Обратный путь в основном проходил по тем же фарватерам и через те же стоянки, так что опишу только те места, куда мы не заходили раньше.
Якорная стоянка, удобная при северном ветре. Подошли к упоминавшемуся ранее о. Tärnö — ветер прямо в бухту, неуютно. Попробовали встать сбоку за островом — тоже плохо, качает зыбь. Так, где тут поблизости есть подходящие заливчики?
Облюбованное местечко одобрили и другие мореплаватели: вслед за нами потом подошли и встали неподалеку еще две яхты.
Кальмар — большой город, здесь конечно есть гостевая гавань со всеми услугами. Но зачем она, если надо только переночевать по пути? Уже несколько раз останавливаюсь на якоре около небольшого островка:
Наутро только прошли мост на Эланд, как попали в густой туман, который долго не хотел рассеиваться.
В прошлом году чинил здесь отломившуюся краспицу... Тьфу-тьфу, сделанные зимой новые подвижные крепления в полном порядке.
Проходим мимо острова Blå Jungfrun
Обратите внимание на стоящую у острова яхту. Причалов здесь нет, носом к берегу стоять опасно из-за возможных волн от проходящих судов, особенно скоростных паромов Gotland Destination.
Штатная naturharbor. Два залива, обращенных на запад и восток; точка стоит на перешейке между ними. Сервисы присутствуют в виде домика с бачками для разных видов мусора, а вот обещанного Навиониксом Public toilet не обнаружено.
Подошли к симпатичному камушку практически вместе с яхтой HAVIDA.
Соседи, Тобиас и Анни, пришли из Стокгольма.
Место только для маленького костерка, немного дровишек запасено.
Узкий залив, открытый только на юг. Сервис имеется — как обычно, информационный стенд, туалет и мусорные бачки. Причем по обеим сторонам залива. Рядом маленький причальчик, который просят не занимать — и все швартуются носом к береговым скалам, благо берег по большей части приглубый. Вечером в пятницу лодок набралось как сельдей в бочке! Но никто друг другу не мешал.
По соседству с нами встала яхта с экипажем из мамы и дочки, кроме этого примечательная и тем, что на корме у нее висел электромоторчик. Я попытался выяснить на сколько же времени его хватает и какая емкость аккумулятора, но не очень успешно. Мама гордо ответила: — А у нас есть зарядное устройство! :-)
Присматривая место для ночлега, обратили внимание на стоявшую у берега большую группу яхт (пожалуй, место достойно включения в книгу в качестве naturharbor). Но не хотелось снова стоять в "вороньей слободке"; зашли за островок и встали в одиночестве недалеко от красивой высокой скалы.
Яхты стояли там, где на карте показано много причальных колец. В северную бухту острова мы не заглянули.
Прогноз обещал несколько дней свежего северного ветра, который решено было переждать. Kallskär lagun — идеальное для этого место, особенно, если забиться в самый северный уголок, за которым кончается вода и начинаются камыши.
В 15 м южнее обозначенной точки лежит камень, да и все дно поднимается посерединке. Обходить это место можно с любой стороны, но мы-то этого не знали и на оный камень сели. Да так аккуратно и плотно, что даже давая полный газ мотору, только крутились на месте, что и показывает трек. Слез в воду, благо она 18 градусов. Раззудись, плечо! И поплыли дальше. Есть свои плюсы у маленькой лодки!
Во время этой операции обнаружил болтающуюся в воде веревочку; привязанную к какому-то грузу. Видимо, был этот камушек отмечен, но вешка или буек оторвались. А у меня уже несколько лет валялся без дела шарик, купленный как томбуй, но оказавшийся великоватым (потом как-то нашел на берегу шарик поменьше). На другой день надул Стефу, специально приплыл на это место и привязал шарик к веревочке. Теперь есть у меня на Балтике и собственнокильно найденный в 12 г. на Ботническом камень, о котором было отписано в финское гидрографическое ведомство, и свой навигационный знак! :-)
Сама лагуна удобна только для маленьких яхт и катеров. Пара лодок побольше при нас ушли, потыкавшись в мель посередине и кое-как развернувшись. Более просторную стоянку у приглубого берега многие находят восточнее входа в лагуну.
На этой стоянке тоже есть туалет и мусорные бачки (на восточном берегу), и даже коптильня для рыбы (на западном).
Осматривая на досуге лодку, обнаружил неприятную проблему: трещинку в укрепленном на пантографе подмоторном транце, который склеивал из нескольких листов толстой фанеры. Пока она захватила один, от силы два слоя шпона, но транец намекал, что способен переломиться. Видимо, сказался заметно больший вес нового мотора. Надо искать подходящую доску!
Дошел по берегу до входа в лагуну, где видел маленький летний домик. Безуспешно. Услышав голоса, спустился с горочки к домику и тут же увидел просто идеальные куски досок, сваленные со всякими обломками явно в качестве дровишек.
Поздоровался и попросил дощечку. Хозяин даже удивился: — конечно! Это мусор, остался когда причал строили! Достал пилу, показал где у него лежат инструменты, — Если еще что будет нужно, возьми тут, не запираю: иногда мои друзья сюда приезжают. Спросил, не нужна ли нам пресная вода, и сказал, что оставит бутыль на всякий случай. Вот так...
Воду привозят с собой. На острове есть болотце, можно нацедить во мху воды, но это уж на крайний случай.
Начался август, пора подумывать о возвращении в Финляндию. Но после тихого дня снова обещали бодрый северный ветерок; чтобы уложиться в дневной переход и пересекать Кваркен не в острый бейдевинд, решено было подняться по шведским шхерам еще севернее. Да и вода в самом деле уже кончалась. Пошли на остров Lidön, на котором имеется две стоянки: марина около ресторана с западной стороны и бесплатная стоянка в заливе на восточном берегу. По пути пересекли фарватер у Капельшера, по которому идет оживленное движение паромов и других судов.
В марине не очень понравилось: к понтону приходят все волны от катеров, проходящих рядом по довольно оживленному фарватеру. Вода и электрический пост на берегу, стоящим в дальней части понтона лодкам нужны длинные провода. Осмотрелись, набрали водички и перешли в залив на восточном берегу острова. Здесь сначала встали у каменного лба носом к берегу, а на следующий день перешли к небольшому причалу у северного берега, где было совсем тихо, и, кстати, отлично ловилась рыбка на удочку. Рядом туалет и мусорные баки.
Посреди леса на острове зона ветровала. Множество деревьев вырвано с корнем, завалены дорожки. Стоят целые холмы спиленных веток и сучьев, но чтобы расчистить лес, понадобится еще не один год. На табличке сказано: виноват шторм Alfridа, разразившийся на Новый год: с 31.12 по 2.01 2019. Скорость ветра местами превышала 30 м/с; множество населенных пунктов лишились электроэнергии, были и другие разрушения. В Ботническом заливе высота волн достигла почти 8 метров; на немецком побережье затопило часть Любека, а в Северном море контейнеровоз MSC Zoe потерял 270 контейнеров.
И вот мы снова в Финляндии. Оставив по правому борту знакомый маяк, пошли к острову Björkör, стоянка на котором находится на подветренном южном берегу. Места тут мало, у пирса могут встать лишь две яхты. Глубина за пирсом 1,3 м, у его торца, где стояла немецкая яхта AAKE, возможно около 2 м. Рядом с нами еще могла бы встать разве что мотолодка с осадкой не больше метра.
Сауну не обнаружили; возможно она в закрытом домике. Туалет имеется. Коптильня для рыбы, скамьи, старая лодка под навесом. Гости тут похоже редки, иначе ласточки не устроили бы гнездышко прямо в шине, повешенной в качестве кранца.
По острову ведут дорожки. Путь направо, на восток, приводит к возвышенной части с башней для наблюдения за птицами; дальше есть несколько жилых домов. Дорожка на запад приведет к красивому ровному сенокосному лугу, удивительному в этих краях. Амбар для сена — исторический экспонат, но не только: служит здешним жителям и сейчас. И камни, камни вокруг, где просто кучей, а где из них сложена ограда. Вот как появился идеальный лужок, какими большими трудами.
Остров включен в объекты конвенции по сохранению водно-болотных угодий.
Специально зашли сюда посмотреть обстановку. На форуме КиЯ коллега Evgeny сообщал, что для яхт стоянка непригодна: мелко. А ведь место удобное, прямо на фарватере для малых судов западнее Ханко, срезающем колено основного глубоководного фарватера.
Заливчик, у которого стоит точка, действительно для стоянки непригоден: камни, мелко, да слишком маленький. Но пологие скальные берега по обе стороны от залива приглубы, глубина там резко падает с 8 м до 1 в заливчике. Стоять носом к берегу вполне можно и на яхтах, только потребуются скальные "якоря" — ни колец нет, ни деревьев рядом. Остров лесистый, от ветра несколько прикроет. Рядом еще несколько островов с лесом и заливчиками, можно поискать укрытие.
Проходим Ханко.
Плывет случайный пароходик, довольный, радостный такой :-) (помните песню Никитиных?)
Нужны поправки: электричества здесь нет, а цена теперь 15 евро. Около грильного павильона в лесу водяная колонка, но вода качается морская! Только для мытья посуды. Причал относится к марине Lahteela, которая находится в 1 км на северо-запад, через пролив. Оттуда вечером приехал на моторке сотрудник собирать плату. Цена в Лахтеле такая же, сервисы есть, зато тут стоянка на лесном берегу приятнее.
На корме одной из яхт у причала — российский флаг! "Белая ночь" из Питера, тоже возвращается из похода по Балтике. Очень приятная встреча получилась, с копченой рыбкой собственного улова и рассказами капитана Сергея Голованова о Кубке Балтики...
Но как не зайти снова по пути к коллеге Вилье!
Приятная встреча. Лодка перешла к нам от Аки и Мари (теперь они ходят на мотосэйлере),
и уже много лет они помогают справляться со всеми проблемами.
Спасибо, друзья!
С попутным ветром на финиш.