Первоисточник – форум КиЯ (обсуждение, больше фотографий, продолжение о покупке новой лодки).
Мы не успевали. Ощущение неготовности мешало и не давало сосредоточиться. Не была готова лодка, не были готовы мы, не была переделана куча неотложных дел, прогноз давал только встречный ветер. Но срок временного ввоза нашей лодки заканчивался и надо было ее выводить за пределы границы таможенной зоны. А она у нас, как известно, совпадает с государственной. И в конце мая мы отошли от пирса яхт клуба ВМФ, чтобы начать, как мы думали, переход до границы и что на самом деле было лишь прологом к рассказу.
Собственно, пенсионером в экипаже яхты Scampi 30 «Fleur» является только женская его половина, а я благодаря недавним изменениям в законодательстве, задержался с торжественным событием, поэтому объявил себя пенсионером индивидуальным и независимым.
Весна выдалась холодной и выйти с Ладоги мы смогли только 13 мая. Прошли Неву (вниз – не вверх!) и стали готовиться к походу. Затем, видя что не успеваем, решили дойти до Гогланда и вернуться, снова оформив временный ввоз и неспешно готовить основное путешествие. 29 мая вышли в сторону Кронштадта. Прогноз не обещал ничего хорошего: сутки встречный ветер до 10-12 м/с, затем резкая перемена в направлении на противоположное. Т.е. всю дорогу – в морду… К 17-30 пришли на Константин. Растаможились к 20-30, прошли погранконтроль и покинули гостеприимный причал, где нам даже чаю на дорожку не разрешили попить: оформились и отваливайте! В воротах встретила волна более 2м, обещанный ветер. Меня хватило на 3 часа этой бессмысленной борьбы. Гордо распустив стаксель, вернулись, надеясь втайне, что погранцы проштампуют на вход… Не прокатило: аннулировали выход. Соответственно и временный ввоз не закрыли.
Знать бы нам, что всего этого делать было не нужно, сидели бы мы у себя на Ладоге, готовились неспешно к походу, выбирали бы погоду по душе! Но…опыт приходит с ошибками. Добрые люди из таможни подсказали как нужно поступать.
Справка. Нарушение сроков временного ввоза карается в административном порядке предупреждением или штрафом до полутора тысяч рублей. Желательно представить оправдательный документ, например справку-счет из произвольного автосервиса о ремонте мотора.
Теперь у нас был месяц, чтобы подготовиться. Нет, не к выходу, а к длительному походу. Мы решили 2-3 месяца провести в морях, понять, нравится ли нам именно жизнь, а не просто передвижение на яхте.
Месяц пролетел быстро. Завезли на лодку продукты, поставили новые солнечные панели на 150 Вт, контроллер и инвертор. Заменили аккумуляторы на гелевые 2х112 ач… Да мало ли работ на лодке! Ждали ветра. Наконец дождались: по прогнозу 5 дней восточный 6-8-10 м/с. Долетим до Таллина и через Дирхами на Сааремаа и прямиком на Готланд! Эх!...
Решили выходить пораньше. Около 12 отшвартовались. На выходе я не заметил муринг, на который нас нанесло течением. Сели крепко. Хорошо, на винт не намотали. Потеряли больше часа на танцы с бубном. Спасибо ребятам с соседних лодок – помогли. На Константин пришли к 17-30, но пришвартоваться не успели: таможня остановила телефонным звонком. «На выход? А штраф?» – Дык пожалуйста! «Неет! Надо дело на вас завести. Административное.» – Дык заводите! «Неет! Сегодня ж пятница: начальство уже ушло. Ждите понедельника. Где хотите, только не на нашем пирсе: мест нет.» Месяц пролетел быстро. Завезли на лодку продукты, поставили новые солнечные панели на 150 Вт, контроллер и инвертор. Заменили аккумуляторы на гелевые 2х112 ач… Да мало ли работ на лодке! Ждали ветра. Наконец дождались: по прогнозу 5 дней восточный 6-8-10 м/с. Долетим до Таллина и через Дирхами на Сааремаа и прямиком на Готланд! Эх!...
Решили выходить пораньше. Около 12 отшвартовались. На выходе я не заметил муринг, на который нас нанесло течением. Сели крепко. Хорошо, на винт не намотали. Потеряли больше часа на танцы с бубном. Спасибо ребятам с соседних лодок – помогли. На Константин пришли к 17-30, но пришвартоваться не успели: таможня остановила телефонным звонком. « На выход? А штраф?» – Дык пожалуйста! «Неет! Надо дело на вас завести. Административное.» – Дык заводите! «Неет! Сегодня ж пятница: начальство уже ушло. Ждите понедельника. Где хотите, только не на нашем пирсе: мест нет.»
Вот так! Возвращаться в Питер не хотелось. Договорились встать на ночь на гостевую рядом с заправкой. На следующее утро ушли на форты и отдыхали до понедельника.
Но ветер ждать не стал…
Вот так! Возвращаться в Питер не хотелось. Договорились встать на ночь на гостевую рядом с заправкой. На следующее утро ушли на форты и отдыхали до понедельника.
Но ветер ждать не стал…
27 июня приехали на Моби Дик к 10 утра. Велено явиться к 14. И понеслось! 14, 16, 17… Приходите завтра. А завтра как раз опять вмордутык. Договорились на среду. Вторник провели в море, отрабатывая схоженность экипажа при ветре до 12 м/с.)))
На следующий день заплатили штраф. Велено на досмотр приходить к 16. Пришли. Досмотр начат в 19-30. Наверное, на наши лица смотреть было некомфортно, потому что закончили процедуру за час. Наконец-то! При В-СВ ветре 7-9 м/с вышли. Отзвонились на выход. Вопрос несколько ошарашил: «Яхта Флер, вы в Россию возвращаться собираетесь?» Подмывало схохмить, но кто их знает, - еще не выпустят…
Справка. Судно, оформленное под временный ввоз может выйти за границу РФ в любой день периода действия временного ввоза. Пограничная служба чинить препятствия права не имеет.
Весь вечер и всю ночь весело шли под парусами в бакштаг и галфинд. К утру стихло до штиля. Остаток пути моторили. Часа за 4 до Нарвы отзвонились по телефону полиции Эстонии. Получили добро на вход. На тот момент Финляндия еще не открыла границу, как и Россия впрочем. К полудню подошли к пограничному пирсу Усть-Нарвы. Нас встретили. Все ребята русские, так что прием был вполне доброжелательным. Сказали, что наша лодка – первая за два года, пришедшая из России. Ветер ушел и по прогнозу три дня штиль. Встали тут же в обновленной марине. Все есть: вода, электричество, душ, сауна, туалет, кают компания с кухней и посудой. 12 евро.
Следующий день вышли в 7-30 и 5 часов моторили. Потом появилась возможность идти на парусе. И до Эйсмы шли от бакштага до фордевинда 4-5 узлов. Солнце очень злое, раздеться невозможно, сразу обгораешь. Погода для пляжа… В Эйсме небольшая, частная марина, уютная и красивая. Правда, котел у них сломался и горячей воды не было. Помылись холодной. 25 евро. И по-русски не говорят (или не хотят).
Переночевали и вышли в 6-30. Изредка шли под парусом: почти все время штиль. Подвесили новый бимини-зонт, изготовленный по образцу шведского. Очень выручил. Спасибо, Анна, прекрасная работа. К вечеру подошли к Таллину. Звонили в марины. В Пирите попросили 55 евро, в Старом городе – 40. Пошли в порт Ноблессер. 25 евро. Встретил харбормастер, помог со швартовкой. Зовут Карл.
В Таллине мы оба были 46 лет назад, но порознь, конечно. Решили завтра стоять, тем более, что ветер опять встречный до 14 м/с. С утра и до вечера ходили по городу, вспоминали, смотрели. Красиво и приятно, но он оставляет впечатление не старого, а состарившегося и одряхлевшего… Весь день на ногах! По нашем возвращении в марину, Карл, томно закатив глаза, поведал, что сегодня бесплатная сауна, где мы можем обрести новых друзей. Света, испуганно заморгав, сказала, что новых ей и особенно мне не надо. Ограничились душем.
04.07. Ветер перестал нам благоприятствовать и поэтому решили идти в Ханко. Вышли при полном штиле в 5-50. Из 15 часов под парусом только 3. Мотор после ремонта радует: выхлопа просто не видно. Пришвартовались в 20-30 в родной для нас северной марине. Гостевых мест мало, но оплата через интернет и никто не проверяет ;) . Ресторан перестроен, там стало голо и скучно. Хозяин умер, хозяйка, Светлана, перебралась в Хельсинки. Но город по-прежнему прекрасен. Мы провели там 2 дня. Поскольку время для нас значения не имело, просто отдыхали. Познакомились с соседями по стоянке. Кстати, когда швартовалась лодка финна, профессора нашего университета марксизма-ленинизма, произошла первая неприятность. Я забыл надеть очки и пошел помогать швартоваться. В итоге, промахнулся ногой мимо пирса. Пролетев между ним и носом лодки, приложился скулой и всеми остальными частями тела (иначе, почему они на завтра все болели?) и шлепнулся в воду. Мои выражения досады и разочарования финны поняли и оценили по-своему: решили, что русский нажрался. Потом, конечно, посмеялись и подружились. Это происшествие напомнило, что отдых отдыхом, а технику безопасности никто не отменял. Весь дальнейший поход мы были осторожны и обошлись без травм.
7 июля покинули Ханко с намерением дойти до Vano. С утра шли в крутой бейдевинд, потом в лавировку против постепенно усиливающегося ветра. Попытались идти под мотором, но скорость 1-1,5 узла угнетала. Свернули по ветру и ушли в марину Hogsara на острове Lotsberget 25 евро + 5 за электричество. Хорошее место, много лодок. На наружной стороне пирса – волна от проходящих мимо катеров.Утром встали в 5-00. Полез осматривать мотор, а под ним масло… Выход пришлось отложить. Искал причину. Отдало "клапан избыточного давления в картере редуктора" (со слов коллег). Возможно? виновата вибрация. Словом, проваландались до обеда, решили идти завтра.
Утром вышли пораньше: путь предстоял неблизкий, а погода портилась. С 7-10 шли в галфинд и бейдевинд при свежеющем на глазах ветре. В 11-30 заметили тучку, очень быстро приближающуюся. Успели свернуть стаксель. Приложило нас не до воды, но прилично. Фарватер там узкий, кругом скальник. Завел движок и стоял против ветра, убирая грот. Минут через 15 все кончилось и пошли под стакселем: отдало скобу на блоке гика шкота. Шли 6,5 узлов. За 10 часов прошли 52 мили. Дошли до марины Sandvic на острове Kokar. Приятное место. 25 евро.
На следующий день мы отдыхали, чинили снаряжение, убирали лодку. Прогноз обещал солнечную погоду с приличным ветерком. Хорошо выспались и спокойно прошли 30 миль до марины Degero. Очень красивый день, хороший ветер, всю дорогу под парусами. Однако к 16-30 раздуло до 10 м/с Марина небольшая, открытая ветрам с севера и юга. Большой волны нет, но мешает сильно. Прямо в марине магазин, заправка с воды и суши, душ и пр. Сауна за отдельную плату. Стоянка 28 евро.
Как задуло с вечера, так и продолжало дуть всю ночь и весь следующий день. 13-15 м/с. Наши соседи, славные старички (под 80) из Швеции, решили выйти на своем 38 футовом моторсейлоре. Намучились все, а уж мы и подавно, помогая вывести тяжелую посудину. Улеглись вечером пораньше и в 4-00 были уже на воде. Ветер утих. Шли под мотором. И далее, днем, через Аландское море пришлось молотить движком. Лишь у шведских берегов задуло и в галфинд и полный бейдевинд добежали до марины Furusund. Харбормастер Карл (опять Карл?!) помог со швартовкой и даже сауны с друзьями не предложил. Окрестности марины – милый поселок с паромной переправой, какая-то уж очень бутафорская ветряная мельница и настоящий, циклопических размеров дуб, правда, без цепи Марина 420 крон.
Утром вышли около 10ч. Всю дорогу шли то под парусами, то помогали мотором, когда уж очень было остро к ветру. Скорость достигала семи узлов. До намеченной точки не дошли 2-3 мили. Из-за острова вывернула черная туча и ливануло так, что промокли мгновенно. Видимость упала, свет померк… Под ливнем заскочили в частную марину Stafsnas batklubb и встали на свободный буй. Поскольку никто не приехал нас прогонять, решили остаться на ночь. Вечером при проверке обнаружена отданная средняя ванта по правому борту. Причем, палец был в талрепе, а стопорное кольцо отсутствовало.Как это произошло, до сих пор непонятно...
Утром, в 6-45, не заводя мотора, поставили паруса и снялись с буя. Весь день до захода в Нюнесхамн шли с ветром. Даже в шхерах волна была до 50-70см, а с моря кое-где заходила приличная зыбь. Путь был извилист, так что развлеклись разнообразием курсов. В Нюнесхамне мы были в 2017г. Июль не лучший месяц: народа очень много, а мест мало Все же нашли, где приткнуться. 350 крон. А свои дубы там тоже есть.
Самый длинный и «бесшабашный» переход ждал нас на следующий день. Вообще-то, я планировал идти в Arkosund, но природа захотела иначе. Практически сразу ветер позволил идти под парусом. Вышли из шхер и поняли, что если хотим идти сколько-нибудь комфортно, надо следовать параллельно берегу. В этом случае выходили к оконечности Оланда. Так и пошли. Ветер на большей части пути был 8-10, изредка усиливаясь до 12. Волна до 2-2,5 м. Так и шли весь день, закусывая то бутербродами, то драминой: качало прилично. К ночи подошли ближе к берегам, удивляясь отсутствию парусов в море. Ночью появились БЖП. Один голландец (по марин трафик высмотрел) пер прямо на нас. Радарный отражатель я разбил в прошлом году. Взял прожектор и подсветил грот. С корабля мигнули в ответ и он чуть изменил курс. Вполне достаточно. Когда подошли к Оланду, было уже около 3-х. Ветер усилился. Спустили грот, зарифили стаксель. 6 узлов. Заход в марину Byxelkrok я помнил. Или мне так казалось. За 5 лет ее расширили и заход изменился. В темноте не разобрался и проскочил мимо. К счастью, быстро понял, что иду не туда и развернулся. Утром, когда посмотрел с мола, увидел, что метров 30-40 не дошел до рыбацких сетей. Могло быть весело… Пришвартовались в новой части, радуясь, что мало народа и только потом поняли, почему: новый мол построили плохо. В эту часть заходит волна. Утром, когда ветер чуть поменялся, пришлось перешвартовываться.
Следующий день мы отдыхали. Хотели выйти 18.07. Но… спина сказала «нет». Пришлось отдыхать еще день. Здесь и делать-то особо нечего. Разве что, гулять по дороге вдоль берега. Раньше тут были раскопы могил «викингов», но теперь они исчезли, а рекламные стенды демонтированы. Видно, не совсем викинговые оказались викинги! 260 крон за стоянку.
Утренний короткий переход прошли почти весь на моторе. Ветра не было. В 13-30 отшвартовались в марине Borgholm. Те же 260 крон. Весь городок – рестораны, кафе, аренда жилья. Местные и заезжие престарелые рокеры лабают нетленку. Прекрасный парк с оленями, почти не боящимия людей. Сгоревший замок хорош, особенно когда представишь, каким он был. Посещение 200 кр. И марина хорошая. И все есть.
До Кальмара было рукой подать и мы вышли поздно, около 9-и. Спокойное, ненапряжное плавание, наполовину мотор. Пришли рано. Марину я не узнал: с прошлого года и берег и сама марина сильно изменились. Много чего понастроили истощенные кризисом шведы. Погуляли по городу, сходили в магазин. Прогноз крайне неутешительный. Все время встречные ветра. А со спиной все хуже…Третий день на уколах…
Когда на следующий день стало совсем нездОрово, решили потихоньку идти назад. Без фанатизма, короткими перебежками. Лежать в таких случаях нельзя, надо ходить. И мы пошли гулять, открыв для себя другой Кальмар. В стороне от центра, тихий, какой-то местечковый и тоже древний. Заросший до крыш деревьями, весь в цветах. Забрели на кладбище. У входа стоят лейки и грабельки для уборки. И для дачи никто не стырит. На противоположном конце – та же картина. Форменное безобразие!
Чтобы уменьшить грусть прощания, устроили ужин в кокпите.
Вышли в 7-20. Утром состояние не улучшилось. Грот поднимать не стали: фордак. И так под стакселем 5-6 узлов делаем. Ветерок-то раздувает! В Бюкселькрок пришли в 17-30. К ночи собрался дождичек. Редкий гость в это лето.
Ночь спал плохо. Утром немного подуло и бросило. Ничего, переход короткий. Обратно морем не пойдем. Зашли в шхеры и поняли, почему в море парусов почти нет. А вот они, все здесь. Ходят по шхерам, удовольствие получают. Пришли в крошечную марину на о. Ido. Швартовка на муринг. 200 крон+50 за электричество. Душ, туалет и ресторан на скалах, высоко. От причала можно и не добежать… Спину стало отпускать. К вечеру заморосило. Скучно сидеть в лодке. Пошли ловить рыбу с пирса. Клевала плотва, изредка влетал окунь, а больше всего местная салака. Пожилая шведка объяснила, что ее надо жарить во фритюре. Действительно, очень вкусно.
Наутро погода опять солнечная. Вышли без завтрака, в 6-00. Поели по дороге. Почти сразу пошли под парусами (8 часов из 11 ходовых) Шхеры здесь прекрасны. Фарватеры узкие и извилистые. По ним туда и обратно идут десятки лодок. Все это в солнечную погоду да под хорошим ветром. Красота! Дошли до Arkosund к 18ч. Навстречу вышел тузик, молодые люди проводили на место. Швартовка на муринг. 300 крон. Вечер этого дня выдался тихим и умиротворяющим. Фиолетово-розовое небо, безветрие и тишина, которую не нарушали даже немцы, стоящие рядом. Их здесь почему-то много.
Следующий день был одним из самых приятных в шхерном плавании. Вышли в 6-00. С утра накрапывал дождик, потом раздуло. Ветер то стихал до полного штиля, то крепчал до свиста в вантах, менял направление и силу. Путь пролегал то по узкому фарватеру до 20 м шириной, то выходил на открытую воду. Прошли мимо Oxelosund и опять углубились в шхеры. Одно место запомнилось особенно. Фарватер там особенно узкий, идет зигзагом. Шли в бейдевинд 6,5 узлов. Справа обвехованная мель, а слева вертикальная скальная стенка. Перед поворотом оглянулся: сзади летят десяток яхт, причем, ближняя метрах в 30. Впереди – несколько встречных. Казалось, проходим порог на байдарке… Прошли. В 13-30 вышли на край шхерника, а тут ветерок такой веселый, южный. И волна метра за два. Веселились в бейдевинд 2 часа, а дальше снова нырнули в шхеры и опять с ветром то густо, то пусто. Словом, не скучали. В 17-00 пришли в Нюнесхамн и хотели для разнообразия встать в небольшой марине, но там нас, судя по всему, не ждали. Пошли в прежнюю.
Следующий день лил дождь и мы отдыхали. Хозяйство, мелкий ремонт и прочие приятные хлопоты.
Ранние выходы в высокий сезон оправданы тем, что когда приходишь на запланированную стоянку, еще не вечер и больше шансов с выбором места. Так и в этот раз. Вышли в 6-15, намереваясь встать на дикой стоянке. Уютный заливчик с узким входом, где кто-то даже буек из кранца поставил для обозначения прохода. Берег – сплошные скалы с вбитыми кольцами. По наружному периметру острова кое-где пляжи. И всего одна яхта. Встали кормой на якорь, носом в берег. Вежливые шведы предлагали помощь, но здесь так близко можно подойти, что нос буквально упирается в камень. Мы порадовались, что в таком козырном месте и так мало народа… а через два часа в бухточку прибыло еще 4 яхты и катер. Этот, впрочем, скоро ушел. Купаться в бухте, где бывает столько народа, не хотелось и мы занялись рыбалкой. Мелочи на ужин можно было натаскать за час. Салака вперемешку с густерой составили основу меню.
На следующий день решили остаться: на этот раз нездоровилось матросу. Тем более, что батарей на 150 Вт вполне хватало на холодильник и зарядку аппаратуры. Состав лодок в бухте частично сменился, но уж никак не уменьшился. Остров изрядно загажен, хотя на берегу имеется вполне приличный туалет. Был и второй, но он разобран.
29.07. Вот уже месяц мы живем на лодке и пока нам не тесно, не скучно и домой не хочется. Это результат тестового опроса экипажа. Потихоньку дошли до Фурусунда. Первый раз за поход заправились. До сих пор шли на отечественном топливе. Далее была кошмарная швартовка. Соскочил швартовый крюк, корму стало разворачивать, я вместо заднего хода дал передний…Но обошлось, хотя хозяева тримарана и Карл поволновались. Познакомились с немецким экипажем. Алекс из Дюссельдорфа и Елена родом из Москвы. Они возвращались с самого севера Ботнического залива, с какой-то экстремальной регаты. Вечером посидели в их тримаране, тесноватом для такой компании. Очень душевно поговорили под пиво и гитару. К сожалению, разговор частично затрагивал вопросы политики и, хотя наши взгляды на происходящее в мире совпадали, приводить его, мне кажется, не нужно.
Вследствие длительности посиделок, вышли в 7-15. Полтора часа моторили, пока не было ветра, затем пошли под парусом. Вскоре миновали последние шхеры. Впереди Аландское море, хорошая погода и… шведский костгард.
Почти прошел мимо, но вдруг повернул и поравнялся с нами. Молодой парень свесился с борта и радостно заорал «Скампи третти?!» -Я.Я! прокричал я в ответ, надеясь, что на этом все и закончится. Но парню хотелось общения, у него была такая же лодка и он говорит по-фински! Ах, я не говорю по-фински? А по-шведски? А кто мы тогда вообще такие и почему под финским флагом? И можно ли осмотреть судно и проверить документы? -Я-я, уже покорно отозвался я. Другой парень и девица в наколках чуть не до бровей спустились к нам на борт. «А у нас канистра с водой потекла… А, нет, это мы вообще-то тонем.»,- раздался из рубки голос Светы, спустившейся за паспортами.
Пайолы всплыли...
Как объяснить этим шведам, почему капитан яхты, только что радушно улыбавшийся им, вдруг бросается к помпе, а потом начинает выхватывать из входного люка ведра с водой и выплескивать ее, забрызгивая им униформу?! Как капитану яхты понять, откуда в лодке вода, быстро ли она прибывает и при этом вежливо общаться с представителями власти на шведско-англо-русском, причем русского там намного больше?!
Сунув девице паспорта и документы, я кое-как объяснил, что в лодке обнаружена вода, что мне некогда и надо выяснить, пойдем мы ко дну прямо сейчас или чуть позже. Убедившись, что вода если и прибывает, то медленно, спустился вниз. Основное количество мы откачали, но открыв моторный отсек, обнаружил, что мотор залит по опоры. Шведы к тому времени удостоверились, что мы не шпионы и не террористы и любезно предложили помощь. Я немного успокоился и теперь мог лучше вспоминать отдельные слова чужого языка. Благодаря этому удалось объяснить, что причины наводнения мне пока не ясны, что если течь не прекратится, то я иду в Капельшер на отсосе, если дойду. А вот если не дойду, тут-то они и понадобятся. Как ни странно, меня поняли. Велели звонить или радировать, чем дело кончится.
Причина течи нашлась почти сразу. По хомуту протерся шланг подачи воды от системы охлаждения к «гусаку» мокрого выхлопа. Ремонт занял полторы минуты. После чего я, заранее составив фразы на шведском, вызвал костгарда по рации и гордо сообщил, что все Окей и мы идем дальше. Ребятки не поленились, снова подошли, спросили куда мы идем и не надо ли помочь. Услышав, что идем на Аланды и, следовательно Швеции ничто не угрожает, исчезли вдали. После всего этого слегка потряхивало, но спокойное море и ровный ветер быстро лечат. По зрелом размышлении решили, что потонуть мы не могли. Ведь помпа качает только при работающем движке. Вот мы и набрали воды с утра, когда ветра не было и пока швартовались к костгарду. Но то, что шведы были рядом, добавляло уверенности. Обнаружив воду в открытом море, одни, перепугались бы больше.
До Degero дошли без приключений. Марина показалась осиротевшей. Лодок мало, магазины закрыты… На подходе миновали аж три военных корабля, но они нами не заинтересовались.
На другой день у нас был запланирован небольшой переход до о. Сеглинге. Почти весь путь прошли на парусе. Пришвартовались первыми. Следом пришли еще несколько лодок. Этакая сельская марина, без душа и с туалетом типа сортир. Умывальники на улице. Однако, 25 евро! Основной достопримечательностью острова является пресное озеро поблизости от марины. Пока «конкуренты» не прознали, мы первыми отправились туда. Небольшое озерцо посреди леса. Все берега заросли камышом, кроме одного пятачка, где есть мостки и спуск в воду с берега. Вода чистая и очень теплая. Наплавались вдоволь. По дороге к лодке обратили внимание, что лес вокруг непривычно выглядит. И правда, для нас заросли орешника – не совсем обычное явление. Лещиной покрыта значительная часть острова. К сожалению, орехи были еще незрелые. Но какое богатство!
Следующий переход в 40 миль до марины Korpostrom прошел без приключений Опять установилась хорошая погода. Правда, пришлось несколько раз идти в лавировку и попортил нервы финский костгард, следовавший параллельным курсом. Впрочем, он скоро ушел. Марина не очень большая, но благоустроенная. 25 евро. Прачечная отдельно 8 евро. Здесь где-то проходит граница Аландов и Финляндии. Это хорошо видно по флагам у домиков на островах. Если до этого были только Аландские, то тут они вперемешку. В зависимости от государственной приверженности индивида.
1 августа. Вышли в 8-15 и сразу поставили паруса. Хотели сначала идти в Каснес, но дуло так хорошо и ровно, что решили стрельнуть до Ханко. Кто знал, что мы там задержимся аж на 4 дня. Опять пришлось подставлять под шприц многострадальную задницу. А потом прилетел восточный ветер до 20 м/с. Но мы не скучали. Рукам всегда найдется дело, а длительные прогулки укрепляют спину. В общем, прощание с любимым городом получилось!
7-го августа покинули Ханко и пошли сначала на двигателе, а затем под парусом под все усиливающимся ветром. В шхерах идти одно удовольствие, пока не отдаст винт крепления родкикера. Пришлось аварийно спускать грот, чинить неисправность. Прошли Baroesund. Думали встать там, но на связь вышел Михаил, сосед по пирсу в Хамине. Он шел навстречу. Договорились встретиться в Porkkala. Финишный отрезок от внутреннего фарватера до Порккалы проходит по открытому месту. Западный ветер совсем окреп и мы летели 6,5-7 узлов по полутораметровой волне с зарифленными парусами. В марине Порккала поразило количество немецких лодок. Аж 6 штук при трех финских и одной нашей. А сама марина маленькая и слегка неухоженная. Вокруг лес и финские дачки. 30 евро.
Назавтра к 12 ч подошел Комфорт 32 с Михаилом и его сыном Василием. Они торопились дойти до Голландии, где у Михаила намечалась работа, а потому ломились нещадно против ветра. Оба усталые и голодные. Пришлось накормить и они завалились отсыпаться. К вечеру мы надергали салаки из-под пирса и славно посидели с пивом, вином и друзьями с аккордеонами на коих тот и другой очень прилично играют. Разошлись, конечно, поздно.
Разумеется, мы проспали. Вышли в 10-00. Сочувствуя ребятам, которым идти против ветра, мы снова весь день отдыхали с попутнячком до стоянки Мери Растила, где нас ждал наш друг и коллега Владимир (Вилье). Посидели, поели, выпили. За дружеской беседой время летит незаметно.
Назавтра, как договаривались, сходили с познавательными целями на лодку коллеги Сергея из Питера, за которой Владимир присматривает в отсутствие хозяина. Гамблер 34 произвел впечатление больше гонщика, чем круизера, но гонщика давно минувших лет. Насколько снаружи все было сделано с умом, настолько внутри безалаберно и нелепо. Первая мысль, которая пришла на ум, когда мы спустились в лодку – а у нас места больше! Спальные полки по бортам салона сильно сужают пространство, громадный стол съедает его еще больше, холодильник конструкцией не предусмотрен и стоит на диване. Лаз в кормовую каюту – для карлика, а сама каюта поделена на две каморки, куда надо заползать. Большой в лодке только гальюн. Есть где развернуться! Во второй половине дня съездили повидаться со Светланой из Ханко. У нее сейчас маленький ресторанчик и магазин рыбных продуктов. Очень вкусно поели и прекрасно пообщались. Правда, мешали немцы. Их в Хельсинки было в этот день больше, чем финнов. Мы не могли понять, в чем дело, пока я не вспомнил, что вечером Суперкубок лиги чемпионов по футболу, а играют там Вольфсбург и Реал. Оказывается те немцы, которых мы видели в Порккале, пришли сюда смотреть футбол! И не только эти лодки. Целая флотилия.
Утром поехали осматривать крепость Свеаборг, которую по недоразумению называют Суоменлинна. Притихшие немцы, команду которых Испанцы обыграли на классе, заливали горе пивом и пытались доказать всем, что приехали сюда с целью познания финской культуры. Весь день мы слышали только немецкую речь.
Свеаборг облазили по мере сил и возможностей. Сделали кучу снимков. Совершенно напрасно потратили деньги, посетив музей, бедный и пустоватый.
Вечером, уже в темноте к нам на лодку приехала Светлана с мамой. Славно посидели пару часов.
К 7 ч. подошел Владимир проводить нас. Утро выдалось туманное. Август. Отчалили при видимости 100м. Пока был туман, шли под мотором. Затем полетели 5-6 узлов. Все попутные ветра. Пролетели мимо Котки уже на закате. Да что тут осталось-то!! Старались дойти до Хамины засветло, но ветер падал. Заходили уже в полной темноте. Встали на гостевую: там хоть освещение есть, видно, куда идешь. Отшвартовались в 22-15. А в 5 уже переходили на родную стоянку. Осиротевшая без русских яхт, полупустая. Спать уже не хотелось, стали рыбу ловить. Размер порадовал. Запекли ее в духовке.
Последовавшие за этим десять дней, мы назвали курортом. Причем, спа. Крепкий сон, водные процедуры (вода 24 градуса), прогулки по окрестностям, вкусная еда, легкие напитки… Я что-нибудь упустил? В перерывах между отдыхом мы, при содействии коллеги Сергея, откатили наш кильблок с площади, где он стоял среди русских лодок к финским телегам: местный муниципалитет начал освобождать площадь от яхт и вывозить их за город. Там оборудовали новую зимнюю стоянку. Познакомились с ребятами из Питера. Они пригнали Аллегро 27 и раздумывали, идти домой или оставить лодку в Хамине. Предложили им использовать наш кильблок. В дальнейшем он им пригодился, т.к. финны их не выпустили на лодке.
На второй день задул юго-восточный ветер и я заявил, что домой пойду только с попутняком. На самом деле просто не хотелось уходить. Теперь мы тестировали жизнь на лодке в марине и это нам нравилось. Проводили в Россию яхту «Мода», построенную на наших верфях. Но так построенную, что не стыдно перед халлбергами и бавариями.
Наконец, ветру надоело держать нас за границей и 24 августа в 14-15 мы покинули Фредериксхамн. Целью нашей был остров Таммио в двух-трех часах хода от погранпоста. Дошли к 18-00, встали кормой на буй, носом к каменному молу. Маленький поселок, редкие люди… Никто нами не заинтересовался. На закате пришла гроза и началось что-то фантасмагоричное. Цвета менялись от пурпура до нежной голубизны, а в конце еще и посверкало-погремело.
Встали пораньше, вышли в 5-45 и к 8-15 были на Сантио. По дороге честно пытался дозвониться до финнов, но без толку. Однако, одновременно с нами подошел и их костгард с тремя ражими молодцами. Узнав, что мы идем в Россию, они посовещались и, забрав все документы скрылись в домике. Через 20 минут стало тревожно. Подошел к домику. Оттуда высунулся пограничник и заверив, что все Окей, скрылся за дверью. Еще через 20 минут стало совсем не по себе. Наконец, меня позвали и сунули в руки телефон: поговори, дескать. Я начал объяснять, что финским не владею, но женский голос по-русски, почти без акцента начал задавать мне вопросы. Откуда идем, где и когда купили лодку, где стояли эти годы. После паузы спросили, собираемся ли мы вернуться в этом году? Я начал клятвенно заверять, что в Питер мы идем на несколько дней. Вот только уладим дела и сразу обратно! На этом разговор закончился. И еще 20 минут ожидания…
Нам вручили паспорта со штампами на выход. 9-35! А я рассчитывал на этот час, хотел придти засветло!
Путь из Заграницы в Родные пенаты был легок и приятен. Волна не слишком высока, ветер не слишком силен, скорость 6 узлов. На подходе, когда стало темнеть, помянули финских погранцов и спустили грот. Вышли на главный фарватер уже в полной темноте. Бакены еле мерцали, видимости никакой. Потихоньку продвигались по краю фарватера. Вдруг справа увидел тень, услышал звук. А это БЖП решил нас обогнать вне судового хода, поскольку его собрат это делал по фарватеру.
Да, мы дома!
Пришли на Константин к 22-30. Поскольку мы отзвонились заранее, нас ждали. Я никогда не приходил сюда в темноте и теперь беспомощно кружил, пытаясь понять, куда идти. Подошли к пирсу поближе. По нему метались тени и мигали фонариками. Оказалось, наши пограничники показывали, куда пристать. Отшвартовались. И нас сразу поспешили обрадовать: вы заехали в запрещенный район, с вас две тысячи! Вернулись, называется! Порадовала таможня, которая теперь круглосуточно дежурит. Правильно, а то погранцам обидно.
Как бы то ни было, на завтра, уже к 16-30 мы оформили временный ввоз. На этот раз получилось гораздо дешевле, чем в прошлом году. Разницу потом получили через сайт таможни.
Переночевав в Кронштадте, ушли на Петровскую косу, где и пробыли до октября. При заходе (надо же!!) сели на знакомый муринг, правда, быстро снялись. В октябре ушли на зимнюю стоянку, в Кронштадт.
Поход прошел неплохо и закончился удачно. Но что-то не давало покоя. Ведь главной цели мы не достигли. Хотели добраться до Голландии-Бельгии-Франции.и дальше… Но помешали проблемы со здоровьем. И мы надеялись, что когда-нибуь…
«Когда-нибудь» иногда наступает раньше, чем вы думаете. Но об этом – в следующий раз.