку. По карте там река, но увидел ее с расстояния 20 метров и то с подсказкой. Подняв шверт и руль волоком затащил против течения лодку к местному раю водномоторников, который кажется остался неизменным с советских времен.
Спасибо, что приняли, денег не просили, дали возможность относительно спокойно выспаться. Всю ночь орала с дискотеки музыка и дама с соседнего катера. А говорили дело пяти минут… С восходом солнца приготовление чая, завтрак и в путь. Ветер постоянен в своей неустойчивости, но движемся в нужном направлении. К обеду пришел попутный ветер и стая дельфинов. Очень много. Выступлений таких я еще не встречал. Иногда до восьми одновременно. Подныривали, переворачивались брюхом к верху, разве только через яхту не прыгали. Ушли, когда скорость упала.
К трем дня подошел к Орленку, где пару часов общался с Елагиным В. Показал свое приобретение, поделился мнением, что в Сочи на мероприятия уже не попадаю, а такими темпами обратно до понедельника не успеть. Виталий подтвердил мои предположения и своей надувнушкой отбуксировал меня от берега. Второй раз сталкиваюсь здесь с явлением, когда ветер вроде с берега, а зыбь выкидывает яхту на мель. В этот раз у меня швертбот, на носовом моторка. Распрощались.
Ровно в 17.00 ложусь на обратный курс. Ветер бакштаг правого галса, под берегом порывистый. Еду как на экспрессе. На ночь решил не останавливаться. Старался держаться мористее. В районе Прасковеевки мыс совсем темный, стремновато было. И уже когда почти расслабился, получил прожектором в корму. Наверное сейнер, осветил меня и ушел мористее. Думаю простое любопытство, но мне было совсем не прикольно.
У входа в Геленджик ветер явно стал уходить. Усталость и лень привели меня в бухту. Ночной город это красиво, но запах явно канализационный. С первыми лучами солнца стал на якорь у яхт-клуба, сразу уснул. В десять принял участие в гонке на тузиках. Местный фанат народной гребли регулярно устраивает пытку веслами всем желающим. Получив грамоту за второе место, отправляюсь дальше. Суббота, утро, вся акватория кипит разнообразными плавсредствами, предоставляющими гостям города увеселительные прогулки. Пробираюсь под берегом в стороне от общего движения. Как они не передавили друг друга, не понято. Тут еще самолет на посадку прошел ну очень низко. Полоса посадочная практически от берега начинается. А я как раз тут. И вокруг меня катера, яхты, гидроциклы. И мусор. Очень много мусора. Практически вдоль всего берега плотной полосой. Лавировка закончилась под Дообским маяком, откуда пошел прекрасный галфвинд до яхт-клуба.
Ровно в 17.00 ошвартовался. Таким образом туда шел трое суток, обратно 24 часа, из них 5-ть на якоре.
Ежегодно в конце лета из Ростова стартует военно-патриотическая акция «Наследники победы». Дети из кадетских корпусов России на шестивесельных ялах проходят по местам боевой славы Азовской флотилии через Азов и Таганрог до Ейска. Неоднократно участвовал руководителем от Новороссийска. Последние пять лет по работе не удавалось. В этом году руководитель похода прислал приглашение моему начальству и о чудо! Меня отпустили с условием, что это будет в счет моего отпуска. Спасибо огромное, отпустили в условленное время и я начал подготовку к переходу.
Первым делом приобрел двигатель Кама – 2.6 лс 2Т. Самый простой, самый легкий, самый недорогой. Набрал десяток пайков, кучу дошираков, пюрешек и чашкосупов. Накупил овощей, фруктов, печений и конфет. Две бутылки 19л воды. Плитку, пять баллончиков газа. Кастрюльку, термос, пластиковую посуду, чашки, ложки. Для ночевки на берегу приготовил палатку, коврики, спальники, набор стол со стульями.
Аккумулятор 65 а/ч снял с машины, запасной от УПСа. Инвертор 300 Ватт. Два автомобильных навигатора, два мобильных телефона. Карты по маршруту в виде копий А3 в ламинате. Копии лоций, режима плавания, огней и знаков. Комплект прокладочного инструмента. Компас 75 мм шлюпочный и бинокль выпросил на время у соседа – фаната военной амуниции. Дополнительный якорь позаимствовал в яхт-клубе. Жилеты свои – один с яхтой достался, малышам пару лет назад купил в Ленте, старший в парусной секции вместе с гидрокостюмом получил. Кстати костюм этот весь поход только мешался, при этом производя отвратительный запах.
Одежду собирал по трем позициям: повседневная, пляжная, штормовая. Парадная в отдельном герметичном мешке на вешалке. Разложил в гермоупаковках документы на яхту, права, паспорта и мед. полисы. Судовую роль с схемой перехода в пяти экземплярах. Одну предоставил на заставу. На удивление пограничники спокойно все приняли. Отсутствие радиостанции не смутило. Накануне отхода яхту спустил, все погрузил, но почему – то до трех ночи все равно собирался, все перепроверял. В итоге, что выяснилось уже в пути, забыл зарядное устройство, но об этом будет далее…
* * *
Перед походом загруженную яхту оставил на воде до утра на единственном свободном месте, под краном. Утром все проспал, яхту перемещали без моего участия. Спасибо за помощь, но выговор за плохое поведение я получил, так как приехал в яхт-клуб только к 12.00. Машину без аккумулятора бросил там же. Звонок на заставу и вот, 21.08.2013 года я вышел курсом на Ростов.
Выход из Новороссийска оформлял на погранзаставе в Мысхако путем предоставления судовой роли. На своем экземпляре получил отметку об отходе. Непосредственно перед выходом из яхт-клуба еще раз им позвонил. Из бухты по причине отсутствия ветра выходил под двигателем, на внешнем рейде уже на парусах лег на курс в сторону района КТК. Есть такой район под Новороссийском, под Озереевкой, где запрещено движение судов, за исключением небольшого коридора в полумиле от берега. Там проход разрешительный. Строго 90-270. Ширина 7 кбт. Приближаясь к нему запрашиваем "Добро" от Новоросс-51, затем ссылаясь на это получаем разрешение Новотрафика, потом связываемся с судном, обеспечивающем непосредственный контроль района, в тот день стоял "Фаэтон".
Со стороны Новороссийска перед районом курортный поселок Широкая балка, на рейде которого принял решение встать на якорь. Ветер усилился и направление стало 270. Крутить лавировку, дразнить никого не стал. На якоре приготовили обед, дети искупались, и когда через пару часов ветер отошел на норд, мы спокойно продолжили путь, проделав описанные выше пассы с помощью мобильного телефона. А вообще там необходимо при пересечении района иметь 9-й канал. Приобрести рацию перед походом не смог, в открытой продаже не встретил. Дать на время никто не решается, так как все рации проходят супер пупер контроль. Якобы каждая имеет свой уникальный код, параметр, согласно которому закрепляется за конкретным судном. Все это для меня оказалось на тот момент слишком сложно, и без радиостанции, только с помощью телефона, мы прекрасно справлялись.
К вечеру смогли дойти только до мыса Утриш, исходя из прошлого опыта заходить в Змеиное даже не пытался. Уже в темноте прижался к берегу справа от дельфинария, глубины оказалось более чем предостаточно, хотя наутро оказалось, что до берега метров 50, не больше. Ночь спал на палубе, старший сын тоже. Все предупреждены, что при малейшем изменении обстановки, усилении ветра, волны, стуках и т.д. немедленно будить. Проснулся сам, приготовил кипяток, заправил термос. Не стал никого будить, со старшим поднял якорь и при слабом отжимном ветре двинулся дальше.
Как оказалось, левее нашего места под берегом торчали пеньки старого причала, за мысом десяток яхт непосредственно у дельфинария. Может как нибудь схожу посмотреть там стоянку, но ночью туда заходить не рекомендую. Много ставников (сетей). Прошел в непосредственной близости мыса, хотя на карте обозначены камни. Ход минимальный. Шверт неглубокий. Пошли дальше под берегом.
Снялись с якоря в 07.15. При слабом встречном ветре прошли траверз Анапского маяка в 09.00, а уже через полчаса пришлось включать двигатель. Правда не надолго, минут на сорок. Потянул ветерок с северо-запада и мы на парусах пошли курсом к берегу. Дети стали просыпаться, захотели купаться. В районе Витязево подошли вплотную к пляжу, подняв шверт стали на якорь. Искупались, и только успели приготовить еду, как пошла волна с моря, ветер стал менять направление. Срочно отошли, заканчивали обед уже на коленках.
Ветер стал усиливаться. Галс от берега явно уводит от основного маршрута, поэтому продолжали идти впритирку. И так практически до Янтарного, короткими контргалсами набирая высоту. С приближением к мысу Железный рог наступили сумерки, волна набрала силу, и все чаще начали спрыгивая с волны стали сильно биться всем корпусом. Уменьшили парусность, взяли последовательно два рифа на гроте. Уже начинал предполагать, что название мыса оправдывается, но все-таки с последними лучами наконец-таки преодолели его траверз. Стемнело совсем, луны нет. Ветер еще усилился, но поскольку курс стал полнее – под одним стакселем уверенно пошли дальше.
Неприятное открытие было в том, что строящиеся эстакады нового терминала Тамани не все освещены. Заметили затемнения на фоне огней стоящих неподалеку на якоре судов. Обошли в кромешной темноте торец причала, увалились еще. Волна пошла почти в корму. Ветер судя по всему стал еще сильнее, так как удерживать яхту на курсе стало значительно сложнее. Так мы и неслись в полной темноте, вопрос только куда?...
Начались навигационные упражнения. Необходимо провести яхту попутным ветром, почти штормом, в протоку без навигационного обозначения. Буи на карте давно и уверенно зачеркнуты при корректуре. Кстати сказать повсеместно наше побережье Азовского моря изобилует пометками, отсутств., погаш. и разруш. Куда смотрит гидрографическая служба. А она есть еще в России? На Украинском теперь острове Тузла (до 1925 года, как свидетельствует лоция, это была наша полноценная коса, пока её штормом не размыло) никаких огней вообще нет. Может хохлы уже оставили глупую территориальную войну и по домам разошлись? Наша дамба видна по большому скоплению автомобилей с отдыхающими туристами. Но к ней приближаться не стоит, часть дамбы так и не достроили, поэтому беру ближе к острову, который визуально так и не увидел.
Координаты с автонавигатора ставим на карту, ведем курс в Таманский залив. Вариантов исправления ошибки нет, поэтому делаю все особо тщательно, по нескольку раз перепроверяя. Прошли промоину чисто, волна практически сошла на нет, чуть погодя поворачиваем к Тамани, в район яхт-клуба. Ветер от берега, нам очень удобно должно быть. Однако у причала в темноте виден силуэт яхты. Решаю стать на якорь под прикрытие сейнеров до рассвета. Как всегда с отдачей кормового. Это уже привычное правило. Докладываем на местную заставу и после короткого ужина спим. Старший как всегда в кокпите. Меня это устраивает. Проверив, как держат якоря отхожу ко сну и сам. Засыпая, слышу как воет ветер в вантах. Очень вовремя спрятались, ветер еще усилился.
23.08.13 г. Третий день похода. Утром попытались подойти к причалу яхт-клуба. Как оказалось там стоит небольшой катамаран из Ростова. Как паук весь растянут концами, подойти оказалось практически невозможно. Наваливает на его якорные. При этом вылезло заспанное тело, и молча сидит, наблюдает за нашими мучениями. Смотрит, как ребенок шести лет на причал с носовым концом высаживается и еле лодку удерживает. Сидит себе тело на шопе ровно, чешет в носу. Гость из Ростова блин. Я пытаюсь кормовым якорем с помощью старшего сына поставить лодку ровнее, но понимая тщетность усилий, забираю всех на борт, отхожу.
Звоню бывшему владельцу лодки, извиняюсь, что не навестил в это раз, отваливаю в направлении пролива. Слабеющим ветром прохожу почти до порт Кавказа, где снова вынужден заводить мотор. По телефону уведомил местный ПТН о своем присутствии. Иду под нашим берегом по изобате глубин 5 метров. Никому не мешаю. Выключаю мотор уже на выходе, пошел свежий запад. Прошел непосредственно под кормой «Вельбота», стоящего в районе якорной стоянки. Проводили пристальным взглядом, на приветствие почему-то не ответили. Обиделись, наверное, что на запрос по рации не ответил. А рации-то на борту нет. Но идем дальше.
Уже на выходе в Азовское море по курсу обнаружил ставники, по карте глубины достаточно, но обхожу их мористее. В целом наша задача за световой день пройти до Ачуево. Был там несколько лет назад, впечатление удручающее. Кругом мели. Непосредственно к рыбацкому причалу проходить можно вокруг островка, который иногда закрывается водой, иногда совсем обсыхает. В прижимной ветер на волне там печально. Дальше по карте Казацкое гирло, где по идее должно быть для меня место, прокладываю курс туда, взяв мористее с целью избежать встречи с рыболовными сетями, коих по моим воспоминаниям в этом районе великое множество. Либо борьба с браконьерами прекратилась, либо все вдруг лицензии обрели, но количество встреченных в этом походе сетей не поддается счету.
Отойдя от берега, идем более спокойно. Но скучать долго не пришлось. Ветер к обеду настолько окреп, что мы шли уже под одним стакселем. Бакштаг левого галса, волна разошлась. Летим около семи узлов, красота! Тем не менее в световой день к Ачуево не успели. Около часа ночи приблизившись к берегу, пытался опознать огни, но вскоре отказался от бесполезной затеи. При таком ветре ночью пытаться подойти к незнакомому берегу – самоубийство. Созвонился с очередным постом, предупредил, что по погодным условиям вынужден искать белее надежное укрытие. Направился в Приморско-Ахтарск. Всю ночь летели по волнам с невообразимой скоростью. Временами катались с волн как на серфинге. Но чего это нам стоило...
Удержать лодку более получаса было не под силу. Постоянно менялись на руле. Младшие дети на палубу не допускались, как они умудрялись спать в такую круговерть, непонятно. В районе пяти часов утра мы обходили Ачуевскую косу, за которой непосредственно нужный нам порт, наше желанное убежище. По подготовленному нами маршруту Примоско-Ахтарск остался без внимания. Подробной карты не взял. В результате около трех миль от берега, в первых лучах восхода начались приключения. Курс стал ровно фордевинд, стаксель стало рвать, пришлось его рубить, и в этот момент появилась временами сильная вибрация. Смотрим с сыном друг на друга. А он кричит: папа, шверт выпрыгивает!
Идем по волне на одном рангоуте с довольно приличной скоростью, и когда проваливаемся между волн, шверт оживает. Сам видел. Даю команду поднять перо, сам ловлю момент, когда шверт не упирается в подволок, запрокидываю его назад, тем самым выбирая полностью. На секунду все стихло, затем всем корпусом нас впечатывает в мель. Оборачиваюсь, проверяю сына и невольно начинаю вжиматься в палубу. Позади него очередная волна нависла над головой, вот вот накроет. Кричу: держись, а сам телом пытаюсь загородить вход в каюту, представляя какой поток воды сейчас рухнет в кокпит…
Нам повезло, мы очень легкие, а потому как мячик нас отбросило вперед, волна сломалась под кормой, нас только обдало брызгами. Дальше мы дрейфовали под стакселем, поднятым на треть, так, чтобы только нос по волне держать. Опускать шверт и руль опасались до тех пор, пока цвет воды и форма волн не изменились существенно. Под прикрытием косы заходили в порт уже спокойно. Правда подойти к причалу напротив администрации города не удалось, очень мелко. Пришвартовались к молу с наружной стороны. Обтянул кормовой якорь. Стенка защищает от ветра, только брызги волн иногда долетают.
Вышел на берег выбросить мусор, осмотрелся. Непосредственно порт очень маленький, при таком ветре почти не защищенный. На входе неимоверная толчея, правый мол был когда-то деревянный, остались одни пеньки. Оставил все как есть, предупредил детей не выходить на берег, сам на носу под стакселем прилег. Проспать успел часа два. Около десяти полил ливень, я огляделся. С моря подошел шквал, но мы под прикрытием мола стоим, вроде все в порядке. Затем начала заходить волна, ощутимый удар релингом о стенку. Уперся ногами, одерживаю. Через пару минут рывки усилились, нас начало набрасывать на стенку. Очевидно вместе со шквалом направление ветра изменилось, мы оказались с наветренной стороны мола. С фразой «лучшее место в шторм, подальше от берега», ставим глухо зарифленный грот, носовой конец, заведенный по привычке серьгой, отдаем быстро, на кормовом якоре отходим от мола.
Уходим из Приморско-Ахтарска в сторону поселка Камышеватского, но через пару часов приходим к выводу, что одним галсом туда не вытягиваем, шторм набирает силу, под ветром берег без единого укрытия. Звоню на местную заставу, спасайте. Дают номер капитана портнадзора. С его слов понимаю, что если вернусь, непосредственно в порту есть укромное место. Надо только вытянуть обратно, обойти мол, войти вдоль него в самый конец. Решение принято, будем возвращаться. Перед поворотом подготовил штормовой стаксель. Повернули чисто, поменяли паруса. Некоторое время напряженность была, но все-таки потихоньку стали выбираться наветреннее. Ура, мы вырубаемся на Приморско-Ахтарск!
Под маленьким штормовым стакселем влетаем не бешеной скорости во внутренний порт, сразу уходим влево, пролетаем под изумленные взгляды местных моряков, в самом конце поворот направо и … Становлюсь на оба якоря. И тишина то какая! Начинаем приводить себя в порядок, а именно, достаем все содержимое яхты для просушки. Чудом документы остались практически сухие. Прибывшим пограничникам их представили. Нас посчитали по головам, осматривать особо не стали, всё лежит на палубе, гике и леерах. Изъяли один экземпляр судовой роли «на всякий случай». Предупредили на отход вызвать наряд. Этому я был удивлен, но спорить не стал. Сил не было, желание одно – поесть.
Решили устроить праздник живота, выбраться на сушу до ближайшего кафе. Как оказалось мы причалили к частной особо охраняемой территории, под названием судоверфь. Охранник проводил к директору этого чудного (читай как хочешь) заведения. Состоялся неприятный разговор. Стоянка видите ли платная. А ничего, что мы не по своей воле, укрыться от шторма зашли. Ладно, думаю, о какой сумме речь? 500 рублей сутки. Ну это по сравнению с Утришом просто сказка. Оплачиваю указанную сумму, за что получаю пропуск на сутки, доступ в душ с горячей водой и возможность зарядить аккумулятор (не выполнено по причине забытого дома зарядного устройства). Кафе нашлось совсем рядом, несмотря на разгар курортного сезона посетителей нет. Мы с огромным удовольствием едим первый раз за трое суток «домашнюю» пищу. Пельмени и солянку. Себя поздравил бутылочкой пива и стал засыпать за столом.
Вернувшись на яхту, на единственном более-менее сухом матрасе лег на крыше соседнего катера. Дети под присмотром старшего бесятся. Я сплю часа четыре. За это время нас посетил хозяин местной яхты, Т-2. Спасибо ему огромное, что не стал будить. Очень сожалею, что не довелось лично познакомиться. Очень приятное знакомство состоялось с капитаном порт-надзора. Именно ему мы обязаны счастливым спасением. Подарил нам карту с подходами к порту. Снабдил свежим прогнозом погоды. Вечером сходили погулять по городу, уже стемнело, когда вернувшись всех искупал. Вода подозрительно ржавого цвета, но теплая и пресная. Удовольствие непередаваемое.
Самый неприятный сюрприз – огромное количество комаров. Несмотря на применение всевозможных средств утром лица детей как после ветрянки. Больше всех пострадал младший. На той половине лица, что не была укрыта одеялом, живого места не осталось. Первыми это зрелище увидели пограничники, приехавшие утром на досмотр по случаю нашего ухода. Кстати по их организации заказывать досмотр следует за четыре часа. Мне пришлось убеждать старшего смены, что если разбираться как следует, то нас вообще не должны проверять, границу мы не закрывали. Идем в Ейск, а если задержат с отходом, то заведомо ночью мне придется идти как раз в районе отмели Должанской косы. Спасибо, пошли на встречу, проверили, проводили до выхода из порта.
25.08.13г. Пятый день похода. Несмотря на прогноз, погода с утра удивляет ярким солнцем и спокойным попутным ветром. Где то на траверзе Камышеватки, около 11.00 пошел свежий запад. Взяли первый риф на гроте, затем второй. Нам практически в бакштаг идти очень удобно, несмотря на волны. По прежним воспоминаниям и вчерашним рассказам местного капитана выбираю курс на окончание Должанки. Между ней и первым островком можно проскочить. Что мы к вечеру и проделали на глазах изумленных обитателей берега. При подходе сняли грот, подняли шверт, освободили перо руля. Подошли практически на фордевинде. Остерегаясь мест, где особенно мутная вода, прижались к островку. Уже практически пройдя косу, увидели явные признаки мели – буруны, повсюду, как подкова, идущие от берега к острову… Прошли их без проблем, как оказалось это встречаются два течения.
Пошли к берегу под прикрытием косы, но встать как следует не смогли, заходит волна, валяет с борта на борт. Предупредил местную заставу о невозможности остановки, продолжении следования в Ейск и вероятном времени остановки около часа ночи. Получив добро, повернул на курс на одном стакселе. Спокойно приготовили ужин, поели и только затем поставили грот.
Подходили, как уже стало традиционно, в темноте. Обошли остров Ейская коса слева, стали под его прикрытием в относительном спокойствии. Доложил на заставу, лег спать.
26.08.13г. Шестой день. По идее сегодня мы уже должны быть в Ростове. Там нас уже ждут. Предупредил, что вероятнее всего будем только завтра. Предстоит дойти до Азова, затем подниматься против течения. Мотор у нас есть, но совсем новый, в боях еще не испытанный. Поэтому поднялся рано, заправил термос, поставил паруса, и при стихающем ветре с северо-запада продолжил путь.
Через час детям подарок нашелся. На курсе подобрал мяч волейбольный, новый, с ценником. Когда проснутся, будет им сюрприз. А пока сюрпризы начинаются у меня. Курс проложил через косу в районе Сазальника по наименьшей глубине на карте 1,8 метра, и сел. Благо ветер совсем тихий, курс бейдевинд, течение встречное. Тем не менее испытал неприятные ощущения. Скрутил поворот, отошел на пару миль мористее. Место посадки на мель два раза проверил по GPS, отметил тщательно на карте. Далее следовал с повышенной осторожностью, ветер снова стал усиливаться.
Дети проснулись, очень обрадовались неожиданному подарку. Чуть позже заметили идущую встречным курсом яхту. Впервые за весь поход. Подойти ближе не удалось, она шла гораздо мористее. Рулевой по видимому спал. Рыскание на курсе было довольно заметное, около 45 градусов. Пожелав ему счастливого пути пошли своей дорогой.
Ветер постепенно усилился до штормового. Влетали в канал уже на одном зарифленном гроте. Вспомнилась ночь перед Приморско-Ахтарском. На руле тяжело. Благо курс точно фордевинд и волны не очень большие. На порывах стали иногда их обгонять. Прем в плотном строю попутных судов, ничуть не уступая им в скорости. Становится ясно, что опережаем все сроки. Ровно в 17.00 залетаем в гирло Дона.
В реке плавание проходит гораздо спокойнее. Практически гладкая вода. Изредка ветер стихает, возникает соблазн добавить парусов. Отдаем рифы на гроте, но стаксель поставить не успеваем. Налетевший порыв сильно бросает на борт, затем по мере набора скорости продолжается управляемый полет. Идем дальше так.
Пролетаем Азов, петляем по всем изгибам реки. Идем по каналу, изредка срезаем углы, пропуская пароходы. В основном это танкеры или сухогрузы. Создается впечатление, что мы можем только нефть и металлолом поставлять. Ну и газ, простите забыл. Прошли угольный и зерновой терминалы. В одном месте прошли через удушающий до тошноты явно химический запах.
Затем начались мосты. Вечерний город – красота. Единственная досада, очередной мост не пройти, опущен. Аккуратно подходим к рыбакам. После краткого приветствия: «Идите на х.., рыбу распугаете», прощу прощения, я не местный, к таким выражениям не приучен, спрашиваю, как пройти мост. Говорят ждать до утра.
Подходим к ближайшему причалу, заваливаем мачту. Держу ее на руках, внимательно собираю ванты и ахтерштаг. Сын заводит мотор, проходит под мостом. Отходим чуть вверх по течению, ставим все назад. Это был единственный эпизод движения под мотором по Дону. Дальше в полной темноте и тишине никем не замеченные подходим к причалу водной станции РМК им. Седова на живописном Зеленом острове в самом центре Ростова.
Время 23.00. Пришли как и обещали 26 августа. За этот день преодолели маршрут, которым с остановками сопровождая шлюпки будем идти обратно две недели
* * *
Первый переход до Азова особой сложности не представлял. Неприятный случай произошел непосредственно перед отходом. К причалу подходил «ярославец», наше судно обеспечения на поход. Удивительный капитан смог за один подход к причалу собрать три якоря. Один из них мой кормовой. Не помогла экстренная отдача, на конце троса поплавок привязанный. Траление кошкой в течении часа не дало результатов. Единственное логичное объяснение – намотал таки на винт и утащил за собой.
Позаимствовал на причале самодельный адмиралтейский, буксирный трос стал теперь якорным, с добавлением трех метров цепи выглядит ужасно, но более надежно. Под мотором в связи с полным отсутствием ветра двинулись догонять наш флот. Повторили операцию по срубанию мачты для прохода под мостом. В середине пути после привала на обед продолжили путь под гротом в лавировку. Шлюпки тоже поставили паруса, и началось брожение. Кто-то вырвался вперед, кто-то поворот делал буквально от берега. Сопровождал отстающих, наводил катера МЧС особенно беспомощным.
При швартовке к пляжу Азова сын не пожелал в воду с якорем лезть, находящиеся на борту два курсанта спросили на это разрешение и получив утвердительный ответ тут же сиганули за борт, не дождавшись команды и не взяв самого якоря. Через пару минут они поняли, что допустили ошибку, до берега достаточно далеко и течением уносит. Подоспевшие спасатели отработали действия по предназначению. Я сделал выводы о необходимости усиления дисциплины на борту. На берегу меня встретили экипажи шлюпок и яхту фактически на руках вытащили на берег.
Кстати кормовой якорь так по привычке и отдал, затем все время стоянки переживал за его сохранность.
Переход на Таганрог начался буднично. Собрали вещи, погрузили паек. Приняли на борт трех курсантов. Вследствие безветрия шли до выхода из Дона под мотором. Непосредственно в гирле на правом берегу сделали привал на обед. Когда отходили, ветер появился, направление встречное.
Как только вышли в Азов, на встречную волну, мотор стал давать сбои, периодически выскакивая из воды. Пришлось заглушиться. От буксировки отказались, стали лавировать по каналу. Утомительное оказалось это дело. При ширине канала около 25 метров галсы предельно короткие. При первой же попытке выйти за бровку сразу сели на мель. Далее держались в пределах буев, сошли с фарватера только пройдя задний створный островок. Спасибо местному капитану с яхты «Буравка», который еще во время нашей стоянки в Ростове наведался в гости, принеся при этом карту и проведя подробный инструктаж по особенностям местного плавания.
Мы таким образом срезали путь на Таганрог, который впрочем от этого проще не стал. К вечеру ветер усилился и мы шли уже на одном стакселе. Предполагаемое место стоянке в районе Дмитриадовки под ветром. В условиях сильного волнения в сумерках под мелководным берегом возможность благополучной швартовки под большими сомнениями, поэтому принимаю решение уходить в порт, где можно укрыться от ветра и волны. Ошвартовались к причалу яхт-клуба. Сразу подходит охранник, отправляет к руководству, которое удачно шагает навстречу. Пытаюсь познакомиться, но единственно что интересует зама директора – финансовое обеспечение нашей стоянки. Объясняю, что мы спрятались от непогоды, купим продуктов и встанем на якорь под берегом, не у причала. Но как оказывается «это их акватория, стоянка там тоже подлежит оплате».
Моему возмущению не было предела. Свинство и хамство. Но тут до фени твои проблемы, плати денег, говорят, и получишь человеческое отношение. В общем я обиделся, дождался посланцев за пивом и сразу отошел от такого гостеприимного яхт-клуба. По научению уже упомянутого капитана с Ростова отправился искать док металлургического завода. Очень кстати мне позвонил Дмитрий – яхтсмен из Челябинска, который на микро дошел до Новороссийска, но это отдельная история. В свое пребывание в Таганроге он получил душевный прием, и направил сейчас меня к месту, где стоял сам.
Благополучно мы нашли док и яхту Натали типа АЛ-550, рядом с которой её владелец разрешил ошвартоваться. При этом соседи по причалу были шокированы от нашей наглости, но после звонка другу мир был установлен и на борту нашей яхты уничтожен весь запас алкоголя. Гостей еле выпроводил, упал что называется без задних ног. Стоянка очень спокойная, закрытая практически со всех сторон. Снились эпизоды войны миров. Именно такие звуки всю ночь доносились с завода. Но нам давно не было так уютно…
Утром нас разбудил экипаж Натали, познакомились, дружно вышли под моторами из дока. Они поскакали на гонку выходного дня. Мы приглашение не приняли, нас ждут в лагере. Переход на Дмитриадовку с переменным ветром, периодически помогая двигателем, выполнили успешно. По дороге осмотрели остров Черепаха, который и не остров вовсе, одни барашки на воде.
А еще успели попасть в классический шквал, с черным небом и проливным дождем. Загодя убрали грот и некоторое время неслись как ошалелые в пене брызг. Подходили уже практически в штиль. В полумиле от берега освободили перо руля и подняли шверт. Фактически уже можно было тащить яхту волоком, глубина по пояс. Но мы протянули до касания грунта, затем вылезли на песок, заняв место в стройном ряду шлюпок. Здесь завели только носовой до ближайшего дерева.
Так простояли четверо суток. Наконец отмыли борта порошком от следов покрышек и остатков зелени от дерева грецкого ореха, под которым яхта стояла пять лет в огороде на Тамани. Пользуясь перерывом доделывал кучу мелочей, осложнявших нам жизнь. Главное избавился от неприятностей, вызванных протечками. Силиконом залили щели под основанием носового релинга и леерной стойкой по правому борту. С этого момента яхта стала абсолютно сухой в любую погоду. А она ясными днями не радовала. Ежедневно проходили шквалы с ливнем. В один из таких шквалов яхту, стоящую на берегу кинуло на борт. Полежав немного краспицами на песке она выпрямилась. Сам при этом не присутствовал, но видели бы вы глаза ребят, которые мне это рассказали. Полностью вымокшие, они до окончания шквала держали яхту, которая под одним рангоутом пыталась ускакать.
На пятый день мы готовились к тяжелому по прогнозу переходу, но было нам другое испытание.
* * *
Планам моим белее 20-ти лет. Действительно, этап пройден, ещё на шаг ближе к мечте. Вырос я в Баку, воспитывался можно сказать на яхте. Каспий практически весь прошел. Иногда в одиночку... Сейчас думаю приобрести лодку достаточной вместимости, в следующем сезоне открыть для себя и семьи Средиземное море, окно в Европу можно сказать. В этом году было желание на Одессу пройти, работа не позволяет. К тому же выяснил, что оформление здесь и на Украине требует значительных средств. Проще яхту на машине ввезти, там спускать и путешествовать. Вполне возможно так и сделаю.
* * *
Рассказ пока не завершен, так как дальше речь идет об аварии, случившейся при участии яхты в гонках (прим. сост.)
Небольшое отступление от темы. Сегодня провели старт регаты Новошип. В результате первой гонки мы совершили поворот оверкиль. Как это произошло, предстоит еще осмыслить. Яхта шла в бейдевинд и внезапно перевернулась. Сразу пошла мачтой вниз. Упал шверт, экипажем в 4-ре человека поставить не смогли. Детей судьи забрали сразу. Мы, двое взрослых, боролись до последнего, замерзли. Подошла крупная яхта, провела спасательную операцию. Нас отогрели. При спасении яхта получила многочисленные повреждения, до следующего сезона мы выведены из строя однозначно. Но главные выводы: 1 — оказывается, яхта МОЖЕТ! перевернуться, 2 — мы оказались не в состоянии с этим справиться, 3 и самое главное — ЭТО ПРОИЗОШЛО НЕ В ПЕРЕХОДЕ НА СОЧИ ИЛИ РОСТОВ, А В НОВОРОССИЙСКОЙ БУХТЕ. Всем спасибо, прихожу в себя, продолжу по теме позже.
5.10.2013. Сегодня с командой обсудили произошедшее. Вот основные ошибки:
- При усилении ветра не стали брать рифы - гонка ведь. Всем экипажем вылезли на открен, до какого-то момента нашего веса хватало, затем мгновенно потеряли остойчивость из-за перекрена.
- Шкоты наглым образом поставлены на стопора, даже в руках не держали.
- Закладная доска не стояла, крышка люка не была задвинута.
- Шверт не предусматривал фиксации в нижнем положении.
- Гидрокостюм остался дома, потерял все силы в основном от холода.
- Не смог отдать штаг, возможно спас бы мачту, возможно поставил бы корпус на ровный киль.
Главное, что корпус действительно непотопляем!
Откачивал воду, разоружал такелаж. При разборе завалов в самой корме обнаружились документы. Это хорошо. Правда, совсем промокли, расплываются чернила - сушим. Проложили листы, что бы не склеивались. Печально, что руль не спасли. Возможно, лежит где нибудь на берегу, сил нет ехать искать. В каюте обнаружились чушки балласта, сорвало с мест вместе с пластиком. Оторваны по правому борту леерные стойки, релинги оба, левый вант-путенс. Иллюминатор справа разбит. Крышка входного люка ушла бесследно. Поломана мачта на метр ниже краспиц, разворочены шпор и степс. Потерян штормовой стаксель (он первым из яхты поплыл, отдавал тренерам вместе с детьми). По правому борту трещина 30 см от привального бруса идет. Привальник во многих местах побит. На палубе есть трещины, корпус видимо при буксировке деформировался. Но все таки основные повреждения произошли при вытаскивании на берег. Остальное вроде все на месте, диванчики, пайолы, якоря и даже канистра с бензином. Потерянными пока значатся только очки.
Ничего, будет чем заняться зимой.