SALACIA, плавание 2018 г.

Берген. Tall Ship Race в Ставангере

18.07, 10:30. Подхожу к Бергену. Вот и заливчик, по сторонам которого стоят яхты, некоторые в два борта. Иду все дальше, а свободного места нет. В самом конце нашлось местечко! Иногда хорошо, что лодка маленькая, а наготове есть большой кранец (шар был отловлен в прошлом году около Fair Isle).

Bergen

Марина в Бергене не самая удобная: высокий причал, увешанный автопокрышками, да и маловато места. Собственно, в качестве марины используется старая часть порта. В качестве утешения можно предположить, что к этим же причалам швартовались ганзейские купцы. Цена стоянки тут от 200 крон.

Это центр города, рыбный рынок — перекресток всех туристических путей. Естественно, много зевак. Кто, откуда, куда, зачем. Россия? Ах! Финляндия? Ох! Потом уже прятаться стал.

Удобства в соседнем здании, WIFI отсутствует — надо идти в информационный центр. Более удобная точка нашлась через дорогу, в валютном обменнике.

Где-то читал что Берген — "столица дождей" и норвежцы из других мест говорят, что у бергенцев на ногах перепонки между пальцами . И правда, весь день 18-го моросил дождик, а до этого за все время плавания всего пара дождей.

Долго занимался легализацией: надо снова получить въездной штамп в Шенгенскую зону. Пошел в полицию, но, в отличие от Швеции, городская норвежская полиция пограничными вопросами не занимается. Офицер проверил документы и сказал, что надо обратиться в полицию при аэропорте. Нет, раз вы пришли на яхте в Берген, откладывать "прописку" до Ставангера нельзя. Объяснил, как добраться: проще всего на "бюбанене", остановка недалеко. Я заверил, что сейчас и поеду.

Bybanen — удачный гибрид трамвая с электричкой и метро. Интересно, что на городских улицах рельсы у него трамвайные, а на открытых участках и когда идет по своей полосе рядом с автомобильной дорогой — железнодорожные. Комфортабелен, катит довольно быстро. Билеты надо приобретать в автоматах заранее, в вагоне билет купить нельзя. Я этого не знал; выручил попутчик-норвежец: я отсыпал монет, а он заплатил за билет со своего смартфона. А на обратном пути в аэропорту меня попросили помочь, брал билеты для семьи, у которой возникла какая-то проблема с картой при оплате. Как говорила бабушка Удава, "Воспитанная мартышка передаст банан товарищу!"

Полицию в аэропорту пришлось поискать, зато въездной штамп поставили без всякой волокиты и вопросов. Наверное, из городского офиса предупредили, что должен появиться такой-то персонаж. Думал, что Салации крылышки приделают, но в аэропорту оказался наготове и морской пограничный штамп, с корабликом.

Над Бергеном поднимается несколько возвышенностей, ближайшая — гора Флойен. Поездка на нее на фуникулере Флойбанен — "обязательная программа" каждого туриста. И в самом деле интересно. Весь город на ладони, вертолет стрекочет внизу. Нижняя часть горы застроена, на этом участке есть несколько промежуточных остановок. На одной из них сошла женщина с сумкой и тележкой — видимо, использовала фуникулер как городской транспорт. Правда, дороговато для частых поездок, но возможно для жителей есть какие-то абонементные билеты (поездка в два конца стоит 95 крон). На горе, кроме ресторана и прочих киосков, устроена зона отдыха с разными спортивными развлечениями, но до нее я не добрался.


Главная бергенская достопримечательность, объект культурного наследия Юнеско — Брюгген. Эти деревянные домики с общим фасадом присутствуют здесь везде и во всех видах: на магнитиках и сувенирах, маечках и пр., даже на уличном люке.

Купил себе медаль с домиками, как с Линденеса, теперь две будет. Всего их что-то около десятка с изображением главных норвежских достопримечательностей. Утверждается, что продаются только в соответствующих местах. Внутри Брюггена то же, что и в старину: ...как в ГУМе: торжище в каждом закоулке.

Большой город — всякая публика. Сидит черно...одежный парень, на вид вполне дееспособный, клянчит. Тьфу. А вот уличные музыканты, они все-таки больше музыканты, чем попрошайки. Часть городского колорита. В конце залива с мариной у них самое "козырное место", все время кто-то играл. Причем видимо есть договоренность о разделении времени: один подошел, предыдущий кивнул и сдал вахту, ушел куда-то еще.

Саксофонист понравился, хорошо играл, знакомые мелодии из фильмов, к романсам. Наверное, русский. А вот перед ним был еще один, тот явно "наш". Но именно попрошайка: бомжеватый, в какой-то рванине. Может, специально на жалость работал. Наяривал на баяне подряд "Катюшу" и иногда "Подмосковные вечера". Руссо туристо здесь полно...

Ушел из Бергена в 13 часов 19-го. Что тут еще делать? По музеям не ходок, не было определенной цели. Конечно, можно бы... но больно дорого, да и ближайший, ганзейский, оказался закрыт. Лучше больше времени провести на море, посмотреть еще какие-то места. (Располагающим временем и желанием стоит купить в инфоцентре специальную карточку для посещения музеев, проезда и еще каких-то услуг, с ней экскурсии обойдутся намного дешевле).

До вечера успел одолеть с полсотни километров. Прошел большой остров Huftaroy, на южной стороне которого есть несколько глубоких заливов, и зашел в один из них. В какой-то поселок в глубине залива ходит паром, а в бухточке недалеко от входа заброшенный рыбацкий причал. Со склона стекает ручеек; лучшего места для ночевки и не надо.

Dorganeset

Заброшенное рыбацкое становище: причал, сарай, стрела с лебедкой — доставать из лодки ящики с рыбой. У причала мелковато, но подойти можно. Сделал оттяжку на торчащую с краю стрелу, чтобы цеплять за камни.

На следующий день остановился у поселка Mosterhamn. Он имеет давнюю историю, это одно из первых в Норвегии мест, где жители приняли христианство. В поселке есть марина, но мне туда ни к чему. Тихая якорная стоянка лучше: после бергенской суеты и многолюдья в одиночестве лучше. Тем более, завтра приду в еще один город, Хаугезунд.

Mosterhamn

В поселке есть марина, но я останавливался неподалеку на якоре.

Haugesund

Место, где переночевал у магазина Batcenter. Есть тут конечно и марина, и еще какие-то стоянки, и вообще весь город — сплошные причалы.

Еще проходя несколько дней назад в сторону Бергена, приметил магазин Batcenter (лодки, моторы и пр.). Остановился в затончике у стенки причала, видимо относящегося к магазину. Пошатался, посмотрел на всякие штукенции. Дорого тут все, масло для редуктора про запас не стал брать, а запасную свечу еще одну взял, надо. И резиновые колечки-прокладки нашлись. Спросил у продавца, можно ли здесь и переночевать. — ОК, но только до понедельника (дело было в субботу), утром в понедельник место нужно. А мне и до воскресенья хватит.

Хаугезунд мне понравился. Выстроенный по берегам узкого пролива город — сплошной причал для яхт, катеров и прочих плавсредств всех видов.

Владея базой в проливе, в старину можно было контролировать морской путь с юга на север (который и дал название стране). Конунги викингов знали толк в этом деле, да и теперь функция не утрачена, в Хаугезунде находится один из центров норвежской береговой охраны.

Здесь правил Харальд Хаарфагр, который затем смог объединить под своей рукой все области Норвегии. Недалеко стоит монумент в его честь, к которому я и отправился на велосипеде. Поставили монумент в конце 19 века. Собственно, здесь и лежит король. Где-то здесь... место определили по описанию в сагах. На каждом из столбов вокруг центрального высечено название области, которые и составили вместе страну Норвегию. Некоторые и сейчас есть на картах, например Vestfold, другие незнакомы.

По-английски прозвище короля Fairhair, у нас его зовут Харальд Прекрасноволосый. Лучше бы более сурово: Харальд Волосатый, чай не барышня! К основателю Норвегии (и одной из его барышень) мы еще вернемся, когда снова попадем в Танангер.

Приехал, вожусь на лодке — кто-то окликает с причала. Сосед со стоящей рядом моторной яхты. Держит пакет: вот, из магазина, не хотите перекусить за компанию? Я хоть и тоже чего-то прикупил, от угощения отказываться не стал, с удовольствием уплел простецкий хотдог. Познакомились. Мужику 41 год, зовут Тор ( — Но я не агрессивный, как тот Тор, с большим молотом. В случае чего могу, но лучше мирно все решать!)

В городе есть, как он сказал, очень маленькая квартирка, а летом живет на лодке с 14-летним сыном и собакой. Лодка довольно большая, стальная, голландской постройки. Вот только двигатель надо ремонтировать, очень дорого. Так что пока яхта заменяет дом, а на рыбалку ходят на надувнухе (она болталась тут же). Сказал, сколько стоит аренда места (забыл, но более или менее по-божески).

Узнав, что я из России, улыбнулся: — Как бы мне найти русскую жену! Норвежские девушки интересуются только тем, много ли у тебя денег.

Что уж у него за обстоятельства... мне мужик сам в сыновья годится. Теплое впечатление оставила эта встреча.

Воскресенье, 22.07 С утра штиль. Начался отлив, течение на юг — отлично, Salhusstraumen проскочу. Ближайшая цель Avaldsnes, церковь св. Олава. Это рядом, дойду под мотором. Но сначала с удовольствием продефилировал по центральному проспекту... то есть, проливу Хаугезунд. Каких только лодок и судов тут нет. Как раз проходили "Дни гавани", и на многих судах были подняты флаги расцвечивания.


Avaldsnes

Смущало, что никакой стоянки на карте не обозначено, только якорное место. Ладно, надую лодку. Хотя странно, уж какой-то причал в норвежском населенном пункте должен быть. ...Там весь берег залива оказался сплошными причалами. В конце одного из них нашлось местечко, чтобы причалить на несколько часов, никому не мешая.

Каменная церковь построена в 13 веке, деревянная, которую собственно и поставил Olav Tyggvason, правнук Харальда Прекрасноволосого, еще на 250 лет раньше. А еще раньше здесь было культовое место силы с камнями-менгирами, из которых уцелел один, 7-метровая каменная игла, стоящая теперь наклонно у северной стены церкви.

В путеводителе камень назван Virgin Mother's Needle — Игла Богородицы. Причудливо... христианство и древние культы. С камнем связана легенда: как он коснется церкви, тут и настанет Судный день. И якобы служители культа в простые старые времена следовали принципу "На бога надейся, а сам не плошай!" — отбивали от обращенной к стене стороны камня кусочки, дабы отсрочить Суд.

Церковь Олава оказалась в строительных лесах, что дало редкую возможность проинспектировать Иглу, благо воскресным утром ни рабочих, ни церковных людей еще не было.

Церковь действующая; когда шел обратно, навстречу к церкви проехали две машины, и вскоре над Авалдснесом поплыл колокольный звон. Если бы задержался, можно было и на внутреннее убранство посмотрть. Но не возвращаться же.


23-24 июля не спеша приближался к Ставангеру. Участники Tall Ship Race должны прибыть в город после совместного перехода (этот переход был не гонкой, а cruise in company) до 12:00 26.07, значит, подходить будут в основном 25-го. Но еще с утра 24.07 заметил на горизонте большие прямые паруса: первый из толшипов!


Вечером, когда я стоял на якоре у острова на краю пролива, ведущего с севера к Ставангеру, в сторону города прошел Cristian Radish.
Может быть, он и был виден с утра далеко в море.

Утром 25-го двинулся к городу и я. Хотелось найти местечко в марине и быть недалеко от центра событий.

Tall Ship Race

и танангерское сидение

Сразу пошел к основным причалам городской марины у музея нефти. В 16-м году стоял у причала в самом конце залива Viken, но туда решил не соваться, ведь там будет центр всего фестиваля (потом видел, что этот причал переместили и использовали для служебных катеров).

Местчко нашлось у стенки за "пальцами". Путь туда загораживал тузик с большой черной яхты —- попросил, его отвели на другой борт, протиснулся вручную. Пошел к автомату платить — смотрю, объявление: извините, гавань закрыта с 12 ч. 25.07 до вечера 29.07, т.е. на все время фестиваля. Хм. Тогда расставаться с 200 кронами лучше обождать, мало ли что. Помылся в душе, нашел интернет, съездил в магазин и на заправку. В общем, сделал все дела. Тем временем марина действительно опустела, яхты ушли. Осталась соседняя черная (они ждали сменный экипаж) и в углу пара местных моторок. Стали заходить первые толшипщики: датчане, питерская Акела.

Как еще в Висбю было велено, передал Акеле привет от Дорадо. Потом появился портовой катер и выгнал моих соседей, а также катер с большим семейством, подошедший в секцию напротив. Я наблюдал за этим процессом со скамеечки у причала, к яхте не подошли. Решил, что не тронут, ведь на мое местечко вряд ли кто будет претендовать. К тому же старпом Акелы Анастасия Подобед показала план расстановки, по которому толшипские яхты занимали только сторону, обращенную к городу, противоположная должна была остаться пустой (яхты большие, длинные — наверное, не смогли бы разворачиваться для швартовки в противоположные секции).

Но вечером, когда забрался в лодку, тот же катер выгнал и меня. Нет-нет, гавань закрыта, никому нельзя, уходите. Мало того!

Попытался зацепиться за западный берег метрах в 300 от стоянки для Седова, нашел разрыв между какими-то причалами метров 20, там даже лесенка была и здоровенное кольцо. Растянулся веревками, а то все волны от судов мои. Выгнали и оттуда, изверги. Мол, здесь еще территория порта, низзя! Сказали уйти на остров (там большая марина, но добираться в город по мосту неудобно) или еще дальше. Ушел. Причал у каких-то летних домиков с надписью Welcome to Stavanger и правда оказался гостеприимным. Рядом сидела небольшая компания, звенели бокалами, смеялись.

— Можно тут остановиться на ночь? Махнули рукой: можно.

Что поделать, раз с праздника жизни мелочь пузатую вымели метелкой, надо где-то пересидеть два дня со встречным ветром. С утра пойду в Танангер, там и пережду.

Утром 26-го то с 1-2 баллами, то болтаясь без хода (течение немного выносило) повлекся на выход, наблюдая, как в город идут участники TSR.


Пошли крупные корабли, среди них наши: изящный Мир, огромный черный Седов, красавец Крузенштерн. Индиец со строем матросов на реях. Штандарт прошел вдалеке под берегом, гордо тормозясь верхними парусами. В море видно есть ветерок, вдали видны все новые паруса. Проникся: разместить такую огромную флотилию тяжелейшая задача.

...А я снова пришел в Танангер и нашел причал в стороне от марины, где и простоял до 1 августа.

Мечи в камне

Конечно, было несколько обидно оказаться в стороне от толшипского празднества. Но, изучив путеводитель и карту, решил, что и тут можно устроить себе программу даже получше. Недалеко два интересных места: монумент "Мечи в камне" в честь объединения Норвегии и музей авиации в Суле, около ставангерского аэропорта. Да ведь и сам Ставангер рядом, приеду на велике в заключительный день TSR, посмотрю на парусный парад. На следующий день, 27-го, отправился по самому дальнему маршруту: к мечам.

Монумент стоит на месте одной из битв войны за объединение Норвегии, связаной с упоминавшимся выше конунгом Харальдом.

Как утверждает путеводитель вслед за сагами и прочими легендами, в деле объединения Норвегии в единое государство не обошлось без женщины.

Харальд, который был весьма любвеобилен, воспылал страстью к некоей Гиде Эйрикдоттер, т.е. дочери соседнего конунга Эйрика. А та дала ему от ворот поворот, сказав, как несколько позже Мордюкова в старом фильме "Председатель": — Хороший ты мужик, Харальд, но не орел! Вот будешь королем всей Норвегии, тогда буду твоя.

Ну что тут скажешь... у старого товарища еще по катамаранам было такое любимое присловье: — Бабы... (небольшая пауза) — страшшные звери!

Харальд и повелся. Мало того, дал зарок не стричься, пока не завоюет Норвегию и Гиду. Так оно все и произошло: навалял будущему тестю и другим соседям, Норвегия была объединена, Гида слово сдержала и нарожала королю кучу детей, а самому Харальду понравилось ходить волосатым. Так и вошел он в историю как Haarfagr — Прекрасноволосый.

Рядом с монументом место отдыха и песчаный пляж. Погода хорошая, солнышко светит. Вдали от моря на отмелом пляже вообще теплынь и красота. На фоне грозных мечей загорали и плескались взрослые и детки; я тоже продолжил купальный сезон .


На следующий день думал съездить в музей авиации, но пока вернулся обратно к лодке, изрядно устал. После долгой поездки на велосипеде ноги с непривычки болят. Завтра надо отдохнуть, иначе послезавтра в Ставангер уж точно не доберусь.

Пока отдыхал, погода стала портиться, давление упало с 1016 мбар утром до 1013 в 13 ч. и 1007 в 20 ч. С моря накатила темная туча, налетел шквал, полил дождь, несколько раз громыхнуло.

29-го к вечеру, когда должна стартовать вторая гонка TSR на Харлинген (в Голландию), прогноз обещает усиление ветра от S-SE до 5-6 баллов, а ночью и до 7. А ведь три дня назад на это время прогноз был штилевой! Но утром и весь день погода отличная. Ноги отошли, снова кручу педали.

Подкатил к инфоцентру, звоню Анатолию Кулику: он должен быть на Седове с парусной школой, которую там проводят. Отвечает, и чувствую, с ходу не поймет, кто это и что такое Спрашиваю, где ты? — и тут вижу: вот он, Палыч — стоит, мобилу держит! Очень приятно было встретиться, жаль что мельком. Я дочапал туда на своем велике в одиннадцатом часу, а отход судов был назначен на 12. Всем седовцам было приказано быть на борту заранее.

Оказалось, Анатолий только что прилетел в Ставангер с фестиваля пиратской песни на Камчатке. Показал фотографии в телефоне. Ну и ну, такой бросок это не с корабля на бал, а наоборот и на пол-Земли круче.

На Седове оказался и Константин Кулябин из Екатеринбурга, с которым когда-то вместе участвовали в Верхневолжской регате. Тесен парусный мир!

Попрощались, и пока оставалось время, пошел в собор послушать богослужение, которое входило в программу TSR. Понятно, там уже не было зкипажей судов, они готовились к отходу. Но полный зал, все как-то душевно, хотя со слуха понимал лишь отдельные слова (к тому же речь звучала то английская, то норвежская).

Служба была экуменическая, то есть совместная. Вели ее епископ(ша) Anne Lise Adnoy и англиканский капеллан Peter Hogarth. Заодно покрестили младенчика, Томас-Александром.

Иногда все вставали и начинали подпевать. И тут соседка, симпатичная девушка с крестиком, видя что я молчу, повернула ко мне программку с текстом и показала пальцем, где надо петь. Тут уж отступать некуда. Пение — это было бы очень сильно сказано, но рот открывал. И свечку потом поставил.

Такое дело...







O Christ! Whose voice the waters heard
And hushed their raging at Thy word
Who walke'st on the foaming deep
And calm amidst its rage didst sleep
Oh hear us when we cry to Thee,
For those in peril on the sea!

Как-то так:

Христос, твой голос воды слышат, покорна слову, ярость сгинет.
Лишь бездны бешеной коснешься, все стихнет, как в спокойном сне.
Услышь, когда к тебе, к тебе, с мольбой и плачем мы взываем
О тех, кто на море в беде!

Полдень. Яхты и корабли начали выходить в море. Играет музыка, развернуты флаги, народ на берегу и команды обмениваются приветствиями. На Седове курсанты стоят строем, взмахивая белыми фуражками. Красиво!


Штандарт порадовал. Он отходил от набережной уже под занавес, когда акватория стала посвободней. Подняли паруса и пошли! Почти все, даже яхты, выходили под двигателями, лишь один-другой небольшой парусок кое-кто нес для вида. (Залив узкий, лодок всяких со зрителями уйма.) А со Штандарта к испугу и восторгу зрителей еще и бабахнули пару раз из своих реконструкторских пушек. До этого кто-то тоже стрелял, но слабовато, а у Штандарта пальба реальная.

Участники TSR ушли в море, но к ночи погода действительно испортилась. Наутро с удивлением увидел у длинного причала несколько толшипских яхт. В чем дело, что случилось? Сказали, что из-за плохой погоды старт перенесен на день. Открыл marinetraffic — батюшки, даже крупные суда, вчера хорошо стартовавшие, развернулись и идут назад. Общая отмена.

Если уж такие яхты застряли в Танангере, мне сам бог велел сидеть ровно и не рыпаться. Да и куда там, сильный встречный ветер. Так и просидел еще два дня, колдуя над GRIB'ами — когда же смогу уйти.

Фарватер к порту, мол и бухта Танангера. Вечер 30 июля.

Продолжение: Обратный путь.