По нижнему Дону

Аркадий Чичилин

1. Введение

Настоящее описание дополняет (уточняет) условия прохождения маршрута от Калача-на-Дону до Ростова-на-Дону, представленное в двух частях видео, доступных на Ютубе:

и на моей странице в сети ВКонтакте по ссылкам 1  и 2

Маршрут пройден за 14 дней с 3-го по 17-е июля 2018 года.

При подготовки  этого маршрута я пользовался информацией, полученной из разных источников, на которые я буду ссылаться в соответствующих местах описания.

Такой же маршрут в мае 2017 года прошёл Ефимов Андрей на парусном тримаране. Об этом я узнал на форуме gik.fordak.ru, см. ответ № 7.

Привожу его краткое описание прохождения этого маршрута, представленное им на мой запрос  в переписке:

  1. Судно - тримаран типа "Фрези Грант 18", движок 2-сильный Ямаха, экипаж 3 человека, прошли маршрут в период с 2 по 12 мая.
  2. Лодку доставили в Волгоград "Деловые линии". Из Волгограда мы довезли её в Калач на Дону на грузовом такси. Стапель - на левом берегу Дона недалеко от моста. Антистапель - недалеко от Ростова на реке Аксай, рядом с автомобильным мостом. Там вызвали "Деловые линии".
  3. Времени было в обрез, поэтому шли с утра до вечера, места ночёвок выбирали по принципу - первое подходящее. В южных краях сумерек почти не бывает - темнота наступает быстро.
  4. Шлюзы проходили наравне с другими судами. С собой взяли рацию речного диапазона (Омега), при подходе к шлюзу связывались с диспетчером шлюза. Важная особенность - на этом участке Дона интенсивное движение танкеров и больших сухогрузов, поэтому налажен достаточно чёткий контроль. На первом шлюзе, в Волгодонске, от нас потребовали установить связь с главным диспетчером движения в Ростове, и мы каждый вечер сообщали ему о своём местонахождении. Швартоваться в некоторых шлюзах непросто - крюки слишком высоко расположены, поэтому шлюзование в одиночку может быть весьма проблематичным.
  5. О характере движения: На Цимлянском водохранилище два дня из трёх шли в основном под парусом. На Дону паруса поднимали всегда, но вечер был встречным (два дня 13-15 м/с), поэтому движок работал постоянно.

Часть 1. Цимлянское водохранилище

Стапель в Калаче-на-Дону

Моё место стапеля оказалось неудобным – было мало свободного берега.

Сборку плавсредства, мне думается, лучше выполнять на мысу у лодочной станции или рядом с городским пляжем.

Следует знать, что вдоль берега проходит ветка железной дороги и её переезд возможен только в двух местах. Для подъезда к указанному выше месту переезд находится согласно следующему рисунку

Прохождение Цимлянского водохранилища.

При прохождении мною Цимлянского водохранилища уровень воды в нём был очень высоким – выше обычного для этого времени на два метра. Об этом мне сказал директор яхт-клуба «Дельфин» в Цимлянске. Уровень воды был как весной в мае. Летом такое бывает раз в 20 лет.


Вот пример стоящих в воде деревьев. В просвете между стволами видно воду.

По берегам, очевидно, много зарослей камыша, которые в это время были в воде достаточно далеко от берега. Это сильно напрягало с оценкой текущей глубины.

На начальном этапе самым, пожалуй, сложным оказался участок маршрута перед Рычковским ж.д. мостом.

Там, где на схеме водных речных путей судовой проходит у правого берега, место для стоянки на ночь найти можно. Однако вдоль берега часто встречаются полосы зарослей из водорослей. Они не всегда сплошные и между ними можно найти проходы.

Причаливать к берегу рядом с мостом местные жители мне не советовали. Вооружённая охрана гоняет. Судовой ход под мостом проходит между второй и третей от левого берега опорой. Однако на туристическом плав средстве можно пройти как слева, так и справа от этих опор.

Как построить маршрут прохождения Цимлянского водохранилища зависит от возможностей используемого плавсредства.

Ефимов Андрей сделал всего три стоянки.

Первая из них была на левом берегу у посёлка Первомайский (рисунок Андрея).


По его описанию стоянка достаточно комфортна, но сам берег на урезе воды был слишком грязным и илистым.

Мне же мои информаторы рекомендовали держаться правого берега, как более густонаселённого.

Так как мост я преодолел уже под вечер, то моей первой стоянкой было место сразу за бетонным парапетом, ограничивающим подход к мосту.


Берег в этом месте каменистый, узкий и завален плавником, но для надувнушки места для стоянки вполне достаточно.

В этом месте вдоль берега проходит железная дорога и поезда громыхают практически круглые сутки.

Примерно на одной трети протяжённости пути по водохранилищу  правый берег достаточно высокий. Следовательно, вдоль берега имеются выходящие к воде овраги, а значит, и имеются места возможных стоянок.


Так видится правый берег после прохождения Рычковского моста

Если берег видится начинающимся от воды лесным массивом, то место для стоянки найти будет весьма и весьма проблематично. Это утверждение по моей ситуации с высокой водой.

Этот же правый берег вблизи ниже поселения Нижний Чир, где у меня была 3-я стоянка у выхода оврага с координатами: 48.336965° и 43.102676°. Здесь и далее первое число – широта, второе – долгота.


И тянется такой берег до поселения Суворовская

Далее он становится ниже, но остаётся высоким у воды вплоть до затона (балки) у поселения Попов

Причём у кромки воды практически везде чистый песок без глины. После указанного затона начинается низменный берег заросший лесом.

На ближайшем от затона мысу находятся база рыбацкого кооператива (48.126229° и 42.868238°). Место для стоянки отличное, но гостей там не привечают. Мне не разрешили встать на ночь, несмотря на начинающийся дождь и встречный ветер.

Далее на берегу имеются выходы к воде сделанные рыбаками, но место для стоянки, даже для надувнушки практически не было.

Ниже мыса с базой рыбаков, примерно через 6 км., имеется достаточно большой участок песчаного берега (48.074334° и 42.843430°). Однако, чтобы подойти к нему, надо было преодолеть полосу стоящего в воде кустарника. Поверх песка полосы из ракушечной крошки. Достаточно много выброшенной на берег рыбы.

Километра три ниже есть участок высокого у воды берега. Там находится рыбацкая база. В этом месте была вторая стоянка Ефимова Андрея

Вот так он описывает это место: Перед второй стоянкой берег был спрятан за растущим в воде кустарником + жуткое количество комаров-самцов. Нам пришлось встать на песке рядом с базой рыболовного кооператива (грязновато и неживописно).

Предполагаю, что он стоял где-то в этом месте согласно стрелке на рисунке (дата съёмки 15.07.2016 – середина июля):

Далее ниже по водохранилищу по правому берегу на значительном расстоянии тянутся заросли стоящим в воде камышом. При этом камыш можно увидеть на значительном расстоянии от берега. О глубине приходилось только догадываться.


Левый берег видится высоким. Наверное, после Суворовской лучше продолжать путь вдоль левого берега – идти по судовому ходу. При этом расстояние этого маршрута практически такое же, как и маршрута вдоль правого берега.

Отсутствие возможности стоянок на правом берегу заставило меня перейти на левый берег уже в конце пути по водохранилищу. Оказалось, что склоны там глинистые и у кромки воды там не всегда чистый песок, да и вода у берега не всегда чистая (зависит от направления и силы ветра).

Следующим по ходу местом ночной стоянки был левый берег на входе в балку у поселения Кривский (47.752445° и 42.722044°).



Поход к берегу также несколько прикрыт кустарником. Однако стоять можно под деревьями, что ценно в дневную жару.

Следует знать, что далее на правом берегу находится заказник и причаливать там, а тем более организовывать стоянки, запрещается.

Возможные мест для стоянок в Ростовской части водохранилища мне сообщил парусник из Цимлянска Алексей Мишкин, за что ему я очень благодарен.

Прежде всего, это места на левом берегу в балках у поселений Кривский (47.757379° и 42.724341°) и Жуковская (47.638793° и 42.491701°).

На правом берегу - это пляж у поселения Хорошевская (47.711348° и 42.213286°) и место за поселением Саркел (47.668004° и 42.137951°)

Между Хорошевской и Саркелом есть множество удобных для стоянок мест, о чём будет сказано далее.

Третья и последняя стоянка Ефимова Андрея была за территорией заказника на мысу перед балкой с посерением Карнауховский

 

Вот так он описывает это место: Третья стоянка оказалась лучшей - чистый песчаный берег, травяная полянка в роще, а далее от берега - большое  обработанное поле.

Моя последняя ночёвка в Цимлянском водохранилище была перед поселением Саркел (47.682766° и 42.168089°). Это было самое лучшее место стоянки на всём моём маршруте!

В этой части правого берега имеется несколько подобных мест как выше, так и ниже. Ниже и рядом находится более обширное место

Алексей Мишкин порекомендовал мне следующие возможные места для ночёвок перед Цимлянском:


(ссылки в Яндекс-картах открываются щелчком по рисунку).

Он же посоветовал и место финиша на пляже Цимлянска.

Финиш в Цимлянске

На пляже города Цимлянска, согласно предварительной договорённости, меня встречали работники детского яхт-клуба «Дельфин». Моя особая благодарность директору этого клуба Бударину Сергею Евгеньевичу – потомственному морскому офицеру. Мою лодку на руках отнесли в ангар клуба и «приказали» отдыхать до следующего дня.

Заключение по первой части

Итак, прохождение Цимлянского водохранилища вполне может быть отдельной задачей парусного туризма. На этом маршруте часто встречаются рыболовецкие сети, однако рыбацкие плавстредства я видел редко. Можно увидеть множество представителей разнообразных пернатых, как плавающих, так и перелетающих большими стаями. Часто с берега слышались выстрелы, очевидно охотников.

Местные сказали, что мне якобы повезло, что не было сильного ветра. Возможно это и так, но сильное дутьё надо пережидать на берегу.

Рыбной ловлей на маршруте я не занимаюсь, поэтому о клёве на водохранилище ничего сказать не могу. Однако часто видел «играющего» толстолобика. Особи по 3 – 5 кг выпрыгивали из воды рядом с лодкой на высоту до одного метра.

Вода «цвела», но совсем не так сильно как меня пугали.

Часть 2. Нижний Дон

Старт в Цимлянске

При подготовке маршрута я планировал, что местом старта будет берег Дона рядом с Цимлянской ГЭС где-нибудь на этом мысу:

При этом предполагалось упаковать лодку, вызвать такси и перебраться через плотину. Перевезти лодку в надутом состоянии было сложно. Грузовых такси в городе не было, а использование эвакуатора обошлось бы мне в семь тысяч рублей. Однако мир не без добрых людей. Перевозку моей лодки и снаряжения организовал Туркин Александр Петрович, местный предприниматель и меценат парусного спорта в Цимлянске. А познакомился я с ним заочно по данным о нём в реестре с сайта parusanarod.ru.

На месте оказалось, что территория с берегом для выбранного мною местом, истока реки Сухая, приватизирована и свободный подход к воде возможен только гораздо выше - в районе карьера. Однако среди «хозяев» берега у Туркина были знакомые, и машину с надутой лодкой на крыше, пропустили к вполне удобному для старта месту.

Наверное, можно было стартовать и выше – на территории карьера, но о состоянии его берега я ничего не знаю.

Общие условия прохождения нижнего Дона

Прохождение маршрута по реке вполне обычно и не требует особых комментариев.

Мест для стоянок не так уж и много – надо искать. Меня предупреждали, что в это время будет «аншлаг» отдыхающих и все хорошие места для стоянок будут заняты, но я этого не отмечу. На нижней Волге отдыхающие на берегу встречаются чаще. На урезе воды берег чаще топкий – под слоем песка тина. Чисто песчаных мест не так уж и много.

Судоходство вполне умеренное. Нижний Дон достаточно извилист и мелок, поэтому суда идут медленно и можно даже на вёслах успеть сойти с судового хода. При этом после большегрузов волна маленькая, в отличие от волн, создаваемых буксирами и катерами.


Имеет место явление, наблюдаемое на берегу, о котором следует упомянуть.

При подходе судна с большой осадкой – гружёного большегруза, вода перед ним немного поднимается и на пологом берегу образуется заметный, полтора-два метра прилив, а после прохождения судна – возникает соответствующий отлив. Поначалу мою надувнушку чуть было не смыло.

Сложными для меня оказались два места на маршруте.

Известно, что при прохождении рек не следует игнорировать судовой ход. Сколько раз я был наказан судьбой за нарушение этого правила!

Перед поселением Раздорская река имеет большую петля, преодолеть которую можно по протоке, которая, по карте, на взгляд, явно короче.

К развилке слева я подошёл после обеда, часов в 15, при хорошем попутном ветре. Протока на карте манила, и я решил пойти по ней, надеясь быстро её преодолеть.

Впереди висела неподвижно туча, через полчаса попутный ветер скис, и я «включил» вёсла. Стало ясно, что позже наверняка ветер «ударит из-под тучи». В тех местах где берег был низкий тины было по колено… Заморосил мелкий дождь и задул встречный. На душе стало пакостно…

С трудом нашёл кусочек берега с твёрдым песком, быстро поставил тент и тут дунуло… Опасаясь, что при очередном порыве я могу лишиться тента, закрепил его дополнительными оттяжками с наветренной стороны. Мокрый залез в лодку,

переоделся и стал пережидать непогоду.

К вечеру всё стихло, но при отсутствии ветра идти дальше я не решился и заночевал. Ночью опять дождило и утром пришлось долго сушиться.

Дома измерил участки: по судовому ходу расстояние от начала протоки до её слияния с рекой – 6,7 км, а по протоке – 5,8 км. «Овчинка выделки» явно не стоила!

Другим сложным местом был участок Дона между коттеджным посёлком Старочеркасская Ривьера и островом Шишловский. На этом, достаточно узком участке, отстаивалось множество судов (возможно, что это место, где суда отслаиваются постоянно), но при этом были и проходящие суда. При встречном ветре места для манёвра было мало и приходилось прижиматься к левому берегу, где попутное течение было явно слабее. При сильном встречном я достаточно долго «мумукался», проходя этот участок. Cмотря преимущественно вперёд, чуть было не попал под догоняющую меня баржу, за что был сильно обматерён. Хотя можно было бы просто подать предупредительный сигнал.

Сложными всегда являлись события пережидания сильных гроз. Надо было всегда найти место, где можно было бы укрыться на берегу, а не под тентом в лодке.


Братьев по духу встречал всего два раза.

Один раз это были байдарочники после Кочетковского гидроузла у Семикаракорска, посёлка от которого обычно и сплавляются по нижнему Дону.

И позже встретилась яхта, идущая под мотором вверх по течению, с одним человеком на борту.

Рыбалкой не занимался. Один раз рыбак на лодке отдал мне единственного у него судака, которым я разнообразил свой рацион – сварил уху.

Прохождение гидросооружений

Проходя нижний Дон, мне надо было преодолеть три гидросооружения – плотины для подъёма воды: Николаевское, Константиновское и Кочетковское.

Об условиях их преодоления, я кое-что добыл в Интернете. Также на мой призыв об информационной помощи откликнулись на форуме рыбаков Donfisher.

Каждое из трёх гидросооружений (гидроузлов) имеет обводной канал для прохождения рыбы, но воспользоваться можно только обводным каналом Константиновского гидроузла.

На плотинах каждого гидроузла имеется каменный забор высотой более метра. При этом вся территория, относящаяся к гидроузлу, огорожена высокой сеткой и охраняется вооружённой охраной, которая дежурит по трое суток без права выхода за территорию.

На первом, Николаевском гидроузле, водосброс находится под правым берегом и обнос снаряжения выполняется слева от плотины.

Переход выполняется из стоячей воды в стоячую воду и, согласно имеющимся у меня описаниям, надо было преодолеть всего-то 60 метров. Однако фактически всё оказалось сложнее.

Выйти на берег там, где заканчивается бетон плотины, оказалось невозможным – всё было завалено плавником, поэтому пришлось выходить на достаточно крутой откос из бетона.

Между верхней кромкой откоса и заградительной стеной имеется горизонтальная полоса шириной не более одного метра - тропинка, покрытая плитами с торчащими петлями из арматуры.

Воспользоваться тележкой для рюкзака и транцевыми колёсами лодки оказалось невозможно. Снаряжение пришлось носить на руках до конца забора более 50-ти метров.

Подошедший охранник с автоматом и из-за сетки «допросил» меня. Он сообщил, что на той стороне большие заросли камыша и до выхода к воде метров 150.

Был полдень, и было очень жарко…

Перебежками метров по 50 и часто обливаясь запасом воды, я катил поочерёдно рюкзак и лодку по проходящей высоко от берега хорошо накатанной дороге. При этом периодически спускался к берегу в поисках выхода к воде до тех пор, пока его не нашёл. До выхода к воде оказалось более 300 метров.


Обход Константиновского гидроузла – только одни приятные воспоминания.

Надо отметить, что вход в канал достаточно узкий и зрительно не выделяется. Вход в него можно и не увидеть и проплыть мимо, а безмоторному вернутся ко входу будет достаточно сложно. Здесь надо быть крайне внимательным.

На входе в канал течение до 8 км/час. Деревья на берегах растут густо, обзора нет, да и мест для причаливания тоже. С берега на берег перелетают большие птицы. Несколько жутковато.

Ветра не было, и я держал положение лодки по курсу, немного подруливая вёслами.

На обводном канале имеется мост. Мост стоит на двух опорах и между опорами – в проходах, установлены задвижки, которые имеют разное положение по высоте. В первом (слева) проходе задвижка стоит высоко. Ранее мне сказали, что я могу пройти там, не убирая мачту, что я и сделал.

Во втором и третьем прохода, задвижка стоит низко, но лодка пройти под ними может.



Это вид с обратной стороны прохода под мостом.


Выход из канала шире, чем вход в него и течение здесь слабее.

Канал выходит на большое поселение Константиновск.

Запасы продовольствия можно пополнить в магазине при гостинице на берегу, однако для этого придётся подняться немного выше по течению или пройти к магазину пешком, что я и сделал.

Обнос Кочетковского гидроузла был самой сложной частью моего маршрута.

Водосброс находится у правого берега и обносить надо тоже по правому берегу – перейти из протекающей воды в протекающую воду. Можно ли обнести снаряжение по левому берегу, со стороны плотины, я не знаю.

Важно было найти нужный – максимально близкий к водосбросу выход на берег.

На снимке явно видны дороги, подходящие к берегу, значит там должен быть и выход на берег. И это всего лишь в 70 метрах от водосброса.

При подготовке я не так детально изучил это место, и, проходя вдоль берега, в поисках места высадки, боялся, что вода может затянуть лодку на водосброс и на вёслах мне не выгрести. Тем более что вдоль берега много водорослей.

Я вышел на берег перед густым лесом, будучи уверенным, что далее причалить уже негде. Мой путь с рюкзаком и лодкой проходил по лесной дороге с глубокими колеями. И пока я добрался до накатанной дороги, которая привела меня к нужному месту высадки, достаточно сильно устал.

Не зная куда и как ведут накатанные дороги я провёл разведку возможности прохода вдоль забора территории гидроузла. Тропика была узкой, кривой и ухабистой, но выводила к дороге за гидроузлом. Далее дорога шла по берегу, и спуск к воде был не близким. Берег на значительное расстоянии от водосброса был завален защитными бетонными блоками.

Сказать, что я устал таскать рюкзак и лодку, это значит, ничего не сказать! Я думал, что просто сдохну! Своё снаряжение я тащил по разбитой лесной дороге и тропинкам более 700 метров!

В месте моего спуска берег был топким. Посидев с полчаса в воде и восстановив немного силы, я загрузил рюкзак в лодку и спустился вниз по течению до приличного пляжа. Последний гидроузел был преодолён, и впереди была только свободная вода!

Выбор места для антистапеля

Критерием выбора был участок берега требуемого размера, достаточно уединённый, с возможностью подъезда автотранспорта и как можно ближе расположенный к автовокзалу.

Естественно, что желательным было место на правом берегу. Однако следует знать, что вдоль берега на значительной части города проходит железная дорога, что делает невозможным или осложняет подъезд автотранспорта.

В выборе мне значительно помогли парусники из Ростова, о которых я узнал тоже на сайте parusanarod.ru.

Самым лучшим, на мой взгляд, было место для антистапеля, которое предложил Кремень Анатолий Алексеевич. Вот строки из его письма:

Считаем мосты:  автомобильный Аксайский,  железнодорожный через Зелёный остров, Зелёный остров проходить по левому руслу, правый перегорожен понтонным мостом! Затем ДВОЙНОЙ Ворошиловский, перед ним слева виден новый футбольный стадион, идём по левой части русла, ещё автомобильный мост Будёновский (Терницкий), затем железнодорожный подъёмный мост. После него переход на правую часть русла и идём вдоль правого (берега) до появления свободного от предприятий берега. На карте это ул. Рельефная.

Ниже рисунок прохода по руслу и рисунок указанного места.


Он же предложил местом для антистапеля, расположенный ниже по течению, яхт-клуб Аврал, указав, что перед ним есть место для разборки.

Через сайт яхт-клуба я связался с его директором. Он согласился меня принять и даже оказать посильную помощь. Кроме этого, было предложено место на острове Зелёный перед понтонным мостом, по которому за отдельную плату можно проехать на легковом автомобиле (возможно, что потребуется торг с таксистом).


Мне же приглянулось место на правом берегу русла перед понтонным мостом. Очевидно, что это чья-то лодочная станция.

В день завершения моего маршрута, а в руслo Дона вдоль города я вошёл в 11 часов, дул сильный встречный ветер. Не было гарантии, что до вечера я доберусь до планируемого мною места антистапеля. Пэтому мой финиш был на левом берегу перед первым автомобильным Аксайским мостом на турбазе, о возможности антистапеля на берегу которой договорился мой также заочный знакомый Грибанов Владимир. Помощи его я тоже безмерно благодарен. Он же и организовал доставку меня к вечернему автобусу из Ростова в Волгоград.

Заключение по второй части

Если целью сплава является прохождение только этой части маршрута, то следует поискать другое место для его начала.

Главной трудностью маршрута является обнос снаряжения на Николаевском и Кочетковском гидроузлах.

Погода не баловала. Грозы и штили периодически сменяли друг друга. Ну, в этом как повезёт.

На воде, у населённых пунктов, достаточно много рыбаков. Значит, рыба клюёт и ловится.

Место для стоянки найти не сложно, но поискать придётся.

Скорость течения в среднем 3 км/час - приятный бонус при прохождении маршрута.