Первоисточник – форум КиЯ (обсуждение, много фотографий).

Сергей Макаров (МИФ), Алексей Козин (Малой)

Рыбинск - Кириллов

После похода 2021 г. Рыбинск - пос. Желябова пришло желание посетить Cеверодвинский канал с заходом в Усть Кубену. И вот в июле решились идем тем же составом: яхта микро "Зефир" Сергей Макаров, ник Малой, и яхта ассоль "Мишка", Козин Алексей.

08.07. Пятница. День 1. Сплошные неприятности.

После ночной грозы утро радует солнцем и водной гладью. Ветра почти нет. По планам старт в 8:00, но действительность внесла свои коррективы - мотор на «Мишке» отказался заводиться напрочь. Замена свечей результата не принесла, пришлось снимать мотор, нести на берег и разбирать. Оказалось, что ночной ливень залил карбюратор. Как ему это удалось – вопрос к создателям чуда водно-моторной техники. В итоге моторчик бодро заурчал, поднимая общее настроение. Выход задержался на 20 минут и из яхт-клуба вышли в 8:20.

Ветра практически нет, идем под моторами. Миновав остров Юршинский, решил испить кофе, и тут нарисовалась очередная неприятность - специально заправленный перед походом газовый баллон оказался пуст. Видимо, перепутал направление крана и плита за неделю выжгла весь газ. Хорошо, что в яхте оказалась газовая горелка, и кофе я все-таки заварил. На этом неприятности не закончились - на полпути оборвался резиновый амортизатор на руле, пришлось наращивать его веревочкой. Сам переход запомнился монотонностью, шумом мотора (ветра так и не дали) и необъятной шириной водохранилища. Берега постепенно пропадают из виду, но при штиле хоть с одной стороны, да видно кусочек суши. Кораблей вокруг почти нет, только на горизонте буксир тащит плавкран, да виднеется пара катеров с рыбаками.

К 18:45 подходим к островку напротив речки Музга. Глубины совсем не радуют – 4-5 метров сменяются на 3-2. Благо, на море штиль и волны совсем нет. Как убежище остров можно рекомендовать только с сильной натяжкой, что мы и испытали в предпоследний день путешествия. В 19:10 бросаем якоря на мелководье и готовим ужин. Глубина меньше метра. Дно – песок, небольшие коряги. В награду за переход смотрим красивый закат и наслаждаемся тихим летним вечером. За день прошли 80 км.

.

09.07 Суббота. День 2. «Мордор».

Утро началось с купания - вода теплая и прозрачная. Никуда не торопимся и после плотного завтрака отходим в 9:15. По прогнозу ветра опять нет, но в почти чразу подул легкий попутный ветерок. Ставим паруса. Я поднимаю спинакер, и Сергей постепенно начинает отставать и время от времени помогает мотором. Тем временем прошли траверз Вичелово, ветер начал усиливаться, появилась крупная попутная волна. Скорость перевалила за 10 км/час, но лодку стало неприятно раскачивать. На полпути пришлось спинакер срубить. К Череповцу подходили старым фарватером. Глубины соответствуют старой карте, но о. Ваганиха решили обогнуть по фарватеру, хотя местная яхта шла напрямик.

Через тот же пролив открылся вид на промзону Череповца. Панорама мрачная и напоминает вид чистилища или Мордора из известного фильма. Куча труб, дымы разного цвета (кстати, дымы видно за 60 км от Череповца). Масштабы производства поражают воображение. Знаки судовой обстановки напоминают могильные знаки Древних. После Ваганихи пришлось идти на моторе - фарватер узкий, с загибами. Как идти ночью, трудно представить, особенно на фоне Северстали, где постоянно что-то сверкает. Миновали девиационный пал, издали похожий на рубку затонувшего корабля.

Около 18:30 встали в яхт-клубе перед мостом справа. Стоянка представляет из себя ряды понтонов, соединенных мостками и расположена совершенно открыто как для волн от проходящих судов и западного ветра. Нас встречает коллега Эйнер и указывает нам места для стоянки. Главной задачей у нас теперь пополнение запасов газа и бензина. Газовая заправка довольно далеко – в 4,5 км, посему решаем ехать на такси. Пока катались, подошли товарищи из числа яхтсменов Череповца и за разговорами и пивом на борту «Зефира» вечер пролетел незаметно. Ночь прошла спокойно, видимо дала себя знать усталость от немаленького перехода. За день прошли 66,5 км.

10.07 Воскресенье. День 3.

Ночь прошла спокойно, несмотря на проходящие лодки и пароходы. Позавтракав, выдвинулись около 8:45. Прошли Череповец, посмотрели на новый мост. Движение достаточно оживленное, и мы идем по кромке фарватера. Далее начинается собственно река Шексна. Узко и извилисто, благо до поселка Шексна не далеко. На удивление мало маломерок на реке, можно сказать, что почти и нет. Перед Шексной появляются приличные острова, где можно встать, правда глубины не меряли. За ж.д. мостом нас обогнали пара новомодных черных катеров, затем еще один. Переживаем, как бы их не прошлюзовали без нас - с нашими 8 км/час за ними не угнаться. Посчитали - прошлюзуют, как прошлюзуют.

После автомобильного моста Сергей набрал шлюз (у него рация мощней), сказали - ждите на рейде 40 минут. Подходим к шлюзу, перед ним стоят обогнавшие нас катера, мы болтаемся рядом. За нами подтягивается гроза, не очень приятно, благо нас зацепило только краешком. В 15:40 шлюз выходит на связь. Нас поочередно опрашивают о габаритах, осадке и т.д., и приглашают на шлюзовку. При этом моторные яхты в одну камеру, нас в другую. Шлюзовка прошла хорошо. Встали на один рым. Все-таки одиночное плавание имеет свои минусы - одерживаться в шлюзе вдвоем проще. Кстати, поставили нас на 15-й рым, самый дальний от места наполнения камеры. Поблагодарив Шексну-3 по рации, вышли из шлюзов.

Оказалось, что гроза никуда не уходила, причем ветер зашел к северу и успел разогнать приличную волну. Вид прыгающих перед нами с волны на волну катеров оптимизма не добавил. Завернули вправо в сторону причалов ШКДП - Шекснинского Комбината Древесных Плит. Судовой ход здесь обставлен сначала буями, а потом красными и белыми вехами. Прошли городской пляж, попробовали подойти носом к берегу, но тут уже мелковато, и стоянка получится неудобной. Справа заметили «Ярославец» и идем туда. В укромном месте обнаруживается техучасток с бакенами, а рядом кусочек бесхозной стенки с кнехтами. Швартуемся к ней, рядом железные гаражи для лодок, за ними дома, соответственно магазины. Вода вокруг грязная, а в остальном стоянка отличная. До «Магнита» метров 500, рядом свежая выпечка. Опять же рядом баки для мусора. На ночь попросились к ребятам на техучасток все-таки чья-то территория, будет спокойней. Правда местные кошки посчитали эту территорию своей, и выясняли отношения до позднего вечера. За день прошли 58,8 км.

11.07 Понедельник. День 4. Зубы дракона.

Ночь прошла спокойно, как у Христа за пазухой, хотя кругом посверкивало. Все-таки место очень удобное. С утра на техучастке ожидалась какое-то начальство, поэтому ушли пораньше. На выходе за разрушенной церковью сойдя метров за 10 с фарватера, и тут же сел на мель, хорошо, что киль подъемный. Как оказалось, на Сизменском разливе и особенно на Шекснинском водохранилище не стоит уходить с фарватера. Пни, словно зубы дракона повсюду! В одном месте пень попался на самом судовом, я не поленился, встал в створе буев, и проверил. В общем, не особо приятный водоем, хотя между Сизменским разливом и Шекснинским водохранилищем берега живописны. Есть несколько речек, где можно встать.

Немного не доходя до пристани Ирма, остановились для купания. Кстати, в этом году относительно мало было слепней, в прошлом походе они нас просто заедали. Там же нам встретился орлан-белохвост которого жестко гоняли чайки. Все это напоминало воздушный бой с пикированиями и виражами. Спасся орлан, залетев в прибрежный лес и сев на елку. Постепенно Шексна расширяется и после нескольких поворотов открывается выход в Шекснинское водохранилище. Появляется ветер, сильные порывы которого с разных направлений портят настроение. Хорошо хоть дует с берега и большой волны разогнать не успевает. Так, расходясь с попутными и встречными судами, проходим поворотный буи. Помогая моторам парусами, идем к выходу из водохранилища. На берегах полно палаток и отдыхающих, а вдали уже видно в бинокль Топорню.

К Топорне подошли часам к 16. Прошлюзовали нас сразу. Первый шлюз поднимает где-то на 1 метр. Шлюз в Топорне очень красив, ради этого можно было и потерпеть непростой переход. Шлюз недавно отремонтировали. Стенки камеры металлические, аккуратные дорожки и домики, заборы и подстриженная трава. Сам процесс никаких хлопот не доставляет, хоть и занимает немало времени. У нас снова запросили все данные, переписав их в журнал. Подождав разведения автомобильного моста, проследовали во вторую камеру. Перепад тут около 2-х метров, так что швартовы лучше готовить подлиннее. Стенки во 2-й камере деревянные, но тоже новые, гладкие, без всяких торчащих гвоздей. Швартовы принимает работник шлюза специальным длинным крюком. После шлюзовки Сергей отправился в магазин. Пришел через полчаса злой как черт - продали ему лимонад теплый и без газа, а вот пиво было хоть и теплым, но вовремя.

Северодвинский Канал, он же Канал герцога Вюртембергского, очень красивое и тихое место. Ширина метров 30-40, глубина 4-5, в паре мест было 2,5. Вода мутноватая, но не цветет. Вдоль берегов виднеются остатки деревянных стенок канала. Местные жители их приспособили для обустройства навесов для рыбалки. Справа проходит дорога, машины слышно, но за густыми деревьями не видно. В середине канал заметили бобра. Пройдя до выхода в Сиверское озеро, решаем вернуться на ночевку в канал, так как шлюзы работают до 20:00. Пока я разбирался с якорным, Сергей так тихо говорит: «Глянь вперед», а там перед моим форштевнем сидит давешний бобёр и присматривается, с какого места его начинать пилить. Жаль фотоаппарат достать не успел. За день прошли 75,8 км.

12.07. Вторник. День 5. г. Кирилов.

Утро началось в 3:40. Разбудил обоих шум судового дизеля - по корме, метрах в семи, медленно прошел буксир-толкач с баржой. Хорошо еще, что в матюгальник нас не обматерил. В 8-00 прошел еще один состав, так что канал не так и пустынен. Мы тоже задерживаться не стали. Вышел в озеро, небольшой ветерок раскрутил стаксель. Дожидаюсь Сергея, он там подзадержался, видимо решил пообщаться с бобром )))). Сиверское озеро очень приятный и красивый водоем. Прозрачная вода красивого цвета зеленого бутылочного стекла. Глубина удивила - в одном месте эхолот показал 29 метров! Жаль, парусов не видно.

Вскоре показались стены и башни Кирилло-Белозерского монастыря, с воды смотревшиеся величественно. У городского пляжа встретили те 2 катера, с которыми шлюзовались в Шексне. Мы прошли немного дальше и встали у остатков старого деревянного причала. Рядом стояли 2 теплохода из Клуба юных моряков г. Вологды. Место оказалось очень удобным - рядом колонка, в другую сторону магазин, от волн и ветра закрыто. Моряки с теплоходика пообещали присмотреть за яхтами, и мы решили прогуляться по Кириллову и заодно пройтись до «Магнита». Зашли в магазин возле автовокзала, кому лимонад, кому пиво. Но как оказалось, холодильник у них чисто как витрина (впрочем, магазины Кирилова это отдельная тема - порядок был только в «Бристоле»). Посетили музей Героя СССР летчика Преображенского Е.Н., командовавшего соединением, бомбившим Берлин в 41-м, и музей земского доктора Нодельмана, дающий представление о быте старого Кирилова.

Впрочем, культурную программу пришлось сократить, так как на небе нарисовалась черная туча. Шквала правда не было, но полило изрядно. После дождя двинулись на АЗС, до которой примерно 2 км. При этом, чтобы не тащить канистры в руках, воспользовались складными тележками на колесиках – супер удобно. Вечером за ужином обсудили дальнейший маршрут. Изначально мы хотели дойти до Кубенского озера, но шум мотора уже порядком надоел, да и пейзажи не обещали ничего кардинально нового, поэтому решено было возвращаться. Видимо этим решением обидели местных богов, и у Сергея в каюте сам собой взорвалась на мелкие куски стеклянная кружка. Хорошо, что никого рядом не было, зато Сергей был занят весь вечер уборкой последствий «теракта».

За день прошли 8 км.

Фото из музея Преображенского. Наполнение местами странное, по принципу что есть, то и выложим. Плюс эти подписи "дерево, краска, кожа, латунь и т.п. В "макет" Ил-4 можно войти и сквозь дыры в полу посмотреть на Берлин под бомбами. Кстати, кто-нибудь опознает бомбу красного цвета?

Музей доктора Нодельмана.

13.08 Среда. День 6. Путь домой.

В 4 с небольшим был разбужен женскими визгами. На пляже, до которого от стоянки метров 300, резвилась компания девчонок. Видимо продолжение вечеринки. Заснуть больше не получилось, пришлось пить кофе и завидовать молодости.

С вечера было запланировано посещение монастыря. Снаружи он производит монументальное впечатление, а вот церковь рядом с ним полное убожество. При подходе к центральной башне наблюдали трагикомедию - проходим одноэтажный домик, выстроенный в стиле тех лет, с одной стороны открыты двери и на травке отдыхает в полный рост мужичек. Видимо жарко, устал человек после вчерашнего. Проходим на другую сторону домика - надпись «Воскресная школа». Посмеялись - ну чем еще заняться учителю в будни, если работает по воскресеньям.

Касса музея расположена прямо в башне, а вот их прейскурант восторга не вызвал - более десятка экспозиций, ценники начинаются от 1000 и до 5000. Обошлись самостоятельной обзорной экскурсией за 200 рублей, и разрешение на фотосъемку 200. Впечатление от монастыря двоякое. Да, седая старина, красиво, но одновременно чувствуешь себя на стройплощадке. В монастыре идут реставрационные работы, причем с большой буквы. Постоянно жужжит электроинструмент, перемещается строительная техника, в одном углу к старинным стенам присобачили сооружение из стекла и бетона, видимо какой-то офис, смотрится кошмарно.

Завершили экскурсию обходом вокруг монастыря. Снаружи со стороны озера стены действительно требуют ремонта, огромные трещины, башни перекошены. Вообще, Кирилов оставил странное впечатление - городок маленький, но движение как в областном центре, видимо транзит; интересный подход местных музеев, видимо из-за нехватки экспонатов подкладывать либо вещи не соответствующие представляемой эпохе, либо не соответствующие описанию, ну и жуткий бардак в магазинах , а так обычный провинциальный городок, только расположен на берегу шикарного озера.

Далее согласно плана закупились в дорогу. Набрал свежей воды на колонке, и напоследок украсив Сиверское озеро парусами, двинулись назад. При подходе к Топорнинскому шлюзу Сергей связался с диспетчером. Попросили подождать с час дождаться плавкрана. Купаемся кормим слепнями рыбу, хватает почти влет. Шлюзуемся вместе с теми же двумя черными катерами за плавкраном, который занимает большую часть камеры. На выходе навстречу попадается первая за поход парусная яхта «Корсар», интересуются глубиной в канале и каналом связи с диспетчером.

Шекснинское водохранилище проходим в основном под мотором из-за отсутствия ветра. Дело близится к вечеру, и встает вопрос стоянки. Сунулись в пару проток, но в первой нас остановили торчащие из воды черные пеньки, а во второй линия ЛЭП поперек протоки. Только после третьей попытки встаем в устье ручья у деревни Камешница не подходя к берегу. Мелко и водоросли, но место укромное, а купание в чистой воде – то, что надо после дневного перехода по жаре. Кстати, ночью прошел единственный пассажирский теплоход, который видели за весь поход. За день прошли 50,6 км.

14.08. Четверг. День 7. Без происшествий.

Проснулся в 5 утра. Ясное небо, водная гладь и тишина. Красота, одним словом. Глядя на красоту, выпил кофе, искупался. Проснулся Сергей. Я приготовил стандартный завтрак из яичницы с тушенкой и кофе. Завтрак был съеден к 9:30, а тут и ветерок появился. Двинулись в путь под парусами, но недолго музыка играла - река сделала поворот, и опять мордотык. Пришлось заводить моторы. Монотонность перехода была разбавлена пролетом Ту-95, напугавшим нас невесть откуда взявшимся гулом. После Ирмы нам повстречались яхта «Фаворит» и надувной катамаран. Сизьменский разлив встретил нас полным штилем.

Так под моторами и дошли до п. Шексна примерно к 13:30. Кинули монетку – идти дальше, или вставать на ночевку. Выпало «шлюзовка утром». Встали на старое место к стенке. Прошлись по одному по магазинам - место хоть и тихое, но в гаражах без присмотра яхты оставлять не решались. Подбили остатки горючего, выходило, что до Череповца должно хватить, там и решили заправиться. Далее предавались безделью. Кто-то пил пиво и слушал музыку, кто-то читал книгу, ну и разговоры ни о чем и планах на следующую навигацию. Отужинав, на ночь опять ошвартовались к барже на краю тех участка. За день прошли 35,2 км.

15.08. Пятница. День 8. Опять без происшествий.

После пробуждения вызвали шлюз по рации и, узнав, что нас ждут через 40 минут, покинули гостеприимную стоянку. Правда, на месте были уже минут через 15, так что оставшееся время дрейфовали в ожидании ОТ-2113 с баржой. Шлюзовка прошла спокойно, ОТ на выходе тоже был аккуратен. Дальнейший путь под мотором до Череповца ничем не запомнился, просто шли домой.

Ошвартовались в том же яхт-клубе на тех же местах. В этот раз на заправку и в магазин решили пройти пешком. Тут снова пригодились тележки, на которых и привезли бензин и немного продуктов. Прогноз погоды на завтра обещал вполне приятную прогулку до Музги, и мы, отужинав, улеглись. За день прошли 58,2 км.

16.07. Суббота. День 9. Что- то не так у нас с прогнозами погоды.

Ночь прошла спокойно, правда хорошо выспаться мешала волна, которую вечером развел ветер, дующий вдоль Шексны. Сквозь сон ощущались рывки швартовых и плеск волн, но под утро все стихло, и доспали нормально.

Так как переход предстоял приличный, решено было с выходом не затягивать. Как оказалось, ночью пришла яхта «Ё-моё» из Москвы – команда, известная в интернетах как «Under Sail», у них есть свой канал на YouTube и группа в ВК. Ребята шли на Онегу, пришли в 3 часа ночи и потому утром крепко спали, так что знакомства не случилось.

Ввиду отсутствия ветра вышли под моторами, еще раз посмотрели промышленный пейзаж и сложный фарватер. Остров Ваганиха в этот раз огибать не стали, а прошли через пролив вдоль материкового берега. Минимальная глубина была 1,6 метра, но возможно мы немного отклонились к берегу. После Ваганихи включился легонький ветерок, причем первым его поймал «Зефир», и дальше наши пути в этот день разошлись. Пока ветер дошел до меня, Сергей оторвался километра на два с лишним. Курс бейдевинд, иду старым фарватером. Ветер постепенно усиливается, появляется короткая крутая волна, которая сильно тормозит ход. В небе появляются темные облака, ветер еще усиливается и отходит к востоку. Иду уже в крутой бейдевинд, приходится взять рифы, и это при прогнозе 3-5 м/с.! Радует одно - «Ассоль» очень сухая яхта, только изредка в кокпит прилетают мелкие брызги.

Не доходя Мяксы пришлось заложить контргалс, небо уже полностью затянуто черными облаками, впереди вовсю поливает. «Зефир» уже давно не виден. В какой-то момент ветер выключается, и я с полчаса болтаюсь на разведенной волне (мотор не завожу в целях экономии бензина - прогноз на завтра полный штиль). Ко мне медленно приближается стена дождя. Ветра не слышно потому паруса рубить не стал, обрушивается лишь ливень. Видимость резко сократилась, но впереди на подходе еще более плотная стена. Долго гадать, что она мне несет не пришлось - вдарил град. Хорошо, что на голове зюйдвестка и по ушам я не получил, но куски краски с палубы полетели. После дождя опять дали ветер, но и волна увеличилась.

К Музге вышел одним галсом. Сергей уже час как там стоит в километре за островом. Глубина 4 метра, но от волн укрытие так себе. Встаю рядом, но через полчаса волна стала приходить с двух сторон. Качает неимоверно, в каюте постепенно нарастает бардак - все вываливается со своих мест. Ухожу под самый остров на глубину 0,9 м, волна уменьшилась, но приходит отраженная от берега с нескольких сторон зыбь. Но все равно спокойней, хотя кружку из рук у меня вырвало, хорошо, что разбилась всего на три части. Ужин готовился в экстремальных условиях, да и спать на такой качке было неприятно. Хорошо хоть у меня спальное место в гробу.

Малой: — Добавлю немного про переход.

Началось все более чем оптимистично - легкий ветерок позволял идти хоть и не обещанный галфвинд, но вполне свободно в бейдевинд. Однако, когда миновали Вичелово, ветер усилился, разогнал неприятную волну и отошел к югу. Однако, помогая зарифленным парусам мотором, удалось проскочить мимо берега не меняя галса. А вот дальше картина стала совсем нерадостной. Крутая волна тормозила и валяла лодку так, что страховочная сбруя показалась совсем не лишней. Пара ливней заставили облачиться в непром и сапоги, что было не так-то просто сделать - руль-то не бросишь. Града у меня не было.

По мере приближения к Музге встал вопрос о подходе. Перспектива поцеловать дно на полутора метрах не радовала. Навионикс показал "язык" с глубинами 5-6 метров за островом, видимо, старое русло реки Музга. К счастью, карты не подвели и удалось укрыться от прямого воздействия ветра и волн в тени острова. К моменту, когда подошел Алексей, ветер зашел к западу и с моря пошла волна. Отражаясь от берега, она возвращалась с трёх сторон. О нормальном отдыхе нечего было и думать, и решили вставать на стоянку ближе к острову. Бросив якоря, кое-как отужинали и, успокоенные прогнозом на воскресенье, улеглись. Спалось неважно из-за болтанки и шума волн.

Синоптики, кстати, снова наврали)))

17.07. Воскресенье. День 10. А не повесить ли нам синоптика?

К этому дню идеально подходит цитата а не повесить ли нам синоптика хоть сука направление ветра будет показывать.

3а ночь ветер утих, волна успокоилась, и особо не задерживаясь, все-таки переход не короткий, двинулись в Рыбинск. Ветра, как и писали в прогнозах, не, бодро рычат моторчики, постепенно скрывается из виду островок, на котором ночевали. Берега постепенно расходятся, на горизонте едва виден восточный берег. В этот момент со стороны Рыбинска появляется большая черная туча, движемся на встречу ей. Потом со стороны Брейтово появляется еще одна туча, постепенно они почти сливаются, из под первой видны вспышки молний. Ветра по-прежнему нет, так и сближаемся.

Когда до грозы остается километров около 10, из тучи появляется отросточек, который дотягивается до воды. В бинокль видны тучи брызг. Настроение, и так не очень радостное, опускается еще ниже. Смерч движется прямо на нас, пытаемся уклониться и берем курс в просвет между тучами, но скорость порядка 8 с небольшим км в час - сильно не убежишь. В адрес синоптиков высказываются самые «лестные» пожелания. Немного не доходя нас, смерч рассасывается, но приходит ветер так где-то баллов 8 с небольшим, а следом за ним волна, причем волна идет с двух сторон. Скорость падает до двух км в час и в голове щелкает калькулятор - на сколько хватит бензина. Пробую раскрутить кусочек стакселя, скорость резко возрастает, но вместо Рыбинска выхожу почти на Брейтово, что тоже не выход. Продолжаем двигаться против ветра. Время от времени яхту сотрясают удары об волну. Хорошо, что в этом месте сравнительно большие глубины и волна не самая крутая.

Так продолжается часа два, потом ветер постепенно начинает стихать. Остается только волна, но скорость поднимается до шести км, на душе становится светлее. За 17 километров на горизонте появляется Рожновский мыс. Километров за десять до него достаю последнюю 5-ти литровую канистру бензина. Ветер полностью стих, волна тоже упала, по идее должно хватить до яхт-клуба. Погода наконец приходит в соответствие с прогнозом, правда с запада на подходе еще пара туч, но их мы проскакиваем. Возле Юршинского острова ветра не остается совсем, да и волна пропадает, так что входим в клуб даже с не слишком большим отставанием от графика.

За день прошли 80 км.

Фото только одно, по погодным условиям.