Первоисточник и обсуждение - см. форум КиЯ.
Ну вот и состоялось еще одно путешествие Селены. Совсем небольшое плавание. И опять море - Белое, знакомые места - Кандалакшский залив. Какие бы не были планы на это плавание, попробую рассказать что получилось по факту. Но все же считаю, что главная цель была достигнута - общение один на один с морем и лодкой. А разве не ради этого мы поднимаем паруса?
Кстати ...а рисовать я не умею... совсем. Кроха - внучка, видя мои художества, замирает в задумчивости - сразу заплакать или подождать.
Но море.... оно такое разное для всех ,что как нарисуешь, так и будет :
Так как уже бывал в этом районе было попроще готовиться. Необходимые карты в навигаторе и дополнительная информация сохранились с прошлой поездки. Точка сброса и базирование в Чупе, у причала яхт-клуба.
Нужно было исправлять ошибки в матчасти, которые вылезли в плавании у Соловков. Стопора стаксель-шкотов переставил по своему разумению - оказалось, что правильно. Пришлось менять ванты и их крепеж. На Селене изначально стояли из оцинкованного металла. В пресной воде хватало. Но за две поездки на море их изгрызла ржа. Заменил на нержавеющий трос и талрепы. Это вызывало беспокойство. Заделки тросов не обкатаны под реальной нагрузкой. Но ....
Пришлось заниматься прицепом. В прошлом году в ступицы поставил новые комплекты подшипников. После поездки один развалился, а другой сильно заржавел (его я все же привел в чувство). Немного сам виноват. Заниматься прицепом стал только в августе. В этот раз ступицы перебрал сразу же - подшипники сохранились. И еще пришлось заменить резину. Протектор стерся до основания с внутренней стороны (на левом колесе больше) Ну и пора покупать электрическую лебедку для спуска-подъема прицепа с лодкой. С ручными тяжеловато для спины становится ,даже с дополнительными блоками. Такова черновая работа при подготовке !
Вроде все переделал, подготовил. А тут новая напасть - коронавирус и ограничения на передвижение по стране. Постоянно просматривал сводку новостей. В конце мая пошли послабления. Появилась надежда на поездку. Но полной уверенности не было. На первой неделе июня окончательно подготовил все для поездки и закупил продукты (в крайнем случае на даче съем - не пропадут ) Потом прошла информация по новостям Карелии, что на въездах в регион снимают посты. Все! На старт!
И последний сюрприз на дорожку! Перед самым отъездом, при подготовке переносил свинцовый балласт, и не совсем удачно. Вечером я уже не смог вставать даже с помощью - заклинило поясницу. Супруга сделала укол диклофенака. Но как завтра ехать? Вопрос! Утром еще укол обезболивающего и в путь!
Дорога до Чупы прошла без приключений. Трассы пустоваты. Хаотично бродящий по ним Ремонт. Придорожный сервис (который не помер) потихоньку приходит в себя. На АЗС только в маске. Кафе работают "на вынос". Есть суп из пластикового стаканчика на улице не очень интересно. Стал покупать еду в магазинах. Ну в целом меня этим не проймешь. Спальное место в машине. Газ. горелка, котелок и набор продуктов в дорогу делают меня свободнее в пути. На въезде в Ивановскую обл. остановил мобильный пост ДПС, усиленный бойцами ОМОН. Переписали паспортные данные в какой-то бланк. На обратной дороге, уже в Мордовии, также остановил пост ДПС. У него усиление посерьезнее - два сотрудника СОБР - просто проверили документы и про лодку поинтересовались. Вот и вся проверка.
Помня о проблемах с заправкой бензином в Чупе в первую поездку ,"залился " в Лоухах. Между делом поинтересовался о заправке в Чупе. Ну так и есть ! Что то там с электропроводкой и все перегорело. Хорошо что не понадеялся на нее.
Прибыл в поселок практически в самый отлив. Ждать до позднего вечера полной воды не хотелось и я стал сбрасываться. И немного "лоханулся". Сцепка машина - прицеп неудачно встали при спуске и я излишне засуетился (на радость зрителям). В результате отсоединенный прицеп весело упрыгал в воду вместе с неснятой проводкой и с закрепленной лодкой, да так шустро, что я по грудь в воде успел его поймать. Но все же со всем справился, лодку отсоединил, прицеп вытащил, одежду на солнце просушил. Перегнал лодку в яхт-клуб, а машину на стоянку к музею.
Вроде все пока по плану. Погода замечательная, солнечно, жарковато. На причале все заняты делом. Юрий со своей командой занимается подготовкой яхт. Я занялся Селеной. И только уже поздно вечером нашлось время посидеть в кокпите Селены, пообщаться побольше, поделиться новостями и планами. Коронавирус и здесь оставил следы. Биостанция на м. Картеш на карантине. Там сотрудница заболела и умерла. Поселки на Кандалакшском берегу тоже в самоизоляции. Но в самой Чупе машины иногородние есть. Люди на море с других регионов приезжают. Вот такие реалии.
Конечно, можно было и в ночь уйти. Пару часов и в знакомую бухточку у Чкаловского. Только график приливов неудобен. Да и отдохнуть с дороги требуется. Остался до утра. Около 9 часов вышел. Ветра нет .Приходится моторить. После острова Олений стало попросторнее и появился встречный ветерок 4-5 м/с в порывах до 7. Самое то, чтобы освежить навыки управления. В лавировочку, да рифиться, пока ладони шкотами жечь не будет. Вполне остался доволен ходом, пока не дошел до о. Бол. Горелый. Там и застрял. Места для поворотов стало мало. Ветер стал дерганым - пришлось взять рифы. Лавировка впустую - Селена не успевала набрать ход и ее сносило обратно.
(Не обращайте внимание на смещение трека -издержки доступной картографии.)
Нельзя же там болтаться до бесконечности - убрал паруса и завел мотор. Потарахтел на знакомый причал на о. Средний. Там тоже пустовато. Ну мне даже лучше. Спокойно заночевал, набрал воды в водопроводе. Желтоватая, но под кипячение пойдет. Для питья была пара бутылок минералки.
Погода даже и не думает портиться. К вечеру ветер стихает, небо чистое, температура около 13-15гр. Вот оно - баловство цивилизации ! Плавучий причал. Не надо суетиться с якорями в отлив-прилив. Знай себе отдыхай. Вечером после ужина просмотр сериала по смартфону. Правда не долго. Меня такое моментально укачивает. Сил хватает только дотянуться до телефона и выключить его . Ночь проходит спокойно.
Утро еще лучше чем вчера ! С ветром пока непонятно . Рябь гуляет по заливчику. Под мотором вывел Селену через Ср. Салму на Большой Керетский Рейд . Вот там уже потянуло встречным. Поначалу слабенько ,нерешительно 2-4 м/с. Потом все увереннее и стабильнее.
Прошел "треснутый остров".
Бессовестно близко скользнул мимо островов Баклыши.
А дальше залитый солнцем морской простор! Температура около 15 гр., но от воды тянет холодком. Оделся потеплее. А лицо никуда не спрячешь. Еще вчера его хорошо прожарило. Губы я спасал гигиенической помадой, глаза очками, а остальное? Пришлось принять кардинальные меры.
Не пугайтесь - это всего лишь повязка-бафф, которую часто используют бегуны
Солнца и моря было так много ,что я немного растерялся. С солнцем проблему частично решил А с морем? Ветер в порывах до 7 м/с, волна 0.5-0.8 м. Полный грот и шверты на максимум. Селена превзошла саму себя! 12 часов до Сонострова. 12 часов удовольствия от общения с морем и лодкой! Вот уж действительно
Припарковался к низенькому причалу. Он оказался отделен от суши,но в отлив можно пройти. Да мне без надобности.
Хорошо что не пошел на берег! Через какое то время на берегу нарисовался большой, лохматый, овчаристый собакен. Он внимательно меня рассматривал. Я помахал ему рукой и сказал чтобы он приходил во время отлива. Чуть позже я увидел как он довольно легко сплавал на соседний островок и вернулся обратно. Я понял ,что прилив ему не помеха и немного забеспокоился. А потом он привел своего друга (такого же большого и овчаристого). Они недолго о чем то шушукались на берегу, посматривая в мою сторону. Но, видимо, моя тощая фигура у них не вызвала никаких гастрономических чувств и они исчезли.
Дальше весь вечер я провел в одиночестве ,на причале, опасливо посматривая на берег и часов в 10 ушел спать.
Утром в путь дальше на восток. Посильнее оттолкнулся от причала и сразу поставил паруса. Ветер с берега. Поначалу слабенький. Даже приходилось ловить легкие порывы. Потом стал ровнее 5-7 м.с. Правым галсом в галфвинд несколько часов. Тяжеловато при боковом ветре. Пришлось зарифить грот. При подходе к Гридиной губе порывы стали резче до 9 м/с. Это на карте она маленькая, а реально есть где ветру пройтись. И еще хаос мелких островов. Стал в лавировку втягиваться в губу, одновременно пытаясь по карте понять как пробраться к селу.
Все же пробился поглубже и перешел на мотор. Нацелился не в само село а в заливчик позади него-губа Торбальная. Там тоже ветерок до 4 м/с.
Мелко, плотная илистая осушка. Припарковался у камушков.
Село расположено рядом, за небольшой каменной грядой. Преодолевая каменные уступы я пошел в Гридино. Было жарковато в полукомбинезоне и болотных сапогах. Вышел на задах большого заброшенного дома.
Гридино - старинное поморское село в устье реки Гридинки. Одно из исторических населенных мест Карелии, известное с 14 века. Прошлые века здесь кипела жизнь. Варили соль, ловили рыбу, занимались зверобойным промыслом. Село хоть и находится изолировано на суше, но главные пути шли по морю. Особенность села в том, что оно стоит на скальном основании. Поэтому дома расположены несколько хаотично-привязаны к рельефу. А улицы в некоторых местах заменяют деревянные настилы.
Жаль не получилось ознакомиться со всем селом. Не люблю оставлять лодку надолго.
Немного походил и вернулся. Пораньше поужинал. Вода прибывала и ветер из верховьев залива мотылял лодку. Якоря не хотели цепляться за грунт - лапы забивались травой. Здесь ночевать не получится!
И я решил уйти опять в море.
Выйти не составило труда. Поставил стаксель и на попутном ветерке выехал из лабиринта островков и луд на простор. Напротив мыса Кирбей стаксель убрал и поставил с кормы большой плавучий якорь. Немного повозился с с ним, прикидывая направление и скорость дрейфа. Потом перевел его на нос. Ветер слабый, волна крохотная от берега. До мыса километра полтора. Я почему-то считал его главной угрозой. Поставил на навигаторе дрейф в километр и прилег в рубке. Посматриваю периодически в окно на мыс - вроде не приближается.
Хорошо что я случайно посмотрел трек передвижения, прежде чем задремать! Подскочил и пулей вылетел на палубу. Меня уверенно тащило обратно.
И на пути были два каменистых островка. И до них было гораздо ближе. То есть сигнал дрейфа не помог бы. Вот так! Ветер и волна в одну сторону, а течение в другую. Да ведь я даже не заглублял якорь.
Свернул якорь и под мотором ушел немного подальше. Потом под небольшим кусочком стакселя лег в дрейф. Скорость конечно возросла, но вряд ли за несколько часов я упрусь в Кольский полуостров.
Наконец я успокоился и осмотрелся. Наступала ночь. Солнце пыталось лечь
Море успокоилось и задремало. Лишь небольшая зыбь и легкое дуновение ветерка. Такое очарование трудно передать словами или фото - это просто нужно увидеть самому. Белое море белой ночью.
В 3 утра проснулся и сразу за навигатор. Все нормально и предсказуемо. Снесло в море километров на 5. Море спокойное ,небольшая зыбь, ветер слабый. Приготовил завтрак в рубке.
Море еще раз напомнило мне ,что нельзя расслабляться. Вскипятил воду и собирался залить в термос. А тут небольшая волна услужливо боднула лодку. И я плеснул мимо термоса себе на руку. Хорошо что немного и кожа на руке заветренная, обошлось без последствий, но осадочек остался.
Часа через полтора я был готов к движению. К движению куда? Кто то предположит, что дальше - на восток.
У меня почти все было для этого. Было время, были вода и еда, был бензин, была лодка. Что еще нужно? У меня не было прогноза погоды. Максимум на сегодняшний день (к вечеру облачность и дождь). А впереди десятки километров открытого моря. И опыта открытых переходов больше суток тоже практически нет.
Я конечно про это думал при подготовке и знал, что наступит момент принятия решения и... И я отступил!!! Можете поставить мне большой жирный минус на всех моих плаваниях, но я развернулся обратно. Я даже себе сейчас не могу объяснить: ПОЧЕМУ?
Но я повернул. .
Итак, решение принято. В 4.30 начал движение на запад. Море тоже проснулось. Ветерок чуть сменился и стал посмелее. В 5 утра я уже весело скакал по волнам в галфвинд левым галсом. Попозже стало еще веселее. Волна около 0.5, ветер до 6-7м.с., с переходом в полный бейдевинд. Пришлось зарифиться. А потом вообще "обсмеешься". Часам к 9 ветер набрал положенные обороты. В порывах пошло до 10.5 м/с и встречная волна примерно 0.6 м.
Волна доставала похуже ветра. Жесткий слеминг. Волны работали тройками. Первую я еще как-то обыгрывал. Вторая подготавливала лодку, а третья со всего размаха била в днище. Скорость резко падала. Приходилось уваливаться для разгона. Подветренный борт практически уходил в воду. Успевал немного привестись.
Потом встал в кокпите по диагонали поперек и немного свесился с наветренного борта, чтобы помочь Селене. Я до такого раньше не доходил. Но сейчас какое то чувство безысходности заставляло. Зарифить грот вглухую я уже не мог. Тогда бы лодка совсем потеряла ход. И все же сквозь страх чувствовал, что запас остойчивости есть. Но насколько хватит при ухудшении обстановки?
Решил чуть подойти к берегу в ветровую тень. Сменил галс, потом еще. Потом... Я говорил вначале, что заменил ванты на новые. Верхние огоны у меня заплетены, а нижние заделаны такелажными двойными схватками (так было и на старых вантах). Вот нижние и поползли. Динамичная нагрузка от порывов ветра, удара волн и смены галсов сделали свое дело. Подветренная ванта стала болтаться как г... в проруби. Вряд ли я так долго протяну. Пришлось ложиться в дрейф и заниматься такелажем.
Прошел на нос и завел за носовой релинг резервный фал. Используя его как дополнительный штаг, освободил основной. Между закруткой и штагом у меня стоит пластина с рядом отверстий. Как раз для регулировки. Никогда не использовал, а вот сейчас пригодились. Уперся и переставил в отверстие пониже. Потом вытянутые огоны прихватил дополнительными такелажными стяжками возле коушей и окончательно набил талрепы. Вроде все получилось.
Вышел из дрейфа и опять к берегу. Только к полудню мне удалось приблизиться к берегу. Ветер стих. Стала набегать обещанная облачность. А потом вообще все кончилось мотором. Под ним я успел до дождя дойти до Сонострова, встать к причалу и поставить тент.
Под накрапывающим дождем поужинал и под сериал улегся спать. Дождь разошелся, ветер трепал тент. Снаружи сыро и неуютно. Зато в лодке вполне комфортно. И утром так же. С подъемом тянул, но все равно пришлось вставать. Стал готовиться идти под дождем и холодом. Но барометр подарил надежду - кривая поползла вверх. Под мотором пошел через западный пролив. Про ветер пока непонятно, но белая пена на скалах мыса Вороний намекала на волну. Справа от меня тянулся берег Сонострова. Есть замечательные пляжи с ровной поверхностью для осушки.
Вышел на относительный простор. Волна есть и не меньше метра, а вот с ветром не очень. Почти два часа елозил на одном месте, пытаясь как-то пристроиться к слабенькому дуновению. Даже хотел вернуться обратно, но удержался. Что ж, опять моторить. Погода явно пошла на улучшение. В облаках образовались большие промоины и стало проглядывать солнце.
Когда окончательно вышел из прикрытия острова, то ничуть не пожалел что пошел. Я первый раз видел волны под 2 метра. Больше напоминали зыбь, ровно шедшую из открытого моря. Я шел почти паралельно им. Подходит такая, закрывая собой горизонт и ...раз и лодка уже наверху, и ты смотришь куда то вниз, в яму. А она дальше идет, прикрывая собой берег. Здорово! А вода искрится под солнцем и небо с барашками облаков...
Протарахтел мимо м. Шарапов и вышел к о. Сосновец.
Хотел осмотреть губы Никольскую и Осечкова. Где-то там и заночевать. За мысом Жемчужный на карте рассмотрел какое-то углубление в сушу. Увеличил масштаб - бухта Круглая. Действительно круглая, небольшая, почти вся просматривается с моря, есть два небольших кармашка по бокам. Сначала хотел мимо пройти, но рука на румпеле дрогнула и непроизвольно повернула в сторону бухточки. Осторожно ,на малом ходу заглянул.
И понял что дальше я уже не пойду - я нашел свое место!
Да, я нашел свое место, но я пока этого не знал. Пока я просто заглянул в небольшую бухточку. В левом кармашке на берегу была закреплена спутниковая тарелка и чуть в глубине виднелись строения.
Я не стал высаживаться. Напротив виднелась совсем крошечная бухточка. В нее я и направился. Осторожно лавируя между подводных камней, пристал к песчаному пляжику.
Через небольшую перемычку, метров 10,был другой заливчик, со стороны губы Никольской. Тоже мелкий песчано-илистый и с камнями. Практически зеркальные отражения друг друга. А это мой заливчик и лодка для масштаба.
Место конечно обжитое, но сейчас не сезон. Пристроил лодку поудобнее и оставил осыхать, а сам пошел осматривать окрестности. Мне все больше здесь нравилось. Камни, сосны. Я снова и снова лазил по окрестностям и фотографировал.
Красивый вид с верхней точки:
И одинокий дельфин в море.
Я окончательно расчувствовался и даже решил искупаться. Я ведь на море! Соседняя бухточка как раз освещалась солнцем. Ну... искупаться конечно сильно сказано. Вся бухточка глубиной по колено. Я все же разделся, залез в воду и немного пополоскал себя. А потом довольный жмурился на солнышке .
Как там в сказке - в полночь карета превращается в тыкву. Ну, здесь все не так страшно, но .. Вода уходила и бухточки показали себя с другой стороны. Моя особенно, напротив получше.
Для маленьких лодок и для надувастов так совсем ничего. Чтобы утром спокойно уйти, пришлось ночью лодку переставлять к самому выходу и ночевать на якорях. Ну а пока времени у меня достаточно, и я после ужина пошел смотреть как волны разбиваются о камни. Там я и провел остатки вечера.
Прошлый раз я обходил Пежостров мористее. Теперь пошел Глубокой салмой. Решил заглянуть в губу Летняя. Возле о. Сосновец появилась возможность пойти под парусами. Чем и воспользовался. Тянул до самого входа в губу, но дальше никак - мотор. Впереди вход в губу Летняя.
Прошелся до конца. Для меня интересны были бы места, отмеченные кружками.
Обратно выехал с попутным ветром на стакселе. Предпринял попытку втянуться в Салму под парусами ,но... Остров Средний обошел по Узкой Салме. В конце пролива расположен причал и территория морской биостанции Казанского университета
Прошел до деревни Кереть.
Заходил в поселок Чкаловский. Причал у гостиницы - вполне защищенное место для ночевки.
Место слипа.
И в конце прибыл на причал яхт-клуба в Чупе. Причал пуст - все сорвались на рыбалку в море. Позанимался лодкой - готовил к подъему. Вечером на отливе прошел на участок Михаила Копыловского. Посмотрел на его лодки. " Водный мир" стоит в ангаре. Рядом у воды еще один переделанный Дракон. А у причала на воде покачивается новоприобретенная "шведка".
Пообщались ,поговорили. Так вечер и прошел.
Утром занялся подъемом лодки и подготовкой к дороге. Из-за отлива подъем затянулся. Я думал что все интересное я уже увидел. Но!!!
Место слипа рядом с пляжем. Я не ожидал что это всерьез, пока не увидел вот это!
Меня не перестают удивлять люди, живущие на Белом Море!
Закончилось еще одно маленькое плавание маленькой лодочки. Да... миль не много! Говорят, чтобы стать настоящим яхтсменом, нужны сотни пройденных миль.
Но как измерить милями и километрами эту красоту!
Это были последние штрихи моего рисунка. Не судите строго. Как смог!
Экипаж яхты "Selena " желает всем попутного ветра, семь футов под килем и УДАЧИ!!! До новых встреч!