Дневник

Вступление

Как-то так получилось, что немало людей поучаствовало в моей подготовке к путешествию по Охотскому морю на восток, северо-восток от Магадана. Были среди них товарищи, друзья, а были и случайно узнавшие о моих намерениях.

Всем им, активно включившимися и поддержавшими меня – Большое Спасибо!

Подготовка

13 июня2016 г. отправил через грузовой терминал Хабаровского аэропорта груз, около 70 кг., заплатил около 8000 рублей.

15 июня вылет в Магадан. Туман весит 33 кг., клетка для него 13 кг., заплатил за перевозку 8 500 рублей. Себе билет я брал ещё в марте, обошлось в 11 000. … В аэропорту Магадана встретил Кошелев Владимир, заехали в грузовой бокс, забрали сумки и трубы (резерв). По дороге в город свернули в сторону Олы, Владимир стал мне показывать п-в Кони, скалы 3 брата, бухту Батарейную и объяснять, где можно остановиться, если надумаю зайти в эту сторону.

Приехали в яхтклуб «Навигатор»; меня встретили Александр, Руслан и клубный пёс. Проверил сохранность оставленных на 2 года вещей, труб. Я боялся, что трубы коррозируют, а вещи отсыреют и испортятся. Ну, а поплавки из ПВХ могли погрызть крысы. Зря боялся, всё в хорошем состоянии.

16-30 июнясобирал тримаран. Клеил центральный поплавок, матрац, каток; натягивал сеть на леера и днище. Переделал шверты. Для этого я из Хабаровска привёз пару 4-х мм листов АМГ. В куботейнеры упаковал продукты.  В канистры, бачок залил 165 литров 92-го бензина по цене 46-90 за литр. Изготовил лесенку, чтобы в случае падения за борт можно было бы забраться обратно. Забил координаты на жёлтый навигатор. Купил в магазине газовый баллон против медведей за 3900 рублей и 4 фейерверка «громкий взрыв». Олег свозил меня к пограничникам, где я оставил уведомление о своих планах. Правда, перед этим пришлось побеспокоить яхтсменов Хабаровска: Станивлава Лукьянец и Сергея Долженко. Дело в том, что я забыл документ на судно. Они без проволочек быстрой почтой выслали мне его.

Руслан Антонов переделал якорь. Он был изготовлен неправильно, не врезался в грунт. А с правками умельца, с помощью болгарки и сварочного аппарата – стал якорем. …Руслан попытался научить меня вязать некоторые узлы, но я оказался нерадивым учеником. Он же угостил вяленым мясом и предложил мне приготовить в дорогу подобное. Вот его рецепт, по которому и сделали: я купил мороженого мяса говядины (желательно без жира и сухожилий) пару килограмм. Как только мясо начнёт отходить, что можно уже резать ножом (не оттаивать полностью), нужно порезать полосами (чем тоньше, тем лучше), но не толще сантиметра. На 1 кг мяса 1 столовая ложка (без горки) соли и 1 чайная сахара. Всё это уложить в посуду (ни в коем случае нельзя в алюминиевую) и придавить гнётом. Поставить в прохладное место, типа холодильника. Часа через 2-4 переворачивать (перемешивать). Через сутки подвесить под вентилятор и в таком режиме держать около 4 суток. А далее смотреть, если захочется более сухого (и значит более лёгкого) – держать дольше. Всё было сделано так, но Руслан раскритиковал меня, что получилось пересолёное (я сыпал ст. ложку с горкой на 1 кг.) Однако большое спасибо за рецепт. Таким образом можно готовить мясо для пеших походов, а не брать банки.

Новиков Олег занялся моим двигателем, Ямаха 9,9. Выяснилось, что не заводится. Покопался в карбюраторе, и эта железяка стала движком. Затем он вручил мне надувную 2-х секционную лодку.

Александр Шурдуков принёс и дал мне около 20 банок консервов.

Перед выходом Николай Драницын взял домой термоса и привёз их заправленные чаем, заодно и прикупил хлеба.

С Олегом на лодке съездили и поставили на якорь поплавок, здесь будет крепиться их яхта «Вега». Ну, а пока я смогу привязаться тримараном.

1 июля. Собралась неплохая компания из 6 человек. Убрали ворота, развернули тримаран в ограде, вынесли его без особых физических затрат. Выкатили тележку, сверху придавили её судном и Руслан на уазике дотянул до песчаного берега. Мы во время движения лишь слегка поддерживали тримаран, чтобы он не цеплялся кормой и швертами.

Можно, конечно, было поставить движок на транец, но Олег с Николаем решили отбуксировать тримаран метров за 400 от берега Нагаевской бухты к поплавку своей лодкой. А затем на лодке же перевезли весь мой скарб.

Путешествие

3 июля 2016 года. Ночевал на судне. Проснулся в 5 утра, глянул в окошко – туман. Но в 6 всё же встал. К 9 часам туман рассеялся, через полчаса вышел под движком. По Нагаевской до мыса Чирикова 17 км. Штиль. На полпути подошёл к берегу, течение не ощущается, вышел на берег вместе с Туманом, минут на 10.

На мысе стоит маяк. Обогнув его, взял направление вначале на мыс Средний, п-ва Старицкого, чтобы обогнуть его и зайти в бухту Батарейная перед скалами Три брата. Но, через полчаса хода решил идти на о. Завьялова. Теперь мой ход на юг к мысу Северный, острова. Кошелев Владимир говорил, что там в бухте Рассвет можно укрыться от непогоды. Остров достаточно большой, от м. Чирикова около 40 с небольшим км. Бухта там всего одна с СЗ стороны, остальная часть берега – скалы.

На полпути к о. Завьялова штиль сменился на рябь со слабым встречным ветерком, поставил паруса: грот и стаксель. Поэтапно подставляя борта иду то левым, то правым. У м. Северный поймал сильный, с резкими порывами, временами до ураганного, ветер. Несколько раз окатило волной. А лодка, накачанная, при левых галсах, создавала эффект крыла и казалось, что сейчас перевернёт.Ну, и кроме того из-за лодки, которая занимает много места, борт этот лёгкий. Решил, что больше накачанную лодку возить не буду. Обогнув мыс, почувствовал лицом ровный, ЮЗ ветерок, около 5-7 м/сек., но идти пришлось продолжая галсировать.


Остров Завьялова.

Зашёл в бухту Рассвет в 00 часов под движком. Сейчас белые ночи, светло. Бухта узковата, если иметь ввиду, что может подплыть медведь. Попытался вначале встать где пошире, ближе к выходу в море. Но здесь болтанка. В 4 ночи перешёл к западной стенке, здесь хоть и много камней, зато тихо.

4 июля. Встал в 9 часов. Туман, который стоял до середины дня. В районе обеда решил порыбачить на удочку. Вначале на кусочек сала поймал минтая, затем на его мясо четырёх ершей. Вышел на лодке (метров 60) на берег и спрятавшись за камнем от ветра, начал варить на газовом баллончике. У меня их 12 штук и мне интересно узнать – какой расход. А израсходовал около 80% баллончика.


На о. Завьялова.

Вначале послышался гул вертолёта, а позже появился и он над бухтой Рассвет. Белый с зелёными пятнами и красной звездой. Сделав 4 круга, они приземлились на противоположном, в конце бухты, берегу. Я как раз доварил и на лодке вернулся на судно. Из вертолёта их высыпало человек, наверное, 6. Они побежали вверх по ручью, к брошенным, в большинстве сгоревшим домикам. Вероятно, они подумали, что там в этих развалинах бывшей рыбной базы, могут прятаться не то шпионы, не то браконьеры. Затем от группы отделились двое и я понял, что эти движутся по мою душу. Я сижу, сохраняю спокойствие, ем уху. Через минут 20 они приблизились, один с автоматом, другой с пистолетом и попросили меня на лодке подплыть. Я взял документы и заработал вёслами. Они проверили мои бумажки: удостоверение яхтсмена, 2-й экземпляр уведомления, разрешение на выход в море.

Поговорили о том о сём. Претензий ко мне нет. Я спросил, в чём проблема? Они ответили, что острова  (Спафарьева, Завьялова, Ямские) являются отныне погранзоной и пребывать здесь можно только с разрешения. У меня все документы в порядке. Затем один из них спохватился и вытащил из рюкзачка полный сухпаёк. Мы пожали руки, я погрёб обратно, а они пошли к вертолёту, откуда оставшиеся там, следили за нашими «переговорами». Действительно, вдруг я шпион и начну перестрелку?

После обеда светит солнце, здесь стало тихо, но слышен гул. Это в море накат и ветер. … В 19-30 с моря пошёл туман.

5 июля. Встал в 4-45. Туман. За бухтой шумит. Решил выйти на разведку: если погода будет позволять, то пойти на переход вначале около 50 км по морю, затем 70 км вдоль берега п-ва Кони, до ближайшей бухты в заливе Забияка. Если нет, то вернуться. Дело в том, что если будет встречный ветер, то галсами слишком медленно буду идти, в случае сильного волнения тоже не разгонишься. Всё южное побережье полуострова от мыса Алевина до бухты Сиглан – скалы и если решусь на переход, то идти придётся до упора.

В 6-10 вышел на двигателе. При выходе из бухты, встречным курсом, метрах в 30-50 встретились 2 косатки. У одной увидел чёрный плавник, другая перевернулась, показав светлое брюхо.

Волна высокая, ветер встречный. Прошёл км 2, сделал вывод, что лучше отстояться пока в бухте Рассвет. Развернулся, пошёл обратным курсом и тут то слева, то впереди, то справа начали выныривать дельфины. Это длилось минут 10-15. Думаю, что их количество около 4-6 особей.

Лёг спать в 8 и встал в 11 часов дня.

Наловил 15 наважек, 1 камбалюшку на глубине около 3 метров, используя закидушку как удочку. Лучше всего рыба ловится на кишки. Иногда (не один раз) рыбка заглатывала сразу 2 или все 3 крючка с наживкой. А первую поймал на кусочек вяленого мяса. Вот поймались какие-то более крупные рыбки с крупной головой и большим ртом. Думаю, что это морской бычок, отпустил их (чего там есть, одни головы да кишки).


Бычок.

На лодке десантировался к ручью, где садился ветролёт, на бывшую рыбную базу Завьялова. Здесь остатки недогоревших строений, т.ч. с дровами проблем не стало. Сварил на костре уху, пожарил несколько наваг. Заварил чай и разлил по 3 из 4-х термосов. Решил провести эксперимент с фейерверком «сильный взрыв». Меня интересовало: насколько этот «взрыв» громкий и сколько секунд будет гореть огнепроводной, 3-х сантиметровый, шнур. Получилось достаточно громко, а шнур горел 4,5 секунды.

К вечеру зафиксировал, что в бухте и на море слабый ветер. Туман не густой и только на вершинах сопок.

6 июля. Встал в 5-30, в 6-40 вышел. Туман, но тихо. Через 5 минут хода, на склоне увидел первого в эту навигацию бурого медведя. Он нехотя уходил от шума движка вверх по склону.

Вначале была хорошая волна, слабый ветерок. Затем штиль, густой туман. Я за весь день хода ни разу не увидел ни одного фрагмента полуострова Кони. Благодаря штилю скорость хода была в основном около 10 км/час.  В полном, густом и низком тумане к 22 часам приблизился к бухте Сиглан в заливе Забияка. Судя по карте, 2/3-х бухты, в основном северная часть – осушка.

Решил приблизиться к берегу, чтобы иметь представление о нём. Рассмотрел огромадные камни, метров до 3-10 в поперечнике на разном расстоянии разбросанные от береговой линии, когда почти не наскочил на них. Метрах в 50 отвернул в сторону центра. Сбросил скорость, походил по широкой, с течением, ветреной бухте, замеряя глубины. А они были то метр, то два, три. В итоге боясь осушиться, вернулся ближе к выходу и встал на кошку (запасной якорь) на глубине 10 м.


Остров в бухте Сиглан.

7 июля. С утра туман. К 10 часам проявились берега, туман поднялся. Пошёл на тримаране делать промеры глубин, осматривать берега, искать место для новой стоянки.  В самом конце бухты на берегу стоят дома и домики (нежилой пос. Сиглан), но там осушка, в центре гряда камней, справа вдоль берега большие камни, затем щебнистый берег с сухими деревьями на берегу, а слева сопка, за которой затишье. Составил схему, отметил все проблемы и хорошие места на навигаторе. А вдруг придётся двигаться ещё в тумане. Ведь утром и вечером нужно десантировать напарника – Тумана на берег. Да и наличие дров может понадобиться.

Сделал ревизию бензина. На сей момент 105 литров. Забил точку и замерил напрямую, до Эвенска 502 км. Вывод: нужно при любой возможности пользоваться парусами. Но это легко написать и сказать, а когда скорость будет 1-2 км/час и при этом придётся идти галсами – задумаешься.

В 20 часов туман поднялся вверх, в 20-30 принесло его с моря и заморосило, а в 21 час полил полноценный дождь.

8 июля. С утра густой туман. Во втором часу задул, похоже, западный ветер. Но выходить, наверное, уже поздно. К 16 часам задуло даже в бухте, а на море похоже шторм. К вечеру выглянуло солнце, воспользовался, сразу развесил вещи, чтобы подсушиться. С правой стороны, на среднюю стойку лееров прикрепил антенну. Попробовал на кусочки сала порыбачить, но никто на него не позарился. Да и хорошо. Вдоль берегов течение, высаживаться на берег не хочется. А Тумана десантирую так: ткнусь носом, даю команду «гулять», он выпрыгивает, я отхожу кормой и жду, затем ткнусь носом судна, он или подбегает или уже плывёт, я быстренько подскакиваю выдёргиваю его на палубу и бегом к движку. Если чуть замешкаешься – тримаран боком наваливается на берег.

К 20 часам ветер стих, а к 21 часу подул слабый 1-3 м/с севера.

9 июля.

Встал в 6-50. С утра появился слабый 1-3 м/с северный ветерок. Чуть попозже сменился на западный и тоже слабый. Солнце.

В 8 вышел на двигателе. Когда вышел из бухты оказалось, что ветра уже нет совсем.

Так весь день до залива Бабушкина шёл в штиль под движком.

Не доходя км 7 до мыса Братьев на якоре встретил два спаренных стоящих судна. Подошёл спросить о погоде, т.к. обнаружил, что рация (16 канал) села. Рыбаки пригласили к себе. Со старпомом поднялись к компу, посмотрели карты. Андрей сказал, что дня два будет солнце, тихо. Прошли на камбуз, где я отведал борща, девчата заправили мне термоса чаем. … Судно с Владивостока, уже на рыбалке команда из 25 человек 4 месяца, но к 1 августа должны вернуться. Когда спустился по трапу, обнаружил крафтовый мешок с консервами у себя на тримаране и надпись на нём «от экипажа СРТМ-к «Ленск». Новых путешествий. Новых открытий. Доброго пути!!! Подпись». Приятно, конечно. Спасибо!

За мысом Братьев, судя по карте, небольшая бухточка, решил проверить. При заходе увидел строения, а чуть позже маленький трактор движущийся по отмели. Ясно, есть люди. Кругом камни, не дошёл до берега метров 100 и подплыл к берегу на лодке. Встретили метеорологи из Новосибирска, Ильнара и Александр Хакимовы, они по контракту здесь на 2 года. Показали мне проход и я подошёл на своём корабле ближе. Метрах в 40-50 бросил кошку-якорь.  Прошли в дом, за чаем хозяева рассказали о житье-бытье. Я вышел с их странички в «одноклассники» и оставил сообщение. С Туманом погуляли по берегу, я его накормил и посадил обратно на тримаран. По словам Александра медведей здесь много, приходят практически каждый день, иногда и днём.

10 июля. Как приплыл на лодке на судно в темноте и не переставил якорь-кошку?Проснулся, понять не могу, почему такой шум от наката? Ведь я встал напротив песчаной косы. Выглянул в окошко и обомлел – судно пером руля в метрах 4 – 5 от скалы в прибое. Выскочил, оказывается меня унесло с километр в начало бухты, ещё бы метров сто восточнее и унесло бы км за 20 к северной части залива Бабушкина. Или ещё хуже: мне предлагали ночевать в доме, но я категорически отказался. А так бы утром ни судна, ни собаки. Где искать? Ведь на юг в 500 уже море.

11-12 июля. Сходили на тримаране с Александром в следующий, больший по размеру, заливчик. Но там в конце его большие камни и был отлив. В речку рыба красная не идёт – мелко. На одном камне застрял, крутились на нём минут 10. Вышли в море на скопившихся там чаек. На глубине 2-3 метров много рыбы. Достал камеру с боксом, хотел заснять косяк в воде, но оказалось, что она села. Поймали 18 рыбин -  минтая. Вернулись на метеостанцию, рыба вся червивая, Вячеслав её выбросил.

На следующий день рыбачили в своём заливчике, на выходе в море. Поймали 2 минтая и отпустили.

На берегу каждый день развожу костёр, готовлю на нём. Вечером хожу в гости, балуемся чаем. Весь день туман, с перерывами морось.

За эти дни видел 5 медведей, а один (судя по следам – пестун) прошел ночью в 40 м от тримарана по краю косы и его следы были до 10 м от дома метеорологов. Их собаки (одна взрослая и 2 молодых) чуют их и активно лают. Но этот, вероятно, не очень их боится. Александр говорит, что часто и днём приходит пестун, сядет и смотрит на лающих собак.

13 июля. Почти постоянно, с 22 до 2 ночи на медведей лают собаки. Около 2 ночи задул сильный ветер. Поставил у берега тяжёлый Русланов якорь, оттолкнулся от берега метров на 70-80, с кормы поставил кошку-якорь. Глянул в окошко в 2-50, а берег рядом. Подскочил, вытравил кошку, а она при глубине 3 и верёвке в 12 метров, «на голове». Завёл двигатель, вытянул большой якорь, переехал подальше, бросил его. Глянул на время – 3-10.

В 9 поднялся. Свозил Тумана на лодке на берег, покормил, вернулся и лёг спать. Туман и морось.

Ильнара собрала мне в дорогу банок 15 консервов. … Мылся, стирался в бане за эти дни 3 раза.

14 июля. Туман густой, но видимость больше, чем до этого. В некоторых местах на небе просветления.

Вышел в 10 часов.

Туман сгустился. Пересёк залив Бабушкина, около 45 км по навигатору и компасу. К мысу Бабушкина подходил осторожно, в разрежениях тумана увидел мыс, но скоро потерял его из вида. Через 18 км зашёл в полном тумане и обследовал бухточку Промежуточная, измеряя линем глубины. При 8 метрах (в момент замера) остановился. Поставил большой якорь. Берег в основном, а п-в Этыкэн полностью скалистый, с глыбами в воде. Но есть и косы с С и СЗ стороны, на них есть палки (дрова). Встал на якорь в 18 часов. Шёл всё время на двигателе, был штиль, слабое волнение. Скорость 8-10 км/ч. Иногда в пути немного моросило.

Натянул зелёный, над гиком, тент. Перекусили с напарником сухпайком: Туману – 1 б. тушёнки, 1б. паштета; мне луковица, хлеб, икра кабачковая, баночка паштета.

15 июля. Ночевал в бухте Промежуточная, которая находится в самом начале залива Кекурный.


Бухта Промежуточная.

К часам 9 появились в море просветы, ветерок слабый (в бухте), вероятно, западный. Вышел. Пересекаю залив Кекурный к мысу Средний. Мне нужно перед Ямскими островами где-то остановиться на промежуточную ночёвку. Хочу сверить (попробовать) график приливов – отливов. Ямские о-ва, это очень серьёзно. Здесь мощные течения. Даже суда идут на Эвенск только в прилив и только в отлив выходят обратно. Иначе, говорят, стоят на месте, не хватает мощности двигателя. Но есть проблема: нет по пути хороших мест отстоя. Есть три слабых места. При проверке первого,с ручьём Харланкина, обнаружил полную осушку, во втором случае – открытая коса и в третьем – небольшой вогнутый изгиб, в который впадают 2 ручья. Деваться некуда, остановлюсь здесь.

Движение получилось в сплошном тумане. Когда подходил проверить первую и вторую точки пришлось приблизиться к берегу на 30 – 50 метров, иначе ничего не видно. Перед третьей, где встал в 140 м от берега, берег приоткрылся от тумана. И в 16 часов бросил якорь. Через минут 5, в устье дальнего (метров 350-450 до него) вышел взрослый бурый медведь. Покрутился, рыбу в ручье не увидел и по берегу, мимо меня, пошёл к другому водотоку. Я выстрелил из сигнальной ручки пару раз, он нехотя побежал вверх по склону сопки и исчез.

Накачал лодку, с туманом сплавали на берег, прогулялись. До вечера иногда выглядывает солнце, высокая облачность. Но с моря натягивает туман.

Судя по графикам приливов, он будет до 8 утра. Хочу выйти часа в 3 ночи, чтобы с водой пройти мимо островов. В планах или зайти в заливчик Удача, или сразу до метеостанции Брохово, что на Ямской косе, в осушаемом заливе Переволочный.

16 июля. Не спал. Прилёг лишь, чтобы отдохнула спина. Встал в час ночи. Небо всё в грозовых чёрных тучах. Первый раз ночью тепло, налетело много комаров, первый раз лежу в палатке без вязаной зимней шапочки. Ясно, что происходит изменение в погоде. Предполагаю, что к утру задует ветер, поднимется волна и будет шторм с дождём. Если будет непогода то и здесь придётся не сладко, место то открытое практически. Какой смысл тянуть время? Может выйти прямо сейчас? Вода от береговой линии визуально отделяется. Может успею проскочить, вдруг непогода и правда будет утром часом в 5-8? Идти обратно, но это только в бухту Промежуточная. Израсходую бензин, потом точно не хватит. Трудно принять решение, а принимать его нужно прямо сейчас. И от того, какое оно будет, может зависеть многое. Решено, всё же попробую идти.

В 1-30 вышел. Прошёл мимо мыса Чёрный, держу направление на мыс Толстой. Идти пока нужно строго на восток, а за м. Толстой повернуть на север. У этого мыса, как рассказывал Владимир (они в 80-е ходили до Тахтоямска на корпусной яхте втроём) – водовороты, толчея волн, сильное течение и желательно мыс обойти подальше дугой.

От мыса Чёрный до мыса Толстой волна и сильный северный ветер, периодически до ураганных порывов. Тримаран сразу разворачивается носом по ветру и выправить можно только если давать полный газ и одновременно выворачивая синхронно сам движок и перо руля. Я уже понимаю, что если здесь за скалами так дует, то там, когда на открытом пространстве поверну против ветра – будет сплошной ураган и шторм. Иду медленно-медленно, всё время борясь с ветром. Мысли враздрай. Что делать? Решил пока дотянуть до мыса Толстой. Понимаю, что этого не будет, а всё же надеюсь, то там будет ветер меньше. Вот начинаю обходить мыс, в тумане проявился один из островов. Или о. Баран, или о. Атыкан.  Стрелка на навигаторе забегала по сторонам, не понимаю.

Присмотрелся, а меня несёт кормой назад, т.е. уносит от мыса на юг, в открытое море. Даю полный газ, помогаю устоять против ветра носом судна, но тщетно, пробиться вперёд не получается. Создаётся впечатление, что идёт отлив. Хотя, это может показаться из-за сноса сильным ветром. В этот момент румпель выдёргивается из кисти и двигатель падает в воду. Думал, что его нет совсем – утонул. Но вижу, что он болтается на транце. Пытаюсь в панике вытянуть, не хватает сил. Нахожусь в растерянности с минуту, смотрю по сторонам, меня с судном понесло, мыс удаляется. Подбегаю к рундуку, где хранятся карты, навигаторы, видеокамеры, смотрю на часы – 5-25. Пришёл в себя, откручиваю барашки, отсоединяю двигатель от транца. Главное теперь его не выронить. Привязываю его на всякий случай. Тяну, не сразу, но вытащить Ямаху 9,9 всё же удаётся. Расправляю стаксель. Это, правда, тоже не сразу получается. Верёвки трепещут, дёргаются, заплетаются. Парус натянут, понесло со скоростью 12-15 км/ч. А ведь это без основного паруса – грота. Кулачки не выдерживают верёвку, она часто выскальзывает и парус постоянно нужно закреплять.

Всё, путь на Ямские о-ва закрыт. Теперь это ясно без сомнений и надежд. Иду к бухте Промежуточная в заливе Кекурный, где ночевал предыдущей ночью. От мыса Толстой до мыса Чёрный просто лечу, иногда порывами судно слегка кренится. Но перед мысом Средний ветер утих и я поставил грот. Скорость около 10 км/ч. Но вот я вхожу в залив Кекурный и ветер гаснет. То подует метров 5-10, то 1-3 метра/с. А пройдя около половины залива, стал попадать в штиль.

До бухты Промежуточная остаётся 2 км и паруса упали совсем на целый час. Ещё ловлю остатки прилива. Подгребу лопатой справа и оно идёт левее, подгребу слева – правее. Как-то мыс Внутренний бухты появился минуты на 3 и пропал в тумане. Ориентируюсь по навигатору Димы Муравьёва, он с картой. А мой навигатор не показывает направление, т.к. нет скорости. Но скоро течение прекратилось и чуть погодя начался отлив. Меня стало относить в сторону моря. Посмотрел глубины на карте, 50-60 метров. Якорь ставить нереально, у меня нет таких верёвок (в сумме у меня 10-мм-го фала около 150 м.) Конечно, если понесёт к скале, или уж неумолимо в море – придётся бросить якорь, чтобы хоть притормозить.

Наконец-то появился ветерок 0.5; 0.2; 0.8 км/ч., чередуясь с 0.0 км/ч. Но продвинуться к мысу Внутренний, бухты Промежуточная удалось до 900 метров. И вновь ветер стих. Обидно, прошёл около 45 км и когда осталось менее 1 км, стою и начинаю уходить от цели. Периодически вспыхивает мысль «движок завести», но тут же вспоминаю, что у меня его нет. Сейчас от меня мало что зависит. Может понести к скалам, а берега в основном из них, может в открытое море. Хорошо, если прибьёт где-нибудь у ручья в долинке. Нет, от меня, немного зависит – могу бросить якорь. Но пока тяну время, надеюсь ещё на что-то. Отнесло течением до почти двух км и вновь ветерок зашевелился, то чуть дунет с одной стороны, поправишь стаксель, а он уже еле-еле колышет парус с другой. Но, всё-таки каким-то образом, когда я уже и не надеялся, на почти штилевых дуновениях подошёл к мысу Внутренний. Вначале стоит большая скала, её желательно пройти, чтобы уйти от течения и возможного, потом, ветра. Вошёл в начало бухты кое-как, а тут ветерок 1.7-2.3 км/час. Вспомнил, что бухта неудобная, если задует – открытая, с камнями по берегам. Подошёл к скалам, показалось, что за ними будет хорошее укрытие от ветра и в 120 м перед ними бросил на 14-метровой глубине якорь с 60 м капроновым фалом. Внутренне как-то расслабился, от моря и скал уйти, кажется, удалось.

Густая морось. 19 часов. Отбил на навигаторе точку остановки, залез в палатку и лёг спать.

17 июля. Проснулся в 00-05 (ночи) от гула. Посмотрел на навигатор – несёт. Поставил новую точку, сносит метр, десять. Вроде якорь где-то закрепился. Спустил лодку, чтобы её ветром не подбрасывало. Наше, с Туманом, судно подлетает на верёвке. Начался ураганный ветер. Я смотрю на навигатор и отмечаю, что периодически якорь понемногу перемещается. Неужели нас неумолимо приближает к скале? Я отчётливо понимаю, что если якорю не удастся закрепиться в камнях или порвётся верёвка – гибель. Дует прямо на отвесные скалы, на них нет никакой возможности выкарабкаться. Там с огромной силой (метрах уже где-то в 80-90) бьют волны о скалы и утопит сразу. Сижу и почти всё время смотрю на маленький экранчик, где цифры показывают наш снос или остановку. Пытаюсь во тьме и тумане рассмотреть скалы, чтобы визуально представить расстояние до них. …Так продолжается до 2 ночи, а затем ветер утих метров до 10 в секунду. Стал более ровным, без ураганных порывов. Волна стала меньше, на ней уже так не швыряет. Неужели выживем?

Пытаюсь вздремнуть, от качки кажется, что тримаран движется. Смотрю на навигатор, нет, стоим на месте. Как-то очередной раз проснулся, загорелся экран, появились цифры и я пришёл в ужас, смещение 120 метров. Выглянул на улицу, сквозь туман просматриваются фрагментами скалы – далеко, метрах в 80-90. Ветер поменялся и дует вдоль скал. Ясно, судно переместилось в обратную сторону и поэтому такие цифры. Отбиваю точку ещё в этом положении.

Постоянно моросит. Встал в 9-30. Перекусили с напарником сухпайком. Выгулять мне его не удастся, я уже говорю ему, мол гадь на палубе, я уберу. А, что делать, раз поставил я его в такие условия?

Натянул тент на гик, к трубе подвязал винтом кверху движок, выкрутил свечи. Но разве просушишь хорошо так, если моросит. Днём временами морось исчезает. Восстановил переломленную трубку, которая упором (укосиной) держала транец в вертикальном положении. Только была трубка из Д16Т, теперь АМГ. Отпилил по размеру, просверлил отверстия. Почистил свечи, вкрутил, поставил движок на транец, подёргал раз 30 – не заводится. Собственно, и не очень надеялся.

В 15-30 пошла волна с ЮВ, потянуло туманом с моря.

18 июля. В 6-00 залаял Туман. Дело в том, что на кого он может лаять на воде? На нерп не лает, дельфинов видел – не лаял. Я удивился, выглянул. Медленно приближается катер «Скиф». Трое мужиков рассматривают мою посудину и удивлённо думают, кто и почему здесь может быть. Подошли близко и я объяснил им ситуацию. Сергей, который за штурвалом спросил меня, не отбуксировать ли тримаран в находящуюся в этом заливе, в 10 км отсюда, базу, где есть человек. Я ответил, что это было бы совсем не плохо. Они попросили делать всё быстро, т.к. они хотят ещё успеть прийти в большую воду в Магадан.

Я начал выбирать верёвку с якорем и очень удивился, что якорь легко ушёл от грунта. Т.е. он просто где-то там упирался в камни.

Пятнадцатиметровой верёвкой на Скифе мужики легко протянули 10 км. На косе я увидел лишь несколько каких-то палок. Спросил неуверенно их, а есть ли баня? Они рассмеялись и сказали, что и баня и тёплые домики имеются рядом, но их не видно отсюда. А также разные продукты, а если затем понадобится, то до 50 литров бензина можно взять. Посигналили несколько раз и на моторной лодке подплыл парень. Я на глубине метров трёх (середина отлива) бросил якорь с верёвкой в 30 метров. Катер тут же повернул на выход из бухты, в Магадан (директор Рудаков Сергей, заместитель Григоренко Дмитрий, механик Чернобай Андрей).

Вениамин или Веня, как представился парень (Вениамину 25 лет, с Провидения, здесь с января), доставил меня и Тумана на базу «Кулу Сафари». Затем мы прокатились ещё, вывезли все мокрые вещи. Сразу растопили душевую. Вещи развесил по кухне, принял горячий душ, побрился, напился горячего чая. Здорово! До 6 утра сидел на кухне, монтировал фильм (фильм 2 - Магадан – Ямские – Кекурный).

19-22 июля. Пару дней на кухне около печи, подвесив движок с выкрученными свечами, к потолку – сушил его. Затем не сразу, но всё же в бочке удалось завести. Новая проблема – не идёт струйка воды охлаждения. Но, почистив там-сям, побрызгав в каналы «wd-40», удалось и этого добиться. Теперь ещё нужно позаниматься с транцем. Дырки в трубке-укосине в 5 мм от концов её. Боюсь, что может вырвать транец ещё раз. Хочу усилить эти слабые места.

Пару раз порыбачили сеткой. Первый раз поймали с десяток, второй на кухню доставили 28 горбушин и только 5 из них самцы. Сделали икру. Я наварил ухи из голов, нажарил на сковороде.

За эти дни видел недалеко от базы 3 медведей, а Пальма ночами периодически лает на них. Туман же только хорошо ест, на медведей не реагирует.

Перегнал рано утром, по большой воде тримаран в наше озерцо. Подогнал кормой к берегу, хочу осушиться. Днём, когда вода ушла, снял трубку, осмотрел подводную часть судна. Оказалось, что спущена нижняя, отдельно накачиваемая килевая часть центрального поплавка. Накачал, посмотрю будет ли спускать.

Вода пришла очень высокая. Всё сравниваю с таблицей приливов по «Матуга» и «залив Удача». Никак не бьёт ни тот ни другой вариант. Как идти на Ямские о-ва, если нет вообще представления о расписании приливов? До 2 ночи сидели на кухне, ждали, когда судно будет на плаву, чтобы оттолкнуть его подальше на верёвке от берега. Мужики хранят лодки на плаву и говорят, что там их медведи не трогают.

23 июля. Днём занялся усилением трубки, которую изготовил в походных условиях из АМГ. Усилил, надев на неё трубку дюралевую. Подтянул судно, поставил трубку, отпустил на верёвке тримаран обратно.

С утра приналёг на икру. А с обеда икра, жареная рыба и отваренные отдельно головы горбуши уже не лезут в глотку. Хочется чего-нибудь пресного, не жирного. Заварил лапши и весь день пью чай.

Вчера и сегодня дует сильный ветер, с залива Кекурный, т.е. с юга.

В 22-30 недалеко от тримарана, метрах в 150 от кухни прошёл медведь. Я его увидел, когда он был на фоне наледи, а чуть позже он растворился в тумане. Пальма умчалась туда и беспрерывно лает.

24.07.- 3.08. Периодически, когда почти на столе заканчивается икра, рыбачим. Мальму (гольца) отпускаем всю, берём только самок горбуши и кеты. Но последних поймали 3 штуки. Варю еду собакам в основном из горбуши с малым добавлением крупы. Нам готовлю вареные головы, жарю рыбу и делаю икру. Заодно провёл эксперимент по времени выдержки в тузлуке. Понравилось 18, затем перешёл на 10 минут.

Ночами спится с перерывами, прислушиваешься к голосу Пальмы. Когда она начинает передвигаться и лай становится неровным – выходим, светим фонарями. Медведи ходят то в 300, то в 100 м от базы.

Итак, струйка охлаждения появилась, теперь работает двигатель только на обогащённом топливе. Разобрал карбюратор, поводил пальцем «по небу», и непонятно отчего – заработал нормально. Правда с самого начала при реанимации после потопления, движок работает с грохотом внутри.

В таблице приливов-отливов ставлю реальное время, пытаюсь понять и внести поправку.

Вечером Вениамин звонит директору, иногда я прошу его дать информацию в «одноклассники».

3 августа позвонил по спутниковому телефону Новикову Олегу, он даёт мне прогноз погоды на Ямские о-ва. Решил попробовать сходить на них ещё раз в спокойную погоду. А затем, возможно, рвануть напрямую на Палану или вернуться в Магадан. Это решено окончательно будет, когда побываю на Ямских.

4.08.2016 г. Встал в 6-40. Вскипятил и заварил чай, растопил печь. Подошёл Вениамин, попили чайку. Он меня на лодке доставил до тримарана, который метров в 40 от берега.

Перешёл по переливу из маленького заливчика в залив Кекурный. Тихо, штиль. Иду на двигателе. Смущает, конечно, грохот в движке, но что теперь поделаешь? Иду пока на о-ва Кекуры, чтобы затем выйти на мыс Средний. Километров через 5-7 хода, обратил внимание, что струйка воды охлаждения не идёт. Призадумался. Это если движок заклинит, а я намереваюсь на нём выйти на Ямские, а затем в открытое море …? Решил, что рискованно продолжать путь и нужно возвращаться в Магадан.


Мыс Средний.

Струйка воды то пропадала секунд на 5-30, то в виде 2-й, 3-й пробивалась. Так было минут 10. Затем на протяжении 50-ти км она всё время то двоилась, то троилась, как будто что-то ей мешает вытекать. А через км 50, когда до метеостанции оставалось 18-19 км – забила с нормальным напором.

Через бухту Промежуточная прошёл вдоль берега до мыса Бабушкина, пересёк залив Бабушкина и зашёл в 16 часов в заливчик, на метеостанцию мыс Братьев.

Весь день был преимущественно густой туман. Вечер порадовал солнцем и высокой облачностью.

Попил чая, посмотрел телевизор с Ильнарой, Александром. Они мне сказали, что на мысу Алевина хороший небольшой заливчик, а наверху на пологой скале действующая метеостанция и маяк. В 21 час пошёл на судно.

5.08. Встал в 6-30. Вышел в 7-30. Тихо, солнце. Но всё же заливу Забияка удалось показать паруса.

Перед мысом Алевина издалека был обнаружен пограничным судном, они примчались наперерез. С борта его была спущена резиновая лодка с 5 человеками, двое из которых были в масках. Я сразу предъявил уведомление и разрешение на выход в море. Вся процедура прошла в спокойной и вежливой обстановке. Один из низ задал всего один вопрос: «И не страшно тебе?», на что я ответил: «Всяко бывает».

Обогнул мыс Алевина и с СЗ его стороны поставил в заливчике якорь на глубине 5 метров в 21 час. Вода красивая, прозрачная. Вдоволь погулял с Туманом по берегу, приплыв туда метров за 50-70 от тримарана на лодке.

За ночь судно без течения отходило то в одну сторону, то в другу и когда утром вытаскивал якорь он был обмотан верёвкой.

6.08. Встал в 5 утра. Небо чистое. Лёг, поставив будильник на 7 часов.

В 7-30 вышел. Солнце, тихо. …Через полчаса хода обнаружил, что сзади из-за скал меня начали догонять тучи. Сразу, как только скрылось солнце, стало холодно и поднялся над водой туман. Решил на всякий случай приблизиться к ЮВ оконечности о. Завьялова, чтобы в случае ухудшения погоды спрятаться там. Но тучи дальше км 5 от п-ва Кони не пошли, их над морем растапливало солнцем. Когда пересёк условную линию: Завьялова – мыс Таран п-ва Кони, поймал хороший ветер и поставил паруса. Прошёлся на них на скорости 7-10 км/час около 7-8 км, затем ветер утихомирился и пришлось вновь вспомнить в каком месте у меня двигатель. И теперь только перед мысом Чирикова п-ва Старицкого появился слабый ветерок.


Мыс Чирикова.

Всё, огибаю мыс с маяком и Магадан уже в 17 км. Здесь лодки рыбаков. Дважды глушу двигатель, чтобы пообщаться, т.к. на холостом ходу движок не работает. Звоню Новикову Олегу, он сообщает, что с Николаем они на яхте у берега и будут ждать меня.

Тримаран привязали к корме корпусной яхты «Вега». На лодке вывозим самое ценное на берег, в яхтклуб. Ребята в эмоциях показывают на смартфонах, как они только что снимали не то 7, не то 8 косаток. Те подныривали под яхту, плескались рядом, иногда сквозь воду рассматривали двуногих на борту.

7.08. Прогулялись на тримаране под парусами часа 2-3 по Нагаевской втроём: я, Олег, Николай. Ребятам интересно сравнить мореходные качества, управляемость парусами моей посудины с их.

Эпилог.

Планирую разобрать тримаран и отправить его самым дешёвым способом в Хабаровск. Это будет где-то 300-400 кг веса. Ещё не знаю пока по стоимости, но предполагаю, что отправка авто или морским транспортом обойдётся около 20-30 000 рублей. Ну, и покупать билеты мне и Туману.

Путешествие закончилось. Не всё гладко, но я – доволен!

Видео:
1) общий 14-минутный фильм "На восток от Магадана" Youtube, Одноклассники
2) более подробно основная часть пути: Магадан - Ямские о-ва - зал. Кекурный.

8 августа, г. Магадан.

Иван Бахтин

bahtin-ivan (at) yandex.ru