Озеро Кельсу, что в Нарынской области, район Атбаши. Увидев его на фотографии три года назад – засвербило под ложечкой – я должен туда попасть. А потом вкралась мысль – а не поставить ли мне там парус? Тут все и завертелось.
Административный район путешествия:
Атбашинский район Нарынской области Республики Кыргызстан
Географический район путешествия:
Внутренний Тянь-Шань
г.Алма-Ата – г. Балыкчи – озеро Сонкёль - г.Нарын - пос. Ак муз - долина реки Кёккыя - Культцентр Кёккыя (на карте - Сурашташ) - ущелье реки Кельсу - северный берег озера Кельсу - радиальный выход на южный берег Кельсу - культцентр Кёккыя - г.Нарын – озеро Иссык-Куль – озеро Тузколь - г. Алма-Ата
Имя | Город | должность в путешествии/на воде | |
---|---|---|---|
1 | Шафигулин Алан | г. Алма-Ата | Руководитель сухопутной части/матрос |
2 | Кочетков Василий | г. Алма-Ата | Водитель/матрос |
3 | Попов Максим | г. Алма-Ата | Штурман/матрос |
4 | Новосёлов Павел | г. Алма-Ата | Водитель/капитан |
1. Тойота Прадо 78 кузов(1993г.в.) 3л. турбодизель;
2. Тойота Прадо 90 кузов(1998г.в.) 3л. турбодизель;
3. Катамаран «Застреваки» системы «Альбатрос» (1993 г.п.) слегка модернизированный, длина поплавка увеличена на 1 метр, добавлены 0 и 6 балки, установлена задняя грузовая палуба. Лодочный электромотор (неизвестной мощности).
Западная оконечность хребта Кок-Шаал-Тау представлена разветвлённой сетью отрогов, среди которых наиболее значительные по высоте и оледенению - Сарыбелес (высшая точка 4726 м) и Кёккыя (высшая точка 4960 м ). В 50 км севернее хребта Сарыбелес обособленно расположен хребет Атбаши. Географически все три хребта относятся к Внутреннему Тянь-Шаню. Административно - к Атбашинскому району Нарынской области Республики Кыргызстан.
Номинально подготовка похода началась еще в прошлом году, но ввиду смены постоянного места работы и ухудшившейся финансовой обстановкой путешествие было под вопросом до самого последнего дня.
Гражданам СНГ не нужна виза для посещения Киргизии. Для граждан России регистрация необязательна - в отсутствии таковой можно находится на территории республики до 90 дней. Для посещения приграничных зон Кыргызстана, а таковыми и являются долины, лежащие южнее хребтов Ат-Баши, необходим пропуск. Выписывает его МВД или погранотряд, в чью зону ответственности попадает посещаемый район.
Для нахождения в пограничной зоне мы получали пропуск в погранзону в военной части Нарын (Нарынский погранотряд). Такой погранпропуск может иметь произвольную форму, при этом обязательно наличие общей нитки маршрута с датами прохождения ключевых участков и сроком пребывания в районе. Заверяется эта бумага командиром части. Необходимыми документами были ксерокопии паспортов и форма-список участников с описанием маршрута. После того, как на пропуске будут все необходимые визы, нужно сделать несколько копий такого документа - часть из них нужно будет отдать на погранпостах.
Конечной целью нашего путешествия было озеро Кельсу. Топографически хребет Сарыбелес разбит каньоном реки Кельсу на две части - западную («горы Сарыбелес») и восточную («горы Кельтау»). Древний завал у северной оконечности каньона образует дамбу, благодаря которой существует озеро Кельсу. При общей длине в 12 километров, озеро имеет ширину от 50 до 1000 метров и на большем своём протяжении заключено в глубокий каньон. Перепад высот между поверхностью воды (3500 м) и окружающими вершинами (4726 м max) превышает километр. Скалы, опускающиеся в воду настолько круты, что берега озера абсолютно непроходимы. Множество гротов, полупещер, известняковых арок и каменных островов делают это место исключительно привлекательным в эстетическом и даже, в небольших масштабах, исследовательском планах.. Южные берега Кельсу - это каменисто-глинистые бухты, разбросанные на четыре километра вдоль пологих травянистых холмов хребта. Северный берег - древняя завальная дамба, в правой части которой вода прорывается в ущелье. В 2016 году воды аномально много, поэтому через тело дамбы вода дренирует двумя дополнительными выходами – водопадом на серпантин дамбы и чуть выше выход на ту же дорогу в виде реки.
Озеро Кельсу давно известно, начиная с 2000–х годов его регулярно посещают как автотуристы, так и походники, которые совершают восхождения на близлежащие вершины. Больше всего российских альпинистов. Озеро не единожды проходилось лодками и байдарками, но не нашел информации о парусном прохождении озера.
День 1. В первый день из Алма-Аты выдвинулся Новосёлов Павел на машине Тойота Прадо 90, нагруженный катамараном и сопутствующими вещами. Была предпринята попытка пройти перевал Кок-Айрык (3899м. н.у.м.), что соединяет долину реки Чон Кемин и озеро Иссык Куль, но одной машиной перевал не был взят. Дорога заброшена, места дикие. И добравшись до высоты ~3200 м.н.у.м. было принято решение прекратить подъем и возвращаться по своим же следам до Боомского ущелья (общая протяженность неудачного штурма перевала от долины реки Чу до долины реки Чу по возвращению – около 200 километров). К вечеру первого дня добрался до города Балыкчи (Рыбачий), произведена дозаправка автомобиля. Выдвинулся в сторону водохранилища Орто-Токой, попутно выискивая места для ночевки. Основные требования – далеко от дороги, «невидимость» для местных. Хоть местное население и очень гостеприимно – не хотелось в этом убеждаться лишний раз. Ночевка на берегу реки Чу.
День 2. Второй день подъем и выезд в сторону водохранилища Орто-Токой. Водохранилище образовано рекой Чу. После водохранилища путь лежит до поселка Кочкор, небольшой закуп продуктов, выезд в сторону озера Сонкель. Дорога идет по красивой долине, китайцы делают шикарную бетонную дорогу, сворачиваем на указателе «Сонкёль – 50 км», поворот на грунтовую дорогу хорошего качества. Средняя скорость 60 км/ч. Подъем на перевал Калман Ашуу высотой 3 446 метров и плавный спуск в долину озера Сонкёль.
Озеро Сонкёль крупное высокогорное озеро, зажатое в котловине между внутренними отрогами Тянь-Шаня. Расположено между грядами Сонкёльтау и Молдотау, на высоте 3016 выше уровня моря в северо-западной части Нарынской области (Киргизия). Общая площадь зеркала — 278 км?, объём пресной воды 2,4 км?, длина 28 км, ширина 18 км. Средняя глубина 8,6 м, максимальная около 14 м. Котловина озера имеет тектоническое происхождение. Берега озера — низкие, береговая линия слабо изрезана, заболочена, местами заросла тростником. Озеро питают мелкие ручьи и речки с ледниковым питанием, вытекает одна река Сонкёль — впадающая справа в реку Нарын. Ледостав на озере наблюдается с конца сентября до конца мая. Преобладают восточные ветра. Сильных шквалов замечено не было. Максимальная скорость ветра за день – не более 10 м/с. Озеро в первый момент не впечатлило. Над долиной была низкая облачность и воды озера были серыми и непривлекательными. Далее, по мере приближения к озеру и по мере прохождения облачности, при выходе Солнца озеро заиграло приятными цветами. Прозрачность воды около 10 метров. Синяя гладь воды, местами с ветровой рябью, по мере повышения дна цвет меняется на бирюзовый. Стоя на скалах высотой 10 метров можно рассмотреть каждый камешек не только у берега, но и метров за 30 от него.
Далее направился в сторону г. Нарын, таким образом объехал озеро Сонкёль с северной стороны. По пути встречено много иностранных туристов, как на машинах/велосипедах, так и треккеров. От предложений подвезти отказываются, гордо шлепают иностранными ногами по постсоветскому пространству.
Около 16 часов поднялся на перевал Молдо-Ашуу высотой 3346 метров, вид с вершины перевала открывается завораживающий, зеленые долины, стремительные серпантины, вдали угадывается желтая долина реки Нарын. В какой-то момент обернулся назад, в сторону озера Сонкёль и увидел, что в тех местах, где я проезжал минут 30 назад идет снег. На перевале вдувает бешеный ветер, который раскачивает машину, оно и понятно, выход грозового фронта с потерей высоты около километра. Я бы тоже так дул. Линяю от непогоды вниз, попутно выискивая места для стоянки. Ущелье скальное, спусков к ручьям немного, и все просматриваются с дороги, покидаю горную часть, выезжаю в долину реки Нарын. Совершенно другой коленкор, жара, безветрие, вокруг пыль, река Нарын несет свои мутные воды в сторону Токтогульского водохранилища. Еду вдоль реки в сторону города Нарын. Ищу места стоянки. Дело осложняется тем, что местное население практически не владеет русским языком, моих познаний казахского языка (а он очень похож на киргизский) явно не хватает. Еду по карте, выискиваю подъезды к реке. Около 19.00 место найдено в 4 км от дороги. Бутылка местного пива, ужин. Отбой.
Перевал Молдо Ашуу высотой 3346 м
День 3. Третий день начался с неспешного подъема. Сегодня запланирована встреча со второй (основной) частью экипажа в г. Нарын. Посмотрев на наполненные водой канистры принимаю волевое решение омыть путешествующее тело от пыли и впечатлений. Ну а что, времени-то вагон. После водных процедур, поскрипывающий и улыбающийся выдвинулся в сторону г. Нарын, где я и оказался через 2,5 часа неспешной езды по трассе. Заправил машину, забрал пропуска в погран.зону. Начинаются долгие часы томительного ожидания. Связи с друзьями нет. Через 4 часа ожидания долгожданная встреча с товарищами. У меня появляется пассажир. Радуюсь несусветно. Заправляем вторую машину, берем конфеты/фрукты для детей чабанов и выдвигаемся в сторону озера Кель Су. Задача на сегодня прохождение погра.застав. Около 17.00 часов мы на КПП первой погранзаставы на перевале высотой 3293 метров над уровнем моря. Успешно проходим. Слышим как кипит вода в расширительном бачке Прадо 78. Очень расстраиваемся, так как булькающий антифриз говорит о пробитой голове блока цилиндров. Накатом спускаемся ниже, машина остывает, кипение прекращается. Предполагаем, что кипела вода, которую Василий заливал в расширительный бачок незадолго до. А так как рабочая температура дизельного двигателя около 90 градусов, а на высоте точка кипения стремительно падает – произошло закипание. Сжали кулачки, продолжаем движение. Проходим вторую погранзаставу, спускаемся в долину реки Аксай. Ищем места ночевки. Находим место ночевки на высоте 3100 метров. Надеемся, что ночевка на высоте хоть как то поможет акклиматизации. Отбой.
День 4. Ранний подъем. Все вокруг покрыто инеем. Трава хрустит под ногами. Вот и околонулевые температуры в августе. Выдвигаемся, пересекаем реку Аксай через мост. Несколько лет назад мост смыло паводком и единственный путь на ту сторону лежал через многочисленные броды. Проезжая реку по мосту, который построили в прошлом году, очень радовался ему. Ибо в этом году (очень многоводном) река мощная. Машину бы точно утопил. Начинаем плавный подъем на перевал Кичине-Сарыбелес высотой 3534 метра над уровнем моря. Успешно преодолеваем перевал и спускаемся в долину реки Кёккыя. Вокруг снежные шапки многотысячников, покой и умиротворение. И шныряющие ауди 100 по грунтовкам. Воистину – вечные автомобили.
Доезжаем до брода через реку и неприятно удивляемся. По сравнению с прошлым годом река поднялась на полметра, брод не просматривается. Провели небольшую разведку, нашли приемлемый переход реки. Пониженная, дрожащие руки, нежно поглаживаю педаль газа. Пошел в воду. Адреналин, выезд на другую сторону. До озера остается всего ничего. Но впереди самое страшное препятствие – высокогорные болота (сазы). Выезжаем в прямую видимость, их протяженность около 700 метров по очень широкой долине. Третья пониженная, глаза закрыты, газвпол. Бешенный рев, куски грязи, разлетающиеся во все стороны, верный дизель тащит вперед, морда зарывается…Страашно! Прекрасно понимаю, что если встану – вытащить меня будет очень непросто. Подъехать нельзя, лебедок нет. Поэтому потихонечку шепчу машине – «давай, не подведи! Куплю тебе вкусную солярку!» – и помогает! Пролетаю этот участок. Впереди подъем на дамбу. По легенькому серпантину, через водопад, через реку. И вот оно – озеро. Вода отражает окружающие его скалы, от высоты берегов захватывает дух. Ветер отжимной. Скоростью 7-8 м/с. Страашно. И красиво. Страшно красиво.
После улегшихся ахов-вздохов начинаю собирать катамаран. И понимаю, что на меня напала горняшка. В легкой форме, но от этого не легче. Высота озера 3500 метров над уровнем моря, головокружение, боль стучащая по голове, но сборка не завершится без меня. Только я знаю как его собирать. Катамаран собран, первый «тестовый» выход. Учу матросов ставить и снимать грот, учу сторонам, показываю все тонкости, показываю на воду и говорю, что туда нельзя. Урок закончен, пристаем к берегу, сушим весла, ждем утра.
День 4. Парусный альпинизм! Сегодня день первопрохода озера под парусом. Очень волнуюсь. С утра попутный штиль, потихонечку тащит нас все дальше и дальше от лагеря. Погода солнечная, приятная. Непрекращающееся щелканье затворов на фотоаппаратах, у меня голова вертится на 360, ловлю ветер спускающийся из примыкающих расселин. Местами вдувает очень хорошо. Радуюсь, что не ставил стаксель, с ним матросам было бы сложнее. Движения еще не доведены до автоматизма. Рассматриваем пещерки и гроты, видно, что в дождливую погоду с вершин срываются десятки водопадов. Языки ледников выходят практически к кромке воды.
Красота неописуемая. Выходим из скального каньона, берега выполаживаются, озеро раздается вширь. В самой широкой части около километра. Берега неказистые, но озеро надо пройти до конца. Включают сильный попутный ветер, летим со скоростью 15-17 км/ч, матросы пугливо озираются, но чувствуется, что экстрим еще не начинается. Волне негде разогнаться, не более 30 сантиметров. Долетаем до южного берега озера, швартуемся. От этой точки до Китая всего 5 километров. Замечаю над скальным каньоном черную тучу. Блин, как не вовремя. Собираю разбежавшихся фотографов, усаживаю в катамаран, ветер боковой, идем под парусом. Туча растет. Неприятно сосет под ложечкой. Судорожно пытаюсь вспомнить каким богам я молюсь. Не вспомнил, взял себя в руки. В это время выключают ветер, перехожу на электромотор.
Небольшое отступление. Когда брал электромотор в аренду у товарища – он меня уверял, что на одном аккумуляторе 90А/ч он с тремя друзьями на надувной лодке прошел с ветерком 15 километров. Я поставил на катамаран один аккумулятор 90 А/ч и один аккумулятор снял со своей машины. Ёмкость 105 А/ч. Пройдя 4 километра(широкая пологая часть озера) мотор сказал «кря» и перестал вращать винт с должным усердием. Скорость с бешенных 4 км/ч снизилась до 08-1 км.ч. Ненавязчиво предложил матросам сесть на весла. А грести в таких условиях крайне неприятно. Кислорода не хватает. Заходим в скальную часть озера.
И тут.. грянул гром. Нет, не так. ГРЯНУЛ ГРОМ!!! Такого грома я не слышал никогда. Туча над головой на высоте метров 300 от зеркала озера, в каньонах отражается эхом бурчащий раскат, складывается ощущение, что мы здесь гости незваные, и что нам пора убираться по добру-по-здорову. Включают дождь, затем включают снег, но дождь не выключают. По скалам начинают бежать водопады, что только добавляет грохота раскатам грома. Все еще штиль, по очереди меняемся на веслах, температура падает до 0 градусов. Молю небесную канцелярию не включать обычный для этого времени суток встречный ветер. Каньоны узкие, местами по 50-70 метров. Экипаж «Застреваки» держится молодцом. Орет песни, весело ругается матом, вежливо и своевременно подменяют друг друга на веслах. Творящаяся вокруг кавалькада звуков, водопадов, скал только добавляет бесшабашного веселья. Дружно мечтаем о пальмах и разгоряченных, но не удовлетворенных мулатках, что уже греют наши спальники и готовят еду и тут мы видим лагерь. Естественно ни мулаток, ни пальм замечено не было, но это было уже не важно. До лагеря оставалось всего два километра.
Пройдя зуб Кирсанова(да-да, я дал ему имя) мы вышли на победную прямую. За 300 метров включили встречный ветер, удалось завершить парусный первопроход под парусом в небольшую лавировку. Вытащили катамаран и матросы разбежались по норкам, переодеться в теплое, согреться, поискать мулатку. И весь экипаж просто выключился на 1,5 часа. Я за это время снял аккумуляторы с катамарана, поставил на машину, завел, оставил заряжаться. Залез в спальник и тут пришел Алан и предложил немного водки для сугреву. Отказать ему не сумел. Сумбурное приготовление ужина, отбой.
День 6. Подъем около 7 утра. Сегодня погода не радует ни солнцем, ни ветром. Порывистые шквалы до 15 м/с, все отжимные. Принимаем решение разбирать катамаран и начинать спуск к озеру Иссык-Куль. К 11 утра разобрали катамаран и лагерь, загружаемся, делаем финальную съемку озера с квадрокоптера, начинаем прорыв до долины реки Кёккыя. Прошедшие дожди лишь добавили воды в болота. Травим колеса до 1 атмосферы и опять, третья пониженная, глаза закрыты, газвпол. При выезде из болота в завершающем ручье ухнул в глубокую яму, разбил передний бампер. В принципе, внедорожник должен быть устрашающим. Доезжаем до брода.. а вода еще поднялась. Но делать нечего, рвусь в воду и при прохождении фарватера понимаю, что вода уже заливает капот, а шноркеля-то нет)) ухаю педаль в пол, выскочили. Постепенный спуск до города Нарын, дозаправка, едем на южный берег озера Иссык-Куль, к знакомым дайверам на базу. К 22.00 приезжаем. Ставим палатки. Распиваем бутылку игристого вина. Усталые засыпаем.
День 7. Подъем в 06.00 утра, снимает рассвет, принимаем Иссык Куль. Возвращаемся на базу. На базе есть душ.. Какое же это благо – горячая вода!
Завтрак в 09.00, недолгие сборы, в 09.30 выезжаем в сторону города Каракол(Пржевальск), затем держим путь на погранпереход Каркара, между п. Тюп(Киргизия) и п. Кегень(Казахстан). Около 14 часов дня проходим границу. Отвечаем, что на крыше не гранатомет и не палатка, что там лодка. Отдаем дань киргизам в виде пачки сигарет, а казахам в виде бутылки кока колы. Родина распахнула свои объятия)) Сегодня двигаемся до озера Тузколь. Тузколь - горько-солёное горное озеро в Казахстане, находится на левобережье верховий реки Чарын (Шалкудысу) в Райымбекском районе на юго-востоке Алматинской области. Питание осуществляется только за счёт подземных вод. Расположено в горном обрамлении Кегенской впадины (1959 м над уровнем моря). В ясную погоду с Тузколя видны прямо на юге величественные вершины Тянь-Шаня — пирамидальный пик Хан-Тенгри (7010 м) и правее трапеция пика Победы (7439 м). Около 17.00 прибываем на озеро. Приготовление ужина. Фотоохота на горизонты. Отбой. 3.8. День 8. День восьмой, завершающий. Подъем в 06.00 утра, Хан Тенгри прячется за тучкой. Обидно. Недолгие сборы, около 10 утра выдвигаемся в сторону дома. В районе 15 часов дня прощаюсь с Аланом, Василием и Максимом, мне в Талгар, а им в Алма-Ату.
Совершено парусное первопрохождение высокогорного озера Кель Су, расположенного на высоте 3500 метров над уровнем моря. Пройдено 2130 километров по суше и около 30 километров по воде. Сожжено 285 литров дизельного топлива. Получено очень много приятных впечатлений.