SALACIA , плавание 2017 г.

Часть 3. ОБРАТНЫЙ ПУТЬ

Норвегия, Дания, Швеция

23 июля, воскресенье, 8 часов. С утра был туман, но его унес ветерок, и стало ясно. Давление 1018. Здесь, в марине, дует балла 3 с NW. Начинается прилив, сейчас на юго-восток пойдет мощное попутное течение. В 8:22 стартую. Течение в проливе между Мэйнлендом (Mainland) и Шапинсеем (Shapinsay) уже как на реке; скорость лодки 13-15 км/ч.


Переход через Северное море на восток занял неполных 3 суток; в 5:15 25-го пришвартовался на стоянке Gyarhavn, еле найдя свободное местечко.

А до этого... первый день, как ушел от островов, ветер 4-5 баллов гнал в открытом море волну, и к вечеру укачало. Наизнанку. Ночью отворачивал от платформ, стоящих посреди моря. За сутки пути — 196 км / 106 мм. Второй день легче, ветер потише. В полдень душа попросила йогурту. Что-то будет? Ничего, полет нормальный. Третий день вообще, как говорят, "трамвай": галфвинд 3 балла.

Ничего нет прекраснее как подходить на рассвете к норвежскому берегу, над которым встает солнце.

Уж не ошибся ли с местом Николай Васильевич? Не ошибся. Почувствовал магию Большой Воды и нашел слова, чтобы передать ее.

Чуден Днепр... Чудно море при тихом рассвете, когда вольно и плавно скользит лодка, и ничто не зашелохнет; не прогремит. Глядишь и не знаешь, идет ли или дремлет эта величавая ширина, и чудится, будто вылито море из стекла, и голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по всему миру...

Недалеко от берега ветер скис; закончить переход пришлось под тарахтение моторчика. Погулял немного... спать не хочется, эта ночь была спокойной, отдохнул. Пошел дальше узким проливом мимо городка Эгерсунд, потом снова морем. На ночевку остановился, встав на якорь в защищенном молами небольшом заливчике Stapnesholen с причалами местных жителей.

27 июля. Утром можно спать вволю: льет дождь. Давление 1000, упало на 10 ГПа. Но прогноз говорит, к середине дня погода поменяется, главное, ветер станет попутным. И в самом деле, тучи отступают на юг; с северо-запада все ближе голубое небо.

Светит солнышко, весело бежит лодка с добрым ветерком. Редкая встреча: проносится навстречу тримаран. Эх-ма, а ведь завидно! :-) Вечереет. Вот и Линденес, маяк уже включился. Но в море хорошо, попутный ветерок... вовсе не хочется искать стоянку, становиться на якорь. А когда стало светать, принял свежий прогноз, да и пошел дальше через Скагеррак в Данию... и получился самый спокойный и приятный из моих переходов через Скагеррак. В сумерках зашел в порт Хиртсхальс (Hirtshals), это единственное место с яхтенной стоянкой на датской стороне пролива. Придя в обозначенное точкой стоянки место, сразу увидел местечко с краю причала и отлично там переночевал, никому не мешая. Утром оказалось, что это рыбацкая гавань (порт серьезный: паромы, в том числе скоростные, множество рыбаков разных калибров). Судя по мачтам, марина расположена в самой дальней секции гавани, ближе к маяку, стоящему в стороне на холмах.

На следующий день, 29 июля, обходил мыс Скаген. От места старта до финиша в марине Aalbaek недалеко... если по прямой. А по воде... несколько хлебнуть пришлось. Такое уж место. Сначала все прекрасно, попутный ветер, под защитой берега (огромный контраст с Норвегией, тут вид довольно унылый. Бесконечный пляж, западнее есть и высокие обрывы; местами по пляжу гоняют машины).

На подходе к мысу встал на якорь и пообедал. Надо было подождать, так как прогноз обещал заход ветра по часам, на запад. Мыс Скаген — песчаная коса, которая продолжается и в море, несколько километров мелей. Над ними стояла сплошная полоса бурунов: со стороны Каттегата шла солидная волна (дуло с юго-востока 4-5 баллов). Кончались буруны на глубинах 5-7 м, там и обошел подводную косу. Пока шел на восток все было нормально, только картушка компаса мотается между 120 и 150°:, а GPS показывает фактический курс 90, чистый восток. Течение вдоль мыса с юга, из Каттегата. Стоило повернуть на левый галс, на юг — лодка встала. Да тут еще туча с ливнем, а как прошла, ветер выключился, и понесло уже обратно на эту косу со скоростью 3 км/ч. Отдал рифы, раскрутил стаксель. Только присел, опять вскочить пришлось и рифы брать! — снова вдуло, да еще сильнее.

Понемногу все-таки прополз мимо маяка, а около 17 ч. стало лучше: ветер действительно отошел и стал потише, выглянуло солнышко. Прошел порт и марину Скаген, рассчитывая пройти подальше, желательно до небольшого острова напротив Фредериксхавна. Ну, думаю, тактическая ошибка: после обеда надо было еще и поспать часок-полтора! Как раз вовремя и проехал бы. Да... Потом пожалел что в Скаген не пошел. Ветер зашел с SE до SW, а до обещанного W не добрался, т.е. после мыса оказался направлен точно навстречу. И вместо 4 баллов раздуло до 6, да самое неприятное что шквалы. То притихнет, и по волне лодка в лавировку совсем не идет, то вдувает метров 15 наверное. Так и пробивался, промок — хорошо уже тепло, вода 16 гр.

Назад поворачивать жалко, столько усилий затрачено, а вперед — получается, что до ночи могу не добраться и до ближайшей стоянки, Аalbaek. Но тут уже берег поворачивает и начал прикрывать: прижался до глубин 3-4 м и за 6,5 км сделал пару галсов а потом пошел в бейдевинд под гротом с двумя рифами и Ямахой. Выручил моторчик: с ним-то гораздо лучше лавируется

Только надо не жадничать и держать грот нормально наполненным, иначе тут же лодка встает, сам мотор на 4 силы не вытягивает.


Отсюда пошел к Зунду через датские острова Laeso и Аnholt, как намеревался в начале плавания. У берега Laeso ночевал на якоре, на Анхольте уже в темноте зашел в марину, которая оказалась битком набита здоровенными яхтами, парусными и моторными. Второй час, но горят огни, в ресторане играет музыка. Курорт, публика гуляет. Еле нашел уголок куда ткнуться: смотрю, свободный причал, а рядом что-то светится красным. Оказалось, цены на дизель и бензин: заправка. Около нее потихоньку и переночевал (а вот заправиться утром не смог: просто по карточке колонка не работает, а заправщик приходит в 12).

Вокруг обоих островов обширные мели; а на запад-северо-запад идут длинные косы-хвосты. От Laeso с утра был хороший попутный ветер, но весь его потерял, пока в лавировку (ведь почти назад пришлось идти) объезжал эту подводную косу, и потом волокся к Анхольту медленно и скучно. Так что, по-моему, путь вдоль шведского побережья лучше.

Дальше вышла такая история. Рыбки на обед захотелось. Ветер слабый, закинул пилкер-дорожку. И почти сразу кто-то попался. Тащу — две рыбешки! Но больно мелкие, и вид сразу показался подозрительным, кажется в картинках ядовитых рыб попадался (потом нашел, это был малый морской дракончик). Хотел снять с крючка и выкинуть — а он забился да и ужалил палец не то жаберной не то еще какой-то колючкой. Так больно сразу, ужас! Кровь выдавил, йодом залил, сам в рот таблетку тавегила. Палец стал горячий, онемел. Была еще салфетка для ран с лидокаином и хлоргексидином, замотал. Помогло, поныл пальчик часа три-четыре и все. Думал такие гадости только в южных морях попадаются, и вот тебе.

В третий раз встретилось норвежское судно "Lehmann". Первый раз дело было еще в 2008 г. на Ботническом заливе, второй раз в 2014 г. в Скагерраке.Тогда из-за моей растяпистости (ждал что отработает авторулевой) ему пришлось сманеврировать, сделав резкий разворот. Стыдно до сих пор. Ну, теперь-то заранее уступил дорогу. На входе в Зунд судов много. Погода ввсь день отличная, а к вечеру стихло и пошли одна за другой тучи с хорошими ливнями, но без шквалов. Вечером остановился в марине Norrahamn Хельсингборга (Helsingborg), провел здесь и следующий день, 3 августа. Отметил в полиции прибытие в Шенген.


Зайдя на сайт Свена Ирвинда, увидел новость: 8-го Свен спускает на воду наконец-то достроенную новую океанскую лодку EXLEX и проводит первые испытания. Приглашются все интересующиеся, любители малых лодок. Как пропустить, попробую успеть!

Первый день — 5 августа. Свежий бейдевинд, спортивный переход получился. Заночевал в канале Фальстербо. 6-го так же, около 5 баллов, но уже бакштаг. Совсем другие пироги. Пройдя мимо Истада, встретил пробивавшегося туда против ветра трехмачтового немца длиной 47 м с неудобоваримым именем (как аиска показала) GROSHERZOOINELISABET. Двигатель давал ему только 3,8 узла — если бы дуло на честных 6 баллов, не смог бы управляться, пришлось бы ему под ветер уходить.

За два дня и ночь получился беспосадочный переход до Кальмара. Ни магазинов, ничего не нужно было, поэтому встал не в дорогой марине, а под прикрытием лесистого островка около какого-то причала и, видимо, "морского отеля" — апартаментов со своими причалами, впрочем все они были пусты. На подходе есть камни, но со стороны причалов приглубо, и за деревьями при западном ветре прекрасно можно встать.

7-го легкий переход при слабых ветрах, заночевал в чудесном местечке, не дойдя до Вестервика (действо должно было происходить не в самом городе, а несколько ближе, на стоянке и верфи Vastervik Batvarv.

8-го с утра ветер был слабый, шел в основном на моторе, чтобы не опоздать. Выяснилось, что Свен со своей лодкой приедет только в 14 ч., можно было и не спешить. Сказал, что на Ирвинда поглядеть, днем разрешили постоять.

Пока было свободное время, испытал под мотором новый тузик Стефа 240, который пригодился и для съемки первого выхода EXLEX'а. Для такого дела (и как запасной мотор) был взят с собой Сузуки 2,2. Чем мы хуже Вандербильдихи с гидроциклом на шлюпбалке! И правда, бешеная табуретка получилась. Полный газ так и не дал, побоялся. Или транец вместе с мотором норовит под лодку уехать, или нос под воду. Если бы было жесткое дно, точно гидроцикл вышел бы! :-) В мирных целях ставить на Стефаниду что-то сильнее электромоторчика или мотокосилки не советую (Дед Мазай продает ее как гребную, но навесной транец как опция тоже предлагается). Лодочка понравилась. Без фанерных сидений ее вес всего 8 кг. До этого тузиком служил пленочный SeaHawk 3, но пленка стареет: когда привез его домой, пришлось заклеить появившуюся на сгибе дырочку.

С днем рождения, EXLEX!

Наконец, приехал Ирвинд, привез на трейлере EXLEX. Вид лодки ассоциируется с известной песней битлов: Yellow Submarine... (тьфу-тьфу-тьфу!). Об истории и процессе создания этого океанского пикокрейсера можно почитать (по-английски) на сайте yrvind.com. В следующем, 2018 году Свену Ирвинду исполнится 80, и он хочет отметить юбилей плаванием на Экслексе... к антиподам, в Новую Зеландию.

В конструкции и оснастке каждая мелочь тщательно продумана и сделана своими руками.

Ирвинду удалось при вполне байдарочных размерах лодки решить задачу, которая не решена и на больших крейсерских яхтах: разделить сухую жилую зону и выходы наружу не просто люком, а плотно закрывающимся шлюзом с двумя люками, наружным и внутренним. Фактически, обе рубки, основная кормовая и маленькая носовая, являются самоотливными шлюзами. Попавшая внутрь вода сливается за борт, внутренняя каюта при этом закрыта люком. Управление лодкой осуществляется из кормовой рубки. Правда, "спальня" по размеру как место в железнодорожном купе, и капитан крупнее или пузатее щуплого Ирвинда рискует в этих люках застрять.

Сразу же после спуска на воду было проведено первое испытание, довольно жестокое. Ирвинд задраился внутри и погрузчик перевернул лодку. Восстановилась она тут же, воды внутрь попало мало: он только раза три-четыре выжал губку. А вот начальная остойчивость оказалась плохой, аппарат сильно кренился. Понятно, запасов воды и всего прочего на борту еще нет. Были и первые ходовые испытания с кормовым веслом и под парусами, при которых помогал еще один парень. Лавировка с первой попытки не вышла, пришлось воспользоваться помощью катера. Паруса маленькие, из толстенного как брезент дакрона. Два квадратных как крылышки впереди и бизань. На штормовые ветра.



Финляндия

От Вестервика 4-5 дней, а то и неделя пути шхерными фарватерами до края Стокгольмских шхер, потом переход через Кваркен к Аландским островам. Морем без остановок при попутном ветре получилось два дня. Прошел мимо Svenska Hogarna, где останавливался два месяца назад. Работы на маяке завершены, леса с него сняты, и теперь маяк выглядит издалека как фигура гиганта с могучим торсом... на костылях. Этакий памятник одноногому пирату Сильверу.

Остановился на крайнем южном острове Аландского архипелага Lagskar. Знакомая красная каменная башня маяка, бухта с редким здесь пляжем из крупной гальки. Подойдя в сумерках, встал на якорь, а на следующий день, поскольку ветер был южный и волны в бухте не было, подошел к прямо к берегу. На скалах есть пара колец; похоже что края камней стесаны и это место служило причалом при работах на маяке. На самом углу глубина около 1,5 м, для Салации достаточно. Но пришлось завести длинный конец не берег, чтобы лодку не развернуло на камни.




Отсюда пошли обычные дневные переходы шхерами. 12 августа — до марины Sandvik на о. Kokar. Причалил, зашел в магазинчик, а потом встал рядом на якорь.

13-го ночевал на "природной стоянке" Yxskar. Место для гриля, стол, туалет, и даже маленький причал. Но мелковато, и прямо у причала под водой лежит камень. На яхте подойти можно только с краю.

14-го — Rosala, удобное место по пути на Аланды или обратно. Мимо не пройти. Ночевал, как обычно, у причала-купальни напротив марины. На следующий день нашлась удобная защищенная стоянка у берега ненаселенного лесистого острова Blabarskar рядом с фарватером в шхерах западнее Jussaro.

16-го, зайдя в магазин в Баросунде, прошел еще немного и перед пересечением открытого участка (Поркаланселька) остановился у берега на якоре. 17-го в Stora Brando, 18-го — традиционный заход в Мери-Растилу и на обратном пути.


19 августа, на последнем переходе к месту зимней стоянки случился серьезный инцидент. Просто чудом не разбил лодку.

Ветер переменный, то удается долго идти одним галсом, то лавировка. Наконец, в 14 ч. поворачиваю в пролив перед островом Emassalo. 3 балла, иногда 4. Уже недалеко до финиша. Несколько устал. Включил авторулевой и спустился в рубку. Перекус, то да се...И чуть не врезался прямо в скалы на мысу. А ведь был уверен, что спокойно пройду мимо. Тщательней надо...

Спасла последняя линия обороны — сигнал тревоги эхолота. Хорошо хоть после выхода из мелководного залива у Растилы увеличил глубину аларма с 2,5 м до 5,4. Берег у мыса приглубый, подъем дна резкий. Высунул голову — прямо перед носом скалы. Прыгнул в кокпит, скинул рычаг авторулевого и переложил румпель. Какие-то полсекунды все решили, чуть-чуть чиркнул килем и ушел на другой галс, в сторону от берега. Такие вот дела.

Мы дома.

В первую ночь, проснувшись, никак не мог сообразить, на каком борту лежу и куда, черт побери, девался пиллерс, никак не ухватить рукой. Где я?! Ааа... отбой тревоги, диван уже наш.

Надеюсь, и SALACIA будет спокойно спать до весны под тентом на своем pukki, положив киль на толстую доску.

Что почитать-посмотреть:

По мореходным делам

Visit My Harbour
Британские марины по регионам. Карты, фото, описания и комментарии. Таблицы приливов, атлас приливных течений.
Welkome Anchorages
Ежегодный бесплатный справочник по маринам Шотландии и Северной Ирландии. Можно смотреть онлайн или скачать pdf, в шотландских маринах бывает доступен в виде журнала.
Sail North Scotland
В основном ссылки на другие ресурсы
Lerwick Port
Orkney Marinas
Erik Aanderaa, канал на Youtube
Викинг из Хаугезунда, ходит на Шетланды даже зимой и снимает видео с дрона.

О полярных конвоях

http://arcticconvoys.ru Братство полярных конвоев
Общественная организация "Полярный конвой" (С.-Петербург). Мероприятия, экспедиции, фильмы.
RACMP
Russian Arctic Convoy museum project. Музей у Loch Eve (Aultbea), воспоминания ветеранов, магазин книг и сувениров.
Музей ленд-лиза
Музей в школе № 1262 Москвы. Увы, бывший - закрыт, технику вышвырнули на улицу.