Плавание 2023 г.

На этот раз не было заранее облюбованного и продуманного плана нового плавания, только желание добраться до лодки и снова выйти в море. Когда Финляндия закрыла границу для россиян, думалось — все. Виза-то есть, но путь закрыт, а у пытающихся попасть в Финляндию без особых причин ранее выданные визы на границе аннулируют. Конечно, на лодке всегда надо что-нибудь починить, но финские стражи границы вряд ли согласилисьь бы, что это официально допускаемый "неотложный ремонт недвижимости". Болезнь вражды куда хуже приснопамятного ковида.

Потом оказалось, что попасть в Шенген все-таки можно не только самолетом с пересадкой в Стамбуле или Дубае, но и на машине: осталось открыто "северное окно" на границе России с Норвегией. Финский портал yle.fi (доступ с танцами под бубен) сетовал, что этот путь остается легальным, и воспрепятствовать проникновению настырных русских туристов нет возможности. Появилась надежда, а там и опыт, которым делился сайт Винского. Правда, характеристика давалась красочная:

Что ли я не самурай, хоть и диванный? Только бы вывез верный боевой конь, тоже ведь не первой молодости. Для машины возраст 21 год считай как мои 72. Доберусь до Финляндии, а как еще там встретят власти, полиция? Как заправляться по пути? На заправках нужна карта, а карты тю-тю... Ехать ведь через всю Финляндию сверху донизу, а теперь даже 10 л в канистре взять нельзя. И вишенка на торте: отмена с 1 июня "зеленых карт". Туда еще можно успеть, а обратно грозят расходы на европейскую страховку. В общем, много страхов.

Но главное — не осталось сомнений, как встретят люди

Посоветовали интересный вариант: из Рованиеми в Хельсинки ходит поезд car carrier, на который можно погрузиться вместе с машиной; цена билета сравнима с затратами на бензин. СО2 меньше вылетит, и в пути отдыхаешь, а не рулишь. Воспользоваться "рельсовым паромом" не пришлось, так как он отправлялся вечером, а я был в Рованиеми утром. Но до этого было еще далеко.

Дорогой длинною

Дела автомобильные

Еще в марте съездил в Питер, куда тепрерь перебралась дочка, после этого машиной занимался и сам, и в сервис отдавал. Стартовал из Новозавидовского 18 мая. С Богом и Аллахом, вперед!

Традиционного напутствия хватило примерно на 300 км нормального полета, а потом при любом прибавлении газа началась жуткая тряска. Дополз до Крестцов, где есть автосервисы и уже когда-то приходилось чиниться. По очереди поменяли оба шруса передней оси, стало гораздо лучше, но не совсем. Ремонт продолжился в Питере на СТО Бугры. Механик усмехнулся: "Ниве трястись и положено!" Поменяли третий шрус, на кардане, и что-то еще. После этого, тьфу-тьфу, тряска пропала. Казна понесла потери... но ведь, если проблема решается деньгами, это не проблема, а расходы.

Чтобы покончить с автомобильными заморочками. 3000 км от Питера до своей марины проехал прекрасно, а потом перестал работать стартер. Произошло это в единственном месте, где я мог сразу получить помощь — у дома Аки, прежнего владельца лодки, с которым стали друзьями. Утром спихнули Ниву с горки (сам мотор заводился мгновенно), вечером в марине он завел меня с буксира и потом до ночи возился со стартером. Аки механик и "на ты" с любой техникой. На своей лодке дизель полностью перебирал, а на мои слова о проблемах отвечал: "C железом не бывает проблем, это challenge! Люди и политика, вот где проблемы". Но и он был в недоумении: как выяснилось, "плюс" на стартер приходил, но реле не срабатывало. Обрыв или... нет "минуса"?

Снятие стартера оказалось квестом. Пришлось отсоединить соленоид (втягивающее реле), только после этого удалось снять сам стартер. Обрыва не оказалось, и после того, как все было тщательнейшим образом вычищено и смазано, стартер заработал безупречно. Похоже, из-за грязи и коррозии действительно пропало соединение с массой. Но после установки мотор заводился только один раз из многих попыток. Cтартер крутился, не цепляя двигатель. Видимо, не удалось вслепую правильно присоединить тягу от соленоида к муфте.

Принятие очередного вызова было отложено до моего возвращения, и возник очередной страх — как домой ехать-то? Была бы хоть на Ниве заводная ручка... :-((

Страхи портят настроение, но от них есть и некоторая польза: если ожидаемая неприятность и правда происходит, паники нет: тут уж пустое дело бояться, выбираться надо. Вычитал, что иногда для работ со стартером приходится отсоединять выхлопную трубу. Аки тоже предполагал, что она виновата: труба зажимала стартер с тепловым экраном, не давая места. Дырявые "штаны" мне как раз весной меняли; возможно, их изгибы не совсем повторяют те, что были на ВАЗе 20+ лет назад.

По возвращении из плавания повторил всю процедуру, взяв у Аки нужные инструменты. Там есть третья нижняя гайка крепления стартера, добраться до которой получалось только снизу, приподняв машину, гайковертом с шарнирным удлинителем. И то, пока найдешь, помянешь конструкторов до второго колена, и ВАЗа и ФИАТа.

Когда "штаны" были откручены и отжаты от двигателя (снизу тоже есть крепление трубы), стартер удалось снять, проверить зацепление тяги реле и поставить. И все заработало легко и непринужденно. До сих пор работает, тьфу-тьфу.

По Коле

Трасса Кола (Е 105) мне понравилась. В основном по одной полосе в каждую сторону, но движение небольшое. Дорога в хорошем состоянии, видно, что за ней следят. Населенных пунктов мало, стоянок и заправок тоже не густо. Первая ночевка была где-то после поворота на Кемь. Интересно, что в тех местах на всех стоянках (довольно редких) стоят мощные эстакады из бетонных блоков. В расчете, что сервисов рядом все равно нет и водилы грузовиков сами справятся? Но сами стоянки... Сплошная помойка.

Курсом на северо-запад. Трасса «Кола». Пикник на обочине.

За Мурманском дорога идет вверх-вниз. Остановился перекусить, увидев съезд и у воды импровизированный пляж: много машин, дымятся мангалы, играют детки. Жарко, но в воду никто не лезет: по соседству плавает лед, а с дороги во многих местах виден лежащий снег.

Вдоль всей дороги памятники военных лет: здесь были жесточайшие бои. Единственный район, где фронт не сдвинулся всю войну, и гитлеровцы так и не смогли подойти к Мурманску. Дорожные указатели со знакомыми названиями баз Северного флота. Проверка документов.
— Куда едете?
— Трифонов монастырь, Заполярный и в Норвегию.
— В стороны не сворачивайте, погранзона.
— «Шаг вправо, шаг влево...?»
— Вот-вот, а то еще подстрелят! Страж погранзоны посмеивается.

Второе место ночевки было намечено заранее: у Трифонов-Печенгского монастыря. Через Киркенес и монастырь в 2013 г. возвращался из похода по северу Норвегии на яхте Дмитрий Кнорозов; его в высшей степени детальный отчет послужил мне путеводителем по этим местам.

Монастырь

Очень краткая история, на основе книги епископа Митрофана (Баданина) «Житие преподобного Трифона, печенгского чудотворца». Серия Кольский патерик, кн. VII. Изд. "Ладан", СПб.-Североморск, 2017. Книгу приобрел в лавке при монастыре; прямые цитаты будут выделены курсивом.

Человек, ставший великим святым Русского Севера, был разбойничьим атаманом.

Родился Митрофан в 1485 г. под Торжком в семье попа. Вырос сильным и красивым парнем; взяли слугой в боярский дом. Попал в дружину, отправленную на север воевать шведа и каянских немцев на спорных границах, и там прославился силой и яростью. Когда вернулся, вспыхнула взаимная любовь к дочери боярина Елене. Шансов на неравный брак не было, и влюбленные бежали в уже знакомые Митрофану края к востоку от Ботнического залива. Это были спорные земли, на которые претендовали русский великий князь и шведский король. Их отряды воевали между собой и попутно разоряли и грабили селившихся там финнов и всех, кто попадал под руку. Но в 1510 г. было заключено перемирие со шведами, и «ЧВК» Митрофана оказалась просто бандой.

Днем с полюбовницей тешился, ночью набеги творил... Много народу ограбил и разорил он на границе и много крови пролил, к тому же стал все сильнее пить. Только Елена пыталась сдержать буйство атамана, многих людей спасла от смерти и укрощала его дикий нрав. Вот только себя не спасла: через три года вольной жизни пьяный Митрофан в гневе зарубил возразившую ему невенчанную жену. Такая вот история северного Стеньки Разина.

А когда протрезвел...

Бросил банду, бросил все. Одел рубище и ушел в леса на север, питаясь рыбой и чем придется — каяться. Скитался, отшельничал. Выжил.

Около 1519-го встретился с миссионером Феодоритом, проповедовавшим среди местных жителей, стал его учеником и последователем. Через несколько лет срубил часовенку у поселения лопарей, а в 1530 г. уже с помощниками стал строить Свято-Троицкую церковь у впадения в Печенгу речки Маны. Сейчас монастырь там и стоит. Церковное прощение за злодейства Митрофан получил еще через 3 года, по истечении 20-летней епитимьи. И стал отцом Трифоном.

Скончался Трифон в 1583 г. Основал монастырь, обращал лопарей в христианскую веру, противостоял внутрицерковным разладам. Умер, став святым старцем и оставив в свой последний час пророчество, что обитель ждет беда: от острия меча умучены будут многие.

Через 6 лет так и случилось: сначала была сожжена церковь и убиты двое монахов; нападавших никто не видел. Через неделю, 9 декабря 1589 г., произошло основное нападение. Верные обетам монахи сопротивления не оказали и были безжалостно вырезаны. Погибло 116 человек, а монастырь сожжен.

Напала на монастырь финско-шведская ЧВК некоего Пекки Весайнена, который, знать, оказался еще круче, чем Трифон в молодости. И к тому же был отчаянным мореходом: напавшие воспользовались незамерзающим морем и пришли на ладьях полярной ночью, когда всякое судоходство прекращалось и местность у монастыря была пустынна. Был там и свой Иуда, некий новообращенный христианин из лопарей, оставшийся недовольным и показавший путь к монастырю.

Теперь сказали бы — карма. Обрушившаяся через десятки лет на невиновных.

Молитвами святого печенгского старца Господь даровал им высшую награду христианина — венцы небесных мучеников Христовых.

Вот это награда... А банда, не получив отпора, отправилась злодействовать дальше. Тем и закончилась история первоначальной обители.

Ближе к концу ХIX века монастырь восстанавили, но вскоре накатила революция; а потом оказавшийся в Финляндии монастырь снова попал под раздачу: Зимняя война, репрессии НКВД и вновь дважды прокатившаяся война. Не осталось и камня на камне.

Уже в новой России Свято-Троицкий Трифонов Печенгский мужской монастырь восстановили во второй раз. Строительство шло начиная с 2009 г., да так и не совсем завершилось; об этом ниже. Справа выше — фрагмент иконы с частицей мощей, см. сайт монастыря.


А за оградой — ни души...

Попал в монастырь во время вечерней службы. Невысокая ограда вокруг, башенки, церковь, постройки — все деревянное, из мощных бревен. Плотники знали толк в работе не хуже прапрапрадедов. Красиво... пожалуй, даже слишком, если помнить историю этого места. Есть ощущение некоей декоративности, пряничности. Стены, если уж решили строить стены, здесь должны бы стоять повыше, не игрушечные.

В храме были еще только двое туристов, семейная пара, да женщина, которой потом вынесли икону и она к ней буквально припала. И женщина из иконной лавки. Лицом к алтарю встал монах с посохом и читал поминовения, сперва шепотом цыкнув на нас: — Мужчины направо, женщины налево! Второй махал кадилом, и еще один, невидимый, пел. Хорошо, красиво пел. После службы все свечи погасили, в храме не остается ни одного огонька. Дерево!

Потом я отъехал от центрального входа вбок, к хозяйственным воротам, там и остался переночевать. Вышедший за стену покурить мужичок (внутри "отцы" не дозволяют), рассказал, что их всего-то шестеро сейчас: трое отцов да трое трудников. Братский корпус пустует... Но службы служат как положено и содержат все в порядке.

Планы были большие, вон половина сруба рядом стоит, начали гостиницу для паломников строить. Да как епархии разделились (церковные власти выделили из Мурманской Североморскую, к которой и отошел монастырь), денег стало меньше, а потом еще и ковид подкосил. Но ничего, живем. Солдаты помогают; скоро рыба пойдет. Инспекция знает и гоняет не особо: семгу не трожь, а горбуша — да ее как мусора. Сокрушался, что хотели всю территорию красивой плиткой замостить и уже завезли, лежит пока. А ведь если замостят — как тогда уголь на хоздвор подвозить топить, погрузчик плитку-то переломает!

Жизнь вернулась и снова идет, и церковная, и бытовая. Везде своя.

Ночью никто не появлялся и не беспокоил. Со стороны нескольких домов Луотсари за дорогой доносилась музыка; видимо, там вечером гуляла молодежь. Но недолго.

Граница

На следующее утро несколько часов то ждал открытия контор, то метался по Заполярному в поисках "зеленой карты". Не успел купить заранее, когда был 15-го в Москве, но кто же мог ждать такой подлянки? По дороге к финской границе точки продаж ЗК чуть ли не под каждым кустом, а здесь — все бесполезно. Даже водители на автостанции пожимали плечами: нет, ни тут, ни на дороге нигде нет. Разве что в Никель ехать, там есть ВСК. Спасибо сотруднице Росгосстраха, чей номер был указан на объявлении у закрытого офиса! Она перезвонила, увидев на телефоне ранний звонок, и объяснила ситуацию:

— Уже никто не продаст, даже в Мурманске! С 1 июня ЗК не действует, и их компьютерная система перестала регистрировать новые страховки. Но вы можете купить страховку у норвежцев прямо на границе, они берут 900 крон за первый месяц и по 540 дальше.

Гораздо гуманнее финской по 180 евро! Запас крон удалось пополнить в отделении Сбера, после чего выдвинулся на границу.

Если везете бензин долить бак, надо делать это, не въезжая на МАПП. У меня было 5 л, но когда достал канистру, таможенники замахали руками — низзя! Как же быть?! Ведь норвежцы бензин в канистре теперь везти не разрешают! В конце концов старшая начальница сжалилась и сказала: ладно, переливайте где стоите (у дьюти-фри) только потихоньку. Вот как!

Все вещи надо было выгрузить, все было осмотрено, даже стекла в машине велели опустить и лазили в щелки каким то зондом.

Норвежские службы тут же, рядом.

— Куда едете?
— Киркенес, потом в Финляндию, в Порвоо у меня лодка (показал регистрацию). Чинить буду, и сэйлинг трип как погода позволит, может быть, и до Норвегии доберусь. Хочу на два месяца.
— Страховка на машину?
— Нет страховки, надо купить.
— Пойдете в красный коридор, там.
— Сколько у вас денег?
— Евро, ваших и шведских крон всех вместе ~1400. Аккомодация мне не нужна, по дороге живу в машине а потом в своей лодке.
— Ок.

Норвежская таможня проверяла все еще дотошнее нашей. Велели заехать в ангар со сканером. На остатки бензина, пару яиц и яблок махнули рукой. Сухой еды два ящика, рыбные консервы — можно, но все было осмотрено. В инструментах увидели флакончик, в который я отлил гель для прочистки слива — что такое? Сказал. А это что в мешке? Стаксель. И т.д.

Потом отвели в комнатку ожидания; одна из таможенниц поинтересовалась фото моей лодки, уж не знаю в служебных целях или просто из любопытства. Спросила, где бывал раньше, и сказала, что сама она из Ставангера. Вытащив ноутбук, нашел как раз ставангерские фото, Tall Ship Race.

Когда меня позвали обратно, все остававшееся в машине барахлишко оказалось аккуратно разложено на длинном решетчатом столе, даже домкрат из-под сиденья и шлепанцы. Слышу, посмеиваются: — Sailing enthusiast! И пропустили.

Приятно все-таки, что нас тут уважают! (c)

Киркенес

Когда-то давно, пополняя наш реестр катамаранщиков, удивился названию лодки питерца Алексея Янковского, взятому у северного норвежского города. Не случайно: оказалось, что его отец, историк и востоковед И.М. Дьяконов, в конце войны работал в комендатуре Киркенеса. Тогда же, в 44-м, он написал там философское эссе "Киркенесская этика" о моральном выборе, который встает на войне перед совестливым человеком. Алексей снял об отце документальный биографический фильм с таким же названием.

И вот я в Киркенесе. Порадовал памятник советским солдатам. Никто не собирается его поганить, сносить или переносить, как делают сейчас во многих странах, где прошла та война. К великому стыду, и Россия рвением квасных патриотов оказалась в позорном ряду борцов с памятью и могилами — уничтожили финское военное кладбище. Об этом позже; на пути домой специально заехал посмотреть в Приморск...

А флаг-то неправильный, здесь советский должен быть! Те солдаты были не из теперешней России. Скорее уж можно считать этот триколор флагом России царской, ведь многие офицеры и пожилые бойцы той войны родились еще до революции. Такая же картина на мемориале конвоев в Скапа-Флоу. Вероятно, думают: «Раз уж эти русские поменяли флаг, изобразим актуальный». Не понимают, что страна другая; для них СССР и РФ воспринимаются тождественно.

Музей Варангера.

Спрашиваю у дежурной сотрудницы:
— знакомо ли Вам имя Игоря Михайловича Дьяконова?
— ???
— Он во время войны был заместителем коменданта Киркенеса, много хорошего сделал для жителей. Есть биографический фильм о нем, там говорится и о вашем городе. У меня он на ноутбуке, записать?
— Сейчас из за плохих отношений русские материалы нам не интересны.
— А как же экспозиция, самолет?
— Да, все есть, пожалуйста, смотрите.
— Отношения изменятся, но мы так рядом и останемся.
— Да, мы надеемся.

Полку с книгами на русском языке показала... и даже за билет денег не спросила.

Кадр из фильма «Киркенесская этика»
Штурмовик ИЛ-2 Таким его подняли из озера.

В 44-м порт и город были разрушены бомбежками, а немногое уцелевшее дотла сожгли при отходе немцы. Экспозиция обычна для военных музеев: образцы оружия, фотографии, документы, свидетельства очевидцев. Но одна тема, лейтмотив, вызывает особенно щемящее чувство: война и дети. Женщина с детишками, с ужасом смотрящая в небо. Где и когда? В Киркенесе 44-го или сегодня в многострадальном Донецке, каком-то украинском городе, на Белгородчине?

..........

На юг

Еще немного на запад, и у реки Нейден надо повернуть налево, на дорогу к финской границе. На придорожном щите указаны часы работы таможни, на случай, если она вам нужна. Поворот не пропустишь: здесь мощно шумит огромный, очень красивый порог. Да-а, я сюда не сунулся бы. Уж не знаю, что скажут матерые водники — может, пройдет катамаран побольше или какой рафт? А на каяке? На берегу дорожки, домик какой положено, стол для разделки рыбы, а в реке у берега не иначе как для улова круглый каменный садок.

Проехал мимо домика таможни с флагами, а вот и сама граница. Ни души. Ага, вон появились финские жители: впереди через дорогу перебегают несколько олешков.

Финляндия... Еще полегчало на душе. Дорога приятна, но все-таки очень уж неблизкая. На второй день пути однажды с двух попыток не смог осилить круговой поворот, попал на объезд и понял: пора остановиться и подремать. Что и сделал. На финских дорогах места для остановки на отдых и ночевку попадаются чаще. Ночевал в пути по Финляндии дважды, стартовал рано, в пятом часу: белые ночи, светло. На фото одна из площадок для отдыха, где остановился перекусить. Почувствуйте разницу с российской "Колой".

В самом конце снова заблудился, свернув не туда и запутавшись в жилом районе с узкими улочками, но в 12:10 24 мая был около лодочки. Весь путь от Питера (Мурино) занял четверо суток и шесть часов.

С заправкой сложностей не возникло: первый раз оплатил наличкой через оператора на большой заправке с рестораном, второй раз на заправке Teboil оказалось, что колонка принимает и купюры.

Дорога 92 / 971, граница Норвегии и Финляндии. Ура, снова на воде!

Снова в море

В лицо повеяло прохладным ветерком, и в жизни словно бы прибавилось смысла. Вода всегда ассоциируется со свободой, на воде не бывает шлагбаумов и волчьих ям, хотя засад хватает.

А.Бушков

Несколько дней в заботах, возне с проводами, эпоксидкой и разным хозяйством. Отличная погода, солнце, днем жарко. А вот под утро температура в лодке как-то опустилась до нуля. Выручал тепловентилятор, а потом в первое время не раз запускал керосиновый нагреватель. Но вот все проверено и работает, припасы погружены, бутыли с водой наполнены.

29 мая — день отплытия. Как же хорошо! Прохладный ветерок, руки все помнят... на сегодня маршрут традиционный: в Хельсинки. Ветер встречный, но ничего, лавировочка шла бодро, в удовольствие. Посвежело до 4 баллов, взял риф на гроте.

Перед островком Лейкосаари у поворота на Пуотилу есть узкий фарватер. Его можно обойти по основному, но это крюк. Встречных не видно, поехали. Отлавировался между знаками, и тут... что с парусом?! Блин, вот это засада так засада!!! Разорвало наверху по всей ширине и еще вдоль задней шкаторины! И ветра-то сильного не было, ну, обычные порывчики, не более. Выручай, мотор. Так под мотором и пришел.

Владимир (Вилье) уже поджидал. Радостная встреча. Пришлось, правда, перебазироваться из Мери-Растилы напротив, в Пуотилу: новый сосед по стоянке высказал недовольство появлением чужой яхты: ходят тут всякие, не отмеченные, еще поцарапают, и концов не найдешь! Теперь у них введена система, позволяющая видеть, кто арендовал каждое из мест и что за лодка имеет право там стоять.

Понятно, стоять в месте спуска и подъема лодок на воду нельзя; сбоку у откачки септиков можно, но место было занято деревянной яхтой со снятой мачтой. Вилье подсказал, что рядом с "traffic berth" (где ступеньки, см. фото — там остановка не более 30 мин.) можно встать на месте демонтированного мачтового крана. Место пока осталось как бы ничейным, во всяком случае, никто оттуда не прогонял.

Осмотр паруса показал: разошлись швы. Ткань цела, подвели нитки — сгорели от ультрафиолета и рвутся руками. Вилье предложил шить у него на машинке, спасибо ему за помощь! Но и для ручной иголки работы было много: сначала сметать, потом прошивать толстые места, которые швейная машинка не брала.

Спешить не стоило, прошили и что смогли по соседству. В швейных делах и дружеских разговорах прошли четыре дня; дальше тронулся только 3 июня. Ветер должен был поменяться еще через день, так что ушел совсем недалеко, на Isosaari. Парус больше не подводил, но после таких дел окончательно решил, что на большое плавание замахиваться не буду. Пойду потихоньку по знакомым местам. Морской горизонт вокруг хочется увидеть, так что на этот раз постараюсь добраться до Готланда.

Есть своя прелесть и в таком плавании. "Оперативная память" теперь частенько сбоит: отвернув винтик, могу несколько минут ругаться, отыскивая отложенную в сторону отвертку. Но вдруг где-то и без навигатора узнаешь острова и проливы — эге, а там ведь будет хорошая стояночка; плавали, знаем! :-)

Табор морских цыган осел около Пуотилы на якоря и стоит уже много лет.

Любимая стоянка Stora Brandö юго-западнее Хельсинки на этот раз была пуста; день простоял тут, пережидая свежий западный ветер. Среди дня вдруг появилась маленькая открытая лодочка: настоящий парусный турист! Причалил рядом к берегу и вскоре снова ушел.


Уже 6 июня, а форма одежды нужна утепленная. Зато в Byxholmen – сауна!

Стоянка Byviken на о. Bjorko. Плавучий причал для откачки септиков.

22 года назад, в первом финском походе, мы останавливались на острове Vidskar. Потом не случалось туда попасть, он в стороне от основного фарватера. Но после захода в Byviken оказалось, что теперь на Kökar ближе будет не возвращаться на фарватер южнее, а пойти мимо Vidskar'a.

Вот наша компания в 2001 г Тот самый бережок... sЗа кормой маяк Lagskar, идем в Швецию.

На шведской стороне зашел на стоянку Himmelskar, где раньше не был.

Она самая восточная, переход через Кваркен от финского маяка Lagskar получается всего 37 км. Место интересное, но не слишком удобное: узкий вход, небольшая лагуна среди скал. Дикий берег, никаких "сервисов". Дно — плиты, якорь держит неважно. Но можно привязаться, а от волны прикрыто. На берегу обнаружился лабиринт, очень уж чистенький — похоже на современное творчество, но кто знает.

Himmelskar


Отсюда — на юг, на юг, фарватерами через Стокгольмские шхеры. Знакомые и новые стоянки. Вот одна из них, на острове Mörtö-Bunsön. Причал, к нему подходит дорога, но все заброшено: здесь теперь заказник (Naturreservat).

Штили, часто приходится идти на моторе. Вот и Ostermarsfladen; стоянка в большой закрытой бухте популярная, лодок уже много. Понаставили каких-то высоких буйков-мурингов с надписями "100 крон за день". Ну-ну. "Мое" местечко сбоку носом к причалу да якорь с кормы никто не займет, большим яхтам тут не встать. Здесь первый раз окунулся в море: у пляжика на мелководье вода теплая, подальше прохладненько, 17°. Завтра пойду на Готланд, точно на юг. Обещают 2-3 балла NE, хорошо.

Ушел со стоянки в 7 утра, встал к причалу в Ликерсхамн (раньше сюда заходить не случалось) в 0:20. Переход был спокойный; ветер то слабел, то усиливался до 4 б и начинало раскачивать. Подремал, включив АИС; встречных-поперечных не случилось. Lickershamn — местная гавань, есть гостевая стоянка. Рядом красивые известковые скалы, к ним ведут туристские тропы, но и с воды прекрасно видны "развалины замка". Волнолом, на внутренней стороне мощный причал. Оплата картой через автомат, стало быть, без карты — халява, сэр. Да и уйду утром в Висбю.


Висбю. Странно: половина стоянки полна, половина пуста. Встал было на пустую сторону, но меня попросили перейти. Оказывается, эта сторона для заказа через интернет. Места резервируются и оплачиваются на сайте dockspot.com; система внедрена на многих шведских маринах, а также в Германии и Эстонии. Цена за лодочку до 8 м теперь 248 крон, так что денек погуляю, а засиживаться тут накладно.

Но постоять неплохо бы. С Готланда пойду на северную оконечность Эланда, а пока спущусь немного южнее, там гавань Gnisvärd, где ни разу не был — вот и погляжу. Высокий берег понижается, море мельчает; вон и домики, мол, а дальше островки с неумолчным птичьим гамом. Берег за островками песчаный, что редкость на Готланде. Пляж. Место оказалось тихое и приятное, вот только гавань мелководна, метр-полтора. Я смог встать на внешнем конце причала, около лесенки, с которой купался местный народ. И то при подходе сел на мель и пришлось лебедкой подтягиваться за причальный конец, который закрепили на берегу. Дальше стояла еще одна яхта, остальные — местные моторки и рыбацкие лодки побольше. В принципе, гостевая стоянка — 100 крон, но платить надо по шведской телефонной системе. Ладно... Зато оплачивал туалет, чистенький и вполне современный. Как написано: посетили — оставьте 10 крон на бумагу и уборку. Поселок выглядит так же, как и в XIX веке (купил в маленькой кирке открытку с репродукцией). Только лодки другие.

Берег Готланда южнее Висбю. Забор по-готландски.

Переход на Эланд тоже вышел спокойный и даже штилевой. То полз потихоньку под парусом, то штилевал, то моторил. Все вместе заняло 12 часов: с 6 утра до 18. Однажды уже заходил сюда, но, увидев какой-то частокол свай, встал в стороне на якорь. А за частоколом оказался старый паромный причал и довольно большая стоянка Nabbelund. Оплата – через dockspot.com.

Решил отсюда двигаться обратно, оставив запас времени на какие-нибудь непредвиденности. Обходить вокруг Эланда смысла как-то нет, а вот если все пойдет хорошо, на Аландах загляну в Бомарсунд.

Маяк на северной оконечности Эланда. Nabbelund, причал для крупных яхт. ...морем... ...шхерами... Стоянка Kolnasviken тоже весьма популярна. А это Munkhamnen. Заходил сюда уже раза три. Lido Osterhamn.

Переход через "Аландское море", канальчик с разводным мостом восточнее Мариехамна... Вот и руины фортов. Крымская война шла и на Балтике, и даже на Камчатке. Не спасли огромную по тем временам крепость ни толстые стены, ни устаревшие дульнозарядные пушки. Стоят на своих местах памятники и погибшим при штурме англичанам, и русским солдатам.

Погуляв по крепости, ушел ночевать на якорь напротив, к красивому высокому утесу.

Потом запас времени пригодился: два дня пережидал сильный западный ветер на стоянке Trunsö. На нашей стоянке в Хамари в эти дни анемометром на одной из яхт замерили порыв аж 20 м/с. 6 баллов дуло постоянно, а иногда и явно больше. 5-го ветер ослабел и оставался попутным, западным — одним махом пробежал с ним почти сотню километров.

Горизонт темнеет. Отстаивались и кораблики дайверов. Trunso – стоянка со всеми удобствами. Дань политике и, как бы это поприличнее... вариабельности.

Грустное послесловие

Итак...

К великому стыду, и Россия рвением квасных патриотов оказалась в позорном ряду борцов с памятью и могилами — уничтожили финское военное кладбище.

Не буду пересказывать всю историю, сам узнал о ней из публикации Фонтанки — читайте там. Хотите узнать о появления мемориала и всех согласованиях — посмотрите финскую газету Koiviston viesti за декабрь 2017-го; как он выглядел после открытия — см. номер за декабрь 2019-го.

На пути домой заехал в Приморск — посмотреть, как выглядит сейчас.

Так было... Так стало. Могут снести и «Парус и крест» .....

Каменный кораблик с другой стороны кирхи, который был призван символизировать финляндско-российскую дружбу, пока цел. О дружбе нынче речи нет, художественная ценность сей скульптуры, честно говоря, сомнительна. Устоит ли?

Не понимаю — куда смотрит прокуратура Можайского района Московской области?! На Бородинском поле, в самом что ни на есть заповеднике, стоят памятники французcким захватчикам! Они ж наших предков убивали, гусар и казаков. А ведь наверняка какая-нибудь лицензия при землеотводе и возведении была недооформлена. Срыть, заровнять! Один черт, отношения с Францией теперь сами знаете какие, не лучше чем с Финляндией.

...Было бы смешно, если бы не было так стыдно... Нет, не смешно в любом случае, не та тема.

Финский национальный поэт Юхан Людвиг Рунеберг, живший в Порвоо в XIX веке, воспевал подвиги финнов, но вот что написал в балладе «Умирающий воин» о русском солдате:

Он бился с нашими людьми,
врагом пришел в наш край,
но руку ты ему пожми
и зла не вспоминай.
В могилу лег он навсегда,
Навеки кончилась вражда.

(Н.Н. Толстая, Русский Рунеберг).

Стоят памятники нашим солдатам в норвежском Киркенесе и Бомарсунде на Аландах. Финнам не приходит в голову снести советский мемориал в Ханко. А здесь осталась только закругленная полоса кустарника, высаженного над самим захоронением. Даже в краеведческом музее, занимающем скромное помещение здесь же, в кирке, нет упоминания о могиле финских военнослужащих, призванных из Койвисто. Они воевали за свою страну, да, — против наших дедов и отцов. Но продолжать воевать с уже мертвыми, не уважать память о прошлом — последнее дело. Кощунство. Подлость.

...Табличка со словами советского генерала Павла Ивановича Батова в музейном зале:

.........

Финские власти стараются быть впереди всего ЕС в разрыве не только связей с Россией как государством, но и в разрушении контактов между людьми. Зачем еще запрещать туризм? Но за все время плавания по Финляндии и Швеции не было ни одного проявления враждебности, настороженности или просто косого взгляда. Когда выяснялось, что миня эй пухуа суоменски, миня венялайнен, инглиш, плиз — ободряющая улыбка, а то и поднятый большой палец. Пограничники с таможней на выезде не придирались, визу оставили в силе, на что я после прочитанных страшилок и не надеялся. Шлеп штампик в паспорт — кати. Как всегда.

Что дальше?




PS

Переписка в связи со сносом финского военного мемориала.