Первоисточник и обсуждение - см. Под гиком.
О наших мытарствах по Охотоморью. Кратенькое описание похода, кому не лень читать много букв. Имеется и видео-отчет, автор Леонов Александр.
Маршрут начинается, как и прежде, со сборки катамаранов в заливе Николая. Прибыли мы на рыбацкий стан к обеду, не сказать чтобы нас ждали, но мошка облепила плотным слоем. Пока мы выгружались и ставили временный лагерь, море отошло с отливом на добрый километр. Таких отливов в другом месте не встретишь, обнажается морское дно и все его обитатели, не успевшие уйти с отливом. Мы же, подгоняемые желанием скорее выйти в море, как заведенные, не замечая жары и тучи мошки с комаром быстро собирали катамараны, в надежде с приливом быть на воде.
К середине следущего дня все катамараны были собраны и нагружены 280 л. бензина, багажом и провизией. Вода начала стремительно уходить, стоящий на берегу катамаран приходилось поминутно толкать в море, опоздание с выходом грозило переносом катов на километр по болотистой жиже, проваливаясь до колен.
Благо, ветер был попутный и мы рванули от мошки в залив. Солнышко радовало теплом и появилась возможность позагорать на палубе. Пока на красном "сибкате" настраивали работу с парусами, наша команда наслаждалась закатом с грозовой тучей вдалеке. Фото без фильтров, завораживает. Через час дунуло от тучи, убрали стаксель, на гроте решил рифы не брать, команда была еще не отработана. Набил оттяжку гика до звона, грот стал плоским, курс взял острее к ветру и полетели. Летели до первой мели, ибо противоположный берег залива Николая оказался с длинными далеко уходящими в море мелями.
Встать на ночевку в хорошем месте оказалось задачей непростой. Подойти к берегу с ручьем невозможно, мелко и ручьи ушли в камни. Стемнело стемительно, место стоянки так и небыло найдено. К темноте добавился густой туман, ходовые огни на мачте обозначали только флагманский кат. Палубное освещение в тумане только ослепляло. Шли повдоль берега, ориентируясь на GPS и компас. Неожиданно в тумане пошли айсберги, шокировало, ведь пару часов как мы загорали под жарким солнцем.
Решили выходить на берег и вставать как получится. Сойдя на берег, Андрей Степаныч пошел в разведку и вскоре сообщил, что ближе к выходу из залива есть зимушка. Проводя катамараны между движущимися навстречу айсбергами и берегом, мы к 23 часам добрались до стоянки. Я решил ночевать на катамаране в штормовой палатке, ставить лагерь сил уже не было. Сварили чай и кипяток для лапши, наскоро перекусив, упали спать.
Первая ночевка на воде была волнительной. Привязав один конец швартовой веревки к валуну на берегу, отошел на катамаране подальше в залив, насколько позволили 50 м якорного конца, с носа забросил как можно дальше в море якорь. Таким образом обезопасив себя от медведей и прочей воющей страшным криком "Чубокабры". Шум ломающихся айсбергов и мерное покачивание лодки плюс усталость, навеяли сон.
Очнулся от ощущения, что что-то не так. Вылез из штормовой палатки и удивился, что кат стоит на берегу, а из воды уже виднеется якорь. Пошел дождь, а я сообразил, что отлив настолько большой, что осушил лодку стоящую в проливе в 50 м от берега. Забрался обратно в сухую и теплую палатку от #Сплав350, спокойно почивал дальше.
Утро порадовало июньским солнышком. Взяв ружье и снасти, прошелся по берегу. После 5 заброса, на желтый блюфокс 3 номер взял первую кунжу. Очень быстрая рыба, вести снасть нужно чуть быстрее и делать зигзагообразные подьемы. За 20 минут прогулки, ведерный кан оказался полным, даже 2 килограмовый трофейный экземляр пришлось нести в руках. Обед и завтрак наловил. Нерпы "Ларго" все время провожали меня по берегу, временами подныривая за воблером.
Отлив утащил айсберги в открытое море, но близился прилив и лед возвращался. Решили пойти в разведку на флагмане "Быстрый", предварительно разгрузив его. Вышли в хороший бейдевинд, и через 15 мин. уперлись в ледяные поля. Лавировка становилась с каждой минутой опасней. Айсберги при прикосновении трескались и переворачивались. В какой-то момент увидел что впереди прохода нет, а поля за нами смыкаются. Дал команду убрать паруса и спустил мотор. Мотор не подвел, но кат по инерции вынесло на айсберг, раздался треск.... Команда отработала четко, упершись веслами в лед, оттолкнулись, развернулись и пошли в густом тумане к открывающейся щели в поле льда. Адреналин зашкаливал.
Понимание, что выйти на лед невозможно и жизни в воде с температурой 5 градусов всего минут 5, требовало капитанского рому, который был незамедлительно представлен. Шли бакштагом назад и наслаждались музыкой из JbL колонки "Белеет мой парус такой одинокий". На берегу нас с нетерпением ждали друзья.
День 4. Шторм переждали на озере Мухтеля. Сходили на парусах в одноименную речку, насколько позволили габариты катамарана. В верховьях реки ловится молодая красноперка и кунжа. По случаю дневки устроили баню на стоянке с ручьем.
Ночью сработала сигналка на дальнем катамаране, схватил ружье и метнулся осмотреть. Боялся что медведь почуял запах рыбы с дневной рыбалки с ката, и может порвать надувные корпуса наших судов. Вовремя спугнул, световые сигналки проводили зад мишки в кустах. Только уснул в палатке, как слышу с другой стороны табора грохот жестянки, видно мишка обошел вокруг. Очень не хотелось будить друзей выстрелами, и пугать ночным гостем.
Обошел лагерь, поправил световые сигналки, натянул дополнительно веревку с консервными банками. Утром Андрей Степанович возвращаясь с горшка увидал нашего назойливого гостя, позвал всех на фотосессию. Тут миша позировать отказался и показав всем толстый зад, свалил в тайгу. А мы, выйдя по протоке Си в открытое море, пошли на Онгочан.
Там нас посреди базы ждал мишка потолще, но гораздо трусливей. База Онгочан была еще закрыта, созвонившись по спутнику с хозяином, мы получили разрешение остановится на ночевку. Великолепный закат на фоне многокилометрового завала по побережью, вековыми деревьями прекрасен. Под такой романтик была открыта бутылочка шампанского, из праздничных запасов и мы с великим удовольствием проводили закат, под песни у костра.
Онгачан наутро встретил нас дождем и туманом. Сходили на озеро, оказалось болотистым и без лодки рыбачить неудобно, зато ловится мелкая кунжа в протоке к морю. Собравшись капитанами, приняли решение идти одним катамараном на Шантарские острова, до острова Беличий, в седловину, через пролив Опасный.
Запросили погоду по спутнику, нам дали "окно" до 14 часов, позже будет сильный ветер. Взяв только самое необходимое и небольшой запас провизии и воды, вышли на флагмане "Быстрый" пораньше утром. Течение при пересечении пролива сильно уносило в сторону от Беличьего к заливу Академии. Подходя к южной оконечности острова, обратил внимание что течение и порывистый ветер дует из пролива Опасный и усиливается. Понимаю, что идти навстречу стихии и без запаса времени очень рискованно, задумался лечь в обратный курс. Но пять человек на борту в предвкушении ступить на Шантарские острова меня не поймут. Все в нервном возбуждении, вот сейчас сбудется мечта, эти загадочные острова будут осязаемы, а я им про опасности...
Принимаю непростое решение, вопреки договоренности с капитанами, уйти под защиту от ветров и течения под южную часть острова и обойти остров с противоположной стороны от пролива Опасный. Прикинул, что на обратном пути ветер и течении в этом проливе будут попутными и позволят выйти к назначенному времени. Наш измененный маршрут доложить на берег возможности не было, связь отсутствовала.
Обогнув справа остров, мы оказалисьв солнечном тепле с попутным ровным ветерком, жизнь заиграла красками. Подошли на парусах к длинному красивому пляжу с выброшеным приливом коряжистым деревом и пришвартовались к нему. С восторгом ступили на шантарский архипелаг. Накололи льда от айсберга неподалеку и выпили за прибытие. Гештальт закрыт, ставим жирную галку. По случаю искупались в ледяной воде и немного позагорав вышли дальше.
Вышли с острова Беличий, слегка зацепив защитой мотора риф, и это на приличном отдалении от берега. Поставили все паруса и полетели к перешейку острова. Неожиданно, с низины через остров, налетел шквал. Рефлекторно сбросил шкот генакера и грота. Генакер остался наполненным ветром и начал валить кат. Наша сборная команда с трех катов, 4 человека пытаются поймать вырывающийся парус, нагрузив без того заваливающийся кат, на нос. Кричу все ко мне, и пытаюсь удержать руль и откренивать одновременно.
Ветер воет и меня из-за хлопания паруса никто не слышит. Кажется что сейчас опрокинет. На наше счастье, порыв ветра слег. Кат выровнялся и удалось присмирить генакер. Мне показалось, что кто-то удерживал шкот, желая им свернуть генакер, и именно это не давало ему сбросить ветер. Пошли под мотором. Через несколько минут мотор заглох. Ремонт на воде и затем на берегу немного затянулся. Пора было возвращатся, на Онгачан, до обещанного сильного ветра.
Возвращаться с Беличьего после ремонта мотора нужно было немедленно, начинало дуть холодным, пронизывающем ветром с обрывками тумана. На всех парах выскакиваем из-за южного мыса острова и вижу несущиеся наперез нашему курсу на Онгачан, сплошные ледяные поля. Скорость приливных течений здесь очень велика, путь домой нам стремительно закрывался. Стало очень тревожно, вернутся назад на остров, ждать конца прилива, но ветер как по прогнозу, только усиливается. Принял решение идти вперед, пробиваться через льды. Связи нет, туман. Подошли к ледяным полям, и взяв курс по краю льдов, стал искать проходы между льдин. Так продвигаясь вместе с ледяной массой в сторону залива Академии, мы двигались по лабиринту. "Бегущие в лабиринте" отдыхают.
Прошел час или может два, казалось что вечность. Вырвались из ледяного плена намного южнее Онгачана. Шли вдоль побережья, нас провожал небольшой медвеженок, выше на склоне было слышно медведицу. На базе Онгачан нас с волнением уже давно ждали капитаны...
После похода на Шантарские острова, затопили баню на базе Онгачан. Душевно попарились и занырнули в речку. Вечером песни у костра и закат.... Шум китов в темноте и шопот волн. Лучшие виды с обзорной тропы, на бухту Онгачан.
Все фотографии с похода по Охотскому морю 2021 г. можно увидеть на яндекс диске.