Охотоморье- не река,
Мы ж перегружены, слегка...
А Перегудов отмечал,
Лупить в нас будет,
Как в причал!..
В сентябре 2014 г. "Чапаев" (ск24) опять оказался между Сахалином и Курилами. Куча приключений. Даже гора. Таких и не было ещё.
Крестики - места аварий, чёрный , путь обратно, пунктир- дрейф. Путь "туда"- жёлтая линия, по ней 773 км.
1. Наш груз Желдорэкспедиция задержала на 18 дней... По моему, это рекорд. Мы прожили три дня в гостинице южносахалинского аэропорта, а потом две недели на пляже тёплого озера Изменчивого, лагуны Охотского моря.
Ждем-с.
2. Поскольку все сроки умерли, стартовали 10 сентября, в ночь и в в шторм, рассчитывая на удобный выход из протоки лагуны... Расчёт не оправдался, лодку выкинуло прибоем примерно на два метра вверх и пятнадцать вдаль... Там дождались утра и стартовали вторично.
Собственно, в силу изгибов судьбы, мы были перегружены на 300 кг, сидели глубоко и взаимодействовали с волной тяжело, а сентябрьская погода в этих местах радикально отличается от августовской 2011 года. Вода в открытом море 9 гр.(а раньше было больше 20, местами. Туманов гораздо меньше, зато поливали дожди). Дует, волны ходят стадами, и уже не барашков, а слонов.
Ещё когда жили на нашем тёплом пляже, урытом со всех сторон красивыми холмами, у нас порвало ветром тент.
Прогнозы врут, в смятении от неустойчивой погоды. Направление и силу ветра уже на следующий день не угадывают.
3. Третье приключение было фундаментальным: мы в 250 км от Сахалина въехали в крупный сулой и не увернулись от Очень Большой Волны. Шли бейдевиндом левого галса, ветер-волна 5 баллов. Ветровая волна, довольно регулярная, соответственно, слева. Сулойный бугор пришёл справа и обрушился на лодку. На всю сразу. Я это всё наблюдал из кокпита. Чем-то похоже, как если бы в вас кинули аквариумом...
Сначала показалось, что всё обошлось, мы вынырнули и двинулись дальше, прежним курсом. Но тут же из рубки вылетел народ с вестью: у нас сломана правая передняя нога пирамиды, а левая погнута! (труба 48х1,5х2м) Обломки ходят шатунами, мачта, вроде, не падает. Скинули паруса, завели мотор, занялись ремонтом. Скрутками прикрутили двухметровые трубы из комплекта восстановления из оверкиля к поломанной и погнутой ногам. (Трубы вставлены одна в одну, внешний диаметр 45 мм, стенка суммарно5мм)Перевели дух. Потом, когда подстихло, а ветер ослаб и отошёл до галфинда, в помощь мотору поставили стаксель. Полоса экстремального волнения продолжалась примерно два часа шестиузловым ходом, потом волны стали намного более пологими, сулой исчез.
Глубина в этом месте километра два. И чего там всё так вспучилось? Конечно, пятибальный ветер на разгоне в многие сотни километров, за время больше чем сутки, может создать нечто метра в три, но монстр, которого мы нашли (ну т.е. он нас нашёл) был гораздо выше и очень крут. К тому же, волна унесла два запасных шверца и два весла, принайтовленных между шпрюйтом и рубкой.
Первую половину второго дня пути, перед аварией, мы три раза долбались об плавучие брёвна. Одним таким бревном снесло дополнителиную оттяжку шверта. Вообще явно наблюдалось сгущение всякого плавающего мусора. Ещё отмечено, что проходили район с тёплым течением - когда обдавало волной, неожиданно чувствовалось, что вода греет.
Волны, вот, понаставили...
Доплыли до Кунашира, чуть не впечатались в сумерках в риф, пролетели над ним в пенном гребне, но по сравнению с предыдущим и грядущим это так, мелкая хохма.
Дальше, двигаясь в потёмках по картплоттеру, причалили в крохотной как бы бухте, в районе Лагунки. Это через остров (Кунашир) от Южно Курильска, недалеко, можно даже такси вызвать. Вытащились из прибоя (довольно заметного) и утром начали чиниться и всячески переустраиваться. На погранзаставе добыли стальные водопроводные трубы для ремонтных вставок. По полметра. Маловато...
Классные колдунчики.
В силу наших экспедиционных заморочек нас на борту стало аж семеро (не надолго), а потом шестеро, но зато добавились два мешка цемента! В таком, полу-утопшем состоянии нам предстояло пройти пролив с многообещающим названием "Измена", обойти мыс "Весло" и достигнуть острова Анучина, обогнув Тихим океаном самый Юго-Восточный край России. Ещё 100 км.
Достигли. Тихий Океан был тихим, Кунашир закрывал нас от причуд Охотского моря всеми своими 150 километрами и двухкилометровыми вулканами.
При причаливании к берегу, уже в уютной бухте, я упал в воду... вместе с картплоттером в кармане. Он умер. Бумажные карты, не заламинированные, ещё раньше промокли, ламинированные забыли дома. Электронные карты в планшете жили своей загадочной заархивированной жизнью, поскольку дезархиватора не оказалось... А, фигня! У нас три с половиной геодезиста на борту, ну и кой-какие точки в навигаторах. И пачка кефира "Утро родины", где изображены Сахалин и Курилы. Всплывём.
На Анучине у нас была цель, которая, из всех прочих, была главной: Установить памятный крест на той самой Крайней Юго-Восточной точке России. (А Крайняя Южная находится в Дагестане, в горах - не доплывёшь...). На это у нас, в нашем темпе беременного вальса, было всего лишь сутки.
А дальше опять в ночь, в Южно Курильск. ( Господи, без картплоттера!) Крест поставили, в ЮжноКурильск дошли утром. Времени в обрез, сносный прогноз на двое суток, дальше несносный. Нас остаётся на борту четверо. Остальные, вместе с наземной частью экспедиции добираются до Сахалина кораблём (Нас, экспедиционеров, вообще-то, было много и на суше, на Кунашире и Шикотане. У народа там были свои приключения).
А мы, кто под парусом, почему-то надумали возвращаться своим ходом. Даже не обсуждали, стоит ли идти на повреждённом корабле 470 км через взбалмошное Охотское море. В Москве планировалось закончить экспедицию, дойдя до Итурупа, если хватит времени (или до Шикотана, если не хватит) и, разобравшись там, сесть на параход в Курильске или, соответственно? Мало-Курильске. А сейчас решили идти сами. Банзай!
Вышли днём, по тихой погоде, к сумеркам были у пролива Екатерины , между Кунаширом и Итурупом. Рассказывал команде, как в 2011 году ломали здесь шверты и, вообще, быливсякие страсти. В проливе нас обогнал рейсовый корабль "Поларис" с нашими экспедиционерами...
Пролив 20 км шириной, мелкий, сулоистый, зона сулоев километров 40, есть рифы. Прошли удачно, в штиль под мотором.
Утром раздуло с З-СЗ, а с востока нарисовался жуткая заря, как будто кто-то хмыкнул: "Ага , попались!".
Первоначальный план попробовать идти в Муравьёво или, если успеем, в Корсаков, ветер отменил. Идём опять в район Изменчивого, где стартовали. Хоть точки в навигаторе есть. К тому же последние километров 70 может будет волновая тень от Сахалина.
Прогноз насупился - 12 м.с. , фон. На голубеньком небе нарисовались чёрные облачные фронты. Высокие, обширные, поочерёдно поливали нас холодной водой. Прогноз поплохел до 14 м.с. (Ещё через сутки по метеоданным с Курильска, вообще 17!). Мы морщили лбы, обратно в Екатерину не хотелось. Вроде идём, крутой бейдевид , левый галс, что бы иметь какие-то шансы, надо держать хотя бы 10 км/ч, что бы через сутки спрятаться за Сахалин.
К предыдущей фотографии: Колс в своей книге "Плавание в шторм" приводит мрачный снимок с Южного океана с комментарием: "Ну, эту волну яхта ещё может и выдержит, но посмотрите на задний план!" Здесь те же эмоции...
Волнение растёт на глазах. И тут... опять ломается правая нога пирамиды! Больших заливающих ударов волн ещё не было, но лодка уже скакала. Заводим мотор, сбрасываем паруса, бросаемся чинить ногу. И тут... падает мачта! Ох... Вытаскиваем и подвязываем мачту и такелаж. Какие-то немыслимые повреждения: разлетелось фиксирующее колечко в вантпутенсе, но палец, фиксирующий ванту, остался на месте, верхняя часть ванты отломана от заделки... весь корабль скрипит и ходит ходуном.
За бортом нарастает водяной ад. Решаем попытаться уйти на юго-запад, километров через 100 укрыться за Японией. Опять в сторону пролива Измены. Назад, в пролив Екатерины не хочется.
Через пол-часа мотор, и до того икавший, глохнет напрочь. Нас ставит лагом и бьёт волной. Удары тяжелые, с накрыванием кокпита. Нас несёт к негостеприимным берегам Кунашира. Я их видел раньше. Они там преимущественно отвесные и даже есть протяжённые нависающие, из застывшей лавы. Но при таком волнении нам и песчаный пляжик не понравится. Возимся с мотором и пытаемся соорудить временную мачту, чтобы поставить трисель и как-то оттянуть окончательное решение вопроса "быть или не быть", а если "быть", то как?
Бьёт и кидает. Ни с мотором, ни с мачтой ничего не получается, нас сдувает боком со скоростью 5 км/ч прямо в стену, до неё уже всего 30 км. Тут я вспомнил про плавучий якорь. Возил с собой всё время, но не разу не использовал. Такой водяной парашют, метра три в диаметре, сделанный из обычного, воздушного парашюта, только поменьше. Самое время попробовать.
Удалось поставить со второй попытки. После первого выброса купол перехлестнули стропы. Зато во второй раз надулась красивая медуза, голубеющая в пенной морской воде. Чапаева сильно потянуло и мы уставились носами в волны.
Всё , с битьём покончено! Дреф 1,5-2,5 км.ч. но в другую сторону! Под 90 град. к предыдущему направлению. Т.е. нам светит Итуруп вместо Кунашира. Но о-очень не скоро. Через некоторое время стало понятно, что с Кунаширом мы заметно не сближаемся, и... мы завалились в рубку спать! И проспали часов 12 до следующего утра, как в колыбели!
Корабль , конечно водило из стороны в сторону, градусов на 45, но волну Чапаев отыгрывал. (А ведь мы ещё забыли поднять рули! Потом, когда про них вспомнили рысканье уменьшилось ещё больше, примерно в двое). Якорный канат был 60 метров, капроновая жёсткая верёвка 8мм, без дополнительного утяжеления. Из волн якорь не вылетал, корабль рыскал плавно.
Проснулись мы и всё поняли. Нас несёт течением в пролив Екатерины... Мы уже находимся в точке, которую проходили накануне, напротив входа в пролив. Описали петлю.
Посмотрев в дыру пролива на Тихий океан, который простирается на, кажется, две трети окружности земли и поняв что данным курсом ни в Шикотан, ни в Гаваи мы не попадаем, капитан приказал экономить воду. Потом пообсуждали заморочки со спасением терпящих бедствие в шторм, и кому достаётся корабль, если кого спасают. Т.е. после отсыпания, стоя на медузе, моральный дух команды воспрял. Капитан напомнил, что в такую погоду спасать один хрен никто никого не будет и в сердцах дёрнул троттер моторчика. А он возьми, да и заведись! Кинулись вытаскивать медузу. Ну и напор у ветра!
В одиночку - никак, и вдвоём еле-еле , по чуть-чуть, и только с подрабатыванием мотором удалось поднять на борт нашу спасительницу. Нас лихо развернуло носами в пролив и мы во второй раз (а некоторые в четвёртый) отправились в это знаменитую дыру испытывать судьбу. Гонимые течением, ветром и всхрюкиюващим мотором. Волны росли по мере продвижения в пролив, мы уже обезветривали в ложбинах, удерживать курс позволял только мотор.
В какой-то момент я обратил внимание на то, что склон волны гараздо длиннее, чем протяженность "Чапаева" (Ещё бы не обратил, при таком крене!). К счастью, течение было попутным волне и крутизна склона была недостаточна, что бы что-то с нами сделать, рушилась и сдувалась ветром только самая верхушечка. Мы расстались с этой волной без последствий и сзади нарисовалась вторая. Чуток поменьше. И эта под нами проехала, не заметив. Начал ждать третью... А её и нет... 10 секунд нет... 10 минут нет... не пришла!
Где-то минут за 20 волнение улеглось до приемлимых размеров и мы начали мечтать как наш умирающий железный фордак дотянет нас в какое-никакое укрытие на пустынной восточной оконечности Кунашира, откуда можно легко добраться до человечества, пройдя километров 70 по джунглям с медведями...
И тут откуда-ни-возьмись появились разговоры про то, что "а может мы так, потихохоньку эти 70 км и пройдём, двигун вон уже часа полтора тарабанит, и если исходить из этого прецедента, то может он ещё часов 8-10 не помрёт? Ну и мы, вместе с ним...
Когда мотор глох, разговоры немедленно прекращались, когда же очередной реаниматор возвращал его к жизни знергичными усилиями, мы опять предавались сладостным мечтаниям...
Волна сгинула, мы уверенно понеслись мимо уже не таких желанных бухт к порту мечты. Вдуло в лоб с запада так, что заложили галс к берегу- против ветра идти не могли. Через час -штиль, потом лёгкий попутняк! Мотор и на нём заглох, тогда то и было обнаружено, что мы, даже молча, всё равно едем куда надо. Ну это ненадолго, опять встречный ветер, но не сильный. Идём. Глохнем, но идём!
Ночью были у маяка Южно-Курильска, зашли в ту же гавань, откуда вышли двое с лишним суток назад, в полной темноте, среди ржавых корабельных обломков, поговорив с портнадзором по радио и проигнорировав его вопли, мы выбросились на пологий пляж с ленивым прибоем метрах в 30 от того места откуда стартовали, хотя точки в навигаторе и не было.
Кончилось 20 сентября и, уже на суше, началось 21-е. Наш день рождения. Ночью, пока мы разгружали и разбирали корабль, полицейские по пляжу гоняли браконьеров, а утром пришли коровы и лошади. Мы им всем были несказанно рады.
Чай в море.
После объятий осеннего Охотского моря на борту Чапаева выявлены такие повреждения:
Передняя правая балка пирамиды сломана.
Передняя левая сильно погнута, это после первого удара волной, накрывшей нас по пути "туда". После ремонта на Кунашире (вставки водопроводной трубой, существенно меньшего диаметра, сколько мм - не помню, под внутренний диаметр доматывали изоленту, фиксировали саморезами) правая балка сломалась ещё раз на обратном пути. Накрывания волной не было. Острый бейдевинд правого галса, полный грот, штормовой стаксель, 12 м/с. Скрость до 10 км/ч. Очень спешили, в конструкции чувствовался напряг. Волной кидало. Но, такие обстоятельства стали уже привычными... Эх! Вставочку бы метровую, хотя бы, а не пол-метра...
Швертовая балка погнута корытообразно. На 40 мм. Следствие показало, что , судя по характеру изгиба, это произошло при второй аварии, когда мачта упала, а шверт ещё стоял, потому что участок между оттяжками шверта прямой. Возможно, нас всё же ударило накрывающей волной... я в это время был в рубке и чинил ногу, снаружи грохота хватало, а у очевидцев - амнезия от полёта мачты. Я тоже что-то не всё помню... Например, шверт-то когда подняли?!
Хомут уха крепления задней (правой-таки) ноги пирамиды, нержа, толстая (вроде 2 мм) разорван. Когда? Какими усилиями?!
Одна кница (Соединение балки со стрингером, нержа 1,5 мм) отломана. Странно, что одна, при таких-то бултыханиях! Когда - неизвестно.
Сломан чинёный стрингер, в прошлом году сломали на берегу при транспортировке Чапаева машиной, когда проткнули баллон об арматуру и дёрнули ещё...
Стрингер вылечили стальной вставкой с уплотнением изолентой, но без фиксации саморезами. Уполз, гад!
Порвана правая ванта в верхней заделке, (! Она же подветренная была, когда мы ломаться начали, ну и порвалась минут через 5 после того как паруса скинули...). Внизу, в вантпутенсе, палец крепления заделки ванты остался, а фиксирующее колечко сгинуло...
Дыра на середине трамплина. Замечена ещё при сборке, была абы-как зашита вручную, но сильно расползлась потом (трамплин работает как диагональные стяжки). Ну, небольшие дыры в палатке, от воздействия обломков передней ноги, это, так, до кучи...