И хотя я уже иду по Голландии, пишу о немецких островах. Не успеваю писать, иду и иду. Три острова в Северном море посетил "Лоппан". Гельголанд, Норденрей и Боркум. На первый из них я давно стремился попасть и с этим связана одна история. Когда-то очень давно, в середине 90-х, когда шенгенских виз ещё не было, я пришел в Германию на яхте, делая вид, что хочу пройти Кильском каналом (у него особый международный статус). Мы три дня отстояли в Хольтенау, среди постоянно меняющегося флота яхт идущих в канал. Среди них было немало польских.
— Вы на Гельголанд?— спросили с одной из них.
— Нет, а что там интересного? — ответили мы.
— Как, вы не знаете!? Там ром дешевле Кока-Колы!
Все, эта фраза накрепко запала в голову.
И вот я на этом сказочном острове. Пришел ночью. Гавань забита яхтами, стоящими плотными связками. Я к такому ещё не привык, а здесь это обычное явление. Думаю, найду себе местечко, я же маленький. Сунулся между связками, нет, нехорошо. Пошел по другому принципу - искать себе ровню. Вот, связка относительно небольших яхт, встал пятым бортом. В некоторых гаванях даже пишут, чтобы в связке не было более пяти яхт. Уже днём разглядел, что швартовочные места здесь четко регламентированы по длине. Сюда - больше 15 метров, сюда - меньше, а вот тут для "мелочи" местечко. Мелочи, надо сказать, немного. Цирк начинается, когда из связки нужно выйти. Тут работают все. Переставляют на концах, или рассыпаются под моторами, а потом снова встают в связку.
Гельголанд, кроме того, что здесь свободная экономическая зона, ещё и прекрасный природный заповедник. Здесь можно вдоволь насмотрелся на жизнь птичьего базара.
Причем, в некоторых местах, гнездовья птиц и людей разделяет заборчик в три горизонтальные проволоки - рукой можно дотянуться. Но это ведь Германия, птицы и люди границы этой не нарушают.
Следующим островом был Норденрей. Посмотрел на карте - гавань большая. Из-за ожидания Попутного течения, пришел ночью. Ага, четвертый в связке. Хорошо ещё, что у плавучего причала. Здесь же приливы-отливы, три метра туда-сюда. У шпунтованной стенки крайня́я к берегу яхта всю дорогу работает швартовыми, травит-выбирает. Здесь я уже вполне освоился. Встаёшь лагом, если экипаж на месте, помогут, если нет, смело бегаешь по чужой палубе, это нормально. Если нужно на берег, то этикет требует чужую яхту обходить по носу, через кокпит нельзя. Вылезаешь в районе вант, и пошёл через чужой бак к противоположным вантам. Там на другую, и дальше, дальше. Целое путешествие с приветствиями, извинениями и улыбками.
На Боркум пришел опять по темноте. Даже фотографий не сделал. Вот, тюленя решил показать, их на пути было немало, только вот сфотографировать сложно. Ах, да! На Гельголанде нынче алкоголь не дешев. В Киле, в супермаркете, цены на него меньше. А вот табак в два раза дешевле, чем на материке, топливо - на треть. Ну и красиво, да...