Стаксель и закрутка

После того, как в переходе по Северному морю в 15 г. был порван основной стаксель, пришлось задуматься о новом. А раз уж новый, то на закрутке. Выбираться на бак отцеплять и прицеплять карабины — очень маленькое удовольствие. Прихваченный резинками к лееру и носовому релингу парус мнется. его обдает вода, когда не оказалось резинок с шариками и использовал обычные багажные — парус испачкала ржавчина от крючков.

Практически на всех крейсерских яхтах сейчас стоят закрутки с наматыванием паруса на жесткий обтекатель штага (штаг-пирс). Парус наматывается на него равномерно и аккуратно, что позволяет использовать закрутку не только для уборки паруса, но и для рифления. При этом обтекатель снабжен ликпазом (даже двумя) и можно менять стакселя, как и стоящие просто на штаге, опуская и поднимая их с помощью фала. Правда, если понадобится при сильном ветре сменить парус на штормовой, его потребуется сначала полностью раскрутить!

Чтобы фал не наматывался на обтекатель, ставится скользящий по обтекателю вертлюг с подшипником. Снизу к нему крепится фаловый угол стакселя, эта часть вращается вместе с обтекателем. Сверху крепится фал, и эта часть вертлюга не должна вращаться (бывает, что начинает вращаться и фал наматывается, что ставит экипаж в трудное положение) Механика там точная и требующая правильной установки. Подробно эти вопросы рассмотрены в книге Найджела Калдера (Nigel Calder, Boatowner’s Mechanical and Electrical Manual); в издании "Моей планеты" глава 17, где речь о такелаже, должна попасть во 2-й том. Но к чему было интересоваться техническими деталями, если цена фирменной "roller reefer" оснастки могла превысить стоимость всей моей лодочки.

Самодельщики делают варианты попроще, без верхнего вертлюга: ведь фал можно пустить и по самому штаг-пирсу. Но зачем вообще предусматривать на небольшой лодке смену стакселя, который можно удобно и легко зарифить или смотать полностью? Вот что Калдер пишет о применении закруток на вполне солидных яхтах:

На тримаране Grinda (ФГ-18) уже делал закрутку на алюминиевую трубку, к которой единственный стаксель (с карманом) крепился жестко: болтиками! Все работало прекрасно, но там площадь стакселя была всего-навсего 2,5 м2, а на Салации должна быть около 11 (штатная генуя — 12 м2. Но как быть с возникающим при рифлении в свежий ветер несоответствием тонкой ткани силе ветра? Да элементарно! Пошить прилегающую к штаг-пирсу часть паруса из более легкой ткани, а дальше, к шкотовому углу, использовать дакрон потяжелее. Получится этакое большое усиление шкотового угла. Тайна велика есть, почему не слышно о таких парусах. Опасения неравномерного растяжения и искажения формы паруса? Думаю, это может проявиться и стать важным только для гонок, когда все должно быть идеально и работать на пределе возможностей.

Пошить "бинарный" парус взялся Сергей Новицкий (сайт его мастерской). Для первого эксперимента Сергей предложил с раскроем не мудрить, сделав просто прямой стык полотнищ. Никаких заметных на глаз искажений профиля или появления морщин по этим стыкам при эксплуатации паруса не наблюдалось.

Конструкция закрутки простейшая.

На штатный штаг надевается дюралевая труба 35х1,5, сделанная для удобства перевозки из нескольких колен. Колена стыкуются на втулках с вырезами с торцов "зуб на зуб", чтобы крутящий момент передавался стенкой трубы, а не только фиксирующим винтиком. Внизу, поставлен небольшой кусок трубы диаметром 40 — внутри него находится верхняя часть талрепа с креплением к штагу, а снаружи надета капролоновая втулка диаметром 60 с текстолитовыми щечками, это и есть барабан закрутки. Парус надевается на трубу карманом и крепится 4 винтами М6 полукруглыми прижимами из кусочков стенки тех же труб и резиновыми прокладками: наверху, внизу и две точки посередине. "Галсовый болтик" пришелся на более толстую трубу, что оказалось плохо: разница диаметров и длин окружности вызвала внизу морщины (надо бы делать все из трубы 40, но такой под руками не было, а в 35 не проходила вилка талрепа с пальцем).

Наверху поставлена капролоновая втулочка, защищающая от взаимного трения штаг и конец трубы. Нижний конец трубы опирается на втулку, которая при установке в свою очередь опирается через фторопластовую шайбу на болтик, продетый через отверстие гильзы талрепа.

Для закрывающего барабан кожуха пошел в дело валявшийся на даче алюминиевый бидончик. Это важная деталь: кожух или какие-то направляющие нужны, чтобы веревка не свалилась с барабана.


Примерка: кожух и нижняя втулка.

Мачта подготовлена к установке. Штагпирс надет на штаг (наконечник выглядывает из барабана закрутки, его удерживает веревочка; парус намотан на штагпирс, все привязано к мачте.

Красными линиями подчеркнута граница полотнищ дакрона разной плотности.

В общем, очень доволен нововведением: вся работа со стакселем теперь идет из кокпита, вернее, с лесенки в каюту. Слабый ветер — раскрутил стаксель полностью, поддуло — закрутил на несколько оборотов, еще поддуло — закрутил сильнее, оставив небольшую "жесткую" часть. Еще дернул за веревочку — парус убран. Основная выявившаяся недоработка следующая: на эскизе парус был нарисован с прямой передней шкаториной (по карману) и так и пошит, а надо было сделать вогнутость, как на обычном стакселе. Труба ведь тонкая и небольшому изгибу не препятствует. Из-за этого полностью развернутый парус кажется слишком пузат. При некотором рифлении лишнее пузо уходит.

Однажды пришлось и ремонтопригодность проверить. Смотрю, морщины в галсовом углу стали сильнее и пузо при небольшой накрутке большое. Присмотрелся: выпали два болтика с шайбами в средней части, крепящие карман к трубе. Верхний и нижний вкручены лучше, там капролон или двойная стенка, а для средних втулочки малы оказались, и, видимо, на фиксатор надо было сажать. Пришлось на ближайшей стоянке, в Истаде, снимать "несъемный" стаксель.


Мачта раскреплена вперед стаксель- и спинакер-фалами, ахтерштаг и ванты ослаблены. Приподняв трубу вверх, ослабляю талреп, приподнимаю трубу с намотанным парусом
над верхней вилкой талрепа и отсоединяю штаг. Труба парусом и барабаном закрутки снята.

Можно положить ее на причал, штаг остается болтаться на мачте. Перемотав парус, поставил новые болтики, смазав клеем и затянув получше. Больше не выпадали.

Для заправки штага внутрь сначала пришлось, наклонив трубу, пропустить через нее гайку на нитке, и уже с помощью нитки втянуть штаг. Дальше сборка, как обычно: штаг крепится не место, подтягивается и надежно контрится талреп, штаг-пирс с барабаном опускается в кожух на упорную втулку.