960 шоссейных километров с ночевкой под Хаминой благополучно остались позади, и утром 25 апреля я был на стоянке в Порвоо. Купил по дороге в магазине Microculma масло для мотора и краску-необрастайку. Тент на этот раз выдержал зимние ветры, все в полном порядке.
На корме висит маленькая солнечная панель, еще с байдарочных времен из-за своей слабости валявшаяся без дела. А вот пригодилась. Благодаря этой панельке напряжение на аккумуляторе с прошлого сентября упало только до 12,85 В — заряд практически сохранился.
Начались хозяйственные работы, а вместе с ними и сюрпризы. И зачем только покупал краску, вот же еще две банки остались с прошлого года! Вот и заклепочник, и бритва на батарейках... а я тоже привез новые. Три банки тушенки и два паштета согласно списку на месте. А это что? Ого, непочатая перцовка!
Увы, главный сюрприз был удручающим: спустить лодку на воду удастся не скоро. На нашу зимнюю стоянку может проехать лишь один грузовик с краном, который возит килевые лодки, а его хозяин уехал в теплые края отдохнуть перед началом сезона. Машины других перевозчиков или не приспособлены для перевозки яхт, или не могут проехать через деревянный мостик с ограничением веса 15 тонн.
Сиротливо тянутся ряды буйков. Весна холодная, и стоянки на реке Порвойоки еще почти пусты.
Пришлось ждать. Переделал все дела. Поучаствовал в первомайской демонстрации, как лет 30 назад. Вот уж не думал, что приятно будет услышать, как духовой оркестр играет Интернационал Даже снял маленькую видеозарисовку. Колонна демонстрантов (человек 30, не считая малых деток) прошла по центральной площади, все было как положено: перекрытие движения, зрители на тротуарах, флаги профсоюзов, оркестр, речи социал-демократических деятелей (по-фински не понять, но пафос и интонации знакомые, как у нас).
Гулянье по случаю Дня труда продолжалось по многочисленным городским заведениям во все более широком составе и уже под другую музыку.
Все бы хорошо, но время уходило и лишь зря проедались припасы. Только в День Победы, 9 мая, «Салация» оказалась на воде. К вечеру ушел из Порвоо на островок Furuholmen, где есть удобный причал; там и заночевал. Поход наконец начался.
Встал в 6 утра, разбудило яркое солнце. Ветра нет. Давление высокое - 1020. Мягко говоря, прохладно! Снаружи 1°C, в каюте потеплее: 4°. Завтрак подождет. Завожу мотор и вперед, к мосту на большой остров Emasalo. И почти сразу позади и сбоку из заливов выползают языки тумана. За мостом они догоняют нас и смыкаются вокруг, берега исчезают. Потом слой тумана истончается, становится полупрозрачным. Где-то наверху сияет солнце, вызывая необычный эффект: обесцвеченную радугу.
Однако туман хоть и стал менее плотным, но не рассеивается, видимости нет. А ведь здесь, напротив Еmasalo, порт у нефтеперерабатывающего завода и проходит фарватер для больших судов. В самом начале плавания отдавать румпель авторулевому и идти в рубку подключать к ноутбуку АИС не хочется, поэтому, услышав доносящиеся издалека гудки, прижимаюсь вплотную к берегу. Вскоре мощное гудение невидимого судна со стороны фарватера подтверждает: вовремя.
Потом все-таки включил технику, а к 9 часам туман постепенно исчез. Теперь можно и перекусить спокойно. Вскоре пришел попутный ветерок, поднял паруса. Когда проходил Хельсинки, над Суоменлинной парила целая стая воздушных змеев. Температура воды здесь 4°, а в Порвоо, в реке и вблизи устья, была 9°, видимо, холод на рассвете при относительно теплой воде и вызвал туман. Ветер между тем окреп, в три часа пришлось даже взять риф. Дошел до острова Ormholmen, у которого расположена стоянка Хельсинкского парусного клуба. Так и написано чем-то белым на скале: HSK Ormholmen. Построен большой павильон с грилем, есть и туалеты. Наверное, в сезон свободных мест тут нет и чужих не пустят, но сейчас — никого.
Еще только половина шестого, но, пожалуй, на первый день хватит. Погода испортилась, накрапывает дождик, становится совсем холодно и неуютно. Заведу-ка обогреватель. Надо обдумать дальнейший маршрут. Снова открываю zyGRIB. Прогноз от 9 мая на сегодня более или менее оправдался: завтра обещают встречный ветер, но ходовой: Ю-ЮЗ, 3 б. А вот послезавтра серьезное усиление: в море 6 баллов с порывами до 19 м/с. Потом потише, но тоже то Ю то ЮЗ. Вариант идти сразу на Готланд, как в 13 и 14 г.г., приходится отставить. Впереди, за полуостровом Порккала, открытый участок. После него будет удобная и совершенно закрытая стоянка в проливе Barosund. Если же дело пойдет хорошо, можно попробовать пойти мористо, подальше — до расположенного на краю шхер острова Jussarо.
Утром снова туман, но вскоре он рассеивается. Выхожу в 8:30. Ветер встречный, 3-4 балла. Лавировка получается неплохо, но продвижение по курсу медленнее, чем хотелось бы. Постепенно проясняется. В середине дня проглядывает солнце, а ветер скисает. Но как же хорошо на солнышке! Иду под мотором в Barosund. Тем временем снова начинает задувать навстречу, и все сильнее. Вот и знакомая стоянка у заправки и магазина. Время 16:20. До Jussaro еще 24 км, к ночи дойти можно, но жалко тратить бензин: по узкому проливу против ветра придется много идти под мотором. И смысла нет: все равно дальше не высунешься, на следующие дни прогноз плохой. 6 баллов с юга - ЮЗ, дожди. Лучше уж сидеть здесь. Вот те раз, быстро же я застрял...
На гостеприимной стоянке в Barosund SALACIA в одиночестве.
Погода испортилась, и появились соседи.
Мощной моторной яхте 6 баллов должны быть нипочем, но видимо, в такую погоду идти в море и на ней удовольствие небольшое.
Так и просидел в лодке два дня, слушая, как шумит дождь, а иногда даже сюда залетает порыв ветра, злобно хватаясь за голую мачту. Холод собачий, утром 6 градусов, днем 10. Не раз включал обогреватель и наконец-то выяснил, как это делать правильно. Агрегат называется Thermo 1000 (на столько ватт он греет), сделан в шведском городе Кальмар. Работает на керосине. Выхлопная труба выведена наружу, а нагреваемый воздух вентилятор засасывает из каюты и возвращает в нее же, так что топливный и подогреваемый потоки разделены. Никакого запаха при работе нет и попадания продуктов сгорания в воздух не происходит. Если только не забыть снять с выхлопа защитный грибок, тогда вонь обеспечена, а обогреватель не запустится.
На корпусе есть выключатель (включает вентилятор и насосик) и кнопка поджига, которую, согласно инструкции на табличке, надо держать нажатой 1-2 минуты, чтобы калильная свеча зажгла керосин. Так всегда и делал, и... ничего, дует холодом. Только где-то после третьего раза, а то и больше, воздух начинает теплеть, а тогда уж вскоре по каюте распространяется блаженное тепло. Можно и подсушить что-нибудь не слишком мокрое.
Оказалось, что агрегат просто имеет большую инерцию. Недаром он продолжает работать еще несколько минут и после выключения, пока не отключится сам: за это время внутри остывает радиатор, который нагревался керосиновым огоньком. Ну, а при включении надо нажать на 2 минуты пусковую кнопку и просто подождать. Тепло пойдет еще через 7 минут.
Можно идти дальше! Ветер ослабел, хоть и по-прежнему дует с З-ЮЗ. Но уж до Юссаро доберусь, а там видно будет. При западном ветре можно рвануть на юг, в Эстонию. А там, глядишь, и ветер поменяется. Что делать, прямой путь на Готланд на этот раз оказался закрыт.
Выхожу в 7:10. Ветер навстречу, но теперь всего 3 балла. Узкую часть пролива помогает пройти мотор. Через 45 минут поднял паруса, и уже в 12:30 пришвартовался к причалу Jussaro. При подходе на острове видны две башни и какие-то строения. Здесь не один остров, а два: большой (южный) Jussaro и поменьше (северный) Lilla Jussaro, причал находится между ними. Основной заход с запада, но можно зайти и с востока. как я сейчас. Вот только стоянка (на карте точка 107) открыта для западного ветра, болтает. Неуютно. Осмотревшись, перешел к старой пристани (точка 108). Рядом мель, подходить надо осторожно.
Солнце светит, а все одежки натянул! |
Лодочный причал на Jussaro (107). К высокому причалу слева швартовка запрещена, туда в сезон приходят большие катера с пассажирами. Дальше видна старая пристань (108), около которой я потом спрятался от ветра.
При западном ветре тут оказалось тихо и уютно.
Справа видна плавучая станция откачки септиков.
Погулял по острову, почитал, что написано на стендах. Сейчас остров имеет статус природного парка, с юга на нем причал и территория береговой охраны. Сделаны дорожки. Большая часть огорожена и туда просят не лазить по причине а) охраны природы и б) остатков всяких сооружений, которые пока не расчищены и куда можно свалиться. Когда-то здесь жили рыбаки и лоцманы, был маяк. С 19 в. остров служил местом отдыха, одно время тут же была и... тюрьма.
Есть туалеты, вода, грильно-костровые места. Летом видимо работает киоск-кафешка. А вот сбора мусора нет, просят все увозить с собой.
Судя по старому корпусу яхты и валяющимся с другой стороны обломкам деревянного руля, это верфь. Жизнь тут еще теплится: около открытой боковой двери рядом стояли велосипед и машина (но куда ездить на этом островке?).
Ветер западный, иду в Эстонию. Встал в 5. Ясно, и внутри и снаружи 2°. В половине седьмого вышел, и через час последние скалы финских шхер остались позади. Дует балла на 4, несу грот с одним рифом и маленький стаксель. Курс точно на юг, там эстонский порт Дирхами. На вахте авторулевой, но он выключен, а лодка идет в галфвинд - полный бейдевинд как по рельсам. И без автоматики, в режиме standby, когда руль просто зафиксирован. Риф то отдавал, то брал снова по обстановке. Над Финским заливом яркое солнце, а над обоими берегами поднялись мощные облачные системы. Приличная волна начала вызывать не вполне комфортные ощущения — принял пару таблеток драмины и прилег на несколько минут. Снова все нормально.
К середине дня небо заволокло. Потеплело: снаружи целых 8,5°, в каюте посвежее: 4,5°. Что неудивительно, водичка-то всего 3°. Вот и эстонский берег показался, а восточнее вдали видно целое поле ветряков. В Дирхами пришел в 16:45.
Dirhami. Вид довольно унылый, цена - 20 евро. ;(
Потом по совету харбор-мастера перешел к борту какой-то шаланды, чтобы удобнее было выходить на высокий причал. С нового понтона для яхт на берег не попасть, сказал он — куда-то подевались сходни. Да и на берегу такая куча камней что пока проберешься можно ноги переломать, стройка все не закончится.
Контора и вполне европейские сантехудобства находятся в домике у конца причала, недалеко в деревне есть магазинчик. Но мне только переночевать.
Долго решаю, как идти дальше, раз уже отклонился от задуманного маршрута. Может быть, пойти на юг, проливами между эстонскими островами или даже через Рижский залив? При неустойчивой погоде и встречных ветрах там должно быть больше возможностей укрыться. Но на карте проливы густо усыпаны камнями, сплошные мелководья и узкие фарватеры. Нет, все-таки пойду дальше морем — в Лехтму (Lehtma). Подальше есть еще одна стоянка, А там, скорее всего, снова придется ждать у моря погоды.
Завтра можно двигаться, но потом опять безобразие, |
Действительно, 3 балла, запад - северо запад. Можно идти в бейдевинд с небольшими контргалсами. Не выспался сегодня: наша с шаландой связка все время дергалась и поскрипывала от остатков заходивших за мол волн. Лодка хорошо держит курс с закрепленным рулем, вокруг никого. Можно полчасика полежать в полудреме на койке, осмотреться и снова подремать. Таймер поднимет. С утра пасмурно, немного теплее чем раньше: и воздух, и вода 7 - 9°.
К 14 часам прояснилось. Ветер прежний, похоже, намеревается перейти к 4 баллам. Появилась зыбь где-то до 1,2 м, при том что ветровая волна вдвое меньше. Потом ветер зашел к западу и действительно усилился, тут уже пришлось лавироваться. Взял риф, а то стало побрызгивать. В общем, в 20:40 я уже был в бухте Лехтмы и пробирался за мощным молом, присматривая, где бы тут встать на якорь. Завтра тоже стоять здесь, и отдавать за две ночи 40 евро не улыбается.
Порты Дирхами и Лехтма в советское время были погранзаставами. Они довольно похожи: имеют один мощный мол, его обращенная к берегу сторона служит причалом. В Лехтме мол побольше и имеет на конце изгиб, несколько прикрывающий причал с востока. Бухта мелкая, вдоль мола прорыт канал, но стоит только немного зайти за ограждающие знаки — мель. В самом конце мола вижу маленький понтон с буйками, видимо для маломерок. По вышеупомянутой причине, а также ввиду неаппетитности местного пейзажа, состоящего из каких-то сараев, отхожу подальше от мола и поближе к красивому берегу с сосновым лесом, где и встаю на якорь (точка 002). По прогнозу ночью юго-западный ветер с берега, нормально.
Эволюции в Лехтме запечатлены на треке справа. Ночь прошла тихо и спокойно. Проснулся я в 8. Слегка покачивает, приятно. Сегодня никуда не пойду, можно еще понежиться в кроватке. А зря.
Ветер стал юго-восточным и продолжал заходить к востоку, заметно усиливаясь. Берег перестал служить защитой, стало разводить волну. Черт побери, восточный ветер-то попутный, хотя по прогнозу днем должен пойти сильный западный. Решил перейти под защиту мола, а там взять свежий прогноз и снова оценить обстановку. Но не успел. Оборвался конец, державший блок оттяжки якорного конца.
Якорное хозяйство у меня устроено таким образом: якорь висит на кормовом релинге, здесь же вьюшка с якорным концом (стропой). Перед стропой стоят несколько метров цепи, которая укладывается в обрезанную канистру. При отдаче якоря на стропу надевается карабин на конце, который через закрепленный в носу блок можно подтянуть вперед. Таким образом, вся работа с якорем происходит в кокпите, а конец от якоря приходит, как обычно, к носу лодки. Вытравливая или подбирая конец с карабином, можно поставить лодку под некоторым углом к направлению якорного конца, при этом ее меньше водит.
Как только блок оторвался, носовая точка крепления пропала.и лодку тут же развернуло кормой к ветру, волна стала плюхать в транец. Собственно, и при нормальном снятии с якоря происходит то же самое, когда отпускаешь конец с карабином. Оттяжку завел новую, «Салация» снова развернулась носом, но тут выяснилось, что выбрать якорь, когда дует уже на 4 балла, я не могу. Подрабатываю мотором, ослабляю оттяжку — тут же разворачивает кормой. Так в конце концов и снялся, подрабатывая задним ходом. Во время всей этой возни сломал свою самодельную вьюшку с пластмассовыми щечками.
Подошел к молу (высокий, здесь и вылезти-то трудно), привязался, чинюсь.
Рядом на причале останавливается машина, подходит мужик. Харбор-мастер. Что тут хорошо — пожилые свободно говорят по-русски (как и харбор-мастер Дирхами). И происходит у нас следующий разговор:
— Что не идешь регистрироваться?
— Больно тут у вас дорого, вон, 20 евро.
— У нас 24! А до 10 часов стоянки 8 (или до 8 - 10, забыл).
— Вот я на якоре и стоял, а тут авария небольшая (показываю обломки вьюшки).
— Да я видел. А пограничники к тебе туда не подходили?
— Нет, а зачем им, Шенген же.
— А откуда?
— Из Порвоо, здесь с Дирхами.
— Ну, так. А что флаг финский а сам русский?
— Так вон и мой флаг. Многие лодки там держат, хорошо и удобно. А у нас бюрократии больно много.
— Да у вас сейчас вообще, режим как при Сталине... (и вроде не в шутку, серьезно так сказал, с горечью. Надо же!)
— Тьфу-тьфу!
— ОК, стой тут.
— Да я потом опять отъеду на якорь.
— Смотри, там мели есть и камни, но подальше, где ты стоял, ничего.
К вечеру выполнил обещание, ушел от пирса в старое место, даже поближе к берегу, на глубину 2,5. Ветер тем временем действительно сменился, снова с берега. Завтра двинусь. Сильных ветров прогноз на ближайшие дни не обещает, надо идти на Готланд.
Вместо вьюшки якорный конец сложен в большую обрезанную канистру в рундуке, а его коренной конец теперь заведен на нос. В моем распоряжении осталось еще на 5 м меньше якорного (с цепью метров 30), но если придется отпустить весь или опять что-то оторвется, лодка встанет носом к ветру.
Ушел из Лехтмы рано, в 5:50. За молом вообще штиль, а в море ветерок чуть-чуть дует, З-СЗ. Можно идти в бейдевинд, но... скорость 3 км/ч, иногда 4. Когда совсем скисает, перехожу на мотор. Так двойной тягой добрался к 8 часам до мыса Tahkuna с красивым высоким маяком.
Движемся потихоньку дальше к западной оконечности острова Хийумаа мимо песчаных пляжей и стены соснового леса. Сюда бы летом, да на тримаране, чтобы в любом месте где понравилось разбить лагерь на взморье... Пришел северный ветер, 3 балла. Все бы хорошо, но холод, холод... Вода 6°, воздух — 8°. Часок подремал, натянув все флиски. В 17 ч. встретил первое судно, оно прошло на север. Здесь проходит полоса движения, зевать нельзя. АИС включен.
Остался за кормой эстонский берег. Ветер постепенно заходил и теперь дует с запада, а я так же плавно отворачивал к югу. Скорость 7,5 км/ч. В 19:30 откуда ни возьмись — плотный туман. Еще через полчаса взял риф, ночью так и пойду.
4:50, ясный рассвет. Холодина. Ночью всю теплую одежду на себя натянул, кроме запасной, и все равно, когда лежишь неподвижно, пробирает. Обогреватель включать бесполезно, ведь каюта на ходу открыта. Вспомнил, что когда-то в кармашках жилетов у нас лежали пакеты с зеркальными пленочными «одеялами». Раньше использовал такое только один раз, на майские в Казанском ралли 2002 года, ночуя на катамаране под парусом. Нашел, пригодилось! — под ним тепло. В спальник ведь не полезешь на ходу, одетый, во влажных снаружи вейдерсах и куртке.
Отдал риф, ветер совсем слабый. Около 7 утра ветер зашел к югу, а я повернул на запад. Потом крутило еще несколько раз, и, наконец, пошел свежий юго-запад. Поменял стаксель на маленький и взял риф. Давление с утра упало с 1010 до 1006 ГПа, раскачало. Съел таблетку драмины; то ли благодаря таблеткам на этот раз качка переносится легко, то ли прав был Ирвинд, говоря, что трудно бывает только первую неделю. Но все же обед предпочел скромный: чай с печеньем и кусочком сыра.
Сижу в основном в рубке, ноут и АИС выключил для экономии энергии, смотрю в окошки и раз в 20-30 минут высовываю нос наружу и оглядываюсь получше. Один раз расходился с каким-то судном. Вовремя сменил стаксель, хоть и лень было — зато теперь не прикладывает, идем как по рельсам. 8 км/ч. Наверное, к Готланду подойду ночью.
Рассвет 20 мая. Подхожу к Slite.
Южнее ветер не пустил, да и устал. Slite место приметное благодаря большому заводу, наверное, цементному. Но в марине и городке чистенько, никакой пыли-грязи. Здесь ходят большие суда, фарватер ведет к заводским причалам.
В 5 утра пришвартовался в марине. Все закрыто, туалета и душа не нашел, хотя написано что имеются. Ура, электричество есть! Солнца было маловато, и надо зарядиться. Платить за постой в рыбном магазинчике или звонить по какому-то телефону, там расскажут как и что. (Магазинчик за день так и не открылся., ну... не больно-то и хотелось.). Отоспался, потом недалеко в городке обнаружил супермаркет ICA и пополнил свои припасы.
Причал марины Slite.
Двигаюсь вдоль Готланда на юг. Ветер неустойчивый: то можно идти одним галсом, то приходится лавироваться. Заштилеет, заведу мотор — тут же вроде и ветерок появляется, только выключу — опять все скисло. Только в третьем часу подул рабочий вест, 3 балла, а потом и 4. На какое-то время и риф на гроте брал. Около восьми подошел к деревне Ljugarn и... не нашел марину!
Знаки ведут к большому причалу, открытому с ЮЗ, дальше камыши и камни. Моя точка из справочника дальше, какие-то вехи в той стороне есть, но солнце слепит глаза — ничего не видно. Не полезу я туда шастать по камням, лучше отойду под прикрытие бережка и переночую на якоре. Так и сделал.
Мои эволюции у Ljugarn на треке (Garmin BCA 9). Вход в марину показан стрелочкой.
На следующий день переход вышел небольшой. Снялся с якоря в 7, а в 13:30 пришвартовал лодку в Ronehamn. Тут тоже большое сооружение на берегу:элеватор, а порт маленький, техническо-рыбацкий.
Вот что написано на сайте rone.nu:
Благодаря своей гавани Ronehamn был в 1800-х годах процветающим центром торговли. Теперь здесь рыбный порт и туристический курорт с магазином, гостиницей и кемпингом. Много лет здесь был центр хранения и перевозки зерна, но все закончилась, последнее судно с зерном ушло отсюда в зиму 2006-2007 гг. Пока нет никаких планов, что делать с пустым элеватором. ...Есть пристань для яхт с душем и туалетом.
Все верно, место для яхт найдется, хоть и небольшое. Контора и удобства в сарайчике под зеленым створом. С другой стороны от элеватора — стоянка Ronehamn Boatclub, там лодочные понтоны с «пальцами», но на большей части стоянки мелко и заход более сложный, мимо каменистой мели.
Вход в порт и стоянка в Ronehamn.
Вечером принял GRIB через телефон Турайя. Мегафон-модем в Швеции работать не хочет: соединение устанавливается и мгновенно разрывается. Ветра в основном встречные, но не сидеть же в ожидании попутных... и так уже мой план трещит по швам. Погода ходовая. Мимо южной оконечности Готланда, там при необходимости можно остановиться. А там по обстановке — на Эланд, а если ветер позволит, можно и сразу на Борнхольм.
Вышел из порта, а в море-то дует 10-11 м/с — GRIB не обещал. Взял оба рифа, а потом и стаксель поменял на маленький. Но ветер слабеет, к 9 часам подстихло до 7-9, потом, к полудню, и до 5-6 м/с. Небо с наветра чистое, там солнышко. Температура 12°.
Запросил погоду у myroad, тут же пришел ответ: 23SW10 24SW9 25SW8 26WSW9. Можно бы и получше, но терпимо. В 14:30 вижу вдалеке первую после Хельсинки яхту в море, прошла навстречу. Большая, и тоже финская!
Готланд позади, иду дальше... почти на юг. Такой курс приведет разве что в Польшу... когда-нибудь. А нам туда не надо. 17:10 поворот на левый галс, теперь выходит 280-285°.
Немного соснул. Полночь. Штиль, болтаемся на остатках волн. Но какая красота! Небо на севере посветлее, над головой усыпано звездами. Новый месяц, яркая Венера, сполохи маяка на юге Готланда.
Меняю маленький стаксель на основной. Ветер еле дует и крутит, но пытаюсь использовать и такой. Луна и Венера вместе заходят за горизонт. В каюте 4°... а мы чайку. В 1:30 пришли 3 балла от W-NW, вот теперь побежали. Курс 230-240.
7 утра. Ясно, ветер зашел к югу:W-SW. Потихоньку раздувает, появляются белые барашки.
11 часов. Таки раздуло, SW 9-10 м/с. Начались жесткие удары. Что-то боевой дух не зовет вперед, пойду-ка лучше на Эланд. Смайнал стаксель, взял оба рифа и влекусь на запад. Скорость 4-5 км/ч, зато не треплет. Ветер еще немного отошел на юг, теперь почти галфвинд. Идем хорошо, но иногда волна дает нам сильную плюху. Ближе к Эланду стало потише, берег прикрыл с запада. В 18:10 швартуюсь в знакомой гавани Blaesinge.
С утра долго возился с забастовавшим обогревателем. Снял кожух, посмотрел. Вентилятор крутится, насос качает, через некоторое время лишний керосин начинает капать из сливной трубки. Поджиг работает, дымок идет, но агрегат не запускается! Наконец после не знаю уж какой попытки внутри что-то забулькало, в трубе даже загудело. Раскочегарился. Понятно! В какой-то из последних дней, было дело, забыл надеть на выхлопную трубу защитный колпачок (она закрыта головкой с сеточками, но сбоку туда вполне может попасть вода). По-видимому, вода попала внутрь и где-то в тракте выхлопа получился гидрозатвор.
Тем временем и так стало тепло, воздух прогрелся до 20°. Но это на берегу.
Вышел в 11:15.Ветер южный, 5-6 м/с. Лавировка вдоль Эланда.
Берег Эланда. На картах здесь ничего не отмечено, но у деревушки виднеется причал и стенка из камней, есть и входной створ.
Координаты точки съемки Nikon AW120 записал в информацию о кадре (градусы, минуты, секунды)..
В семь вечера прошел Kleinboote, дальше к югу с этой стороны Эланда стоянок нет. Пойду на Борнхольм. Хорошо сейчас идем, 7 км/ч, и не бьет и не брызжет. Пью чаек. Когда так, в открытом море хорошо идти, спокойно. Вот пройду Эланд — включу комп с АИСкой да сосну часок. А, вот откуда 7 км/ч: прозевал небольшой отход к западу, полнее пошли. Ночью ветер должен отойти на W-NW — то что надо.
5 утра 26-го. Без двадцати три, ветер действительно отошел. С тех пор идем на юго-запад, куда и надо. Лежал, отдыхал, а вот удалось ли поспать сам не пойму. Наверное. Над нами ясно, но позади полоса туч. Много судов, смотрю в оба... на АИС. На глаз издалека не определить, как идет судно и пересекутся курсы. Тут и так против ветра приходится выбираться, зря шарахаться не хочется.
В середине дня стало раздувать и ветер снова зашел на W-SW Сменил стаксель, даже покруче пошли. Ветер 7-9 м/с, на порывах 10. В 15:50 взял оба рифа. Ветер около 10 м/с, началась долбежка волнами — бейдевинд, чтоб его... Еще немного привелся, идем 190-200. Скорость 7-8 км/ч. Пока держусь неплохо, а чтобы не поплохело — таблетку.
В вантах поет мужской хор. Не свист, именно пение, даже вроде различаешь отдельные голоса, чуть ли не слова. Бывают откровенные глюки, когда среди шумов вдруг слышится голос, отчетливо произносящий несколько слов. Один раз, когда возился у мотора, даже оглянулся инстинктивно. Мороз по коже, тьфу. А это пение совершенно реально, всегда появляется в свежий ветер. Пробовал записать на камеру, но все забивает шум ветра в микрофоне.
Вторая ночь. 0:10 поворот на левый галс, теперь лавировка на запад, к Борнхольму. Стало потише. Светает в начале четвертого. Берег уже виден, южнее Борнхольма идут суда. В 5:20 отдал рифы, остается еще 15 км...
И снова, как в 13 г., большая неприятность: отказ АИС. Тот прибор был от Digital Yacht, теперь вот Advansea. Что же они меня так не любят... Похоже, та же картина что и раньше: приемник работает, сигнал есть (индикатор моргает) а USB чип сгорел. Устройство не распознается, не удается открыть порт.
9:20 — Финиш. Борнхольм. Nexø. Порт представляет собой канал с ковшами, яхты в первом и втором от входа. На развилке указатель со стрелками: до 10 м - в первый, больше — во второй.. Но и в первом ковше стояли несколько больших яхт, еле поместился. между ними. Пожалуй, пока что этот переход оказался самым жестким: много пришлось идти против ветра до 5 баллов, волна — плюх, бух... Толком не отдохнешь.
В гавани Nexø. Стеклянная дверь в торце желтого домика ведет в рыбный магазинчик, с другой стороны — ресторан.
Второй ковш.
Стоянка и городок приятные, все что надо есть. В магазинчике при конторе марины ожидало сильное впечатление. Смотрю, литровая бутылка «яхтенного керосина» для обогревателя стоит 50 датских крон! (У немцев в Заснице та же история: 4 литра — 24 евро). Уж как-нибудь иначе согреюсь.
Достал велосипед, покатался. Люблю маленькие скандинавские городки. Смотришь, как тут люди живут... и глаз и душа радуются. На окраине любопытная картина: прямо наши садоводства! Только участочки совсем малюсенькие, какие там шесть соток, хорошо если три. Стоит домик, 3х3 метра, наверное, но окошки с красивыми занавесочками и какая-нибудь фитюлька повешена: дизайн. Пара кустиков или деревце, две грядочки, копаются фру со своим херром
А это просто придорожная полянка.
Трава скошена, стол стоит. Не насрано кругом, бутылки и банки не валяются. Да что там, бумажек не видно. Вот он, путь в Европу... а не давай нахрапом, и вместо Европы черт знает куда заехали. Обидно, что эта самая Европа теперь нас флажками обложила. К счастью, при контактах с людьми нет этого абсолютно.
...По плану надо было быть на Борнхольме еще 16 мая. Даже если день за днем идти с попутным ветром и отказаться от захода на Гельголанд, успеть теперь в Плимут к 14 июня невозможно. Печально. Отправляю письмо организаторам JBC: снимаю заявку:
Dear Ewen,unfortunately, instead of confirmation I have to withdraw my application: now there is no chance come to Plimouth in time. I started from Porvoo 10 may, and today can reach only Bornholm island. You can see track at page http://myroad.info/955?lang=en
It was delay with crane about 5 days, and, mainly - no one day downwind! All time about SW, close-hauled. Also waiting some days, if too strong winds. And for some next days - the same W-SW picture. But I continue sailing, hope to reach Plimouth later after JBC, visit TRSC... and maybe Ireland too, following Yours route or maybe more simple.
Good Luck for all! Grigory
Что делать, идем дальше, урезав наполеоновские планы. С Борнхольма надо бы уже перейти на южный берег, в Германию. Ближайший и вполне удобный порт - Засниц (Sassnitz). Прогноз на 29-е более или менее благоприятен: рано утром W, потом поворот против часовой стрелки: в 9 SW, большую часть дня S-SE. Однако затем ночью снова задует SW, и крепко - 5, 6 баллов, а утром 30-го и 7. Если не успею за день дойти до Засница, караул. А потом опять та же юго-западная песня день за днем.
Перейду-ка сегодня на восточную сторону Борнхольма: там и идти поближе, 100 км, и можно будет еще раз принять прогноз и тогда решать.
Огибаю южную оконечность Борнхольма с маяком Dueodde.
Берег здесь не скалистый, как на северном конце острова — песок, дюны, лес. Дальше, согласно моему же справочнику, две стоянки. Первая, Bakkerne — совсем маленькая рыбацкая гавань, глубина 1 мю Не годится. Вторая, Boderne, побольше и глубины 1,3-1,8 — вот это другое дело.
Встал у левого причала недалеко от входа. На эхолоте глубина 1,2 м. Так как датчик стоит где-то на 30-40 см ниже ватерлинии, решил что все в порядке. Но, когда утром попытался развернуться в канале, сел на мель. Пятиться надо было вдоль причала.
В маленьком сарайчике прекрасные туалет и душ, и... ни души. Выше на берегу виднеется пара домов - вот и вся деревня.
Вечером снова скачал прогноз, планирую переход по трехчасовым интервалам с учетом обещаний GRIB. Сначала правым галсом на юг, по возможности стараясь держаться западнее. Когда ветер начнет поворачивать к юго-востоку, сменить галс и... до Засница. По расчету должен к ночи дойти. Но все никак не мог решиться, отложил окончательное решение на утро.
Утром обстановка приятная: хорошая погода, ветер по прогнозу. Иду! В 7 отдал швартовы и тут же, не успев выйти со стоянки, сел на мель. Минут 10 выбирался. Но это оказалась единственная неприятность; прекрасный ходовой день получился. Все по плану. 21:30 подошел к причалу марины Засница.
Тоненькая серая полоска на горизонте — немецкий берег, полуостров Ясмунд.
Осталось немного. Предвещает ли закат резкую смену и усиление ветра? Кто знает... разве что сервер GRIB-файлов.
Гавань Засница прикрывает длинный мол, вход за его южным концом. Сначала паромный терминал, музейная подводная лодка (английская, HMS OTUS), причалы для пассажирских и служебных судов. Потом марина, а в дальнем конце гавани стоят местные рыбацкие суда. Там же рыбный рынок, ресторанчики, турбюро и сувениры. В марине вокруг причальных понтонов стоят сваи, к которым двумя концами надо растянуть корму лодки. В одиночку проделать это нелегко. Сначала надо зацепиться за причал носовым, потом вытравливать его, задним ходом добираясь до свай. И при этом не свернуть о сваю солнечную панель и не зацепить соседние лодки. Слава богу, таковых сейчас нет. Вот когда между сваями и причалом натянуты канаты, совсем другое дело. Цены здесь (и вообще в немецких маринах) демократичнее, чем в Скандинавии: суточная стоянка обошлась в 12 евро (такая цена для лодок длиной до 9 м)..
——> Такая стрелка будет стоять перед панорамными фото. Чтобы увидеть весь снимок, используйте прокрутку окна браузера.
Гавань Засница.
Засниц.— курортный городок. Кругом большие и маленькие гостиницы, виллы, пансионаты.
Засниц расположен довольно высоко над морем и портом. Подняться в город пешком можно по винтовому пандусу у паромного терминала или по крутой улочке, что в противоположном конце, у рыбного порта и ресторанчиков. А вот найти здесь WIFI - интернет не удалось. Ни в марине нет, ни в городе. В турбюро и библиотеке доступ в Сеть платный, а главное, только с их компьютеров, у которых, конечно, нет русской клавиатуры.
Днем иногда шумел ветер и проходили ливни, однако обещанных 6-7 баллов не чувствовалось. Но это в городе, на подветренном берегу, под защитой холмов.
Ушел рано, в 6:20. Что значит высокий берег: у причала было вообще тихо, а отошел от порта — дует на 4-5 баллов. Маленький стаксель, риф на гроте (вскоре отдал). Дальше путь идет вдоль берега Рюгена. Сначала полуостров Ясмунд, потом большой залив и мыс Аркона. Вот уж не гадал, что вернусь сюда через год! Все побережье — сплошные заказники и национальные парки. Сразу за Засницем начинается нацпарк Ясмунд (Jasmund). Основная достопримечательность здесь — красивые обрывистые берега. Какой-то из обрывов называют Königstuhl. Раз королевский, значит трон, а не стул.
Северо-восточный приморский район Засница.
——>
Königstuhl.
——>
Аркона.
На северной стороне полуострова Ясмунд есть стоянка Lohme, а вот дальше все гавани прячутся во внутреннем море, Hiddensee. Но забираться туда мне не резон. После Арконы пошла лавировка. Дело к вечеру, решил не огибать сегодня полуостров с маяком Dornbush, а стать на якорь в проливе, под прикрытием берега. Вот только и тут близко к берегу ни-ни. Уважая немецкий порядок, встал на якорь перед границей заказника в 800 м от берега, только немного отойдя с фарватера. Ночь прошла неплохо, хотя под утро ЮЗ ветер усилился до 5-6 б. Стало потряхивать, но серьезную волну на небольшом расстоянии ветер развести не мог. .
На якорной стоянке.
Cниматься с якоря, подтягивая к нему лодку против ветра кормой вперед, снова оказалось тяжело. Ветер 8-10 м/с, по прогнозу к 11 часам должен ослабеть до 3 баллов. Ждал-ждал... нет, не слабеет, разве что чуть-чуть. В 11:50 смог наконец сняться, снова с помощью мотора, подрабатывая задним ходом. Отошел на несколько километров, обходя мыс — тут ветер и стих. 3 балла, 2. Лавировка, потом пошел одним галсом. Двигаюсь потихоньку в марину Barhöft, больше тут некуда.
Тихое местечко.
——>
Дальше идти 35 км до мыса Darsser Ort на запад, а потом 45 на юго-запад в Варнемюнде. Там большой порт и несколько стоянок. Но если завтра ветер просто свежий, 3-го будет до 7 баллов. SW, естественно. Можно сидеть здесь два дня, но ведь скучно. В это время рассчитывал быть уже в Англии...
Пойду до Darsser Ort: стоянки и каких-либо яхтенных сервисов там нет, но есть спасательная станция и убежище, в котором при необходимости можно укрыться. А послезавтра погуляю там, посмотрю немецкое взморье. Сведения были из сетевых источников, карты, в том числе свежий Навионикс, говорили то же самое.
Переход небольшой, так что вышел без спешки, в 9:15. В Хиддензее тихо, а как вышел в море, поставил малый стаксель: дует уже 7-9 м/с. Солнце в тучках, давление 1011 и падает. Хорошо, когда тепло! Воздух 18° вода, правда, только 12°, но все-таки уже похоже на начало лета.
Сначала шел примерно в 3 км от берега, когда раздуло сильнее и начались удары волн, подошел поближе. В полутора километрах брызги фонтаном, но не бьет. Ветер уже 10-12 м/с, оба рифа взяты, идем 9 км/ч. К 14:35 долетел до входа в Darsser Ort — а где он, вход?! Знаков нет. Только мористее стоят желтые «запретные» буи, это обозначена граница нацпарка. Фарватера нет, на берегу какие-то мостки и столбики, но никаких признаков спасстанции не видно. Отдыхающий народ гуляет, и все. Нахожу фарватер, но ближе к берегу он замыт песком, не пройти. Что делать? Встаю на якорь в оставшейся ямке, глубина около 2 м. Поджимает к краю, с левого борта достаю багром дно, дальше мель. А справа в каком-нибудь десятке метров песочек вровень с поверхностью воды, чайки пешком ходят.
Спасстанции и убежища Darsser Ort больше нет.
Ходит чайка по песку, моряку сулит тоску!
На следующий день песчаный островок вырос на 20 см над водой, и по нему расхаживала уже целая компания чаек. Сильный ветер гнал воду от этих берегов на восток. Наблюдать это было действительно тоскливо. Лодка стояла на трех якорях: с носа отданы основной Данфорт и старый CQR, который поставил со слабиной, чтобы видеть, не пополз ли основной. Заброшенный правее маленький Данфорт (еще с тримарана) старался удержать нас от дальнейшего навала на край ямы. Хорошо что вплотную к берегу волны не было совершенно, крепкий ветер гнал только рябь и иногда брызги.
Если бы вынесло на мель — плавание могло тут и закончиться. Да еще этот биосферный национальный парк. Решит кто-нибудь из гуляющих, что я тут бедствую, позвонит в полицию или куда тут следует. Как приедут егеря, да как спасут, да как оштрафуют заодно! Страхи оказались напрасны: на мель мы не выехали, спасать и штрафовать никто не приехал. Утречком 4-го, благополучно выбравшись на глубокую воду и обойдя мели и желтые буи вокруг мыса, взял курс на Варнемюнде.
Думал, не пойти ли прямо к о. Фемарн, но обещанный во второй половине дня попутный юго-восточный ветер отложили на завтра. Антициклон, давление высокое, 1031 ГПа. Ветер стих, солнечно, но прохладно.
Warnemünde, устье реки Варнов — порт большого немецкого города Росток. Так как заходить в город не собирался, остановился в первой же из многочисленных яхтенных стоянок — Hohe Düne, примыкающей снаружи к восточному молу основного порта.
Возможно, были здесь когда-то высокие дюны, но теперь только ровный пляж. Марина новая и роскошная. Собственно, это лишь часть морского SPA-центра: Отель, ресторан, яхт-клуб, фитнесс... и черт знает что еще, все на высшем уровне. А постой обошелся всего в 16 евро. Дешевле, чем весьма скромные (мягко говоря) эстонские стоянки.
——>
Марина Hohe Düne.
Сюрприз: на другой стороне стоит у причала наш «Седов»..
В 2016-м барку будет 95 лет. Пришел на ремонт, прихорашиваться по такому случаю? Нет, как потом прочитал, «Седов» начинал очередную кругосветку!
Еще один сюрприз, не такой большой: надувной катамаран.
Других за весь поход не встретилось.
Пользуясь хорошим доступом в Интернет, занялся решением проблемы с АИС. Последние переходы были дневные, и, к счастью, не было туманов. Но без этого прибора продолжение похода оказывается под угрозой. Ночные переходы в одиночку и так-то бывают нелегки, а когда подремать можно будет не часок-другой, а лишь урывками минут по 20... совсем туго. А если туман? Без АИС идти — это, как говорят немцы, «Мit einem Fus in Grabe stehen» — стоять одной ногой в могиле. Тут ведь одни из самых оживленных мировых судоходных путей.
Конечно, хорошо бы иметь картплоттер. Стоящий на столике ноутбук с проводами питания, АИС и GPS — хорошо в хорошую погоду. А вот когда столик вместе с яхтой кренится, а от ударов волн все может полететь вниз... Но стоимость такого решения мне не по карману. Ведь еще будут нужны и карты для плоттера, и еще неизвестно, действительно ли в порядке сам приемник АИС и интерфейс NMEA.
Когда выбирал АИС, попался на глаза интересный вариант: совсем маленький приборчик в виде «флэшки» с разъемом USB. Продавался он где-то здесь, в Германии, а вот отправкой в Россию та компания не занималась. Нахожу сайт kiel-nautic.com, а вот и AIS-Empfaenger-im-USB-Stick-Gehaeuse — искомый девайс. Это оптовая фирма, и тут, в Ростоке, у нее дилера нет. Но будут по пути, в Лабе и самом Киле. Вот там и займемся.
Ясно, только легкие облачка, и впервые по-настоящему попутный ветер! SE, 3 балла. Идем около 8 км/ч. Отличный день. Вышел в 7:35, курс на о. Фемарн, а там можно или остановиться, или идти дальше через пролив Фемарнзунд на запад, к Килю.
На переходе до Фемарна случились «гонки» с большой двухмачтовой яхтой. Приметил ее впереди, и как-то неожиданно для себя потихоньку достал и обошел. Потом она меня догнала и прошла рядом, прочитал на корме: IRON MAIDEN, Amsterdam. Снова я ее догнал; но вот ветер зашел с фордака на бакштаг, и тут Железная Дева прибавила прыти и сбежала. На борту, в огромной, похожей на веранду рубке, был виден только один мужичок. Гики и грота и бизани стояли в ДП (на фордаке), ветер как-то наполнял только отваленные верхушки. Огромная генуя в основном болталась за гротом. В общем, полный пофигизм. Пишут, что в Амстердаме оно вообще так.
В 15:50 прошел под мостом на Фемарн. Тут оживленно: лодки с рыболовами, яхты, гоняют катамараны. Несколько яхт шли дальше на запад, я тоже решил идти дальше: останавливаться рано, ветер отличный. После Фемарнзунда, идут запретные зоны, ограниченные желтыми буями. Фарватер на Киль проходит между ними. Читал про это узкое место в форуме КиЯ. Около Фемарна была слышна и стрельба, где-то недалеко полигон; вдалеке маячил серый катерок военного вида.
К вечеру никого рядом не осталось, погода прекрасная, небольшая зыбь... иду себе. Одна яхточка, тоже небольшая, лавируется тем же путем навстречу. И как-то очень приятно и правильно показалось: море сегодня доброе, вот и не пустое, идем себе кому куда надо. Гармония.
После крайнего желтого буя с южной стороны стал забирать ближе к берегу, до глубин 5-6 метров, чтобы оставить в стороне фарватер для больших судов. В 23:30, при последних остатках сумерек, свернул в Кильский залив (Kieler Förde, Киелер Форде) и в 0:20 пришвартовался в марине Laboe.
Здесь рядом две стоянки, справа Baltic Bay, а слева Yachthafen. Встав ночью сразу за входом на свободное место, оказался в последней. Утром в полдевятого разбудил стук: пришел харбор-мастер, Оле Кехлер — собирать деньгу. С меня 11 е, есть WiFi.
SALACIA на стоянке Laboe Yachthafen.
——>
Пустынный пляж. Купальный сезон задерживается.
Надеялся на здешний яхтенный магазин: в Laboe, тут должен быть дилер Kiel-nautic. Увы. Около марин большой магазин, торгующий яхтами, в городке есть и всякие морские принадлежности, но магазин, где была морская электроника, закрыт. К тому же сегодня суббота. Переберусь в Киль и подожду понедельника.
7 июня — самый короткий переход, в марину Stickenhörn на другой стороне залива. Выяснил по адресу и карте, что там недалеко магазин морской электроники Бюхлера, где рассчитываю купить АИС «USB-stick». В отличие от других точек, он открыт и в выходные.
Ветер по прогнозу 4-5 б, но, когда шел в середине дня с 2 рифами и маленьким стакселем, пару раз на порывах приложило по фальшборт. Марина нравится: уютно, тихо, от любого ветра закрыто (в Laboe около входа начало трепать ветром с другой стороны залива). Цена здесь 10е, плюс 1е за душ. А хафенмейстер ходит раз в неделю на курсы русского языка, но пока он у него слабее, чем даже мой школьный немецкий 50-летней давности. Взаимно попрактиковались.
Кильский залив.
В марине Stickenhörn
Достаю велосипед и отправляюсь на Friedrichsruher Weg, 125. Оказалось, всего минут 15, причем путь идет можно сказать по лесу, вдоль железнодорожной ветки..
Как добраться до фирмы Buhler.
На лошади проезд запрещен, на велосипеде — пожалуйста.
Травами, черемухой пахнет — обалдение. В море-то воздух дистиллированный. Нашел нужный адрес, но тут нет никакого магазина. Обычный частный коттедж, беседка, садик. Захожу спросить, где же тут морская электроника? Да вот она: на веранде рекламные плакаты разных фирм. Звал, стучал — наконец, появляется дедок, постарше меня. Да, говорит, тут мой магазин, и даже еще одна компания: супруга занимается продажей садовой скульптуры (действительно, полон сад декоративных изваяний). Я и устанавливаю все это дело по яхтам, продолжает он, у меня авторизованный сервис Рэймарин.
Понятно, почему фирма работает и в выходные: герр Бюхлер, ее владелец и работник в единственном числе, просто здесь живет. Такой как мне надо АИСки не оказалась, и он обещал с утра в понедельник привезти ее из Kiel Nautic. Не подвел! СПАСИБО!
Kiel, Friedrichsruher Weg, 125. SIKOM-BÜHLER INH.
Ура, работает!
При установке была только одна сложность: пришлось в диспетчере устройств выбрать другой номер порта (устройство прицепилось на СОМ26, а OpenCPN почему-то признавал только СОМ18).
Теперь можно идти дальше, к Северному морю. Впереди — Кильский канал.