SALACIA, плавание 2017 г.

Планы, планы...

Прошло пять лет с первого плавания на яхте в 2012 г., и появилось ощущение, похожее на то, что было годом раньше после второго лофотенского плавания на "Гринде" (тримаран ФГ-18): куда же теперь? Конечно, по шхерам одной только Финляндии можно с наслаждением бродить не спеша год за годом, но пока еще хочется продолжать "географические открытия", хочется побывать в новых местах.

Не так уж много интересных возможностей остается в радиусе доступности за один летний сезон от нашего домашнего порта Порвоо. Конечно, чертовски интересно было бы все-таки поучаствовать в ирландском (а может, и азорском) Jester Challenge, но почти нет шансов успеть вовремя на старт в Плимуте: надо в середине апреля стартовать. Бррр. Да и ресурсов требуется многовато, не говоря уж о таких вариантах как оставить лодку на зиму где-то в другом месте.

Так куда же? При путешествиях по картам зимними вечерами глаза все чаще стали задерживаться на россыпях островов севернее Шотландии. Викингам на их длинных ладьях — два дня ходу с fair wind от норвежских берегов. У меня, конечно, труба пониже и дым пожиже, но ведь уже был переход через Северное море два года назад. Пусть три или четыре дня, главное выбрать погодное окно, чтобы ветер был хотя бы не встречным и не слишком злым.

Началось чтение, и сразу же возникла тема истории войны, арктических конвоев. Часть их формировалась и шла на наш Север из этих мест, с главной базы британского флота в Скапа Флоу и из залива Лох Эве на основной части Шотландии. Сейчас там есть музеи, стоят памятные знаки. Жива память о том, что мы не враги, а союзники — несмотря ни на холодную войну, ни на теперешние политические завихрения. Была задумка добраться до музея Russian Arctic Convoys в Инверасдейле;.а так как гости из России там не часты, негоже было появиться с пустыми руками. Запасся монетой, выпущенной в 1993 г. в честь северных конвоев (одна из первых "юбилейных" монет новой России: и мы помним).

Лейтмотивом похода стала простая, но берущая за душу песня "Дымки", сочиненная кем-то из наших моряков в годы войны, а потом попавшая под запрет и надолго забытая.

24 мая — 3 июня. Опять мачта!

На этот раз мачта, тьфу-тьфу, не падала. Но, когда кран уже опустил лодку на воду и пришла очередь мачты...


О ужас! На основной ванте левого борта оборваны проволоки в месте прохода через краспицу.
И на левой полуванте тоже, в месте выхода из мачты.

Эх, не зря Калдер пишет в своей книге: "Проверяйте все тщательно осенью, не оставляя это на весну". (После этого похода проверил, и не напрасно. Штаг, на котором уже был заменен верхний наконечник из-за порвавшихся на выходе из него проволок, оказался в одном месте заметно проточен по окружности... винтиком на стыке труб моего штаг-пирса. Придется менять целиком.)

Мачту положили на козлы у причала; хозяин стоянки, видя такую беду, разрешил постоять тут день-другой, пока не починюсь. Увы, найти поблизости мастерскую, где могли бы сделать новые ванты и опрессовать наконечники, не удалось. Только в Хельсинки. 26-го погрузил мачту на лодку и двинулся под мотором в знакомое место, на стоянку в Мери-Растила.


Так и приехал.

Cпасибо Вилье за всевозможную помощь! Благодаря его гостеприимству здесь возник круг знакомых и друзей, можно сказать "Русский парусный клуб Хельсинки". Новая приятная встреча: Александр и Зоя, экипаж яхты "Импульс".


Хорошо сидим, изучаем карты.

В магазинах Class Olsen и Motonet подходящего тросового хозяйства не нашлось, и в понедельник 29-го отправился в мастерскую Vene Oy Bremer, которую теперь могу рекомендовать всем, у кого возникнут проблемы с рангоутом и такелажем. Адрес - Vattuniemenkatu 17, там по лесенке вниз. Это 5 минут пешком от Маритима, следующая улица выше (а на стоянке у Маритима можно на пару часов оставить лодку). Мастер Veikko Pilvi, +358 400 487660.

Поскольку мастерская на другом конце города, метро рядом нет и добираться с пересадками неудобно, отправился своим ходом, на лодке. Все не стоять у причала. Изготовление двух 7-метровых вант из 4-мм троса с установкой наконечников (и еще двух новых на полуванты) обошлось в 150 евро. Ничего не поделаешь, лодке около 37 лет — такелаж свое отслужил.


Проблема решена, осталось поставить мачту. Крепления всех вант сделал снаружи, как обычно было на катамаранах.

Ура! Наконец-то лодка снова стала парусной.

Погода неустойчивая: то солнце, то дождь, то сильный ветер. Днем температура 7-8 градусов, ночью и до 0 падает. Но прогноз обещает улучшение, все дела сделаны. Пора в путь.

4-9 июня. Шхерными фарватерами

Cолнышко, легкий ветерок с южных направлений. Вот только холодно. У берегов вода 10 градусов, чуть подальше 7-8. Стартовал не спеша, в 9:10; к вечеру добрался до стоянки HSK (Helsingfors Sailing Club) Ormholmen и зацепился за крайний буек. Авось никто не прогонит, да никого и не видно — только поглубже в бухте торчит пара мачт. Первые 50 км... Лиха беда начало. Назавтра обещают дожди,

Проспал до полудня, как-то не очень бодро себя чувствовал и решил не мокнуть, посидеть здесь. Разобрал коротнувший разветвитель прикуривателя, благо контроллер панели, к которому он подключен в качестве нагрузки, его отключил; ни один предохранитель не сгорел. Внутри все заржавело, кое-как почистил и починил, но нужен новый. Долго возился с ручным стартером Ямахи, пока разобрался, почему шнурок вытягивался почти весь без зацепления. Перед спуском лодки на воду и при подъеме на зимнее хранение всегда бывает некоторая суета. Сделать бы все неотложные дела, а спокойно покопаться в разнообразном лодочном хозяйстве ни времени, ни желания не хватает: весной на воду поскорее хочется, осенью — домой. Вот и приходится заниматься обслуживанием по ходу дела.

На берег так и не выходил, ничего мне там не надо.

6-го снова ясный день со слабым ветром, только по большей части встречным. Иду на Jussaro. Только отошел, сюрприз: навстречу идет "Импульс"! Его экипаж скорректировал планы, они возвращаются в Хельсинки. Хотели хлеебушка мне передать. но запасов и так полно. Благодаря Александру у меня теперь есть фото "со стороны". К вечеру ветер совсем скис, последние несколько километров прошел под мотором.


На стоянке новости: поставили электрические колонки и теперь хотят 20 евро за день. Через пять минут подошел работник кафе, которое ведает стоянкой, и попросил заплатить. Правда, только 10 (видимо, поскольку еще не сезон), что по здешним местам самый минимум. Но раньше-то можно было и бесплатно переночевать. Из принципа ушел на якорь.


Прогноз на завтра, 7.06: 5 баллов в корму! Попутный ветер упускать нельзя.

Перед островом Hasto Buso случилось в прямом смысле столкновение с финскими ВМС. Вылетает навстречу катер, и ко мне. Нет, паспорта не надо, тут полигон (на карте обозначена режимная зона), сейчас будет fire praktik - чтобы не прилетело ничего по паспорту, командуют свернуть на другой фарватер и обойти остров с севера. Парень с борта прямо на атласе карт показал. Только вот панель моя зацепилась за и релинг и этого стойка не выдержала — слава богу, сама панель цела осталась, а стойку починил. Когда обходил остров, пальба на нем в самом деле велась нешуточная, кроме стрелкового оружия что-то бухало гулко и громко.

Дальше особых приключений не было, с таким-то ветерком к вечеру долетел до Rosala. Когда за диспетчерской башней Ханко поворачивал на фарватер к Аландам, на порывах под двумя рифами прикладывало уже не на 5 баллов, а на все 7. Но это был поворот с фордака на полный бейдевинд, что как раз на пару баллов силу ветра увеличивает. В Rosala все по-старому, все хорошо.

8.06. Каждый день меняется погода! Вчера летел с попутным ветром под ярким солнцем; а сегодня — пасмурно, тихо, неспешный переход по шхерному фарватеру. Тоже приятно. Прошел немного и остановился в Thurso. Очень приятное оказалось место. Заливчик внутри островов, большой причал (в сезон заходит местный паром).. Стоянка под управлением Pida Saaristo Siistina (логотип с тюленьей мордой). Все есть, даже кухонька и стиральная машинка. Место для гриля - не просто место, а газовый гриль стоит. А уж сауна с комнатой отдыха — просто дворец; посетил его вслед за экипажем единственного стоявшего тут катера . Стоянка по идее платная, 17 е, но денег отдать-то и некому: встречают только овечки. То шарахаются, то ходят следом как собачонки, подставляют головы погладить. Пытались и курточку пожевать, хотя травки полно. Наверное, соскучились по людям.

9-го такой же спокойный, иногда в тумане, а под конец при солнышке переход на остров Uto. Здесь две стоянки: первая, причал с буйками, Boathavshotel — 25 е, вторая подальше в глубине залива — 15 е. Там яхтам моно вставать с внутренней стороны большого Г-образного причала для лоцманских катеров. Есть электричество и туалет; рядом маленький магазинчик и кафешка, которые были закрыты. По-моему, эта стоянка даже удобнее, единственно что на ней нет воды. Вода только у магазина, где она платная и недешевая: 2 евро за 10 л. Остров обитаем; поселочек из нескольких домов, хостел для туристов. Аренда каяков, еще что-то. Старый маяк, в котором есть и помещение церкви (открывают для экскурсий). Часть острова занята военными, на вышках крутятся радары.


Пора прощаться с Финляндией. На завтра GRIB дает хороший ветер, а вот послезавтра SE сменится на SW и начнет усиливаться, еще через день картинка выглядит уже и вовсе неприятно. Идти сразу на Готланд на этот раз рискованно, двинусь на запад.


Прогноз на 10, 11 и 12 июня.

11-29 июня. Швеция

10.06, старт в 7:40. 3 балла с ESE, пасмурно (потом понемногу прояснилось), 7°С. Uto с его маяком и вышками постепенно скрывается за кормой, и вот вокруг только пустынное море. Ни яхт, ни крупных судов. Держу курс на шведский остров Storon с маяком Svenska Hogarna; находящийся на краю шхер из множества совсем мелких островков и скал. Примерно на полпути вечером пройду мимо маяка Bogskar, стоящего посреди моря. На чем же он держится, островок там или какая-то подводная опора?



Острова и маяк Bogskar.

Островок, и даже несколько. Маяк стоит на низкой скале, между тем немного восточнее есть более крупный и высокий остров. Вечереет, надо утепляться. Надеваю в дополнение к остальной одежке флисовый утеплитель от куртки. Включаю ноутбук и АИС: ближе к Швеции появились суда, виднеются огни. Одно судно, ISAR HIGHWAY, пришлось пропускать. В 23 часа до цели остается 37 км, а ветер к этому времени покрутился и стих. Выручай, мотор; заодно и аккумулятор подзаряжу.

Иногда ветерок оживает, тогда помогают и паруса. Впереди тучи, и, мало того, начали плясать зарницы. К счастью, гроза так и не накрыла, рассеялась, но хороший ливень нам все-таки достался.

Пока приближался к островам, рассвело. В 4:05 захожу в какой-то проливчик, место прикрытое. Можно отдать якорь — и на боковую. Утром, осмотревшись, перешел на более удобное место, прицепившись к кольцу в скале, а на следующий день даже перебрался к небольшому причалу. Место оказалось небезынтересное: заказник (naturreservat). Через болотистые и неудобные места проложены дорожки; небольшой катерок привозит туристов. Стоит довольно большой дом, несколько сараев, причалы и лодки жителей. Издалека казалось, что на острове стоит многоэтажное белое здание, но это оказались затянутые пленкой леса вокруг маяка, который ремонтировали несколько рабочих. Рядом с маяком обязательная пара старых пушек. А вот маленький домик у тропы, который я принял было за сортир (таковой потом нашелся у самого причала) оказался... букинистической лавочкой. На полке и в ящике лежат книги, все по 10 крон. Банкомат заменяет банка с несколькими монетками и купюрами; выходит, библиофилы тут не редкость, а вот нечистых на руку нет.


Провел здесь и следующий день, пережидая свежий встречный ветер; ушел утром 13-го. NW 3-4 балла, вот это другое дело. Потом обещают усиление до 4-5, а назавтра ветер стихнет и зайдет на запад. Иду в Висбю.

Примерно так все и было. Сначала мешала встречная зыбь от вчерашнего SW ветра; потом — обычная работа: шкоты, рифы, закрутка... Вторая в этом походе ночь в море прошла спокойно, около часа было одно расхождение. Неплохо выспался, сдав вахту авторулевому. В 6 утра до Висбю оставалось 26 км, и тут ветер стал скисать. Как обычно, от него осталась только волна, надоедливо раскачивавшая лодку и трепавшая паруса. За время перехода давление подросло с 995 до 1014 ГПа. Еще три часа старался не упустить легкие дуновения, потом надоело мне это дело и завел мотор. В полдень пришвартовался в знакомой марине Висбю.

Объехал на велосипеде магазины, прикупив новый разветвитель прикуривателя, USB шнурок для GPS и другие мелочи, и решил поменять на лодке второй аккумулятор (Bosh 75Ач) — у него осталось емкость около 10. Жаловаться грех, я ведь его три года назад подобрал на помойке, и сначала он тянул где-то на 20-30 Ач, несколько раз неплохо помог. Аккумулятор на велосипеде не привезешь, и по такому случаю на этот раз воспользовался Шкодой-фелиция, которую в марине можно взять на час бесплатно, прокатился со старой батареей в Mekonomen и привез новую. Понравилось.

Удалось получить в Висбю штамп о выезде из Шенгена, остановив счетчик 90 дней пребывания. В Швеции пограничными вопросами ведает обычная полиция. Конечно, "транзитом по морю" географически буду находиться в шенгенской зоне еще долго, до выхода в Северное море. Приготовился объяснять, что в города заходить дальше не планирую, только в марины или на якорные стоянки, а ночую в любом случае только на лодке.

Но режим предстоящего движения вдоль шенгенских берегов офицера полиции не интересовал. Зато пришлось объяснять, как я попал на Готланд после въезда в Финляндию на машине и о какой лодке речь (тут ведь и большие суда называют "boat") — главное, что не работать пристроился на какой-то пароход, а просто "руссо туристо яхтсмено". Других вопросов не было.

16-го утром двинулся дальше. Погода была хорошей, переход приятным, но затянулся. Ветра были по большей части слабые, крутили; была долгая ночная лавировка вдоль Эланда, пришлось и штилеть. Две ночи в море, и только вечером 18-го встал на якорь недалеко от входа в марину, не попавшую в мою коллекцию точек для GPS. На следующее утро зашел посмотреть. Надо будет добавить это место (Sandhamn) в точки и справочник.

Со свежими силами — вперед! Надо бы идти прямо на Simrishamn, да ветер не пускает, пришлось заложить длинный галс в глубину большого залива между Симрисхамном и Карлскроной. Снова ночной переход с лавировкой, когда удается в лучшем случае подремать урывками. Авторулевой без датчика ветра может вести лодку только довольно полным бейдевиндом, а терять высоту жалко. Стоит настроить курс поострее, через небольшое время при очередном заходе ветра лодку неизбежно перебросит на другой галс. Какой уж тут сон. Но бывают и приятные исключения. Все-таки задремав под утро, в 5:30 проснулся от хлестких ударов волн — ветер посвежел и отошел. Взял один риф, выключил авторулевой, тем самым зафиксировав румпель, подстроил грот, и лодка сама побежала курсом 210°, точно как доктор прописал. К вечеру 20-го добрался до местечка Skillinge, по традиции встал на якорь, благо берег подветренный.

В 5 утра снялся с якоря. На запад! Ветер встречный, но не прямо в лоб, можно идти с небольшими контргалсами. Прохожу Казебергу. Стоят на высоком берегу менгиры каменного драккара, идут по морю яхты — салют кораблю викингов!

Вот и Истад прошел. Не заглянул на этот раз в яхтенный магазинчик Tickel&Tag, не поставил свечку в Колесо Света кирки Святой Марии. Больше чем на две недели отстаю от прошлогоднего графика! Ночевка рядом со Smygehavn снова на якоре. Ночью тихо.

Следующий переход — слабые встречные ветра, шел то под парусами, то под мотором. В час дня — у моста канала Фальстербо, удачно получилось подгадать к подъему, не ждал. Ветер тем временем отошел к югу, и 2 балла потихоньку повлекли нас по Зунду. По опорам моста и бакенам заметно довольно изрядное попутное течение. К вечеру небо заволокло, начал накрапывать дождик. Впереди остров Ven; после нескольких переходов с ночевками на якоре можно и в марину зайти: не помешают душ, электричество и прочие береговые радости. День кончается... пропустил "Uraniborg" (паром из Ландскроны) и в 21:17 пришвартовался в марине Backviken. Наверное, здесь и буду ждать погоду: на завтра GRIB дает еще приемлемый ветер, но потом трое суток в Скагерраке и Каттегате будет вдувать иногда до 8 баллов.


Стоянка на Вене затянулась на четыре дня, так что объехал небольшой остров на велике вдоль и поперек. Здесь три марины: Backvicken c восточной стороны, где я и стою, Norreborg на северной стороне и Kyrkbaken на западной. В Backvicken причал парома, связывающего Вен с Ландскроной. В Kyrkbacken есть заправка дизелем (а вот бензина тут вообще не видно). Norreborg — место наиболее "яхтенное" и, соответственно, дорогое:200 крон (автомат для оплаты). У нас 100 (приходит харбор-мастер, нужна наличка), в Киркбакене не узнал.

Магазин есть в поселочке посередине острова, где-то в 2,5 км. Немного ближе "туристический центр": в здании кирки музей Тихо Браге, а насыпь перед ней — все, что осталось от Ураниборга — его замка-обсерватории (в честь которой теперь называется паром). Один король, меценат, пожаловал аристократу-астроному весь остров в вотчину и денег дал; следующий, более практичный, лишил бюджетного финансирования и послал всю эту астрономию (и самого Браге) куда подальше. Королевская немилость не оставила от Ураниборга камня на камне.

Находившуюся рядом вторую обсерваторию поменьше реконструировали. Но теперь слово обсерватория ассоциируется с куполами, телескопами, огромными антенными решетками, а тут... не то садовый дизайн, не то вход в бомбоубежище. Торчат какие-то крыши из земли, даже сфотографировать ракурса не нашел. И тем не менее, с помощью лишь угломерных инструментов Браге изучил движение планет. Да как повезло! — увидел редчайшее астрономическое событие, вспышку сверхновой, его именем потом и названной. Он сумел провести измерения и понять, что полыхнуло не там, где ходят по небу планеты, а где-то далеко, среди звезд...

Естественно, Тихо Браге — главный здешний бренд. Музей, кафе, сувениры.

Остров сельскохозяиственный, и раньше, и сейчас. Рыболовство какое-то есть (стоят маленькие баркасики, сети какие-то лежат) но непохоже чтобы серьезное, так, остатки. А вот земля — ни клочка бурьянов, все возделано и ухожено. Эх.... Поля каких-то злаков, травы.

Фауна представлена бегающими по дорожкам зайцами и фазанами (с утра, пока туристы на великах не понаедут), есть и скотинка: овечки, лошадки и загон с экзотическими бемби — альпаками. Эти похожие на маленьких лам животинки — дальние родственники верблюдов, причем хорошо воспитанные. Если уж приспичит, плюются только друг в друга. И самую лучшую шерсть дают.


Все бы хорошо, но время уходит. На этот раз хотел идти дальше не по шведскому берегу, а посмотреть другой путь: через датские острова Анхольт, Лаэсо и вокруг Скагена. Прогноз обещал 2-дневное окно, 28-го даже с попутным ветром. Но расчет (даже составлял таблицу, сколько и каким курсом смогу пройти за каждый 3-часовой интервал по прогнозу GRIBа) показал, что хоть и должен дойти до стоянки на острове Hirshholm недалеко от Скагена, застряну там наглухо. Ветер сменится на те же 6-7 баллов с запада. А вдоль шведского берега при сильном восточном ветре еще можно будет продвигаться выше к северу..

В 8 утра отдал швартовы. Как только вышел из-за острова, пришлось взять риф и прикрутить стаксель: ветер довольно свежий, 7-8 м/с. В 11:30 прошел мимо Кронборга; к этому времени ветер уже ослабел и начал заходить навстречу. Чтобы спокойно разойтись с паромами, которые один за другим снуют между шведским и датским берегами, пришлось завести мотор.


Датский берег, замок Кронборг.

Между тем ветер зашел уже точно в нос, появилось и встречное течение. Лавировка никакая. Два часа прошел на моторе, взяв курс на мыс Куллен; потом снова чуть-чуть потянул ветерок. На западе громоздятся солидные тучи, но давление не падает; надеюсь на обещанный ветер с востока.

Тихий вечер. На самом мысу компания ребят не то ловит рыбу, не то просто радуется хорошей погоде после нескольких дней с дождями и сильным ветром. Пройдя Куллен, в 22:15 стал дрейфовать — штиль. В полночь наконец потянуло, потихоньку поехали дальше. Всю первую половину дня легкий попутный ветерок и яркое солнышко, первый раз можно было даже позагорать. Вода и воздух 16 градусов. После обеда начало понемногу раздувать, но этим дело и ограничилось.

У острова Nidingen (нидинги — нелегальные мигранты из этих краев в Средиземье; не то родня троллей, не то измельчавшие трусы и изгои людского племени) засмотрелся на какое-то странное сооружение и едва не вылетел на длинную гряду с камнями между островом и этим самым сооружением. Хорошо, в бинокль заметил там же какой-то трос. Сооружение оказалось ремонтируемым маяком, рядом с которым стояла свайная платформа и буксир.

Вечером ветер снова стих; потом, уже ночью, пришло обещанное усиление, засвистело и завыло. Но Салация уже стояла на якоре под защитой берега острова Valo.

С утра снова рассчитывал предстоящий переход. На большое пересечение отсюда не пойду — рано, далеко, ветер силен и попаду в еще более сильный. А вот вдоль берега идти можно. Дует c E-NE; бакштаг до Vingo (14 км), там есть марина и можно остановиться, если что пойдет не так. Потом поворот на север — и в бейдевинд, уже как получится.

Получилось здорово. Старт в 11:05, летим. На .юге и западе громоздятся тучи, а впереди, на севере и востоке, чисто. Где-то над Марштрандом и солнце проглядывает. Ветер 5-6 баллов, но с берега, большой волны нет. В среднем 9-10 м/с, максимум намерил 13,4. Весело пролетел 40 км и решил остановиться где-нибудь у Marstrand'а. Место известное: курортный городок с несколькими маринами, старая крепость. Острова, проливы — найду где встать.

Финишировал в 17:20; местечко в самом деле попалось славное. У юго-западной стороны острова, на котором стоит замок — прикрытая мелкими островками лагуна с узким входом со стороны фарватера. К воде спускаются какие-то лесенки, рядом дорожка, ведущая к замку. Соседний сарайчик оказался дамской купальней. Увы, в несколько заброшенном состоянии и без купальщиц.


Какие у нас планы на завтра? Принял свежий GRIB. Картина в принципе не поменялась, что уже неплохо, при таких-то меняющихся ветрах. Завтра с утра крепкий E-NE, потом потише, на след. день хорошо, та самая смена ветров. К вечеру штиль и задует навстречу, но отсюда уже вполне успеваю пересечь Скагеррак.

30 июня, 10:30. Облака и солнце, 17°, 1007 ГПа. Здесь, за островом, ветер не кажется сильным, но на всякий случа беру на гроте оба рифа. А стоило выскочить из-за прикрытия, как понял, что не могу нести даже зарифленный грот! Под клочком стакселя и остатком спущенного грота 9-10 км/ч в галф. Выходит, точка невозврата была сразу на выходе из "купальни": ни под парусами, ни под мотором назад не вернуться! Однако, полет нормальный. Высидел за румпелем два с половиной часа; подальше от берега выросла волна и стало укачивать. Еще и куртка промокла — обдавало неслабо, и брызгами от носа лодки, и просто ветром с гребней. Иногда просто как с размаху из ведра. Сполз вниз страдать и дремать на диванчике.

К вечеру стало стихать, вылез и поставил грот: 5 баллов, жить можно. Потом 4, ночью уже 3. Разок АИС сигналил, с запада идет кто-то наперерез, да как шустро — 27,3 узла! Пока туго думал как бы с минимумом усилий и потерь отвернуть — судно само чуть-чуть поменяло курс, аларм пропал. Издалека видна просто груда огней, потом, поближе, разглядел и зеленый огонек. По носу прошел паром SUPERSPEED 2. По выступам на корме показалось, что катамаран, но потом нашел это судно на marinetraffic — нет. Увидеть мой огонек за 5 миль с него вряд ли могли, скорее, радарный отражатель сработал. Это радует.

В общем, все вышло по прогнозу, только ветер поменялся на западный пораньше, в середине дня. Закончился переход уже лавировкой вдоль норвежского берега.

Шхеры южной Норвегии — восхитительные места. Нигде больше нет стольких "зеленых стоянок", на которых обычно найдется туалет, мусорные баки, часто и причал. Отдыхай! После пересечения вечером 1 июля остановился в Oygholmen, простоял там и следующий день. 3-го дошел до о. Helgoya (где оставлен немецкий бункер и артиллерийские позиции), 4-го до Kammershammeren на о. Hille немного западнее г. Мандал.

Эта стоянка оказалась обозначена с ошибкой и на карте Navionics, и в норвежском справочнике. Прошел в самый конец глубокого залива — дорога, дома, причалы местных жителей. Увидел явно заброшенный рыбацкий сарай с у причала из камней, пришваритовался. Нет, не то. Решил вернуться за последний мыс, перед которым виднелась небольшая бухта, это и оказалось правильное место. Вот: N 58deg; 00,11' E 7deg; 22?27'.

Вскоре появились соседи, приятная молодая пара из Мандала на катере. Сказали, что это лучшее местечко в окрестностях города.

На следующий день и я был с рыбкой: вытащил тресочку на пилкер, который в слабый ветер неплохо служит дорожкой. Остановился у маяка Линденес. Как хорошо спрятаться в щель в скалах перед маяком, пришвартоваться к маленькому старому причалу. С утра был почти штиль, но к полудню море разыгралось, верных 6 баллов. Свежий NW гонит с Северного моря валы с барашками, какая-то яхта идет в Скагеррак под клочком стакселя. По уже сложившейся традиции купил домой маленькую баночку верескового меда, посидел в кафе, где есть WiFi. Правда, для стабильной связи пришлось переместиться в кинозал, где на разных языках крутят хороший фильм о маяке и здешних местах.

От Линденеса за 2 дня дошел до Танангера, откуда пойду через Северное море. Первый день, 6-го, сплошная лавировка. Берег за Линденесом суровый: голые скалистые обрывы и острова. Потом, у Listahamn, низкий луговой участок с холмами. Южнее поселка и гавани приметен лесок на возвышенности, темная полоска на горизонте видна почти от Линденеса. Дальше опять начинаются высокие скалы, и уже ближе к Танангеру и Ставангеру берег снова понижается.

Не дойдя до Йоссингфиорда, обратил внимание на еще один узкий проход в скалах и пошел туда. Ветер попутный, полный газ на моторе, и еле зашел — такое встречное течение! Вход узкий, глубина 5 м. Это оказалось устье реки, вытекающей из большого озера Lundevatn. Да тут еще отлив. Если бы приливная разница уровней здесь была не дециметры, а метры, как севернее — здесь творилось бы нечто жуткое, почище Сальтстраумена. Выше расширение, там все тихо... и заселено: поселок Stornes. Нашел напротив него заброшенный рыбацкий причал, там и переночевал.

7-го весь день моросил дождик, тучи, зато дует легкий попутный ветерок. С 6 утра до 8 вечера сделал 105 км до Танангера. Почти все время просидел в каюте, глядя в телевизор — смотрящую вперед "рыболовную" камеру. Поскольку она с довольно яркой диодной подсветкой, ехал "с ближним светом", что было нелишним: видимость то1-2 км, то метров 200-300. Большие суда шли мористее, поэтому АИС не включал, а вот катера и яхты попадались навстречу часто.



Впереди переход через Северное море.Что нам обещают?


Завтра, 9-го - W и SW 4 балла. От Танангера так или иначе надо подняться севернее, так что можно идти на NW.

Потом обещают удачу: антициклон. Когда ветер ослабнет и зайдет к северу, возьму курс на запад. Если же будет встречным... В конце концов, можно пойти не на Леруик, а взять южнее, сразу на Оркнеи.

Продолжение: Острова