Что нового на борту

Литий -железо-фосфатный аккумулятор

С аккумуляторным хозяйством за годы лодковладения образовалась своя история. При покупке осенью 2011-го на лодке стоял изрядно попользованный автомобильный аккумулятор Varta, который следующей весной был заменен на купленный в Москве "морской" на 100 Ач. Увы, то ли осетрина была уже не первой свежести, то ли из-за недозарядов на второй-третий год стало заметно, что подсаживается он рановато и заряд держит не лучше старого. Который тем временем вполне еще служил на даче, по 2-3 часа питая маленький инвертор, когда отключали свет. В утиль он попал только в прошлом, 21-м году!

Затем, году в 14-м, в сарае для опасных отходов на стоянке в Порвоо был обнаружен на вид новенький автомобильный аккумулятор Bosh. Он был заряжен, поставлен в машину и разряжен через фары, продержавшись несколько часов, после чего занял на лодке второе вакантное место. Но реинкарнация была недолгой, пара сезонов. Увидев, что больше чем 10-15 Ач Бош набирать не хочет, поменял на купленный в Висбю по какой-то акции Excide 80 Ач. Подключал батареи то вместе, то по очереди, но... как, друзья, вы не садитесь...

Постоянный неполный заряд, долгий перерыв с осени до следующего лета и только редкие полные зарядки от сети с десульфатацией – в общем, при номинале двух батарей 180 Ач в 2019 г. в них вместе держалось хорошо если 40 Ач.

Уже познакомившись с LiFePO4 теоретически и обнаружив, что цены на литиевые ячейки заметно упали, купил на Алиэкспрессе четыре ячейки и BMS, а в хозмаге - пластиковую коробку и автомат на 16А. Все это было соединено, и получился аккумулятор:

Заряжать лифер можно до 13,6 В, но нельзя оставлять поддерживающий заряд, который на том или ином уровне напряжения выдают контроллеры для свинца. Специального ЗУ и контроллера солнечной панели для лития у меня нет, так что контролирую напряжение сам: монитор потребления всегда показывает напряжение на шине, а когда надо — есть более точный тестер и провод к контактам непосредственно на батарее. Excide удалось оживить примерно до 30 Ач, теперь он несет дачную службу.

Globalsim

Эта сим-карта здорово облегчила жизнь: прием прогнозов (mobile GRIB), почта, WhatsApp (пару раз даже разговоры), OnCourse (см. ниже). Всего 1 цент за Мб, тарификация по 100 Кб. Видео я не смотрел да и на сайты почти не заходил, глаза бы на рекламу не глядели — если бы хоть только картинки, ведь самовольно запускается и видео. В таком режиме за плавание ушло всего несколько баксов (счет надо пополнять не менее чем на 5$ в год, иначе пропадет).

А вот для SMS эту сим-карту лучше не применять. Отправка проходит нормально, но вот в Швеции обратное сообщение от Ирвинда доползло до меня через полдня, когда указанное время встречи давно прошло. Был и еще раз случай задержки. Билайн срабатывал нормально.

OnCourse

Приложение Marinetraffic для смартфонов, показывающее на сайте вашу позицию. При регистрации дают свой "внутренний" MMSI — без лицензий и всякой бюрократии, онлайн, бесплатно! У меня 912300512. Все работает! За время более нескольких последних дней данные не покажут (для этого нужна платная подписка, и у приложения есть Pro версия с дополнительными возможностями), но достаточно и того что есть — те, кому интересно где вы, могут это видеть, достаточно раз-другой за день запускать приложение. Естественно, если вы находитесь в зоне доступа мобильного интернета.


А вот насчет Using Engine — враки! Знают ведь, что Sailing Vessel, но наверное считается, что без мотора все равно не едет. :)

Интересно, что приложение в некоторой степени дает функциональность АИС: показывает соседние суда и их векторы, даже аларм играет. Ясно, что полагаться на приложение в целях безопасности как на оперативный АИС "живьем" нельзя, но любопытно. Мне пришлось аларм почти сразу отключить, так как теперь транспондеры стоят на многих катерах и яхтах, и на фарватерах аларм сигналил непрерывно, уверяя, что есть опасность столкновения. Возможности отфильтровать сигналы судов классов А и В не нашел.

Panasonic DMC-FZ300

Фотоаппарат был куплен в качестве основного после похода 19 г., тогда были большие планы на следующий сезон. Очень хотелось ультразум. Снимал я им мало, цветочки на даче, две регаты. И пока так толком и не освоил.

Телеобъектив отличный (зум до эквивалента 600 мм), и режим фото 4К тоже — получается серия снимков с фазами движения, и вообще все фишки и удобства. Но что нужно для управления фотоаппаратом? Ровно то, что было на Зенитах и даже Смене-2: выдержка, диафрагма, наводка на резкость, спуск. Если счастливый обладатель трансфокатора, еще зум. Все! Пленку теперь не надо перематывать и затвор взводить. А тут... одних режимов фокусировки штук пять (и ручной, который нужен), колесиков которые можно крутить тоже, еще какие-то функциональные кнопки которые можно переназначать и т.д. и т.п. Ей-богу, компьютер проще. Пока вспомнишь, что чем управляет, да наведешь, момент для съемки тю-тю.

На этот раз дал маху с режимом HDR, который как-то включил, полазив по меню, да и забыл. Потом уж обратил внимание, что камера "щелкает" дважды. По идее режим полезный, из двух снимков с разной экспозицией "собирается" один, на котором проработаны, например, и облака на небе, и темные объекты на земле. Но это действительно два разных кадра, причем сохраняется только результат их обработки. Поэтому пользоваться HDR нельзя, если объект или камера движется, и особенно в "телевиковом" положении зума.

Пример испорченного "с помощью" HDR кадра:


Обратите внимание: берег и объекты на нем двоятся.

Эх-ма, лучше бы брекетинг включил, пленку-то экономить не надо, а облачка вставить и в фотошопе можно.

Снимал и этой навороченной камерой, и (больше) водоупорным Nikon AW 120, который всегда под рукой, а то и смартфоном. Для отчета на сайт, да еще когда JPEG-гайки закручиваешь — один черт. Нет, ультразум это конечно супер, это не зря. Еще выносной микрофон с ветрозащитой нужная вещь для видео, с телефона и AW одно хрюканье слышно, если ветер дует.

Назад