Сергей Жиленко

"Selena" снова в пути. Онежское соло

Первоисточник и обсуждение - см. форум КиЯ.

Вот и состоялось наше очередное путешествие. На этот раз я был один, вернее, нас было двое: я и Селена.

С 1 по 13 июня мы совершили поездку в Карелию,на Онежское озеро. В рамках этой поездки было совершено семидневное ознакомительное плавание по Озеру, а также была напряженная сухопутная часть.

Водная часть путешествия включала в себя проход по Кондопожской губе, пересечение Большого и Малого Онего с выходом на восточный берег — всего около 270 км пути. Попытаюсь обо всем этом рассказать.

Для тех, кто забыл или не знает про крошку Селену, напомню ее предыдущие походы:

Заканчивая прошлогодний отчет, я немного слукавил, когда сказал, что не знаю следующий маршрут. Он был очевиден. Добрался до восточного берега Ладоги — до Онежского озера осталось недалеко. Дорога протоптана. Но! С самого начала я побаивался этого водоема. Север Ладоги уютен и безопасен своими шхерами. Всегда можно при ухудшении обстановки нырнуть меж островов и там переждать. Онего не такое. На карте водоема сразу бросается в глаза длинные и относительно узкие заливы — губы.Это подразумевает, что ветра разгоняются в них как в трубе, а наличие препятствий в виде небольших групп островов делает ветер порывистым, дерганным, с неожиданной сменой направления.

Еще можно добавить серьезные препятствия в виде хаотично разбросанных в воде крупных камней и каменистых отмелей — луд.Зачастую расположение этих луд трудно предугадать: могут идти не в продолжение острова, а перпендикулярно, причем ничем себя не выдавая. Нарывался на такое: обнаруживал каменистую мель уже когда по ней перо руля "отработало". Огромную помощь оказали морские (навигационные) карты Онеги, скачанные с САС-Планеты. Но восточного берега на них не было, там я и нарывался.

Насчет убежищ. Отдельные группы островов могут и не быть безопасными. Длинные, узкие и каменистые.

Вот это все я видел по картам и описаниям на форуме. И все это мне внушало уважение и некий трепет перед водоемом.

Возник вопрос — а где же сбрасываться? Нужно первоначальное укрытие: спустить, вооружить лодку и немного на ней походить,"набить руку" после зимнего перерыва. Тоже проблема. Восточный берег с поселком Шальский вполне подходил, но не с кем связаться и обговорить.

Западный берег — сразу напрашивается Петрозаводск. Есть яхт-клубы. Можно заранее созвониться. Но уж больно открытая Петрозаводская губа: прижмет с озера и просидишь на берегу отпуск. И еще одна "проблема". Вы только не смейтесь! Я никогда не швартовался к причалу и не умею этого делать, никогда не стоял в яхт-клубах. Мою лодку и так встречают с долей иронии и недоверия, а если бы я метался на ней по акватории яхт-клуба, круша все на своем пути, все были бы в шоке от такого постояльца. Петрозаводск мне совсем не подходил. Стал искать базы отдыха на берегу. Нашел две подходящие в Кондопожской губе: одна в поселке Янишполе, в крохотной и абсолютно защищенной бухточке. Но оказалось что у них негде оставить машину на хранение. Другая база в поселке Суйсари. Готовы принять. Есть слип, охраняемая стоянка, место тоже защищеное. Ну вот уже и зацепочка есть. Только вот целая губа остается позади — как то неправильно.

И я прибегнул к помощи нашего форума. Обратился за помощью к нашему коллеге-яхтсмену из Кондопоги с ником Лев Николаевич. Он и "в миру" Лев Николаевич Портяной, капитан яхты "Госпожа Разлука". Вот так и познакомился с хорошим человеком. Он сразу же откликнулся. Сказал, чтобы я приезжал к ним в город и что все вопросы помогут решить. Так я нашел еще одно место для базирования, которым впоследствии и воспользовался.

Итак, место начала плавания определилось. Маршрут тоже примерно прикинут. Хотелось дойти до кижских шхер или даже до восточного берега. Ну а в целом просто походить по Озеру вот так — один на один.

И Онего позволило мне это сделать.


Общий трек.

Путешествие планировал на июнь. В связи с сухопутной частью выезд был назначен на 1число. 2 июня приезд на место, 3-го свободный день для подготовки лодки. 4 июня мне нужно было быть в Петрозаводске, ну а в понедельник 5-го — в плавание на неделю! Вот такой расклад и ни шагу в сторону! Начал отслеживать прогнозы погоды. Не радовало! Днем не выше 8-9 гр., а ночью +2+3гр. И дожди. Бррр!!! Похоже, не только лето запаздывало, но и весна не очень торопилась. Хорошо хоть лед сошел! Набрал с собой теплых вещей.

Как обычно в последний месяц подготовочная суета. Все казалось что-то не успеваю. Из полезного: подготовил два места под солнечную панель. На корме сделал специальную стойку под нее и для перевозки мачты. Второе место на рубке, между поручнями, впереди входного люка. Провел проводку с обеих мест в рубку к электроблоку. Сделал два якоря. Один — данфорт "непотеряйка" (рабочий получился) и Курбатова (вызывает сомнение). Оба около 3-х кг. Что-то, как обычно, не успел, но это все второстепенно.

Отдельно про картографию. Говорил выше, что очень помогали морские карты, залитые в Гармин.

Прибор в очередной раз поиздевался надо мной. После прошлого похода я все-таки сумел с ним справиться и соединил архивные треки. Но,просматривая карту Онежского озера, с удивлением обнаружил что на ней нет ни одного острова, кроме о.Суйсари, а только коренной берег. Название острова пишет, а контуров нет. Я в легком шоке! А как же по нему идти? На Ладоге все показывает, а на Онеге нет ничего. Обратился в службу тех.поддержки Гармин. Ответили,что он вроде должен показывать, но не обязан, а карту они могли бы мне продать.

Скачал с "САС-Планет" морские карты центральной части озера хорошего разрешения. Но восточного берега не было. Файликов получилось много, а прибор принимает только около 50 штук. Пришлось немного подредактировать и записать на две карты памяти. Получились западная и центральная части карты. В процессе движения менял их местами. Дополнительно подробные топо и спутниковые карты были в навигационной программе в планшете, но он на ходу бестолков: на солнце ничего не видно и воды боится.

Вот кратко о подготовке.

На этот раз поехал через Москву. Через нее путь короче и по городам петлять не нужно. Ну а МКАД как нибудь переживем.

Рано утром разбудил спящую у себя в гараже Селену, погрузил оставшееся имущество и в путь! Буквально через 40 км проехал атмосферный фронт, начался дождь.И он не прекращался практически весь день.

Встреченные ремонты дороги сильно не задержали, прицеп вел себя идеально и к 15 часам я подъехал к Москве..Ведущий Авторадио радостно вещал, что МКАД стоит и в Люберцах и в Химках, пробка 7 баллов. Медленно полз под дождем, лавируя среди чадящих фур. Два часа полз до Химок. После съезда на Ленинградку свои пробки. Тем не менее, к 22часам я проехал 950 км.и оказался под Выдропужском (нравится мне это название).


Так как ехал один, то гостиницы отпадали. Разложил заднее сиденье и там устроил спальное место. Под утро окоченел, всего +3 гр..До меня стало доходить, куда я еду и что сопли могут быть не только в жидком но и в твердом состоянии. Завел машину, отогрелся и в путь. После съезда с М10 на Волхов наконец-то пошел первый летний снег. Хоть и недолго, но впечатлило!

И еще мне посчастливилось здесь проехать по интересному месту, тщательно сохраняемому местными властями в первозданном виде. Это место называется "в хлам убитая дорога". Отрезок небольшой, всего 3км. Но зато какое качество!!! Если вы жалуетесь на дороги в своем регионе, рекомендую посетить этот аттракцион. Незабываемо. Мне даже первой передачи было много, так и ехал на полувыжатом сцеплении, причем прицеп жил своей жизнью. Асфальт хаотично изрезан огромными трещинами с резкими кромками, обочины практически нет. Я в восторге!!!.

Ну а в целом дорога прошла хорошо.

После Лодейного поля заметил что изменился пейзаж. До этого лес был зеленым, а потом листва стала исчезать, пока совсем не исчезла! Почки только набухали и леса стояли голые. 2 июня в 17часов я проезжал Петрозаводск .На спидометре 1700км. Оставалось совсем немного.

Еще до поездки, когда созванивался со Львом, он дал мне телефон своего товарища-яхтсмена. Зовут Владимиром. У него своя земля на берегу залива в городе и он готов был меня принять. Созвонился с ним, ну и я на месте. Познакомился с Владимиром . Яхтсмен, но своей лодки нет. Постоянный участник регат в Карелии в составе экипажей других лодок. Даже зимой не забывает парус, занимается кайтингом .Свой участок вместе с друзьями-яхтсменами потихоньку превращает в небольшой яхт-клуб. Длинный крутоватый спуск, отсыпанный щебнем, выводит к ровной площадке перед водой. Берег заделан бетоном и укреплен металлом. Получилась не совсем еще готовая причальная стенка. С краю этой стенки сделан слип из бетонных плит. Здесь же у воды на берегу стояли три яхты: две спортивные с длинными килями и "Госпожа Разлука".

В Кондопоге еще не наступил сезон. Я приехал его открывать!

Владимир предложил переночевать у него,но не хотелось напрягать хозяина.Вдвоем мы спустили Селену на воду. Я кое-что перегрузил из машины и под мотором отправился за город на ночевку.

Немного был не в себе от окружающего. Усталость от дороги, пасмурное небо, холодный ветер, накрапывающий дождь и голые деревья — все это производило мрачное впечатление. Еще какие-то пеньки торчали из воды. Забился в небольшой залив, растянулся вдоль берега и стал готовить лодку к ночевке.

Постарался успокоиться (хряпнул немного колдовства, не забыв поделиться с озерными богами) — вроде пока все по плану. А что будет завтра, то и будет.

Ночь прошла нормально. Под утро на улице было +3гр..Спал в спальнике в тонком термобелье и носках — не замерз. Нужно было еще шапочку одеть. Утром долго возился с завтраком, а потом с лодкой — налаживал быт. В планах на сегодня сходить на лодке к кондопожской церкви на другом берегу залива, примерно километра 3. Привыкнуть управлять лодкой одному, потом вернуться на базу. К церкви шел под парусом, пробуя разные комбинации парусности. Пристал к берегу возле самой церкви. Никого нет .

Церковь Успения Пресвятой Богородицы построена в 1774 году уже на закате деревянного зодчества. С тех пор не перестраивалась, но несколько раз в советское время реставрировалась..Летом, по православным праздникам, в ней проводят службы. А в обычное время это музей.

Хорошо, что никого не было. Я присел на ступени, прислонился к шершавым старым бревнам и загляделся вдаль, ,думая о своем. Было о чем подумать-завтра предстоял тяжелый день.

Возвращался обратно под мотором — ветер был встречным.Погода чуть наладилась. Вместо сплошной облачности-разрывы в облаках, проглядывало солнце. Иногда налетала серьезная тучка и даже со снежной крупой или градинками.

На берегу меня уже ждали. Лев пришел заниматься своей лодкой, заодно и со мной повидаться. Он помог мне пришвартоваться. Ну вот теперь и с ним познакомились! Разинув рот, я рассматривал его лодку, а он с сомнением косился на мою. Залезли по приставленной лестнице к нему на лодку. Лева занимался в машинном отделении движком, а я с удивлением рассматривал лодку. Неужели он эту махину построил сам?! Да, сам!

Потихоньку завязался разговор. Когда люди что-то делают своими руками, всегда тема для разговора найдется. Моя лодочка хоть и поместилась бы у него в кают-компании, но тоже требует внимания и постоянно чего-то на ней делаешь .Я даже представить не могу на Левиной лодке масштаб работ!

Потом Лев предложил съездить к нему домой на ужин, потом устроил небольшую экскурсию по городку. А потом сходили в гости на Селену. В общем, вечер прошел хорошо! Лев пообещал ,что к моему возвращению из плавания спустит на воду "Госпожу Разлуку". Вот тогда и посидим на ней, за столом. На том и расстались.


День Х

Подъем в 5 утра. Позавтракал приготовленным с вечера компотом, собрал необходимые вещи и в путь. Мне нужно было быть в Петрозаводске не позднее 8 часов утра. Приехал даже раньше. Нашел где встать в центре и немного отдохнуть до 8 часов.

Пора раскрыть цель поездки и серьезное отношение к ней.

Если заглянуть в мой профиль на форуме, то в графе" интересы" можно увидеть всего два слова. За этими словами скрываются два огромных, ярких мира: мир путешествий и мир бега. О своих путешествиях я вам рассказываю здесь. В этот раз сошлись вместе два моих увлечения. Бегать я начал довольно поздно, в 45лет. В 47 лет пробежал первый марафон, в 49 лет первый раз вышел на сверхмарафонскую дистанцию.

Зимой, просматривая на беговом портале календарь забегов, обратил внимание, что в Петрозаводске 4 июня проводится Первый Петрозаводский марафон. Я не устоял перед искушение, поэтому и сдвинул поездку на начало месяца. Заранее прошел регистрацию, оплатил стартовый взнос. Осталось только в день старта получить стартовый пакет. Ну и чтобы ничего не случилось. Но без этого ведь никак ! Дней за десять, на даче, у меня сильно прострелило поясницу. Хочу добавить,что бегать я начал уже с определенным багажом болячек. Самая любимая из них — остеохондроз шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника. Так что иногда такие сюрпризы случаются... Жене пришлось делать мне укол, gотом мазью отмазывался. Удалось немного восстановиться и даже сделать "длинные работы" Но все равно беспокойство было. Двое суток за рулем и холодные ночевки тоже здоровья и сил не прибавили. В общем было о чем подумать перед стартом.

Организовали хорошо! Нашлись спонсоры, активисты, подключилась администрация города — получился городской праздник спорта. Где нужно, ГАИ перекрыло движение. Было много волонтеров. Ну а нам бежать! На полумарафон вышло 150 человек, на марафон чуть меньше 50. С трассой правда намутили: много поворотов, смена покрытия, ощутимый подъем и встречный ветер на набережной. И так 4 круга.

Тем не менее прошло все замечательно! Из 40 марафонцев-мужчин,16 место.А в моей возрастной группе первое. Время на финише 3ч.38мин. Для незнакомой трассы с такими выкрутасами очень даже ничего! Остался доволен! Спонсоры поставили бани- бочки для участников забегат— с удовольствием попарился!

Но на этом сухопутная часть не заканчивается. Есть продолжение.


Еще дома продумал, как интересно провести оставшуюся часть дня. Всякие памятники рассматривать неинтересно, просто гулять по городу тоже. И так около 4 часов бегал по интересным местам. Нашел в интернете ссылку, что в Петрозаводске есть Морской историко-культурный центр "Полярный Одиссей". Нашел его сайт, почитал — лучше для посещения не придумаешь! Ну где я еще смогу посмотреть и потрогать настоящие, как в старину, парусные корабли. Раз были в Петербурге на экскурсии — специально ездили смотреть на "Штандарт". Я по нему налазился с таким удовольствием!

Нашел, где находится центр. Заранее об экскурсии не договаривался. Думал, просто с берега посмотрю, поснимаю. На берегу стояло недостроенное судно, а у причала покачивались НАСТОЯЩИЕ парусники. Пока я их рассматривал подошел мужчина и поинтересовался, что я хотел. Как оказалось, он капитан поморской ладьи "Святитель Николай". Пригласил на борт. Спустились в кают-компанию. Очень уютная. Подвесные столы, даже камин есть! Угостили чаем, поговорили, рассказали друг о друге. Девушка-экскурсовод устроила мне небольшую экскурсию по палубе,мрассказывая о судне.

Я не стал их надолго отвлекать — готовили суда к навигации. Да и мне пора было возвращаться. Поблагодарил за чай, извинился за нежданный визит и попрощался. Возвратился на базу, приготовил ужин и немного отдохнул. Потом пришел в гости Владимир, угостил пивом. .Просидели, проговорили до полуночи. Он рассказывал о походах на Белое море, о парусных регатах. О чем-то спорили, обсуждали. Я даже не ожидал,что день так удачно и хорошо может пройти!

Ну вот я и закончил все земные дела (в смысле сухопутные). Пора к дальним островам на горизонте. Завтра в плавание!

День первый

После полуночных разговоров встал поздно, около 8 часов. Пока прособирался... Вышел в 10ч. Под мотором миновал порт и потом уже поставил паруса. Небо в облаках. Проглядывает солнце .Ветер рваный, юго-западный, 4-5 м.с,в порывах до 8-9 м.с.. Полный бейдевинд, галфвинд. Грот зарифил на одну полочку. Пока не знаю как пойдет: первый раз один. Отсутствие второго члена экипажа ощутимо. Хорошо волна небольшая: 0.1-0.15м.

Лодка разгонялась до 9 км/ч. Когда слишком кренило, пробовал пересаживаться на комингсы палубы и откренивать, но лучше было приводиться или потравливать гика-шкот, сразу лодка выравнивалась. Потихоньку пообвыкся, почувствовал лодку, немного успокоился. Температура воздуха днем не превышала +8гр.

С хорошим ходом прошел почти всю Кондопожскую губу. Даже исхитрился на ходу перекусить.

Чуть не доходя острова Юлькин ситуация стала меняться. Появилась волна с озера и ветер зашел оттуда же. Пришлось идти в лавировку. Целью была северо-западная оконечность о. Суйсари, там две глубокие и узкие губы. Одна так и называется Глубокая, а вторая почему-то без названия. Про них подробно рассказывал в теме про Онежское озеро на форуме коллега Лев Николаевич.

Я наметился в безымянную. Пока лавировался — интересные наблюдения. На открытую воду уходишь — ветер холодный, без запаха, а когда к острову приближаешься, ноздри наполняет теплый, с ароматами леса, воздух. Очень резкий контраст!

Возле острова ветер и волна стихли. Убрал паруса и завел мотор. 18 ч. вошел в губу, осмотрелся и пристал к берегу. Вышел на берег немного размяться. Природа только начинала просыпаться от зимней спячки.

Не зря ветер порывистым был: менялось атмосферное давление, погода улучшалась!

Итак, первый день заканчивается. Пройдено всего — 42.5 км. Из них под парусом — 38 км..


День второй

Подъем в 7 часов. Заметил, что на утренние дела уходит полтора часа. Нужно улучшать! Погода замечательная! С выходом не стал торопиться. Занялся закруткой стакселя — плоховато работала. Затем установил на рубку солнечную панель, здесь ей и место. Только чуть повыше поднять нужно будет.

В 9.30 вышел под мотором. Обогнул северный мыс о.Суйсари и решил протиснуться между островом и узкой ,длинной скалой Интересное место, но без нужды туда лучше не соваться. Узко, в воде упавшие деревья. Вышел на большую воду. Поставил паруса. Несколько раз сменил галс, чтобы подстроиться под ветер.

Ветер слабый 2-3м.с, юг-юго-запад. Скорость лодки тоже небольшая - ок. 4км.ч. Прошел маяк Березовец, справа остались Шардоны. Я на просторах Большого Онего. Где-то там, на горизонте, в дымке моя цель — пролив Пиче-Сельга, но до него несколько часов пути. Пригодилась китайская игрушка — по ней и держал направление.

Над озером ни облачка. Все облака размазаны вокруг по горизонту. Температура около +8-9 гр. Возле пролива встреча. Разошлись параллельными курсами. .Жаль не знаю кто это, попросил бы мое фото под парусом: ни разу не видел себя со стороны.

К 18 часам вошел в пролив под мотором. Насчет камней и фарватера не знаю. Там рыбаки сетей понаставили и руководили моими действиями: "Ты туда не ходи, сюда ходи, а то снег башка попадет, больно будет". Прибился к крохотному островку в камышах третья ночь 1.jpg . В шхерах жарко +22-25гр.,за переход лицо обветрело и загорело.


За день пройдено всего — 41 км, под парусом 30 км..

День третий

Сегодня придется помоторить. В шхерах не до паруса. Заготовил с запасом смесь для движка и вперед.Осторожненько,не высовывая нос на фарватер .А не то... раз... , или еще хуже, "Метеор". Вне фарватера свои "прелести": то камни, то мели, то сети. Места пошли обжитые. Плыву, никого не трогаю. А моторчик потихонечку глохнет и ход теряется. Не пойму в чем дело. Пытаюсь его завести и не могу провернуть. Оказывается, веревок нахватал. Пришлось моторчик снимать и веревки срезать. Беспокоился о проходе под ЛЭП, но с моей мачтой вполне безопасно.

Неожиданно быстро вышел на южную оконечность о. Кижи. А что дальше? Высаживаться на него особого желания не было — лодку оставить не на кого. Да и слоняться по острову среди туристов не хотелось. Обошел его с юга и попал в небольшой заливчик напротив главной достопримечательности.."Припарковался" к плавающему бревну и пообедал с шикарными видами .Чуть правее одетые в национальные костюмы артисты исполняли для туристов старые песни.

Время было около 12 часов. Впереди еще половина дня! На картах северо-восточнее Кижей есть группа мелких островов Уймы. Интересно было посмотреть на них. Завел моторчик и отправился дальше. Прощайте, Кижи.

Кстати о моторчике. Стал вызывать беспокойство: cбрасывает обороты. Ползунок газа или воздушной заслонки подвигаешь-вроде восстановится. Стал даже глохнуть. Снял его, проверил свечу, слил из карбюратора немного смеси (может, грязь скопилась). Проще говоря, "по колесам постучал, лобовое стекло протер". Завелся. Поехал дальше. В самые дебри островков не полез, ,прошел краем. И вот я вышел в Малое Онего. Ветер Север-северо-восток , 3-4м/с, волна небольшая. Прикинул скорость и расстояние до восточного берега — вполне реально. Подальше от берега волна увеличилась: 0.4-0.5м, ветер 4-5м.с. Грот зарифил — так спокойнее.

Хорошо прошел!

Чуть не доходя до берега ветер скис, а волна осталась. Под мотором не очень! Да и в навигаторе уже карт не было. Периодически заглядывал в рубку на планшет. Вышел на губу Каттаси севернее скалы Пертище. При входе к губу интересный объект: Конь-камень. Торчит над поверхностью воды огромная глыба. Не хотелось бы с тем конем повстречаться! Зашел в губу и забился поглубже. Дно песчаное, редкие камни и поваленные деревья. На берегу дикий лес. С озера доносился шум прибоя и доходил накат. Пейзаж дополняла старая разбитая лодка.


Ну вот и восточный берег Онего!


Пройдено всего: 40.5 км, из них под парусом: 20 км..

День четвертый

Проснулся рано от тихого и равномерного постукивания в борт. В иллюминаторы ничего не видно. Пришлось вставать .Как некстати биотуалет оказался полным. Нужно будет и им заняться. Работа на утро определилась. Кто стучался ко мне, тоже нашелся: прибившееся на волне бревно. Переделал все дела и в путь. В планах возвращаться к западному берегу через южную оконечность о. Б.Климецкий. Вышел на озеро. Погода солнечная, ветер с берега и чуть севернее, 3-4 м.с..Поставил паруса бабочкой и в путь. Но не надолго. Подальше от берега ветер скис. Слева по борту маячили острова Унойские уймы. Вспомнил что писали на форуме о о.Лукостров и церквушке на нем. Решил посмотреть На гармине этих карт не было — плохо! Посмотрел на планшете и потарахтел на моторе. Ох уж эти каменистые отмели! Прохожу северо -восточную оконечность Лукострова на малых оборотах. Все ровненько, и вдруг перо руля затарахтело по камням. Резко ухожу в сторону .В воде видно каменистую гряду!

А какой замечательный внутренний заливчик у острова.Глубина 1-1.5,песчаное дно-эдакая большая песочница! Там наверное в июле хорошо. Иду дальше. Проходя южный мыс острова боковым зрением ловлю что-то такое в лесу. Присматриваюсь — нашел!

Забытые храмы России

Да, это она. Подходов не видно, лес. На всякий случай обошел остров с юга. Там опять каменная гряда! На другой стороне южного мыса поляна и на ней большой дом. Судя по всему нежилой. Церкви не видно. Вернулся на восточный берег мыса, там и пристал к берегу. Вода чистейшая, так и манит к себе. Прогретый на солнце лес источает аромат сосны. Углубился в заросли, и буквально метров через 30 натолкнулся.

Церковь Илии Пророка и Трех Святителей построенная в 1793 году. Позади колокольни еще одно здание ,но в гораздо худшем состоянии. Рядом захоронения. Некоторые могилы не заброшены — приезжают родственники. Захоронения не позднее 60-х годов прошлого века. В помещении колокольни в углу прибит небольшой столик и на нем в целлофане лежат молитвы. Все это огорожено остатками забора, или даже стены из бревен,но все сильно обветшало. Видно, что стены ограждения были усилены квадратными срубами, как в крепости. Грустно было видеть эту разруху. А ведь когда-то кипела жизнь! Пошел обратно к лодке. Неожиданная встреча на тропинке! Поздоровались и аккуратно разошлись друг с другом (а кто это был?)

Время уже 13 часов — пора собираться. Пообедал и вышел в озеро. На воде рябь, потянуло ветерком до 5-6 м.с. Поставил паруса и вперед. Солнечно,но прохладно. Сидел укутавшись: как говорится, "жар костей не ломит".

Ближе к Климецкому ветер зашел в корму-развернул паруса бабочкой.bВетер все тише. В заливе Конди около 5 вечера окончательно стих. Много камней и луд! Хорошо на Гармине уже карта появилась. Пошел под мотором. Сначала целился на мыс Широкий Наволок . Пока тарахтел под мотором, справа, в глубине залива Конди, на берегу видел церквушку. Далеко,но она под солнцем светилась белым пятнышком. Решил утром сходить к ней.

Сменил курс на мыс Кавин нос и порулил в губу Старый монастырь. Слева у в хода в губу старое затонувшее судно. Зашел поглубже в губу и встал у берега на якорь. Дно-каменная плита с разбросанными камнями. Вода чистая.


19 часов. Все, Переход закончен. Пора отдыхать!

Пройдено за день 48 км, из них под парусом 31 км.

День пятый

История южных окраин о. Б.Климецкого тесно связана с историей Климецкого монастыря. Он был основан Ионой Климецким приблизительно в 1520 г. в месте, которое на картах называется "урочище Клименницы". Окрестные земли были подарены царем Иваном Васильевичем монастырю. Исконные земельные владения у монастыря были в Нятиной губе. С востока эту губу прикрывал мыс Кавин Нос. Согласно преданиям на этом мысу был небольшой монастырь. Потом братия перешла в Климецкий монастырь. Позже в описаниях на этом месте была часовенка св. Николая. На старых картах этот мыс назывался Старый монастырь. Видимо, это название и перешло на губу.

Этот заливчик мне понравился. Солнечное утро, сосны на берегу, чистая прозрачная вода.Тянул с отходом. Немного поэкспериментировал с якорями. Угораздило меня якорь Курбатова сделать! Немного улучшил рифление грота. Теперь заднюю шкаторину можно подтягивать с обоих сторон гика. Пора выходить .Под мотором до той церквушки, которую видел вчера, минут сорок.

В путь, в урочище Конди. Залив был как зеркало

Подходы к берегу тяжелые Каменные мели. Хорошо что уровень воды повыше и погода спокойная. На спутнике хорошо видно отмели. А вот кусочек морской карты.

Пришлось сменить тактику подхода. Поднял перо руля, развернул мотор на реверс и на малом газу кормой продвигался. Внимательно следил что впереди — если что, то сразу мотором отруливал.

Урочище Конда не менее старое чем Климецкий монастырь. По писцовой книге 1563-1566 гг., на юго-восточном побережье острова находилась деревня Конда (мой город-Пенза основан в 1663г.). Позже указывалось ,что в ходе Ливонской войны разорению подверглись и отдаленная деревня Конда и Климецкий монастырь. Но, судя по всему, деревня была не монастырской. В более поздних писцовых книгах указаны три монастырские деревни: Рокса, Осиповщина и Нятина Губа.

Интересно: какая-то деревушка на отшибе и вдруг каменная церковью.Явление довольно редкое в краях, где много леса и развито деревянное зодчество.

Церковь Параскевы Пятницы построена примерно в 1849-1862 гг. Расположена необычно: практически у самой кромки воды. Сейчас находится в плачевном состоянии. Она практически потеряна! От деревни тоже ничего не осталось — все запахано, даже кладбище при церкви.

Дошел под мотором до южного мыса острова. В проливе потянуло попутным сквознячком 2-3 м.с. Поставил паруса бабочкой — ход примерно 4-5 км.ч. На траверзе урочище Клименицы. На берегу видна бурная деятельность. Чем именно занимаются не знаю, приставать не стал: слишком суетно.

Часа через полтора ветер исчез. Полный штиль. Вода превратилась в голубое зеркало, горизонт в дымке. Солнце припекает. Обветренное и загорелое лицо начинает шелушиться, больно. Приходится устраивать "маски-шоу" Тарахчу под мотором и развлекаюсь как могу: слушаю радио; разговариваю с Селеной; свесившись за борт, наблюдаю, как бежит вода.

Боялся ,что при пересечении судового хода могу нарваться на "рычащее исчадие ада" — Ракету (или Метеор). От них рев на все озеро. Повезло — не встретил!

К 17 часам подошел к Шардонам. Прошелся между островов — довольно заселенные. Капитальные домики с верандами. У одного из них причалена большенькая лодка с мачтой и парусами. На другом острове тарахтит возле дома бензоагрегат. Так и засыпал под его тарахтение.

Нашел крохотную бухточку и растянулся меж берегов. Сошел на берег, немного побродил. День заканчивается.


Пройдено за день 45 км, под парусом 7.5 км.

Опять поспать не дали! Совсем водоплавающие распоясались. Сделал утренние дела и вышел в озеро. Вот кто вечером гремел и лязгал железом! Немного помоторил, гоняясь за ветром. Потом он сам меня поймал с кормы. Расправил паруса и пошел к проливу Суйсари. Позади остались Шардоны. Мне почему-то вспомнилось (кто постарше ,должны помнить — "Карнавал")

До свидания сон!

На фордаке втягиваюсь в пролив. Ветер 2-3м.с ,скорость достигает 7км.ч.. Проскочил не задерживаясь поселок Суйсари. При таком ходе могу быть вечером в Кондопоге. Но рановато. Погода хорошая — солнце. Кружусь между островами, отрабатываю разные курсы, работу с парусами, рифление — в общем, развлекаюсь. Попробовал в действии плавучий якорь. Тормозит. Потом пошел под парусом вдоль берега, заглядывая в бухточки. В одной, на Комострове, и остановился. .Так себе бухточка, глухая, вода темная. Ну мне по берегу не бегать. Хотя пришлось залезть на уступчик — связаться с домом (внизу связи не было).


У меня сегодня печаль! Как обычно ,включил навигацию на планшете утром. А вечером обнаружил бездыханное тельце планшета в рубке. Помер на этом переходе! Жаль! А ведь совсем молодой был, в мае год исполнился. Тогда же и гарантия закончилась! Тело не стал по морским традициям,предавать воде, а повез на родину. Вскрытие показало,что у него отказали мозги. За ужином помянул рано ушедшего. А я на него надеялся, там были хорошие карты закачаны! Да и денег жалко!

За день пройдено всего: 33 км, из них под парусом: 29 км.

День седьмой

С утра ветер неустойчивый. Немного прошел под парусом,потарахтел немного под мотором.Прошел вдоль неприступных берегов острова Соколий. В отместку за утро на Шардонах переворошил все чаечное общежитие на каком-то мелком островке. Затем заглянул в большой залив у поселка Янишполе. Там уже получше задувало. 4-5 м.с, встречный. Прошелся в лавировку. Можно подвести итог: при ветре 4-5 м.с и полной парусности лавировочный угол 65 гр. На 8 км.лавировки — 4 км по генеральному курсу.

На выходе из пролива с о. Нигриш ветер стал неустойчивый и затих.Чувствовалось изменение в погоде. .Жарко, стали появляться крупные кучевые облака. Со стороны Петрозаводска доносился далекий рокот — только грозы не хватало. Ветер уже было ловить бесполезно, да и база недалеко. Стал убирать паруса, пока сухие, и прочее ненужное снаряжение. Плавание подходило к концу. Под мотором пошел к городу. С запада появились тучи посерьезнее, и пошла гонка — кто быстрее. Уже видно базу. На причале меня встречает Владимир. Я хаотично мечусь под мотором, он меня с трудом ловит и помогает ришвартоваться. И мы уже под начинающимся дождем бежим к дому. Успеваем! Ливень даже не пошел, а врезал! Со шквалистым ветром и мелким градом. Озеро как будто говорило: поигрались и хватит!

Все ! Плавание закончилось!

За день пройдено всего: 25 км, из них под парусом:10 км.


Можно подвести итог. за 7 ходовых дней было пройдено 270 км, из них под парусом165 км.

Израсходовано: воды 15 л, бензина15 л, газа 3 баллончика (по 220 гр.)

Плавание закончилось. Дождь закончился. .Стали подходить ребята: пришел Лев с другом-яхтсменом Олегом, подошел Михаил, владелец двух спортивных яхт. Он готовил их к спуску. Общими усилиями мы подняли Селену из воды. Я стал готовиться к дальней дороге: закрепил лодку, уложил снаряжение, проверил прицеп. А потом, как и было обещано Львом Николаевичем, мы собрались на "Госпоже Разлуке" за общим столом. На фото в центре — наш коллега по форуму КиЯ Лев Николаевич, справа Владимир, слева Олег. Мы подняли чарки за наше знакомство, за мое возвращение из плавания, за наши будущие походы и за Удачу!

Вот таким мне запомнилось озеро. А еще осталась в памяти та полуразрушенная церквушка, белеющая в лучах вечернего солнца на дальнем берегу.

Ну а пока, 'кипаж яхты "Selena " желает всем попутного ветра и семь футов под килем!!! До новых встреч!!!