Швеция

Svenska Hogarna (о-в Storön)

Похожее на финский Логшер место со шведской стороны. Salacia здесь не в первый раз. Уединенная группа островов, маяк, небольшой причал, пара домов. Но этот остров побольше и, похоже, обитаемый постоянно. Стоит пара жилых домов, есть люди, кукарекает петух. Небольшой ветряк сломан; вместо него в одном из сараев у берега гудит генератор. Надежнее. На острове мощное антенное хозяйство, тут находится одна из шведских береговых радиостанций.

У причала туалет и мусорные бачки. Два буя: перед входом в восточный залив (минимальная глубина в нем где-то около 2 м, подойти могут не все) и в конце залива, где он немного пошире и поглубже. Причал небольшой, на 1-2 лодки, рядом еще один совсем маленький, у которого мы и встали. На скалах вокруг много колец. Во втором, западном заливе стоят местные лодки, там несколько лодочных сараев и тоже есть причалы.


Låg Hallskär

Первая посещенная нами стоянка из новых, информация о которых нашлась на сайте marinwiki.se и они были включены в 4-е издание справочника.

Заходили осторожно: проход неширокий, с одной стороны берег, с другой камни. Само место оказалась красивым и уютным. Приглубая бухта, кольца на гладких скалах. Даже services нашлись: туалет и мусорный бачок. Правда, труднодоступные: добираться к ним надо по скалам и буеракам. Рядом виден островок с еще одной стоянкой, Trollkobben. Выглядит тоже приятно (предпоследнее фото в ряду).


Еще одна стоянка с marinwiki.se, о.Nåtarö. Здесь тоже nature reservat, но используемый как зона отдыха. По острову разбросаны маленькие домики, сдающиеся желающим. Кстати, понравилось как в трех пунктах сформулированы правила поведения в таких местах (см. фото): не забирать отсюда ничего кроме фотографий, не оставлять ничего кроме следов ног, убивать можно только свое время!

Удобств мы не ждали (no services), а тут оказались и туалеты, и мусорный контейнер, и грильные места, и вода, киоск (правда, работающий только в июле-авг.), а в 2 км магазин, кафе, рейсовый катер и проч.: Nåtarö Krog.

Точка в книге соответствует основному причалу, к которому подходит дорога и рядом с которым находятся мусорные контейнеры, туалет, киоск и кран с водой. В западном углу бухты есть еще один причал, где мы и встали (на фрагменте карты справа туда подходят все треки). Стоять там даже приятнее: в лесу. Свои пляж и туалет здесь тоже имеются. Глубины 1,3-1,5 м; у основного причала тоже мелко, стоянка яхт возможна только у его конца.


Через месяц, в конце июля мы зашли сюда снова на обратном пути и испытали настоящее потрясение от увиденной картины:

С нашего места Надя насчитала 68 мачт и больше 30 моторных яхт. Часть акватории не просматривалась; наверное, судов было больше сотни! И при этом вечером слышалось только, как на соседней яхте баюкают маленького ребеночка; на рассвете откуда-то еле-еле донеслась гитара и разговор.

28 июня двинулись дальше с намерением подойти поближе к г. Oxelosund, чтобы на следующий день пойти в город.

На полпути нас тормознул катер шведской береговой охраны. Велели подойти вместе с ними к ближнему причалу, стали проверять паспорта и регистрацию лодки. Целый час мурыжили, звонили куда-то, удивлялись как это мы в Швеции с финским штампом, да где и когда вошли в шведские воды, да где будете жить и на какие средства.

Пока костгарды с нами разбирались, мимо прошло интересное судно под голландским флагом:

Кроме рулевого, на палубе никого видно не было. В узости с довольно оживленным фарватером голландец шел против ветра на моторе. Потом до следующего утра видели его еще несколько раз, и дальше он все время шел на парусах, причем и правда в одиночку! Ночевал он на якоре тоже неподалеку. Идти приходилось в основном в бейдевинд по шхерному фарватеру, местами довольно узкому и извилистому. Вот уж не думал, что этакая старинная "лоханка" может маневрировать не хуже яхты, и с ней способен справиться один человек!

В итоге разбирательства стражи границы пожелали нам приятного плавания, и мы двинулись дальше. Пожалуй, из прагматических соображений российский флаг под краспицей лучше и не поднимать чтобы не цеплялись. Но несем — пусть шведы привыкают. Зато когда в Окселозунде пришлось прописаться на короткую стоянку в марине, там подняли на мачте и российский флаг. Приятно.

Но это будет только завтра, а 28-го мы дошли до выбранной по дороге для ночевки стоянки Bananis.

Bananis

На подходе увидели, что пара лодок стоит не в самой точке, а западнее, на подветренном при СЗ ветре берегу пролива. И мы встали там на якорь. Потом надул "Стефу" и отправился на другую сторону пролива посмотреть отмеченное место. Маленький островок, с северной стороны ряд колец на береговых скалах, больше ничего нет. И правда, no service.

Oxelösund

Здесь две марины. Причалы первой находятся в первой по ходу (с юга) гавани сразу справа от входа, у ресторана. В книге она названа Fiskehamn, что не совсем так: правильное название Femöre marina. Рыбная гавань тоже там, немного дальше, есть тут и яхтенная верфь, и причалы местной стоянки, и какого-то клуба. А вот горючего мы так и не нашли, хоть и сунулись к нескольким причалам. Странно, уж дизель то должен быть, да и в шведском справочнике была помечена заправка. А нас наконец послали в гостевую гавань. Рассчитывали съездить в город на бесплатном "поезде" Lion Train (трактор тянет открытые вагончики), но оказалось что по выходным он не ходит. Пришлось перейти таки в Gasthamn, откуда гораздо ближе центр города и магазин (на схеме ICA, там же рядом турбюро). Короткая стоянка (до 4 часов) тоже платная, 100 кр.

Дорога проходит по насыпи и мосту над железнодорожными путями, ведущими в порт и промзону. Обратил внимание на еще один залив с причалом (на схеме помечен стрелкой), и на обратном пути, когда снова зашли в Окселозунд, воспользовались этим местечком. Причал разделен забором, за которым находится территория какого-то предприятия, но оставшегося кусочка вполне достаточно, чтобы подойти, остановиться и сходить в магазин, который тут недалеко. С противоположной стороны моста есть и городская заправка. Глубина там, где мы причалили, 1,5 м, дальше вдоль причала глубоко, а остальной залив мелкий.


У пирса гостевой гавани.

Попали на встречу любителей старых автомобилей.

Вид с моста на третий залив, указанный на спутниковом снимке выше стрелочкой.

Тут вполне можно причалить и постоять... в компании канадских гусей.

Östra Örmholmen

Описывать все наши остановки подряд смысла нет. Ну, остановились в заливчике, переночевали.

Но тут мы сделали дневку; к тому же на картах Navionics здесь показано якорное место и причальные кольца. Стрелочка и координаты — место нашей стоянки. Вполне себе Naturharbor, может быть, и в книгу стоит внести. Мы стояли у приглубого мыса острова Östra Örmholmen (остров-то один, две его части Östra и Västra соединяет перешеек). На "штатном якорном месте" носом к другому берегу пролива стоял шведский катер; еще несколько катеров стояли в закрытой со всех сторон бухточке южнее. А нам понравилось тут. На мысу обнаружилось кострище, неофициальное, но вполне надежное и удобное.

Kärö

Удобная якорная стоянка, можно рекомендовать. Выбрал для остановки этот залив просто по карте вместе с соседним с севера, Båtviken. Название говорит само за себя: Лодочный залив. Но там место населенное, а тут по берегам только лес. Когда мы подошли, на якорях стояли еще 3 яхты; к ночи вместе с нами было 9 яхт. Залив большой, не тесно.

Vippholmen

Посреди залива, примерно там где указана точка стоянки, стоят два буя. Берега вокруг приглубы (только с северной стороны мелко, камни), можно стоять носом к берегу где удобно. "Сервис" в виде туалета и мусорных бачков на самом деле имеется, находится хозяйство на мысочке с юго-востока (стрелка на фрагменте карты).

Когда стояли у высокого западного берега, сигнал мобильных сетей внизу не ловился. Чтобы воспользоваться связью, надо было взобраться на гору.


Stångehamnsudd

Шли к стоянке Kiddeholmen, но около обозначенной точки показалось ветренно (на берегу там стоял сарайчик, вероятно туалет). Прошли дальше на юг к подветренному берегу бухты, где и встали на якорь. На коренном берегу причал с рядом одинаковых мотолодок; похоже, там какая-то база отдыха. К вечеру в бухте собралось несколько яхт.

Revsudden

Кемпинг и небольшая марина. Электричество, туалет, душ, мусор, слив химтуалетов. Место уютное, понравилось. Цена теперь 120 кр. независимо от размера яхты.

Bergkvara

Точка 1 — вход в марину при Dalskar Camping (от190 кр., все кемпинговые удобства. Но уже несколько раз останавливался на ночлег около морского музея, в Lurkan. Такое имя имеет маленькая гавань (на спутниковом снимке это квадратная выемка около цифры 2), сама являющаяся музейным объектом. На табличке рядом написано, что сию гавань построил некогда судовладелец Хокан Петерссон для маленьких лодок и яхт; ныне ее сохраняют как старую бергкварскую гавань. Ну, раз для маленьких — нам сюда, благо постоять можно бесплатно. Соседями были пара лодочек местных рыбаков и какой-то железный плашкоут с мачтой и лебедкой.

Длинный пирс остался здесь в наследство от когда-то работавшего грузового и пассажирского порта; отсюда хотели даже наладить регулярное сообщение с Борнхольмом, но, видимо, маловато оказалось пассажиров.

У пирса тоже можно стоять сколько влезет, если ветер не навальный. В углу у поселка есть и местная стоянка за своим молом, проходя мимо видел новый совершенно пустой понтон с пальцами, да и так на ночь куда-то ткнуться думаю можно.

За удобствами можно бегать в кемпинг, за продуктами в магазин на шоссе Кальмар-Карлскруна, километра 1,5.


Ungskär

Здесь раньше бывать не приходилось, хотя не раз проходил мимо. Остров совсем низкий и ровный; издалека кажется, что домики деревни стоят вровень с водой. Есть маленькая марина, поддерживаемая местной коммуной. Туалет, душ, стирка, вода,электричество. Для яхт до 12 м цена 135 кр., 12-15м — 240 (но такому кораблю в эту гавань и не попасть: мелко). Оплата в ящичек или через шведскую систему мобильных платежей, никакого персонала нет. Увы: шведских крон не было, последние разменные евро отдал в Ревсуддене. Оставил в "офисе" экземпляр книжки.

Вставать надо сразу направо от входа - там глубина 1,5-2 м. На подходном фарватере не глубже, и он узенький. С северной стороны, слева от входа, несколько раз в день подходит рейсовый катерок, поэтому там занимать место нельзя.

Когда подходили, еле разошлись с катером: мы шли с востока, он с запада. Мы были ближе к левой кромке фарватера и я собрался было отвернуть к правой, на север, чтобы пропустить встречного по левому борту. Но как-то он решительно шел — а, ладно, свернул на ближнюю левую кромку, совсем сбросил газ: 1,5 м и меньше! И тут катер резко повернул на север: оказалось, он тоже шел в Ungskär, и как раз тут надо было сворачивать.

По острову идет тропа, по которой можно пройти на отделенную заболоченной низиной западную часть острова, Lungskär. Там в 1930-х были построены позиции для артиллерийской батареи, входившей в систему обороны Карлскруны. Стояли три 152-мм пушки, способные вести обстрел по всему горизонту. Потом, когда в 70-х военные ушли отсюда окончательно, все сооружения были разобраны и острову возвращен мирный вид. Остались только пара запертых домиков, кучи камней и... вполне пригодный для остановки заброшенный причал.

На обратном пути мы тут и остановились. Подход к нему проще, чем к деревенской гавани: к причалу ведет отосительно глубокий рукав, метра 3. Глубина у причала с внутренней стороны 2,3 м, снаружи на глаз побольше.

С этим местом связана история Аке Йонссона (Åke Jönsson), шведского парня, ставшего здесь почти Робинзоном. Еще во время войны он поступил на службу караульным. Да так и прослужил королю 26 лет до самой своей смерти в 1971 году, охраняя вдвоем с собакой военную территорию — опустевший островок Lungskär.


Tärnö

Нежелание старпома отправляться в переходы, чреватые движением ночью, вынудило удлинить путь, отказавшись от прямого перехода от Эландсунда в район Симрисхамна. Сначала пошли на запад.


Впереди громоздились тучи, но только попугали.

К вечеру оказались у острова Tärnö. Удобная при южном ветре бухта, много причалов. У одного из них, недалеко от конца нашего трека (стрелочка) стоит несколько яхт.


Марины здесь нет, что за стоянка? Так и не выяснили, решив прицепиться к бую с надписью "SXK For members only".
Действительные члены Шведского крейсерского клуба в этот вечер на буй не претендовали, и мы спокойно простояли до утра.


Неподалеку стоял на якоре парусник, стилизованный под старину.

Baskemolla

Местная гавань. Специальных гостевых мест нет, но переночевать при необходимости возможно. Так как было тихо, мы встали у неиспользуемого причала сразу за входным молом. Глубина у причала 1,5-2 м, чуть дальше мель и камни. Можно пройти в более защищенный внутренний бассейн. Вместе с моторками там стояла и яхта, так что глубина достаточна. Есть электричество, можно набрать воды.


Подходим к Baskemolla.

Brantevik

Южнее вслед за Симрисхамном (где гавань побольше и есть марина) расположен Брантевик — поселок, имеющий собственную небольшую гавань. Мы туда не заходили, но видели, что яхты в Брантевике стоят. Наверное, можно воспользоваться и этой гаванью.


Вход в гавань Simrishamn

Brantevik

Ystad

Истад (Юстад?) — приятный город, имеющий большой порт и марину. Поскольку был тут много раз, описывать все снова не буду. Отмечу неточность в описании: Services: All... или Fuel... подразумевает наличие и дизеля, и бензина. А в марине можно заправиться только дизелем, за бензином придется отправиться на городскую заправку. Ближайшая в километре с небольшим на СЗ по Malmövägen; там же супермаркеты Lidl, Coop и другие магазины.

Удобно: оплата электричества и душа производится по специальной карте Tallycard, которую можно взять в автомате при оплате стоянки. Когда будете уходить, оставляете карту в том же автомате или офисе марины, при этом возвращают остаток денег и 50 кр. залога. Во время стоянки мы пользовались электричеством для готовки, все время работал и холодильничек — и это обошлось всего в несколько крон, а не 50 (5 е), как берут за подключение во многих местах. Неудобно: душ. По-казарменному, отдельных кабинок нет. Надо сунуть карточку в аппарат, который спишет 10 крон за 5 минут горячей воды, указать номер душа и прошлепать к нему. По соседству, в Казеберге, нормальный душ (был пару лет тому назад во всяком случае): мойся сколько хочешь и отдельных денег не надо.

Марина была набита просто битком. Даже нештатное место с наружной стороны "пальцев" понтона, куда как-то швартовался, уже было занято. Ну, мы-то нашли уголок, но на яхте побольше туда бы не втиснуться! Наблюдали, как некоторым яхтам пришлось разворачиваться и уходить из гостевой части гавани; возможно они нашли местечко где-то по соседству.

Продолжение: обратный путь.