Категория сложности III с элементами 4. Максимальное удаление от берега 40 км. Максимальный переход 45 км. Метеоусловия благоприятные. Штормовых дней 0.
Даты проведения: 09.07.2022 – 20.07.2022
09.07.2022 cтарт из г. Химки МО
10.07.2022 cтапель посёлок Рабочеостровск
10-19.07 ходовые дни
19.07.2022 антистапель посёлок Рабочеостровск
20.07.2022 отъезд обратно в Химки МО.
п. Рабочеостровск - острова Кузова – о. Большой Соловецкий – о. Тaпaруха – о. Чернецкий – губ. Поньгома – п. Рабочеостровск. Протяженность 180-200 км.
Состав участников | ||
Катамаран John Silver тип: Верфь Успенских 13 м2. Год постройки 2007.
|
Катамаран Riviera тип: Тайфун Тритон 13 м2. Год постройки 2012.
|
Группа регистрировалась в МЧС на сайте https://10.mchs.gov.ru/ раздел регистрация туристических групп. На маршруте 1 раз в день на связь выходил ПСО г. Кемь в чьей юрисдикции мы находились. Сообщали прогноз погоды.
Топор, бензопила, лодочный мотор на катамаране Тайфун (Carver 3.5 «газонокосилка»), 3 палатки, тент 4х5, спасжилеты по количеству участников, бинокль, 2 радиостанции, 2 солнечные батареи, пауэрбанки.
Навигация: 2 GPS навигатора Garmin, компАс и карты 1:200000. Карта течений.
Ранним утром прибыли в п. Рабочеостровск, начали сборку катамаранов. Стапель на мысу около пересыльного пункта. К обеду закончили сборку. Отогнали авто на охраняемую стоянку, пополнили запасы питьевой воды и пива, осмотрели поселок. Купили у местного рыбака камбалу и другую морскую рыбу. Дождались прилива, сбросили каты, загрузили шмурдяк и с приливом ушли на ближайший остров Як, подальше от населенки. Нашли прекрасную бухту, стали лагерем, отдыхали, жарили и ели рыбу. Шли на моторе в связке.
Пройдено на моторе 2 км.
Подъем проспали, завтрак сборка лагеря, отходим, догоняя отлив. Курс на о. Немецкий Кузов. Погода хорошая +16 ветер ЮВ 6 м/с.
В шхерах, проходя протоками между островов наткнулись на странное явление. Короткая битая волна, вспененная вода. Решили, что может место встречи потоков отливного течения и ветровой волны. Жутко, непривычно, удивительно.
Почти всю дистанцию прошли под парусами, шли на 1 полке рифов, сыкотно еще, не знакомая акватория, привыкаем, втягиваемся. Только на входе в пролив между о. Немецкий Кузов и о. Русский Кузов спустили паруса, пошли в связке под мотором. В проливе узко и встречный ветер, лавировать на груженых катамаранах не хотелось. Встали на стоянке в бухте, рядом стояли еще туристы, которых видимо, привозят на моторках с берега. Есть источник питьевой воды, оборудованные туалеты. Сам архипелаг является заказником, гуглиться, что открыт для посещения не круглый год, стоянки разрешены только в отведенных местах, есть карта и вроде как смотритель. По факту на стоянках есть народ, туалеты так себе, домик смотрителя пуст, никто ни о чем не спрашивает. На Русском Кузове к вечеру встал на стоянку катамаран, в бинокль угадывался Сибкат. К слову в запрещенном месте, никто его не гонял.
После чалки разбили лагерь, перекусили, и решили осмотреть остров и сваливать на следующее утро. Так как близкое соседство с нами в палаточном городке, раздражало местное население нашим вечерним чаепитием и рок концертом под гитару.
Остров красив. От лагеря вела тропка вдоль берега по восточному берегу, постепенно поднимаясь все выше на самую высокую точку острова. Рекомендуется к осмотру. Лисовин похоже где-то учился позировать :). С вершины открываются виды на весь архипелаг, в ясную погоду можно разглядеть Соловецкие острова.
Ужин, отбой.
Пройдено за день 40 км. Парус 37, мотор 3, Пешком 7км.
Ранний подъем, завтрак, сбор лагеря, выход с отливом на Соловецкий архипелаг. Погода хорошая +18 ветер Ю 5 м/ с.
Идем на полных парусах, страхуем друг друга, далеко не расходимся.
Волны почти нет, каты идут легко и уверено. На о. Большой Топ, с маяком делаем остановку, размять ноги, перекусить, заправить баки ядерным топливом. При подходе к острову замечаем группу ластоногих, греющихся в лучах солнца на лежбищах.
После перекуса, раздуло посильнее, берем рифы и дальше на Соловки. При подходе к острову у нас были разведданные о местах стоянок. Выбираем одну из на проверку, она оказывается свободной. Решаем оставаться здесь. Залив и местечко называется «толстяки», тихая мелководная бухточка, осушается в отлив, тут же была самая теплая вода в море за весь поход, много купались. В нескольких километрах на запад от поселка, по проселочной дороге. Место для нас удобное, населенки и других туристов нет, в то же время до поселка близко, мы собирались на осмотр. Разбили лагерь, ужин, отбой.
Пройдено за день 30 км под парусом.
Утро, Погода +16 ясно. После завтрака отправляемся в поселок на осмотр достопримечательностей. Осмотрели Морской музей, Соловецкий кремль, пообедали в кафе, там же спросили и наняли газель для доставки нас на Секирную гору. Недешево, однако, но пешком бы мы не успели. В поселке пополнили запасы питьевой воды. Очень много интересного рассказала водительница газели, прям экскурсовод. Рассказала о том, как устроена жизнь на острове, об отношении местного населения к РПЦ и патриарху.
Пройдено за день 30км. Газель 20 км, пешком 10 км.
Погода +16 утром гроза, после обеда ясно. Ветер ЮВ 5м/с.
Утром при сборке лагеря, пошел ливень. Погрузку катамаранов остановили, укрылись под тентом. Ждем окончания дождя. К 12 дождь стих, но отлив в самом разгаре. Пришлось оттаскивать каты на середину залива и грузить вещи уже там. Натаскались, промокли. Вышли с Соловков под мотором, после грозы был штиль и сильный туман, видимость метров 100-150. Пошли в связке. Через час туман развеялся, подул ветерок и мы пошли курсом на о. Топоруха. Встали на Восточном берегу острова в бухте укрытой от ветра, хорошая оборудованная стоянка, очаг, стол, лавки. Прогулялись по острову, нашли еще одну стоянку на восточной стороне. Сушили вещи.
На переходе видели белух, с самого близкого расстояния.
Так как Ветер был слабенький, пошли в связке из 2х катов. Оставив одного вахтенного рулевого. Остальной экипаж чилил на палубе как мог :), пардоньте, сушил вещи.
Пройдено за день 35 км. Под парусом 30, под мотором 5.
Погода: похолодало до +12, ветер сменился на СВ 5 м/с. переменная облачность.
Старт, выход с приливом, курс на север, северо-запад, вдоль коренного берега. Хотели дойти до о. Чернецкий и дошли. Зашли в глубокий залив с восточной стороны, по описанию в заливе была рыбацкая хижина. Так и оказалась, хижина была обитаема, жильцов не было. Встали лагерем на противоположно берегу залива. Вечером собрали мидий и приготовили, очень вкусно рекомендую. На следующее утро увидели лодку поблизости, это оказались хозяева хижины, приехали собирать морошку на остров. Семейная пара в годах и собака из Кеми. Подошли к нашему лагерю, познакомились, пообщались.
Проспали отлив и не успели собраться. В отлив весь залив осушает, а дно илистое, оттащить каты до воды нереально, пришлось ждать вечернего прилива и выходить дальше на север.
Пройдено за день 30км, все под парусом.
Отлив проспали, пришлось ждать вечера и выходить с вечерним приливом. Погода испортилась, +14, ветер СВ 3м/с.
К вечеру ветер совсем скис, пошел дождь, постоянно нагоняла гроза. Пошли дальше на север. Поначалу шли на парусе, потом скинули паруса и пошли под мотором. Встали на стоянку на выходе из губы реки Поньгома. На правом берегу от русла. Сильно углубляться не стали и правильно. Дальше начиналась полоса берега доступная автотуристам-рыбакам и далее сам поселок.
Пройдено за день 25 км, под парусом 15км, под мотором 10км.
17.07.21 Погода +12, Ветер С 4-5м/с. Переменная облачность.
План похода предполагал дойти до о. Олений, еще севернее на 50 км. Но график движения не позволял уйти еще дальше от точки возврата, т.к. оставалось 2 дня похода. Хотя мы читали в описаниях, как схожие катамараны делали переход с о. Олений на Соловки в один заход, а это почти 80 км по открытой воде, мы не рискнули уходить дальше. А нам при таком маршруте, предполагалось уйти еще севернее против ветра на 50 км, а в крайний день похода пройти дистанции равную почти 100 км. Группа приняла решение остаться на дневку, и на следующий день уходить в п. Рабочеостровск на антистапель. Стоянка была живописной, укрывала нас от холодного северного ветра.
Приняв утром стратегические решения, группа разделилась. Часть команды осталась в лагере, вторая на одном катамаране отправилась в п. Паньгома, пополнить запасы пресной води и пива. Пива в поселке нет, как и сельпо. Пополнив запасы воды, вернулись в лагерь, попутно попытавшись половить рыбу, безрезультатно. Гуляли по берегу, нашли в прибрежной плите выдолбленные или высверленные отверстия в одну линию. Так и не поняли, что это и для чего, но вряд ли это природное. В самом поселке встретили несколько групп сплавных туристов, на байдарках и катамаранах. Речка Поньгома легко доступна и представляет неплохой спортивный интерес для туристов водников.
Пройдено за день 15 км. Под парусом 10 км, пешком 5 км.
Ранний подъем, выход с приловом на Юг, в направлении п. Рабочеостровск.
Погода +13, ветер СВ 3-5м/с ясно-переменная облачность.
Из губы выходили на полных парусах, но как только вышли на открытую воду взяли рифы, надувало волну, пошли почти в бейд на Юг. Дистанция предполагала 50 км переход за один день, что было расчетной дистанцией для наших экипажей. К вечеру ветер стих, мотор в конец отказался заводиться, но мы дошли до п. Рабочеостровск на морально волевых, сделав 2 санитарные остановки на остовах по пути. Приступили к разборке катамаранов, упаковке вещей. Переночевали и утром отправились домой.
Пройдено под парусом 48 км.
При подговке к походу на Белое море учитывались следующие факторы.
Только один из участников похода раньше бывал на Белом море в составе сплавной группы туристов.
Изучено несколько отчетов за прошлые года, о походах в этой акватории, на судах схожего типа.
Все рулевые имеют значительный опыт хождения под парусом. 6+, 14+ лет. Регулярные тренеровочные выходы на Иваньковском вдхр. Несколько успешных пройденных походов по акватории Ладожкого и Онежского озер. Обладают необходимыми навыками и умениям для прохождения всей дистанции, освоили в полной мере свои суда.
Суда для походов в исправном состоянии, проведен осмотр, устранены недочеты и проведене предпоходное ТО.
Группа имеет в распоряжении все необходимое для похода:
Групповое и индивидуальное снаряжение, технические средства связи и навигации, проработан маршрут, с учетом технических сложностей, достопримечательностей, точек аварийного выхода с маршрута.
Маршрут:
Группа обсуждала 2 маршрута на выбор. Предпологался либо кольцевой маршрут с точкой старта и финиша в одном месте (Кемь - Кемь) , либо линейный маршрут с заброской к точке стапеля и возвратом к автомобилям в другом месте (Чупа – Кемь или наоборот). Важной точкой маршрута было посещение Соловецких островов. При обсуждении очевидных плюсов и минусов каждого маршрута, группа выбрала кольцевой маршрут со стапелем в п. Рабочеостровск. Факторы, которые повлияли на это: незнание акватории и ветро-волновой обстановки (все участники были в этом районе Белого моря впервые), протяженность маршрута и ограниченность 10 днями, близость цивилизации и большее количество аварийных точек схода на маршруте. По итогам похода, группе под силу был любой маршрут уложившийся в 10 дней.
Заявленный группой маршрут был практически полностью пройден. Группа не дошла до о. Олений, в виду ограничений по времени. Все остальные ключевые точки дистанции пройдены. Осмотрены все достопримечательности на маршруте. Группа развила навыки управления парусными катамаранами в условиях открытого моря на длительных переходах. Освоила новые навыки, взаимную страховку, справилась со сложностями и ограничениями, такими как ограниченный запас пресной воды, приливы, отливы, морские течения, орентирование в незнакомой местности.
Рекомендации для участников:
В материально-технической составляющей у группы был выбор между 2 ПЛМ: HDX 9,8 и Carver 3,5 (газонокосилка). Выбор был сделан в пользу второго, так как мотор предпологалось использовать в качестве вспомогательного, первый был тяжелый для транца Тайфуна. Мотор был взят в аренду у знакомого, но перед поездкой прошел ТО и не вызывал нареканий. К сожалению надежность этого мотора оказалась не на высоте. Если в начале похода мотор работал исправно, то к концу похода отказал совсем.
Поддержание дисциплины. Некоторая несобранность и перерасход ядерного топлива привели к тому, что группа пропустила период прилива на о. Чернецкий и была вынуждена ждать 12-часовой цикл прилива, в результате чего потеряла высокий темп движения на маршруте, но укрепила боевой дух и слаженность коллектива.
На эти закаты можно смотреть вечно.