SALACIA, плавание 2018 г.

На Берген!

Правда, до Бергена еще далеко-о, ближайшая цель — остров Эланд.

23.06. Ясно, 3-4 балла с NW. Красота! В 8:25 отдал швартовы и ушел из Висбю. В море еще заметна зыбь от вчерашнего ветра, но постепенно все успокаивается, успокаивается... к вечеру и вовсе успокоилось. К Эланду подошел только наутро. Теперь потихоньку на юг. За сутки прошел 130 км. В 9 потянул легкий ветерок с Эланда. Иногда поразительная бывает картина, вот и сейчас. Поверхность воды — зеркало, никакой ряби. А парус тянет, вода у бортов журчит, лодочка хоть и не быстро, но идет!

Был и фордак, и бейдевинд, и снова штиль. Загорал на солнышке, подремывал. Потом небо затянуло, пришлось одеваться: прохладно, всего 13°. После обеда над Эландом взгромоздилась солидная туча.

Поглядывал с опаской, но туча долго-долго собиралась, да ограничилась шкваликом и небольшим дождем; тьфу-тьфу, обошлось без грозы.

Второй вечер после выхода из Висбю, позади почти 200 км. Переночую спокойно, заодно и новое место посмотрю: как раз недалеко маленькая местная гавань, которая так и называется: Kleinboote.

Kleinboote

Рыбачья гавань. Зайти-то зашел, посидел на мели да так и вышел несолоно хлебавши: к причалам на яхте не подойти, глубина с метр и меньше. Пришлось ночевать рядом на якоре.

Впрочем, не хуже чем у причала: с 23 ч. и до утра полный штиль.


В 7 часов с берега потянул легкий ветерок, и начался новый переход. И был вечер, и было утро...

И штили весь день. Ползли потихоньку. Ночь застала недалеко от маяка и стоянки Utklippan. Что толку зря болтаться в море на неизвестно откуда взявшейся встречной зыби, в третьем часу пришвартовался. Яблоку упасть негде, яхте побольше пришлось бы вставать вторым бортом (кто-то уже так стоял). В 9 утра 2-3 балла с востока — вот это другое дело. Пошел дальше. Вечером слева хорошо виден Борнхольм. В проливе много судов, но я, хоть и далеко от материкового берега, вне полосы их движения. Полная луна, легкий попутный ветерок. В 8:35 пришел в Истад.

Utklippan

Бывшая стоянка рыбаков, теперь марина на перекрестке путей от Карлскруны и Эланда на юго-запад, к Зунду или Борнхольму. Здесь заказник, под охраной не то какие-то особые лягухи, не то травка.

Сервис небогат, но имеется: туалет, мусорные баки, несколько стоек с розетками. На маяке есть сауна, можно договориться. Павильон с диваном, информационными материалами и билетным автоматом (250 крон!).


Выйдя из канала, на денек решил зайти в Данию, остановившись на маленьком острове Flakfortet.

Flakfortet

Остров — действительно форт времен первой мировой войны, весь изрыт тоннелями и казематами. В тыльной части сооружения, со стороны Копенгагена, где раньше видимо были видимо казармы и вспомогательные помещения, теперь ресторан и отель. Катер из Копенгагена возит экскурсантов. Яхтенная стоянка стоит 100 крон за дневное время и 200 с ночевкой. Электричество отдельно.

Остров окружен кольцевым молом, к которому в одном месте перекинут мостик. Стоять в канале за молом можно везде, внутренняя сторона и внешняя напротив стоянки — причал, остальной внешний мол из бетонных "ежей".

Ровное местечко там тоже нашлось с западной стороны; на ночь перебрался со штатной стоянки на внешний мол (второй трек) и сэкономил 100 крон.


На следующий день, 30 июня, двинулся дальше. Ветер слабый, переменный. Прошел немного и вместе с другими яхтами встал на якорь у южного конца острова Вен. К вечеру ветер стал усиливаться и заходить к западу; перешел под обрывистый восточный берег, но и там ветер стал доставать. Рядом знакомая марина Backviken, чтобы переночевать спокойно, в сумерках ушел туда. Битком! Мне только переночевать, так что встал под табличкой "No yachts" на месте для шаланды, которая днем возит на остров экскурсантов.

Backviken

Удобное место для остановки по пути через Зунд. Есть все что нужно: вода, электричество, туалет и душ. Цена всего 100 крон. С утра до ночи из этой же гавани ходит паром "Ураниборг" в Ландскрону.

Вот только магазин далековато, в поселке в центре острова (там же музей Тихо Браге). Можно воспользоваться велосипедом; если нет своего, наверху у гавани огромная база проката.

1 июля. Сегодняшний переход тоже будет коротким: до Хельсингборга. В прошлом году получил здесь штамп о выходе из Шенгена, теперь надо повторить этот номер, не имея британской визы. Если не получится, придется сокращать планы: финскую границу я пересек в Valimaa 23 мая, а еще не вышел из Зунда.

В 7:15 ушел из Баквикена, а в 10:35 уже причалил в Norra Hаmnen. Приятно видеть на треке, как лодка идет под 30-35 градусов к ветру! Увы, это заслуга не наша, а попутного течения из Балтики.

Helsingborg, Norra Hamnen

Марина расположена после паромных причалов (севернее). Паромы на датскую сторону, в Эльсинор (Хельсингер) отправляются или приходят каждые несколько минут, надо смотреть в оба. В марине есть все сервисы, топливо, даже такая экзотика как агрегат для мойки лодок. Правда, не видел, чтобы он работал. Wifi бесплатный по всему HBG, как сокращенно называют город.

Цена стоянки от 200 крон (для яхт длиной до 12 м, нет чтобы за 6 м уполовинить!) Ну, хоть за электричество и душ отдельно не берут.

Визит в полицию был успешным: получил заветный штамп о выходе, так что планы менять не придется. Несмотря на задержки в начале пути, буду двигаться дальше. Правда, в полиции долго совещались, сначала дежурная обратилась к коллеге, потом позвали еще кого-то. Ведь Норвегия тоже шенген. Объяснил, что хочу выписаться на морской переход в Берген, поскольку на все путешествие мне не хватит положенных 90 дней.

Отмечу, что на обратном пути время снова стало поджимать, и я пытался еще раз получить выход из г. Holmstad до Финляндии, но там получил отказ.

HBG не имеет милого и уютного старого центра, как Висбю и Истад. Зато тут есть Tropical Beach с натуральными пальмами. Рядом с мариной, как не посетить. Купаться не захотелось: дул холодный ветер, водичка тоже так себе, 16°. А пальмы действительно налицо. Каждая прикопана в песке в собственной кадке; наверное, на зиму их с этого пляжа утаскивают.

Кстати, в Ирландии и кое-где в Шотландии посаженные в декоративных целях пальмы вполне себе растут нормально, зимы там мягче.

Сильно заметна здесь и "тропическая" публика. Детки и семейства оставляют вполне цивильное и приятное впечатление; наглухо закутанная в черное толстуха, один мобильник виден — сомнение в адекватности, побирушки в платках (и мужика видел, вполне на вид работоспособного) — омерзение. Воскресным вечером натуральных шведов почти не видно, фланируют группки не то Махмудов не то Казбичей голов по 4-5, гогочут. Прием в Каеду задерживается, ребятки ищут чем заняться. Хлебнут еще шведы с ними. В маленьких городках и подальше, тьфу-тьфу, нашествие чужаков пока незаметно.

Зашел в магазин инструментов; искал универсальную отверточку вместо утопленной. Отвертки есть конечно, но ту жалко: в ней самой встроены плоский и крестовой наконечники двух размеров. Похожей не нашел, и вспомнил, что поломал мелкие сверла. Спрашиваю — да, есть, вон там. Но смотрю они в пенальчиках по 10 шт, дорого выходит: около 190 крон. А по одному сверлу нельзя взять? Да, можно. Вытащил одно сверлышко на 3, другое на 3,5. Подхожу рассчитаться, а девушка, которая мне их показала, и парень у кассы машут руками: берите так, free! Я — спасибо, но как же? — No problem, все в порядке, а одну штучку и система не пробьет. Вот такой неожиданный эпизод.

...

Хотел съездить на велосипеде в поселок Raa южнее, на тамошнюю марину посмотреть, но запутался в промышленном пригороде. Склады, автосервисы, заборы — все как везде. Вот разве что велодорожек в России не найдешь, тем более в подобных местах. Новостройки как у нас, только зелени побольше и газоны для людей, а не потому что по плану полагается, с красивым заборчиком чтобы не ходили.


В городе много фонтанов и разных декоративных конструкций с водой. Подумал, и в сквере на набережной у порта не то раковина, не то пальцы руки. А это памятник судам и людям, погибшим здесь с 40-го по 45-й. На каждом "зубе шестерни" свои имена и названия. И тут слышу кто-то говорит: fotografer... и какое-то мычание. Два старика. Один, на вид постарше но сухонький и крепкий, возит другого в коляске. После инсульта скорее всего — приходилось слышать, как такие люди пытаются что-то сказать. Подошел. Говорю, думал, что это просто скульптура, а это память о войне. И тот что на ногах говорит: они все были отсюда. И я знал кое-кого в сороковых...

3.07. Вперед! Хорошая погода, ветер 3-4 балла. Тепло: вода 17 гр., воздух 22. Из Хельсингборга ушел в 8:25; в 14:30 обогнул мыс Куллен. Вечером ветер слабеет, ночью похоже будет штиль. Есть смысл зайти на ночевку в Falkenberg.

Lostaviken, Falkenberg

После входа в устье реки и порт между молами надо повернуть налево в узкий канал, в конце которого находится марина Lostaviken. Все удобства имеются и доступны; тут же большая стоянка кемперов. За лодку до 12 м цена 160 крон, электричество отдельно. Выше по реке, в самом городе, есть еще одна стоянка.

Два раза пробовал подойти к берегу и стать на якорь (мне ведь только переночевать) — никак, мелко. Можно пройти только по обозначенному каналу. Перед самым входом в марину увидел справа слип и маленький причальчик перед ним, к нему и подъехал. Потихоньку, глубина 1,2 м, в конце было похоже что задеваю мягкое дно. Но встал хорошо, как раз носом к причалу, с кормы якорь.

Переночевал отлично. Только зря постеснялся, надо было зайти внутрь и встать на какое-нибудь свободное местечко.

Наутро — конфуз: не могу отойти, сижу на мели. Мотором развернул лодку на месте, а вперед не идет. Якорь маленький закидывал, бесполезно: тяну, вытаскиваю ком грязищи и все. Что делать, полез в воду, благо даже утром 20°, так прогрелась . Обошел лодку, пощупал дно. Да, как подходил так и надо отойти. Но подошел-то легко, а теперь ни тпру ни ну. Пыхтел, кряхтел, наконец нащупал в глине камушек, уперся — насилу спихнул лодку.

Потом сообразил: может быть, прилив-отлив? Посмотрел Blue Chart Atlantic. Рядом приливных станций нет, но на выходе из Зунда с датской стороны есть: Hornbaek. И правда, утром была малая вода, разница уровней 12 см. Вполне хватило для "мягкой посадки" килем в глину.

Наконец, Salacia снова на ходу. Завел мотор, вышел в море... да так и шел почти час, чтобы не стоять на месте. Штиль, как и ночью. При этом береговые ветряки в Фалкенберге потихоньку крутятся, а в приземном слое ни дуновения. Потом дело потихоньку пошло. Сильных ветров не предвидится, решил больше не останавливаться. Выйду к Гетеборгу, а там и через Скагеррак.

Переход в Норвегию получился долгим, с 8:15 4 июля до 12:15 6-го, но трудным не был. Ветра умеренные; до 5 баллов раздуло только вечером 5-го. Стало долбить. Взял оба рифа на гроте; скорость упала с 9-10 км/ч до 8-9, но ход мягче и кренит меньше. Усиление ветра было недолгим, а вот последовавший затем заход ветра навстречу и штиль изрядно вымотал. Нет хуже штиля после свежего ветра: лодку мотает оставшаяся волна, паруса хлопают, пытаешься ловить хоть какие-то дуновения, привязав гик резинкой, иначе вообще назад на юг сносит. Оверштаг только коровой... Так и маялся всю ночь, тут уж не прилечь. До Норвегии оставалось около 50 км.

С рассветом потянул северный ветерок, часа 2,5 поспал. Утром красота: волнение стихло, солнышко, лодочка бежит себе.


Подходил к норвежскому берегу недалеко от Арендала, смотрю — тут же рядом рекомендованная стоянка Nidelven в устье реки, куда заходили еще с Надей на тримаране в 2009 г.!

Nidelven

Не зная, и не найдешь: с моря берег как берег. А дальше небольшая речка, есть приглубые берега и островки, к которым можно встать. Теплая пресная вода. Красота.

Впрочем, несмотря на довольно сильное течение в устье, в прилив морская вода сюда видимо попадает: если заварить на речной воде чай, это сразу обнаружится.

Выше по реке, где она пересекает шоссе, есть кемпинг. Там можно взять чистую воду, есть и заправка. Но на килевой яхте подняться до моста проблематично.

Вода теплая, купание отличное. Проплыл вокруг маленького островочка, к которому причалил. Достал маску, нырнул около лодки. У кормы глубина метра три, а это что такое? Какой-то стержень торчит вертикально, похоже на алюминиевую трубку. Утопленное весло! Внизу пластиковая лопасть, в в ручке остался воздух, вот она и торчит. Трофей!

Юг Норвегии — прекрасные места для спокойного круизного плавания. Живописные шхеры, много отведенных для стоянок мест, вдоль значительной части побережья проходят более или менее защищенные от большой волны внутренние фарватеры. Да и так в шхерах всегда спрятаться можно.

7-го встал на якорь в заливе Kragevika недалеко от Кристиансанна. На следующий день GRIB пророчил к вечеру 6 баллов с запада, решил спрятаться от них в идеально защищенной бухте стоянки Olavsundet. Ушел с якорной стоянки в 7:13. Погода отличная, с берега легкий северный ветерок. Бросил за корму пилкер (блесну с мушками перед ней) и вскоре вытащил пару макрелек. Смотрю, недалеко стоянка Sodre Vassoy, защищена хорошо — а неплохо и посмотреть новое местечко! Зашел. Посмотрел. Понравилось, дальше к Olavsundet не пошел.

Правда, маленький причал занят катерком, да туда и не пройти, мелко. Привязался к кольцу на скале. Потом катерок ушел, а я все-таки подошел носом к углу причала. Погода прекрасна, рыбка в холодильнике (день ясный, питания от панелей хватает). День отдыха получается, по-туристски полудневка.

Ветер действительно стал меняться, но задуло всерьез только вечером, в 21 ч. Тем временем подошел другой катерок с пожилой семейной парой; познакомились и по мере скромных навыков в английском поговорили. Они только что вышли на пенсию, теперь отдыхают сколько хотят в свое удовольствие. Сами из Ставангера, а тут у них недалеко летний домик. Муж работал в транспортной компании, занимавшейся вертолетными рейсами на нефтяные вышки, только, как он с улыбкой пояснил, был экономистом, а не летчиком.

9.07, 9 часов. Собрался выходить, погода хорошая: солнечно, ветер потише, только отдельные порывы. И опять конфуз! Малая вода, сижу. Причем намертво, даже протянув трос к кольцу на другой стороне бухты и по возможности накренив лодку, не смог стащить.

Через час подошел водометный катер, обслуживающий стоянки. На нем двое, сухопарый мужчина в возрасте и девушка, похоже отец и дочь. Помог поменять мусорные мешки, потом показал на веревку и развел руками. Они меня и выручили, а то пришлось бы просидеть полдня, ожидая прилива. И то стащили не сразу, задним ходом не вышло. Развернулись и поддали газу. Тут уж "мы острым килем море пропахали", как Новелла Матвеева пела, и Salacia снова обрела свободу.

Sodre Vassoy

Уютная маленькая бухточка с маленьким причалом и кольцом на скале. Туалет, мусорные бачки.

День оказался довольно ветреный, 4-5 баллов с NW, в основном лавировка. В открытое море не пошел, пробирался внутренним путем. Ночевка на якоре, в проливе Hillesund по пути к Линденесу. К вечеру стало тише, но собрались тучи и прошел сильный ливень.

10.07 Поднялся рано, с якоря снялся в 6:50. Ветерок 1-2 балла, в проливе за горой то отсюда дунет, то оттуда. Заметно попутное течение. Как вышел на открытую воду — 3 балла с NNW. И побежал к Линденесу. В 10:20 причалил к знакомому местечку и отправился в турцентр. Здесь уже по традиции покупается маленькая баночка верескового меда; в кафе (а еще лучше в кинозале) работает WiFi.

Задерживаться не стал, в 12:32 отправился дальше. Ветер тем временем повернул на SE, попутный, 2-3 балла. Вот только навстречу еще идет крупная зыбь, несколько мотает. Вода 16° воздух 24.

За Линденесом пейзаж меняется. Суровые высокие скалистые острова, дальше в глубину лесистые, и где-то там за ними городок Farsund. Потом идет низкий участок с поселком Listа и несколькими сосновыми рощами. Одна из них видна как темная полоска на горизонте от самого Линденеса. Там же расположен и аэропорт Фарсунда. B 17:30 прошел вход в Listahamn (рыбачья гавань и марина), хотел добраться до Ana Sira (устье реки), а то и Jossingfjord'а. Но через час ветер скис, осталась лишь беспорядочная болтанка, да еще и стало сносить назад.

Делать нечего, поболтался часок да и пошел на моторе в ближайшее место, показавшееся интересным —Kirkehamn. Там рыбацкая гавань и можно встать в нескольких местах, причем это не марина.


Узкий, но глубокий проход между островами Dragoya и Ulleroy, за ним открывается живописный пейзаж:действительно, кирка стоит на берегу моря, сияет белизной. Вокруг рассыпались по склонам домики.

И тут вижу слева свободный каменный причал, за ним травка.. разворот! Здесь и заночевал, в поселок не пошел. Интересное место оказалось. Табличка гласит, что это... ??? Явных запретов как будто нет; будем считать, ландшафтный заказник. (Google translator подтвердил: Пейзажная охрана. Область защищена в соответствии с Законом о сохранении природы. Экологический департамент.) Потом в нескольких местах попадались вмурованные в камень "булавки". Не иначе, они столбят владения норвежской короны. Но ведь и вокруг везде тоже... королевство Норвегия.

Ландшафты впечатляют, причем, наряду с естественными нагромождениями камней, много искусственных стенок, местами образующих нечто похожее на террасы, но без плоскостей, с такими же косогорами сверху. На остатки домов или каких-то сооружений не похоже. Выложенная камнями канавка внизу — водосбор? В общем, каменный сад.

11.07. Штиль, иду на моторе. Наконец потихоньку потянул ветерок с берега. И вдруг впереди в море шум, плеск, волны. Приливные течения здесь не такие мощные, что за сулой? Стало сносить. Это же Ana Sira, река впадает. От берега больше километра, но идущая поверху струя пресной воды достает и сюда, вызывая турбулентность.

Потом ветер зашел навстречу и к концу дня усилился до 4 баллов, но большую часть пути хорошо помогало попутное течение. Остановился в знакомом хорошем месте:

Gyarhavn

Naturharbor. Закрытая бухта с большим причалом (в другом конце бухты есть и еще один, но там мелко, около 1 м; есть и кольца на береговых скалах), павильоном, туалетом, мусорными баками. Тут обычно есть народ, приезжают отдыхать на несколько дней.

Вокруг что-то вроде лесопарка. Тропы помечены голубенькими "кляксами". Без тропы быстро забредаешь в такие буераки или расщелину, что пока выберешься, помянешь всех чертей. Тропа приведет на обзорную точку, а там, где на пути встретится крутой каменный лоб, будет веревка или лесенка.


На следующий день устроил дневку — почувствовал, что надо. Все равно встречный ветер, NW. Отсыпался, даже днем пару раз покемарил, гулял вокруг. Но как быть дальше? Еще два дня NW, точно в лоб, то 4 то 5 баллов. Тут уютно, а в море-то волна, вылезать не хочется. До Тагангера 60 км по курсу. В 10 км поселок с портом Sirevag, но это слишком близко, уходить туда нет смысла. Но и сидеть тут еще два дня до воскресенья, когда ветер сменится...

И тут, еще раз изучая карту, наткнулся на знакомое название: Obrestad. Я же там был в 16 г. Рыбацкая гавань, глубина с краю 1,7, можно зайти! Там еще на пирсе памятная доска со списком жителей, погибших в войну. А на горке знак в честь миллениума и камни вдоль тропы с библейскими изречениями. В норвежском справочнике и наборе точек этой гавани нет, вот и забыл. Как раз на полпути до Танангера, 30 км как-нибудь дотопаю.

13.07. Так и вышло. Переход с 8:25 до 17:25. Добросовестная лавировка получилась, но как раз посильно. Если бы вдвое дальше — дотемна и на измор.

Чем дальше, тем вода холоднее, здесь уже 9°. Пришвартовался. Печка. Обед. Стопка. Хорошо.

14.07 Переход в Танангер. Ветер отошел и ослабел, к полудню выглянуло солнышко. Прошли навстречу три яхты; одна под спинакером, две под мотором. И это с попутным ветром. Потом одна с юга обогнала. Вчера тоже видел вдалеке две встречные (они шли мористо, а я прижимался к берегу — волна была поменьше), а вот ни лавироваться, ни солярку жечь против ветра охотников не было.


Tananger

Гавань для маломерных судов (дальше расположен большой порт). Удобная стоянка.

1 - понтонный причал с секциями, марина отеля Hummeren. Электричество, вода, санблок, мусорные баки, WiFi. От 150 крон. В прошлом году было 100, но по здешним краям и 150 недорого.
2 - длинный причал, стоянка бортом. За год сделан новый настил, и теперь причал тоже принадлежит марине.
3 - рыбачья гавань, где можно переночевать на свободном месте, спросив разрешение.

Вокруг много местных и частных причалов; к одному из них ведет мой второй трек. На обратном пути простоял там несколько дней, спросив разрешение у хозяев ближайшего домика. WiFi доступен вблизи отеля.

Отсюда начинаются новые места, иду на север. Ставангер остается в стороне.

Путь от Танангера до Бергена показался несложным, так как большая его часть идет по проливам, в которых нет большой волны. Во всяком случае, при западных ветрах. Да и ветра сильного не было. Открытых участков немного, везде можно найти укрытие.

С утра 15-го ветер слабый и попутный, 2 балла SW. Как приятно... Море спокойно, покой нарушают только проходящие иногда катера: на волне он них лодку качает, погон гика-шкота мечется и лязгает, приходится придерживать шкот. У островов по пути кричат птицы и шумит прибой: почти незаметная зыбь накатывает на плиты и взлетает фонтанчиками. Берега в стороне Ставангера скрывает дымка.

Пересек далеко за кормой путь прошедшего судна, и эхолот сошел с ума: пищит и показывает глубину 1-2 метра, когда тут за сотню. Видимо, винты забрасывают в глубину пузырьки воздуха, которые нарушают работу. И на волне с барашками такое частенько бывает, даже выключать эхолот приходится, чтобы зря не сигналил.

Прохожу мимо рыбных ферм. Вода в садках кипит, то и дело рыбины выпрыгивают в воздух. Вокруг кружатся и без толку орут чайки: садки закрыты сверху сетью, разбойницам рыбку не достать. Дымка тем временем становится все гуще и постепенно превращается в настоящий туман, в проливе восточнее о. Karmoy совсем плотный. Раздаются гудки.

Включил АИС, теперь вижу, кто есть по соседству и куда движется. Держусь ближе к берегу; вытащил свой горн с сиреной и гордо начал дудеть, подражая пароходам. Понятно, не пароход, но может другая лодочка услышит! И в самом деле, через некоторое время со стороны берега доносится ответ: Бее-ее-е...

Интересная картинка: нагоняющее меня судно угрозы не представляет, но было предупреждение об опасности столкновения с катером, который идет в другом проливе, западнее. Кстати, и Salacia по суше, как показано на треке, ходить не умеет. Это OpenCPN проводит линию трека из той точки, где был в последний раз выключен.

Потом посветлело, туман рассеялся. Дело уже к вечеру, свернул на стояночку Dragoya. Позади, с юга, по проливу накатывалась новая волна тумана. Потом был тихий ясный вечер и черничка в лесу, хоть и негусто: лето небывало сухое, даже в специальных местах для гриля запретили разводить огонь.

Dragoya

Naturharbor. Стоянка заброшена, но причал цел.

16.07. Снова проливы, потом мимо города Haugesund (зайти в него решил на обратном пути), открытый залив и снова проливы. Перед Хаугезундом интересное место: Salhusstraumen. Straumen — значит, должно быть сильное течение, стремнина. Через пролив перекинут мост, а за ним в сужении действительно оказалось мощное течение, с волнами и водоворотами. До Сальтстраумена далеко, но тоже впечатляет. Хорошо что течение было попутное, на приливе: против него мне и на моторе не пройти.

К вечеру устал, встал в заливчике на якорь. Отдохнул, поспал... и в 20:45 поехал дальше. Уж очень вечер был хорош. Легкий-легкий попутный ветерок, снова попутное течение, хоть тут оно и еле заметно. Солнышко клонится, в золотистом закатном свете лес и прибрежные холмы особенно рельефны.

Но вот солнце село, и ветер стих окончательно. Зеркало. Берег острова Alforo, вдоль которого иду, здесь ровный и прямой, но уже рядом намеченное для остановки место — Fatigmannshamn, гавань бедняка.

Fatigmannshamn

Небольшая впадинка в береговой линии, прикрытая со стороны пролива островком. Два причала, около дома и около сарая. Рыбацкая стоянка, судя по виду, полузаброшенная.

Завожу мотор... а он не заводится. Никак. Поменял свечу — грязная, но и с новой ни чиха, ни пыха. Ладно, разберусь завтра: остров уже рядом, за ним виднеются дом и причалы. Стоит катерок, но никого не видно.

Вооружился недавно найденным веслом (оно побольше, чем от тузика) и впервые в своей яхтенной практике метров 200 одолел греблей. Стоит только захотеть!

17.07. Утро вечера действительно мудренее: разглядел, что у новой свечи накоротко замкнуты электроды. Произнес приличествующую случаю речь в адрес свечи и всей свечной родни от изготовителя до наивного покупателя, которому такая возможность и в голову не приходила. Развел электроды отверткой, вкрутил, дернул. Поехали.

В середине дня зашел в заливчик за о. Visteroyna пообедать и отдохнуть, смотрю — у приглубого берега причал не причал, бетонный куб с приступочкой и доской. Остатки оборонительных сооружений (на соседнем острове из скал выглядывает дот, похожий на лицо воина в каске). Отлично, на якорь вставать не надо и можно ноги размять на суше.

Для ночевки присмотрел закрытую со всех сторон бухточку, но ее берега оказались плотно заселены. Есть кольца на скалах, но тесно тут, а лодки ходят. Встал на якорь, а потом перебрался к причалу, на который, судя по провалившимся крыше сарая и доскам, давненько не ступала хозяйская нога. Если объявится кто недовольный — извинюсь и отойду на якорь. Но ни тут, ни по соседству никто не объявился, зато у причала не мешал проходившим через бухточку моторкам.


18.07. Уже недалеко. За угол, за угол, мост, мыс... Мощные туши круизных судов, россыпь домиков на склонах, островерхие крыши, причалы.

Продолжение: Берген. Tall Ship Race в Ставангере.