Июнь, 22

Практика

Мой визит на Азоры неожиданно стал популярным. Я только что вернулся из гостей, проведя чудесный вечер на яхте со словенским экипажем. А в течении всего дня ко мне подходили люди с разных лодок. Любопытствуют. В каюте горит свеча, экран планшета вносит свою долю в освещение каюты, а я начинаю свой рассказ...

Маршрут

В очередной раз "Лоппан" уходил в океан от берегов острова Сент-Винсент. На Бекии из-за карантина закрыли сервисный центр и пришлось идти оттуда на главный остров страны. Я лишний раз порадовался тому, что стоял на Бекии - очень хороший рейд, в отличие от Голубой лагуны, где проходил оформление.

Якорь поднял 5 мая. Марафон по Карибскому морю, мимо всяких мартиник и гваделуп, внушал оптимизм - уже на третий день "Лоппан", миновав остров Барбуда вышел из Карибского моря в океан. Поначалу все шло очень хорошо. Чем дальше мы поднимались на север, тем больше ветер отклонялся к югу. Казалось, так и будет...

Но нет, ветер устойчиво задул с востока. Причем часто забирая к северу.

Пока я был еще далеко от цели, мне было неплохо идти в широком секторе. Что на север, что на восток - все хорошо. Так и шел. На север, на север - вычерчивая на карте свою букву "Г". Вот уже где-то не очень далеко на западе были Бермудские острова, а я все продолжал подниматься вверх по карте.

Да, чудес не случилось - я шел по классическому маршруту парусников. Не сильно отклонившись к востоку, "Лоппан" достиг 38° с.ш. и лишь потом направление ветра позволило идти прямо на Азоры. Так что, повторюсь, маршрут получился классический, большой буквой "Г". Перед финишем снова случился восточный ветер, и мы даже ненадолго пересекли 40°с.ш.

За бортом

Вечером, 20 мая начался шторм. В темноте сложно было оценить его силу, но яхту стало ощутимо бить волной, восточный ветер свистел и ревел, и все было нехорошо. Я оставил на "Лоппане" один лишь штормовой стаксель, и доверил вахту Феде.

На рассвете, когда стало светать, уже можно было понять, что мы попали в очень сильную непогоду. Не имея возможности измерить скорость ветра я просто написал в судовом журнале: за 30 м/с.

Стаксель явно уже нужно было убирать и идти под голым рангоутом. Решил вытравить с кормы длинный трос. Чем и занялся. Работая, я вдруг ощутил беспокойство и поднял глаза. Передо мной словно бы застыла отвесная стена воды. Поднял голову. Огромная волна с гребнем, готовящимся вот- вот обрушиться, нависла над яхтой. "Моя ..."- подумалось вдруг...

Я лишь успел набычиться ей навстречу и обхватил руками шкотовую лебёдку. Удар, полет...

Оказывается, в подобные моменты человека посещают удивительные мысли и ощущения.

Во-первых: я реабилитировал художников рисующих комиксы, которые изображают человека получившего мощный удар в грудь или живот, летящим с руками и ногами словно бы направленными в общую точку фокуса. Я летел именно так.

Во-вторых: под водой удивительно тихо. Потом я услышал звук воздушного пузыря вырвавшегося из лёгких, закрыл рот и начал всплывать.

Яхта лежала на боку и, что печально, не спешила спрямляться. Зато поспешил я - это был лучший момент попасть на борт. Я был в страховке, но рывка при падении не чувствовал, хотя один из примитивных прошивных амортизаторов на страховочном конце сработал.

Яхта нехотя встала. Каюта была полна воды, которая плескалась на уровне коек. Внутри был кавардак. Снаружи - не лучше. Мачта устояла, но обе топ-ванты свободно болтались - оковки краспиц (заклепки) оказались срезанными. Не было панелей солнечных батарей, ахтерлюка, автопилота (Федя, прощай), отпорного крюка, вёдер... Правда, всё это было обнаружено не сразу.

Первым делом нужно было освободиться от воды.

Я был одет в флисовый полукомбинезон и толстовку на голое тело. После целого дня работы обнаружил, что все это на мне незаметно высохло. Очень удивился.

Не буду рассказывать обо всем, что пришлось делать и пережить, но главное, что обтянув топ-ванты, я получил возможность идти дальше. Понятно, что только с парусами малой площади - мачту хотелось сохранить...

Мы прошли 1500 миль под штормовыми или зарифленными парусами. Был вариант идти на Бермуды, но отсутствие визы, карантин, непонятная мне логистика возвращения домой при оставлении яхты, привели к решению идти дальше к цели, хотя до нее и было в три раза дальше. И ведь дошел!

Ветра и течения

Ах, как бы я хотел посмотреть метеокарту во время маршрута!

По силе, в массе своей дуло так: в начале 7-10 м/с, потом частые длительные штили и 3-5 м/с, в последней трети 5-8 м/с.

Штормовая погода случилась раза три. О силе не могу сказать, нечем было измерить.

На пути к северу течения хорошо ощущались в Карибском море. В великом водовороте Саргассова моря их не было. Когда миновал его и повернул на восток, начал сказываться Гольфстрим, но пару раз попадал в сильный противоток, скорость которого достигала 2-3 узлов!

На фотографии последствия шторма на о. Флореш

Растения и животные

Сенсация - в Саргассово море нет саргассов! Да, самые большие поля этих растений встретились мне у Антигуа, а потом их становилось все меньше и скоро они окончательно исчезли. Зато физалий на поверхности воды становилось все больше, и я решил переименовать море в Физалиевое. А что, красиво!

Без авторулевого много времени проводил в кокпите, поэтому наблюдал. Китов видел часто, с момента поворота на восток. Встречами с ними отмечены 10 дней. Разных. И усатых, и кашалотов. Больших и очень больших. Далеко и очень близко. Один кашалот исполнил свой знаменитый прыжок в 50 метрах от яхты. Кажется даже покосился на меня хитрым глазом. Дельфины стали встречаться ближе к Азорам. Не слишком любопытные - яхту не сопровождали.

Видел двух существ, которых опознать не смог. Это к криптозоологам. Первого назвал "морским змеем". Как выглядел? Вот представьте себе скелет рыбы, только лишите его реберных костей - голова и позвоночник. Вот такое чудо я и видел, его пропорции таковы - большая голова рассекающая поверхность воды, а за ней длинное тонкое тело. Видел хорошо - штиль, гладкая зыбь...

Второе существо получило название "Черный плащ". Видел за пару дней до Азор. Что-то очень большое, черное и тонкое появилось по курсу над поверхностью воды, словно кто-то помахивал большим опахалом или веером. Потом исчезло. Я всматривался как мог, ожидая нового явления. Снова увидел у борта. Для плавника - очень тонко, черного цвета, изгибающееся, словно ткань под действием ветра, а потом, неожиданно в воде небольшие фонтанчики, как если бы там находилось дыхало или сопло - вырывался не воздух (как у кита или дельфина), а вода. Думаю, что это был большой кальмар или скат, но не уверен. Не луна-рыба, точно, я их насмотрелся.

Птицы были постоянно. Близость земли становится видна по их видовому разнообразию.

Видел больших черепах. Одна, просто громадина, несла на своем панцире просто сад камней, или альпийскую горку - так обросла моллюсками.

Летучие рыбы и маленькие кальмары на палубу залетали.

К сожалению мой фотоаппарат захлебнулся в солёной воде. Планшетом я не рисковал, он был в гермомешке, поэтому фотографий мало. Да и не годится планшет для оперативной съёмки.

Вода и продукты

Воды хватило. Было 126 литров, пришел с 15 литрами. С продуктам такая история: я не голодал, круп и макарон ещё на полгода, но не хватало разнообразия. Чего-нибудь перехватить вкусненького, хлеба, сухарей. Консервы на Бекии были дорогие и я не мог позволить взять себе много. В европейских странах все намного дешевле, учтите на будущее.

Навигация и приборы

Ещё у Канарских островов отсырел и перестал работать лаго-эхолот. Было жаль, там много полезных функций. Но обхожусь. Картплотер включал два раза в сутки, брал точку и наносил на карту. Радовался, что скоро смогу им пользоваться - начиналось покрытие моей коллекции карт. Так на середине пути у него сломался кабель питания. Мне не починить - сложный неразборный штекер на 8 контактов, а нужно два - + и -. Где они, зачем нам восемь!?

Ладно, компьютер с "Опен СиПиэН" и старый Garmin c NMEA. Тоже, два раза в сутки. Надо сказать, что после опрокидывания вода попала в распределительный щиток. Через несколько дней нос почуял беду - кому не знаком запах горелой проводки? И снова новые схемы и решения...

Сон и суда

Не сказать, чтобы я не видел судов. Из 45 дней пути наблюдал их в 15-ть. Иногда по два-три в день, видимо когда пересекал традиционные пути. Видел в основном в светлое время суток. Близко расходился с двумя, причем один контейнеровоз сам подвернул ко мне, узнать все ли в порядке.

А спал нынче помногу и чаще крепко. Спокойная совесть, знаете ли.

Вот, как-то так. Стою в Орте, жду доктора для теста на вирус. Сушусь, чинюсь, отдыхаю. А на фотографии "Лоппан" на острове Флореш. Мы были там всего около часа, но мне понравилось.