Первоисточник: Кают-компания журнала "Катера и Яхты"

Сергей Жиленко

"Selena" снова в пути. К Полярному кругу

30 июня 2018

Вернулся из очередного путешествия. Попытаюсь рассказать вам об этом, но прежде

Небольшое отступление

У нас с Селеной скромный юбилей. 5 лет назад, в июле, я впервые в жизни поднял паруса. До этого не было ничего, связанного с морем и яхтами. Конечно, в детстве любил читать про морские путешествия и приключения. "Остров сокровищ" - это любовь на всю жизнь. Повзрослел - все это отошло куда-то далеко. И вот.... в 50 лет ушел на заслуженный отдых, построил лодку и поднял парус!

Прошло 5 лет. Срок немалый. Кто-то за эти годы ушел далеко в моря. Кто-то не продвинулся дальше холодильника на кухне.У каждого своя дорога. Весь путь Селены описан здесь, на форуме. Кто-то из вас, возможно, читал: " Селена.Первый поход.", "Селена снова в пути: Здравствуй Ладога. Дорога на Валаам. Онежское соло."

5 лет назад: постройка и первый спуск на воду.

Что будет дальше не знаю, а пока что есть, то и хорошо.

В прошлом году, в гостях у яхтсменов Кондопоги, разговор зашел о море. О единственном и доступном на нашей территории море - Белом. Оно является внутренним морем и поэтому свободно для передвижения, в отличие от Черного, Азовского и Балтийского морей с их пограничными вопросами. Ребята с восторгом рассказывали про парусные регаты, про красоты Белого моря, про соленый ветер и брызги в лицо. Признайтесь - кто из нас не мечтает выйти в море?

Я тоже посматривал карты тех краев.Читал отчеты. Наш коллега Дмитрий Кнорозов очень подробно и доходчиво рассказывал о своих плаваниях по Белому. Моей же фантазии хватало только на " Кемь- Соловки". А разговор пошел про Кандалакшский залив и пр Чупу. Я, к своему стыду, ничего не знал про этот регион и даже ударение неправильно делал произнося слово Чупа. А район оказался интересным. Чупинская губа -длинная и узкая, хорошая защита от штормов открытого моря. На выходе из губы целый шхерный район - опять же хорошее укрытие. Множество стоянок на островах. Берега приглубые, а значит нет больших осыхающих площадей при отливе. Можно составить разные маршруты по своим способностям и по погоде. Ну и место изначальной стоянки есть-Чупинский морской яхт-клуб.

Зимой рассматривал разные варианты и маршруты и остановился на Чупинской губе. Стал больше читать про эти места. И потихоньку передо мной стал открываться удивительный мир Беломорья - со своей природой, историей, людьми. И за всем этим стояло оно - Море. Все связано с ним! Поэтому и определилась цель поездки. Не исторические достопримечательности, не музеи и не рыбалка, а встреча с Морем.

Есть в Кандалакшском заливе еще одна достопримечательность.Там проходит линия Северного полярного круга. Знаете - условная граница, когда в полярный день солнце не уходит за горизонт. Кстати, в России не так уж много мест, где эту линию можно пересечь по воде. Это Кандалакшский залив и Горло Белого моря, Обская губа и Дальний Восток.

Вполне достойная причина чтобы выйти в море. Как раз и сроки поездки-вторая половина июня-самый длинный день,полярный. Только одна нерешенная проблема. Головная и даже зубная боль. Это приливы и отливы. Как с ними ужиться, обезопасить себя? Просматривал отчеты, карты, графики приливов - все равно никак план передвижения не складывался. Решил как обычно - на месте разберусь.

И опять, чисто случайно, возникла небольшая сухопутная часть путешествия. Напомню о своем другом увлечении - беге, марафоне. В прошлогодней поездке на Онежское озеро я подстраивал сроки выезда под Петрозаводский марафон. В этот раз ни о чем таком не думал. Назначил срок выезда 13 июня, приезд в Чупу 15 июня. За пару недель до отъезда случайно просматривал календарь соревнований в северо-западном регионе и ...чуть не упал со стула от удивления. 16 июня в Чупе проводится Первый полумарафон "Северная Карелия"

Я обычно половинки не бегаю, да и не готовился специально, но такую возможность грех пропустить. Регистрация уже подходила к концу - желающих оказалось достаточно. Подсуетился - и вот я в списках участников.

Приступим

Цель: Кандалакшский залив Белого моря.

Задача: Ознакомительное плавание в новом регионе. Дальнейшее совершенствование навыков управления и проживания на лодке класса "пико".

Сроки: с 13.06.2018  по 27.06.2018, то есть две недели с дорогой.

Яхта: крейсерский швертбот 4,2 м. класса "пико", парусное вооружение - бермудский шлюп 9.5 кв.м., стаксель на закрутке , грот с двумя полками рифов, вспомогательный двигатель:2-х т. подвесной лодочный мотор мощностью 2.5 л.,запас топлива 35 л, запас воды в штатных местах 35л, запас продуктов на 10 дней, навигация: Гармин-78 с топокартами Белого моря 500 м и спутниковыми снимками большего разрешения отдельных участков, смартфон с навигационной программой " Locus Map" и топокартами, бумажная навигационная карта "южная часть Кандалакшского залива" лист 14020, путевой магнитный компас.

Связь: смартфон в защитном чехле - родной номер Билайн и 8 Гб интернета Мегафон, носимая р.ст. с морским диапазоном.

Якорно-швартовое снабжение: 2х30 м троса 8 мм, 30 м плавучего троса 10 мм, 3 самодельных якоря разных конструкций ок. 3кг каждый и 2 метра цепи (легковатые якоря, цепь очень кстати), 2 плавучих якоря диам. 0.6 и 1.5 м.

Сигнально-спасательные средства: ракеты и фальшфейеры красного огня, звуковой горн. Жилет брал, но не одевал - пользовался грудной обвязкой,пристегивался в кокпите.

Принимающая сторона: Чупинский морской яхт-клуб, директор и наш коллега по форуму Рыбаков Юрий Николаевич.

13 июня, придя с работы, утром не стал ждать и собираться еще сутки. Позавтракал и повез в гараж подготовленные заранее вещи. Хочу сказать ,что почти все продукты везу с собой в лодке. На месте покупаю бензин и заливаю емкости с водой. Даже хлеб покупаю дома. Загрузил все в лодку, еще раз все проверил. Часть балласта снял и положил в машину - легче для прицепа. Потом дома пообедал и опять в гараж за лодкой. Погода не очень, сыро после дождя.


Сразу после обеда и стартовал. Даже традиционное фото выезда из города делал на ходу - обочина сырая.

До Чупы 2100 км. То есть 1000 км в день - норма. Саранск, Н. Новгород , Иваново, Ярославль, Вологда, Медвежьегорск и дальше на север. Трижды останавливали сотрудники ГИБДД из-за лодки.Спрашивали есть ли на нее документы, причем их устраивали оба противоположных ответа: есть и нет.

Убогие дороги до Шуи, потом Ивановская обл. и до Ярославской трассы. "Кола" местами ремонтируется, местами просто отлично. После Вологды большие перегоны без АЗС, так что бак держать не менее половины, а лучше канистру с топливом в багажник.

Лежанку в машине модернизировал - стало заметно комфортнее ночевать. Удобно - на любой стояночке быстренько развернул и спать. Две ночевки в пути. Все-таки хорошие, добрые люди придумали круиз-контроль. Очень выручает. Выставил нужную скорость и ноги куда хочешь девай. Для развлечения в дорогу были приглашены Френк Синатра, Сэм Кук, Джо Кокер и наши проверенные исполнители. Развлекались как могли.

15 июня, примерно в 12 часов, без приключений, мы доехали до Чупы.


Знал, что в поселке есть АЗС. на нее и рассчитывал. Даже в машине осталось мало топлива. При въезде увидел знак заправки - свернул по указателю. И... Как мы уже привыкли к хорошему - все всегда есть. А бензина-то нет уже несколько дней и ожидается на днях! Как так! Вот все кругом есть, а бензина нет! Я засуетился, занервничал. Ближайшая заправка-назад по трассе в Лоухах, 30-40 км. Решил туда метнуться. И... там сделали проще - заперли АЗС и написали, что нет света. Автомобилисты ходят, чешут затылки. Делать нечего, поехал в Чупу. Всю дорогу посматривал на указатель уровня топлива, ждал что загорится лампочка. В поселке остановился на небольшой площадке возле геолого-исторического музея "Валитов камень".

Созвонился с Юрием Рыбаковым. Он как раз и был в музее. А где же еще быть - музей его детище. И яхт-клуб недалеко. В помещении музея кипела работа - шла подготовка к предстоящей регате и ...к полумарафону. Печатались банеры, наклейки.

Поселок небольшой, и любое спортивное мероприятие - уже событие. Подключаются все активные жители. И, кстати, о музее. Если доведется побывать в тех краях - обязательно посетите, не пожалеете.

Познакомились. Вопросы - что, как. Рассказал о проблеме с бензином. В машине практически пусто и литр старой смеси для лодочного мотора. Юрий позвонил своим товарищам на причал яхт -клуба и попросил насобирать немного бензина. Привезли канистру. Потом проводили меня на машине к месту сброса лодки - сам бы не нашел. Остаться помочь не смогли. Они тренеры и их ждали на причале дети из секции.

Фото этого места я уже видел на форуме.


Небольшой пригорочек при подъеме тяжелой лодки может оказаться серьезным препятствием. Держу в машине небольшой комплект из нескольких тросов и рычажной лебедки для вытягивания прицепа с лодкой плюс лебедка на прицепе. Поэтому с подъемом лодки справился сам. А вот со спуском все было хуже.

 


Сбросил лодку без проблем. Но прижимной ветер и небольшая волна . Не могу оставить лодку ,чтобы вытащить прицеп. Ее сразу же о прибрежные камни начинает долбить. Около часа прыгал возле лодки и прицепа, но все же справился! Все. Машину оставил там, а на лодке под мотором пошел к причалу яхт-клуба.

Как мне объяснили - где мачты торчат, туда и иди. Может метров 500, за ближайшем мыском.

Беспокоился о швартовке в тесноте, но зря. Приняли мягко, помогли ошвартоваться. Настроение заметно поднялось - все по плану. Причал яхт-клуба плавучий и его приливы и отливы не беспокоят. А вместе с ним и пришвартованные яхты.

Когда понял ,что лодка в надежном месте, пешком сходил за машиной и прицепом и перегнал их на стоянку к музею. Потом занялся установкой мачты, парусов и налаживанием быта, одновременно отвечая на вопросы интересующихся людей. Жизнь на причале просто бурлила! Вроде основное сделал.

Пора подумать об ужине. Воды у меня не было. Оказывается с водой проблема. В водопроводе она плохая и нужно ехать на родник. Но... - правильно! Ехать - нет бензина. Сходил в магазин и купил 3 пятилитровки какой-то минералки.

Наконец-то под вечер можно спокойно сидеть в кокпите и смотреть по сторонам. Вообще-то много почерпнул информации с сайта Чупинского морского яхт-клуба. Очень легко найти в интернете даже без ссылок. Много полезных статей, карты для навигатора, таблицы приливов-отливов. А так же представлены яхты и экипажи. И вот теперь я смотрю на все это вживую. Обратил внимание на зеленую лодку, стоящую чуть в стороне.


Яхта "Водный мир" - переделанный "дракон". Точно на такой Алексей Федорук из В. Новгорода обошел Скандинавию и участвовал в гонках через Атлантику. А еще я увидел обитателей Белого моря. До этого я их видел только по телевизору!



 

Здорово !!!

Позже, вечером, когда все разошлись, подъехали Юрий и Алексей. Поинтересовались как устроился. Пригласил их на чашку вечернего чая. Расположились в кокпите Селены, поговорили, попили чаю. Рассказали много интересного. В частности о капитане "Водного мира" Михаиле Копыловском. Какие интересные люди и судьбы.

День заканчивался. Пока все по плану.

 

Денис Колмаков

Северодвинск

Чуток поправлю - лодка Алексея Федорука "Фасон" и "Водный мир" Миши Копыловского имеют одинаковую основу - "Дракон", но отличаются по архитектуре надстройки (хотя похоже, надстройка-бак), планировке, есть (были - до гибели "Фасона") различия в рангоуте. На лодке Алексея была более удачная планировка, все заточено на одного. Вообще, "Фасон" был элегантнее. Был и на той и на другой лодке, на "Фасоне" дважды, на "Водном мире" довольно часто, поэтому различия видны. Не точь - в точь, чуток разные, но - "Драконы". У Копыловского в сарайке еще один стоит, лет 30 уже, потихоньку вроде чего-то делает.

Кстати, у Копыловского - шикарная баня на берегу, столетний дом и шикарнейшая стекленнная беседка с видом на губу, в ней неоднократно были дружеские посиделки во время регат. Кстати, музей Рыбакова - бывший прод. магазин Копыловского "Парус" ( с соответственным антуражем - фотографии с регат, Кубки), почивший в бозе пару лет назад под нажимом "Магнита". Надеюсь, с Михаилом успели познакомиться? Классный дядька!

 

Спасибо за уточнения и дополнения.

С Михаилом познакомился. Он подходил ,интересовался Селеной .Поговорили. Дом с участком у него отлично расположен.

 

Несмотря на то, что лег около полуночи, проснулся рано. Вставать не хотелось, лежал, подремывал. Установилась хорошая погода. Солнечно, тепло, ветра нет, атмосферное давление растет. Сегодня мне бежать. Старт в 12 ч., а регистрация с 8-10 ч. Позавтракал и пошел искать место старта. Проходя мимо машины, обнаружил спущенное колесо. Ну вот, теперь еще и шиномонтаж искать! Зарегистрировался,получил стартовый номер и в ожидании старта бродил в поисках тени и возможности посидеть.

Участников становилось все больше. Много детей-сделали несколько детских забегов. Познакомился с одним из организаторов и вдохновителей полумарафона-чупинцем Василием Богдановым. Ему уже за 60, серьезный марафонец. Недавно принимал участие в Петрозаводском марафоне. Его супруга ,Елена, тоже бегунья. Вот они и решили устроить праздник бега в родном поселке. Администрация горячо поддержала. Получился настоящий праздник для всех жителей. Было много волонтеров (и не по принуждению). И просто местные жители выходили из домов поддержать,предложить воды. Бежать было тяжеловато. Температура воздуха +25 гр.,трасса рельефная и на солнце. Приходилось на пунктах питания обтираться водой. В призеры не попал, но и не последний. После финиша участников забега угощали ухой, чаем. Посидел в сауне. А на площади начался настоящий концерт. Детские хореографические ансамбли,взрослый хор сменяли друг друга!


Я был просто в удивлении-такое на забегах первый раз видел ! После концерта было награждение победителей и призеров. Подарков было много и ведущая даже запуталась. Я сидел в тенечке ,наблюдал за всем этим и подумалось: как повезло поселку с такими жителями!!!


 
А скоро еще парусная регата !!!! Ну а в конце и нам -"неудачникам " вручили памятные медали.

В пятом часу вечера вернулся на причал. Там обычная суета-подготовка к регате. Юрий сообщил, что бензин на АЗС завезли. Вытащил из лодки канистры и к машине. Накачал колесо и на заправку. Залился! Нашел в гаражах шиномонтаж, но,увы, специалист уже уходил домой и делать не стал. Завез бензин на лодку и окончательно поставил машину на стоянку - с колесом после разберемся.

Еще одна проблема тихо выплыла. Пытался связаться с домом в интернете. Не получалось. В Чупе есть сеть Билайн, ей и пользовался. Хотел погоду скачать на ближайшие дни-тоже нет доступа в сеть. Остался без интернета и связи! И горячая линия Мегафон не доступна.

В общем, все дела на суше решил. Ну или почти все. Пора!

В 18 ч. под мотором отчалил. Ветер слабый, попутный. Поставил стаксель на оттяжку. Причал и поселок стали удаляться. Скорость 2-5 км.ч. Наконец-то ! Тишина и покой. Крики чаек и птиц на берегу.

На ходу приготовил ужин и поел. Где буду ночевать пока не придумал. У поселка Чкаловский есть Амбарская губа. На ее выходе остров Чернышев. За ним крохотный защищенный заливчик.

Меня туда как будто за руку привели. В 22 ч. встал. Ровненькая, из плотного ила осушка. Камней мало.

Шел отлив. Поработал с якорями. Печально Практически не держат. Прыгают по плотному илу и не зацепают. Все-таки после регулировки угла якорь-ковш с цепью стал вгрызаться. Хотел поснимать округу- фотоаппарат забастовал. Объектив дергается, но не выезжает. Менял аккумуляторы, уговаривал, угрожал выковырять ножом объектив - бесполезно! Одна надежда на смартфон. Все-же настроение хорошее. Около полуночи лег спать.


За день пройдено 17 км. из них 15 под парусом.

Расход воды повышенный-постоянно хочется пить. Угорел на забеге.

Спалось хорошо. Устал за последние дни. И место вызывало доверие. Ночью был прилив. Сквозь сон слышал как журчала вода под днищем и лодку стало чуть покачивать. Встал в 6 часов, позавтракал, немного повозился в лодке. Пора отчаливать. Вышел в губу. Ветерок с моря, встречный. Нужно зайти на биостанцию на м.Картеш, залить воды. Ветер 3-4м/с. Шел в лавировку. Вообще старался идти больше под парусом, даже если медленно. К полудню дошел. Уютная бухточка, прикрытая островком.



Удобный причал. Пришвартовался. У работающих на причале мужчин спросил, где можно набрать воды. Чуть выше биостанции есть пресноводное озеро, и вода по трубе с него постоянно течет. Заправил емкости, еще немного поговорили и я отчалил. В открытом море, далеко, видел парус, но даже не разглядел - яхта или катамаран. Протиснулся под мотором между островами и ...призадумался. Идти дальше на восток вдоль берега или… Боязно. А вдруг погода переменится, как тогда возвращаться? А для чего я сюда приехал? И я повернул лодку на север в открытое море. Прошел около километра и заглушил мотор.


На море полнейший штиль.  Наверное море боится меня отпугнуть.

Тепло, лицо обгорело. Сижу, наслаждаюсь покоем. Иногда над поверхностью воды раздаются шумные вздохи, похрюкивание - нерпы отфыркиваются. Близко не подпускают и фотографироваться не даются - ныряют. Отошел под мотором еще дальше.


На воде появилась рябь. Легкий восточный ветерок 1-3 м/с.

Поставил паруса, и Селена потихоньку заскользила по поверхности. Руль застопорил, и лодка сама держала курс практически без моего участия. Слушал радио, иногда просто стоял у рубки .Я хоть и сделал мягкие сидушки в кокпите, но все равно пятая точка ныла от постоянного сидения.

Одну нерасторопную нерпу чуть дурой не сделал. Прямо по курсу черный бугорок. Все ближе и ближе и не ныряет. Не пойму в чем дело - может спит? Осталось метров пять. Потянулся к рации выключить радио, да кнопки перепутал- включил сирену. Бедная,замечтавшаяся нерпа подпрыгнула в воздух и плашмя шлепнулась в воду.Вынырнула уже за лодкой . Даже показалось, что она погрозила мне ластой.


В кокпите приготовил ужин.

 Иногда спускался в рубку,чтобы отдохнуть от солнца. Но ненадолго. Перемещение 80 кг. на такой лодке сразу же сказывается.

Около 22ч. убрал паруса. С кормы поставил большой плавучий якорь. Задал глубину около 4 м. Скорость дрейфа упала раза в два. Море спокойное, ветер восточный 1.5 м.с.,температура +13 гр.. Посмотрим что за ночь будет.


За день пройдено 52 км.

Проснулся около часа ночи. Рубка освещена красным светом. Посмотрел в иллюминатор-над горизонтом висит красный солнечный диск.  Выглянул наружу. Ветер чуть усилился . Появилась волна.. Попытался опять уснуть. Разбудили глухие удары на транце и бортовая качка. Волна стала побольше. Особо шустрые волны перехлестывали транец и обдавали кокпит водой. Даже стопор на румпеле на резиновых амортизаторах оказался бессилен против волн. Его долбило на транце. Нужно вставать . Приготовил в рубке завтрак и сварил кофе.  Пришлось придерживать кастрюлю рукой-бортовая качка . В 4 утра вытянул плавучий якорь и поставил паруса. За  6 часов дрейф составил около 4 км.

 Ветер восточный ,усилился до 3-4 м.с., волна не больше 0.3-0.5 м. Лодка опять шла сама,а я подремывал возле рубки, изредка сверяя курс по компасу , чуть подруливая и ежась от свежего ветерка. 

Честно говоря линию Полярного круга я проспал. Спохватился позже. Зачерпнул за бортом кружку воды и выпил-произвел себя в заполярники !

Ветер усиливался до 7-8м.с,но без рывков и лодка шла уверенно до 8 км.ч.. Часа через четыре вышел на мыс Елокоргский-промахнулся мимо Умбы. Попытался в лавировку. Поток воздуха из губы Сосновая за полуостровом Турий усилился и начал вспенивать верхушки волн. Волна сбивала с курса и вся лавировка сводилась к нулю. Убрал паруса и под мотором пошел в губу Умба. Перед входом в губу длинная каменная гряда, уходящая в море. В прилив ее не видно. Я шел на отливе и камни выступали.

Дальше небольшой заливчик,а перед ним совсем крошечная впадинка. К ней я и пристал.

Примерно в 8 метрах от берега небольшая группа камней. Вот ее я и исследовал задним ходом на малом газу.После нее отличная осушка.

Потом прошел в глубь губы. Наскочил на камень. Больше ничего интересного в ней не нашел. Пошел под мотором в соседнюю губу - малая Пирья.

Там есть причал и там цивилизация. Нашел деревянный причал с пришвартованным к нему небольшим зеленым параходиком. Причал стационарный, старый. Перепад уровня воды метра полтора. Привязал за нос, а с кормы кое-как завел два якоря. Порывы ветра заходят в губу - якоря того и гляди поползут. Пока занимался швартовкой, посушил плавучий якорь на причале. Потом прилег в рубке отдохнуть. Какой там отдых! Народ гуляет с детьми по берегу и по причалу. Совсем мелкие просят купить такую же лодочку. Мелюзга постарше мелочью в кармане гремит - просят покатать, или продать лодку им. Покоя не будет. И лодку не оставишь - сорвет якоря. И как ночью спать с таким перепадом воды. А время даже еще не вечер. Махнул я рукой на такую цивилизацию, быстренько собрался и пошел в губу Умба, на примеченную стояночку. На выходе уже было весело. Ветер и волна разгулялись. Дошел. Пришвартовался носом за березу а скормы двумя якорями. Два фото в разной фазе прилива


Тихо,спокойно.Правда напротив через пролив, на острове, кладбище. Но ведь не дискотека. Связь была. Позвонил домой. Немного побродил по окрестностям, пораньше поужинал и завалился спать. Атмосферное давление падало. Погода менялась. Сквозь сон слышал как пошел сильный дождь. Хорошо тент поставил!

 

DmitryK

Читаю с удовольствием, нравится, ностальгирую. Спасибо!

Четыре вопроса, чтобы правильно понять заложенную идею и воспользоваться вашими наработками:

1. Форма днища у вашего судна позволяет вставать на осушку. Можно и выспаться (без хлюпов и ползущих якорей) и размяться на берегу. Ещё будет?

2. Чем вызвано путешествие по БМ в июне? (в прошлом году - почти аналогично). На месяц позже - и вода теплее и грибы/ягоды появятся.

3. Почему все продукты везёте с собой? Ведь жара, тряска... Что-то может раскиснуть или заплесневеть.

4. Зачем спать по дороге в машине? Ведь на судне и коечка и камбуз.

 

Приветствую!

1. Я вставал на осушку.  Я с этим сталкиваюсь первый раз. Иногда получалось встаешь на ночь на отливе,а ночью прилив-вот и хлюпает,да и за якорями нужно следить. Так как я был фактически в свободном плавании,то было трудно  совместить скорость передвижения,удобную стоянку и приливы. Но,думаю я вполне удачно вписался-из дальнейшего рассказа.

2.Дача! Она мне не в тягость. Начинают поспевать ягоды. Я приехал и сразу вишню собирать. То есть весь июль и середина августа дачные дела.  Можно во второй половине августа. Но... Супруга отказалась со мной ходить и мы в августе ездим по ее плану. Мне остался июнь. Вот в том году я в июне на Онего, а в августе мы путешествовали на машине по Сев. Кавказу и на Черное море.

И еще. Я заметил что в июне погода более стабильна. Бывает и холодно и дожди, но без гроз и катаклизмов.

3.В продуктах портиться нечему - крупы, консервы, сыпучие продукты. Хлеб, который везу из дома, может неделю храниться, колбаса с.к.-тоже.

Тряска - это да. Зато я не завишу от наличия магазина на месте и могу после сброса лодки сразу уйти и жить в ней.

4.Сколько езжу с лодкой все время дожди. Лодка грязная и пыльная и без нужды лезть на нее не хочется. В рубке на проходе вещи сложены

На подвеску прицепа дополнительная нагрузка - надо опоры делать.

В машине переднее сиденье сдвинул вперед, заднее сложил, лежанку разложил, коврик, подушку, спальник постелил и все. Занимает буквально минут 10. Правда, спать приходится с лодочным мотором в обнимку, но он не храпит и не лягается во сне (мотор перевожу в багажнике). Встаю на любой площадке отдыха для авто или на крупной АЗС. В этот раз было что вставал на пустую площадку, а просыпался - кругом полно фур. Даже и не слышал. Конечно, если уж что-то серьезное, то я могу залезть в лодку и приготовить обед, и переночевать и прочее. Доступ есть. Там и одежда и аптечка посерьезнее.

 

Хотелось бы посетить губу Порья. Много интересного про нее читал. Но территория заповедника и кордоны есть. Поэтому увы...

Опять в море. Оно за ночь успокоилось. Приготовил смесь для мотора. Неожиданно заработал фотоаппарат (не иначе совесть проснулась). На удачу вставил в него батарейки он и высунул объектив. А от аккумуляторов не хотел - привереда.


Вышел из губы.


Ветра почти нет, небольшая зыбь.

 Подальше в море потянул ветерок-опять с востока. Поставил паруса.

 Пока выбор направления не богат. Хотелось бы уйти на восток, но, с таким ветром и скоростью передвижения, вряд ли. Во всяком случае при такой скорости ночевать все равно на воде. Горизонт стал затягиваться туманом.


И так весь день.

Туман то становился плотнее, то реже. Направление можно держать только по компасу. Даже непонятен радиус видимости-кругом вода. https://youtu.be/xOS43TfBFe4 К вечеру тучи стали плотнее-собирался дождь. Нужно вставать на ночевку. Поставил плавучий якорь с кормы. Рулевое снял и положил в кокпите. И до дождя поставил козырек над входным люком. Да немного просчитался. Ветер с кормы и дождь тоже. И козырек мало защищает. Но теперь что есть.

Два элегантных облачка на фото примерно через полчаса, с другого ракурса превратились в хорошо развитый вал. Я был рад что он прошел восточнее. Приготовил ужин в рубке. Хотя и поставил плитку у входа ,все равно почти весь пар внутри. Под шум дождя и бортовую качку улегся спать.

Опять проснулся рано от всяких посторонних скрипов, постукиваний. Сыро, небольшой накат. Обнаружились протечки в рубке.По пиллерсу стекали небольшие редкие капли (наверное, отверстие под провода) и в углах сдвижного люка и закладных щитков.

Раздалось громкое фырканье. Посмотрел в иллюминатор - метрах в трех торчит голова нерпы. И взгляд у нее какой то хитроватый. Потянулся за фотоаппаратом. Ну вот как им это удается... вроде и стекла тонированные - голова хрюкнула,булькнула и исчезла. А вообще про живность в море. Еще видел два раза белух, только издалека, и стаю отдыхающих на воде гусей.

Настроение не очень. Наверное туман так действует.


Фото вчерашнего дня.

 Но вставать нужно - и за работу. Сделал все утренние дела. Пора в путь. Стал вытягивать плавучий якорь и вспомнил хитроватый взгляд нерпы. В качестве томбуя использовал небольшой кранец в оранжевом чехольчике. Искал, искал взглядом - не видно на поверхности.

Когда вытянул якорь, то увидел отвязанный конец.

Ветра нет. Туман, атмосферное давление потихоньку падает. До Сонострова примерно 25 км. Пошел под мотором. Через пару часов, когда солнце поднялось повыше, туман стал редеть. И даже потянуло ветерком. Поставил стаксель. И так далее. К Сонострову вышел при солнышке, кучерявых облаках и под мотором. За островом удобная стоянка, мидиевая ферма и возможность позвонить.

 



Вот мидиевые садки.

А это причал фермы.

Туда я и направился. Мужчина на причале помог припарковаться. Рассказал, что да как. Рядом есть еще причал частной туристической базы. У хозяина базы есть связь с миром. Хорошо еще что предупредил - у них злая собака без привязи.


Я перешел на соседний причал. Кстати, оба причала плавучие.

Пришвартовался, огляделся вокруг и пошел к хозяйскому дому, расположенному примерно в километре от причала. Мне здесь сразу понравилось.




 Луговины с высокой, цветущей травой, березки, гостевые домики и церквушка на каменистом пригорке.

А вот и Сонрека.


За мостом виден хозяйский дом.

По дороге прихватил палку. Очень кстати! Он выскочил из под дома и ринулся ко мне. Он просто летел над землей, иногда касаясь ее лапами. Смесь овчарки с кем-то (я в собаках не разбираюсь). Молодой, сильный. Я просто любовался им, тыча палкой в морду. А он, рыча, любовался собой и эффектом, произведенным на меня. Из дома вышла хозяйка с внуком. Они укротили зверя и мы прошли в дом. Я объяснил кто я и что. Совместными усилиями мы набрали нужный мне номер (меня на суше покачивало, руки немного огрубели, очки забыл в лодке) и я позвонил домой. Поблагодарил и с палкой в руках попятился от дома.

Позже вечером на катере приплыл хозяин со старшим внуком. Ко мне особого интереса не проявил. Молча выслушал мой рассказ и ушел домой.

Я остался один на причале. Погода не внушала доверия. Приготовился к ночевке.

Все-таки с тентом замечательно. Это уже третий вариант, самый удачный. Был просто тент через гик - слишком малый жилой объем. Потом тент на дугах во весь кокпит,по самый транец - некуда выйти и распрямиться. Этот удобнее. Ставить можно даже на воде, изнутри. Может, воспроизведу его из более плотной ткани.

Все.

Утро просто замечательное. Давление поползло вверх. Прогулялся по окрестностям. Сходил в церквушку. Она действующая, не заперта.

 На причале повстречал ребят с фермы. Разговорились. Они снимали ночной улов. Презентовали мне крупную рыбешку - треску



Совсем не похожа на нашу магазинную. Разделал ее, присолил - вечером будет рис с отварной треской.

Пора уходить. До свидания, остров Сон.

В узком проливе задувал западный ветер. На стакселе выехал в открытое море.

Немного погалсировал, пока не кончилась дневная норма ветра. Потом под мотором затарахтел в сторону Пежострова. Вот расстояния! Вроде рукой подать, а все плывешь и плывешь. Нацелился на губу Лодейная, на восточной оконечности острова. Заприметил там слева небольшой заливчик.


На спутниковых снимках видна осушка. Думаю, что смогу пристроиться.

Вид на красивые красноватые скалы в Лодейной.

А вот и мой заливчик.

Пару кругов на холостых , задним ходом, для выяснения обстановки и паркуемся.

Устроил Селену поудобнее. С носа за большой камень, с кормы двумя якорями. Потом подумал и приволок с берега несколько жердей и подложил под днище. Чтобы не сбежали, привязал веревками к бортам. Теперь можно ознакомиться с окрестностями. Побродил по литорали, хрустя мидиями.


Есть все таки живность. Справа следы какого то крупного животного. Дальше в лесу небольшое озерцо. Мох на берегу настолько мягкий, что казалось, будто иду по болоту.

Виды на стоянку и верховье заливчика



Ну а вечером, после ужина, сидел и наслаждался окружающим.



Best device

Может это и был мираж. Когда шел в Умбу, узенькая полоска дальнего берега вдруг расширилась. Даже стали видны какие-то строения. Пока я доставал бинокль берег опять стал узкой полоской.


Какая все таки погода на севере! Вчера был ветер западный, потом штиль, солнце - красота! Сегодня утром потихоньку заволокло облаками и ветер восточный. В лавировку вышел на морские просторы. Хорошо получилось-ветер ровненький,волны почти нет. Повернул на запад. Цель - Кереть. Дальше на стакселе с попутным ветром. Погода стала хуже. Пошел дождь с ветром и волна. Одел непром. Стал как куча барахла: сначала брезентовая "горка", потом ветрозащитный костюм, а сверху водонепроницаемый. Так то ничего, только проблема нужду справить. Пообедать не удалось. Сгрыз несколько сникерсов на ходу. Долго и нудно втягивался в пролив Прямая Салма и выходил на Большой Керетский рейд.

Наконец зашел в бухту биостанции на острове Среднем. Вообще-то это раньше был Керетский лесозавод. В конце 60-х годов прошлого века его закрыли, а территорию передали Ленинградскому университету и образовали Морскую биологическую станцию. Наряду с учеными туда стали приезжать на практику студенты-биологи. И не только из Питера, есть филиал и Казанского университета. У него даже свой отдельный причал в проливе Узкая Салма.

Все это я узнал чуть позже, а пока, окинув взглядом бухту, направился к пустому причалу.




На берегу стояли старые бараки для проживания личного состава биологов.

А это вид на бухту от них.

 Не надо думать что все так плохо. Я же не видел территорию всей станции. Конечно, хлама хватает, но есть и приличное жилье. Разговаривал с ребятами из обслуживающего персонала-деньги на строительство выделяют. Кстати вся биостанция запитывается от дизельных электростанций, которые работают постоянно весь сезон. Представляете, сколько соляры!

Чуть позже вечером стали приплывать на причал новые партии студентов. Практика по месяцу. Приезжали целыми семьями с маленькими детьми. Скорее всего, преподаватели.

Все это происходило прямо у меня под носом. Когда приехала очередная партия, я не утерпел и вышел пообщаться. Разговорился с одним парнем. Он оказался преподавателем-океанологом. Родом из Пскова. Зовут Никита. Сам заинтересовался моей лодкой. Оказывается у него отец яхтсмен. Мечтает о покупке яхты в Швеции. И возможно присутствует здесь на форуме. А может даже и читает мой рассказ Тогда еще раз спасибо его сыну. Он узнал о моей проблеме со связью и предложил  свой телефон для звонка. Я позвонил домой и сказал что завтра уже буду в Чупе и сам позвоню (ха-ха-ха).



Так вечер под дождем и прошел. Все.

 

Денис Колмаков

Губа Лодейная совсем не вариант! Но я шел, не зная этого и рассчитывал именно на небольшую бухточку при входе. И угадал - мне там было комфортно. Но когда шел туда ,то держал в запасе берег напротив в проливе Глубокая Салма - там в любом случае стоянку можно найти. Хороших и красивых мест там очень много и с первого раза просто не охватить.

Утро получше, дождя нет. Собрался. Сегодня выхожу в Чупинскую губу. При попутном ветре на стакселе объехал о. Горелый и между о. Бол. Горелый и материком вышел на просторы Чупинской Губы.

Ветер шел с верховьев в сторону моря. Я с грустью посматривал в сторону открытого моря - путешествие заканчивалось. Думалось, что вечером буду у причала яхт-клуба. Но море приготовило мне сюрприз - решило не отпускать, не попрощавшись. Засада была организована по всем правилам воинского искусства - в узком месте.

Я шел в бейдевинд, обходя с севера о. Олений. Ветер 5-6 м/с. Шел под полным гротом и стакселем и был вполне доволен лодкой и собою. Но в проливе Оленья Салма ветер стал усиливаться, причем порывами до 10 м/с. Пришлось идти в лавировку, но места для нее стало меньше. Галс вперед, контргалс назад. Предупреждая очередной порыв, приходилось брать вторую полку, а потом затишье и скорость падает - ставишь полный грот. И так повторяется опять и опять. Вдобавок появилась волна ок. 0,5-0,6 м.. Ее удары в бок и форштевень дополнительно тормозили ход. На порывах Селена стала принимать носовой палубой воду и нижняя часть стакселя старательно ополаскивалась. Интересно! Волна шла на уровне палубы и можно было, даже не нагибаясь, погладить ее по гребню. От такой фамильярности она с брызгами разбивалась о борт и обдавала Селену и меня каскадом брызг.

В какой-то момент на входе в губу появились два паруса. Это возвращались с моря на базу "Браво" и "Белая ночь" Они перед регатой пробежались на Соностров и в Умбу и теперь возвращались домой. Одним галсом они догнали меня и прошли дальше.


Мы с Селеной с завистью проводили взглядом белоснежных красавиц.

Море терпеливо ждало, когда я наиграюсь в яхтсмена и начну ошибаться. На одном из поворотов я замешкался со снастями и порывом лодку сильно накренило. Хорошо был зарифлен - на крене паруса сбросили ветер и Селена, нырнув на ветер, привелась и выровнялась. На анемометре осталась засечка в 11,3 м/с.

Я все еще надеялся добраться до Чупы - медленно и упорно продвигался вперед.

Потихоньку стал подводить стаксель. Провис стаксель-фал и из-за этого стал хуже лавировочный угол. Это на ходу уже не исправишь. Потом "потекли " стопора стаксель-шкотов. Хорошо что продублированы утками на рубке. Но работы прибавилось.

В таком состоянии я дошел до селения Ниж. Пулонга. Дальше шло сужение. И зрелище было печальным - почти вся поверхность воды покрыта барашками. То есть ветер ок. 10 м/с и в порывах больше. И это только середина губы, а время уже за полдень. И... я дрогнул. Понял что не пройду.

Море дождалось! Пришло время показательной порки.

Я стал чаще ошибаться. На одном из поворотов "потерял" стаксель-шкоты и ветер стал трепать стаксель. Освободился шкотовый угол. Как? не знаю. Шкоты пристегнуты к стакселю карабином. Первая мысль - разогнуло карабин или вырвало шкотовый угол. Надо было спасать стаксель, его сильно трепало ветром. Отпустил грота - фал. Укладывать парус некогда, просто свалил его в рубку через люк. Потом прошел на нос и с трудом поймал стаксель. Шкотовый угол целый, карабин тоже целый. Как ветер смог это сделать?! Все восстановил. Стал уваливаться под ветер. Решил откатываться в губу Амбарская у пос. Чкаловский. Ветер вцепился в меня как охотничья собака в раненого зверя. Поставил стаксель на телескопическую оттяжку и попытался идти на попутном ветре. На фордаке вымпельный ветер 8-9м.с. На порыве оттяжку срывает и она исчезает за бортом. А ведь она была привязана страховочным резиновым шнуром! Пришлось стаксель скручивать.

Я оборонялся как мог. Даже попытался идти в Чупу под мотором. Но сразу же получил! Когда при сильном ветре скручиваешь стаксель, верхняя часть скручивается неплотно. Ветер сразу нашел слабое место и принялся за стаксель. Я испугался и опять повернул.

Так, под мотором, я ушел в бухточку моей первой ночевки. Там я был в безопасности. Встал на осушку, растянул Селену на якорях и пошел на берег немного побродить. Оказывается недалеко на берегу расположен затопленный карьер.


По берегу россыпи всяких красивых камней - белых, розовых и большие куски слюды.

Немного побродил и на лодку. Ветер шумел в верхушках деревьев а позже вечером прилетела черная туча. Все успокоилось только ночью.

Пришлось опять рано вставать. Максимум прилива между часом и двумя ночи. Если проваляться до утра то можно оказаться...даже не в луже. Встал в час. Взбодрился кофейком и в два часа снялся с якорей. Ветра нет. Иду под мотором. Тих и прекрасен полярный день ночью.



Через два часа тарахтения я подходил к спящей Чупе.

Плавание заканчивалось. Мой последний переход и общий маршрут плавания:


Но путешествие пока не закончилось. Еще предстояло долгое возвращение домой. Нужно было отремонтировать колесо на машине, потом поднять Селену и подготовить ее к дальней дороге. Уже после полудня,все сделав, опять вернулся на причал попрощаться. Было немного грустно уезжать.

Вот и закончился еще один поход Селены. Земля, конечно, все равно осталась плоской, но в размерах подросла.

Я не привожу данных о пройденных километрах,израсходованных литрах и т.д.. Все это не важно.

Я все таки вышел в море, и мне было хорошо и спокойно на душе.

Пожалуй не скажешь лучше:

Михаил Лермонтов

Парус

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?

Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит;
Увы! - он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой

Ну а пока... экипаж яхты SELENA желает всем попутного ветра и семь футов под килем. Удачи!!!