SALACIA, плавание 2018 г.

Обратный путь

Ушел из Танангера 1 августа, в 6:34. Ясно, утром холодно (8 гр., а вода 17), давление выросло до 1020 мбар. Море еще неспокойно, зыбь, но барашков нет. Ветер тот же, SSE, но только 3 балла. Потом засвежеет до 4-х и так и будет дуть весь день.

Сначала одним галсом на S-SW, в 9:30 вслед за береговой линией повернул на S-SE, и пошла чистая лавировка. В 13 ч. миновал Обрестад, в 18:35 пришвартовался в порту Сиревог. Притомился, даже не стал выбираться из лодки и изучать окрестности. Да ничего и не нужно, и так столько дней просидел на берегу.

Sirevag

Городок и порт. Несколько грузовых причалов. В конце бухты видна лодочня стоянка; у длинного причала с южной стороны можно стоять бесплатно.

2.08. Утром пришлось идти на моторе: ветер совсем ослабел, и против зыби лодка в бейдевинд не идет. Свернул в пролив к Эгерсунду: там тихо, и как раз галс под парусом получается. Пока шел проливами, ветерок посвежел, а волна тем временем спала до 0,5-0,7 м. Теперь и в море хорошо идти под парусами. Взял было курс на Листу, но вскоре ветер снова стал стихать. Появилось встречное течение, это уж совсем ни к чему, кажется что идешь, а толку никакого.

Решил остановиться поближе и повернул к берегу, благо он тут изрезан заливами. Есть и стоянки: Rekefjord и Sogndalstrand. На входе в Rekefjord каменный карьер, там грохочет техника, подходят на погрузку суда. А вот чуть дальше за островами якорная стоянка, встану там. Марина не нужна. Место оказалось удобное и интересное; ночевал даже не на якоре, а у причала.

Logevik

Залив со старинными каменным причалами. Более крупные яхты могут воспользоваться защищенным якорным местом у входа. Табличка предупреждает: сохраняйте здесь все как есть, это наше наследие.


Для меня теперь будет залив Кошки, вот такой:

Еще один подводный трофей!


3.08 Хороший ходовой день получился. Пасмурно, но сухо, давление 1020. Старт в 6:30, в 13:30 подошел к Линденесу. Ветер стал попутный, с запада. Прошел Линденес; на какое-то время даже рифился, а то на фордаке Семен (Simrad TP10) стал плоховато справляться. Но вскоре опять полные паруса... К вечеру прояснилось.

В 20:40 привязался к кольцу в Olavsundet. 115 км. Чалился долго, то так, то этак; даже помочь предлагали. Захожу сюда второй или третий раз, но к причалу и "удобствам" не попадал: всегда битком.

Olavssundet

Закрытая со всех сторон бухта, два входа: с севера и юга. Над северным проходом ЛЭП, смотрите высоту. Причал с SE стороны и кольца на скалах вокруг (другие причалы частные).

Рядом еще одна стоянка, Store Kalkholmen (синяя стрелочка). У причала мелко, около 1,2 м. Туалет, гриль. Осмотр немецкого форта на о. Helgoya.

4.08. Попутный западный ветер, но прогноз на усиление. У берега 4-5 б., посреди Скагеррака до 6-7. Причем севернее, в районе г. Арендал, 4б, а чем южнее, тем сильнее. Надо пересекать Скагеррак с попутным ветром, наверстывать время.

План такой: подняться вдоль берега к Арендалу, и уже оттуда идти на Швецию. Сначала все шло прекрасно: солнце, тепло, попутный ветер WSW 4 балла, вымпельный 3. Полная парусность, фордак, стаксель бабочкой на спинакер-гике. Постепенно удаляюсь от берега, который уходит на северо-восток

Во второй половине дня ветер стал крепчать, 5 баллов. Полет нормальный, все бы хорошо, но волна! Раскачало до 2 м, а то и 2,5, авторулевой уже не смог отрабатывать, несколько раз чувствительно приложило. Принял новый ГРИБ. Картина та же. И вместо доворота на запад повернул на север, к берегу.

Чтобы так вот всю ночь — нет уж. Вспомнил переход в Висбю. До Арендала в это время было еще около 25 км, возможно просто не успел дойти зо зоны, где ветер потише. Утро вечера мудренее — если уж пересекать Скагеррак со свежим ветром, сидя на руле, то днем, а ночью лучше отдохнуть нормально. Да ведь как раз тут речка, в которую заходил по пути сюда, Nidelven! Место славное, почему бы еще раз не зайти.

В зеленой полоске берега стали прорисовываться отдельные холмы, потом беленькие домики, потом контуры деревьев. Подошел ближе — вообще лепота, берег-то наветренный. Суббота, народ гуляет, катается, песни поет. Наверное, смотрят и удивляются: отличная погода, с какого перепугу яхточка глухо зарифленной идет? ...Порадовался за себя.

5.08. Сегодня иду через Скагеррак. Прогноз - сначала NW, потом W плюс-минус, 5 баллов. Надеялся, есть шанс прийти на шведскую сторону еще в сумерках, но увы. Переход получился пожалуй вторым по "впечатлительности" после Висбю, хотя не могу назвать его тяжелым.

Сначала вообще красота, 3 балла в корму, хорошая погода. Рулил вручную, на фордаке все никак не удавалось настроить паруса так чтобы и тянули в полную силу, и авторулевой справлялся. То бабочкой, то галсами. Обещанного NW ветра не было, W а в конце SW.

Как отошел от берега, пошла зыбь, а возможно, это были волны от взаимодейстия с встречным течением. Течение было заметно: курсы по компасу и GPS отличались градусов на 30, а скорость лодки вместо 7-9 км/ч на глаз оказывалась 5-7. Вымпельный ветер так и был в основном 3-4 б., соответственно, истинный 4-5. Подальше скорость и курсы пришли в норму, зарифившись, задействовал авторулевой. Что удивительно — не укачивало, хотя должно бы. Видимо на полном курсе мягче качка, а может привык. Ближе к вечеру даже осмелился залить из термоса бомжпакет: вкуснотища! Потом и чайку хлебнул, и ничего (рыбки остались голодные).

В общем, все бы хорошо, но большая волна. Вечером до 3 м, а то и... Явно неадекватная ветру волна, шла с ЮЗ где дуло сильнее, 6-7 баллов. Сама по себе довольно пологая и лодке на полном курсе не мешала, но иногда все-таки гребни, сложение с местной ветровой волной. Долго шел открытый, потом когда прилег отдохнуть поставил щиток и... словил таки плюху через сдвижной люк. После заката подстихло, злых гребней не стало.

Вышел к Smogen. Не видно ни черта, огней много и навигационных и простых, только GPS выручает.

Зайдя за остров, попробовал стать на якорь — не вышло, крутой свал. Зашел в гавань — куда ни ткнись, таблички "private" или "reserved". Длинная стенка с шинами неудобна, плеск сильный и рыбой воняет, там какое-то рыботорговое место. (Надо было зайти подальше в заливчик, стоянка по его берегам, в основном справа). Ткнулся слева на свободное место у какого-то отеля, уже 4 часа, поспал несколько часиков а потом перешел на правильную сторону мусорку найти. Встал на причал рейсового катера, пока его нет. Позвтракал и дальше поехал.



Картина типична для западных шведских шхер: на острове городок, по проливу движение как по улице.

Надо найти защищенное место для стоянки. На сегодня хватит, в море не пойду. Прогноз — тот же W 5-6 б., через проливы между островами действительно вдувает и заходит волна.

Впереди стоит группа яхт — и я туда. Вот эта якорная стоянка на карте.

Заливчик, глубины от 2 до 4 м, ровное песчаное дно с водорослями. Хорошо. Небо затянуло, начался редкий дождик. Искупался, вода 20 гр., теплее чем воздух. Пообедал, поспал.

Вечером сижу тихо-мирно с компом, шторки на окошках задернуты. Около 21 ч. слышу — дождь разошелся и задуло не на шутку, даже тут за островом шум и свист. Доносится какая-то суета, крики. Выглядываю: елки-палки, меня тащит на якоре, хорошо что мимо причальчика под ветром. Парень на надувнухе подлетает — вам не помочь? — Спасибо, справлюсь! Еще на паре яхт аврал, двигатели заводят, на одной уже корму от чужого носа отпихивают.

Вытравил конец, прицепив к нему для утяжеления кошку. Тише, но все равно тащит. А рядом уже другая яхта по борту, вывесил кранцы, с нее тоже здоровый мячик на борт прицепили, но до навала не дошло. Завел мотор, отодвинулся к берегу, там на глубине всего 1,8 м положил старый CQR и треугольником на паре якорей встал уже окончательно.

Дрейф показан синей стрелкой между крайними точками треков прихода и отхода.

На следующий день снова ночевал на якоре и выяснил, отчего пополз якорь. Стал купаться и решил посмотреть как якорь лежит. Не чисто лежит: цепь зацепилась за лапу! — т.е. работать будет не как Данфорт, а просто как груз. Это потому, что я снимаю якорь с крючка на релинге и отпускаю, за ним убегает цепь... и падает сверху прямо на якорь, если хода нет. Значит, цепь придерживать надо, и чтобы лодочка уже потихоньку отходила.

7-9 августа двигался на юг вдоль шведского берега.

У Гетеборга входные фарватеры для больших судов обставлены странными навигационными знаками, похожими на небольшие краны. Мало того, что они, как обычно, красные на левой кромке и зеленые на правой, "рука" знака показывает, с какой стороны от него надо идти. Чтобы никакой дальтоник не ошибся. Похожих знаков много в Норвегии, только маленьких, с выступом-"пальцем" со стороны прохода.

Videberg & Bua

8-го шел весь день и уже в темноте зашел в бухту, в которой находятся две стоянки: Videberg и Bua, где хотел купить бензин.

От входа видны яркие мигащие створные огни: пара красных и пара зеленых по сторонам и пара белых по центру узкого фарватера. Надо же, думаю, красота, диоды какие яркие стоят.

Приехал — небольшая местная марина, никакой заправки. Тьфу! Пока огнями любовался, приехал в Videberg.

В Bua надо было сразу свернуть направо. На следующее утро перешел туда, заправился с не слишком приятным чувством, что мне выворачивают карманы. 20 крон за литр бензина, т.е. примерно 150 руб!

Но что толку жалеть, бензин пригодился: днем ветер скис. А я-то целился уже на Куллен, ведь на 10.08 прогноз давал ЮЗ 7 баллов. В лоб. Надеялся проскочить, но стало очевидно: не дойти. Ну, тогда в бухту на острове у г. Туреков. Нет, тоже не дойду. Тогда в марину Grotvik. Однажды там уже был, место неплохое и недорогое по здешним меркам, 140 крон.

Вечер изумительный: теплынь, ясно, легкий попутный ветерок. Вода 22 градуса. Иду то под мотором, то под парусом, когда есть ход хотя бы 4 км/ч. Даже не верится, что дальше будет то, что показывает GRIB. Не знал бы прогноз, так и пошел бы в ночной переход. Нет, все-таки горизонт не чист, над Каттегатом некоторое сгущение дымки. Прошло еще часа два и стало ясно, что безмятежность скоро кончится: дымка сгустилась на западе в тучи довольно мрачного вида.

В сумерках зашел в марину, привязался покрепче и на боковую. Ночью в самом деле завыло и засвистело, вокруг загремели фалы.

Утром ясно, но ветер до 16 м/с, шумит прибой. брызги долетают через мощный широкий мол, очки заляпывают. И тут снова неожиданная встреча, русская речь, интереснейшие разговоры. Владимир и Люда, экипаж яхты Voyager. На форуме КиЯ читал тему о приключениях коллеги Breget'а и не думал, что доведется встретиться! Так что сидеть в Гротвике два дня было не скучно.

Grotvik

Клубная марина. Есть все необходимые удобства (ключ от душа спросить в клубной комнате), цена от 140 крон, оплата через автомат. Ближайший магазин примерно в 4 км по дороге в Halmstad.

Для пользы в хозяйстве набрал тут целый мешок шиповника (все вокруг в кустах, ягоды крупные и сочные). Обрываю ягоды, а по дорожке бежит трусцой швед. Остановился и что-то говорит, похоже не ругается а спрашивает.

Показал, что ягоды вкусные, наружную часть можно есть, и объясняю:

— I will dry it. If later, at winter, add boiling water and sugar a little, will be nice vitamin drink!

— O, boiling water with sugar! — швед повторил рецепт, чтобы лучше запомнить, и побежал физкультурничать дальше.

Потом долго сушил этот шиповник; чтобы быстрее подсох и не сгнил, разрезал каждую ягодку и выковырял семечки. Отличное занятие на борту в хорошую погоду, не хуже продувки макарон!


Время поджимало, но уйти из Гротвика смог только 12-го во второй половине дня, когда ветер стих до 4 баллов. Решил дойти до острова Hallans-Vadero напротив г. Torekov, там можно встать на якорь в бухте. Недалеко, но смысл есть: тогда на следующий день точно смогу дойти до Хельсингборга, в Зунде ветер станет уже более или менее попутным.

Волна была еще большой, поливало изрядно, но шел хорошо, даже бродила мысль рвануть сразу на Куллен. Но потом ветер несколько зашел, пришлось под конец делать галсы, и все оказалось не так быстро. К тому же почувствовал, что мерзну. При отходе было тепло, вода 19-20°, оделся "по-летнему". Промок. А когда встал на якорь, смотрю мой градусник показывает снаружи всего7,4°.

В бухте есть и небольшой причал, у него стояла яхта. На берегу какое-то строение. В прошлые годы видел, что из Турекова сюда ходит катер. Возможно, здесь кто-то живет или остров служит зоной отдыха.

Всю ночь лил дождь; когда лодка покачивалась, слышался какой-то непонятный скрежет. Утром оказалось, что это всего-навсего удлинитель румпеля задевал за пластиковую канистру с якорной цепью. Удивительно, как корпус яхты усиливает все звуки. Бывает, какое-нибудь бряканье спать не дает. Вылезешь наружу, чтобы подтянуть фал или что там еще — все тихо, не поймешь что брякало. Только ляжешь — а оно опять.

13.08. На востоке полоса ясного неба, виден восход. На западе и над головой тучи и дождь. Ветер восточный. Старт в 7:25, переход в Хельсингборг. Все как задумано. Сегодня вечером теплынь, 19°. Какая нестабильная погода в последние дни.

14.08 То мотор, то паруса. Один раз въехал в такое плотное поле водорослей, что мотор заглох. Привязал к багру нож и еле очистил винт, орудуя импровизированной пикой. Обещанный попутный ветерок подул только вечером; в сумерках летел к Фальстербо бодрым бакштагом. Подошел как раз к последнему подъему моста в 22 ч. (23 по Москве); сделал несколько кругов вместе с еще одной ожидавшей яхтой, и вот канал. Местечко у соседнего причала нашлось. 23:20, отбой.

15-16.08 Долгий переход, сразу в пролив за Эландом. Когда ветерок попутный и умеренный, есть авторулевой и нет проблем, отчего же не идти сутками. Был и штиль. 4 часа, луны нет, одни звезды. Скоро рассвет, море уже темнее неба; впереди, на северо-востоке, горизонт чуть-чуть сереет.

Днем стало жарко, в рубке 25°, снаружи на солнце все 33°. Парит, не натянуло бы грозу. А вот балтийская вода прохладнее, чем в Зунде: около Skillinge было 13-14°, сейчас 17. Видимость неважная, дымка. Маяк Utklippan открылся только за 8 км, потом в проливе ближний берег был еле виден, а Эланд не виден совсем.

Bergkvara

Стрелка указывает на вход между молами, за которым находится марина при кемпинге и местные причалы. Мой трек кончается ниже, в маленьком затончике около местного морского музея. По сторонам от него длинный причал, довольно открытый, зато бесплатный. В затончике могут стоять одна-две лодки местных рыбаков, у причала — яхты и более крупные суда.

17.08. В этот день случилась авария: оторвалась левая краспица. Как было дело, описано в рассказе о лодке. Починиться удалось сразу же, на стоянке Sandvik. Подняться на мачту смог с помощью лесенки, какие стоят здесь на многих причалах у щитка со спасательным кругом на случай, если кто-нибудь свалится в воду.

Sandvik

Все есть, цена 140 крон. Оплата в рыбном магазине, товары которого заслуживают внимания и отведывания. До обычного магазина ICA 300 м. Раньше там была и заправка, но, увы, ее убрали и топлива тут теперь не достать.

18.08 дошел до северной оконечности Эланда и переночевал на якоре в заливе Grankullavik около марины Nabbelund. От входа в залив к марине ведет обставленный вехами фарватер, остальной залив мелководен.

19-20.08 — удачный переход с попутным ветром, который затем должен был смениться на встречный, NE. Главным было пересечь на север открытое пространство, срезав долгий обходной путь по береговым шхерам. Дальше уже Стокгольмские шхеры, по обстановке можно или лавировать без большой волны, или переждать. Всю ночь шел дождь.

В 5 утра ветер скис, последние несколько километров до Landsort Oja прошел на моторе. Там постоял два часа у причала в бухточке с восточной стороны, от которого при мне в 9 утра ушел рейсовый катер, и двинулся дальше уже при встречном штиле. Потом ветерок усилился, как и было обещано. На Landsort Oja есть марина, но она находится у северного конца острова. У маяка и поселка гостевых причалов нет, но и с востока и с запада есть маленькие бухточки, в которых стоят местные лодки.

К вечеру зашел в марину Uto, где есть заправка. Взял канистру, но останавливаться там не стал: марина дорогая, на якоре встать негде. На соседних островах таблички: якоря не бросать. Где кабель, где что-то еще. Ушел подальше, хотел перейти на подветренную сторону цепочки островов, но в проливе увидел небольшой причал и встал около него. Причал около какого-то хозяйства энергетиков, рядом кончается ЛЭП. Надо было все-таки уйти за остров: ночью чувствительно потрепывало, хоть место и было немного прикрыто и лодка стояла носом к ветру.

21-22.08 На Аланды, в Финляндию. Погода благоприятна. Последняя в этом сезоне ночь в море.


Yxscar

Naturharbor у аландского фарватера. На этот раз стоял у берега с северной стороны острова. С востока, где стрелочка, есть небольшой причал (но осторожно: прямо у него камень), там же туалет и грильное место.

Потом был знакомый путь шхерами Финского залива, и в его конце Salacia благополучно устроилась на своем кильблоке (по-фински pukki, козлы). До следующей весны.

К содержанию