Первоисточник – форум Под гиком.

Михаил Харко

Камчатка на тримаране К-16

2022 год, июнь месяц. Собираюсь лететь на Камчатку, там у меня работа с июня по сентябрь, да только времени ни на что особо не будет, только разве что в сентябре можно будет время выкроить. Но сентябрь – это время штормов там, а судно мое на тот момент – это трим К-16, то есть далеко не океанского класса. Но все же спонтанно, за день до вылета на Камчатку, решаюсь отправить на Камчу трим, думаю может хоть иногда буду в Авачинскую губу выходить на часик-другой, а в сентябре найду все-таки время и погоду между штормами и схожу походик.

Отвёз К-16 в ТК Энергия, положил на паллет - по стоимости отправки вышло 11 тысяч рублей, это 3 баула + коробка моторчиком на паллете с обрешеткой! (позже тарифы видать подросли неслабо и обратно он ехал уже дороже).

Трим приехал где-то в 20-х числах июля, но время я нашел, чтобы собрать его, только в начале августа – просто собрать и оставить на стоянке катеров. По стоимости за стоянку было 5500 р. за месяц на суше (если на воде, то 15-20 тыс. где-то).

Числа 10 августа нашел несколько часов, чтобы выйти в море – вышли вдвоем с Антоном, просто в Авачинскую губу, не в океан. Красиво, здорово! По возвращению сразу хотелось еще. И через пару дней было еще – уже втроём и уже до ворот выхода в Тихий океан, до Трёх Братьев (это три скалы на выходе в океан). А позже было еще, и еще. Но все это были выходы в Авачинскую губу, а планы то были конечно сходить в поход до бухты Русской.

По бюрократическим нюансам. Там все просто - нужно прислать погранцам уведомление на емэйл, либо привезти в натуральном виде. В уведомлении указать по форме, но не строго, нужную информацию про судно, про мотор, про капитана. Они присвоят свой номер, дадут телефончик куда звонить. На звонок отвечает робот, туда вводится свой постоянный номер и робот тебе присваивает уже одноразовый номер на выход. По возвращении нужно также отзвониться и робот оформит возвращение. Если выход с ночевками, то после робота нужно еще по отдельному номеру телефона позвонить уже живому человеку, сказать куда идем, насколько, сколько человек. Им абсолютно там до лампочки куда вы идете, где будете ночевать, на каких расстояниях от берега проходить - никогда таких вопросов не возникало. Но я это разрешение сделал только к третьему своему выходу, а до этого пару выходов было без какого-либо уведомления, проблем не было, но повторять не рекомендую, можно нарваться на штраф, а может еще чего хуже (вроде возможна даже конфискация).

На третий выход я позвал товарища, который занимается там каякингом, вот он то мне и сказал куда звонить погранцам. Заняло у меня это полчаса, из которых я минут 20 составлял уведомление. Вобщем все быстро и беспроблемно.

Третий выход, уже легальный. Мы выходим из бухты Раковой в Авачинскую губу, параллельно нам еще какая-то яхта выходила. По рации зовут "две яхты выходящие из бухты Раковой, Лебедю-2 на приём". Я думаю, я не яхта, пошли нафиг. То судно, которое яхта, отозвалось и они на другой канал ушли. Потом меня уже зовут "яхта с оранжевыми парусами, лебедю-2 на приём" Ну думаю, ладно, побуду яхтой, отзываюсь. Ну вобщем то интересно им было, что же это такое с рыжими парусами идёт (в прошлые два моих выхода видать проглядели, потому как не вызывали меня). Все узнали, записали. В следующий выход снова звали по рации, и даже по телефону созванивались, потому как не все видать записали в прошлый раз, и у новой смены были еще какие-то вопросы. "С виду никогда бы не подумала, что это вы" - говорит женщина с Лебедей-2.

Видосики:

Конец августа и сентябрь там часто штормит, порой сильно. Я хочу до бухты Русской сходить, по пути посмотрев там еще разные красивые бухты. По-хорошему, на это 4 дня хотя-бы надо. Но так вот выходило и по времени участников и главное по погоде, что только 3 дня нам на эту затею выгорело.

Команда: я; Артём – парапланерист, до этого разок со мной вышел в Авачинскую губу, быстро все понял как ветер ловить, даже объяснять особо не пришлось, с ним комфортно, с полуслова понимает что делать надо; Тимоха - подключился в экипаж вечером накануне выхода – надежный парень и веселый собутыльник, водитель Урала, рулил поначалу не в ту сторону ;D (у тебя говорит руль неправильный, почему баранки нет? ;D)

Прогноз такой. 31 августа утром начинает задувать, но не сильно, и как раз попутным на выход из Авачинской губы. Где-то часам к 11-12 винди пророчил уже 7 метров в секунду, а в 14-15 часов уже 10 м/с, к вечеру затихало. Но все это здесь, в районе Авачинской губы. А километров 20 южнее ветер уже слабый, а километров 50 южнее - уже чуть ли не штиль. А нам на юг и нужно. На следующие 2 дня отличная погода, без штормов точно. Потому план был выйти из Авачи сутра пораньше, и без промедлений уйти южнее, где достаточно тихо. Прогноз мониторил накануне весь день и даже ночером и естественно утром перед выходом, даже звонил опытному знакомому Виктору, консультировался, как можно идти, если не будем успевать по какой-то причине или задует раньше прогноза. Вобщем, пятой точной чувствовал какой-то подвох

Выезжали мы в 5:30 утра, в 6 с копейками были уже на стоянке катеров, далее сборы, упаковка вещей в гермы, привязывание вещей на трим, заправка бензина, что-то еще. В итоге отчалили мы в 7:30, на полчаса позже планового времени. И этого все равно нам с запасом должно было хватить. Выходим из бухты Раковой на моторчике (2,6 л/с). Далее на выход из Авачинской губы подключается попутный ветер. Идем на полном гроте и кливере (летучая генуя). Экскурсионные катера бегут тоже на выход в океан. Красота! И вот видосик как раз про этот момент

У нас с собой еще половинка арбуза, прямо на носу центрального баллона он аккуратно помещен между привязанными гермами. Я говорю, подальше южней отойдём, поспокойней будет – арбузик поедим))

Ветер понемногу начинает усиливаться. Объясняю дядькам, что нужно будет делать в случае шквала. Кливер уже убрали, стаксель развернули вместо него. Первый шквал, не сильный, но понятно что это начало. «Приводись» кричу Тимохе, и он без промедлений приводится. Рифим грот. Пока рифили, ветер еще усилился. Убираем грот совсем. Идем на стакселе бакштагом.

В этот момент мы были уже на линии мысов, то есть на выходе в океан, время было около 9 утра. Далее нам на юг, и уже галфвиндом. Ветер еще усиливается, стаксель скручиваем, сначала немного, потом больше. Видосик про этот момент

Далее, когда уже совсем кусочек стакселя остался, сильными порывами ветра его начинало просто трепыхать -полоскать, почему то не держал этот кусочек стакселя нужную форму при сильных порывах. От греха подальше скручиваем стаксель совсем, идем на моторчике. Мы уже напротив бухты Безымянной. Ветер дует как раз из этой бухты, разгоняя волну, при том что длина бухты вглубь берега всего то 3 км.

План был пройти мимо этой бухты, а далее скальный берег должен был нас ограждать от ветра, и волны там особо не должно было быть. А там бухточка Спасения, хоть и запрещенная военными, но нам то все равно (в самой бухточке военных нет, думаю проблем не должно быть с военными). Но видим, что все суда разбегаются, кто в бухту Безымянную, кто домой в, Авачинскую губу, и что-то никто под тот скальный берег не идет. А скальный берег тот никто из нас не знает, и бухточку Спасения мы только на карте видели. Потому, посмотрев на всех, решили тоже идти в Безымянную.

Сначала вроде идется, против ветра и волны, уже явно полуметровой короткой, медленно, но ползётся. Но не долго это длилось, чувствуем, что ползти будем до вечера, а ветер еще усилится и полетим мы в сторону Аляски)) Видим и яхточка, которая пыталась зайти в Безымянку, пошла уже в сторону дома. Здоровенный траулер Геркулес как-будто пытается зайти в Безымянку, но стоит на месте. Решаем – идем в обратном направлении, но не домой (нас ветер уже никак не пустит домой), а в бухту Шлюпочную, там отсидимся.

Ветер с волной нам теперь в левый бок. Волны все выше, к тому же мы идем уже напротив Авачинской губы, а она длинной вглубь берега 20 км, и соответственно волна разгоняется здесь больше. Мотор уже давно периодически выпрыгивает из воды, жужжа при этом. Но тут мотор первый раз накрыло волной так, что он заглох. Я конечно же сразу дергаю шнур, заводится с полпинка. Дядьки сидят без признаков паники, лица каменные. Естественно все давно в куртках штормовках с капюшонами. По головам периодически прилетает океанской водичкой. Мотор снова накрывает, снова глохнет, снова с полпинка заводится. После третьего раза я стал отрабатывать ручкой акселератора – как только его накрывает, то сбрасываю газ до нуля, и сразу набавляю газ обратно – так он не глохнет, а ручку акселератора при этом постоянно в руке держу.

Подходим к Трем Братьях (это скалы), а за ними наша цель – бухта Шлюпочная. Но тут ветер уже отбивает от высокого берега и не пускает нас в Шлюпочную. Остается нам последний вариант – идти дальше на север за мыс Маячный, там высокий скальный берег, там точно спокойно будет, а далее там будут и пляжики. Зашли за мыс Маячный, там тихо, спокойно, тюлени ларги на нас зырят. Перевели дух и почапали дальше вдоль скального берега за мыс Вертикальный, а там пляж. На пляж успешно десантировались через прибой. Первым делом мы конечно же достали хреновуху, и один из тостов был за Анатолия Павловича Кулика, что это суденышко все выдержало. Порезали арбузик, верхняя часть которого была насквозь просолена. Тут мне ребята припомнили: "сейчас, говорит, отойдём южнее, спокойней будет, арбузик поедим" ;D

Там же на пляже речка-озеро "Приливное". Чет мы сразу не сообразили, что раз приливное, значит соленое будет. Я еще говорю Тимохе, что просоленные штаны надо бы в пресной воде сначала прополоскать, прежде чем сушить (у него штанов непромокаемых не было и те что были на нем - насквозь мокрыми стали). Подходим к речке, Тимоха полоскает свои штаны, потом пробует воду на вкус - Соленая!!! Ну это не беда, на Камчатке сложно без воды остаться - прошли километр по берегу и там прямо из скал чистейшая родниковая вода бежит.

В общем, этот день мы отдыхали - загорали, ели, пили. Ну и связь тут была, и я следил за прогнозом - завтра утром надо выходить.

Потом уже после возвращения я узнал у экскурсионных катеров, что они тоже влипли в этот день, у кого-то даже стёкла волной повыбивало. Никто не ожидал этого шторма, по прогнозу было все намного мягче и штормового предупреждения не давалось.

По шкале Бофорта у нас было 5-6 баллов. Возможно в середине дня еще сильней штормило, но мы этого уже не видели. На пляжике у нас конечно задувало хорошо, но явно не так сильно, так как берег в сопках.

Нарисовал на карте наш пройденный путь в этот день.

На следующий день мы продолжили путь. Было решено идти по маршруту, до куда получиться дойти. По прогнозу к утру ветер становился нормальным, рабочим, а южнее с обеда и вовсе практически в штиль переходил. На третий наш день в первой половине дня штиль, а во второй половине дня включался попутный ветер нам на возвращение.

Чтобы отчалить с пляжа, нужно было преодолеть прибой. План был конечно огонь! Артем в одних трусах должен был вытолкать трим насколько сможет, тем временем мы быстро заведем мотор, Артём запрыгнет и мы поедем. ;D Но мотор не заводился. В итоге преодолели прибой наверное с 3-й попытки, на вёслах. У Артёма аж зубы стучали, водичка то градусов 10 или и того меньше. Отошли, в моторе свечку поменяли, поехали. Выйдя из за скального берега, поставили паруса, сначала грот на рифе, и чуть позже разрифились.

Подойдя к острову Старичков, увидели косаток метрах в 20 от нас, но заснять нормально не получилось, они быстро ушли. Всяких нерп, ларг, каланов я просто не упоминаю, их там часто видишь. Перекусили на борту, подумали и решили идти в район бухты Вилючинской, а там решить что делать дальше (не путать с городом Вилючинск - это совершенно разные места). Ветер сдулся в середине дня, как и было обещано, шли на моторе дальше.

Начиная от мыса Опасный сплошняком идет отвесный скальный берег, и только 2 маленькие бухточки там - Опасная и Саботажная, довольно открытые, через прибой обычно сложно там причалить. Расстояния огромны, при том что кажутся не очень то большими. В следующем походе туда я товарища спрашиваю, сколько ты думаешь до мыса километров? Отвечает: ну 1,5-2 где-то. А я то на карте по телефону смотрю: 6 км!

Проходя Опасный и следом еще один мыс, нужно держаться подальше, метров за 300 или больше. Там периодически может подыматься волна, на которой будешь сёрфить прямо в скалы.

От мыса Опасный до мыса Отвесный километров 10. Далее начинается вход в бухты Вилючинская и Жировая. Жировая как-бы запрещена военными, но реально туда можно, военных там нет, если только не учения. В наш день как раз там учения были. Мы пошли в Вилючинскую - это такой огромный красивейший Фьорд, высокие скальные берега с зеленью. В некоторых кулуарах на склонах еще лежал снег, не растаявший за все лето (не потому что там зима, а потому что снежник толщиной метров 10-15 не может быстро растаять, особенно если солнце на него никогда не падает). Если там оказаться в июле, то будет огромное множество водопадов. Но чтобы увидеть и оценить всю эту красоту по полной, нужно зайти в бухту до самого конца, что мы и сделали. А это 10 км. Ну и конечно же остались там на ночевку. Вид на вулкан Вилючинский - находишься как будто в каком-то сказочном месте из красивых фильмов фентези.


Прошли в это день километров 50.

Пара видосиков об этом месте:

На третий день у нас маршрут без вариантов - идем домой. Почти весь день был штиль, и только перед входом в Авачинскую губу задул попутный ветер, чем мы и воспользовались, поставив паруса. А до этого мы просто ехали на моторе, наблюдая скальные берега. На обед хотели встать на пляже в бухте Вилюй (не путать с Вилючинской), но там везде был хороший накат. В итоге нашли место закрытое от наката - это был практически грот в скальном берегу. Для обеда место оказалось супер, и красиво, и интересно. Голову поднимаешь, а там над тобой нависает стена, именно отвесная.

Заход в родную гавань прошел с некоторой потерей времени. Дело в том что там периодически закрывают рейд, это обычно связано с проходом подводных лодок или военных кораблей, фарватер то в месте выхода в океан довольно узкий. И вот во время нашего захода всех отправляли отстаиваться в бухточку Тихую, пока не откроют рейд. Тихая - это малюсенькая бухточка в Авачинской губе. Ну мы сначала шли, не обращая внимание на их болтовню по рации, но в итоге видим, что все туда идут, даже самые мелкие. На всяк случай решили, что нам нужно поступать также. Постояли там в Тихой может минут 40. Пока стояли, звонили знакомым, спрашивали, относится ли это к нам. Ну вроде как относится, и если поймают, то могут и чего-то там ай-яй-яй. Вобщем минут 40 постояли, надоело - развернули паруса и пошли, даже и рацию выключили. И тут перезвонил еще мне знакомый капитан экскурсионного катера, задал я ему этот вопрос - иди, говорит, смело, никто тебя трогать не будет, бананы не трогают ;D

Еще пару видосиков:

Этот поход был завершен, все довольны как слоны (еще бы!, столько всего пережили и увидели!). Но у меня оставалось чувство неудовлетворенности, так как до бухты Русской не дошел, а потому чуть позже был еще один 3-дневный поход.

Следующий выход был, если не ошибаюсь, с 11 по 13 сентября. Выбрать время было не просто, так как сентябрь - время штормов там, а нужен был не один день, не два, а минимум три. И в то же время у нас не было недели, чтоб спокойно там переждать непогоду.

В этот раз со мной был мой старый друг и инструктор альпинизма по имени Андрей. Сначала прокатил его по Авачинской губе: "правда движемся против ветра!" - такого было его удивление и восторг. ;D При планировании дня выхода, изучая прогнозы, не нахожу никак вариантов, чтоб 3 дня была приемлемая для К-16 погода. Вот 11 сентября сутра начинает поддувать, в обед уже желтеньким на винди в районе Авачинской губы, но южнее спокойнее - и это точь в точь похожая ситуация, как у нас было 31 августа ;D Не хочется повторять.

Следующие дни какие то неудачные были для выхода, уже не помню почему, возможно там после 13 сент уже погода портилась - дожди намечались.

Ну вобщем, Андрюха, как старый походник, говорит: "ну чего ждать у моря погоды? Утром 11-го есть погода - пошли, надо будет спрячемся и отсидимся". На мое замечание, что может случится ситуация, что спрятаться не успеем и ветер с волной нам не даст, а по ветру уходить нам только на Аляску останется, Андрей отвечает: "ну ты ж говоришь, что перевернуть его мало реально, ну поштормуем в море, ну сдуется этот ветер через день-два" :o Ну окей, друг, с тобой хоть куда, но все же штормовать в океане на К-16 я не хочу ;D

Вобщем выходим 11 сентября утром. План такой же как в прошлый раз - проскочить как можно южнее до того как задует желтеньким. Но только в этот раз движемся уже не посреди фарватера, а так, чтобы как можно чаще быть закрытыми скальным берегом. На моторе идём. Андрюха бунтует, что мол ветер есть, а мы бензин жрём, но говорю, так надо сейчас - перейти фарватер поскорее, пока не задуло, к бухте Тихой, затем мимо Гротовой, далее поскорей перескочить Безымянку, и там мы снова под скальным берегом, а там по карте погоды спокойней. Вобщем все так и было, но не совсем. Мне по телефону знакомый кэп утром отзвонился, передал штормовую с обеда, сказал, что южнее вряд ли будет спокойней, из Саранной точно будет дуть, а в Вилючинскую вы не сможете зайти, если и там будет дуть. Но по прогнозу там вобще тихо. Вобщем ничего не понятно. Попробовали пройти Саранную - просто посмотреть как там дует - ну хорошо конечно дует, все мокрые из-за встречной волны (бейдом пробовали, чтоб вернуться легко было). Увидели у острова Старичкова судно Мечта, подошли спросили прогноз - у них вобще прогноз 20 м/с ветер, не знаю откуда, но такого ветра в итоге не было.

Вобщем рисковать не решили, пошли в правый край бухты Вилюй, там озеро с говорящим названием "Пресное" (действительно пресное). Там пол дня пили, ели, загорали. По тому что наблюдалось в море и воздухе - можно было идти, но неизвестно как там было бы в трубе бухт Вилючинская и Жировая. Но мы и тут вобщем неплохо отдохнули.

До выбора места стоянки у озера Пресного, мы ещё сначала попытались зайти в речку Вилюй, но там слишком мелко - бар. Причалили там, прошли выше по речке - водичка солёная (хоть местный рыбак и сказал, что пресное должно быть). А в северном краю бухты стоит сарайчик, в котором довольно удобно могут переночевать 2-3 человека, рядом пресная вода - супер. Вобщем там мы и остановились.

Фото с этого похода нет, только видосики, и вот как раз об этом месте

Да, кстати, рыбаки, косвенные хозяева этого домика в бухте Вилюй, дали нам ещё кижуча, которого мы успешно запекли в фольге. Спасибо им большое!

При наличии ветра, нормального для данной модификации К-16, мы ходили исключительно на парусе, ну только разве в случае движения против ветра, шли на моторе, чтоб не терять время на галсах, когда времени было мало. Рабочий ветер для конкретно моего К-16 на мой взгляд заканчивается на уровне 7-8 м/с, на бОльшем ветре - только попутным на стакселе. В конкретно этом К-16 ванты крепятся к бортовым балкам в одной точке прямо посредине балки. Балка - аллюминивая труба, имеет свойство выгибаться. То есть в данном случае большую нагрузку эта схема просто не потянет. Усилить это дело не сложно, распределив усилие усами на концы этой балки, но пусть это делает уже новый хозяин.

Кроме того, большие сомнения, смог бы какой нибудь условный ск-18 идти в таких условиях против ветра и волны, волна то не длинная, с берега нагонялась. По высоте волны - ну на уровне глаз наших, при том, что на триме довольно высокая посадка.

Конечно на более мореходном судне, вполне себе можно позволить большее. Для СК-21 возможно все это было бы просто штатной ситуацией. А мотор 2,6 лс.

И кстати, на второй наш выход мы взяли два мотора - тот же 2,6 лс и ещё тохатсу 3,5. Первый день ходили с тохатсу и никакой разницы в скорости я не заметил - те же 5 узлов. Но жрёт больше раза в полтора. Потому убрали его и больше не доставали. Возможно дело в шаге винта, и этот тахатсу просто грузовой, и в случае движения против ветра и волны тянул бы намного лучше, но это предположение, не проверял.

Наутро мы выдвинулись дальше. По вчерашнему прогнозу в этот день с середины дня снова желтеньким дуло по винди, но это в районе Авачинской губы, а мы уходили южнее - там спокойней и чем дальше, тем ближе к штилю. Фактически же утром пока собирались ветерок был, как выши - ветер практически сразу исчез, и мы снова на моторе. Вобще в этом походе мотора было намного больше чем паруса. В прошлом выходе как-то больше под парусом удалось походить.

Прошли уже знакомый мне скальный берег от мыса Опасного до мыса Отвесный. А далее труба бухт Вилючинская и Жировая - здесь уже не слабо так поддувало, и мы сначала немного бейдом прошли на моторе, затем поставили паруса и галфвиндом, а позже бакштагом пролетели километров 5 до следующего скального берега, ну а там снова моторчик включили. Водопад там интересный еще со скал прямо в море падал. Вобще интересно наблюдать эти берега, а в июле там красивей должно быть, водопадов больше намного будет.

Далее скальный берег до входа в бухту Русскую, там же справа бухта Тихирка. На входе началось веселье - ветер выдувал из-за мыса так, что мы все мокрые были от брызг, моторчик еле-еле тянул, и в один момент ветер нас совсем остановил, увалил, и мы пошли почетный круг заново ;D. Наверное тут можно было поставить грот на рифе + мотор, и галсами мы легко бы зашли (но это мне подсказали уже позже, после похода), но вобщем мы итак зашли со второго раза. Зашли в Тихирку - бухточка красавица, скальные берега изумительные. Вода есть, пляжи есть. Летом тут был глэмпинг, но скорее всего больше не будет его тут в ближайшие годы.

Здесь в Тихирке мы обедали, загорали, и пережидали ветер. Ветер тут еще больше усилился с того момента, как мы сюда зашли. Как потом оказалось, мы спокойно могли перейти в бухту Русская, там ветра такого не было, то есть труба дула именно из Тихирки, а в Русской достаточно спокойно было, но мы узнали об этом уже по факту - в Русской, кода туда прибыли.

В общем время около 5 вечера, мы решаем, что пора двигать, ветер заметно послабел. Вышли на стакселе, попутным дошли до поворота в Русскую, а далее без ветра, снова на моторе.

Бухта Русская - это фьорд, вытянутый километров на 7 в берег. В конце Русской слева стоит баржа с каких-то древних времен, к этой барже и причаливаются все катера. Мы сначала прошли мимо, на берег - там среди зарослей камчатского высокотравья виднелись какие-то сарайчики. Сарайчики эти оказались совсем уж разваленными, для ночевок не годятся. А тем временем, пока мы обследовали остатки этих хижин, к нашему триму подошли двое в камуфляже, ну и мы к триму вернулись. Первый вопрос был "как вы на этом сюда дошли?" и этот вопрос нас сопровождал потом весь вечер ;D. Вобщем ребята эти оказались хозяевами баржи, позвали нас к себе ночевать.

Там прямо на барже достаточно ровные поляны под палатки, растет трава, чуть ли не деревья, костровище есть, туалет. Сами хозяева живут где-то там в каютах. Вода пресная проведена шлангом с горного ручья - самотеком разумеется течет. Катера, яхты пришвартованные стоят, кто в каютах, кто в палатках живут. Все тамошние кэпы конечно пальцем показывали на наш трим: "смотри на чем они по океану ходят! а моторчик то у них - 2,6 лс!"

Интернет спутниковый по 300 рублей с человека за вечер. Швартовка там платная, но узнал я это уже вечером у костра. Так сколько, говорю, с нас то? "С вас сколько?, С вас нисколько!, может лучше мы чего вам дадим?, еды там или бензина?" Ну еды у нас хватало, а вот бензина мы взяли немного на всякий случай)). Потом говорю Андрюхе, надо было еще другое горючее требовать ;D

Прогноз на утро был штиль. Мы пораньше вышли, сходили до мыса Кекурный, там лежбище сивучей - морских леопардов. Несколько ссыкотно становится, когда проплываешь мимо этих сивучей на расстоянии нескольких метров, и когда они, сваливаясь со своих насиженных мест на скалах, плывут к тебе ))

Ну и видосики - про Тихирку, про Русскую, про сивучей:

Далее был путь домой, по пути мы зашли в бухту Жировую просто посмотреть, затем в бухту Саботажную на обед - видели, что там какие-то домишки. Как оказалось, это база охотугодий. Нас там приняли, накормили чаем с хлебом с маслом с красной рыбой - спасибо им большое конечно. Причем хлебушек свежий (кто-то недавно видать привез им). Рассказали, как какие-то туристы на моторном катамаране шли мимо них на Курилы летом, всемером с моторчиком 2 л.с. )), ну вобщем они их успешно отговорили от этого гиблого дела)) Далее у нас было немного ветра, может максимум на часок - шли на гроте и кливере. Вечером прибыли домой - на стоянку катеров на ЖБФе. Программа выполнена, галочка поставлена, и погода как раз с этого дня резко похолодала.

Если кто соберется на Камчатку, то отвечу на вопросы. Заранее скажу, что оптимальное время с 20-х чисел июля до 10 августа. В это время океан уже не холодный и штормов частых еще нет. С середины августа не стоит - ветра сильные, шторма частые. В июне и начале июля океан еще слишком ледяной - в зимней одежде постоянно придется быть.

И вот ещё, спасибо еще Виктору Музяеву за консультации по телефону перед выходами.