Пропали 2020, 2021... не так уж их в избытке. Среди друзей и знакомых есть и те, кому не осталось ничего...
Мы прошли болезную напасть более-менее благополучно, хотя ущерб силенкам и бодрости понесли. Но только дела наши собственные и общемировые стали поправляться, как грянули украинские события. Возможность попасть на лодку и выйти в море снова оказалась под большим вопросом, да и до того ли?... Тоска, однако, стала заедать всерьез. Как сказал Попугай, которого не пускали в Израиль (анекдот времен СССР) : — Хоть чучелом, хоть тушкой!
Финляндия продлевает ковидный запрет на въезд до 30-го июня, но высадка пассажиров с прибывающих из ЕС круизных судов разрешена без ограничений (с информацией помогают сайты raja.fi, schengenvisainfo.com, forum.awd.ru).
Из России выезд разрешен только в Белоруссию, и даже не слышно, когда же откроют другие границы для граждан без "особо уважительных причин". Но cреди шенгенских стран, уже отменивших ковидобесие — Латвия. А Эстония хоть ограничения и не отменила, но контроль на границе с Латвией сняла и для транзитных путешественников тесты, сертификаты или карантин не требует.
Как там было у Высоцкого... — Но помню: кони ходят буквой Г.
Нарисовался план хода конем: Белоруссия - Латвия - Эстония - паром в Хельсинки. Послал запрос финским погранцам:
Dear sir or madam, clear my doubt, please. As i see, enter restrictions for third countries are extended again. But there is instruction at https://raja.fi/en/guidelines-for-border-traffic-during-pandemic#cruise-ship-traffic "Disembarkation for passengers arriving on cruise ships from EU or Schengen countries is allowed without entry restrictions." I have Russian citizenship and think come to Finland transiting Estonia, by ferry from EU (Tallin - Helsinki). Will I be allowed to entry? If need, is it possible to be covid-tested for this after arriving?
Тут же сработал автоответчик: извините, писем слишком много, изучайте наш сайт. Еще недельку потерпел: может, сэры или мадамы скажут что-нибудь? Увы. Раз так, будем считать, что молчание — знак согласия. Тем временем обнаружилась еще одна засада: оплата билетов на паром в Таллине или порту Мууга производится только с банковских карт... которые к тому времени тю-тю из-за санкций. Но служба поддержки клиентов Viking Line обнадежила: перед отправлением парома в терминале А можно купить билет и за наличные.
Утром во вторник 14-го июня стартовал и 16-го был у лодочки.
Дорога М9, свернуть на Себеж и дальше на юг через заповедник в Белоруссию. Там в сторону Верхнедвинска и на запад на МАПП Григоровщина / Патарниеки. Если кто поедет этим путем — сворачивайте на Себеж заранее, на дорогу 5ВК-553, указатель есть. Я хотел подольше проехать по М9 и потом свернуть под прямым углом к Себежу, но это оказалось ошибкой. Попал...
На этом участке М9 чинят, причем совершенно по-хамски: разрушили до основания, а потом... до потома в июне было далеко. Реверсивое движение по одной полосе, состояние которой почти непроезжее: сплошные ямины. И таких участков несколько подряд! Набрав после светофора на реверсе 30 км/ч, тут же пришлось остановиться и подождать несколько секунд, пока дворники очистят стекло от потока грязи из ямы. Хорошо хоть шел дождь, который постепенно кое-как помыл машину. Дорога к Себежу 5ВК-557 тоже довольно разбитая, но все-таки дорога. А мельком увиденный Себеж понравился. Погода дрянь, домишки... но городок лежит между большими озерами, лесные берега за дождем, простор хмурой воды как часть городсого пейзажа. Атмосферное место. Дальше на юг — грунтовка со стиральной доской.
Первая граница: будочка, шлагбаум. Посмотрели паспорт и стс, и можно ехать дальше. В Беларуси буковки на указателях появляются необычные и дорога получше, везде какой-никакой афальт. Заправлялся еще на М9 до полного, взяв в большую и маленькую канистры еще 14 л, чтобы залиться перед Латвией. Вывозить как обычно 10 л бензина в канистре теперь запрещено, дурацкие санкции. На примерно 120 км пути от заправки эти 14 л все и ушли, такая дорога.
Граница с Латвией.
Дорога уже издалка превратилась в сплошную стоянку фур. Ближе к границе слева заправка и стоянка фур, туда надо свернуть и подъехать к зданию (магазинчик и пр.) в котором с краю окошко, где записывают в "электронную очередь" на границу. И говорят: стойте тут рядом, подойдет человек и скажет, когда можно ехать. Время где-то 20:30.
Стоял с десяток легковых машин, в основном с латвийскими номерами. Движения никакого. Стоял, дремал... около часа ночи таки подошел мужик и сказал, что можно ехать. Стало понятно, почему такие темпы: запускают партию в несолько машин, а там и с белорусской стороны и у латышей работает по полтора человека, и особо не спешат. Никаких придирок, но волокита. Еще видимо и на какую-то ночную пересменку попал. И там и там выдают "обходной листок" куда ставят всякие штампы.
У белорусов берут плату за выезд: надо пойти в здание оплатить 33 белрубля, можно с нашей карты МИР.
Латыши всем выдают декларации, где надо указать сколько везешь курева, алкоголия всех видов и даже емкость бака. Собственно осмотр машины с обеих сторон был беглый, разве что убедиться, что в ней никто больше не спрятан. А вот VIN на бирке сверяли, и даже спросили нет ли еще отштампованного на кузове.
Была у меня и "собачка на картине" в виде пакета с остатками дачного салата, зеленого лучка и редиски. Таможня велела выбросить (редиску по пути к бачку припрятал в карман). Канистры потрясли, проверили что пусто. И все.
Зато документы изучали тщательно, с какими-то приспособлениями, самого просили в камеру смотреть и пальчики катали. Спросили зеленую карту и страховку на здоровье. Про никогда ранее не нужную диагностическую карту не могу сказать: специально не спрашивали, но я ее сделал перед поездкой, почитав страшилок на форуме Винского. Листок лежал вместе с зеленой картой. То ли обратили внимание, то ли нет.
Слава богу, душещипательного собеседования с распиской против специальной хирургии в моем случае не было. На форуме Винского есть целая тема по этому поводу, описана история когда семье аннулировали визы (!!!) — видимо, за возмущение. Но упоминаний о войне или ковиде не случилось, все было доброжелательно, только медленно.
Первый каюк электронной навигацииС утра решил вставить в смартфон вторую, "заграничную" симку Globalsim. Нет чтобы сделать это заранее в спокойной обстановке за столом и просто не включать вторую симку. Но в инструкции было сказано: поставьте симку, только выехав из РФ. Вот и поставил... А микро-SD карта при этом вывалилась из планочки и исчезла где-то под сиденьем. Руки-крюки. Поискал — бесполезно, как корова языком слизнула. А на ней была заранее скачанная карта Латвии. Дорог и вариантов пути много, без карты перед глазами легко накатать лишку. Был конечно и ноутбук с SAS планетой, но — неудобно. Тратить глобалсимский интернет не стал, поехал прямо до Краславы, и проблема решилась на первой же заправке, где оказался Wifi. А потерянная картишка нашлась потом, когда все барахло из салона машины было выгружено. |
В Латвии оказался с рассветом, около 4 утра. Через несколько километров попалась стоянка у озера, где соснул часа три и покатил дальше. Тут глаз уже радуется: дороги и домики аккуратные, поля ухоженные, а не заросшие кустами и бурьяном. У нас в средней полосе, где простые деревни а не коттеджи, частенько вид — как Мамай прошел, да так с тех пор и...
По всей дороге от Твери на Ржев и дальше на запад считай у каждой деревни указатель на братскую могилу. Надписи: "Здесь погибла такая-то дивизия," больше 8000 человек. ..."Здесь погибла такая-то АРМИЯ..." больше 28000...
Все равно обидно. Война давно прошла. Что ли уже в генах сидит — не стараться держать в порядке и красоте землю, что тебя окружает? Не Мамай с Гитлером, так свои отберут или обгадят, украдут, сожгут по злобе и зависти... Можно еще порассуждать о протестанской и православной этике, но это уж совсем отвлеченная и оффтопная философия.
...По пути проехал через городок Смилтене, где долгие годы летом жили на даче родители, и мы бывали там несколько раз. Встретил дочь тех хозяев дома; не сразу, но узнали друг друга. Теперь у нее самой растут внуки. Ностальгическая встреча получилась. Как будто вот-вот покажутся на дороге из леса или спустятся по знакомой лесенке отец и мать...
1977 - 2022
А там уже недалеко городок, который с латвийской стороны называется Валка, а с эстонской Валга. Направо на Rigas iela, вот и Raja — Пограничная улица (яндекс переводит как... улица Рая )
Границы как таковой не видно, но вокруг уже Эстония. Вторая ночевка за 150 км до Таллина, в 5 утра уже там. Перед портом запутался в поворотах, под конец навигатор скорее помешал чем помог — пока косил на него глазом, свернул явно не туда. К счастью, на улицах еще ни одной машины, ни одного человека. Черт знает где и как развернулся, заехав колесом на газончик. Наконец встал у терминала А на парковке "Kiss and sail", больше и негде: только для автобусов. Паром Викинг лайн в 7. Везде плакатики с перечеркнутыми банкнотами: оплата только картами! Еле дождался открытия касс в 5:40, спрашиваю — как быть, мне говорили что можно и наличкой?
— Поезжайте прямо на check-in, там можно. Будочка перед шлагбаумом. Посмотрели паспорт, за машину и мою тушку 52 евро, шлагбаум поднят... Уфф.
Осталcя последний рубеж: высадка. Дуть в трубочку всех водил не заставляют, как бывало. Возможно, потому, что рейс утренний и короткий . На выезде с территории порта микроавтобус пограничников. Меня поманили, остановился. Молодой парень улыбается и говорит по-русски:
— О, такие машины у нас нечасто бывают! Откуда вы едете, куда? Паспорт с визой посмотрел.
— У нас летом погода хорошая, приятно отдохнуть!
Вот и лодочка! Спасибо друзьям, Аки заменил сломавшийся каркас и порванный тент, водрузив наверх мачту; в марине "открыли кредит", разрешив оплатить место, когда смогу добраться. Здесь появились удобства, буквально под носом — больше не надо бегать в кафе. Внутри все в порядке, плесени не видно, только семена березы изрядно замусорили всю лодку и даже попали внутрь через оставленные для вентиляции щели. Подъем-спуск лодок подорожал, 120 евро вместо 100, но это по-божески. Одно топливо теперь чего стоит, ужас! 95-й — 2,55 евро за литр, на морской заправке еще дороже.
Наконец мы на воде. Туманное утро.
До Хельсинки добирался не спеша, с ночевкой. Да и ветер встречный, лавировка.
Но вот и знакомый пролив, Пуотила и Мери-Растила. Владимир (aka Vilje45 на форуме КиЯ) встречает, подъезжая на роскошном сеньор-скутере. Удобная машинка! Позволяет за день побывать везде где нужно, не связываясь с транспортом и не тратя лишних усилий. Скорость до 12 км/ч, запас хода 60 км (2*80 Ач AGM). На ровном месте на своем велике легко обгонял этот аппарат, а вот в горку он взбирался так же бойко, а я пыхтел и отставал. Маловато стало силенок, да и жарища. Только и спасение — еще разок окунуться в воду.
С удовольствием провел тут несколько дней, считай в гостях. Стоял я на месте "Альбертины", тем временем ее надо было готовить к спуску, и Владимир позвал помочь Любе снять тент и каркас. Борис Заболотный ушел в 21-м, в 86. Не хотел прививаться. Дай бог всем так пожить, но может, если бы не был упрям и поберегся...
Все это время то штилело, то дул встречный западный ветер, и наконец, 27 июня он сменился восточным. Можно двигаться дальше.
На этот раз у меня не было заранее определенного маршрута и какой-то "спортивной" цели плавания, ведь сама его возможность была под вопросом. Только бы вырваться! Единственной намеченной точкой захода был Вестервик: еще разок повидать Ирвинда и наконец передать ему экземпляр перевода, вышедшго в Моркниге. Попытка отправить книгу почтой сорвалась — не пропустила таможня, возможно из-за ковидной паники (дело было в самый разгар). Свен по молодости однажды отвез почту из Эдинбурга Семи Морей через пол-океана на Святую Елену. Вот и у меня будет почтовый рейс! Куда конь с копытом, туда и рак с клешней! По пути посмотрю какие-нибудь стоянки для обновления справочника.
А там посмотрим, можно пойти на Готланд и еще куда-нибудь, или завернуть на север в Ботнический залив. По обстановке и как жизнь покажет.
>
На остров Lågskär зашел в который уже раз. Бухта у маяка — удобное место для стоянки перед пересечением Кваркена: до ближайшей группы шведских островов отсюда только 30 км. Но остановиться тут можно только при южных ветрах; в 19-м году нам пришлось при заходе ветра к северу убегать еще ночью. Южнее острова адская мешанина камней и мелей, спрятаться там проблематично. |
Второй каюк электронной навигацииНа подходе к маяку обнаружил, что на карте в GPS куда-то исчезли все детали. Ладно, место знакомое, там разберемся. Разбирательство повергло в уныние: карт BlueChart Atlantic больше нет. Стал вспоминать, как формировать карты с помощью Mapsource, были какие-то особенности с GPSMAP64. Ох, давно было дело... Резервные копии файлов были, так что для начала вытащил из GPS карточку, вставил в адаптер и в ноут. Говорит, сначала надо отформатировать. Ага, щасс. Вытащил, снова вставил. Файлы все на месте, размер правильный. Электроника — наука о контактах и их отсутствии. Намочил палочку для ушей в спирте, протер контакты на карточке и в приборе. Вставил. Закрыл. Включил. Есть карта!!! Аж слезы выступили, а маяк от матюков задрожал. Потом карта пропадала еще раз, но уже был учен: вытащил батарейки (дело было после их замены) и обнаружил, что защелка карточки сдвинута. Руки-крюки. |
Обычно забирался на площадку маяка, но на этот раз не вышло: сломалась одна из петель, дверь перекосило и ее притянули веревками. Зато внизу лежала книга об истории маяка, выше несколько фотографий из нее. Барка на снимке стоит в том же месте, где и Salacia с осадкой 1,2 м может подойти к берегу. На скалах пара больших железных колец, видимо с того времени.
Интересно, оказывается, во время оно именно по этому острову проходила граница Швеции и Российской империи! Когда началась Первая Мировая, русские войска взорвали маяк. Как оказалось, не зря: весной 1918 г. в тумане здесь налетел на скалы, получил сильные повреждения и несколько месяцев просидел на мели немецкий линкор Rheinland. Маяк на краю Аландского моря был необходим, и в 1920 г. финны построили новый.
За прошедший век внутреннее озерцо заросло и стало болотцем, коса тоже заросла кустарником, и только берег бухты из окатанных камешков не изменился.
Между тем ветер был встречным (от WSW до SW) и довольно сильным, до 10 м/с, так что простоял тут в ожидании лишний день. Стоянка была некомфортная, волна при таком ветре в бухту заходила, лодку несколько валяла и ночью что-то где-то брякало. Ушел с маяка 7-го июля, когда ветер притих и должен был смениться. И то пришлось идти по дуге, сначала сильно забирая к северу. Потом ветерок действительно поменялся, а затем и скис. Навигатор стал показывать ожидаемое время прихода около трех ночи, и часа два шел на моторе, впервые за это плавание для движения по маршруту. В итоге подошел к намеченной naturharbor Bredskär на шведской стороне в восемь вечера. Дикий бережок, ни тебе сортира, ни колец на камнях. Но место прикрытое, подход приглубый. И полная тишина. Блаженство.
На следующее утро отправился дальше на юг, по пути зайдя посмотреть и на соседнюю стоянку Styrians hamn. Скальные лбы, лесок. Стоянка на южном берегу небольшого пролива, а северный, видимо, занимают военные: там солидный причал, строение казарменного вида и надпись, что соваться сюда не следует.
Добрался до основного шхерного фарватера; вечером снова заштилело и пришлось часок идти на моторе. Остановился на стоянке Munkhamnen. Тут есть и туалет, и контейнеры для мусора, и столы, и даже вода в колонке. Нет только места для костра (гриля) и запрещено выгуливать собак, такой вот здесь заказник.
Дальше так и шел по фарватеру. Надежно, спокойно, какие только лодки не встречаются. В поле зрения как минимум пяток парусных яхт, а где широкое место, бывает видно и несколько десятков. Только надоедают разводящие волну моторные катера. В слабый ветер паруса начинают болтаться и хлопать, гик приходится придерживать, чтобы не мотало его в стороны и не лязгала шкотовая каретка. И на ночевку становиться так, чтобы волны с "шоссе" не доставали. Штатные стоянки и якорные места так и расположены.
Вечером 12-го случилась неприятность, хорошо что не авария. Вознамерился заночевать на стоянке, расположенной в закрытой лагуне с несколькими узкими и каменистыми проходами внутрь. Ветерок для захода попутный, умеренный. Заранее спустил грот и скрутил стаксель, оставив небольшой клочок, ползу потихоньку. Вот уже и пролив перед носом, из него показались три каяка. Решил все-таки завести мотор, чтобы иметь свободу маневра, совсем скрутил стаксель... а мотор не завелся.
Пока дергал стартер, боком и нанесло на камень. Как на стул сел. Отпихнуться хлипким телескопическим отпорником не вышло. Поднял паруса, накренил лодку — не взяв ход, только заполз боком еще сильнее. Караул! Каякеры как раз высадились на бережок, посматривают на представление. Никак! Лезть в воду толкать, что ли? Камень вот он, по корме дальше гряда, по носу глубина. Но водичка тут 14 градусов, неохота! Выручил показавшийся неподалеку гидроциклист. Помахал ему, мужик подрулил, поймал мою морковку, фррр... Свободен! Tusen takk!!!
Потихоньку под стакселем объехал соседние островки, свернул к подветренному берегу, в затишке встал на якорь. Уфф. Остров Stora Tväsäk. Чуть дальше у скального берега стоят три яхты, там приглубое местечко. Первым делом занялся мотором. Выкрутил свечу — грязновата и влажная, залил значит. Поставил новую, мотор завелся с первого рывка. Проехали... Что там за стоянка, выяснять не стал, пусть там стоят каякеры и мотористы с маленькой осадкой. На следующий день вышел на фарватер (под парусами, с лавировочкой) и поехал дальше.
К вечеру был недалеко от Вестервика и остановился в тихом местечке чуть севернее входа в пролив, ведущий к грузовому порту и дальше к городу. Туда пойду с утра.
Ветер встречный и бодрый, балла 4 с порывчиками. Перед городом надо пройти порт и узкие места, так что упражняться в лавировке не буду, тут работа для мотора. Час хода, и в 8:50 швартуюсь на "своем" местечке рядом с мариной, но... не в ней ;-)
Вестервикские "ворота". И как только тут проходят паромы Destination Gotland?
.Оседлал велосипед и отправился в город. Ирвинду послал смс: когда можно заглянуть? Для начала нашел отделение банка Nordea и зашел поменять евро на кроны. Увы!
— Извините, мы не работаем c наличными, даже нет кассы.
Спросил, где же поменять? Сотрудник банка стал крутить карту на телефоне куда-то вообще в другие города... — так я и ушел несолоно хлебавши. Помнится, в Мариехамне был в центре на улице обменный агрегат типа банкомата, но тут ничего не нашел. А в магазинах берут только кроны. Без денежек ничего свеженького не добыть, только воду на причале.
Ответа от Ирвинда все не было, пошел в библиотеку попользоваться вайфаем. Решил позвонить и услышал: — Где же вы, подъезжайте.
Оказалось, он ждал полтора часа, а смс мне упала только когда уже был на лодке и собирался уходить! И не в Россию смс-ка ходила, а только в Эстонию. А я-то не мог понять, почему Свен как-то торопится, пока он не сказал, что ему надо пойти поесть, он ест только один раз в день, и желудок требует в привычное время. Ай как неудобно получилось.
Наконец добрался до места. Привезенной книге Свен обрадовался, даже не стал рвать почтовый пакет с надписями и наклейками, сказал что сохранит на память и аккуратно разрезал. В мастерской стоит почти готовый корпус новой лодки, на которой он через два года, в 24-м, в 85, пойдет вокруг мыса Горн. Да не из Ушуайи, а по классике: Cape Horn East to west. Lat 50 S to 50 S.
Почти по Маршаку:
Спокойный вечер за окном,
Уют, постель, жена...
Но помни, что недалеко
Опять идет война.
Как и в 14-м году, разговор пошел о событиях.
— What think in Russia about war?
— Very different.
Попытался запустить гуглеперевод в режиме диалога, так как мой язык для такого разговора совсем плох, но что-то не пошло, одно-два слова и все. Пришлось так. Надеюсь, что-то смог донести. Cлушал Свен внимательно, иногда кивал. Что пытался сказать (курсивом комментарии задним числом):
— Я не только смотрю интернет и иногда ТВ. Знаю заочно по нашему парусному обществу многих людей и с востока и из центра Украины, кого-то и лично. Бывал на Украине много раз. Мы все перемешаны, далеко не надо ходить, моя мама с Украины.
...Только была тогда Малороссия, Харьковская губерния. Станция Гавриши под Мерефой. В девичестве мать Гавришева, а ее детство, молодость и первое замужество прошли в Харькове.
— Всё – одни ошибки, те самые, что хуже преступлений. Начиная с нашего 91 года. А украинский майдан? Знали бы те, кто возмущался Януковичем, чем кончится.
...Мы тогда защищали, а не свергали и захватывали, как в Киеве. Защищали Ельцина, возглавившего сопротивление, и Горбачева, и Москву без танков. Взял бы верх ГКЧП — может, уцелел бы и Союз. Правда, не было там ни одной личности, настоящего лица — одни харизмы от слова харя... Не в первые же дни так потом, не удержать им было власть. А сохранился бы Союз — не гулялось бы теперь по Балтике, но не было бы этого безумия с Украиной. Остальное оправдываю, украинские события — невозможно. Горжусь теми днями 91-го, но — ошибка.
Может, Бандера и подвиги его извергов принесли Украине независимость? Наслышаны... Выбрали себе героев. Нет, это мы сделали, самые что ни есть москали. На свою голову.
— Они говорят, что защищают демократию и Европу. Ложь, вздор. А то, что Запад гонит туда поток оружия — и ошибка, и преступление.
— России сразу надо было открыто вмешаться; то, что сейчас происходит, вызывает горечь и недоумение. Лекарство хуже болезни, и тоже ошибки.Бедствие, миллионы беженцев в обе стороны, а по восточным городам бьют по-прежнему и конца не видно.
...Когда пропаганда обращается к национальным чувствам, это абсолютное оружие. Похоже, большинство украинцев стало считать войну своей отечественной. Теперь вражда надолго. Радуются тени Гитлера и Ко: сбылись мечты.
— Не Украина первая, и вряд ли последняя. Разные народы, религия, политика — и кто-то не хочет больше жить одним государством и не хочет договариваться. А когда доходит до оружия, решает сила, и бывает, что границы меняются. Лучше уж так, ведь главное, чтобы люди могли жить а не гибнуть, какая разница "признанные" или "непризнанные". Турки на Кипре, Югославия — все НАТО громило Сербию, примеров много.
— Назревало это давно, только казалось — бред, немыслимо. А ведь еще в 2007-м вышла книга "Россия и Украина. Когда заговорят пушки". И вот заговорили. Как, чем и когда теперь кончится, не видно.
...Автор А. Широкорад, книга есть в сети. Версию войны он приводит, подчеркивая ее бредовость: мол, в очередном сне Веры Павловны кошмар случился. Привет Чернышевскому. Вспыхивает в Крыму, а потом Россия останавливает начавшуюся бойню прямой угрозой ядерным оружием.
Останавливает.
Свен вздохнул: — Ну, хватит о войне, лучше о лодках.
Новая "лодка мечты" имеет традиционные, близкие к вельботным обводы, выглядит красивее и должна быть мореходнее Экслекса, который с трудом выбирался на ветер. Сэндвичевый корпус, длина 6,3 м. Оснастка, оборудование, быт продумываются до мелочей, многие узлы моделируются. Лодка и шкипер должны выжить в любой шторм, в любой ситуации. Но никакого комфорта, жизненный принцип Ирвинда — аскетизм. Мюсли и холодная вода, да только раз в день... Нет, на такое меню не согласился бы!
Лежат рядом два пока не установленных длинных бронзовых киля, на которых при отливе можно будет встать на осушке. Будет и опускающийся шверт, колодец для которого сделан в самом носу. Спросил, почему так? Лодка будет сильно поворачивать на ветер. — Да, так и нужно. Наверное, чтобы при дрейфе в шторм не разворачивало лагом, а лодка держалась носом на волну.
Как смонтирую видео, там будет небольшой рассказ Ирвинда об этом корабле.
На прощание пожелал ему удачи, а себе — прочитать и перевести книгу, которая будет написана после нового плавания. В расцвете лет и сил, и не в одиночку, и не на такой лодчонке обойти Горн вместе с половиной Южной Америки под парусом и никак иначе — считай, сумасшедшая авантюра. Но посмотрите на девиз на плакате:
ЭТО НЕВОЗМОЖНО ТОЛЬКО ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ТЫ ЭТОГО НЕ СДЕЛАЕШЬ
15 июля — месяц, как пересек латвийскую границу. Больше никаких определенных целей для плавания нет, гулять по Швеции или дальше без соответствующих крон в кошельке не выглядит заманчивым. Лучше вернуться на Аланды. Будет и поближе к дому... что-то уже не хотелось засиживаться на все разрешенные шенгенские месяцы. Но возвращаться тем же путем скучно, лучше посмотреть новые места.
Прогноз — NW 3-4 балла, ясно. Годится. Утром, в 7:35, попрощался в Вестервиком. Ветерок в шхерах неровный, нет-нет и дунет откуда-то довольно сильно. Зашел в заливчик, в 11:40 встал на якорь, попить чайку. Хм... Место неплохое, вон за мной еще одна яхта завернула. Так куда спешить, можно тут и отобедать по-человечески. Да и соснуть часок не помешает... Ирвинд бы такое стремление к комфортной жизни не одобрил!
Потом прошел еще немного и остановился на другом якорном месте, недалеко от выхода фарватера из островов. Ветер зашел к западу, но порывы усилились. Дважды менял место, пока не забился в северо-западный уголок залива: дно оказалось покрыто ковром водорослей, якорь начинал ползти.
На следующий день ушел мористее, чтобы зайти на островок Häradsskär, где была обозначена марина. Каких только катеров и яхт не повстречаешь на фарватере, а вот тюленье собрание можно увидеть только в стороне от шумного главного пути.
До 1968 г. здесь была лоцманская станция, а теперь кто-то живет и есть гостевая стоянка, наверное самая дешевая в Швеции: 50 крон. Была только середина дня, и я хотел было отправиться дальше, но место понравилось и решил остаться и осмотреться. Подошел пожилой местный житель, он же харбор-мастер, и посоветовал переставиться к внешнему молу, чтобы не доставала волна: западный ветер усилится. В отличие от Лидла в Вестервике, тут сгодились и 5 евро. За молом действительно было лучше; перешел туда, протянув длинную веревку.
|
Вернувшись с прогулки, обнаружил, что меня поджидают прибывшие на РИБе пограничники, Goast Guard. Очевидно, специально примчались — настучали с соседнего катерка который ушел раньше, а может и дед-харбор (показавшийся неподалеку) проявил бдительность. Спросили, откуда-куда-где был, посмотрели паспорт и свидетельство на лодку. Продемонстрировал плакат Ирвинда. Одобрили, один из-за спины другого даже улыбался и большой палец показывал. Но тот, старший, говорит:
— Действуют санкции ЕС, российским судам нельзя заходить в шведские порты. И вы должны нести русский флаг.
— Разве это порт? И лодка не российская, вы же видели, регистрация Финляндии. Лодки нет в российском реестре, не имею права российский флаг нести. Только под краспицей как флаг экипажа (его не было). И финский нельзя, поскольку я не финн. А это вот не финский флаг, а лодочных клубов со времен царской империи, видите: крест симметричный и лого нашего клуба.
Шведы еще раз изучили свидетельство, даже сфотографировали и, видимо, отправили начальству. Тем временем я привязал к веревочке ложку, закинул с третьей попытки на краспицу (чуть не угодив одному из погранцов по лбу), завел таким образом фал и водрузил российский флаг. Сказали подождать и сами пошли ждать ЦУ на свой РИБ. Вердикт властей королевства был справедлив:
— Да, с финской регистрацией вы имеете право заходить в порты Швеции, а флаг можете нести по своему усмотрению. Хорошего плавания!
То-то. За что боролись!
Следующая остановка — Havringe, тоже бывшая лоцманская станция. Ветер слабый, еду потихоньку и первый раз в плавании решил по пути порыбачить. Запустил пилкер и вытащил... дракончика! Уже зная по опыту, что это за гадская зверюга, пассатижами осторожно вытащил крючок и отпустил восвояси. Вот и цель. Пара домиков, радар, маяк, какая-то башенка. Маленькая гавань с узким входом, пара гостевых мест. Здесь просят 150 крон, но по желанию. Не взыщите, наследники лоцманов... Туалет есть, а вот мусор оставить нельзя и воды для гостевых яхт нет.
C Havringe пошел на Landsort, потом на стоянку и якорное место Ostermarsfladen, где мы были вдвоем в 19-м, дальше по фарватеру. Иначе там и не получится; блуждать среди мелких островков восточнее — долго (хотя стоянок-naturharbors там много, это уже Стокгольмские шхеры), открытым морем — будут ночные переходы, незачем сейчас.
Переход на Аланды прошел легко. Снова зашел в бухту у маяка Lågskär, на следующий день небольшой переход в Bjorkör. Утром накрыл плотный туман, пришлось подождать, пока он развеется. Еще один короткий переход до острова Degerö, где рядом расположены две марины и есть магазин.
Первой по пути была марина Föglö, которая теперь называется Lotsudden. От берега уходит длинный пирс, вокруг стоят буйки. Первый раз вижу, что "офис" располагается на катере. Цены кусаются: 30 евро за сутки, да еще 5 за электричество. Строгий Hamncapten даже на часок для похода в магазин не разрешил остановиться просто так. Посоветовал перейти в Degerby hamn: там можно. И на том спасибо.
Действительно, в Degerby проблем не возникло. Здесь причал парома, который ходит в Мариехамн; рядом лодочная стоянка. Поуютнее, частью в ковше. Все услуги есть, цена 28 евро (все включено), магазин в соседнем доме. В нем оказались не только продукты, но и разное хозяйственное имущество и даже кое-что из лодочного: свечи, масла, скобы и прочее.
Вот какие в этом К-Маркете цены в евро:
Яйца 15 шт. | 3,99 | |
Oivarini 400 г (спред типа "Долины сканди") | 3,05 | |
Сыр Oltermanni 500 г | 4,45 | |
Kilomusli (мюсли и есть) 1000 г | 3,05 | |
Томатное крошево, стерилиз., в картонном пакете, 500 г | 0,59 | |
Томаты свежие, за 1 кг | 2,99 | |
Зернистый творожок Valio, 200 г | 1,85 | |
Цельнозерновой черный хлеб, 330 г | 1,55 | |
Яблоки Royal Gala, 1 кг | 2,99 | |
Салат, 100 г | 0,79 | |
Мясные шарики (готовые), 300 г | 1,85 | |
П/к колбаска, нарезка, 180 г | 2,89 | |
Valio lattfil (что-то кисломолочное и желеобразное, вкусно), 200 г | 0,65 | |
Апельсиновый напиток детский (жиденький), 200 г | 0,39 |
Главный судовой ход, по которому ходят паромы, идет на северо-восток, большой петлей огибая все острова. Есть и два более коротких пути для лодок и небольших судов, один из которых начинается рядом с Degerby южнее, а другой обходит острова Degero, Sonnboda и Hastersboda с севера. Пошел по южному, он поближе. Красивые берега, тихая вода, легкий попутный ветерок. И... мост!!!
Тот самый, в который мы уперлись на катамаранах с другой стороны в 2001 году! И ведь смотрел карту, да видно к старости кто-то там глазами слаб стал или не тот масшаб выбрал. Сделав несколько галсов, остановился у заброшенного на вид причальчика. На семь бед один обед, тем более с посещения К-маркета слюнки текут. Потом пошел назад под моторчиком, хорошо хоть недалеко.
В северном проходе мостов нет, поперек пролива ходит паром. На следующий день уже в 11:40 встал на якорь около марины Sandvik на Чокаре. Впереди целый день, будем гулять. Во время прошлого захода хотел было пройтись до церкви на северо-западной оконечности острова, до нее не больше чем 2 км. И вернулся: стояла жара, тяжело показалось. А сейчас прогулялся, чувствовал, что бодрости за время плавания явно прибавилось. Как ни странно, в воскресенье (24.07) церковь оказалась закрыта. Зато всегда открыта историческая экспозиция в соседнем здании пирамидальной формы. Собственно, пирамида — крыша, покрывающая остатки стен кирки, стоявшей здесь в XVI веке.
Третий каюк электронной навигации29 июля ушел со стоянки Stora Brändö. Минут через 20 захотел взглянуть на GPS... а позиции нет! Мигает значок "?" там, где стоял у причала. Трек не пишется. Включил смартфон — тут все в порядке, позиция видна. Выходит, вышла из строя GPS-ка. Около Хельсинки уже не заблужусь, но все равно печально. Нашел страницу спутников, какие-то столбцы сигналов высвечены, но немногие и как-то хаотично меняются. Вдруг показывает: точность позиции около 200 метров, и тут же снова ничего. Перезагрузил прибор, не помогло. Может, поменять режим навигации? Сейчас GPS+GLONASS. Перешел на один GPS, и позиция тут же появилась, точность 3 метра, трек пишется. Почему все работало год за годом и что случилось, не мне разбираться. Отныне использую только GPS. |
Tiiskeri — суровое место. Голые скалы, птицы, вокруг открытое море. На горизонте виден Гогланд, вдалеке идут большие суда. Удалось подойти к берегу прямо на яхте, но при другом ветре пришлось бы использовать тузик.
На маяке три "этажа": верхний служебный, его дверь заперта на замочек, на втором убежище: комната с нарами и печкой. Внизу запас дров. Это по рассказу Аки, они были тут в 20-м году. Голыми руками я так и не смог открыть дверь — запоры поворачиваются, а дальше нужен ломик. Видимо, за два года замерзавшая в щелях вода и коррозия сильнее расклинили двери в их рамах. На маяке установлена памятная доска: недалеко отсюда в августе 1943 г. погиб финский минный заградитель Riilahti, потопленный советским торпедным катером. До выхода Финляндии из войны с СССР оставался еще год, и еще впереди было полгода войны с немцами...
Неспешное плавания, и вот Salacia подошла к Хамари. Договорился о подъеме, привел все в порядок. И вот уже лодочка укрыта тентом, а я пересаживаюсь на колеса. Впереди дорога домой. Получится ли приехать в следующем году, хоть чучелом?
Будем надеяться на лучшее.